Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами. Анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике россии Украина, Беларусь и Абхазия

Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами. Анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике россии Украина, Беларусь и Абхазия

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СРАВНЕНИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

Таштамиров Магомед Русланович 1 , Калаева Залина Зайналбековна 2
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», старший преподаватель кафедры «Банковское дело»
2 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 2 курса факультета экономики и финансов


Аннотация
Данная статья посвящена вопросам ведения и развития малого и среднего бизнеса. Раскрываются различные аспекты организации в России малого и среднего предпринимательства в сопоставлении с другими развитыми странами. Производится сравнение количественных и качественных характеристик ведения малого и среднего бизнеса Российской Федерации и стран Европы, США, Китая и Японии. Определены наиболее актуальные и фундаментальные проблемы в осуществлении предпринимательства малыми и средними формами хозяйствования. Без создания благоприятных условий ведения бизнеса в государстве невозможно обеспечить толчок экономическому росту и увеличению общественного благосостояния, а также социальной стабильности.

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN COMPARISON WITH THE DEVELOPED COUNTRIES

Tashtamirov Magomed Ruslanovich 1 , Kalaeva Zalina Zainalbekovna 2
1 Chechen State University, Senior Lecturer, Department banking
2 Chechen State University, Student faculty of economy and finance


Abstract
This article is devoted to questions of maintaining and development of small and medium business. Various aspects of the organization in Russia of small and average business in comparison to other developed countries reveal. Comparison of quantitative and qualitative characteristics of conducting small and medium business of the Russian Federation and the countries of Europe, USA, China and Japan is made. The most actual and fundamental problems in business implementation are determined by small and average forms of managing. Without creating favorable conditions of business in the state it is impossible to provide a push to the economic growth and increase in public welfare, and also social stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]..03.2019).

Бизнес – сфера приложения труда, капитала, земли и предпринимательских ресурсов. Термин «бизнес» и «предпринимательство» являются синонимами. В основе бизнеса (предпринимательства) в экономической деятельности лежит постоянный поиск решений поставленных задач с ориентацией на инновации, умение привлекать и использовать различные ресурсы. Для государства это один из важнейших элементов рыночной экономики. Решение многих экономических проблем (увеличение доходов в государственный бюджет, формирование конкурентной среды, занятость населения и т.д.) зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса.

Большой вклад в развитие экономики России вносит малый и средний бизнес. Крупные предприятия отличаются от малых тем, что крупные предприятия с одной стороны создают новые рабочие места, но с другой стороны сокращают некоторое количество рабочих мест путем автоматизации производства, в то время, как малые и средние предприятия создают для людей в тысячи раз больше рабочих мест. Это большой плюс, так как безработные люди получают новые рабочие места, решаются проблемы инфляции, рост уровень жизни населения, формируется средний класс, как гарант демократии. Соответственно развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением в развитии экономики.

В таких странах как Китай, США, Япония и Европейский Союз (ЕС) малый и средний бизнес развивается намного быстрее, чем в России. В этих странах государство уделяет большое внимание предприятиям малого и среднего бизнеса, поддерживая их различными программами и льготами, например, в некоторых странах ЕС любой бизнес освобождается от уплаты налогов в первые 2 года, а также стоимость кредитных ресурсов низка в сравнении с российским бизнесом – 4 % и 20-25 % соответственно.

Таблица 1. Пороговые значения численности занятых на предприятиях в различных странах .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений по сравнению с крупными предприятиями. Малые предприятия, в отличие от крупных, склонны к сбережениям и инвестированию. У малых предприятий больше мотивации и целей для достижения определенных успехов и это положительно сказывается на деятельности предприятий. К недостаткам малых предприятий относятся: риск неустойчивого положения на рынке, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудности в заимствовании финансовых средств и другие.

Так в России определение малого и среднего предпринимательства не соответствует определениям в других странах, например: США, Европа, Китай и др. Рассмотрим структуру малых и средних предприятий в современном Российском бизнесе.

По состоянию на 1 января 2015 г. по данным Росстата, учтенных органами государственной статистики в России зарегистрировано 4,9 млн. организаций.

Таблица 2. Количество предприятий в России с 2012 по 2014 г.

Исходя из данных таблицы 2 видно, что преобладающим числом предприятий являются микропредприятия. Наблюдается рост микропредприятий с 2012 по 2013 год на 68616 единиц. С 2012 по 2013 год происходит сокращение малых предприятий на 8532 единиц. А в 2014 году число малых предприятий, по сравнению с 2013 годом увеличилось на 990 единиц. По средним и крупным предприятиям с 2012 по 2013 наблюдается сокращение на 2015 единиц, а в 2014 году рост этих предприятий на 680 единиц.

Рис. 1. Занятость в предприятиях малого и среднего бизнеса по странам в 2013г.

По данным этого рисунка определено, что в таких странах как Италия и Китай обеспечивает рабочими местами 80% населения занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, а в России этот показатель составляет около 30%.

Таблица 3. Маштабы развития предприятий малого бизнеса в зарубежных странах и в России

Как видно из таблицы 3 малые предприятия в России имеют самые низкие показатели развития в сравнении с развитиыми странами ЕС, США и Китаем. Имея третье место по количеству экономически активного населения среди данных стран, в России занятых в малом бизнесе лишь 21,4%, наименьший показатель. Лишь по показателю институциональной обеспеченности населения малыми предприятиями Россия опережает Китай, однако, причина в огромной численности населения Китая. Наиболее обеспеченной страной формами малых предприятий является США, как следствие, имея наиболее благоприятный климат по реализации малого бизнеса, доступности финансовых ресурсов, поддержки со стороны государства и т.д.

Низкие количественные и качественные показатели развития малых предприятий в России вызваны внутренними причинами.

Малые и средние предприятия постоянно сталкиваются с различными трудностями. Наиболее распространенные проблемы в России по малому и среднему бизнесу:

  • Административные: сложное законодательство, трудности в регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, контроль различными государственными органами и др.)
  • Налоговые: отсутствие налоговых каникул, высокие налоги для малого и среднего бизнеса
  • Недостаточная поддержка со стороны государства
  • Монополизм
  • Недоступность кредитов: высокие процентные ставки, отказ в выдаче кредита
  • Нехватка квалифицированных специалистов

Причины, тормозящие развитие предпринимательства:

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, из-за которых «тормозит» развитие малого и среднего предпринимательства:

  • Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предприятий.
  • Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предприятий, отсутствие деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  • Слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый и средний бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят предприятия на грань банкротства. К ним относятся отечественные предприятия, которые заняты в производстве товаров, предоставлении услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, цена которых растет.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития предпринимательства можно указать преимущества малого предпринимательства:

  1. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  2. Большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
  3. Невысокие расходы при осуществлении деятельности
  4. Больше возможностей реализовать свои идеи;
  5. Низкая потребность в первоначальном капитале

Автор считает, что несмотря на сложившуюся сложную политическую ситуацию в России, малый и средний бизнес развивается, но проблемы сохраняются. На сегодняшний день для развития в России малого и среднего бизнеса в Российской федерации существенную роль играет наличие и доступность финансовых ресурсов. В марте 2015 года президентом В.В. Путиным разработан комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России. Для стабилизации развития бизнеса в нашей стране будет создан антикризисный фонд в объеме около 234 млрд рублей.

Барьеры препятствующие развитию бизнеса:сложное законодательство, инспектирование и контроль предприятий различными органами власти, трудности в получении кредитов и высокая процентная ставка,инфляция, низкий уровень знаний предпринимателей, слабость действия государственной поддержки и др.

Http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

  • European Commission / Европейская комиссия [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database (дата обращения: 27.06.2015);
  • Предпринимательство: учебник под ред. М.Г. Лапусты. 4-е издание, 2007 год- 667стр.;
  • http://www.npc.people.com/cn/n/2014 (дата обращения: 26.06.2015);
  • Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/ (дата обращения: 26.06.2015);
  • Жизненный цикл малого предприятия под редакцией А.А.Шамрая – М.Фонд, 2010г – 244стр.;
  • http:// http://www.fsb.org.uk/stats (дата обращения: 26.06.2015).
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

    • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
    • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
    • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

    Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

    В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

    Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

    • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
    • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
    • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

    Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

    Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

    В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

    В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

    • количество занятых работников до 50 чел.;
    • годовой оборот менее 4 млн.евр;
    • сумма баланса менее 2 млн.евр.

    В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

    Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

    Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
    1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

    Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

    2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

    МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

    3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

    4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

    Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

    5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

    6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

    Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

    • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
    • преодолению рецессии (Израиль, США);
    • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
    • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

    В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

    По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

    Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

    Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

    В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

    Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

    В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


    Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

    В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


    Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

    На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

    Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

    Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


    Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

    Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

    Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

    Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

    Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

    Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

    Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

    Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

    • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
    • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
    • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

    Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

    Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

    Список литературы

    1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
    2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
    3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
    4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
    5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
    6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
    7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
    8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
    9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
    10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
    11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
    12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
    13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
    14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
    15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.

    22.12.2015 00:52

    В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

    В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

    По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

    Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

    Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

    Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

    Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т.к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

    Напомним, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП за составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

    2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1% с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП – на 14% по сравнению с декабрем 2014 года.

    Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось.

    Введенные поправки в законодательство призваны стимулировать производство. В России же малое предпринимательство пока занимается, в основном, торговлей, в 2014 году общее число предприятий данной сферы выросло на 2% и составило 813593.

    По объемам оборота в малом бизнесе также первое место занимают предприятия оптовой и розничной торговли - свыше 15 трлн рублей за 2014 год. На втором месте - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - почти 3 трлн рублей.

    Доля малых предприятий в сфере обрабатывающих производств составляет по объёму капитала 2456,84 млрд рублей, здравоохранение и социальные услуги - 194,36 млрд рублей.

    Регистрация ИП вообще с января 2014 по апрель 2015 увеличивается ежемесячно в среднем на 2%, т.е. на 50 тыс. предпринимателей.

    В то же время регистрация фермерских хозяйств, увеличивается намного быстрее - более чем на 3% до 2 тысяч хозяйств в месяц в среднем, при этом основной пик как раз приходится на начало 2015 года.

    Интересен тот факт, что именно по направлению сельского и лесного хозяйства в 2014 году сократилось больше всего малых и микро предприятий на 6614 до 55990. Тем не менее, регистрация новых хозяйств в 2015 году резко возросла - в 2015 году ожидается субсидирование фермерских хозяйств на сумму 3439000 тыс. рублей. При этом основные силы будут брошены на хозяйства юга России и в частности Северо-Кавказского федерального округа (общее количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств региона уже упало на 5% по сравнению с апрелем 2014 года).

    акже значительные средства будут выделены и на поддержку хозяйств Сибирского федерального округа.

    Не смотря на рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается. Только за 2014-март 2015 года была прекращена деятельность 647 тысяч индивидуальных предпринимателей и 21928 фермерских хозяйств.

    В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.


    Динамика закрытия фермерских хозяйств также эту тенденцию подтверждает. Ежемесячно прекращают свою работу в среднем 1462 хозяйства, а темп роста таких предприятий также составляет 5%.

    Высокая стоимость комбикормов, большие сложности с реализацией продукции и низкая прибыль пока по-прежнему заставляют фермеров закрываться. Для многих предприятий остро стоит проблема сбыта продукции, поскольку они находятся в отдалении от городов и крупных поселков, довезти продукцию свежей трудно, либо это связано с большими затратами.

    Изменилось и количество иностранных граждан, которые ведут свою деятельность на территории России. Так, с начала 2015 года их число стало сокращаться в среднем на 1,5%.

    При этом сокращение сейчас затрагивает практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московскую область, Москву, Ростовскую область и т.д.


    Калинин Андрей Владимирович , аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Россия

    | Скачать PDF | Загрузок: 651

    Аннотация:

    В статье рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в мире, на примере США, Европы (Испании и Франции) и Республики Беларусь. Исследована государственная поддержка малых и средних предприятий в этих странах. Рассмотрены меры по поддержке таких предприятий в условиях мирового финансового кризиса. По итогам исследования сделаны выводы.

    JEL-классификация:

    Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

    Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.

    Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.

    Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.

    Малый и средний бизнес в США

    Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

    1) Микропредприятия - фирмы с количеством работников до 20 человек;

    2) Малые предприятия - от 20 до 100 человек;

    3) Средние предприятия - от 100 до 499 человек.

    Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

    Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

    В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1 ].

    Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

    Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

    Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

    Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше - во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2 ].

    Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

    В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

    • помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
    • непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
    • техническая и информационная поддержка бизнеса;
    • важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

    Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

    На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

    Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

    Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

    Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

    Малый и средний бизнес в Европе (Испания)

    Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки - 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3 ].

    Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

    Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса - это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

    В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

    Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

    К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% - в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3 ]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

    Малый и средний бизнес в Европе (Франция)

    В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. - в торговле, 350 тыс. - в строительстве, 303 тыс. - в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

    В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

    За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

    Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

    Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

    Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

    В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

    В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

    Малый и средний бизнес в Республике Беларусь

    Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:

    • Микропредприятия, численностью до 15 человек;
    • Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
    • Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

    История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

    • Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
    • Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
    • Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
    • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

    Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

    Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.

    По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9% [4 ].

    В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.

    По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

    Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

    4. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

    С началом развития в России предпринимательской деятельности, связанной с кооперативной деятельностью, приватизацией, развитием малого бизнеса, начала формироваться статистика предпринимательства. Ее основным объектом является предприятие или отдельное физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет свою деятельность.

    Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по видам деятельности, организационным формам, размерам, где в качестве драпировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.

    Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

    Статистический анализ поможет нам более глубоко изучить структуру, развитие формирование малого бизнеса в мировом экономическом хозяйстве.

    В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о количестве реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП). Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП - почти на 1,5 млн. единиц (таб. 1).

    Таблица 1. - Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.

    Кол-во предпр-е стр-ры работниковИПМикро-предприятия (юр. лица)Малые предприятия (юр. лица)Средние предприятия (юр. лица)МСП, всегоКоличество зарегистрированных, ед.2,9 млн.1,4 млн.229 тыс.25,7 тыс.4,6 млн.Количество действующих, ед.1,9 млн.1 млн.227 тыс.25,7 тыс.3,2 млн.Численность работников, чел.5,3 млн.3,9 млн.7,2 млн.2,6 млн.19 млн.*Выручка, руб.4,5 трлн.5,7 трлн.13,3 трлн.7,3 трлн.30,8 трлн.

    Для сравнения мы приведем ключевые показатели сектора МСП в России и некоторых странах Евросоюза,которые рассмотрим в таблице 2.

    малый бизнес предпринимательство россия

    Таблица 2. - Основные показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2010 год

    Некоторые страны ЕвросоюзаРоссияГерманияФранцияИталияВеликобританияПольшаНидерландыЭстонияКоличество МСП3,2 млн.1,9 млн.2,6 млн.3,8 млн.1,7 млн.1,6 млн.0,6 млн.0,05 млн.Занятость на МСП, чел19 млн.13,6 млн.8,8 млн.12,3 млн.9,8 млн.5,9 млн.3,6 млн.0,3 млн.Выручка, трлн. ЕвроВыручка сектора МСП30,8трлн. р.Экв 0,8 тр.евр2,21,91,92,20,50,80,02

    Из таблицы видно, что Россия имеет преимущество по сравнению с другими странами по количеству и занятости на МСП. Это характеризует нашу страну как развивающуюся,стремящуюся к экономическому подъему.

    Основным законом России, определяющим законодательную базу деятельности малых предприятий, является закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года №209-ФЗ. Он устанавливает для малых предприятий предельные значения средней численности работников: до ста человек включительно. Среди малых предприятий выделяются микро предприятия - до пятнадцати человек. Кроме того, устанавливается ограничение в доле участия государственных структур в уставном капитале в размере 25%.

    Средние размеры компаний: на малом предприятии работает, в среднем, 32 чел., на микро предприятии - 4 чел., на среднем - 101 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем, составляет порядка 60 млн. рублей, микро предприятия - 5,6 млн. руб., а среднего - почти 283 млн. руб.

    Самая высокая средняя годовая выручка - почти 500 млн. руб. на одно предприятие - у ИП, которых по количеству занятых можно отнести к категории средних предприятий, а самая низкая - 1,4 млн. руб. - у ИП с масштабами микро предприятия, где занято, среднем, только 2 работника.

    Подавляющее большинство действующих МП-юр. лиц 85,9% - это микро предприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП.

    Почти все ИП - 99,9% - попадают в рамки сектора МСП. Но около 100 ИП по числу работников фактически можно отнести к крупным предприятиям - они имеют от 251 до 800 занятых. Примерно 40% ИП работали в 2010 году в качестве наемных работников у других ИП или в других компаниях.

    Важным для рассмотрения тенденций развития малого предпринимательства является оценка доли малых предприятий в отраслях народного хозяйства нашей страны

    Малые предприятия в настоящее время специализируются на пяти основных видах деятельности.

    Первым видом являются обрабатывающие производства, к которым от-

    носятся предприятия, производящие пищевые продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия нефтяной, химической, металлургической, машиностроительной промышленности, а также другие аналогичные производства.

    К такому виду экономической деятельности, как строительство относят малые предприятия, ведущие новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.

    Следующим видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот вид деятельности будет называться кратко - торговля.

    К малым предприятиям транспорта и связи относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности.

    Сфера экономической деятельности, связанная с операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг, но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг.

    Отраслевая структура российского малого бизнеса осталась прежней - лидирует торговля и ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%).

    Рисунок 2.1.

    Число основного и самого крупного сегмента малого бизнеса - торговли и ремонта бытовых изделий сократился на 2,6 тыс. предприятий, как и большинство других секторов малого бизнеса. Рост числа предприятий малого бизнеса в 1-м квартале 2012 года был в основном за счет 8 тысяч новых предприятий в сфере недвижимости и услуг с ней связанных и 3,5 тысяч новых предприятий ЖКХ, которые скорей всего были созданы формальным дроблением существующих предприятий для оптимизации налогообложения.

    Рассмотрим коэффициент рождаемости и смертности малых предприятий в 2012 году.

    Рисунок 2.2.

    По сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года коэффициент рождаемости малых предприятий (кол-во новых предприятий на 1 тыс. существующих) - 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А коэффициент смертности малых предприятий (кол-во официально закрытых на 1 тыс. существующих) - 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году. Как видно из графика рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса (2012 год сделан на основе 1-го квартала), скоро для малого бизнеса настанет критический момент, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться.

    Таким образом, если тенденция 1-го квартала 2012 года по рождению и смертности малого бизнеса в 2012 году сохранится, то никакие усилия по делению и почкованию предприятий ЖКХ не покроют сокращение количества предприятий малого бизнеса.

    Еще одно радостное известие о том, что занятых в малом бизнесе стало на 15% больше, чем в прошлом году (6,15 млн. человек по сравнению с 5,262 млн.). Если количество предприятий малого бизнеса, кроме почек ЖКХ и недвижимости сокращается, откуда этот рост в почти 800 тысяч трудящихся в малом бизнесе? Это увеличение вполне могло произойти за счет появления "малого бизнеса" в сфере ЖКХ и недвижимости.

    Что касается занятости в секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих предприятий и ИП, cреди МСП

    юр. лиц больше всего рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%). Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.

    Среди ИП, по сравнению с предприятиями, в сфере торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест. Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена в сфере транспорта и связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих мест приходится на ИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и ИП в сельском хозяйстве.

    Можно сделать вывод,что всерьез рассуждать о малом бизнесе в России как о сколько-нибудь значимом факторе ее развития пока еще рано.

    У нас 238 тыс. предприятий в 1 кв. 2012 года, в США для сравнения, в 2011 году их было более 26 миллионов. Но наша страна не стоит не месте и быстрыми темпами развивается по сравнению с некоторыми странами Евросоюза. На поддержку малого и среднего бизнеса в Росси за последние 3 года выделено 124,5 млрд. рублей и в 2013-2015 годах планируется выделить регионам из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей. Мы надеемся что через несколько лет Россия займет свое место в мировой экономике



    Похожие публикации

    Снегурочка (русская народная сказка)
    Анализ существующей системы управления материальными потоками
    Образец резюме ветеринара
    Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
    В каких случаях нельзя уволить сотрудника
    Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
    Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
    Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
    С начинает образование евразийский экономический союз
    Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив