Татьяна Озерова
Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека»
На экологическом занятии "Осенние хлопоты человека " дети старшей группы знакомятся с осенними приготовлениями человека к зиме на огороде , в саду;знакомятся с посадкой деревьев и цветов в осенний период . Также дети учатся тому,как нужно готовиться к зимним холодам в городе и деревне. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали, что им нужно помогать своим родственникам готовиться к зиме. А если помощи детей не будет,то как же мы будем зимовать?замерзнем и погибнем от голода?Обычно дети старшей группы это понимают и стараются помогать своим родственникам. А когда приходят в детский сад рассказывают детям и воспитателям. Экологическое занятие в старшей группе на тему : «Осенние хлопоты человека »
Цель : дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде , в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников , цветов в осенний период , с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Воспитатель : Ребята, давайте представим, что сразу же после лета наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).
Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как вы думаете, как люди готовятся к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель : Это прежде всего сбор урожая (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением уборки зерновых). В жаркие дни лета убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.
Богаты закорма земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами : манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т . д. Будет сохранено зерно зимой- будет и мука, будет мука- будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.
Воспитатель : Позаботился человек о зерне , теперь и об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях (помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу и т. д) . Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне или на даче? (рассказы детей) .Как в вашей семье хранят овощи зимой? (картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают, капусту квасят в бочках). Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Воспитатель предлагает детям трафареты) .Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (дети наклеивают овощи на заготовки : картошку – в мешки, огурцы и помидоры в банки; капусту в бочки; перец на ниточку; лук и чеснок в косы и т. д)
Воспитатель : Вот как хорошо мы потрудились! А теперь давайте отдохнем. (детям предлагается физкультминутка «Собираем урожай» )
В огород пойдем (маршируем на месте)
Урожай соберем (идем, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем (таскаем)
И картошки накопаем (копаем)
Срежем мы кочан капусты (срезаем)
Круглый, сочный, очень вкусный (показываем)
Щавеля нарвем немножко (рвем)
И вернемся по дорожке (идем, взявшись за руки) .
Воспитатель : Однажды зашла я в деревне к бабушке и вижу, у нее в доме много разных пучков трав висят- сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей) .
Воспитатель : Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы идр.)Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.
Воспитатель : Ну вот овощи мы с вами заготовили, травы собрали. Как вы думаете, что еще нужно делать человеку осенью (ответы детей)
Правильно, работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники , обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов . (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов).
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что нужно делать дома чтобы подготовиться к холодам (в деревне нужно приготовить дрова и уголь для отопления дома, а в городе- отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери).
Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо ? (отремонтировать или купить новую одежду и обувь) . Молодцы ребята! Мы с вами хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах (дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия ) .
Тема : «Осень золотая».
Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.
В гости к детям приходит Чепухарь.
Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)
Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).
Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)
Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)
Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.
Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.
Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.
Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь.
Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)
Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.
Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!
Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.
Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.
Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.
Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.
Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.
Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...
Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.
В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет...
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.
Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.
Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
(И. Мазнин)
Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.
Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.
Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.
Перед дождем дождевые черви выползают из нор.
Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.
Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень - на дню погод восемь.
Весной дождь растит, а осенью - гноит.
Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.
Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)
В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета!
(3. Федоровская)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Тема: «Осенние заботы животных и птиц».
Цель : уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
Вот и вступила в свои права красавица-осень.
Четыре художника (отрывок)
Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась в лес... Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красным, весь, как огонь горит.
Забрела осень на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб- богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит - а неподалеку, с краю полянок густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток...
Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному к холодам готовятся...
(Г. Скребицкий)
Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там всякая живность занимается.
Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни - один-два теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. А майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой глубине в земле. Так глубоко земля никогда не промерзает.
Красивые бабочки, превратившись в куколок, как в колыбельках, будут спать до теплой весны.
Ребята, раньше, в теплое время, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме?
Как только похолодает, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
Если бы мы могли проникнуть глубоко под землю и посмотреть, как протекает жизнь у крота, то мы бы удивились, какие глубокие ходы он нарыл. Крот очень любит дождевых червей, а они в холодное время уходят глубоко под землю.
Ежик еле-еле передвигается, куда делись его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Сурки, суслики, медведь и др.)
Суслик, накопив за лето согревающий передник из жира, уходит в глубокий лабиринт своих нор, выбирает закуток потеплее и засыпает чутким сном.
Где-то в каменистых россыпях уже заснул сурок.
Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных.
А где зимует медведь? Он тоже осенью роет себе глубокую нору?
Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель приготовил себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз - они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Ребята, посмотрите на картинку. Чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?
Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка.
А вот барсуку, ребята, не надо делать запасы. За осень барсук так отъедается! Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постелька должна быть мягкой - несколько месяцев спать до весны.
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, соболь, рысь, песец, олень и др.)
Всем этим животным щедрая осень «раздаривает» теплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
Очень любит заяц переодеваться из серой шубки в белую. Почему?
Правильно, у зайца слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят.
Пока мы ходили по осеннему лесу, и птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему?
Птицы улетают в теплые края. Все птицы улетают в теплые края? Какие птицы улетают? (Ласточки, скворцы, соловьи, иволги, стрижи, дрозды, журавли, лебеди др.)
Как называются птицы, которые покидают родные края и улетают? (Перелетные.)
Почему они не смогут перезимовать у нас? (Перелетные птицы — насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.)
В небе слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей, ласточки собираются стайками на проводах. Отлет птиц долго готовится. Отлетают птицы не спеша. Жалко расставаться с родным краем. Птицы знают, что путь очень далекий и лежит через горы, леса, реки, луга, моря. И многие птицы гибнут на этом пути. Не выдерживают таких трудностей.
- Послушайте рассказ Л Толстого «Лебеди».
Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день, и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собою видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабли. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел вниз. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белели в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья... Когда стая лебедей совсем скрылась из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился... Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. Лебедь открыл глаза, вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными всколыхавшимися волнами.
Ребята, что бы вы пожелали лебедю в пути?
Как вы думаете, он догонит стадо лебедей?
Что он будет чувствовать? Что будут чувствовать другие лебеди?
Ребята, а мы с вами будем их ждать и заботиться о тех птицах, которые останутся с нами на долгую холодную зиму.
Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень» .
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Оборудование:
Части НОД
Вводная часть Беседа
Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них? Но чем отличаются эти картинки? Молодцы, ребята. Правильно определили.
В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.
Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.
27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.
Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.
Мотивация
Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Знатоки осени» . За каждый правильный ответ будете получать осенние листочки. Кто соберет самое большее количество листочков, будем победителем – знатоком осени.
Физкульт-минутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
1 задание
«Отгадай загадку» ***
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась...
А как осень пришла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. (Капуста)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Загадки с рифмами:
Заставит плакать всех вокруг,
Хот он и не драчун, а... (Лук)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (Горох)
Сочная, желтая,
На лампочку похожая. (Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветку;
Любят меня взрослые и детки. (Яблоко)
2 задание
«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да» , то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , то положить руки на пояс.
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
3 задание «Собери урожай» . Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?
Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.
4 задание
«Какая бывает погода осенью»
Когда дует ветер -
Холодно -
Пасмурно -
Когда идет дождь-
Молодцы, справились со всеми заданиями. Присаживайтесь ребята на свои места.
5 задание Перед вами картинки. Вам нужно выбрать картинку, где нарисована осень и красиво раскрасить цветными карандашами.
занятия - Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Подведем итоги, посчитайте свои листочки. Все молодцы. Получите подарок от Осени корзину с фруктами.
Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт:
ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала:
конспект
Тема:
Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации:
19.10.2016
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО»
Пуровского района п.г.т. Уренгой
Открытый показ организации осенней
прогулки «Осенние заботы» с детьми
старшей группы
« Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ
«Солнышко»
Воспитатель: Гатауллина Г.А.
Дата проведения 13.10.2016г.
Уренгой 2016г.
Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном
транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение
координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по
правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на
вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные,
сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках
осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения,
обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.
Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной
деятельности, развитие координации движений; овладение
подвижными играми с правилами.
Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и
взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной
деятельности; формирование позитивных установок к различным
видам труда.
Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений, о свойствах объектов окружающего мира.
Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания.
- Какое сейчас время года?
- А как вы догадались, что осень?
- Перечислите признаки осени.
- А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет
нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно)
- Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло)
- Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение.
J
Пасмурная
J
Золотая
J
Дождливая
J
Солнечная
J
Хмурая
J
Светлая
J
Тоскливая
J
Холодная
J
Яркая, теплая, разноцветная.
- Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки
засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой
природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали?
Дети. Опали, опали, опали…
Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?»
Дети. Ниже, ниже, ниже….
Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали?
Дети. Завяли, завяли, завяли…
Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели?
Дети. На юг улетели, на юг улетели ….
Воспитатель. Рыбки речные, вы где?
Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине!
Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались?
Дети. В ил закопались, в ил закопались,
Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем!
Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим?
Дети. Осень, осень, осень!
- Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас
идет?
- Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша
фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты,
зачем то. Давайте узнаем, что в письме.
«Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель
колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя
убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная
машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам.
За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель».
- Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим,
что же это за машина зерноуборочная.
Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная
машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Какая же из них нам нужна?
- Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта.
- Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн,
кто скажет?
- Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду
еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много
других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же
деталь нужна комбайну. Рассмотрим.
- Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта
деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ
2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб
председатель успел до снега убрать урожай.
- Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я
вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра
называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней
интенсивности).
Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по
форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со
словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и
говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым
без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно,
отгадки рядом с вами.
J
Стоят в один ряд
острые пальчики –
Цап-царапки: -
Подбирай охапки. (грабли)
J
Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают (Мусорное ведро).
- Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы
помощники.
- Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке.
- Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а
сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить
свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»
Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на
примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,
любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в
теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и
разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет.
- Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в
подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч».
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр)
- А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра
«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку.
Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и
продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача
сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пшеница рис 1
Рожь рис 2
Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим
и мышей тогда поймаем!
Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их
сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки
и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку,
присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех
пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах,
пока произносится текст:
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Красный,
Желтый,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
С.
Маршак
Закончив,
он
произносит:
"Сейчас
догоню!"
Все
остальные
ребята
убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится
мячом.