Дворецкий значение. Дворецкие. Как это было в лучших домах…

Дворецкий значение. Дворецкие. Как это было в лучших домах…

В этой статье вы узнаете:

Средиземье (Middle-earth) — вымышленная вселенная писателя Дж. Толкина. Этот мир был одним из первых фэнтези-вселенных.

Средиземье — это восточная часть Арды, земли смертных, как их называли бессмертные из Валинора.

География:

Берега Средиземья омывало Великое Море. На севере континента находился залив Форохел и Голубые горы. На юге располагался порт Пеларгир и цитадель пиратов Умбар.

В Великом море находился город эльфов Митлонд, откуда в бессмертные земли (Валинор) уходили корабли.

Средиземье было рассечено длинным хребтом Мглистых гор. С запада располагался Ривенделл — королевство эльфов, равнины Арнора и Шир. На востоке находились города Дэйл и Эсгарот, Одинокая гора. На юге гор, распростерлись леса Фангорн и Лотлориен, цитадель магов — Изенгард.

Севернее Эребора и Мглистых гор царил вечный холод, там почти ничего не росло и не было не единого зверя.

Восток Средиземья был плохо изучен.

  • МОРДОР
  • (МОРИЯ)

Флора и фауна

В Средиземье обитают привычные нам животные и растения. Народы этого мира охотно выращивают — пшеницу, ячмень, корнеплоды, табак, рожь, виноград.

Незнакомыми для нас являются растения: мэллирн (деревья леса Лотлориен), ацелас (целебное растение), Белое Дерево Нимлот (древнее дерево, символ Гондора).

Не стоит удивляться если некоторые растения и животные вдруг заговорят. Это бывает. Так же некоторые из людей, могут понимать животных (например Бард Лучник понимал дрозда).

Из знакомых нам, даром речи обладали орлы и растение Старый Вяз.

Эпохи:

Исчисление Средиземья началось с Первой эпохи Солнца , когда Валар создали Солнце и Луну. Тогда же появились первые люди. Первая эпоха длилась 600 лет.

Вторая эпоха была знаменательна изгнанием Мелькора, роста власти , который выковал , уничтожением Эру — восставшего острова Нумерона и Битвой последнего союза, когда Исилдур отнял Кольцо у Саурона. Она длилась 3441 год.

Третья эпоха длилась с 1 года Т.Э. по 3019 г. Т.Э. и запомнилась появлением магов, рождением многих героев, уничтожением Кольца Всевластия и соответственно свержением темного властелина Саурона.

После уничтожения Кольца, началась Четверная эпоха в исчислении Средиземья.


Высшие силы:

Эру Илуватар

Эру был создателем всего Мира Сущего — Эа. В нашем мире его бы назвали «бог». Он пребывал в Чертогах Безвременья, возложив все заботы о созданном им мире на Айнур. Лишь Эру знал, каким будет конец мира.

В жизнь Арды, Эру практически не вмешивался. Когда Аулэ были созданы гномы, он вдохнул в них жизнь. Когда восстал Нумерон, Эру уничтожил его.

Именно он воскресил Гэндальфа, когда тот погиб в битве с Балрогом.

Айнур

Это были первые существа которые создал Эру, еще до сотворения Арды. По могуществу они уступали лишь своему создателю. Эти существа обитали вместе с Эру, напевая ему песни поодиночке. Когда Айнур слили свои голоса, возник Эа.

Валар

Это были существа из Айнур, которые по собственному желанию вошли в Эа, покинув Чертог Безвременья.

Валар можно назвать ангелами, с разными способностями и интересами, которые создали землю — Арду и стали о ней заботиться.

Валар не были способны создавать разум. Лишь Аулэ Кузнец смог сотворить расу гномов, но, что бы оживить их, ему потребовалась помощь Эру.

Майар

Это были духи, которых создали Валар для служения и помощи. К Майар относились демоны, балроги и даже Саурон, когда злой Мелькор начал сеять зло в сотворенной земле.


Существа и народы:

Люди

В Средиземье преимущественно живут люди, но все они достаточно разные. Люди Арнора и Гондора — являлись долгожителями. Люди Рохана — занимались коневодством и были исключительно светловолосыми. На юге, люди, были смуглыми и темнокожими.

Так как людей создал Эру их называли — дети Илуватара. Он даровал им небольшую жизнь, после которой их дух улетал за пределы земли в неизвестные места.

Эльфы

Эти существа были бессмертны, наделены отличным зрением и владели волшебством. Они делились на народы нолдор, синдар, ваниар, авари и телери. Эльфы жили в лесах Лихолесья, Лотлориэна, в Ривенделле.

Этот народ считался старшими детьми Эру, потому что очнулся раньше людей.

Некоторым эльфам было разрешено покинуть Средиземье и отправиться в бессмертный Валинор.

После смерти от ран, душа эльфов попадала в Чертоги Мандоса. В редких случаях, эльф мог вновь воплотиться в старом теле.

Гномы

Этот народ был создан Аулэ, но вдохнул в них жизнь именно Эру. Гномы были низкорослыми и имели густую растительность на лице. Они обитали в основном под землей в туннелях Мории, Эребора, Голубых гор, занимаясь добычей золота и драгоценностей. Так же гномы были отличными кузнецами.

Мало кто видел гномов женщин, но говорили, что они были похожи на молодых мужчин.

Хоббиты

Этот народ был ростом меньше метра и жил в стране под названием Шир. Хоббиты занимались земледелием, вели мирную, спокойную жизнь и были очень похожи на уменьшенных людей.

Так как хоббиты ходили без обуви, их кожа на ногах была очень крепкой. Они очень любили хорошо поесть и частенько выпивали.

Орки

Этот народ был создан Малькором — Темным Властелином, который проводил эксперименты над эльфами.

Тролли

Эти существа как и орки были созданы Мелькором. Он сотворил их из камня, что бы посмеяться над другой расой Энтов. Тролли были очень высокими, такого же роста как и энты и делились на несколько видов.

Энты

Это были добродушные люди-деревья, стражи леса Фангорн. Они были частью флоры Средиземья и никогда не покидали своей территории.

Кем ты будешь в мире Звездных войн?
Лучшие песни из мультфильма «Рапунцель» Чем интересна игра Middle-earth: Shadow of War Звездная пара: Зеленая стрела и Черная канарейка
Бестиарий из игры Middle-earth: Shadow of War
Мордор

В этой статье вы узнаете:

Средиземье (Middle-earth) — вымышленная вселенная писателя Дж. Толкина. Этот мир был одним из первых фэнтези-вселенных.

Средиземье — это восточная часть Арды, земли смертных, как их называли бессмертные из Валинора.

География:

Берега Средиземья омывало Великое Море. На севере континента находился залив Форохел и Голубые горы. На юге располагался порт Пеларгир и цитадель пиратов Умбар.

В Великом море находился город эльфов Митлонд, откуда в бессмертные земли (Валинор) уходили корабли.

Средиземье было рассечено длинным хребтом Мглистых гор. С запада располагался Ривенделл — королевство эльфов, равнины Арнора и Шир. На востоке находились города Дэйл и Эсгарот, Одинокая гора. На юге гор, распростерлись леса Фангорн и Лотлориен, цитадель магов — Изенгард.

Севернее Эребора и Мглистых гор царил вечный холод, там почти ничего не росло и не было не единого зверя.

Восток Средиземья был плохо изучен.

  • МОРДОР
  • (МОРИЯ)

Флора и фауна

В Средиземье обитают привычные нам животные и растения. Народы этого мира охотно выращивают — пшеницу, ячмень, корнеплоды, табак, рожь, виноград.

Незнакомыми для нас являются растения: мэллирн (деревья леса Лотлориен), ацелас (целебное растение), Белое Дерево Нимлот (древнее дерево, символ Гондора).

Не стоит удивляться если некоторые растения и животные вдруг заговорят. Это бывает. Так же некоторые из людей, могут понимать животных (например Бард Лучник понимал дрозда).

Из знакомых нам, даром речи обладали орлы и растение Старый Вяз.

Эпохи:

Исчисление Средиземья началось с Первой эпохи Солнца , когда Валар создали Солнце и Луну. Тогда же появились первые люди. Первая эпоха длилась 600 лет.

Вторая эпоха была знаменательна изгнанием Мелькора, роста власти , который выковал , уничтожением Эру — восставшего острова Нумерона и Битвой последнего союза, когда Исилдур отнял Кольцо у Саурона. Она длилась 3441 год.

Третья эпоха длилась с 1 года Т.Э. по 3019 г. Т.Э. и запомнилась появлением магов, рождением многих героев, уничтожением Кольца Всевластия и соответственно свержением темного властелина Саурона.

После уничтожения Кольца, началась Четверная эпоха в исчислении Средиземья.


Высшие силы:

Эру Илуватар

Эру был создателем всего Мира Сущего — Эа. В нашем мире его бы назвали «бог». Он пребывал в Чертогах Безвременья, возложив все заботы о созданном им мире на Айнур. Лишь Эру знал, каким будет конец мира.

В жизнь Арды, Эру практически не вмешивался. Когда Аулэ были созданы гномы, он вдохнул в них жизнь. Когда восстал Нумерон, Эру уничтожил его.

Именно он воскресил Гэндальфа, когда тот погиб в битве с Балрогом.

Айнур

Это были первые существа которые создал Эру, еще до сотворения Арды. По могуществу они уступали лишь своему создателю. Эти существа обитали вместе с Эру, напевая ему песни поодиночке. Когда Айнур слили свои голоса, возник Эа.

Валар

Это были существа из Айнур, которые по собственному желанию вошли в Эа, покинув Чертог Безвременья.

Валар можно назвать ангелами, с разными способностями и интересами, которые создали землю — Арду и стали о ней заботиться.

Валар не были способны создавать разум. Лишь Аулэ Кузнец смог сотворить расу гномов, но, что бы оживить их, ему потребовалась помощь Эру.

Майар

Это были духи, которых создали Валар для служения и помощи. К Майар относились демоны, балроги и даже Саурон, когда злой Мелькор начал сеять зло в сотворенной земле.


Существа и народы:

Люди

В Средиземье преимущественно живут люди, но все они достаточно разные. Люди Арнора и Гондора — являлись долгожителями. Люди Рохана — занимались коневодством и были исключительно светловолосыми. На юге, люди, были смуглыми и темнокожими.

Так как людей создал Эру их называли — дети Илуватара. Он даровал им небольшую жизнь, после которой их дух улетал за пределы земли в неизвестные места.

Эльфы

Эти существа были бессмертны, наделены отличным зрением и владели волшебством. Они делились на народы нолдор, синдар, ваниар, авари и телери. Эльфы жили в лесах Лихолесья, Лотлориэна, в Ривенделле.

Этот народ считался старшими детьми Эру, потому что очнулся раньше людей.

Некоторым эльфам было разрешено покинуть Средиземье и отправиться в бессмертный Валинор.

После смерти от ран, душа эльфов попадала в Чертоги Мандоса. В редких случаях, эльф мог вновь воплотиться в старом теле.

Гномы

Этот народ был создан Аулэ, но вдохнул в них жизнь именно Эру. Гномы были низкорослыми и имели густую растительность на лице. Они обитали в основном под землей в туннелях Мории, Эребора, Голубых гор, занимаясь добычей золота и драгоценностей. Так же гномы были отличными кузнецами.

Мало кто видел гномов женщин, но говорили, что они были похожи на молодых мужчин.

Хоббиты

Этот народ был ростом меньше метра и жил в стране под названием Шир. Хоббиты занимались земледелием, вели мирную, спокойную жизнь и были очень похожи на уменьшенных людей.

Так как хоббиты ходили без обуви, их кожа на ногах была очень крепкой. Они очень любили хорошо поесть и частенько выпивали.

Орки

Этот народ был создан Малькором — Темным Властелином, который проводил эксперименты над эльфами.

Тролли

Эти существа как и орки были созданы Мелькором. Он сотворил их из камня, что бы посмеяться над другой расой Энтов. Тролли были очень высокими, такого же роста как и энты и делились на несколько видов.

Энты

Это были добродушные люди-деревья, стражи леса Фангорн. Они были частью флоры Средиземья и никогда не покидали своей территории.

Кем ты будешь в мире Звездных войн?
Лучшие песни из мультфильма «Рапунцель» Чем интересна игра Middle-earth: Shadow of War Звездная пара: Зеленая стрела и Черная канарейка
Бестиарий из игры Middle-earth: Shadow of War
Мордор

Считаю своим долгом предупредить, что, хотя "Властелин Колец" мне очень нравится, мое видение этого мира отличается от распространенного. У большинства людей, если речь заходила о параллелях с нашим миром, вырисовывалось что-то европейское-средневековое. Даже когда на карте Европы возле стран пишут "Рохан" или "Мордор", коверкается таким образом только карта Европы. Однако, в распоряжении Толкина была длинная история Британской империи, во время которой она успела повоевать едва ли не со всем миром. И противопоставление у него было именно между христианским Западом и нехристианскими Югом с Востоком. Поэтому попробуем расширить картину.



Общие слова

"Властелин Конец" параллелен, совершенно очевидно, Раннему Средневековью. В крайнем случае, самому началу Высокого. Указанный на карте 1100 год н.э. - потолок. По техническому уровню в Высокое еще можно попасть, но рыцарство в Средиземье отсутствует как класс, что создает существенную нестыковку. Также отсутствуют многочисленные вольные города, центры торговли и ремесел, находящиеся под влиянием цехов, гильдий и купеческой олигархии. Эсгарот - это скорее Бирка, чем Генуя. Именно поэтому меня так удивили латные доспехи на гондорских воинах в экранизации Питера Джексона. Ладно бы что в оригинальном тексте все носили кольчуги. Но полные латы подразумевают существенный скачок технических возможностей. А значит, и производственных. А значит, и мировоззрения. В Раннем Средневековье они смотрятся так же странно, как смотрелся бы автомат Калашникова на полях североамериканской гражданской войны.

Поэтому, остановимся мы на XI веке с некоторым "плюс-минус", причем скорее "минус", чем "плюс". Но не будем рассматривать только лишь западноевропейский XI век. В основе политического конфликта "Властелина Колец" лежит противопоставление нуменорсокого Запада варварским Востоку и Югу. При этом, "варвары" зачастую оказываются куда более продвинутыми технически. Зато кое-кто богат духовно. Для XI века это совершенно явное противопоставление христианского мира всяким нехристям и басурманам. То есть, мы будем исходить из того, что "светлые" народы соответствуют христианским, а "темные" - языческим. Учитывая реалии Раннего Средневековья, христианский мир все еще един. Великая Схизма произошла в 1054 году, под самый конец этой эпохи.

Наконец, я должен уточнить, что значат "параллели". Если писатель хорошо поработал над своим миром, а Толкин поработал хорошо, у него не будет прямого и однозначного "списывания" вымышленных народов и государств с реальных. Как правило, треть берется из одного источника, треть из другого, остаток заполняется чистым вымыслом. "Собирательный образ" называется. Поэтому пытаться ответить на краеугольный вопрос "кого Профессор хотел обозвать орками" совершенно бессмысленно. Но в качестве источников вдохновения выступает реальная мифология, когда речь идет о героике, и история, когда речь идет об эпике. Человек образованный, предполагая, как проходили бы процессы в его вымышленном мире, всегда нашел бы, на что опереться. Поэтому обнаружить в реальной истории похожую атмосферу и эстетику - вполне возможно. Чем мы и займемся.

Гондор


Гондор - Страна Камня. Климат здесь теплый, а местность - сплошные горы. Самое сильное и одновременно самое юго-восточное государство "светлого" блока, прямой наследник великой нуменорской империи, претендующий (не слишком успешно) на духовное лидерство. И уцелевший осколок гораздо более могущественного государства, тень былого величия. Многоэтажные мраморные дворцы, прекрасная архитектура, развитая фортификация. И одновременно фронтир "светлого" мира. Постоянная борьба с басурманами за утраченные территории к востоку от большой воды, прямо на которой находится столица. Армия сильная, хорошо обученная. Есть годная пехота и не менее годная кавалерия. При этом, кроме, собственно, гвардии правителя, есть превосходящая ее по численности армия провинций, которая собирается в случае угрозы. Широко используются наемники с окраин империи или вовсе из-за ее пределов.

Подставьте вместо "светлого" "христианский", учтите заданный временной промежуток и скажите мне, могут ли здесь быть два толкования? Гондор параллелен Византии, наследнице Римской Империи, ведущей на суше и море затяжную войну с сарацинами и понаехавшими как раз в XI веке турками-сельджуками. Выглядели гондорские солдаты, скорее всего, примерно так:




Больше картинок и интересного материала по византийской армии.

Или, для тех, кто предпочитает компьютерную графику;)

А города - примерно так

По концепции старой столицы, которую в определенный момент (1204) пришлось на время оставить, Константинополь тянет скорее на Осгилиат. Но что касается величайшего из "светлых" городов, являющегося, к тому же, могучей крепостью, защищающей стратегически важный пункт, то в мире Средиземья это, несомненно, Минас-Тирит, а в мире Раннего Средневековья - Константинополь.

Правда, Гондор - это идеализированная Византия. Там нет места дворцовым интригам (или эта тема в книге не раскрыта), зажравшейся аристократии, не менее зажравшейся бюрократии, регулярным узурпациям престола и взятию Константинополя варварами. Но Средиземье в целом довольно сильно идеализировано.

Эсгарот, Дэйл и прочие Железные Холмы

Когда я читал "Хоббита", я был маленьким. И параллельно читал разные былины. Поэтому кольчуги, луки и прочее хорошо ложились на древнерусскую эстетику. Однако, если вспомнить, какой национальности был автор книги, древнерусская эстетика превращается в древнеанглийскую, благо она, на тот момент, не сильно отличалась. Британия гораздо лучше становится "в параллель" Северу Средиземья, и это предсказуемо. Ведь Толкин не отрицал, что писал "Хоббита", вдохновившись английским аналогом былин.

Та же холодная и не слишком плодородная область на самом краю мира, где регулярно случаются междоусобные войны, и государственность развита слабо. Страна, которая заселена разными народами, с трудом уживающимися вместе. Государство людей называется "королевство лучников". Для Британии это, конечно, не XI век, но затем был период в истории, когда европейцы говорили "лучник", подразумевали "английский". А тогда на поле боя рулили щиты и копья. При этом ядро армии составляли тэны (дружинники) местного короля или эрла, а вокруг них формировалось ополчение. Феодализм только зарождался.

Точно так же, как в окрестностях Эребора ошивались люди и гномы, основными народностями раннесредневековой Британии были кельты и англо-саксы. Последние пришли позже, позже приняли христианство и сперва вели себя довольно агрессивно. Впоследствии, тем и другим пришлось отбиваться от язычников-скандинавов. Исходя из логики построения параллелей, можно легко догадаться, кто тут гоблины. Сложнее поделить кельтов на "гномов" и "эльфов". Скорее всего, лесные эльфы будут поставлены в параллель ирландцам, в образе которых не меньше ни пьянства, ни чудесного. А гномы - жителям современных Шотландии и Уэльса. Одни живут на равнине, другие - в горах, что накладывает свои особенности на кельтскую эстетику. Правда, как раз с эстетикой возникнет в таком случае небольшой затык, ведь так, например, как на картинке ниже, эльфийское войско себе вряд-ли кто-то представлял. А следовало бы.


В самом деле, эта иллюстрация скорее подходит к гоблинам. Которые, как известно, являются искаженными "тьмой" (читать, язычеством) эльфами. В качестве последнего штриха можно добавить боевую раскраску, которую кельты-язычники активно использовали. Дабы читатель осознал, насколько наш мир более суров, чем Средиземье, скажу, что на картинке - пиктское войско при Старклайде, 744 год. Пикты были обращены в христианство еще в VI веке. Такие вот "светлые". Прочитав приведенное по ссылке описание их тактики, вы, скорее всего, сначала назовете ее гоблинской. А потом поймете, что она хорошо подходит как эльфам, так и гномам. Потому что в принципе была довольно неплохой тактикой.

На заднем плане видна легкая кавалерия, забрасывающая врага дротиками. И тут мы вспоминаем про варгов. Даже очень большой волк гораздо меньше лошади, тянет, разве что, на пони. И может использоваться в бою только так, как показано на картинке. С другой стороны, ездящие без стремян эльфы вынуждены были воевать так же. С третьей - гномы, со стременами или без, для больших лошадей, способных атаковать "наездом", маловаты. И, при всем мастерстве оружейников, в катафракты не смогут. А вот в конных застрельщиков - пожалуйста.

Вместо "стены щитов" пикты использовали стену копий. А для любителей пролезть под ними, первый ряд составляли мечники с маленькими квадратными щитами. Фланги центрального полка прикрывала описанная выше легкая кавалерия. Удачное сочетание всех родов войск позволяло нести меньшие потери в бою против технически превосходящего противника. Отвлекаясь от Толкина, но не от мира, именно это построение, а не настоящий германский хирд, подразумевал Николай Перумов под гномьим хирдом. Разница в хороших доспехах, которых у пиктов не было, потому что, с легкой руки Перумова, триста лет, прошедшие в мире Средиземья, привели к тому же техническому прогрессу, что и в нашем.

Да, в суровом мире Раннего Средневековья добро должно быть с кулаками, огромным топором и боевой раскраской. Поэтому параллели со значительно более приятным для проживания Средиземьем в известной степени условны. Кстати, о бородатых эльфах. Традиционно их изображают безбородыми. Однако, в нашем мире плохой рост бороды и усов характерен для вполне конкретной расы - монголоидной. Что вам проще представить: эльфов с бородой, или узкоглазых, желтолицых эльфов? Переходный тип между европеоидами и монголоидами - это близкие нам финно-угры. То есть, финны и венгры.

Завершу этот параграф еще одной иллюстрацией на пиктскую тематику. Ну чем не гномы?

Потерянное королевство Арнора

Продолжая аналогии, начатые выше, можно без труда догадаться, что Арнор - это Западная Римская Империя, владевшая, кстати, в свое время, Британией. Во-первых, этого требует параллель "Гондор-Византия". Причем, в полном соответствии с римской историей, Арнор первоначально обладал старшинством, но затем столица пала, население сократилось, и страна захирела. Во-вторых, это самое близкое к Толкину падение, происходившее по подобной схеме. Та же династическая неразбериха, те же гражданские войны, то же разорение древней столицы и последующий ее перенос. Есть даже набигающие с севера варвары, за которыми стоит темная сила. В Средиземье это были орки и ангмарцы, объединенные под властью Короля-Колдуна. В реальной истории - гунны и подчиненные ими племена под властью Атиллы, обладавшего примерно такой же репутацией. Есть и варвары, подселяемые на свою территорию для защиты от "темной силы". Хоббиты, например, которые участвовали в финальной битве с Ангмаром. Кстати, битва, которая имеет полное право называться "битвой народов", тоже была. "У них" при Форносте, "у нас" - на Каталунских полях. Правда, проходила она несколько по-разному, и Атилла в битве не погиб, а только лишь был остановлен. И вообще хронология событий сильно не совпадает. Но общая атмосфера та же.


Что же осталось на этой территории столетия спустя? Во-первых, нет централизованного правительства. Большая часть земель вообще не заселена. Во-вторых, некоторые островки цивилизации: старые эльфийские поселения в Лидоне, Ривинделл, Бри и, конечно же, Шир. В-третьих, тоже фронтир, где идет постоянная война с гоблинами и троллями. И, конечно же, нельзя не упомянуть солдатов этой войны - дунэдайн, следопытов Севера, прекрасно владеющих копьем, мечом и луком, умеющих сражаться как в пешем, так и в конном строю.

Хорошей, единой для всех параллели здесь нет. Понятно, что эстетика должна быть романской, такой же, как в Италии. Но на Италию Арнор тянет не больше, чем Элронд на Папу Римского. Совершенно не то население, совершенно не тот климат. А вот Шир и Лидон в отдельности могут потянуть. Не на Италию, так на юг Франции. В качестве фронтира, о котором идет речь, следует определить восточно-франкское королевство, воевавшее с язычниками-славянами. Прежде, чем ненавистник Толкина начнет кричать: "А-а-а! У него славяне как гоблины! Русофоб поганый", я скажу, что речь идет о западных славянах, которые были гораздо ближе к полякам, чем к русским. Вообще говоря, я думаю, что Эриадор придумывался "с нуля", исходя из логики мира, на основе перечисленных образов.

Кстати, о климате. Упомянутая романская эстетика под него вполне себе подстраивалась. Пример на картинке выше: римские легионеры в Британии незадолго до того, как она была оставлена. Так могли выглядеть и солдаты Арнора.

Всадники Рохана

Воинственный народ, пришедший в "светлую" империю, когда ей угрожали враги, принявший "светлую" сторону и получивший за это право жить на опустошенной земле. Народ, перенявший культуру империи, но в значительно упрощенном виде. Довольно простой социальный строй, сочетающийся с неприхотливостью в быту. Отличные воины, лучшие всадники в мире, умеющие, при необходимости, сражаться в пешем строю. Пешее ополчение играет вспомогательную роль.


Таких добрых кочевников в Раннем Средневековье, конечно же, не было. А вот такие воинственные народы - были. Причем, по состоянию на XI век, христианские. Если продолжать "византийскую" аналогию, на Балканах в то время лавры лучших всадников принадлежали болгарам. До того здесь отметились мадьяры, которые к XI веку потихонечку прекращали буянить, переходили на оседлый образ жизни и служили византийцам в качестве наемной кавалерии. Кстати, экипировка изображенных выше мадьярских воинов полностью соответствует тому, как описывается снаряжение рохиррим. Копья, мечи и круглые щиты. Легкие шлемы и плетеные кольчуги. Много лучников, умеющих стрелять на скаку.

Правда, внешность у мадьяров, конечно же, совершенно неподходящая. Чтобы это исправить, перенесемся на семьсот лет назад. На картинке ниже - всадник-гот. Перечисленное в наличии, даже меч длинный и прямой. Правда, нет кольчуги и лука, которые несколько не соответствовали уровню технологий IV века. Ну, то есть, кольчугу могли себе позволить только вожди варваров, а отсутствие мощных композитных луков германцы успешно заменяли обилием метательных дротиков. Как можно заметить, стремян у гота тоже нет.


Эти ребята в свое время проживали на территории современной Болгарии, которая тогда называлась Фракией. Правда, отношения между римлянами (византийцами) и готами были куда менее дружескими и , чем между Роханом и Гондором, но мир Раннего Средневековья жесток и натуралистичен.

Определить конкретную параллель для Рохана сложно еще и потому, что такой сюжет, когда Римская империя поселяла на своих все-равно опустошенных землях одних варваров для защиты от других, вообще говоря, был довольно распространен. В конечном счете ни одно дело "не выгорело". Зато выгорели города. Варвары всякий раз начинали бузить и расселяться совершенно бесконтрольно. В каковом стремлении те же готы трижды до Рима дошли и, в конечном счете, его взяли. Короче, результат мало отличался от того случая, когда означенные варвары сами поселялись где хотели. Часто оба варианта совмещались.

Если говорить об эстетике, рохиррим, конечно же, ни разу не мадьяры и не болгары. В XI веке было такое королевство, жители которого снискали славу хороших воинов, не единожды били нехристей, хорошо держались в седле, использовали термин "марка" и вдобавок обладали истинно арийской внешностью. Речь идет о франкском королевстве, любом из имеющихся. Еще триста лет назад франки славились дисциплинированной пехотой. Но когда "в тренде" оказалась тяжелая конница, они взгромоздились на своих здоровенных дэстриэ. И, будучи окружены врагами, довольно быстро сформировали сословие профессиональных конных воинов, ставшее прообразом рыцарского.


Конечно, "запакованы" франкские всадники был похуже, чем византийские катафракты, да и в сложные тактические построения они не могли. Зато лошади у них были действительно большими, а настоящая боевая ярость доступна только варварским народам: цивилизация ее притупляет. Чересчур сложная тактика тяжелой кавалерии и не требовалась. Решала масса, напор да молодецкая удаль, чего франкам (и рохиррим) было не занимать.

Восток Средиземья мало изучен и населён, в основном, кочевыми племенами истерлингов , обитающих в степях к востоку от Рохана и юго-востоку Долгого озера, на берегах внутреннего моря Рун.

Территория, охватываемая картой (созданной самим автором), - прямоугольник приблизительно 2000 на 1400 миль. Это примерно 7 млн км² (если не учитывать моря, то это соответствует территории Европы).

Народы

  • Люди . Большая часть Средиземья населена людьми, которые, в свою очередь, достаточно неоднородны по национальному признаку. Народы Арнора и Гондора составляют дунэдайн , потомки последних верных нуменорцев (следопыты Севера и Юга, гондорская аристократия, жители Белфаласа), метисированное население (например, в Лебеннине и в землях Артэдайна и Кардолана до падения королевств) и коренное население, жившее там до прихода нуменорских колонистов (пригоряне, горцы Белых гор, жители Лебеннина). В лесах Анориэна и Рохана жили таинственные лесовики-друэдайн, приземистые невысокие и почти не уступающие эльфам в искусстве жить и воевать в лесу. В Ангмаре и Рудауре жили свирепые холмовики, сгинувшие после падения Ангмара, южнее обитали дикари Дунланда, энедвайта и Минхиррита, родственные халадинам Первой Эпохи и отчаянно ненавидящие нуменорцев, эльфов и друэдайн. Население Рохана (рохиррим ) - светловолосые, высокие люди, занимающиеся, в основном, коневодством, но они - преимущественно оседлый народ, в отличие от своих соседей, кочевников-истерлингов , живущих в степях Востока. Наконец, люди Юга - смуглые, темнокожие харадрим , о которых мало известно. Бардинги, озерники и беорнинги ведут преимущественно оседлый земледельческий образ жизни, однако если в жизни бардингов и озерников важное значение играет торговля и ремесла, то беорнинги занимаются преимущественно земледелием и переработкой леса и неохотно пускают через свои земли чужаков. Они схожи внешне и внутренне с рохиррим, так как предки последних пришли в Каленардон с севера - из сгинувшего королевства Рованиона (причём, если бардинги и озерники были потомками жителей окраин и беженцев с юга то рохиррим происходили от народа Эотед, потомков королевской армии и правил ими наследник короны Рованиона, ставший первым предволителем Эотеда и предком королей Рохана). Крайний север населяют лоссоты - охотники на морского зверя, живущие в хижинах у залива Форохел и использующие лыжи.
  • Эльфы - бессмертные существа, наделённые врождённым волшебством, невероятной выносливостью и острым зрением. Они делятся на народы нолдор , синдар , ваниар , авари и телери . Они обитают в лесах Лихолесья (синдарские аристократы, основное население нандор), Лотлориэна (нандор, синдар и некоторое количество нолдор), в Имладрисе (синдар, нолдор и небольшое количество прочих) и на побережье Великого Моря , в Митлонде (потомки фалатримов), Форлонде (нолдор) и Харлонде (синдар). Где-то далеко на Востоке, у Вод Пробуждения, древней прародины эльфов , живут последние и самые скрытные из эльфов - авари, отказавшихся покинуть Средиземье и отправиться в Валинор .
  • Гномы - низкорослый бородатый народ, сотворённый не демиургом Эру Илуватаром , а его учеником Аулэ . Гномы обитают в подземельях Мории , Эребора , Эред Луин , Серых гор и Железных Холмов а также далеких восточных гор, добывая драгоценные камни и золото и славясь как непревзойдённые металлурги, кузнецы и ювелиры . После Войны Кольца гномы народа Дарина также заняли Сияющие Пещеры Агларонда в Рохане . Мало кто видел гномьих женщин, те же, кто видел, не всегда могли отличить их от молодых гномов-мужчин (возможно, потому, что они с бородой) .
  • Хоббиты - маленький народ ростом чуть больше метра, населяющий Шир - страну на северо-западе Эриадора на левом берегу Брендивина и в небольшом количестве в Пригорье, их родина-берега Великой Реки у опушки Лихолесья. Это маленький миролюбивый народец земледельцев, живущий патриархальным демократическим строем и номинально вассальный сначала Арнору, а затем Воссоединённому королевству. Внешне хоббиты похожи на вдвое уменьшенных людей (за что их прозвали полуросликами и перианами) с большими ступнями, поросшими густым мехом. Хоббиты состоят в отдалённом родстве с людьми.
  • Орки и гоблины - жестокий народ, созданный Тёмным Властелином Мелькором ещё в Эпоху Деревьев с помощью магических экспериментов над пленными эльфами. Это страшные, клыкастые существа с чёрной, жёлто- или зелёно-коричневой кожей, склонные к немотивированной жестокости и каннибализму . Поскольку они были сотворены в досолнечную эпоху и генетически не переносят яркого солнечного света, то обитают преимущественно в подземных пещерах, где часто воюют с гномами . Преемник Мелькора, Саурон (а позже и Саруман) вывел особый вид орков, получивший название урук-хай - более высокие, сильные. Саруман, копируя Саурона в его деяниях, создал своих урук-хайев, которые не боялись солнечного света и внешне больше походили на людей. Основные места их обитания - Мордор , Изенгард , Мория и горы в районе Гундабада , а также другие подземелья Мглистых и Серых гор, например, Город Гоблинов .
  • Тролли - гигантские существа, сотворённые Мелькором из камня в насмешку над энтами . Рост троллей сопоставим с ростом энтов. Они делятся на несколько видов:
    • снежные (с ними сравнивают Хельма, короля Рохана)
    • каменные (боятся солнца, превращаются в камень от его лучей). Некоторые разговаривают на вестроне и имеют вполне «людские» имена (в «Хоббите » одного из троллей, напавших на отряд Торина, звали Уильям Хиггинс),
    • горные
    • пещерные
    • «Ологхай » (англ. Olog-Hai , на Чёрном Наречии «племя троллей») - тролли, обитавшие в южном Темнолесье и на севере Мордора . Их вывел Саурон в конце Третьей Эпохи. Очень сильные, очень ловкие, достаточно сообразительны и они - одни из немногих, выучивших Чёрное Наречие , в отличие от исконных троллей не боялись солнечного света пока ими повелевал Саурон .
  • Энты - народ гигантских людей-деревьев, ростом 12-14 футов, стражей леса, населяющих лес Фангорн , аналог русских леших , сотворённые Эру по просьбе Валиэ Йаванны в противовес гномам - творениям её супруга Аулэ. Предводитель энтов 3-й эпохи - Древобород . В древности энты-мужчины расстались со своими жёнами, и с тех пор много тысячелетий искали их. Энты медлительны, миролюбивы и фанатично преданы природе (поскольку фактически являются частью флоры Средиземья) .

Флора и фауна

Средиземье населено совершенно обычными земными животными и растениями. Из диких животных упоминаются медведи, лисы, олени, лани. В хозяйстве жители Средиземья используют лошадей и пони. Наиболее распространённые аграрные культуры - пшеница, рожь, ячмень, разнообразные корнеплоды (в частности, картофель), табак и др. В землях Гондора культивируется виноград.

Из неизвестных на Земле растений упоминаются: мэллирн (гигантские деревья, из которых состоит лес Лотлориен), ацелас (королевский лист - целебное растение, которое, по преданию, дунэдайн принесли с собой из Нуменора), Белое Древо Нимлот (потомок светоносного Телпериона , Древнейшего из Дерев), являющееся государственным символом Гондора и вышитое Арвен на знамени Арагорна Эллесара .

Из растений, обладавших даром речи, наиболее известен Старый Вяз (англ. Old Man Willow ), чуть было не погубивший Перегрина Тука и Мериадока Брендибэка , который пригрозил перекусить обоих, если их товарищи (Фродо и Сэм) не уберут огонь от его корней. Кроме того, Старый Вяз обладает даром гипноза.

Астрономические сведения

Эти сведения весьма скудны, но небо над Средиземьем тоже весьма напоминает земное. Так, в «Хоббите» Бильбо ориентируется по Большой Медведице (хоббиты называют это созвездие Серпом). По небу ходят Солнце и Луна . В трилогии «Властелин Колец», во время бегства хоббитов из Шира, Фродо, Сэм и Перегрин разглядывают Небесного Воина Менельвагора (в котором безошибочно угадывается Орион); на востоке всходит, сияя винным цветом, красный Боргиль (вероятно, Альдебаран); кроме того, видна Звёздная Сеть - Реммират (вероятно, Плеяды).

В Приложении к трилогии, описывая ширский календарь, Толкин указывает продолжительность года в Средиземье - 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Эта величина практически до секунд совпадает с земным тропическим годом .

Легендариум

Книги по мотивам

  • Ник Перумов - «Кольцо Тьмы »
  • Кирилл Еськов - «Последний кольценосец »
  • Элхэ Ниэннах (Наталья Васильева) и Иллет (Наталья Некрасова) - «Чёрная книга Арды »
  • Берен Белгарион (Ольга Брилёва) - «По ту сторону рассвета »
  • Олег Верещагин - «Оруженосец », «Последний воин »
  • Дмитрий Суслин - «Хоббит и Гендальф », «Хоббит и Саруман », «Хоббит и Горлум » и другие
  • Вадим Проскурин - «Хоббит, который слишком много знал », «Хоббит, который слишком много путешествовал », «Хоббит, который познал истину »
  • Сергей Симонов - «Спираль истории »

См. также

Напишите отзыв о статье "Средиземье"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Средиземье

Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
– А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
– Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
– Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова дворецкий

дворецкий в словаре кроссвордиста

дворецкий

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

дворецкий

дворецгого, м. (дореволюц.). В богатых барских домах - старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дворецкий

    В Русском государстве 15-17 вв.: глава дворцового управления.

    В богатом доме: старший слуга, заведующий домашним хозяйством и прислугой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дворецкий

    Старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой в богатых барских домах (в Российском государстве до 1917 г.).

    Управляющий князя, ведавший дворцовыми землями, хлебопашеством на них, а также крестьянами и дворцовыми слугами (на Руси XV-XVI вв.).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дворецкий

    глава дворцового управления в Русском государстве 15-17 вв., с 17 в. придворный титул.

    Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских особняках в России.

дворецкий

ДВОРЕЦКИЙ Игнатий (Израиль) Моисеевич (1919-87) русский писатель. Пьесы "Человек со стороны" (1972), "Директор театра" (1983) - о нравственном и деловом облике современного руководителя; сборник пьес "Трасса" (1978).

Дворецкий

    в Русском Государстве 15≈17вв. глава дворцового управления; с 17 в. ≈ придворный титул.

    Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских помещичьих особняках в России 18 ≈ начала 20 вв.

Википедия

Дворецкий

Дворе́цкий :

  • Дворецкий - управляющий хозяйством, батлер, мажордом;
  • Глава дворцового управления в Русском государстве (XV-XVII веков, с XVII века - придворный титул).

Дворецкий (старший лакей)

Мажордо́м (батлер, дворецкий, управляющий хозяйством ) - старший лакей , глава домашнего хозяйства. В больших имениях, где управление хозяйством может быть разделено между несколькими людьми, дворецкий отвечает за столовую, винный погреб и буфетную. Может отвечать также полностью за парадную часть дома, тогда как все остальное хозяйство находится в ведении экономки. Мажордом, как правило мужчина, руководит мужской прислугой в доме, а экономка - женской. В современных домах обязанности дворецкого могут довольно широко варьироваться в зависимости от требований работодателя.

Дворецкий (фильм)

«Дворецкий» - американский кинофильм режиссёра Ли Дэниелса, политический байопик . В прокат фильм вышел 16 августа 2013 года. Главные роли исполняют Форест Уитакер и Опра Уинфри. В отличие от предыдущего проекта Дэниелса, « Газетчика », «Дворецкий» был крайне тепло принят мировой кинопрессой. Актёрская работа Уинфри была отмечена номинациями на премию BAFTA и премию Гильдии киноактёров США. За её перевоплощение критики также прочили ей номинацию на премию « Оскар », однако в итоге она не вошла в шорт-лист претенденток, уступив место Салли Хокинс.

Примеры употребления слова дворецкий в литературе.

КНЯЖЬИ ЗАБОТЫ Стуча посохом, в палату вошел старый дворецкий в долгополом аксамитном кафтане.

Кто бы он ни был, этот гнусный убийца, его постигнет участь, коей он заслуживает, -- продолжал дворецкий , -- и мой владетельнейший хозяин, господин Беовульф, со своей стороны обещал и поклялся сделать все, дабы наказан был не только убийца боярина Василия, но и те, кто его послал!

Но только он хотел тоже заорать - Журавлев выпустил из ноздрей виргинский дым, передал глиняную трубку верному боливийцу Хосе Дворецкому , и тихо заговорил.

Они не ровня даже бедной милой Бригс, моей компаньонке, или Боулсу, моему дворецкому .

С посохом великого князя и его горлатною шапкой второго наряда дворецкий ожидал его у дверей средней избы, отделявшей повалушу от брусяной, в которой находился Русалка.

Должность камердинера, дворецкого и буфетчика занимает семидесятилетний слуга Поликарп, чудак необыкновенный, человек начитанный, отставной скрипач и поклонник Виотти, личный враг Наполеона, или, как он говорит, Бонапартишки, и страстный охотник до соловьев.

Проходя через гостиную, дворецкий для порядка переставил колокольчик с одного стола на другой, втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос и вышел в переднюю.

В почтительном отдалении и несколько сбоку от глав церкви и государства сидит директор по производству пищевых продуктов, все еще выряженный дворецким .

Ровно в половине шестого два важных лакея в париках с буклями распахнули створки дверей, дворецкий с раззолоченной булавой вошел первым и громогласно объявил: - Его высокородие статский советник Фандорин.

Мы с Изабеллой пили чай, Грэй потягивал виски с минеральной водой, как вдруг дворецкий отворил дверь, и в комнату не спеша вошел Ларри.

Он миновал бесплодные известковые холмы, отыскал все повороты в лабиринте проселков под взгорьями, пробрался сквозь густолистые леса, которые высились, словно неприступные зеленые стены, выехал на перекресток, где я расстался с дворецким , а потом в моторе произошла какая-то неполадка, и я вынужден был свернуть на травянистую прогалину, которая врезалась в ореховые заросли, объятые летней дремотой.

Она распорядилась, чтобы дворецкий принес напитки и сандвичи, и поднялась наверх, а Джоэл прошелся по пустынным гостиным.

Дворецкий и его жена сначала были очень недовольны, но мы их угощали вином и дарили им всякие вещи, и теперь они в восторге, только и делают, что вырезают из газет заметки о нашем времяпрепровождении.

Он бежал, не чуя под собою ног, путаясь в складках савана, а заржавленный кинжал уронил по дороге в башмак посла, где его поутру нашел дворецкий .

Дворецкий наполнил чарку тройным зеленчаком, Елена прикоснулась к ней губами и начала обносить ее кругом гостей, кланяясь каждому, малым обычаем, в пояс.