в подготовительной группе.
Тема «Ранняя весна».
Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание.
Демонстрационный материал. Картинки (солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник).
Раздаточный материал. 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (например. 1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек).
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе.
Тема «Ранняя весна».
Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание.
Демонстрационный материал. Картинки (солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник).
Раздаточный материал. 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (например. 1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек).
Ход.
Организационный момент.
На доске картинки с признаками весны: солнце; символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины; сосулька; дерево; подснежник; ветка дерева; ручеек; скворечник.
Основная часть.
Воспитатель : Отгадайте загадки и выберите отгадки среди картинок на доске.
Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(солнце)
Какое время суток сейчас на улице?
(день)
Подходить к дому стала –
С неба солнце украла.
(ночь)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Его весной и летом
Видим мы одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(ручеек)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
(скворец)
Работа с демонстрационным материалом.
На доске выставлены картинки-опоры.
Воспитатель : К какому времени года относятся эти картинки?
Дети: К весне.
Воспитатель: Как называется первый осенний месяц?
Дети: Март.
Дети составляют рассказ о признаках весны по картинкам-опорам.
«Ярче светит солнце. День становится длиннее, ночь – короче. Днем на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыши (капель); ночью вода замерзает и образуются сосульки. На деревьях набухают почки. Снег стал рыхлым, начал таять; появились ручейки. Звонче поют птицы».
Подбор определений к словам при повторном чтении загадок.
В: Солнце какое?
Д: Доброе, хорошее, ласковое, яркое, теплое.
В: День какой?
Д: Длинный.
В: Ночь какая?
Д: Короткая.
В: Дерево какое?
Д: Одетое весной и летом, голое – осенью и зимой.
В: Скворец какой?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (4 шага назад, расширяют круг)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
А теперь – фонтаны, (бегут по кругу)
Побежим вперегонки.
Прямо к парку мы спешим, (раздвигают круг)
Станет наш фонтан большим.
Становитесь в круг опять, (смыкают круг)
Будем в солнышко играть. (бегут по кругу)
Мы – веселые лучи, (тянутся на носочках, руки вверх)
Мы резвы и горячи. (прыгают на носках, руки на поясе)
Игра «Разложи картинки по порядку».
У каждого ребенка 4-5 картинок на тему «Весна», объединенных общим сюжетом. (1. Мальчик с лыжами в руках выходит из дома. 2. На улице лужи, бегут ручейки. 3. Мальчик возвращается домой с лыжами. 4. Мальчик мастерит кораблик из бумаги. 5. Мальчик пускает кораблик в ручеек.)
Ребенок раскладывает все картинки по порядку и составляет рассказ.
Воспитатель: Как мы назовем этот рассказ?
Дети: Весна.
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
В марте весна света. Что это означает?
Правильно солнце начинает святить все ярче и ярче, становиться все теплее и теплее. И только от солнца появляется такое явление как радуга. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных. Эта полоса цветных линий называется спектр. Слайд-шоу.
Ребята, как вы думаете, мы в группе можем получить радугу?
Опыт с радугой. Воспитатель делает радугу на стене с помощью СД диска, призмы. Для этого я “поймала” призмой белый луч и получила изображение радуги на стене.
Получилась вот такая радуга.
Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
А мы с вами пройдем за столы и сделаем опыт, «растущая радуга» при помощи фломастеров и воды.
Берем полоски салфетки, внизу ставим точки.
Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).
Опускаем в стакан с водой бумажку, и посмотрите, что происходит, у нас вода поднимается вверх и растворяет капельки краски и появляется эффект «растущей радуги»
А использовали мы свойства воды – растворять, она растворила точки от фломастеров.
Очень красивая получилась у нас радуга. Такой опыт можно сделать дома. И удивить своих близких.
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей 1 младшей группы «Весна пришла»
Воспитатель:
А сколько здесь цветов?
Дети:
Много.
Воспитатель:
А возле дерева сколько цветов?
Дети:
Один.
Воспитатель:
Вставайте возле цветов, поиграем в игру.
Игра: «Мы топаем ногами».
Воспитатель:
Ребята, кто это на дереве сидит?
Дети:
Это птица.
Воспитатель:
С этой птицей мы недавно знакомились, как она называется?
Дети:
Это скворец.
Воспитатель:
Правильно, но у скворца должен быть домик, как называется домик у скворца?
Дети:
Скворечник.
Воспитатель:
Наверное, этому скворцу не хватило домиков, давайте построим домик для этой птицы. Какие геометрические фигуры вы будите использовать при постройке домика?
Дети:
Квадрат и треугольник.
Воспитатель:
Правильно(дети берут геометрические фигуры из блоков Дьенеша и строят скворечники).
Какие хорошие у вас получились домики, разноцветные. Фигурки какого цвета вы использовали?
Дети:
Красные, синие, жёлтые.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Теперь у всех скворцов свои домики есть. Я хочу пригласить вас поиграть на полянке в игру.
Игра: «Солнышко и дождик».
Воспитатель:
А вон зайчик сидит и плачет. Что же случилось? Зайчик говорит, что он не может лужу большую обойти, по какой дорожке ему пойти?(на полу из материала сделана лужа, а рядом две дорожки, одна длинная, другая короткая).
Ребята, какие это дорожки?
Дети:
Дорожка синего цвета длинная, а дорожка зелёного цвета короткая. Зайчику нужно идти по длинной дорожке, потому что лужа большая.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети:
Мы помогли скворцу, построили домики для этих птиц. И ещё помогли зайцу обойти лужу.
Воспитатель:
А теперь пора и в детский сад отправляться. Нужно пробежать возле деревьев и перепрыгнуть через кочки (дети выполняют упражнения и возвращаются в детский сад).
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
месяц |
Познавательно – исследовательская деятельность |
Формы работы |
Задачи исследования |
Материал |
|
сентябрь |
Цветочная клумба. (наблюдение) |
Проблемная ситуация Беседа наблюдение |
Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. |
Познание Коммуникация |
Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода. |
сентябрь |
Такие разные фрукты и овощи (исследование) |
Проблемная ситуация Дидактические игры Моделирование Рассматривание |
Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. |
Познание Коммуникация |
Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений. |
октябрь |
Почему птицы могут летать? (исследование) |
Рассматривание Беседа Моделирование Чтение познавательной литературы |
Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Познание Коммуникация |
Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных. |
октябрь |
Сыпучие барханы. (рассматривание + опыт) |
Проблемная ситуация Рассматривание Опыт |
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
Познание Коммуникация |
Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
ноябрь |
Как звери меняют шубку? (исследование) |
Беседа Проблемная ситуация Рассматривание |
Познание Коммуникация |
Кусочки меха (старого), кора деревьев. |
|
ноябрь |
«Воздух – невидимка. (опыты) |
Проблемная ситуация Беседа Опыты |
Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах. |
Познание Коммуникация |
Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина. |
декабрь |
Зачем зайчику другая шубка? (исследование) |
Проблемная ситуация Беседа Экспериментирование Рисование |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Познание Коммуникация Художественно – эстетическое творчество |
Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
декабрь |
Пузырьки – спасатели» (наблюдение + опыт) |
Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыты |
Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. |
Познание Коммуникация |
Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. |
январь |
Цветные льдинки. (исследование + опыт) |
Рассматривание Моделирование Проблемная ситуация Опыт |
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). |
Познание коммуникация |
Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки. |
февраль |
Домашние и дикие животные. (рассматривание + исследование) |
Проблемные ситуации Чтение художественной литературы Рассматривание |
Уточнить с детьми признаки домашних животных. |
Познание Коммуникация Социализация |
Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме» |
февраль |
Снег и лед. (опыт) |
Моделирование Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт |
Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
Познание Коммуникация |
Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки. |
март |
Кто живет в воде? (рассматривание + эксперимент) |
Рассматривание иллюстраций Проблемная ситуация Эксперимент |
Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Познание Коммуникация |
Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки (внутри груз, чтобы держались в воде). |
март |
«Волшебная рукавичка». (опыты) |
Проблемная ситуация Рассматривание Опыты |
Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
Познание Коммуникация |
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
апрель |
Из чего птицы строят гнезда? (экскурсия + исследование) |
Целевая прогулка, Наблюдение, речевые ситуации, рисование. |
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация |
Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки. |
апрель |
Где будут первые проталинки? (исследование) |
Наблюдение, целевые прогулки, рисование |
Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. |
Познание Коммуникация Художественное творчество. |
Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона. |
май |
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
месяц |
Формы работы |
Задачи исследования |
Интегрируемые образовательные области |
Материал |
|||
сентябрь |
Может ли растение дышать? (исследование + опыт) |
Наблюдение Моделирование Проблемная ситуация Беседа |
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании. |
Познание Коммуникация |
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке. |
||
сентябрь |
Для чего корешки? (опыт) |
Моделирование Наблюдение Рисование Беседа |
Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. |
Познание Коммуникация Художественное творчество |
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага. |
||
октябрь |
Как устроены перья у птиц? (исследование) |
Рассматривание Моделирование Обсуждение Беседа. |
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Познание Коммуникация |
Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет. |
||
октябрь |
Почва. (опыты) |
Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыт |
Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). |
Познание Коммуникация |
Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой. |
||
ноябрь |
Кто чистит аквариум? (исследование) |
Проблемная ситуация Рассматривание Наблюдение |
Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд». |
Познание Коммуникация |
Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани. |
||
ноябрь |
Упрямый воздух. (опыты) |
Рассматривание Беседа Опыт |
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. |
Познание Коммуникация |
Шприцы, емкость с водой (подкрашенной) |
||
декабрь |
«Сухой из воды». (опыты) |
Моделирование Наблюдение Выдвижение гипотез Опыт |
Определить, что воздух занимает место. |
Познание Коммуникация |
Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками. |
||
декабрь |
Сравнить жизнь диких и домашних животных. (исследование) |
Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций |
Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких. |
Познание Коммуникация |
Видеофильмы, энциклопедии. |
||
январь |
Волшебница вода. (опыты) |
Моделирование Рассматривание Беседа Опыт |
Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации. |
Познание Коммуникация Социализация |
Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы. |
||
февраль |
Почему первые птицы не летали? (исследование) |
Проблемная ситуация Чтение энциклопедий Рассматривание иллюстраций Опыт Рисование |
Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. |
Познание Коммуникация, Художественное творчество Социализация |
Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага. |
||
февраль |
Свойства воды. (опыты) |
Наблюдение Моделирование Рассматривание Проблемная ситуация |
Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия. |
Познание Коммуникация |
Емкости со снегом, водой, льдом. |
||
март |
Как появились моря и материки. (исследование) |
Проблемная ситуация Опыт Создание макета Рисование |
Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество |
Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага. |
||
март |
Мы – фокусники. (опыты) |
Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт Наблюдение Игровые ситуации |
Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. |
Познание коммуникация |
Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами. |
||
апрель |
«Вершки – корешки» (опыт) |
Моделирование Опыт Наблюдения |
Выяснить, что раньше появляется из семени. |
Познание Коммуникация Художественное творчество |
Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения. |
||
апрель |
Опыление растений. (исследование) |
Моделирование Рассматривание иллюстраций Рисование |
Выявить, как происходит процесс опыления у растений. |
Познание Коммуникация Художественное творчество |
Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага. |
||
май |
Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
месяц |
Познавательно – исследовательская деятельности |
Формы работы |
Задачи исследования |
Интегрируемые образовательные области |
Материал |
сентябрь |
Куда тянутся корни? (исследование + опыт) |
Проблемная ситуация Наблюдение Рассматривание Беседа |
Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. |
Познание Коммуникация |
Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. |
сентябрь |
Какие корни у растений тундры? (опыты) |
Моделирование Опыт Наблюдение Рисование |
Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. |
Познание Коммуникация Художественное творчество |
Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости. Листы белой бумаги, карандаши. |
октябрь |
Как появились острова, материки. (исследование) |
Моделирование Проблемная ситуация Наблюдение Опыт |
Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний |
Познание Коммуникация Социализация |
Емкость с почвой, камешками, залитая водой |
октябрь |
Изобретаем прибор для вскапывания почвы. (исследование) |
Проблемная ситуация, Рассматривание Беседа Моделирование |
Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество |
Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры. |
ноябрь |
«Растущие малютки» (исследование) |
Моделирование Наблюдение Рисование Экспериментирование |
Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. |
Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество |
Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы. Карандаши, тетради. |
ноябрь |
Свечка в банке. (опыт) |
Проблемная ситуация Опыт Наблюдение |
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара. |
Познание Коммуникация Социализация |
Свеча, банка, бутылка с обрезным дном. |
декабрь |
Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу? (исследование) |
Опыт Моделирование Проблемные ситуации Создание макета «Пустыня» |
Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны) |
Познание Коммуникация Социализация |
Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета. |
декабрь |
Почемучкины вопросы. (опыты) |
Моделирование Конструирование Опыт Беседа |
Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло. |
Познание Коммуникация |
Папиросная бумага, подставка с иглой. |
январь |
Фильтрование воды. (опыты) |
Моделирование Проблемная ситуация Опыт |
Познакомить с процессами очистки воды разными способами. |
Познание Коммуникация Социализация |
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
февраль |
Фильтрование воды. (опыты) |
Моделирование Проблемная ситуация Опыт |
Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования. |
Познание Коммуникация Социализация |
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости |
февраль |
Зеленые витамины для птиц. (эксперимент) |
Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации. |
Систематизировать представления о птицах; Закрепить знания об особенностях зимующих птиц; Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста. |
Познание Коммуникация Социализация |
Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли. |
март |
Почему растаяла избушка лисы? (опыт со льдом) |
Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки. |
Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни. |
Познание Коммуникация Социализация |
Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон. |
март |
Земля – магнит (опыт) |
Моделирование Игровая ситуация Проблемная ситуация Беседа |
Выявить действие магнитных сил. |
Познание Коммуникация Социализация |
Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки. |
апрель |
Почему в пустыне мало воды? (исследование) |
Рассматривание карты Эксперимент Беседа |
Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли. |
Познание Коммуникация |
Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина. |
апрель |
Быстрые растения. (исследование) |
Труд в уголке природы Наблюдение Беседа |
Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. |
Познание Коммуникация Социализация |
Луковицы тюльпанов, почва. |
май |
Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
Муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение
Ирбейский детский сад №4 «Дюймовочка»
Проект непосредственной образовательной
деятельности
в подготовительной группе
Подготовила воспитатель:
Трусова Людмила Васильевна
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательно исследовательская деятельность
«Перелётные и зимующие птицы нашего края»
на тему:
Цель: уточнение и расширение знаний детей о перелетных и зимующих птицах
нашего края.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представления детей о разнообразии перелетных и зимующих
птиц;
закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах нашего края;
расширять знания о том, какую роль играют для птиц перья.
Развивающие:
развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
развивать память, мышление и воображение у детей, умение делать выводы и
умозаключения;
продолжать формировать связную речь, умения связно, лаконично отвечать на
поставленные вопросы;
активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой,
стремление беречь их;
формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.
Возрастная группа: подготовительная
Время проведения: 30 минут;
Характеристика занятия: интегрированное
Форма организации: фронтальная, групповая
Виды деятельности:
коммуникативная;
-игровая;
- познавательно исследовательская;
- продуктивная.
Применяемые технологии:
Игровая;
Здоровье сберегающая;
Информационнокоммуникативная.
Учебнометодический комплект:
1. О.В Дыбина «Занимательные опыты»
2. А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
3. Л.В Куцакова «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»
Методы, используемые в работе с детьми:
Словесный:
беседа;
рассказ
Объяснительно иллюстративный:
рассматривание;
наблюдение;
показ
Практические методы:
– продуктивная деятельность;
– опытноэкспериментальная деятельность
Игровые методы:
дидактическая игра;
малоподвижная игра.
Средства:
Наглядные:
иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц нашего
края;
схемы строения пера;
иллюстрации экологической катастрофы.
Словесные:
беседа.
Музыкальные:
музыкальные записи для сопровождения малоподвижной игры.
Материалы и оборудование:
иллюстрации перелётных и зимующих птиц;
два домика (синего и желтого цветов);
птицы для зрительной гимнастики;
веер;
листы бумаги;
перья птиц разной длины, величины, цвета;
схемы строения пера;
емкости с водой(чистой и загрязнённой) ;
-дидактические игры;
- тканевые мешочки.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
– формирование познавательного интереса;
обогащение знаний и представление об перелетных птицах и зимующих, о
причинах и следствиях;
- развитие любознательности, воображения, творческой активности;
- расширять знания о том, какую роль играют для птиц перья;
Речевое развитие:
формирование умения связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;
обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления
представлений о зимующих и перелётных птицах;
Физическое развитие:
развитие глазомера;
крупной и мелкой моторики;
Социальнокоммуникативное развитие:
– сотрудничество со сверстниками;
совместная деятельности;
способствование становлению у ребенка умения регулировать собственные
действия;
Художественноэстетическое развитие:
– формирование ручной умелости;
- расширение творческих способностей;
- реализация творческой деятельности.
(содержание работы в процессе реализации проекта)
План занятия
1.Организационный
Групповой сбор.
Приветствие.
Вхождение в тему. Формулировка проблемы
Мотивация выбора темы,
Краткий подводящий диалог.
2. Практический
Виды детской деятельности:
Игровая деятельность:
дидактическая игра «Зимующие перелетные» цель: Обобщать знания детей о птицах. развивать
активность, внимание, память.
речевая дидактическая игра: Чьи крылья? Цель: развивать интерес к птицам, расширять
кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
гимнастика для глаз "Птички» цель: развивать глазомер
малоподвижная музыкальная игра " Сказочные птицы"
Познавательно исследовательская деятельность:
опыт с бумагой, веером, камнями
опыты с перьями "маховыми"
цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую
роль играет перо в жизни птиц.
проведение эксперимента с загрязнённой водой и пером
цель: развивать познавательноисследовательский интерес, показывая занимательные опыты,
привлекать к простейшим экспериментами,наблюдениям.
Продуктивная деятельность:
ручной труд изготовление подушки"Игольницы"
цель: развивать мелкую моторику