Социальные услуги: определение, виды, условия предоставления. Бесплатная и льготная социальная помощь

Социальные услуги: определение, виды, условия предоставления. Бесплатная и льготная социальная помощь

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

  • Составляющие обязательного пенсионного страхования:
  • 11. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • 13. Обязательное Медицинское Страхование (омс) - это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья.
  • Участники программы омс
  • Объем медицинской помощи по программе омс
  • Обязательное медицинское страхование - полис
  • Обращение за медицинской помощью
  • 19. Трудовые пенсии по инвалидности
  • 22. Пенсии военнослужащим по инвалидности: условия, сроки, размеры Условия назначения
  • Категории инвалидов
  • Размеры пенсий по инвалидности
  • Надбавки и пособия к пенсии по инвалидности
  • Сроки выплаты
  • 24. Пенсии за выслугу лет военнослужащим
  • 29. . Получать социальную пенсию могут лица из числа нетрудоспособных граждан. Понятие "нетрудоспособные граждане" дается в абз. 8 ст. 2 комментируемого Закона.
  • 31. Порядок и сроки назначения пенсии / Пенсионные вопросы
  • 32. Перерасчет и индексация пенсии
  • 33. Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты трудовой пенсии
  • 35. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности
  • 43. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 50. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  • Цели расходования материнского капитала
  • 53. Кому дают сертификат на материнский капитал?
  • Как получить сертификат?
  • Размер материнского капитала
  • Куда потратить материнский капитал?
  • Конституционное право граждан рф на охрану здоровья
  • Комплекс прав и законных интересов гражданина в системе обязательного медицинского страхования включает в себя следующие составляющие:
  • 1. Конституционное право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции рф):
  • 2. Права граждан на медико-социальную помощь и информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19, ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 4. Права пациента (ст. 30-32 «Основ законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан»):
  • 5. Права потребителя («Закон о защите прав потребителей»):
  • 55. Программа государственных гарантий оказания гражданам российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год
  • I. Общие положения
  • II. Виды и условия оказания медицинской помощи
  • IV. Нормативы объема медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи
  • VI. Критерии доступности и качества медицинской помощи
  • 57. Обязательное медицинское страхование
  • 3. Программа обязательного медицинского страхования
  • Субъекты обязательного медицинского страхования, их правовой статус
  • 59. Защита прав граждан
  • 62. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
  • 65. Понятие и принципы социального обслуживания
  • 66. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-фз "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
  • Глава I. Общие положения
  • 67. Права и обязанности граждан в области социального обслуживания
  • Социальные услуги, условия и порядок их оказания
  • Социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Задачи и функции мсо
  • Глава 3. Условия приема в мсо
  • Глава 4. Условия содержания и обслуживания в мсо
  • Глава 5. Условия выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из мсо
  • Глава 6. Управление мсо
  • Глава 7. Заключительные положения
  • 69. Отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  • 70. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • 73. Федеральный закон рф от 09.01.97 n 5-фз "о предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы"
  • 77. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными
  • Минимальный и максимальный размер пособия по безработице, расчет размера пособия
  • Размер пособия по безработице в случае увольнения
  • Особые случаи определения пособия по безработице:
  • Вот пара дельных советов по процедуре заполнения:
  • 80. Порядок и условия оказания безработным гражданам материальной помощи
  • 81. Общая характеристика и виды I правоотношений по социальному обеспечению
  • 83. Назначение государственной социальной помощи (гсп) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Порядок исполнения услуги
  • 85. Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте рф
  • Социальные услуги, условия и порядок их оказания

    Статья 30. Виды социальных услуг

    Государственными организациями (их структурными подразделениями) могут оказываться следующие виды социальных услуг:

    временный приют – предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания;

    консультационно-информационные услуги – информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;

    материальная помощь – предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива;

    социально-бытовые услуги – действия по поддержанию нормальной жизнедеятельности граждан в быту;

    социально-медицинские услуги – действия по предотвращению и облегчению физических страданий, восстановлению, сохранению и укреплению здоровья граждан, оказанию моральной поддержки;

    социальный патронат – деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;

    социально-педагогические услуги – действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения;

    социально-посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;

    социально-психологические услуги – содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;

    социально-реабилитационные услуги – комплекс мероприятий по улучшению качества жизни граждан, в том числе посредством создания им условий для независимого проживания и интеграции в общество;

    услуги почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) – оказание помощи в уходе и (или) кратковременное (в течение дня) освобождение родителей от ухода за ребенком, в том числе за ребенком-инвалидом;

    услуги сиделки – осуществление ухода за гражданами, полностью утратившими способность к самообслуживанию и передвижению, действия по поддержанию их жизнедеятельности;

    услуги сопровождаемого проживания – оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни, инвалидам – в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение;

    услуги ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) – освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

    Местные исполнительные и распорядительные органы могут дополнительно вводить другие виды социальных услуг.

    Иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, самостоятельно определяют виды оказываемых ими социальных услуг.

    Статья 31. Условия и порядок оказания социальных услуг

    Оказание социальных услуг осуществляется на основании письменного или устного заявления гражданина (его законного представителя) и при наличии добровольного согласия гражданина (его законного представителя). Согласие на получение социальных услуг лицами, не достигшими 14 лет, и лицами, признанными недееспособными, дается их законными представителями, а при отсутствии законных представителей – органами опеки и попечительства. Социальные услуги на возмездной основе оказываются на основании письменного заявления и договора, заключаемого в письменной форме между гражданином (его законным представителем) и организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими социальные услуги.

    Оказание отдельных видов социальных услуг осуществляется при наличии у гражданина медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

    Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной основе. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, социальные услуги оказываются на возмездной основе, если иное не установлено актами законодательства.

    При обращении за оказанием социальных услуг в их оказании может быть отказано в случае:

    отсутствия у гражданина медицинских показаний и (или) наличия медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;

    выявления факта представления неполной или недостоверной информации для определения права на социальное обслуживание.

    Оказание социальных услуг может быть прекращено в случае:

    выявления у гражданина отсутствия медицинских показаний и (или) наличия медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;

    подачи гражданином (его законным представителем) письменного заявления об отказе в получении социальных услуг. В случае отказа от получения социальных услуг гражданину (его законному представителю) разъясняются возможные последствия принятого им решения;

    выявления факта представления неполной или недостоверной информации для определения права на социальное обслуживание;

    препятствия гражданина, получающего социальные услуги (его законного представителя), оказанию социальных услуг;

    окончания срока действия договора на оказание социальных услуг на возмездной основе или при его досрочном расторжении.

    Оказание социальных услуг прекращается в случае смерти гражданина, получающего социальные услуги.

    Иные условия и порядок оказания социальных услуг, а также формы договоров на оказание социальных услуг государственными организациями определяются Советом Министров Республики Беларусь.

    Другие организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, могут устанавливать иные условия и порядок оказания социальных услуг.

    Статья 32. Лица, оказывающие социальные услуги

    Социальные услуги оказываются работниками организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, индивидуальными предпринимателями, оказывающими социальные услуги, в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

    Квалификационные требования к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, а также порядок их аттестации определяются законодательством.

    Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, имеют право на уважительное отношение граждан, получающих такие услуги.

    Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, обязаны:

    уважать достоинство граждан и их право на самореализацию;

    не допускать негуманных и дискриминационных действий по отношению к гражданам, получающим социальные услуги;

    сохранять конфиденциальность информации, полученной при исполнении своих обязанностей, а также информацию, которая может быть использована против граждан, получающих социальные услуги;

    не допускать порочащих их действий и поступков;

    исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

    К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться волонтеры – физические лица, добровольно оказывающие социальные услуги на безвозмездной основе под руководством работников организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами.

    68.Типовые Правила

    Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

    1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

    2. Представители детей-инвалидов

    3. Несовершеннолетние дети

    4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

    5. Инвалиды боевых действий

    Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

    1. Инвалидов и участников ВОВ

    2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

    3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

    4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

    5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

    6. Героев Советского Союза

    7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

    8. Героев Соц. Труда

    9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

    10. Инвалидов боевых действий

    1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

    2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

    3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

    4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

    Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

    Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

    Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

    Чтобы понять, как это работает, вот пример.

    Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

    Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

    Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

    Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

    Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
    (30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

    Это максимальный тариф на услуги в месяц.

    Как получить социальную услугу

    Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

    1. Подготовить документы

    — Паспорт
    — Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
    — Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
    — Выписку из домовой книги
    — Справку о доходах за последний год
    — Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
    — Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

    Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

    2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

    3. Подождать до 7 дней

    Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

    4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

    Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.

    В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.

    Основные виды

    Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:

    1. Стационарное.
    2. Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
    3. Надомное обслуживание.
    4. Обеспечение временным приютом.
    5. Социальная реабилитация.
    6. Срочное обслуживание.
    7. Материальная помощь.
    8. Социальная консультация.
    9. Социальный патронаж.

    Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.

    Стационарное обслуживание

    Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:

    • пенсионеры;
    • ветераны;
    • инвалиды (как взрослые, так и дети);
    • граждане с физическими или психическими нарушениями;
    • сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.

    Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.

    Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.

    Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.

    Надомное обслуживание

    Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.

    Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.

    На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.

    Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:

    • предоставить своевременную медицинскую помощь;
    • организовать доставку продовольствия;
    • содействовать в приобретении медпрепаратов;
    • организовать сопровождение в медучреждения;
    • помогать поддерживать условия, соответствующие требованиям гигиены;
    • содействовать получению правовых и юридических услуг;
    • оказать содействие в осуществлении ритуальных услуг.

    Заведения полустационарного обслуживания

    Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

    В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

    • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
    • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
    • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
    • предоставляют помощь психолога;
    • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
    • помогают получить правовые услуги;
    • оказывают помощь ритуальных услуг.

    Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

    Заведения временного приюта

    В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.

    Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.

    У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.

    Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.

    Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.

    Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.

    Материальная помощь

    Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.

    Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.

    Срочное соцобслуживание

    Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.

    На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.

    Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.

    Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.

    Социальная консультация

    Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

    • информационной;
    • психологической;
    • педагогической;
    • правовой.

    Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

    Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

    Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.

    Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.

    Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.

    Реабилитационные услуги

    Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:

    • восстановление и сохранение здоровья;
    • поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье;
    • содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий.

    Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.

    Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.

    Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.

    Социальный патронаж

    Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.

    Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.

    Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.

    В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.

    На сегодняшний день помимо ежемесячных пенсионных выплат законодательством предусмотрена дополнительная помощь в виде набора социальных услуг. Сюда включено обеспечение лекарственными средствами, оформление путевки в санаторий и бесплатный проезд на некоторых видах транспорта.

    Кому предоставляется государственная социальная помощь

    Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:

    • нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
    • ветераны боевых действий;
    • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • дети-инвалиды;
    • участники Великой Отечественной войны;
    • лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
    • несовершеннолетние узники времен ВОВ;
    • члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.

    Что входит в НСУ

    Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов, входящие в НСУ, могут предоставляться льготника в натуральном или денежном выражении – право выбора остается за льготником. Это означает, что гражданин самостоятельно определяет, воспользоваться льготой или получить компенсацию в размере, установленном законодательно:

    Как оформить

    Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:

    1. Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
    2. Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
    3. Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.

    Перечень необходимых документов

    Для предоставления ежемесячной выплаты, которая является основанием для назначения социальных услуг, необходимо предоставить определенные документы:

    • заполненное заявление;
    • паспорт либо другой равнозначный документ;
    • документальное подтверждение права на получение ЕДВ (справка об установлении инвалидности, удостоверение и т. п.).

    После назначения ЕДВ для получения социальной услуги в железнодорожных кассах при покупке билета или при оформлении путевки нужно будет предоставить:

    • справку, выданную ПФР, которая подтверждает, что заявитель вправе получить НСУ;
    • паспорт;
    • документ, свидетельствующий о праве на получение ЕДВ.

    При обращении в аптеки дополнительно потребуется рецепт, который выписывает лечащий врач.

    Социальная помощь на дому пожилым людям и инвалидам

    Помимо того, что законодательством предусмотрен набор социальных услуг для пенсионеров и инвалидов, а также прочих незащищенных категорий граждан, государство предоставляет им дополнительную поддержку. Она полагается людям, которые самостоятельно не могут о себе позаботиться. Помощь оказывают работники соцзащиты в виде:

    • стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых, ветеранов, инвалидов;
    • полустационарного обслуживания в отделениях ночного или дневного пребывания;
    • соцобслуживания на дому;
    • оказания реабилитационных услуг;
    • срочного социального обслуживания.

    С учетом особенностей каждого заявителя, предусмотрены следующие виды соцуслуг:

    • медицинские;
    • педагогические;
    • правовые;
    • бытовые;
    • правовые;
    • трудовые.

    Социальное-бытовое обслуживание

    Помощь пенсионерам и инвалидам соцработники оказывают по таким направлениям, как:

    • покупка (производится за счет льготника) и доставка продуктов питания, периодики, книг, товаров первой необходимости;
    • уборка жилых помещений;
    • приготовление пищи;
    • оказание помощи при оплате коммунальных и прочих платежей;
    • содействие в проведении ремонта;
    • помощь в организации услуг жилищно-эксплуатационной службы;
    • доставка питьевой воды и топка котлов и печей, если жилье инвалида или пенсионера не оборудовано центральным водоснабжением и отоплением;
    • сдача одежды и вещей в химчистку, для проведения их ремонта (оплату производит льготник);
    • оформление подписки на периодику и пр.

    Медицинские услуги

    Работники социальных служб вправе оказывать и медицинскую помощь, которая заключается в:

    • проведении медицинских процедур (инъекции, перевязки и пр.);
    • оказании санитарно-гигиенических услуг;
    • наблюдении за состоянием здоровья (измерение давления, температуры);
    • оказании доврачебной помощи;
    • покупке и доставке медпрепаратов и лекарственных средств;
    • оказании помощи при посещении медицинских учреждений, госпитализации;
    • посещении пенсионера или инвалида, находящегося на лечении в больнице;
    • оказании всесторонней поддержки при оформлении санаторно-курортного лечения.

    Психологическая и правовая помощь

    Социальные службы для пожилых людей и инвалидов содействуют в оказании правовой и психологической помощи. Среди основных услуг можно выделить:

    • содействие в получении образования;
    • помощь в трудоустройстве;
    • содействие в организации помощи юристов и нотариусов;
    • помощь в написании писем и заявлений;
    • содействие в получении льгот и социальной поддержки.

    Кому положен социальный работник

    Помощь работников соцслужб предоставляется по заявительному принципу. На нее могут претендовать:

    • граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
    • инвалиды всех категорий;
    • участники ВОВ.

    Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов оказываются работниками соцслужб на бесплатной основе всем тем, у кого доход в месяц не дотягивает по полуторакратного размера прожиточного уровня, установленного в регионе проживания льготника. Со всех остальных категорий заявителей взимается плата, размер которой регулируется законодательно.

    Порядок и условия заключения договора

    Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.



    Похожие публикации

    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
    Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
    С начинает образование евразийский экономический союз
    Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
    Презентация к празднику