Принципы организации современного производства. Современное производство и профессиональное образование. в серийном производстве

Принципы организации современного производства. Современное производство и профессиональное образование. в серийном производстве

Урок № 8/2 «Структура и составляющие современного производства»

Цели: раскрыть понятия материальной и нематериальной сфер производства; дать возможность учащимся воочию увидеть работу промышленного предприятия, изучить его структуру.

Ход урока

I . Организация урока

II

1. Что такое отрасль?

2. Какие отрасли и сферы профессиональной деятельности существуют?

3. Какие предметы труда существуют?

4. Что такое средства труда?

5. Что такое товар?

III . Изучение нового материала.

Понятие «производства» очень ёмкое. Это преобразовательный процесс, и отдельное производственное предприятие, а в некоторых случаях производство выступает как социально-экономическое явление, охватывающее всю совокупность признаков производственной деятельности человека.

Рассмотрим схему современного производства(копия из методички)

К сфере материального производства относятся все отрасли, производящие или доводящие до потребителей материальные блага. В промышленности, сельском хозяйстве , строительстве создаются необходимые для общества средства производства (материалы, машины, сооружения и т. д.) и предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь). Грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, общественное питание, заготовки, сбыт также относятся к сфере материального производства, так как они способствуют созданию продукции и обеспечивают её реализацию.

К непроизводственной сфере относятся отрасли, осуществляющие медицинское, культурно-бытовое обслуживание населения, управление и планирование. Эта сфера оказывает огромное влияние на улучшение условий труда, повышение жизненного уровня народа. Все отрасли тесно взаимодействуют друг с другом в процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.


IV . Практическая работа.

Разделить профессии по принадлежности к сфере материального и нематериального производства.

Урок № 8/3 «Структура и составляющие современного производства»

Цели и задачи: ввести понятия производственного предприятия, производственного объединения, научно-производственного объединения, межотраслевого комплекса; проинформировать о средствах труда, средствах производства, орудиях производства; изучить структуру промышленного предприятия.

Ход урока

I . Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

6. Что такое отрасль?

7. Какие отрасли относятся к сфере материального производства?

8. А какие к нематериальной сфере?

III . Изучение нового материала.

Производственное предприятие является основным звеном современного производства. Основная цель любого предприятия – обеспечить выпуск нужной обществу качественной продукции с минимальными затратами труда и средств.

Каждое промышленное предприятие состоит из нескольких производственных подразделений: цехов или участков. Наиболее сложная структура характерна для предприятий черной и цветной металлургии , а также химической и текстильной промышленности. В составе предприятий такого типа находятся функционально различные цеха:

· Основные, определяющие профиль производства;

· Вспомогательные (энергетика, ремонт);

· Обслуживающие (транспорт, склады);

· Подсобные (изготовление тары).

Между ними осуществляются связи, которые могут быть обусловлены последовательной обработкой и переработкой исходного сырья, комплексным его использованием и утилизацией отходов.

В результате взаимодействия цехов или производственных участков достигается производственно-территориальное, организационное и экономическое единство любого предприятия.

Производственное объединение представляет собой единжый специализированный производственный комплекс, в состав которого входят промышленные предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические и другие организации, имеющие между собой производственные связи и располагающие централизованными вспомогательными и обслуживающими производствами.

Создание крупных объединений позволяет значительно увеличить объем выпускаемой продукции высокого качества, ускорить её изготовление и реализацию, экономнее расходовать сырьё, быстро внедрять в производство современную технику и технологии.

Научно-производственное объединение – это одна из форм соединения науки с производством. В составе научно - производственного объединения находятся научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские, опытные производства.

Различие между производственными и научно-производственными объединениями состоят, прежде всего, в том, что первые организованы для выпуска определённых видов промышленной продукции в необходимом количестве и высокого качества, а вторые – для максимального использования достижений научно-технического прогресса и оказания производственным объединениям помощи в освоении новой техники, новых технологических процессов.

Одним из направлений развития современного производства является формирование межотраслевых комплексов.


Например: Машиностроительный комплекс обеспечивает средствами труда все отрасли современного производства, тем самым в значительной степени определяет темпы их развития. Комплекс включает в себя энергетическое, тяжёлое и транспортное, химическое и нефтяное, строительное, дорожное и коммунальное машиностроение, станкостроительную, инструментальную, электротехническую , электронную промышленность, приборостроение , автомобильную промышленность и другие отрасли.

В материальном производстве существует типовая организационная структура , которая включает следующие элементы:

§ Основное производство (т. е. предприятие, например литейное);

§ Цех – основное производственное подразделение предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслуживающие, подсобные и другие цеха; руководитель – начальник цеха.

§ Производственный участок – производственное подразделение, объединяющее несколько рабочих мест; помимо основных и вспомогательных рабочих, имеет руководителя – мастера участка.

§ Рабочая зона бригады

§ Рабочее место.

Рассмотрим на примере дерева, где ствол – производство, ветви – производственные участки, веточки – рабочие зоны бригады, а листья рабочие места.

IV . Обобщение пройденного материала.

1. Назовите основные отрасли современного производства.

2. Какую продукцию производят предприятия нашего района? К каким отраслям они относятся?

3. С какой целью организуются объединения?

Организация призв процесса осущ-ся на основе опред принципов, обеспеч. более эф-ное использование средств труда, предметов труда и собственно труда. Целью этих принципов явл выполнение плановых заданий в установленные сроки. Произв-ный процесс должен быть организован рационально. Принципы определяют эффективность произ-го процесса. Она выражается в высоком уровне производительности труда, в минимальном при прочих равных условиях уровнях себестоимости продукции и высоком её качестве.

Принцип специализации – это процесс общественного разделения труда. В промышленности он выражается в создании соотв-щих отраслей, в отраслях - предприятий, объединений, научно-технических комплексов по производству изделий. На пред-тиях – цехов, в цехах – участков, на участках – рабочих мест. Уровень специализации на пред-тии зависит от объемов производства одноименных изделий.

Принцип стандартизации – способствует повышен. уровня спец-ции. Под ст-ей понимается порядок установления и применения правил с целью упорядочения какой-либо деятельности. Стандарты применяются во всех сферах чел деятельности. Стандарт ограничивает разновидности и типы изделий одного и того же назначения, повышая тем самым объем производства одинаковых изделий и увеличивая число одноименных технологич. операций.

Принцип пропорциональности – когда все производственные подразделения пред-тия работают с одинаковой производительностью, обеспеч. выполнение произ-ной программы, предусмотренной бизнес планом в установленные сроки. Достижения пропорц-ти основывается на нормах, опред-щих количественную взаимосвязь м/у элементами произ-ва:

Нормы производительности технологич. Оборудования, нормы времени выпол-ния технологич операций, нормы запасов и расходов материальн. и энергетических ресурсов и др

Принцип непрерывности – произв-ный процесс должен организовываться таким образом, чтобы в нем отсутствовали перерывы или они былиmin-ми. В машиностроении реализация этого принципа связана с большими трудностями и достигается полностью только тогда, когда при производстве изделия все технологические операции равны или кратны по продолжительности др другу. Полностью требования данного принципа реализуются на непрерывно-поточных линиях и в автоматизированном произвдстве.

Принцип ритмичности – заключается в обеспечении выпуска в равные промежутки времени одного итого же или равномерно возрастающего количества продукции. Соблюдение ритма выпуска продукции явл гарантией выполнения произв-ной программы в установленные сроки. Ритмичность работы в основном произ-ве зависит от равномерной в соотв-ии с графиком вспомогательного и обслужив-го производств.

Принцип прямоточности – заключ. в обеспечении кратчайшего пути прохождения изд-я по всем стадиям и операциям. Он требует по возможности исключения возврата движения деталей в процессе обработки, сокращения транспортных маршрутов деталей, узлов, агрегатов. Рациональное расположение зданий и сооружений на территории предприятия и технологического оборудования в цехах и на участках в соотв-вии с ходом технологических процессов –основной способ соблюдения требований принципа прямоточности.

Принцип параллельности – заключается в том, чтобы максимально возможно осущ-ть обработку изделий одновременно, парал-но на нескольких станках.

Принцип концентрации – состоит в сосредоточении выполнений операций над технологически-однородной продукцией на отдельных рабочих местах, участках, линиях, цехах. Основанием для этого явл общность технологии изготовления, обуславливающая возможность исп-ния однотипного оборудования.

Принцип дифференциации и комбинирования – в зависимости от сложности изделия и объемов его производства производственный процесс может быть осущ-ен в каком-либо произв-ном подразделении (цехе, участке) или его можно рассредоточить по нескольким подразделениям.

Принцип автоматичности – состоит в том, чтобы в наибольшей мере освободить рабочего от затрат ручного мало производительного труда при выполнении технологической операции (используют компьютеры, робототехнику).

Принцип гибкости – заключается в необходимости обеспечить быструю переналадку технологического оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры выпускаемой продукции. Особое значение требование гибкости приобретает в условиях единичного и мелкосерийного производства. Реализация этого принципа наиболее эф-но осущ-ся на основе применения электроники и МП-ной техники.

Современное производство.

Цель: создать условия для усвоения обучающимися понятий: современное производство, технологическая культура, разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства.

Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний/нацеливание (тест на выявление недостаточности знаний)

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это

2. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

3. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

4. Причина появления профессиональной деятельности

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно – денежных отношений

В) преобразование окружающей среды

5. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

Были ли вам известны ответы на все вопросы теста? Вызывали ли некоторые из них сомнения? К концу урока мы приобретем необходимый по данной теме багаж знаний.

Записываем тему урока в тетрадь: Современное производство.

Что такое производство? Какие виды производств вам известны?

Производство - англ. production процесс создания материальных жизненных благ - продуктов (изделий, энергии и услуг), необходимых для существования и развития человеческого общества.

Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности (приведите примеры)

Производство материальных благ:

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Производство нематериальных благ:

Здравоохранение

Образование и Культура

Торговля, финансы и кредит

ЖКХ, общественное питание

Управление и планирование

Информационные услуги

Сервис, транспорт, связь….

Давайте приведем по 1 примеру специальности для каждой отрасли. Какими качествами должен обладать специалист, работающий в ней?

Какие сферы производства существуют уже на протяжении веков, а какие сравнительно «молоды»?

Какие специальности будут актуальны, когда придет ваше время совершить выбор?

В современных условиях ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Какая отрасль производства будет актуальна всегда и была актуальна? АПК. Фермерские хозяйства, опирающиеся на современные технологии производства.

Предлагаю вам провести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.), который поможет вам определиться с выбором будущей специальности.

Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре про­фессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,

из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести ти­пов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.

Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинако­вое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной про­фессиональной направленности преждевременно.

Опросник Д.Голланда

Инженер-технолог

Конструктор

Завуч по внеклассной работе

Председатель профсоюзного комите­та

Дизайнер

Чертежник

Ученый-химик

Бухгалтер

Политический деятель

Писатель

Наборщик

Редактор научного журнала

Воспитатель

Художник по керамике

Вязальщик

Санитарный врач

Нотариус

Снабженец

Переводчик художественной литера­туры

Лингвист

Статистик

Заведующий магазином

Фотограф

Психиатр

Оператор ЭВМ

Карикатурист

Садовник

Метеоролог

Командир отряда

Художник по металлу

Гидролог

Заведующий хозяйством

Инженер-электронщик

Секретарь-машинистка

Главный зоотехник

Спортивный врач

Фельетонист

Водитель троллейбуса

Медсестра

Копировщик

Директор

Архитектор

Математик

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

Председатель колхоза

Агроном-семеновод

Офтальмолог

Архивариус

Скульптор

Стенографист

Экономист

Заведующий магазином

Научный работник музея

Консультант

Корректор

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

Дипломат

Телеоператор

Археолог

Закройщик-модельер

Декоратор

Часовой мастер

Монтажник

Режиссер

Психолог

Закрепление: возвращаемся к тесту прорабатываем ответы, записываем определения.

Домашнее задание: подготовить реферат или презентацию, в которой указать + и – подходящей по результатам опросника сферы деятельности.

Спасибо за урок. Хорошего дня!

Бланк для ответов

Тип личности

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.

Укажите профессию№2

Укажите профессию№1

Укажите Ваш профессиональный тип

……………………..

Укажите профессию№5

Укажите профессию№4

Укажите профессию№3

1 слайд

2 слайд

Отраслевая структура народного хозяйства России Народное хозяйство Отрасли материального производства Непроизводственные отрасли

3 слайд

Отраслевая структура народного хозяйства России Отрасль - совокупность качественно однородных первичных звеньев, характеризующаяся особыми условиями в системе общественного разделения труда, единством назначения производимой продукции (работ, услуг), профессиональным составом кадров; отдельная область хозяйственной деятельности, производства, наук (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, здравоохранение, образование, наука. Отрасли включают крупные звенья производства - подотрасли. Подотрасль - часть отрасли, специализирующаяся на производстве конкретного вида продукции (работ, услуг). Каждой из них при суща своя технология и своя профессиональная структура кадров. Промышленность - важнейшая отрасль общественного производства; состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства и производство предметов потребления.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Основные понятия Профориентация (профессиональная ориентация) - система мер, направленных на оказание квалифицированной помощи при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению; включает информирование о профессиях и учебных заведениях, индивидуальные консультации, тестирование и т. д. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение позволяют составить ясное, целостное представление о труде, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере труда и определять свою пригодность к конкретной профессиональной деятельности. Изучение и описание труда осуществляется методами отдельных наук и прикладных дисциплин для разработки рекомендаций и специальных документов (профессиограмм), служащих вспомогательным инструментом для профессионального отбора. К таким дисциплинам относятся физиология, гигиена и психология труда, социология и экономика труда.

7 слайд

Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.

8 слайд

Профессиограмма Профессиограмма (профессиография) - подробная гигиеническая характеристика определенной профессии с указанием последовательности, продолжительности и частоты каждой рабочей операции, условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса; позволяет: выявить соответствие условий и характера труда физиологическим и психологическим возможностям человека, воздействие на него производственных факторов; разработать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда, эргономическую рационализацию рабочих мест, повышение работоспособности, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

9 слайд

Содержание профессиограммы уровень механизации и автоматизации производственного процесса; перечень и уровни гигиенических факторов производственной среды; структура трудовых операций; структура отдельных приемов и действий; рабочая поза; описание рабочего места; внутрисменный режим труда и отдыха; сменность труда; хронометражные данные о времени, затрачиваемом на основные и вспомогательные операции; темп работы; качественная и количественная оценка факторов, характеризующих тяжесть труда (по показателям: масса перемещаемого вручную груза, количество стереотипных движений, величина статической нагрузки, характер рабочей позы, количество и глубина наклонов корпуса, перемещение в пространстве) и напряженность труда (по показателям эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной нагрузок, монотонности и сменности труда, режима работы); степень соответствия условий и характера труда требованиям нормативной документации.

10 слайд

Профессиограмма. Психограмма Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства че ловека, наиболее подходящие для данной профессии. Полная профессиограмма включает технологическое, экономическое, социальное, медицинское и психологическое описание профессии.

11 слайд

Вариант составления профессиограммы Профессиограмма включает: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; санитарно-гигиенические условия труда; психофизиологические требования; пути получения профессиональной подготовки; экономическую и правовую стороны профессиональной деятельности.

12 слайд

Темперамент Темперамент (в переводе с латинского языка означает «соотношение частей, соразмерность») - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его поведении, отношении к окружающей действительности. Основные составляющие: общая активность, двигательные проявления (темп, ритм и др.), эмоциональность. Люди различаются по четырем основным типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - сильный, стремительный, неуравновешенный; сильное возбуждение и относительно слабое торможение («поток, мощно и стремительно низвергающий свои воды с утеса»); характерны высокий уровень активности, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, когда в считанные секунды надо принимать единственно верное решение (испытатель, космонавт, шахтер, подводник, монтажник-высотник, спортсмен - во многих видах спорта, сотрудник некоторых подраз делений МЧС, службы спасения и спецназа). Сангвиник- сильный, уравновешенный («бег могучего потока»); характерны высокая активность, разнообразие мимики и жестов, эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Человек с таким темпераментом склонен к подвижной деятельности, может работать в экстремальных условиях.

13 слайд

Темперамент Флегматик - сильный, уравновешенный, но с инертными процессами («спокойное течение многоводной реки»); обычно характеризуется медлительностью и спокойствием мимики и речи, ровностью, постоянством чувств и настроений, которые внешне слабо выражены. Флегматик приступает к работе не спеша, подготовившись - четко организует труд, прилежен. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, требующая принятия оперативных решений. Меланхолик - характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения, глубиной и длительностью эмоций, низкой активностью, сдержанностью моторики и речи («слабый ручеек на равнине»). Меланхолик склонен работать в спокойной и привычной обстановке, тяжело переносит условия, требующие экстренных действий. Он комфортно чувствует себя в малых группах и в небольших пространствах (библиотекарь, бухгалтер, редактор, корректор, композитор, конструктор, писатель, оператор ПЭВМ, селекционер и др.).

Урок 1. Структура современного производства.

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Изучение нового материала.

Сфера профессиональной деятельности.

Цель: формирование и углубление знаний о разделение труда, специализация труда, отрасли, деятельности

Задание: основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на тест.

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно — денежных отношений

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

А) деятельность В) кооперация

Б) отрасль Г) специализация труда

— выполните тест.

За каждый правильный ответ — 1 балл

Закрепление полученных знаний

Пользуясь материалами теста, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.

2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность. Каковы функции профессиональной деятельности.

3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?

4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?

5. Заполните схему

Сферы профессиональной деятельности

6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?

7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка ответов на вопросы

Виды предприятий; структура производства ЕАО.

Цель: познакомиться с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Используя дополнительный текст, ответьте на вопросы.

1. Назовите организационные формы предприятий.

2. Как различаются предприятия по формам собственности на орудия труда?

3. заполните таблицу: Организационные

формы предприятия

Особенности предприятия

Основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на вопросы.

1. На территории области 5 районов. Назовите районы с аграрным типом хозяйства.

2. Назовите районы с промышленно — аграрным типом хозяйства.

3. От чего зависит специализация хозяйства района?

Работа самостоятельно или парах в тетради

Работа с классом, проверка

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

2. Назовите причину появления профессиональной деятельности.

3. Назовите положительные стороны разделения труда.

4. Докажите на примерах, что специализация труда прогрессивна для экономического развития.

Работа с классом, проверка

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии» любого предприятия на территории нашего района)

Дополнительный текст

Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Они являются также сферами профессиональной деятельности.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

В зависимости от юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.

Предприятие — это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Организационные формы предприятия:

Урок 2. Формы разделения труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с формами разделения труда, классификацией сфер профессиональной деятельности; узнаете, чем отличается понятия «профессия» и «специальность»

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»

Выполните тест

Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства — это

2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого — либо продукта — это

А) разделение труда Б) специализация труда

В) профессиональная деятельность Г) деятельность

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) профессиональная деятельность Б) деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно — денежных отношений

Б) удовлетворение потребностей производителя

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) оба производства

В) нематериальное производство

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги — это

А) деятельность В) кооперация

Б) специализация труда Г) отрасль

Работа самостоятельно тетради — выполните тест.

Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ — 1 балл

Изучение нового материала.

Формы разделения труда

Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»

1. Составьте схему «Формы разделения труда»

Формы разделения труда

2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?

3. Что такое классификация?

4. Перечислите основные причины в необходимости классификации профессий.

5. Составьте схему «Способы классификации профессий»

6. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»

7. Приведите примеры профессий и специальностей.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Найдите и исправьте ошибки в таблице

Профессии

Специальности

Тракторист

Преподаватель

Литературный критик

Водитель автомобиля

Монтажник

Летчик — истребитель

Сборщик полупроводниковых приборов

Проводник вагонов международного сообщения

Продавец

Парикмахер

Учитель математики

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка выполнения работы

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии».

Дополнительный текст

В условиях НТР, под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевое разделение труда — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сх, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.)

Предметная специализация — это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и др.).

Функциональное разделение труда — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно — технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональное разделение труда — объединение работников в зависимости от профессии или специализации (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационное разделение труда — дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

Разделение и специализация труда — объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.

Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Должность — предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.

Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:

Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:

Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»

1. Назовите основные формы разделения труда.

2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:

А) наука, образование, торговля, медицина

В) токарь, бухгалтер, экономист

Г) промышленность, сх, транспорт, строительство

Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал

Е) учитель, врач, продавец

Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар

З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели

Работа самостоятельно тетради

проверка теста.

5б — 4б «3»

Изучение нового материала.

Цель: формирование и углубление знаний о предметах труда, .

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»

Предметы труда

Объекты труда

Области труда

Профессиональные качества

человек — природа

Почва, вода, лес, семена, растения, животные

человек — техника

Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами

человек — знаковая система

ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги.

человек — человек

Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское)

человек — художественный образ

Художественный образ и закономерности его создания

3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая — тип, вторая — класс, третья — отдел, четвертая — группа профессии.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы

1.Название профессии: ———

Квалификационные

признаки

Сфера профессиональной деятельности

1. Цель труда

2. Предмет труда

3. Орудия труда

4. Условия труда

5. Результаты (продукция) труда

6. Профессиональные качества

2. Формула профессии.

Работа самостоятельно в тетради

2. Домашнее задание — записи в тетрадях

3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

Дополнительный текст

Сфера — предел распространения, какого — либо действия.

Сфера профессиональной деятельности — имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.

Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:

Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:

Условия труда:

Группа профессий

Орудия труда:

Отделы профессий

Цели труда:

Классы профессий

Предметы труда:

Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий

Урок 4. Разделение труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Сферы профессиональной деятельности»

1. По каким критериям можно классифицировать сферы профессиональной деятельности

2.Определите, какие профессиональные качества названы не верно:

А) Ч — природа: любовь к растениям и животным, физическая выносливость, координация движений, терпимость и настойчивость, техническое мышление, вежливость, образная память, оперативная память, наблюдательность.

Б) Ч — техника: техническое мышление, технический слух, устойчивость к монотонности, наглядно образное мышление, творческое мышление, концентрация внимания, любовь к технике.

В) Ч — человек: вежливость, честность, физическая выносливость, смелость, точность движения, художественный вкус, наблюдательность.

Г) Ч — Знаковая система: точность движения, зрительное восприятие, логическое мышление, координация движений, устойчивость к монотонности, любовь к природе, честность, любовь к людям.

3. Назовите профессию, к которой могла бы относиться данная формула: а) ТИАО

Работа самостоятельно тетради

проверка выполнения задания

Изучение нового материала.

Горизонтальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о горизонтальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. В чем заключается главный смысл разделения труда?

2. От чего зависит эффективность работы организации?

3. Назовите виды разделения труда.

4. В чем заключается сущность горизонтального разделения труда?

5. По каким признакам производится горизонтального разделения труда. Дайте характеристику этих признаков.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив