Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками в орг анизации. Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению Логистические подходы в деятельности предприятия

Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками в орг анизации. Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к управлению Логистические подходы в деятельности предприятия

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омская гуманитарная академия
  • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ЛОГИСТИКА
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы

  • Теоретические аспекты распределительной логистики предприятия
  • Рассмотрение принципов управления качеством в системах «Человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов
  • Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила её разделение на макрологистику и микрологистику.

Отличия между системами заключается в том, что в макрологистике взаимодействия между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли – продажи, а в рамках микрологистике - на бестоварных отношениях. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микроуровне и на макроуровне заключается:

  1. в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  2. в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками .

Традиционный подход к управлению материальными потоками на макроуровне – можно представить в виде цепи, через которую последовательно проходит сквозной материальный поток и состоит из самостоятельных предприятий. Управление каждым предприятием осуществляется собственником обособленно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится. Отсюда показатели потока: себестоимость, качество, надежность на выходе из цепи складываются случайно и далеки от оптимальных. При таком подходе точка сквозной материальный поток на выходе из цепи складывается случайно .

При логистическом подходе материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Нужный груз в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества начинает поступать в нужное время и осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб: снабжение, производство, сбыт, одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе к управлению материальными потоками на предприятии, получает служба, которой приоритетной задачей является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне и проходят сквозь всех подразделений предприятия: склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции, затем уходят к потребителю. Итогом такого подхода к управлению материальным потоком будет результат, при котором показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми .

Таким образом, отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в том, что на выходе сквозной материальный поток имеет спроектированные и контролируемые показатели, обеспечивается эффективное управление материальным потоком путем выделения единой функции управления в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему .

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на пятьдесят процентов, сокращение численности вспомогательных рабочих, так как при высоком уровне системности потребность во вспомогательном персонале уменьшается для выполнения пиковых объемов работ, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение использования производственных и складских площадей, снижение травм.

Список литературы

  1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013.-406 с.
  2. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие./Т.В.Алесинская.-М.: Издательство «ТРТУ». 2011.
  3. Буцанец Н.Б. Специфика логистического подхода к управлению материальными потока: Учебное пособие./Н.Б.Буцанец.-Минск, 2012.
  4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 484 с.
  5. Горшкова А.А. Логистика и управление цепями поставок /А.А Горшкова// Логистика.- 2011.- №1- С. 69-85.
  6. Григорьев М.Н. Логистика: Учебник для бакалавров/М.Н. Григорьев, С.А.Уваров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательств « Юрайт», 2012.-825с.
  7. Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Щетинина Н.Ю., Шмелёва А.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2013.
  8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Москва, 2008. Сер. Высшее образование
  9. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9-2. C. 57-63.
  10. Шмелева А.Н. Оценка и повышение операционной эффективности системы менеджмента качества предприятия (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. // Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011.
  11. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. №9-1. C. 88-93.
  12. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов СМК «Ответственность руководства» // Российское предпринимательство. 2011. №5-2. С. 99-103.

Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии, так как исследование развития и функционирования больших систем требует только системного подхода.

Можно сказать, что логистический подход - это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние па смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:

  • - постановка целей развития и нахождение их оптимального сочетания;
  • - определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;
  • - взаимоувязка целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода - анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им характеристику, а также количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет их влияние на параметры исследуемой системы. Синтез используется в процессе разработки и функционирования формализованной динамической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление". Ранее целевая функция этого комплекса Ь(С) ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев и рассчитывалась по формуле

где Сс,СП, Сх, Ср, Ст - затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зрения логистики целевая функция комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - сирое - потребление" рассчитывается так:

Оптимизация основывается па определенной совокупности исходных положений:

  • - исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;
  • - каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;
  • - функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;
  • - взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Сущность логистической оптимизации по Парето заключается в следующем. Пусть в логистической системе выделяется т подсистем. Введем следующие обозначения:

к = 1,т - совокупность подсистем логистической системы;

Хк - вариант экономического поведения £-й подсистемы;

1к = /(хк) - целевая функция к-и подсистемы;

х= (Хр хп/) - вариант экономического поведения логистической системы как композиция типов подсистем;

с = (с, ст) - вектор значений целевых функций подсистем;

Хк - множество допустимых значении вариантов экономического поведения к-и подсистемы;

X - множество допустимых вариантов экономического поведения логистической системы в целом, состоящих из композиции допустимых вариантов подсистем и удовлетворяющих дополнительным общим ограничениям логистической системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить задачу векторной оптимизации на множестве допустимых вариантов поведения подсистем и логистической системы в целом с целевой функцией

Решение этой задачи позволяет находить эффективные варианты экономического поведения логистической системы, оптимизированные по Парето. Допустимое решение х* = (х*х*), которому соответствует вектор с* = = (с* с*), является эффективным, если не существует другого допустимого решения х = (хг хт), которому отвечает вектор с - (С/,ст) такой, что:

Эффективное решение X совокупности подсистем - это такое допустимое экономическое поведение логистической системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. Иными словами, понятие оптимальности по Парето выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации но Парето для системы, состоящей из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.

Рис. 2.2.

Здесь линия ЛВ отображает множество значений целевых функций. Величины С(и С9 - значения целевых функций подсистем при их изолированном функционировании, Подсистемы логистической системы заинтересованы в таком совместном функционировании, чтобы в итоге получить значения итоговых целевых функций не хуже, чем С, и С). Отсюда следует, что решение необходимо искать на участке ИЕ. Для подсистемы I неприемлемы все решения, лежащие левее С{Оу, для подсистемы II - ниже С2Е.

Практически это означает, что логистика ведет к отказу от проведения отдельных мероприятий по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь тем, что дефицит (превышение спроса над предложением) позволяет поставщику диктовать условия поставок. Продавец заинтересован в условиях, которые позволяют лично ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг потенциальных потребителей. Превышение же предложения над спросом дает потребителю возможность выбирать поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут только те поставщики, которые в состоянии выполнить все требования потребителей. При этом логистика позволяет экономически сильным фирмам перераспределить запасы таким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные с храпением материальных ресурсов, и не подвергаться риску оказаться без резервных запасов.

Постановка проблемы. В современных условиях рыночной экономики и усилением конкуренции возникает острая необходимость обратить серьезное внимание на оптимизацию хозяйственной деятельности предприятий. В этом контексте особое значение приобретает создание систем, позволяющих повысить эффективность управления материальными потоками, что улучшает всю хозяйственную деятельность. Резервы повышения конкурентоспособности в сфере производства для многих украинских предприятий исчерпали себя. Поэтому необходимо больше внимания уделять оптимизации процессов, связанных со сферой обращения. В целом, эту проблему можно определить как формирование конкурентных преимуществ через сокращение логистических издержек и улучшение качества обслуживания на основе создания эффективно функционирующих логистических систем.

Анализ исследований и публикаций. Проблеме использования логистических систем посвящено множество научных исследований. Различные теоретические аспекты касательно данного вопроса раскрыты в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, которые опубликовали за последние годы фундаментальные и прикладные работы в области национальной и мировой экономики, внешнеэкономических связей, логистики, транспорта. В частности, данная проблематика освещалась в работах Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, Л.Б.Миротина, В.М. Назаренко, Ю.М.Неруша, Д.С. Николаева, Т.Н. Поляновой, О.Д. Проценко, Т.А. Прокофьевой, С.М. Резера, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, В.И. Cтепанова, А.Н. Стерлиговой, К.В. Холопова др. Из зарубежных авторов следует отметить работы: Д.Бауерсокса, Е. Барди, П.Казабана, Дж. Клосса, Д. Коула, Дж. Ленгли, Д. Ватерса, Д. Стока. По вопросам развития мировой экономики были использованы работы О.Т. Богомолова, А.С. Булатова, Р.С. Гринберга, В.М. Кудрова, В.К. Ломакина, М.А. Портного.

Несмотря на большое количество исследований и публикаций относительно формирования и использования логистических систем в управлении предприятием, проблемы их использования до настоящего времени не нашли окончательного решения. В связи с этим, цель работы - разработка теоретических основ и практических рекомендаций относительно использования логистических систем в управлении промышленными предприятиями как качественно нового механизма оптимизации текущих процессов.

Основная часть. Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным и сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического плана логистики.

Логистические системы обычно состоят из нескольких подсистем и имеют развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы – это доставка грузов, логистические услуги в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек.

Логистика и логистические процессы прямо или косвенно влияют на все аспекты человеческой деятельности. Связь логистики со всеми жизненными явлениями определяется тем, что объектами в логистических системах являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы. В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе мировой экономики.

Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике и характеризующейся увеличением доли услуг в производстве и потреблении мирового ВВП. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие технологии, что в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации - информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде - улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала.

Как показал анализ, глобализация мировой экономики привела к формированию международных стандартов функционирования логистических систем. Решение организационных проблем установления должного стандарта обслуживания клиентуры обеспечивается путем ориентации логистического сервиса на выполнение основных показателей базового уровня: доступности, функциональности и надежности.

В настоящее время рынок логистических услуг находится на стадии фундаментальных изменений, оказывающих серьезное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений.

Как показывают исследования, одним из основных проявлений современного этапа глобализации мировой экономики являются интеграционные процессы логистической инфраструктуры. Международный характер связей между странами делает их взаимно заинтересованными в создании в каждой из них эффективной и унифицированной инфраструктуры, обладающей достаточной пропускной способностью и гарантирующей должный уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. Но в то же время, следует отметить, что темпы развития мировой торговли превышают пропускную способность логистической инфраструктуры отдельных регионов. Характерна эта проблема и для Украины.

Повышение эффективности и качества работы логистических систем во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы: Научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики; Внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной международной логистической системы иметь подсистемы разного уровня развития.

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, Дженерал моторс один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается за счет того, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы. Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ. Улучшается качество выпускаемой продукции. Снижаются потери материалов. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

Выводы. Для украинской действительности главным в настоящий момент является необходимость внедрять такие логистические структуры, которые были бы максимально приспособлены к работе данного предприятия и к процессам, происходящим в экономике. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть максимально адаптированы к современным требованиям, в частности удовлетворения стандартов обеспечения качества работы, принятых в развитых странах.

Литература: Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005 Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009 Mnogoknig. - Режим доступа: http://mnogoknig.net.ua/bookstr_read.php?id=7&str=15 Отраслевой портал. - Режим доступа: ">http://www.logistics.ru/21/6/2/index.htm

Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода -- органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Материальный поток - ключевое понятие логистики. С материальными потоками тесно связаны информационные потоки.

Цель логистического подхода -- сквозное управление материальными потоками Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2006. 432 с. - с.25. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, открываются новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Логистика должна рассматривать вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.12

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики: к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились термины - банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

В настоящее время метод логистики начинает выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Логистика - это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

Логистика решает следующие задачи Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.74:

  • - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
  • - определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
  • - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
  • - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий.

Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.113

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.114:

  • - в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  • - в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. -- целое, составленное из частей; соединение) -- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.23.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

  • - система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с окружающей средой, а затем внутри своей структуры;
  • - принцип согласования информормационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • - принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Сравнение классического и системного подхода к формированию систем приведено в таблице 1 Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.22.

Таблица 1 - Сравнение классического и системного подхода к формированию систем

формирования

Классический подход

Системный подход

На первом этапе

Определяются цели функционирования отдельных подсистем

определяются цели функционирования системы

На втором этапе

Анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем.

на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

На третьем этапе

формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

на базе этих требований формируются некоторые подсистемы

На четвертом этапе

осуществляется синтез системы через анализ различных вариантов подсистем и организацию их в единую систему

Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно

Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система

  • > цель подсистемы
  • >требования к подсистеме
  • >формирование подсистем, которые в совокупности составляют систему
  • >цель системы
  • >требования к системе
  • >формирование подсистем
  • >система

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены: нужный товар - необходимого качества - в необходимом количестве - доставлен в нужное время - в нужное место - с минимальными затратами.

Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.


1.4. Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

· резкого снижения себестоимости товара;

· повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса . В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

· превращение рынка продавца в рынок покупателя;

· обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

· энергетический кризис;

· научно-технический прогресс и в первую очередь ком­пьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив