Конспект НОД «Речевое развитие» в средней группе. Составление описательного рассказа по картине "Весна пришла". Составление рассказа по картине "весна"

Тема «Весна пришла»

«Составление рассказа по картине «Весна пришла»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.

Задачи:

    Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.

    Развивающие : Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

    Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

    Речевые:

    Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.

    Словарь:

предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.

качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.

глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.

    Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.

    Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.

Методы и приёмы:

    Практические : сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».

    Наглядные : рассматривание сюжетных картин по схеме.

    Словесные : ответы на вопросы.

Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.

Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.

Предварительная работа: рассматривание картин , разучивание стихотворений, загадок, , беседы , наблюдения.

Ход занятия

В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.

Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.

Дети здороваются.

Воспитатель: здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?

Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?

Ответы детей (да, мы согласны!).

Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.

Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.

Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.

Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.

Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?

Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).

Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!

Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.

Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?

Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.

На забор уселась галка.

Начинается считалка:

раз, два, три, четыре, пять!

Юлю, Мишу, Свету, Колю,

Петю Иру, Витю, Олю...

На минутку перестану.

Помолчу, передохну

Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.

Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?

Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).

Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?

Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).

Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?

Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).

Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?

Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).

Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?

Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).

Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?

Дети дают имя мальчику.

Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?

Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).

Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?

Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).

Весна: а какого цвета сапожки?

Ответы детей (сапожки розового цвета).

Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?

Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)

Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.

    Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);

    Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);

    А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);

    Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).

    А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);

    Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);

    Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);

    Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);

    Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);

    Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);

    Как мы её назовём?

Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь

(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть

(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из-под старой травки

(ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок

(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).

Раскрылся колокольчик

(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.

Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:

    Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)

    Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);

    Что он делает? (он протягивает руку к девочке);

    Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);

    Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);

    Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);

    Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);

    Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);

    Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);

    Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);

    Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);

    Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).

Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.

Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.

Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!

    Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);

    Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);

    Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);

    Как называются эти птицы (это скворцы);

    Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?

Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).

Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?

Ответы детей (Весна!).

Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.

Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

Программное содержание:

Выявить уровень сформированности навыков связной речи, умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине о весне. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: ранняя, поздняя, весенний, весенняя, подснежник, проталина.

Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровой сюрпризный момент, музыкальное сопровождение.

Технологии: Моделирование, компьютерная (интерактивная доска), здоровьесберегающая (электронная физминутка).

Материал демонстрационный: картина о весне, письмо от весны, сундучок, изображения животных, презентация, схема.

Материал раздаточный: картинки о весне пейзажные и сюжетные.

Структура занятия:

1 часть – организационный момент.

Пальчиковая гимнастика.
Загадки.
Чистоговорка.
Чтение письма от Веснянки.
Беседа по теме.
Игровые упражнения.
Пословицы о весне.
Физминутка.

Составление предложений по индивидуальным картинкам.
Электронная физминутка для глаз.
Составление рассказа по картине.
Игра “Угадай кто?”

Ход занятия

1. Пальчиковая гимнастика:

Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться,
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем.
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем.

2. Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь со всеми и на осетинском языке. Подготовим наши язычки для чистоговорки:

На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.

3. Детки послушайте загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла
Кто скажет?
Кто знает?
Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

– Кто догадался, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?

4. Ребята, посмотрите какой интересный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Письмо. Прочитаем.

Дорогие ребята, Здравствуйте!

Пишет Вам Веснянка из весеннего леса. У нас случилась беда. Пока Весна проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок Весны, где находились волшебные слова о весне и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Весне собрать эти слова.

Веснянка.

Ребята поможем Веснянке собрать слова о Весне. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о Весне будем складывать в него.

5.

– Какое у нас сейчас время года? А как сказать на осетинском языке?

– После какого времени года наступает весна?

– Назовите весенние месяцы?

– Назовите месяц начала весны,– какая весна в этом месяце (ранняя)?

Назовите месяц середины весны.

Назовите месяц конца весны,– какая весна в этом месяце (поздняя)?

Чем отличается весна от другого времени года?

Какие птицы прилетают первыми?

Что происходит со снегом? (почками, природой, с животными)

Что одевают люди весной?

6. Игровое упражнение “Какая погода”

Какая погода бывает весной, если на улице:

– идет дождь;
– светит солнце;
– дует ветер;
– туман?

Солнце весной какое?
Травка вырастает какая?
Сосульки весной что делают?
Снег что делает?
Ручьи что делают?
Птицы что делают?
Листочки что делают?

Скажите со словом весенний: – лес, солнце, трава, ручеек, ветер, проталинка, одежда, сад, месяцы, гроза, погода, день, настроение, дождь, небо, цветы.

7. Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок. А давайте сложим в сундучок пословицы о весне:

1.Вода с гор потекла – весну принесла.
2.Март с водой, апрель с весной.
3.Где в апреле река, там, в июле лужица.
4.Весна красна цветами, а осень – плодами.

8. Назовите слова ласково и во множественном числе (По схеме): ветер, ручей, снег, вода, облако, проталина, ветка, трава, небо, солнце, день.

Молодцы ребята вот, как много слов мы сказали о весне и все сложили в сундучок.

Поработали, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка.

Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два
Капли медленно сперва.
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

9. Составление предложений по пейзажным картинкам.

Ребята пройдите за столы, посмотрите внимательно на свои картинки. И составьте по ним предложения (3-4 ребенка).

Молодцы ребята, постарались. А сейчас посмотрите на экран, понаблюдайте глазками за солнышком и цветочками. (Электронная физминутка для глаз).

Замечательно, а сейчас мы будем составлять рассказы по картине. Как можно ее назвать? Эту картину мы с вами уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите, какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинах, ручьях.(3-4 ребенка).

Молодцы вы составили подробные и интересные рассказы о весне. Ваши рассказы очень понравились Веснянке, и она их тоже сложит в волшебный сундучок.

Весне рады все и животные тоже, давайте поиграем в игру “Угадай кто?”

Моделирование (используется интерактивная доска).

Это что за животное, как назвать его на осетинском языке:

Белка – тыртына;
Медведь – арш;
Лиса – руваш;
Заяц – таркуш;
Волк – бирах.

Молодцы ребята. Мы собрали полный сундучок красивых слов о весне. Закроем его, чтобы слова не вылетели и отправим его Весне. Вы справились со всеми заданиями, я вами горжусь.

Занятие окончено.

Ольга Андрюшова
Конспект НОД в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна идет»

Конспект НОД в средней группе

образовательная область "Речевое развитие".

Тема : "Весна идет "

Воспитатель : Андрюшова О. А.

Петропавловск – Камчатский

городской округ

Тема : Составление рассказа по картине "Весна идет ".

Цель : Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи :

Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна ".

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы.

Стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, подснежник, таять, журчать)

Формировать способность к построению предложений по опорным словам, развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине .

Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе .

Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция : образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа : Проталины, перелётные птицы.

Оборудование : картина "Весна пришла "

Ход НОД:

1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера (дети здороваются с гостями)

2. Основная часть.

Воспитатель :

Сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой, а кто это вы узнаете, отгадав загадку (чтение загадки)

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Незнайка)

Воспитатель : Молодцы! Ответ детей : Незнайка.

Воспитатель :

Ребята, а вы, знаете, зачем к нам пришел Незнайка? Он не знает, какое сейчас наступает время года? И хотел бы у вас узнать. А вы знаете, какое сейчас время года?

Ответ детей : Весна .

Воспитатель : Правильно.

Я распускаю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна,

Зовут меня … (весна )

Воспитатель : Ребята, Незнайка с собой принес загадки. Давайте ему поможем ему отгадать. Я вам буду читать загадки, а вы будите поднимать руку и отгадывать (чтение загадок)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели,

И пахнет весной . (Сосулька)

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

В голубенькой рубашке,

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Дни погожие не редки,

Греют на солнце ветки.

И, как маленькие точки, набухают на деревьях… (Почки)

Воспитатель : Незнайка спрашивает, а как узнать, что наступила весна ? Давайте посмотрим на картину . Что происходит весной ?

Воспитатель :

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небо.

Какое небо весной ?

А солнце, весной какое ?

Что происходит с солнцем весной ?

Что происходит с деревьями весной ?

Снег растаял и появились первые цветы, как они называются?

А кто еще изображен на картине ?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Ответ детей :

Снег тает, на деревьях набухают почки, прилетаю птицы, солнышко теплое и яркое.

Воспитатель :

Ребята, вы так много знаете о весне .

А зиму с весной не перепутайте ?

- Давайте проверим :

Зима ушла, а весна - …пришла .

Зима холодная, а весна - …теплая .

Зимой солнце морозит, а весной - …греет .

Зимой сугробы высокие, а весной - …низкие .

Зимой надевают шубы, а весной - …куртки .

Все правильно ответили, молодцы.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Незнайка понял, что вы знаете много весенних признаков. Незнайка тоже знает. А значит любите весну , а хотите поиграть?

Ответ детей : (Да)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет !

Проведение Подвижной игры «Веснянка »

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) .

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Кто хочет рассказать об этой картине . Вызываю ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает , затем еще двух-трех детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД (область «Познание» и «Речевое развитие») Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла» Тема: «Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла». Предварительное содержание. Развивать речевые способности детей, стимулируя.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт- Петербурга.

Конспект НОД в средней группе «Составление описательного рассказа по картине «Зима» Задачи: -рассмотреть картины с изображением зимнего пейзажа. Ответы на вопросы воспитателя. Развивать творческое воображение детей. - Чтение.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Тема: Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Цель: -связная речь: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Цель: - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ.

Образовательные цели. Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь.

МБДОУ №57 "Рябинка", г. Калуга

Лахно Е.Б. Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Речевое развитие". Тема: Составление рассказа по картине "Весна идет" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030063.html (дата обращения: 24.02.2019).

Цель: Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи:

  1. Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна".
  2. Развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине.
  3. Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе.
  4. Вызвать у детей положительные впечатления от создания творческой коллективной работы.
  5. Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция: образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа: Проталины, перелётные
Оборудование: Демонстрационный: макеты медвежьей берлоги, скворечник со скворцом, подснежники, птица грач, картина "Весна пришла" разрезанная на четыре части

В.Что можно сказать про ручеек, какой он?
Д. Ручеек быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный.
В. Отлично, все вы знаете. Кто еще заметил от весны сюрприз?
Дети находят подснежники.
В. Как называются эти цветы?
Д. Подснежники
В. Ребята, Аня с мамой узнала легенду о подснежниках и она хочет нам ее рассказать.
Д. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
В. Ребята, а вот и весенние послание. Что же здесь изображено?
Д. Подснежник - красивый, весенний, нежный, первый цветок.
В. А где, в первую очередь, появляются подснежники?
Д. На проталинах (скажем все вместе)
В. Что такое - проталины?
Д. Места, где из - под тающего снега проглядывает земля.
В. Кто ещё нашел сюрприз весенний, расскажите нам что увидели?
Д. Я нашла скворечник и птицу
В. Как называется птица?
Д. Скворец ……..
В. Какая это птица?
Д. Перелетная (словарная работа)
В. Ребята, поможем птицам построить скворечники.
Пальчиковая гимнастика
Д. Готовы скворечники,
Можно селиться, (стучат кулачками друг об друга)
Готовы дома - терема (соединить кончики пальцев двух рук в "крышу домика")
Летите, летите веселые птицы (соединить пальцы двух рук между собой "внахлёст")
Скорей занимайте дома. (помахать пальцами)
В. Ребята, и скворец принес нам весточку. Что же здесь изображено?
Д. На дереве скворечник, рядом со скворечником сидит скворец.
В. Откуда появился скворец на дереве?
Д. Он прилетел из тёплых стран.
В. Ребята, а сейчас давайте вспомним признаки весны.

Игра с мячом. (мяч по кругу)
В. Небо.
Д. Голубое, светлое, ясное, сияющее, высокое
В. Солнце
Д. Ослепительное, лучистое, красное, теплое, ясное, нежное, ласковое.
В. Облака
Д. Легкие, прозрачные, воздушные, белые, кудрявые, пушистые.
В. Трава
Д. Густая, зеленая, душистая, сочная, нежная, похожа на пушистый ковер
В. Молодцы! А впереди нас ещё ждет интересная работа. Что у меня в руках?
Д. Части картины
В. Что надо сделать, чтобы получилась целая картина?
Д. Собрать
В. Кто мне поможет собрать картину?
Кто расскажет рассказ по картине?
Дети рассказывают.
В. Как бы вы назвали картину?
Д. Начало весны, весна, цветущая весна, весна пришла.
В. А сейчас Полине предоставим слово. Она все ваши предложения соединит в один большой рассказ.

Д. (Пример рассказа) Начало весны.
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег и образуются проталины. На проталинах появляются первые цветы - подснежники. Мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки. Из дальних стран прилетают птицы: грачи, скворцы… Мне нравиться весна!
В. Ребята, какое настроение вызвала эта картина?
Д. Радостное, спокойное, веселое, бодрое.
В. Давайте мы наше прекрасное настроение выразим яркими, разнообразными цветами.
Девочки нарисуют деревья, ручеёк, проталины, а мальчиков попросим украсить картину птицами, наклеить скворечники, солнышко, кораблики
Дети изображают весенний пейзаж.
В. Понравилась вам картина? Красивая у вас картина получилась, потому что вы работали дружно, старались!
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Д. О весне.
В.Что вам запомнилось?
Дети отвечают.
В. Ребята, кто помнит, о чем была легенда, рассказанная Аней?
Д. О подснежнике.
В. Я тоже очень много от вас узнала о весне.
Вы сегодня очень старались. Создали волшебную картину и рассказали о весне. Ребята, дома обязательно расскажите своим родителям рассказ, который мы с вами сочинили.
Весна услышала ваши рассказы и захотела сделать вам подарок.
В. Показывает корзинку с угощением для детей.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель : здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив