Загадки про птиц. Игра «Добрые животные»

Загадки про птиц. Игра «Добрые животные»

1) Вертишь головой. 3) Бежишь быстро.

2) Бреешься по утрам. 4) Хочет конфет.

А) II спряжение. Б) I спряжение. В) Разноспрягаемые.

Ключ к тесту «Глагол»: 1 – б; 2 – а; 3 – б, в; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – 1а,2б,3в; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – а, б; 16 – 1а, 2б, 3б, 4в.

Местоимение

Определите местоимения в тексте.

Я услыхал сегодня первый гром –

Он в полдень прогремел из тучки малой;

А через час цветок гвоздики алой

Уж распустился в цветнике моем

И весело кивал мне головою,

Обрызганный весь влагой дождевою.

А. Голенищев-Кутузов.

Определите падеж местоимений.

Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня .

И кто-то мне газеты шлет,

И кто-то мне одежду шьет,

И кто-то учит роль

И для меня волнуется,

И где-то кто-то учится,

Как успокоить боль,

Чтоб мне ее не знать!

И потому беру тетрадь

И, что-то напевая,

Стихи пишу тому,

Кого еще не знаю.

Э. Мошковская.

3. Ответь на вопросы неопределенными местоимениями. Как они пишутся?

1) Кто поет в лесу? (Кто-то).

2) Какие птицы начинают говорить?

3) Кто принесет энциклопедию?

4) Чье пальто висит в прихожей?

5) Какое стихотворение выучишь?

6) Сколько у нас томов энциклопедий?

7) Что ты хочешь сказать?

Исправьте неверное употребление местоимений.

1) Я хочу сказать вам кой-(чего) .

2) Я принес вам чего-(то) .

3) Чего-(нибудь) придумаем.

4) Кто-(то) из женщин вошла сюда.

5) Я взял ихние вещи.

6) Евойный щенок очень красивый.

Игра «Редактор».

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Как(то) раз во дворе из собачьей миски

Чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у нас весь обед евонный

Закричала хрюша-мать: «Отойди от будки!»

Детям надо наполнять ихние желудки!

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упреки!

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день!»

Говорю про поросят – намекаю на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам!

6. «Угадай-ка!»

А) 2 личных местоимения – и помехи автомобилю на дороге. (Я - мы).

Б) 3 личных местоимения – и окна чистые. (Вы – мы - ты).

В) Переставь буквы в ай и он à местоимения (Он; я [йа]).

Г) Какие местоимения самые «глазастые»: все видят, на все указывают? (Указательные).



Д) Как сказать местоимениями, если «непонятно кто непонятно что делает»? (Некто делает нечто).

Наречие

Отгадайте загадки и найдите в них наречия.

2. Образуйте от прилагательных наречия. Какие вопросы вы задавали?

Игра «Подбери пару».

Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст, вставляя наречия.

Закончите пословицы.

А) Стреляет..., но... .

Б) Кто ест..., тот работает... .

В) ... стелет, да... спать.

Г) Кончил дело – гуляй... .

Д) Золотые руки у того, кто обучен... .



Е) В гостях..., а дома... .

Ж) Называться человеком..., а быть человеком... .

З) ... подумай, а... говори.

И) Береги платье..., а честь... .

К) ... мил не будешь.

Распределить наречия по вопросам: как? куда? каким образом?

Друзья-товарищи

С. Маршак.

7. Уж замуж невтерпеж. Какое правило иллюстрирует эта фраза? Примените его в этом задании.

– В настеж (?) открытые окна вдруг заглянула весна.

– Вокруг была серо-зеленая, сплош (?) в васильках рожь.

– Враги упали навзнич (?) на мокрый песок.

– Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскач (?) ?

– Поезд пришел точ(?) -в-точ (?) по расписанию.

– Мне было невтерпеж (?) открыть коробку.

Ответь одним словом».

Начинать сызнова – ...,

Смотреть надменно – ...,

Не проснувшись как следует – ...,

Обидел необдуманно – ...,

Сделал исподтишка – ...,

Смотреть исподлобья – ...,

Известно с давних пор – ... .

Собери урожай в корзины».

10. Образуйте от существительных и прилагательных наречия на -ому, (-ему), -цки (-ски).

А) Медведь, лиса, заяц, рысь, тигр, кот.

Б) Кавказ, матрос, царь, сын, мать.

11. Приведи примеры наречий, которые пишутся через дефис.

Например: чуть-чуть, тихо-тихо.

Определите части речи.

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.
«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!
А кто даёт нам молоко?
Кто даёт нам пух и шерсть?
У кого всё это есть?
Мы животных называем.
Чем они полезны, знаем.
1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)
2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)
3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)
4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)
5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети — пчёлы.

Они исполняют пчелиный танец.
Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки).

Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент — не для работы в огороде.)
2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)
3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)
4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное — овощи.)
5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное — фрукты.)
6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное — ягоды.)
7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное — крупы.)
8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное — корнеплоды.)

Игра «Съедобное — несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки


Синий мундир,
Зелёная подкладка,
В середине — сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,
А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети — в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.
Посадил дед репку.
(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)
Выросла репка большая-пребольшая.
(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.
Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.
Красный, круглый — это что? (Помидор.)
Зелёный, овальный — это что? (Огурец.)
Жёлтая, внутри белая, сладкая — это что? (Дыня.)
Длинный, белый, большой — это что? (Кабачок.)
Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле — это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.
Что растёт у нас на грядке?
Мы придумаем загадки.
Про горох и про картошку,
Помидоры и моркошку,
А ещё про огурцы.
Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а — абрикос, апельсин, арбуз, айва; б — банан, баклажан, брусника, бузина; в — вишня, виноград; и т. д.

Игра Что мы едим?

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:
— Салат. (Листья.)
— Капуста. (Листья.)
— Огурец. (Плод.)
— Помидор. (Плод.)
— Редис. (Корнеплод.)
— Свёкла. (Корнеплод.)
— Морковь. (Корнеплод.)
Много в нашем огороде
Есть и трав, и овощей.
Мы побудем на природе,
А потом наварим щей.
Что нам есть, мы это знаем.
Что съедобно — называем.

Игра Отгадай овощи

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:
— Ре… (Редис.)
— Ка… (Капуста.)
— Свё… (Свёкла.)
— По… (Помидор.)
— Мор… (Морковь.)

Игра Соберём урожай

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде…» — и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.
Огород у нас хорош!
Где ещё такой найдёшь?!
Что растёт, покажем.
И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,
Это свёкла и картошка,
Это тыква и горох.
Урожай совсем не плох!

Игра Поварята

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра Приметы осени

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит

Игра Деревья, кустарники, травы

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника — должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) — приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:
— Дуб. (Поднимаем руки вверх.)
— Подорожник. (Приседаем.)
— Ель. (Поднимаем руки вверх.)
— Шиповник. (Стоим, опустив руки.)
— Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное — деревья.)
2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)
3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное — кустарники.)
4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)
5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные — лиственные.)

Игра Знаем, знаем!

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»
Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины — красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,
А внутри — дубочек. (Жёлудь.)

Игра Назови дерево

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра Листочки

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй — роль липы, в третьей — роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая — свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра С какого дерева листочек?

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.
Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
Листья на ветру кружатся.
Листья на траву ложатся.
Листья падают, летят.
Настоящий листопад!
Скоро мы гулять пойдём
И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Не мышь, не птица –
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,
А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали
И под куст убежали. (Ёж.)
Игра «Назови детёныша»
Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:
— У медведя кто детёныш? — Медвежонок.
— У лисы кто детёныш? — Лисёнок.
— У волка кто детёныш? — Волчонок.
— У ежа кто детёныш? — Ежонок.
— У белки кто детёныш? — Бельчонок.
— У рыси кто детёныш? — Рысёнок.
— У тигра кто детёныш? — Тигрёнок.
— У курицы кто детёныш? — Цыплёнок.
— У утки кто детёныш? — Утёнок.
— У коровы кто детёныш? — Телёнок.
— У лошади кто детёныш? — Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».
Загадки про насекомых
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Он с друзьями под кустом
Смастерил огромный дом.
Тащит ветку он из леса
Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,
Чёрные горошки.
Ты меня найдёшь
На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук
Сильно портит всё вокруг.
Он картошку любит,
Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра Кто где живёт?

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:
— Где зимой спит медведь? — В берлоге.
— Где живёт лиса? — В норе.
— Где живёт сова? — В дупле.
— Где выводит птенцов сорока? — В гнезде.
— Где зимой спит барсук? — В норе.
— Где живёт муравей? — В муравейнике

Игра Сойка

Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Сойка по лесу летела,
Во все стороны глядела.
(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)
На траву под дубом села,
(Приседаем.)
Спелых желудей поела.
(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,
(Шагаем на месте.)
Много желудей нашла.
(Разводим руки перед собой.)
Хочется напрятать их –
И больших, и небольших.
(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,
Ловко жёлуди запрячет.
(Прыгаем на месте.)
Их засунет меж корней,
Под листву и между пней.
(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)
И потом из каждой кочки
Быстро вырастут дубочки.
(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Вёрст не считает,
По дорогам не ездит,
А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,
Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,
Клубок посреди,
Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому
Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра Танец журавлей

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети — журавли. Они исполняют журавлиный танец.
Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

Post Views: 940

Организатор учитель начальных классов Шадымова М.Г.

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ.

(КВН между 1-4 классами)

Цели:
1. показать детям, что Земля наш общий дом, где помимо человека оби-тают многие живые существа.
2. Прививать бережное отношение к живой природе.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, стремление понимать и принимать окружающий мир, воспринимать себя как часть природы.

Ход мероприятия:

Ученик:
Земля в лесах, земля в садах….
Ее название – « среда».
И воздух чистый, моря шум
Приходят сразу нам на ум;
Речушка плещется у ног,
Ползет паук через порог,
Поет пичуга, дремлет кот-
Достойно наших все забот.

Ученик:
Природа разум нам дала
Не в зло – на добрые дела:
Приумножение должно
Людской всегда быть целью, но….
Порой небрежно, впопыхах
Живем и тем наводим страх
На лес, и речку, и тайгу,
Траву, и маки на лугу,
Коровку божью, лошадей,
На нас, земли своей людей.

Ученик:
Но через сто и триста лет
Придется нам держать ответ:
Что внукам нашим сохраним,
Какой мы землю отдадим?
Так, может, люди, мы сейчас
Исправим все плохое в нас,
Что разрушает, господа,
Жизнь под названием « среда»?

Ученик:
Вы слышите, люди, как плачет Земля?
По - варварски с ней обращаться нельзя.
Нельзя так безжалостно Землю губить,
Ученик:
Нельзя не любить этих белых берез,
Волнующих русскую душу до слез,
Нельзя не любить синих рек и морей,
Цветущих лугов и зеленых полей.
Травы у пруда в серебристой росе,
Бегущей волны по песчаной косе.

Ученик:
Нельзя не любить земляничных полян,
Сиреневой дымкой плывущий туман,
Нельзя не любить яблонь в пышном цвету,
Нельзя не беречь эту вот красоту,
Нельзя на Земле все живое губить,
Нельзя жить на ней и ее не любить.

Ученик:
Я живу на планете
Под названием добрым Земля.
Я закаты люблю и рассветы,
И пригорки люблю, и поля.

Ученик:
Я люблю, когда солнышко в небе.
И когда барабанят дожди,
И когда все окутано снегом,
И когда не смолкают ручьи.

Ученик:
Я люблю серебристые росы
И туманы над светлой водой,
Приглушенные краски под осень
И с небес звездопад золотой.

Ученик:
И, пожалуйста, вы мне поверьте,
Я счастливой считаю себя,
Что живу на красивой планете
Под обычным названьем Земля.

Песня « Наш край»

Учитель:
Что является самым дорогим для всех обитателей планеты Земля?

Ответ:
Сама планета Земля, моделью которой является глобус. Земля – наш общий дом.

Учитель:
А вы знаете, где на планете Земля Вы живете? Вы можете назвать свой адрес? А кто живет рядом с вами? Вы знаете своих соседей по дому, по улице?

Учитель:
Какие должны быть отношения с соседями?

Ответ:
Добрые, добрососедские. Потому что соседи живут рядом и первыми приходят на помощь.

Учитель:
А кто еще живет на планете Земля в нашем общем доме?

Учитель:
Итак, друзья, сегодня мы с вами играем в КВН по теме: « Земля- наш общий дом». В игре участвуют две команды « Радуга» и « Кока кола». А оценивать их будет Со-вет мудрейших – жюри.

Учитель:
Итак, мы начинаем.

1 конкурс: Загадки.
Был я солнышком лучистым,
Стал я облачком пушистым. (Одуванчик)

Он чирикает и скачет,
Он похож на серый мячик,
Просит крошек у детей:
Но все же голос свой имеет.(Скворец)

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит(Соловей)

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Лечит от кашля и гриппа(Липа)

Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост
А не лисица (Белка)

Шило впереди
Клубок посредине
Ножницы сзади. (Ласточка)

Черненький карапуз
Не по росту тащит груз(Муравей)

Учитель:
Все животные: птицы, звери, насекомые, все деревья, травы, грибы – тоже обитате-ли планеты Земля – нашего общего дома. Значит, мы должны к ним относиться по-добрососедски, то есть заботливо, бережно, по-доброму.

2 КОНКУРС: « АУКЦИОН» (Кто больше назовет диких и домашних животных, дикие и культурные растения, что обитают рядом снами.)

А знаете ли вы, какие животные живут в наших лесах, озерах и реках? Давайте проведем зоологический аукцион. Вы по очереди называете животных, живущих рядом с нами. Выиграет та команда чья назовет последним животное.

3 конкурс: « Птицы – друзья леса» (викторина)

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)
4. Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах, самая маленькая? (Королек).
5. У каких птиц самки зеленые, а самые красные? (У клестов).
6. Какая птица зимой белая? (Белая куропатка).
7. Чем воронье гнездо отличается от сорочьего? (Воронье гнездо, круглое с крыш-кой, а сорочье – плоское).
8. Где гнездятся скворцы? (В скворечниках, дуплах деревьев).
9. Какая птица быстро меняет весной окрас своего оперения? (Белая куропатка).
10. У какой птицы поют как самцы, так и самки? (У снегиря).
11. Какая птица не высиживает птенцов и не вьет гнезда? (Кукушка).
12. Какая птица запасает добычу, накалывая ее на колючки кустарников? (Со-рокопут)
13. Какие птицы обитают у нас только зимой? (Чечетки, свиристели).
14. Самки, каких птиц больше по размеру и сильнее самцов? (У хищных).

4 конкурс: « Уборка мусора»

Учитель:
Большой вред наносят люди, засоряя наши леса, устраивая здесь свалки мусора. Давайте очистим предполагаемый участок леса от предметов, которые оставили здесь нерадивые туристы. Каждой команде дается список вещей, которые они должны собрать в комнате. Предварительно эти предметы(смятые листочки бума-ги, палочки, камешки, игрушки) кладут в разные уголки комнаты.
Побеждает та команда, которая за три минуты соберет большее количество вещей из списка.

Учитель:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Как нужно вести себя в лесу, на берегу реки, чтобы не навредить природе? Что нельзя делать в лесу? Давайте составим вместе эти правила.
Не сорить.
НЕ разговаривать громко в лесу.
Не ломать деревья и кусты.
Не разводить костров.
Не подбирать слетков-птенцов, выпавших из гнезда.
Соблюдая эти правила, мы заботимся о природе.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Если я приду в лесок» Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку?(нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если сильно насорю
И убрать забуду.(нет)

Если мусор уберу,
Банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

5 конкурс: « Назвать песни о лесе, природе, птицах»
Чья команда больше назовет песен о лесе, природе, птицах.

6 конкурс: Нарисовать рисунок-плакат «Береги природу»

7конкурс: Филворд.

Ученик: Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Ученик: Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

Ученик: Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Ученик: Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.

Ученик: Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Ученик: Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Ученик: Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима.-
Вот местечко – хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Ученик: Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Конфеты ели,
Хоровые песни пели….
Отдохнули и ушли!

Ученик: И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Ученик: Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке?
Почему? Как надо было поступить?

Жюри подводит итоги.

Ко Дню защиты окружающей среды.

Действующие лица: З е м л и ц а, В о д и ц а, К и к и м о р а.

Возможное оформление задника сцены представлено на рис. 1.

Звучит фонограмма пения лесных птиц. На сцену с разных сторон выходят Землица (в зеленом сарафане, украшенном понизу цветами) и Водица (в синем сарафане, с голубым шифоном в руках) (рис. 2).

Водица. Здравствуй, сестрица Землица!
Землица. И ты здравствуй, сестрица Водица!
Водица. Ишь как ты разоделась-приукрасилась! Словно фея лесная.

Землица. Так мне положено четыре раза в году переодеваться. Вот уж лето наступило - я третий наряд сменила. Да и тебе, сестрица, грех жаловаться: вон как после зимы да весны посвежела, похорошела, аж светишься вся.
Водица. Что посвежела, не отрицаю. Шубу зимнюю сбросила. А снега по весне ручейками зазвенели, мне молодости да сил прибавили. Только недолго мне светиться придется.
Землица. Что за мрачные мысли?
Водица. Так ведь лето наступило, сама знаешь. А для меня лето - сплошное мучение. Все купаться пойдут в мои озера да реки. Замутят воды мои, замусорят. Ручейки родниковые затопчут, колодцы с водой студеной исчерпают. Где птицам и зверятам напиться будет?
Землица. Да и мне несладко придется. Как уберечь мне леса мои да поля от туристов? А ну как лужайки вытопчут, деревья поломают, порубят, поляны мусором засеют?! А страшнее всего - костры: там и тут жгут да не тушат! Того и гляди сгорю! И ты, Водица, не поможешь.
Вместе. Ох-ох-ох...
Водица. Как же нам, сестрица Землица, до людских сердец достучаться, чтобы бережнее к нам относились, не ранили зря?
Землица. А давай кричать будем, что, мол, больно нам, люди добрые!
Водица. Да как же кричать? Не умеем мы этого!
Землица. Умеем, сестрица Водица! Только по-своему. Я на обидчиков деревьями зашумлю.
Водица. А я водою забурлю!
Землица. Травы зашумят!
Водица. Птицы закричат!
Вместе. Звери зарычат!
Землица. Авось услышат нас люди, перестанут безобразничать.
Водица. На том и порешим.
Землица. А пока пойдем свои владения обойдем да обратно вернемся.
Водица. Здесь посидим рядком да поговорим ладком.
Вместе. Если туристы не пожалуют!

Уходят в разные стороны. На сцену, приплясывая, с мешком мусора за спиной выходит Кикимора.

Кикимора. Ой-ой-ой, сейчас заплачу! Бедненькие! Обижают их - замусорили, затоптали! Ой-ой-ой, как жалко! (Меняя интонацию.) Да так им и надо! Ходят тут чистенькие да расфуфыренные! А я не люблю чистоту. Я люблю, когда грязно и сыро, как у меня на болоте. И если леса, озера и реки не чистить, а только грязнить, они тоже превратятся в болота. Красота! (Разбрасывает из мешка мусор - смятые листы бумаги.) Вот вам! Получайте! Еще вот сюда кину и сюда. (Осматривается, остается довольна.) Вот так-то лучше будет! (Прислушивается.) Ой, кажется, Землица с Водицей идут. Сейчас меня здесь с моим художеством застукают! Куда же спрятаться? (Замечает зрителей.) Вы кто? Туристы? Отлично! Я как будто с вами, тоже туристка! (Прячется среди зрителей.)



На сцену с разных сторон выходят Землица и Водица.

Вместе (глядя на разбросанный по всей сцене мусор). Какой кошмар!
Землица. Пять минут назад здесь было идеально чисто!
Водица. Кто же это за такое короткое время так «разукрасил» нашу поляну?
Землица (замечая зрителей). Простите, я вас не сразу заметила. Здравствуйте! Вы туристы?

Дети отвечают.

Здравствуйте, ребята! Как вас много! Неужели это все (показывает на мусор) вы натворили?

Дети отвечают.

Вместе. Не вы? А кто?

Дети показывают на Кикимору, сидящую среди них.

Кикимора?
Кикимора. Я не Кикимора! Я туристка! Правда, ребятки?

Дети кричат «нет».

Землица. Кикимора, вот что я тебе скажу: уж какие бывают нерадивые туристы, но все равно на тебя они совсем не похожи!
Водица. Так что не прячься за детей, Кикимора! Выходи сюда к нам по-хорошему.
Кикимора. А по-плохому?
Землица . А по-плохому - мы тебя силой приведем! (Делают вид, что собираются идти за ней.)
Кикимора. Не надо! Все, иду сама. Добровольно-принудительно. (Поднимается на сцену.) И дальше что?
Водица. Немедленно собери мусор!
Кикимора. Еще чего!
Землица. Тебе не стыдно?
Кикимора. А почему мне должно быть стыдно? Вон они (показывает на зрителей) больше сорят!
Водица. Как ты можешь так говорить? Ведь ты же их совсем не знаешь!
Кикимора. Да все они одинаковые!
Землица. Неправда! Ребята, скажите, вы мусорите на природе?



Дети отвечают.

Водица. Вот видишь!
Кикимора. Врут! Все дети врут!
Землица. Ребята, давайте докажем Кикиморе, что вы не только никогда не мусорите, но и умеете быстро мусор убирать.
Кикимора. Ну-ну... Посмотрим! (Присаживается на пенек.)
Водица. Кто знает, какой мусор самый опасный? (Пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки.)

Землица. Мы проведем соревнование: кто больше соберет бумажек. Как только зазвучит веселая музыка, собирайте бумажные комочки в кучки.
Водица. А потом мы перебросим бумажки в мусорные мешки, а заодно посчитаем, кто же собрал больше.
Вместе. Договорились?

Музыкальное оформление: песня из мультфильма «Дед Мороз и лето» -«Вот оно какое, наше лето!»
Проводится конкурс «Собери мусор».

Землица. Ну что ж, как говорится: чистота - залог здоровья!
Кикимора. В смысле?..
Водица. Так ведь если окружающая среда будет здорова, будут здоровы и люди, живущие в этой среде.
Кикимора. Умные, да?
Землица и Водица. Не жалуемся!
Кикимора. А как насчет детей?
Землица. Ты что, Кикимора, сомневаешься, что наши дети умные да разумные?!
Водица. Они все учатся в школе. Не то что ты.
Кикимора. А мне учеба без надобности! Я и так все знаю. Я вот детей сейчас загадками забросаю - посмотрим, как они с ними справятся.
Землица. Да они твои загадки пощелкают, как белочки орешки! Правда, ребята?
Водица. Давай, загадывай свои загадки!
Кикимора. Лежал, лежал, а весной в реку убежал. (Снег.)
Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз.)
Горя не знает, а слезы проливает. (Туча.)
Шумит, гудит целый век, а не человек. (Ветер.)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман.)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь.)
Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса.)
Летит огневая стрела, никто ее не поймает - ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния.)
Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)
Через поля, через луга встала нарядная дуга. (Радуга.)
Водица. Кикимора, а ты почему про радугу две загадки загадала?
Кикимора. Потому что радуга мне больше всего нравится.
Землица. Значит, не все еще потеряно, раз душа твоя к красоте тянется. Может и Кикимора грамотной стать. Если, конечно, захочет.
Кикимора. Может, и захочу... А может, и нет...
Водица. Если бы хотела, не была бы такой злючкой.
Кикимора. Я не злючка! Я вреднючка!
Водица. Какая разница?
Кикимора. Большая! Я ведь почему вредничаю? Обидно мне, что ты вот, Землица, над лесами да полями старшей поставлена, а ты, Водица, над озерами да реками старшая. А мне что досталось? Болото! Кому нужны эти болота?! Ни вода, ни суша!
Землица. Кикимора, что ты говоришь? В природе не бывает ненужных вещей.
Кикимора. Это болота нужные?
Водица. Конечно. Из болота добывают торф. Это очень полезное удобрение.
Кикимора. Правда полезное?
Землица и Водица. Правда, правда!
Кикимора. Это хорошо. Но ведь по болоту ходить опасно. Я знаю!
Землица. По болоту ходить и не надо! Особенно детям. Это действительно очень опасно.
Кикимора . А вот по болотистой местности можно. Но очень-очень осторожно.
Водица. Вот ты и научи ребят ходить по болотистой местности.
Кикимора. А что, я могу! Там надо ходить вот так: с кочки на кочку, с кочки на кочку (показывает).
Землица. Пусть ребята тоже попробуют. У кого под сиденьями листы-кочки прикреплены, те и пойдут по болоту.

Проводится конкурс «С кочки на кочку». Игрокам предлагается пройти определенное расстояние, перепрыгивая с кочки на кочку. Для этого надо встать двумя ногами на одну кочку, другую положить перед собой и перепрыгнуть на нее, затем взять первую и вновь положить перед собой. Побеждает тот, кто таким образом первым придет к финишу. Музыкальное оформление - песня «Стой, кто идет?» гр. «Лимонадный Джо».

Водица. Молодец, Кикимора, хорошая это игра! Полезная.
Кикимора. А я еще много разных игр знаю!
Землица. А ты, оказывается, настоящая затейница!
Кикимора. Конечно! А вы все Кикимора да Кикимора. А у меня ведь имя есть - Кима! Вот!
Водица. Красивое имя! Теперь мы тебя так и будем называть.
Кикимора. Я и не возражаю.
Землица. Сестрица Водица, теперь твоя очередь загадки загадывать.
Водица. Тогда я загадаю рыбные загадки. Слушайте да отгадывайте, ребятки.
Через море-океан плывет чудо-великан. (Кит.)
Не человек, не зверь, а с усами. (Сом.)
Не кузнец, а с клещами. (Краб.)
Какая рыбка умеет исполнять желания? (Золотая.)

Приглашает ответивших на площадку.

Кикимора. Ну, золотая рыбка - это сказка!
Землица. Сказка не сказка, а всем хочется поймать золотую рыбку.
Водица. Золотую рыбку я вам не гарантирую, а вот обыкновенных предоставлю.
Кикимора. Ура! Тогда давайте проведем соревнование: кто больше поймает рыбок. Рыбаки всегда так делают, я видела. У меня, кстати, и удочки есть, и ведерки.
Землица. Я вижу, ты запасливая, Кима!
Кикимора. Да у меня этого добра навалом! Люди бросают, а я подбираю. Вот видите, пригодилось кое-что. (Выносит реквизит.)

Проводится конкурс «Ловись, рыбка». Участники выстраиваются на линии старта. Им выдают удочки и детские ведерки. На небольшом расстоянии от участников ставят небольшие чашки с рыбками на магнитах. Задача: добежать до чашек, поймать рыбку, вернуться к своему ведру, опустить туда свою рыбку и бежать за следующей. Побеждает участник, первым поймавший всех своих рыбок. Музыкальное оформление - песня «А в Подмосковье водятся лещи».

Еще хочу играть!
Водица. Кима, прежде чем начать другую игру, надо прибрать реквизит от этой.
Кикимора . Да пусть валяется! Мне он не нужен! У меня еще всяких вещиц много!
Землица. Вот видишь, ты опять засоряешь нашу полянку!
Кикимора. Это же не мусор!
Водица. Но брошенные вещи со временем превращаются в мусор.
Землица. Да и нельзя так относиться к своим вещам, их нужно беречь.
Кикимора. Людям, значит, можно, а мне нельзя! Несправедливо.
Водица. Но ты сейчас сама показываешь плохой пример детям.
Землица. Не упрямься, Кима. Давай приберемся и заодно освободим полянку для другой игры.
Кикимора. Так в лесу полянок много. Давайте перейдем на другую - чистую полянку.
Водица. Но если так каждый начнет относиться к местам отдыха, чистых полянок не останется.
Кикимора. Я об этом не подумала. Ладно уж, уговорили. (Собирает реквизит и уносит за кулисы.)
Землица . Вот молодец!
Водица. Можно продолжить наши забавы.
Землица. Кима, у тебя есть любимая игра?
Кикимора. А как же! Я люблю разные шалости!
Водица. Ну, если шалости безобидные, почему бы в них и не поиграть?
Землица. А еще лучше поиграть в смешалости.
Кикимора. Это что еще за смешалости? Я такого слова не знаю. А тем более игры.
Землица. Это очень забавная игра. Я научу в нее играть и тебя, и наших ребят. Приглашаю тех, кто сидит на крайних местах первых трех рядов, выйти к нам.
Кикимора. Это я мигом организую (составляет две команды по три человека). Мы готовы!
Землица. Каждой команде выдаем по листу ватмана и фломастеру. Первый участник каждой команды рисует голову любого животного, после чего лист складывается так, чтобы была видна только шея. Затем второй участник рисует туловище любого животного, не зная, чья голова уже нарисована, и тоже складывает лист так, чтобы туловища не было видно. Третий участник рисует ноги. А потом мы распрямим рисунки и увидим новый вид живого существа - смешалостик.
Кикимора. Ух ты! Это интересно. Давайте попробуем!

Проводится конкурс «Смешалости». Музыкальное оформление - песня «Я рисую».

Водица . А я могу смешать воду и сушу!
Кикимора. И получится болото!
Водица. Что у нас получится, сейчас увидим. А игра называется «Вода - суша». Но сначала отгадайте мои «мокрые» загадки.
Не лес, а шумит. (Река.)
Что в решете не унести? (Воду.)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
Между гор, между дол
Бежит белый конь. (Ручей.)
Посреди поля лежит зеркало -
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро, пруд.)
Не море, не земля,
Корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото.)

Ответившие выходят на площадку, встают в одну линию.

Если я скажу «мокрое» слово - надо прыгнуть назад, если «сухое» слово - прыгнуть вперед. Посмотрим, не запутаются ли ребята в моих смешалостях. Итак: речка - мосток - ручеек - лужа - кочка - море - берег - камень - озеро - трава - болото - полянка - океан - колодец - дорога - водопад - пруд - тропинка - вода - суша.
Кикимора. А ты, Землица, что будешь смешивать?
Землица. А я смешаю птиц и зверей. Но сначала...
Кикимора. Загадки?
Землица. Конечно. Должна же я убедиться, что ребята знают птиц и животных.
Кикимора. Я уверена, что знают! Сама же говорила, что они загадки как белки орешки щелкают.
Землица. Лишний раз убедиться - всегда пригодится. Правильно, ребята? Тогда начнем!
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит. (Лягушка.)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
Кто на свете всех сильнее? (Муравей.)
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка.)
Черный, проворный.
Кричит «крах», червякам враг. (Грач.)
Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
На болоте плачет, а с болота не идет. (Кулик.)
Шило впереди, клубок посередине, ножницы сзади. (Ласточка.)
Маленький шалунишка по дворам
шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Молодцы, ребятки! (Всех ответивших собирает на площадке.)
Водица . А теперь, Землица, пора и порезвиться.
Землица. Будем танцевать!
Кикимора. Что будем танцевать?
Землица. Веселую польку птиц и зверей. (Детям.) Я буду называть птицу или зверушку, а вы их в танце изображать. Договорились?

Проводится конкурс «Веселая полька». Дети танцуют как олени, зайцы, медвежата, раки, цапли, ласточки, обезьяны, лягушки, кенгуру, петушки, пингвины, лисички.

Кикимора. Во дают! Все умеют: загадки угадали, животных показали! Все! Иду учиться в школу! Хочу тоже все знать и уметь! (Собирается уходить.)
Водица. Кима, куда ты? Сейчас же каникулы!
Кикимора. Да? Это плохо.
Водица и Землица. Это хорошо!
Кикимора. А что такое каникулы?
Водица. Каникулы - это пора отдыха!
Землица. Именно поэтому мы и провели с ребятами эту программу, чтобы еще раз напомнить, что мы на земле - не одни. Рядом с нами растения и животные. И всем на этой земле должно быть уютно.
Водица. Так что отдыхайте, ребята, с пользой для здоровья...
Кикимора. И без вреда для окружающей среды!
Водица и Землица. Совершенно верно!
Кикимора. А в школу я все-таки пойду! Осенью. До встречи!
Водица. До свидания, друзья!
Землица. Всего вам доброго!