Каждый мотор "рисовых" скутеров имеет свою маркировку, в которую зашифрованы особенности того или иного агрегата. При плановом ремонте скутера (или внеплановом), многие владельцы сталкиваются с некоторыми сложностями при поиске запасных частей, потому как ищут основные детали по названию модели а не маркировке двигателя. Для этого рекомендую просмотреть внимательно двигатель скутера, и отмыв его от масла и грязи найти там гравированные цифры и латинские буквы. Чаще всего расположения этих надписей находится в двух местах:
Довольно часто наблюдаю, как на форумах и тематических группах в соцсетях, любители китайского мотопрома спорят о том, что например 152QMI и 157QMJ - разные двигателя в принципе. Давайте разберём всё таки что же означают эти все цифры и буквы.
Первая цифра "1
" (1
39QMB) в маркировке будет говорить о том что мотор имеет 1 цилиндр. Если вдруг увидите цифру "2" - офигеть, двигатель скутера двухцилиндровый. Буква "P" (1P39QMB) гласит о том что цилиндр горизонтального положения. Если же буква "P" отсутствует, значит цилиндр на скутере не обязательно горизонтального расположения. Так что 139QMB и 1P39QMB как ни крути, а одинаковые двигателя.
Следующие две цифры в обозначении "39", "52
" и тд. (152
QMI) обозначают внутренний диаметр гильзы цилиндра, а соответственно и диаметр поршня и колец в поршневой группе.
Первая буква
говорит о системе охлаждения скутера:
"F" (139FMB, 1P39FMB) - воздушное охлаждение мотора происходит набегающим потоком;
"Q" (139QMB, 152QMI, 157QMJ) - воздушное охлаждение принудительное, на цилиндре стоит кожух обдува. Если буква отсутствует - скорее всего двигатель имеет водяное охлаждение (172MM - CH250).
Вторая буква
- тип двигателя:
"M" (139QMA, 139FMA) - двигатель мотоциклетный.
Третья буква
в маркировке соответствует рабочему объёму цилиндропоршневой группы скутера:
"А" - до 50 кубов (139QMA) - "честный" полтинник);
"B" - до 70 кубов (139QMB) - самый распространённый, "почти честный" полтишок, который должен по правилам маркироваться как 147QMB или даже 150QMB;
"G" - до 100 кубиков;
"H" - от 100 до 125 кубов (редкая разновидность семейства GY6);
"I" - от 120 до 130 кубов (152OMI);
"J" - от 150 до 155 кубов (157QMJ);
"L" - до 200 см3;
"M" - до 250 кубов (172MM)- китайская водянка клон Honda Spacy / Freeway с двигателем CH 250 .
Встречаются часто ещё двигателя семейства ARN, с такими маркировками как 153QMI, 157QMJ-H, 158QMI. Такие двигателя устанавливают на скутера Keeway и Stels. Их часто путают с семейством GY6 152QMI и 157QMJ, как в цилиндропоршневой группе, так и в головке цилиндра и всех остальных частей мотора. Хотя они визуально и схожи (152qmi-153qmi и 157qmj-158qmj), при покупке запчастей стоит уточнить у продавца эти тонкости.
Завершая "разбор полётов" по спору о 152QMI и 157QMJ, хочу добавить от себя лично что данные двигателя отличаются только рабочим объёмом цилиндра (52,4 мм и 57,4 мм). И такие двигателя тоже можно называть 1P52QM и 1P57QMJ.
Вам понадобится
Инструкция
Внимательно изучите документы, которые прилагаются к скутеру. В них вы обязательно найдете точную модель и модификацию данного двухколесного средства передвижения.
Есть достаточно большое количество скутеров, имеющих сходный внешний облик, но разную начинку. То есть у разных производителей и моделей идентичные корпуса. В этом случае определите точную модель по маркировке на отдельных запчастях.
Снимите со седло, под ним найдите табличку желтого или белого цвета. На ней указана модель с модификацией, а также производитель и технические характеристики. Если табличка загрязнена, ее следует отчистить при помощи полужесткой щетки и какого-либо чистящего раствора. При этом будьте очень аккуратны, чтобы не содрать краску, которой нанесены данные на табличке.
Некоторые производители пишут аббревиатуру модели на приборной доске. Также модель можно вычислить по самой приборке, так как у разных моделей доски отличаются по таким параметрам, как цвет, максимальная величина разметки шкалы скорости, расположение шкал относительно друг друга.
Снимите крышку редуктора, которая расположена около заднего колеса под воздушным фильтром. Для этого выкрутите все болты, которые крепят крышку к корпусу. Под ней вы найдете маркировку, выбитую на металле, которая означает номер поршневой системы. Первые четыре символа являются моделью скутера.
Найдите номер рамы вашего скутера. Обычно он располагается под пластиковым оперением, которое нужно аккуратно снять, выкрутив все саморезы и отсоединив крепежи. Первые четыре символа дублируют название модели вашего скутера.
Если самостоятельно идентифицировать ваш скутер не получается, сделайте несколько фотографий аппарата в разных ракурсах и разместите их на специальном форуме, посвященном двухколесным средствам передвижения. Опытные форумчане смогут помочь вам выяснить модель.
Обратитесь в специальную организацию, которая произведет экспертизу и выдаст вам заключение. В нем будет точно указана модель, а также маркировки каждого узла вашего скутера.
Источники:
Некоторые скутеристы часто подвергают сомнению информацию о годе выпуска скутера , который указывается в паспорте транспортного средства (ПТС). Особенно остро данный вопрос волнует тех, кто хочет купить новый скутер в начале нового сезона в дилерских центрах. У таких центров, считают скутеристы, имеется договоренность с таможенными службами. На , что не были проданы в прошлом сезоне, дилеры получают новые ПТС от таможни, где указан свежий год выпуска . Правда это или нет, до сих пор остается загадкой.
Инструкция
Уточните серийный . Он указывается в лицевой части ПТС в строке «Идентификационный номер (VIN). Данный номер (VIN) должен состоять из 17 символов (арабских цифр или букв), которые условно разделены на три части: указательная часть, описательная часть и мировой индекс изготовителя.
Первые три символа номер (VIN) и являются мировым индексом (WMI), его могут составлять, как , так и цифры в сочетании с буквами. Мировой индекс производителя определяет географическую территорию, код изготовителя скутера и код государства. Описательная часть VIN (VDS) должна иметь шесть символов и обозначать транспортного средства в соответствии с конкретной документацией завода – изготовителя. Указательная часть VIN (VIS) должна содержать восемь символов. Первые четыре составляют цифры и буквы, остальные четыре только цифры. Указательная часть VIN - индекса должна содержать информацию о порядковом номере транспортного средства, а также годе
С помощью данной таблицы Вы можете идентифицировать Ваш скутер вплоть до года выпуска. Это очень полезно при покупке скута, так как можно определить год его выпуска, посмотреть не заменили ли на нем родной двигатель на двигатель другой модели, родная ли рама и т.д.
А теперь пояснения:
Типовое обозначение: номер модели назначенный производителем
Модель скутера: название скутера которое часто пишут на облицовке:)
Название производителя: букво-цифровое название модели
Номер рамы: номер рамы (обычно пишут под поликом) с которого стали производить скутера
Тип двигателя: тип двигателя в основном пишут на самом движке
Год: год начала выпуска скутера
Примечание: дополнительные данные о мощности двигателя и др.
Типовое обозна- чение |
Модель скутера |
Название произво- дителя |
Номер рамы |
Тип двигателя |
год | Примечание | 14T | Salient | CA50E | 14T-000101- | 14T | 82 | 3,6 л.с. |
14U | Salient | CA50ES | 14T-500101- | 14T | 83 | 3,6 л.с. | 17J | Popgal | MS50E | 17J-1300101- | - | 82 | 3,0 л.с. |
17K | MS50M | 17J-1500101- | - | 82 | 3,0 л.с. (Модель для женщин:-) | 17L | Beluga 50 | CV50E | 5G6-300101- | 5G6 | 82 | 3,8 л.с. |
17M | Beluga 80 | CV80E | 5G3-100101- | 5G3 | 82 | 6,0 л.с. | 18U | Malic | LC50E | 3L6-5020101- | 3L5 | 82 | 2,8 л.с. |
1GJ | Active Sport | CH50E | 35R-600101- | 35R | 85 | 6,0 л.с., оборудован тахометром | 1HH | JOG | CE50ES | 27V-2504101- | 14T | 84 | 4,5 л.с. |
1HV | Box"n | CQ50E | 1HV-2660101- | - | 85 | 5,8 л.с. | 1JX | Champ | CJ50EM | 54V-3000101- | 14T | 85 | 5,5 л.с. |
1KX | JOG | CE50E | 27V-2807101- | 14T | 85 | 4,5 л.с. | 1RN | JOG | CE50E | 27V-3200101 - 3219100 27V-3940101 - 3947100 |
14T | 85 | 4,5 л.с. |
1XX | XC200 | XC200 | - | - | 88 | Шли на экспорт | 1YT | Excel | CK50E | 1YT-3500101 - | 14T | 86 | 5,8 л.с. |
1YU | Mint | SH50E | 1YU-1000101- | 1YU | 86 | 3,4 л.с. | 1YV | SH50ED | 1YU-1400101- |
20R | Popgal | MS50ES | 17J-1700101- | - | 82 | 3,0 л.с. | 25G | Cygnus 180 | XC180 | 25G-000101- | 25G | 82 | 15,0 л.с. 4-х тактный Алюминиевые диски |
25K | Passol2 | S50-II | 2E9-2200101- | 2E9 | 82 | 2,3 л.с. | 25L | Passol2 | S50-IIE | 2E9-3000101- | 2E9 | - | 2,3 л.с. |
27V | JOG | CE50E | 27V-1900101- 27V-2037317- |
14T | 83 | 4,5 л.с. Первый из семейства JOG |
28N | Passol million | S50 | - | 2E9 | - | - |
2AA | Mint | SH50 | 1YU-1300101- | 1YU | 86 | 3,4 л.с. | 2E9 | Passol | S50 | 2E9-000301- | 2E9 | 77 | 2,3 л.с. |
2EX | JOG | CE50E | 27V-3220101- | 14T | 86 | 5,3 л.с. | 2FX | Champ | CJ50E | 54V-3760101- | 14T | 86 | 5,8 л.с. |
2GM | Champ 80 | CJ80 | 2GM-000101- | 2GM | 86 | 7,0 л.с. | 2GN | Champ | CJ50ES | 54V-3700101- | 14T | 87 | 5,8 л.с. |
2JA | JOG | CG50E | 2JA-1000101- | 2JA | 87 | 6,0 л.с. | 2NA | Champ RS | CJ50RS | 2NA-1450101- | 2JA | 87 | 6,3 л.с. Дисковый тормоз |
2RE | CZ150R | CZ150 | 2RE-000101- | 2RE | 87 | 17,0 л.с. Водяное охлаждение Алюминиевые диски |
2T4 | Passola | SA50 | 2T4-000101- | - | 78 | 2,8 л.с. |
2TA | JOG | CG50ED | 2JA-1692101- | 2JA | 87 | 6,0 л.с. | 2TE | JOG | CG50ES | 2JA-1783101- | 2JA | 87 | 6,0 л.с. |
2UK | Mint | SH50ES | 1YU-1505101- | 1YU | 86 | - | 2UL | Excel | CK50ED | 1YT-3975101- | 14T | 87 | - |
2YM | Cygnus 125 | XC125 | 50V-016101- | 50V | 88 | 11,0 л.с. 4-х тактный Алюминиевые диски |
2XX | JOG 80 | CG80Z | 2XX-030101- | 2GM | 88 | 7,0 л.с. Дисковый тормоз |
33R | Salient | CA50ED | 14T-1500101- | 14T | 84 | 5,0 л.с. | 35R | Active | CA50ED | 14T-1500101- | 35R | 83 | 5,5 л.с. |
36E | PW50 | PW50 | 36E-008101- | - | 84 | 2,7 л.с. | 36F | CZ125 Tracy | CZ125 | 36F-000101- | 36F | 83 | 16 л.с. |
37T | Active | CH50EE | 35R-240101- | 35R | 82 | 5.7 л.с. | 3AA | BW"s | CW50 | 3AA-000101- | 3AA | 88 | 6 л.с. |
3AA2 | BW"s Sports | CW50S | 3AA-091101- | 3AA | 89 | 6 л.с. | 3CP1 | JOG Sports | CG50Z | 3CP-2013101- | 2JA | 88 | 6.3 л.с. Дисковые тормоза |
3FC | Champ CX | CX50 | 3FC-000101- | 3FC | 88 | 6.3 л.с. | 3HK | Mint | SH50 | 1YU-1851101- | 1YU | 91 | 4.3 л.с. |
3KJ1,2,4,6,8 | JOG | CY50 | 3KJ-0000101- | 3KJ | 89 | 6.8 л.с. | 3KJ3 | JOG Trunk | CY50D | 3KJ-2432101- | 90 | - |
3KJ5,7,9,A | JOG Poche | CY50H | 3KJ-4719101- | 92 | 6.8 л.с. | 3KJB,E,F,H | JOG | CY50 | 3KJ- | 96 | 6.3 л.с. |
3KJC,D,F,G | JOG Poche | CY50H | 3KJ- | 96 | - | 3L4 | Passol | S50 | 2E9-500101- | 2E9 | 78 | 2.3 л.с. |
3L5 | Carrot | MA50 | 3L5-000101- | 3L5 | 78 | 2.3 л.с. | 3L6 | Malic | LC50 | 3L6-000101- | 3L5 | 79 | 2.8 л.с. |
3L7 | Liric | LD50 | 3L7-000251- | 3L5 | 79 | 2.3 л.с. | 3NH | Champ RS | CJ50RS | 2NA-2194101- | F69 | 87 | 6.3 л.с. |
3NW2 | Target 90 | RS90 | 3NW-000101- | 3NW | 90 | 7.7 л.с. Дисковые тормоза |
3PT | PW50 | PW50 | 3PT- | 3PT | 93 | 2.7 л.с. |
3PU | Mint | SH50ET | 1YU-1823101- 1633000 |
1YU | 89 | - | 3RY1,2 | JOG Sport | CY50Z | 3RY-1541101- | 3KJ | 89 | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
3RY3 | JOG-Z | 3RY-2175101- | 90 | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
3UG | AXIS | YA50R | - | - | - | - |
3VL | BW"S Original | CW50 | - | 3AA | - | - | 3VP1-4,7-9,A | AXIS | YA50 | 3VP-2024101- | 3KJ | 90- 97 |
6.8 л.с. Дисковые тормоза |
3VP5,6 | AXIS PRO FOOT | YA50H/HS | 3VP-4900101- | 92 | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
3WF | JOG 90 | CY90Z | 3WF-000101- | 3WF | 90- 97 |
8.5 л.с. Дисковые тормоза |
3WG | JOG 50 | CY50 | - | - | - | - | 3WW | BW"S Original | CW50 | - | 3AA | - | - |
3WWW | Spirit 50 | - | - | - | - | - | 3YJ13,5 | JOG | YG50 | 3YJ-2555101- | 3KJ | 91 | 7 л.с. |
3YJ2,4 | JOG Trunk | YG50D | 3YJ-2780101- | - | 3YK1-6 | JOG Z | YG50Z | 3YK-2660101- | 3KJ | 91 | 7.0 л.с. Дисковые тормоза |
3YK7 | JOG ZR | YG50ZR | 3YK-6715101- | 94 | 7.2 л.с. Дисковые тормоза |
3YKB | JOG ZR | YG50ZR | SA13J- | A119E | 99 | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
44V | PW50 | PW50 | 44V-000101- | 3PT | 84 | 2.7 л.с. | 48F | JOG | CE50E | 27V-2299101- 27V-2787101- |
14T | 84 | - |
49E | Salient | CA50ED | 14T-2225101- | 14T | 84 | 5 л.с. | 4BX | BW"S 50 | CW50 | - | - | - | - |
4CX | JOG 90 | CY90 | - | 3WF | - | - | 4DH | Cygnus GT | XC150 | 4DH-000101- | 4DH | 93 | 12 л.с. Дисковые тормоза |
4HC | MAJESTY 250 | YP250 | 4HC-000101- | 4HC | 95 | 21 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный Диски 12 дюймов |
4J2 | Towny | MJ50 | 4J2-1001101- | - | 80 | - |
4JP | JOG Aprio | YJ50 | 4JP-5770101- | 3KJ | 93 | 6.8 л.с. | 4K3 | Passol | S50 | 2E9-268301- 2E9-349999- 2E9-600101- |
2E9 | 80 | 2.3 л.с. |
4K4 | Passol D | S50D | 2E9-560301- | 2E9 | 80 | 2.3 л.с. | 2E9-900101- | 81 |
2E9-2000101- | - | 4K5 | Passola | SA50 | 2T4-530301- | - | 81 | 2.8 л.с. |
4K6 | Carrot | MA50 | 3L5-2000101- | 3L5 | 80 | 2.3 л.с. | 4K7 | Malic | LC50 | 3L6-3000101- | 2.8 л.с. |
4K8 | Liric | LD50 | 3L7-501101- | 2.3 л.с. | 4KN | GEAR | BA50 | 4KN-000101- | 4KN | 94 | 5 л.с. |
4KP | Cygnus 125 | XC125T | 4KP-000101- | 4KP | 95 | 10 л.с. 4-х тактный |
4LV1 | JOG Aprio EX | YJ50EX | 4LV-6342101- | 3KJ | 94 | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
4LV2-4 | JOG Aprio TYPE-II | YJ50S | 4LV-7107101- | 95 | 7.2 л.с. Дисковые тормоза |
4MJ | AXIS | YA50F/R | - | 3KJ | - | - |
4NB | Cygnus | XC125T | - | 4KP | 96 | - | 4S5 | AXIS 50 | YA50 | - | - |
4SB | Rocket 50 | CW50RS | 4TD | BW"S Next Generation | ||
4TG | Cygnus 125D | XC125D | 4TG-000101- | 4KP | 96 | 10 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный |
4UC | MAJESTY 250 | YP250 | - | 4HC | - | - |
4UE | JOG PRO 50 | YA50Z | - | - | - | Дисковые тормоза | 4UF | JOG Pro 90 | YA90Z | 3WF |
4VA | BW"S Next Generation | CW50RS | SA05- | - | - | Дисковые тормоза | 4VP | BW"s 100 | YW100 | - | 4VP | 98 | Дисковые тормоза |
4XA | JOG FUN 50 | YA50T/ZB | - | - | - | - | 50V | Cygnus 125 | XC125 | 50V-000101- | 50V | 84 | 11 л.с. 4-х тактный |
52W | Try | CP50E | 52W-1000101- | - | 85 | 5 л.с. | 53L | Cute | CN50ED | 53L-1000101- | 53L | 86 | 4 л.с. |
54U | Active | CH50ET | 35R-5401011- | 35R | 85 | - | 54V | Champ | CJ50EM | 54V-6140101- | 14T | 84 | 5.2 л.с. |
55E | Cute | CN50EC | 53L-1250101- | 53L | 86 | 4.0 л.с. | 55T | Champ | CJ50EE | 54V-6380101- | 14T | 84 | 5.2 л.с. |
5AD | Neo"s | YN50 | - | - | - | - | 5AU | Vino | YJ50R | 5AU- | 3KJ | 97 | 6.3 л.с. |
5BM | JOG | YV50/C | SA01J-000053- | A101E | 97 | 6.8 л.с. | 5BR | Aerox R | YQ50 | - | - | 99 | Дисковые тормоза Диски 13 дюймов |
5CA | MAJESTY 125 | YP125D | - | 5CA | 98 | 12 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный Диски 12 дюймов |
5CG | MAJESTY 250 SV | YP250S | SG01J-001725- | 4HC | 97 | 21 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный Диски 12 дюймов |
5CP | Glide | YA100W | - | 4VP | 98 | Дисковые тормоза Диски 12 дюймов |
5CY | CYGNUS 125 Si | XC125M | SE01J-000101- | E303E | 98 | 10 л.с. 4-х тактный |
5DA | BW"S | YW50 | SA02J-100101- | A102E | 98 | 5.5 л.с. Дисковые тормоза |
5DC | SV125R™ | SV125R | - | E303E | 01 | Дисковые тормоза 4-х тактный |
5DS | MAJESTY 125 | YP125R | - | 5CA | - | Дисковые тормоза Диски 12 дюймов 4-х тактный |
5EM1 | JOG-ZII | YV50Z | SA04J-000023- | A105E | 98 | 7.2 л.с. Дисковые тормоза |
5EM2 | JOG | 99 | 5EM3,4 | JOG | SA12J-000010- | A119E | 6.8 л.с. Дисковые тормоза |
5EU | Why | YH50 | - | - | - | - | 5FA1 | GLAND AXIS 100 | YA100 | SB01J-100160- | B101E (4VP) | 98 | 10 л.с. Дисковые тормоза Диски 12 дюймов |
5FA2 | GLAND AXIS 100 | YA100W | SB06J- | B109E | 01 | 5FH | Vino DX | YV50A | - | - | 00 | - |
5FJ | Vino 90 | YV90A | - | 3WF | 00 | Дисковые тормоза | 5FM | FORCE 125 | XC125TR | - | - | - | Дисковые тормоза 4-х тактный |
5FP | JOG type II 50 | - | - | - | 01 | - | 5FR | JOG type II 90 | - | - | 3WF | 01 | - |
5FX | BW"S 50 Next Generation | CW50RS | - | - | - | - | 5G3 | Beluga 80 | CV80E | 5G3-000101- | 5G3H | 81 | 5 л.с. |
5G6 | Beluga | CV50E | 5G6-000101- | 5G6 | 81 | 3.8 л.с. | 5G7 | Beluga | CV50 | 5G6-100101- | 5G6 | 81 | - |
5GD | JOG Poche | YV50H | SA08J-000019- | A113E | 99 | 6.3 л.с. | 5GJ | T-MAX | XP500 | SJ02J- | J402E | 00 | 38 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный DOHC Twin Диски 14 дюймов |
5GM | MAJESTY 250 | YP250S | SG03J-000027- | G312E | 99 | 22 л.с. Дисковые тормоза 4-х тактный Диски 12 дюймов |
5GY | JOG BASIC 50 | - | - | - | 00 | - |
5H9 | Towny | MJ50 | 4J2-1100101- | - | 80 | 2.8 л.с. | 5HT | Maxster | XQ125 | - | - | 00 | Дисковые тормоза 4-х тактный |
5J3 | Passola | SA50E | 2T4-900101-993400 2T4-100101- 2T4-670101- |
- | 81 | 2.8 л.с. | 5J4 | Passola | SA50 | 2T4-730101- | - | 81 | 2.8 л.с. |
5JH | Slider | EW50 | - | - | - | Дисковые тормоза Диски 12 дюймов |
5KN | JOG | CV50 | SA16J- | A125E | 00 | 6.5 л.с. Дисковые тормоза |
5M0 | Pasetta | SB50 | 5M0-1300101- | - | 81 | 2.6 л.с. | 5M1 | SB50E | 5M0-1000101- |
5ME | Aerox100 | YQ100 | - | 4VP | 00 | Дисковые тормоза Диски 13 дюймов |
5MF | Teo"s | XN125 | - | - | 01 | Дисковые тормоза |
5PD | JOG100 | - | - | - | 01 | - | 5PG | PW50 | PW50 | 3PT-0294610- | 3PT | 00 | 2.5 л.с. |
5PT | JOG ZR | CV50ZR | SA16J- | A125E | 01 | 6.5 л.с. Дисковые тормоза |
Двигатели китайских скутеров могут быть двухтактными и четырехтактными. Все они производятся непосредственно в Китае заводом производителем скутеров или под заказ от сторонней компании. Обычно, разработкой чего-то нового никто там не занимается, так как это дорого, долго и требует знатных умов, которых в этой стране не совсем много.
Отсюда, все производственные линии представляют из себя японские оригиналы или чуть доработанные конвееры. Проще говоря, то двигатель, который стоит на вашем китайском скутере, лет 15-20 назад стоял на японском Yamaha , Honda или Suzuki .
Интересно то, что четырехтактные двигатели китайцы научились делать лучше, чем двухтактные, отсюда их качество несколько выше. А значит и чотиритактник китайского производства будет надежным, чем двухтактников. Встречаются также аналоги европейских моделей 80 — 90-х годов, но их очень мало.
Каждый двигатель китайского скутера имеет маркировку, которая может рассказать о многом. Набор букв и цифр расскажет о заводе производителя, количество цилиндров, расположение цилиндра, диаметре поршня, объем камеры сгорания и многое другое.
Рассмотрим расшифровку номера двигателя более подробно. Как правило, номер двигателя начинается с аббревиатуры букв, которые расскажут о заводе, где он был изготовлен.
Примечательно то, что отсутствие аббревиатуры может говорить о подпольном происхождения двигателя. Такое же встречается в случае, если завод производитель скутера заказал двигатель в «нонейм» компании.
Далее следует цифра 1 или 2. Это указатель количества цилиндров. Обычно цилиндр 1, но почему-то это всегда указывается. Чтобы легче воспринимать информацию о номере двигателя, как пример возьмем произвольный номер:
LAA1P39FMA09013521
Видны первые две буквы LAA, теперь известно, что это за производитель скутера . Далее следует цифра 1, это количество цилиндров .
Следующая буква P — расскажет о расположении двигателя . Он может быть горизонтальным или вертикальным. Горизонтальная модель содержит буквы P в номере, в вертикальном двигателе эта буква отсутствует.
Следующая цифра — 39. Это диаметр цилиндра . В данном случае это говорит, что двигатель полтинник, но часто производитель врет, устанавливая больше цилиндр, тем самым увеличивая объем. Хотя продает скутер как полтинник и даже не стесняется. Такой шаг — вынужденный, ведь четырехтактный китайский полтинник совсем не хочет ехать. Гораздо проще увеличить объем двигателя, чем мудрить с другими элементами.
Далее мы видим букву F, вместо него может стоять буква Q. Китайские скутеры в основной своей массе комплектуются двигателями воздушного охлаждения . Причем это охлаждение может быть как естественным, так и принудительным. Яркий пример естественного воздушного охлаждения — мопеды типа Delta, Alpha, Activ и им подобные. Принудительное воздушное охлаждение можно встретить на скутерах, когда воздух всасывается сбоку с помощью крыльчатки охлаждения.
В нашем случае, после буквы F мы видим букву M. Она говорит о мотоциклетном типе двигателя .
Далее — буква A. Но может быть и другая, об этом подробнее. Китайские скутерные двигатели могут быть объемом от 50 до 250 кубических сантиметров . От минимального до максимального объема есть несколько степеней, и каждая ступень сказывается заводом специальной буквой. Подробнее в таблице.
Многие, присматривая себе японский скутер, иногда сомневаются в информации о годе выпуска техники, который указывает продавец. Действительно, сегодня на рынке можно купить скутер из прошлого века по цене практически нового.
Давайте разберемся, как определить год выпуска японского скутера, если есть сомнения в возрасте мотороллера.
Итак, существует три основных способа узнать год выпуска скутера. Во-первых, безусловно, год выпуска должен быть отражен в техпаспорте или сервисной книжке, если таковые имеются. Во-вторых, если документов на скутер нет или у вас есть сомнения насчет указанного в документах года выпуска, то информацию о том, когда скутер был произведен, можно найти на его раме или на двигателе в виде VIN-номера. Расшифровать VIN можно с помощью специальных таблиц, которые можно без проблем найти в интернете. Где же искать сам VIN-номер? Номер рамы обычно располагается либо под рулем со стороны водителя (может быть скрыт специальной заслонкой или крышкой), либо на самой нижней части рамы – в пороге (есть специальное окошко). Шильдик с номером двигателя, как правило, находится на самом моторе – например, на картере или вариаторе.
И, наконец, третий способ. Если же по какой-то причине не удалось обнаружить номер рамы или кузова, то год выпуска техники можно установить по специальным таблицам на пластике. В зависимости от марки и модели скутера такая таблица может находиться под сиденьем, на внутренней стороне крышки бардачка, на внутренней стороне крышки аккумулятора (если он находится в полике) и на внутренней стороне крышки, закрывающей жерло бензобака.
Поэтому можно смело проверять год выпуска при покупке скутера, если подозреваете, что вам могут продать мотороллер, возраст которого превышает заявленный продавцом. Однако бывают ситуации, когда и продавцу приходится оправдываться. Например, продавец указывает год выпуска скутера как 2007, хотя известно, что данная модель была снята с производства в 2006 году. Покупатель сразу обвиняет продавца во лжи и в некомпетентности. Но, оказывается, продавец прав. Все дело в особенностях японского рынка скутеров. Действительно, скутер может официально уже не производиться, а храниться на складе в Японии, например, у дилера не один год. При покупке в сопроводительных документах указывается год выпуска, который фактически является годом его первой продажи. То есть продавец указал год выпуска из технической документации, которая шла вместе со скутером.