Жёлтая пресса. Желтая» пресса США, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики

Относится, прежде всего, к оформлению.

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого шутливого понятия, впервые появившегося в печати в 1897 году. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на желтой бумаге. Некоторые историки утверждали, что желтая пресса разжигала американское общественное мнение с преувеличенными сообщениями о жестокости Испании в попытке подавить восстание на Кубе, конфликт, который привел к Испано-американской войне .

По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal American » Херста из-за комикса «Жёлтый малыш » (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril ), которую он и пародировал - жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

История развития

См. также

Примечания

Литература

  • Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. - 2013. - № 2 . - С. 7-15 . - ISSN 2223-151X .
  • Auxier, George W. (March 1940), "Middle Western Newspapers and the Spanish American War, 1895–1898 ", Mississippi Valley Historical Review Т. 26 (4): 523, DOI 10.2307/1896320
  • Campbell, W. Joseph (2005), The Spanish-American War: American Wars and the Media in Primary Documents , Greenwood Press
  • Campbell, W. Joseph (2001), Yellow Journalism: Puncturing the Myths, Defining the Legacies , Praeger
  • Emory, Edwin & Emory, Michael (1984), The Press and America (4th ed.), Prentice Hall (англ.) русск.
  • Kaplan, Richard L. "Yellow Journalism" in Wolfgang Donsbach, ed. The international encyclopedia of communication (2008) online
  • Milton, Joyce (1989), The Yellow Kids: Foreign correspondents in the heyday of yellow journalism , Harper & Row
  • Nasaw, David (2000), The Chief: The Life of William Randolph Hearst , Houghton Mifflin
  • Procter, Ben (1998), William Randolph Hearst: The Early Years, 1863–1910 , Oxford University Press ,
  • Rosenberg, Morton & Ruff, Thomas P. (1976), Indiana and the Coming of the Spanish-American War , Ball State Monograph, No. 26, Publications in History, No. 4, Muncie, IN (Asserts that Indiana papers were "more moderate, more cautious, less imperialistic and less jingoistic than their eastern counterparts.")
  • Smythe, Ted Curtis (2003),The Gilded Age Press, 1865–1900 Online pp 173–202
  • Swanberg, W.A (1967), Pulitzer , Charles Scribner"s Sons
  • Sylvester, Harold J. (February 1969), "The Kansas Press and the Coming of the Spanish-American War", The Historian Т. 31 (Sylvester finds no Yellow journalism influence on the newspapers in Kansas.)
  • Welter, Mark M. (Winter 1970), "The 1895–1898 Cuban Crisis in Minnesota Newspapers: Testing the "Yellow Journalism" Theory", Journalism Quarterly Т. 47: 719–724
  • Winchester, Mark D. (1995), "Hully Gee, It"s a WAR! The Yellow Kid and the Coining of Yellow Journalism", Inks: Cartoon and Comic Art Studies Т. 2.3: 22–37
  • Wood, Mary (February 2, 2004), "Selling the Kid: The Role of Yellow Journalism" , The Yellow Kid on the Paper Stage: Acting out Class Tensions and Racial Divisions in the New Urban Environment , American Studies at the University of Virginia
  • Campbell, W. Joseph (Summer 2000), "Not likely sent: The Remington-Hearst "telegrams" ", Journalism and Mass Communication Quarterly , . Проверено 6 сентября 2008.

Сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

История развития

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .

В России

Типологические черты и используемые методы

  1. Одной из характеристик феномена жёлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
  2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. (рис. 1)
  3. тематический эклектизм. Одним из основных элементов системы «желтой» прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста. (рис. 2)
  2. Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких). От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью. (рис. 2)
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов. (рис. 2)

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

  1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых».
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности (рис. 1, рис. 2).
  4. Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

Примечания

Ссылки

  • Феномен «жёлтой прессы». Евгений Сазонов , научно-культорологический журнал RELGA, № 7 23.05.2005
Теория современной журналистики под «желтой прессой» понимает более дешевые по стоимости печатные издания, специализирующиеся главным образом на освещении сенсаций, скандалов, слухов. Это газеты, не брезгующие обращать при помощи диктофонов и фотоаппаратов пристальное внимание на личную жизнь в первую очередь известных людей, в том числе и на не самую приятную ее сторону.

Последнее обстоятельство зачастую нивелирует в восприятии читателей разницу между обычной, «желтой» и «бульварной» прессой. В борьбе за тираж и деньги «бульварная» пресса не гнушается даже красивой ложью и грубым искажением фактов. Делает упор не на целостность текста, а на выпячивание эпатажных деталей, даже отдельных слов. «Желтая пресса» подобным не занимается. Но уловить разницу в большинстве случаев способен только специалист, которым обычный читатель, как правило, не является.

Бились два «Нью-Йорка»

О том, кто именно и почему ввел в обиход устойчивое выражение « », точных данных нет. Но основными версиями считаются две. Первая из них экономическая. Заключается она в том, что, решив продавать газеты, кардинально отличающиеся не только содержанием и ценой, но и формой с цветом, издатели выбрали для них более дешевую желтую бумагу. Второй вариант выглядит более скандальным и носит название «Желтый малыш». Так назывался вышедший в 1896 году в США пародийный комикс, посвященный китайско-японской войне.

Изображенный в комиксе грязный и неопрятный желтый малыш, в переводе на английский Yellow Kid, не только очень напоминал , но и был схож с ним по имени. Ведь «японский» и «желтый» звучат одинаково - Yellow. Комикс и стал предметом публичных разногласий между двумя североамериканскими медиамагнатами и издателями крупнейших газет. В спор из-за «Желтого малыша» вступили Джозеф Пулитцер, возглавлявший New York World, и Уильям Рэндольф Херст из New York Journal American.

Секс на первой полосе

Кстати, именно Джозеф Пулитцер, куда больше известный в качестве основателя одноименной премии, и Уильям Херст считаются «родителями» газет с пометкой «желтая пресса». Принадлежащие им издания первыми в мире стали ориентироваться на публикацию материалов, заголовки, фото и тексты которых старались пробуждать в людях незаурядные эмоции. Включая, например, любопытство, юмор, зависть, гнев, тревогу, страх, ненависть. Тем самым это подталкивало следить за продолжением истории и новыми аналогичными материалами, платить деньги за увлекательное чтиво и повышать тираж.

Благодаря Пулитцеру и Херсту, в газетах начали подробно, с многочисленными иллюстрациями освещаться не только какие-то действительно важные для мира, страны и общества события. На первые полосы изданий вышли закрытые прежде для читателей темы секса, криминала, смерти, сенсационных и загадочных слов, событий и явлений. А для журналистов стало вполне обыденным и нормальным добавлять в публикуемые материалы изрядную долю эпатажа, цинизма и вульгарности.

«Желтая» Россия

Газеты и журналы, которые могли бы вызвать одобрение американцев Пулитцера и Херста, в СССР и России появились только после объявления курса на так называемую гласность, свободу слова и ликвидацию цензуры. Точнее, их издание и распространение всего лишь возобновилось. Ведь первая откровенно «желтая» газета существовала в России еще до 1917 года. Она носила название, вполне отвечающее как форме подобной прессы, так и ее содержанию и цене - «Копейка».

Что касается современности, то своеобразным сигналом к началу информационной «желтизны» отечественной журналистики послужила сенсационная для тогда еще социалистической страны Евгения Додолева. В 1986 году он опубликовал в газете «Московский комсомолец» два текста, посвященные столичным проституткам: «Ночные охотницы» и «Белый танец». А спустя еще некоторое время на газетных прилавках и витринах «Союзпечати»стали свободно лежать по-настоящему «желтые» издания - «Экспресс-газета», «Совершенно секретно», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Мегаполис-экспресс» и многие другие.

Относится, прежде всего, к оформлению.

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World » Пулитцера и «New York Journal American » Херста из-за комикса «Жёлтый малыш » (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril ), которую он и пародировал - жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

Видео по теме

История развития

Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим - ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка», которая позиционировала себя как издание для низших слоев населения - об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своем прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году , когда в «Московском комсомольце » вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет - тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы - это было в новинку, это было свежо и интересно.

Первые представители направления появились в 1990-е годы - таблоид «Экспресс-газета », «СПИД-Инфо », еженедельник «Мегаполис-экспресс ».

Современные жёлтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают, «Мегаполис-экспресс », являющийся пионером скандальной прессы, уступил своё место «Комсомольской правде » (тираж 35 млн) и другим типичным изданиям («Твой день » - бывш. «Жизнь») . Отмечен рост роли рекламы в жёлтой прессе .

Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда » :

Типологические черты и используемые методы

Евгений Сазонов выделяет следующие особенности жёлтой прессы:

  1. Эпатирующее освещение табуированной тематики;
  2. Сенсационность;
  3. Тематический эклектизм;
  4. Доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки, связанные не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией, которая более интересна, чем само содержание текста.
  2. Заголовки, представляющие собой один из нескольких тезисов публикации. От содержательных заголовков качественной прессы бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории, а привлекают внимание какой-либо деталью. Слова и словосочетания, используемые в заголовках, крайне часто повторяются и опираются на желание людей стать свидетелем некоторого необычного события, либо носителем уникальной информации (которая часто преподносится как информация для избранных). Наиболее яркими примерами словесного однообразия является использование слова «шок», описание подведённых итогов каких-либо событий из жизни общества и его отдельных представителей («названы», «рассказал», «объяснила»), стремление придать сенсационность («раскрыт секрет»), отсылка к якобы уже имеющейся реакции общества («Россия потрясена»).
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют:

  1. Промежуточные издания , которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых»;
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «жёлтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно жёлтые издания . Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности .
  4. Полупорнографические и порнографические издания [ ] , для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов и уклон в сторону освещения девиантных половых отношений.

Мнения

См. также

Примечания

Литература

  • Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. - 2013. - № 2 . - С. 7-15 . - ISSN 2223-151X .
  • Auxier, George W. (March 1940), "Middle Western Newspapers and the Spanish American War, 1895–1898 ", Mississippi Valley Historical Review Т. 26 (4): 523, DOI 10.2307/1896320
  • Campbell, W. Joseph (2005), The Spanish-American War: American Wars and the Media in Primary Documents , Greenwood Press
  • Campbell, W. Joseph (2001), Yellow Journalism: Puncturing the Myths, Defining the Legacies , Praeger
  • Emory, Edwin & Emory, Michael (1984), The Press and America (4th ed.), Prentice Hall (англ.) русск.
  • Kaplan, Richard L. "Yellow Journalism" in Wolfgang Donsbach, ed. The international encyclopedia of communication (2008)


Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях