Федор достоевский высказывания. «Сострадание - это самая высшая форма человеческой жизни»

Федор достоевский высказывания. «Сострадание - это самая высшая форма человеческой жизни»

Мудрые и вдохновляющие цитаты Федора Михайловича, которые дадут вам пищу для размышлений

Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он - писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.

Мы подобрали 30 выдающихся цитат великого мыслителя, которые дают повод для размышлений:

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Жизнь задыхается без цели.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Мир спасёт красота.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Истина без любви - ложь.

Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Человек, умеющий обнимать - хороший человек.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.

Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.

деньги

Деньги - это чеканная свобода.

жена

Умная жена и ревнивая жена - два предмета разные.

женщины

Женщина обманет само всевидящее око.

жизнь

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.

Жизнь задыхается без цели.

Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!

Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной только беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, самой жизни…

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

зло

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

знания

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.

истина

Если мне докажут, что истина вне Христа, а Христос вне истины, то я предпочту остаться с Христом, чем с истиной.

любовь

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Велика радость любви, но страдания так велики, что лучше не любить вовсе.

мир

Мир спасёт красота.

народы

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.

писатели

Величайшее умение писателя - это уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

правда

Настоящая правда всегда неправдоподобна. Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

Россия

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

смех

Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную.

счастье

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

человек

Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной только беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, самой жизни.

юмор

Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

на другие темы

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Фантастическое составляет сущность действительности.

Философия Достоевского (цитаты и афоризмы)

Цитаты и Афоризмы / Фёдор Михайлович Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя - 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) - один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Отец, Михаил Андреевич, работал в госпитале для бедных. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода. В России сложилась давняя традиция того, что философия по-настоящему была представлена только в литературных произведениях наших писателей - Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и, конечно, Достоевского. Философию Достоевского нельзя сводить только к православным рассуждениям о Боге, «слезе ребенка», рассуждениям «все позволено» и др. Как показал Ноговицын О. М. в своей работе, Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольном нежелания принять текст (мир), в его неизбывной избыточности по отношению к нему, потенциальной бесконечности. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М..

Цитаты и aфоризмы

А между тем, мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем! Не избили ли бы до тла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю? Нет-с, уверяю вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему, особенно по местам и даже может быть, очень сильная. О, без этого нельзя, это есть, но происходит это вовсе не от того, что он еврей, не из племенной, не из религиозной какой-нибудь ненависти, а происходит это от иных причин, в которых виноват уже не коренной народ, а сам еврей.

Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским.

Бедность - не порок.

Без великодушных идей человечество жить не может.

Без детей нельзя было бы так любить человечество.

Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.

Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов.

Был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке… ну, одним словом, в науке он сделал не так много, и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается.

Бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие, бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.

В Америку собираться, да дождя бояться?!

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. Совершенно противоположное бывает со страстью.

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

Великодушное сердце может полюбить из жалости….

Веселость человека - это выдающаяся черта человека.

Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.

Влюбиться, еще не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя.

Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

Волшебство занимательности должно помогать, а не мешать.

Вопрос не в том, являются приведения или нет, а в том, есть ли они вообще.

Время есть отношение бытия к небытию.

Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.

Вся эта заграница - только одна фантазия. И все мы за границей - только фантазия.

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

Высшая идея на земле лишь одна, и именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают.

Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Главное, самому себе не лгите.

Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.

Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу.

Деньги - это чеканная свобода.

Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли.

Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же, должно. И поэтому делай им добро, скрипя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза.

Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.

Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы.

Если принимать все чужое так к сердцу и если так сильно всему сочувствовать, то право, есть от чего быть несчастнейшим человеком.

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.

Есть минуты, когда люди любят преступления.

Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть людей, этих слабосильных бунтовщиков, для их счастья, - эти силы: чудо, тайна и авторитет. Ты отверг и то, и другое, и третье и сам подал пример тому. Или Ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Но овладевает свободой людей лишь тот, кто обольстит их совесть. Ты возжелал свободной любви человека - свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ перед собою, - но неужели Ты не подумал, что он отвергнет и оспорит даже Твой образ и Твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора?

Женщины - наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.

Жизнь задыхается без цели.

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.

И почему вы так твёрдо, так торжественно уверены, что только одно благоденствие человеку выгодно? Ведь, может быть, он ровно настолько же любит страдание?.. Человек любит созидать и дороги прокладывать. Но отчего же он до страсти любит тоже разрушение и хаос? Вот это скажите-ка!.. А между тем я уверен, что человек от настоящего страдания, то есть от разрушения и хаоса, никогда не откажется.

Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины я правильного сознания для человечества.

Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Исчезает честь - остается формула чести, что равносильно смерти чести.

К сожалению, правда почти всегда бывает не остроумна.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Как бы ни была груба лесть, в ней непременно по крайней мере половина кажется правдою.

Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое.

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

Красота спасет мир.

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог.

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.

Лгут только одни негодяи.

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Любовь немыслима без самопожертвования.

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Люди, люди - самое главное. Люди дороже даже денег.

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.

Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.

Мистические идеи любят преследование, они им создаются.

Много людей честных благодаря тому, что дураки.

Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной только беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, самой жизни.

Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.

На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.

Надо быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Настоящая правда всегда неправдоподобна... Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

Не вы съели идею, а вас съела идея.

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.

Нельзя любить то, чего не знаешь!

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Несчастье - заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг друга, чтобы еще более не заразиться.

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество...

Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.

Нет счастья в бездействии.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде.

Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело - тем более тут эгоизма. Люби самого себя - вот одно правило, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка...

Нужно быть поистине великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.

Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.

Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточников, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе.

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Подозревать дурное прежде хорошего - черта несчастная, свойственная сухому сердцу.

Похвала всегда целомудренна.

При неудаче все кажется глупо!

Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение: ибо что такое "пробить сердце"? - Привить нравственность, жажду нравственности.

Родивший не есть ещё отец, а отец есть - родивший и заслуживший.

Россия есть игра природы, а не ума.

Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!

Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

Самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат мой.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Сила не нуждается в ругательствах.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Старое всегда лучше кажется.

Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же удивиться, что, надев очки, они неприменно стали иметь свои собственные «убеждения».

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости...

Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.

У женщины, например, бывает иногда потребность чувствовать себя несчастною, обиженною, хотя бы не было ни обид, ни несчастий.

У нас, у русских, две Родины - наша Россия и Европа.

Умная жена и ревнивая жена - два предмета разные.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или, обратно, - дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно)...

Фантастическое составляет сущность действительности.

Хорошо смеется человек - значит, хороший человек.

Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Человек - это тайна. Ее нужно отгадать. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком.

Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет.

Человеку кроме счастья так же точно и совершенно во столько же необходимо и несчастье!

Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками).

Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?

Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест.

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

Чтобы любить в простоте, надо знать, как проявить любовь.

Чтобы умно поступать, одного ума - мало.

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

Я крепко убежден, что не только очень много сознания, но даже и всякое сознание - болезнь.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.

Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.

Ф. М. Достоевский известен всем и каждому еще со времен школьной программы. Его глубокие философские произведения не оставляют равнодушным, а глубоко проникают в сердце. Читатели отмечают, насколько запоминающимися выглядят его цитаты. Их можно перечитывать сотни раз и постоянно находить что-то новое. Высказывания Достоевского наполнены необыкновенной мудростью.

Они учат более глубокому пониманию и осмыслению окружающей действительности. Чем больше их читаешь, тем ярче открываются давно известные истины, и начинаешь глубже чувствовать происходящие изменения. Высказывания Достоевского о жизни наполнены невероятным знанием того, как устроен этот мир. Люди, которые интересуются творчеством данного писателя, наверняка знают их наизусть.

«Множество людей опасаются доверять, говорить правду и быть собой»

Поразительно, но самые естественные вещи люди почему-то делают с натяжкой, прикладывая к этому многочисленные усилия. Казалось бы, доверие является естественным чувством. Однако не все люди действительно способны его испытывать. Большинство уходят от собственного чувства ответственности, заменяя его чем-то другим, пытаясь переключить свое внимание. Доверие рождается из осознания собственной значимости и уверенности в себе. Известные высказывания Достоевского изобилуют поразительной мудростью.

«Обида - это мусор, но люди не решаются его выбросить»

Как часто мы испытываем негативные эмоции и даже не спешим освобождаться от них. На самом деле обида есть не что иное, как несоответствие ожиданий одного человека касательно действий и поступков другого. Когда окружающие делают что-то, чего нам не хотелось бы принимать по отношению к себе, формируется негативное чувство стойкого неприятия. По сути, обида - это мусорное ведро, которое нужно не забывать своевременно выносить.

Однако люди часто цепляются за свои и потом сами начинают страдать от якобы несправедливого к себе отношения. Высказывания Достоевского о человеке часто подтверждают мысль о том, что многие до такой степени эгоистичны, что не замечают ничего вокруг, кроме собственных потребительских желаний и мыслей. Чтобы избавиться от обиды, необходимо уметь работать над собой, преодолевать свои недостатки. Только человек, развитый духовно, способен преобразовать окружающую его реальность.

«Душа незаметно исцеляется рядом с детьми»

Маленький человечек способен принести много радости в дом, где его любят и ценят. Общаясь с детьми, мы внутренне очищаемся, преображаемся и становимся сильнее. Ребенок делает женщину еще прекраснее, привносит в ее жизнь особенный смысл. Как и другие высказывания Достоевского, данная фраза ориентирована как раз на духовное исцеление любовью.

Женщина, которая собирается дать жизнь крохотному существу, отличается от той, что мыслит категориями успеха в карьере и бизнесе. Материнский инстинкт у прекрасной половины человечества очень силен. Вот почему женщина способна заботиться не только о своих детях, но и о племянниках, внуках и даже совершенно посторонних ребятишках. Наличие ребенка делает жизнь человека намного более полной, осмысленной и великодушной. Откуда-то изнутри приходит щедрость, желание заботиться, отдавать тепло.

«Любить - значит видеть человека таким, каким его создал Бог»

Люди так часто предъявляют по отношению друг к другу многочисленные требования, что не замечают самого собеседника. Они забывают относиться с любовью к окружающим, замечать их сильные стороны, видеть уникальные качества характера. Высказывания Достоевского, подобные этому, говорят о том, что необходимо ценить самого человека, а не выискивать существующие у него недостатки. Необходимо понимать, что каждый из нас был задуман Всевышним как индивидуальная личность со своими уникальными чертами и характером. Когда мы вмешиваемся в мировоззрение другого человека, то как будто совершаем над ним насилие - не позволяем быть собой, реализовывать свою внутреннюю природу.

Любовь преображает все вокруг. Если мы станем хотя бы чуточку терпимее к окружающим, то с изумлением сможем обнаружить, как они меняются в лучшую сторону. Каждый человек нуждается в том, чтобы его любили, всячески во всем поддерживали.

«Сострадание - это самая высшая форма человеческой жизни»

Наверное, никто не станет спорить с тем, что действительно развитая личность отличается мудростью и способностью самостоятельно принимать ответственные решения. Чем больше понимания мы проявляем по отношению к окружающим, тем продуктивнее живем на самом деле. Выражая свое неравнодушие, сострадание, человек освобождается от собственных негативных установок, в корне меняет свое мировоззрение.

Таким образом, высказывания Достоевского подчеркивают истинную ценность человеческого существования. Чем больше времени мы посвящаем саморазвитию, тем становимся духовно богаче.

Без таких литературных гениев и националистов как Федор Михайлович Достоевский наша литература могла бы остаться непризнанной. Несмотря на то, что его нет с нами уже 135 лет, его произведения по-прежнему все больше и больше перечитываются не только в России, но и за рубежом. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Достоевский - самый популярный отечественный писатель на Западе. До 200-летия со дня его рождения осталось 5 лет. Судьба отмерила ему чуть меньше 60 лет, но даже за столь недолгую жизнь он успел написать множество романов, среди которых "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" и др., по сей день являются частью Золотого Фонда отечественной литературной классики.
Мир спасёт красота. - Разные вариации встречаются в разных романах

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.

Величайшее умение писателя - это уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт.


Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.


Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

Деньги - это чеканная свобода.

Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей.


Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. - из письма Н.Д. Фонвизиной

Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.


Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.


Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.


Умная жена и ревнивая жена - два предмета разные.

Фантастическое составляет сущность действительности

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной только беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, самой жизни…

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

Люди, люди - самое главное. Люди дороже даже денег.

Женщины - наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.

К сожалению, правда почти всегда бывает не остроумна.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Влюбиться, еще не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя.

У нас, у русских, две Родины - наша Россия и Европа.

Я крепко убеждён, что не только очень много сознания, но даже и всякое сознание - болезнь.

Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак.

О войне
Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима.

Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность.

Великодушие гибнет в периоды долгого мира. Долгий мир ожесточает людей. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства.Социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству.

Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой.

Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения

Ведь вы же НЕ можете НЕ нуждаться в рабе, кто бы вы ни были, даже если вы самый гуманнейший человек?

В период мира укореняется трусливость и безчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и безстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы.

Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы.

А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых.

Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество.

Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней… пролитая кровь важная вещь!

Цитаты из произведений

Преступление и наказание
Ко всему-то подлец-человек привыкает! - часть 1, глава 2

Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. - часть 2, глава 5

С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! - часть 3, глава 5

Тварь ли я дрожащая или право имею… - часть 5, глава 4

Станьте солнцем, вас все и увидят. - часть 6, глава 2

Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. - часть 6, глава 4

Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля… - часть 6, глава 5

При неудаче все кажется глупо! - часть 6, глава 7

… Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? - Эпилог, глава 2

Подросток
Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим! - Подросток, часть 3, глава 7

Я знаю все, но не знаю ничего хорошего.

Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее явного господства.

Пусть я не достигну ничего, пусть расчет неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно - я иду. Иду потому, что так хочу.

Как ни был глуп и косноязычен Стебельков, но я видел яркого подлеца, во всём его блеске, а главное, без какой-то интриги тут не могло обойтись. Только некогда мне было вникать тогда ни в какие интриги, и это-то было главною причиною моей куриной слепоты! Я с беспокойством посмотрел на часы, но не было ещё и двух; стало быть, ещё можно было сделать один визит, иначе я бы пропал до трёх часов от волнения. - Подросток, часть 2, глава 3

Бесы
А почему я говорю много слов и у меня не выходит? Потому что говорить не умею. Те, которые умеют хорошо говорить, те коротко говорят. Вот, стало быть, у меня и бездарность, - не правда ли? Но так как этот дар бездарности у меня уже есть натуральный, так почему мне им не воспользоваться искусственно? Я и пользуюсь. - «Часть 2, глава 1»

Все они, от неуменья вести дело, ужасно любят обвинять в шпионстве. - Часть 2, глава 6

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить. - Часть 1, глава 4

…первое что ужасно действует - это мундир. Нет ничего сильнее мундира. Я нарочно выдумываю чины и должности: у меня секретари, тайные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы, их товарищи - очень нравится и отлично принялось. Затем следующая сила, разумеется, сентиментальность. Знаете, социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности. Но тут беда, вот эти кусающиеся подпоручики; нет-нет да и нарвешься. Затем следуют чистые мошенники; ну эти пожалуй хороший народ, иной раз выгодны очень, но на них много времени идет, неусыпный надзор требуется. Ну и наконец самая главная сила - цемент всё связующий - это стыд собственного мнения. Вот это так сила! И кто это работал, кто этот «миленький» трудился, что ни одной-то собственной идеи не осталось ни у кого в голове! За стыд почитают. - Часть 2, глава 6

Вы вот высчитываете по пальцам, из каких сил кружки составляются? Всё это чиновничество и сентиментальность - всё это клейстер хороший, но есть одна штука еще получше: подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же вы их всех пролитою кровью как одним узлом свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать. - Часть 2, глава 6

…в сущности наше учение есть отрицание чести, и что откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.

Братья Карамазовы
В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем. Да и мы сами тоже.

…если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию.
- Иван

Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…
- Старец Зосима

…красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей.
- Дмитрий

Что есть ад? - Страдание о том, что нельзя уже более любить.
- Старец Зосима

…выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток как человек, так артистически, так художественно жесток.
- Иван

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
- Старец Зосима

Белые ночи
Я создаю в мечтах целые романы. О, вы меня не знаете!

Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, что я такие минуты, как эту, как теперь, считаю так редко, что не могу не повторять этих минут в мечтаньях. Я промечтаю об вас целую ночь, целую неделю, весь год.

Но кто вам сказал, что у меня есть моя история? у меня нет истории…

Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредотачивается…

И мы не знали, что говорить, мы смеялись, мы плакали, мы говорили тысячи слов без связки и мысли; мы то ходили по тротуару, то вдруг возвращались назад и пускались переходить через улицу; потом останавливались, и опять переходили на набережную; мы были как дети.

Вечный муж
В один день, и почти сам не помня как, он забрёл на кладбище, на котором похоронили Лизу, и отыскал её могилку. Ни разу с самых похорон он не был на кладбище; ему всё казалось, что будет уже слишком много му́ки, и он не смел пойти. Но странно, когда он приник на её могилку и поцеловал её, ему вдруг стало легче. Был ясный вечер, солнце закатывалось; кругом, около могил, росла сочная, зелёная трава; недалеко в шиповнике жужжала пчела; цветы и венки, оставленные на могилке Лизы после погребения детьми и Клавдией Петровной, лежали тут же, с облетевшими наполовину листочками. Какая-то даже надежда в первый раз после долгого времени освежила ему сердце. «Как легко!» - подумал он, чувствуя эту тишину кладбища и глядя на ясное, спокойное небо. Прилив какой-то чистой безмятежной веры во что-то наполнил ему душу. «Это Лиза послала мне, это она говорит со мной», - подумалось ему.
Совсем уже смеркалось, когда он пошёл с кладбища обратно домой. Не так далеко от кладбищенских ворот, по дороге, в низеньком деревянном домике, помещалось что-то вроде харчевни или распивочной; в отворённых окнах виднелись посетители, сидевшие за столами.

«А что, если это просто шут? - мелькнуло в его голове. - Но н-нет, н-нет! кажется, он не пьян, - впрочем, может быть, и пьян; красное лицо. Да хотя бы и пьян, - всё на одно выйдет. С чем он подъезжает? Чего хочется этой каналье?»

Стало быть, вы были же вчера пьяны?
- Был-с, - вполголоса признался Павел Павлович, конфузливо опуская глаза, и видите ли-с: не то что пьян, а уж несколько позже-с. Я это для того объяснить желаю, что позже у меня хуже-с: хмелю уж немного, а жестокость какая-то и безрассудство остаются, да и горе сильнее ощущаю. Для горя-то, может, и пью-с. Тут-то я и накуролесить могу совсем даже глупо-с и обидеть лезу. Должно быть, себя очень странно вам представил вчера?

Униженные и оскорблённые
…в женском характере есть такая черта, что если, например, женщина в чем виновата, то скорей она согласится потом, впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту, во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нем и попросить прощения.
- Князь Пётр Александрович Валковский («Униженные и оскорблённые», часть третья, глава I)

Публицистика
«Время»
Так же точно он описал в одной американской газете полёт шара, перелетевшего из Европы через океан в Америку: Это описание было сделано так подробно, так точно, наполнено такими неожиданными, случайными фактами, имело такой вид действительности, что все этому путешествию поверили, разумеется, только на несколько часов; тогда же по справкам оказалось, что никакого путешествия не было и что рассказ Эдгара Поэ - газетная утка. Такая же сила воображения, или, точнее, соображения, выказывается в рассказах о потерянном письме, об убийстве, сделанном в Париже орангутангом, в рассказе о найденном кладе и проч.
- «Три рассказа Эдгара Поэ»

Из дневника:
А между тем, мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем! Не избили ли бы до тла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю? Нет-с, уверяю вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему, особенно по местам и даже может быть, очень сильная. О, без этого нельзя, это есть, но происходит это вовсе не от того, что он еврей, не из племенной, не из религиозной какой-нибудь ненависти, а происходит это от иных причин, в которых виноват уже не коренной народ, а сам еврей. - II. Pro и contra. Дневник писателя за 1877 год

"Есть деньги, стало быть, могу делать всё, что угодно; есть деньги - стало быть, не погибну и не пойду просить помощи, а не просить ни у кого помощи есть высшая свобода". А между тем это в сущности не свобода, а опять-таки рабство, рабство от денег. Напротив, самая высшая свобода - не копить и не обеспечивать себя деньгами, а "разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить". Если способен на то человек, если способен одолеть себя до такой степени, - то он ли после того не свободен?

В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему - IV. Русское решение вопроса. Дневник писателя за 1877 год

„Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..“

<...> Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. - Достоевский Ф. М. «Дневник писателя» 1877 год. Январь. Гл. 2. § 4

Короче, либералы наши, вместо того чтоб стать свободнее, связали себя либерализмом как веревками, а потому и я, пользуясь сим любопытным случаем, о подробностях либерализма моего умолчу. Но вообще скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться. - Достоевский Ф. М. «Дневник писателя». 1876 год. Январь. Гл. 1. Вместо предисловия. О большой и малой медведицах, о молитве великого Гете и вообще о дурных привычках

«Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и не вполне славянофил». <...> «И наконец, для третьих славянофильство, кроме этого объединения славян под началом России, означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его своё новое, здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации. Вот к этому-то отделу убежденных и верующих принадлежу и я» - Достоевский Ф. М. «Дневник писателя». 1877 год. Июль-август. Гл. 2. Признания славянофила

О Достоевском (По причинам цензуры не публикую высказывание Чубайса):
Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» - одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно.
- Зигмунд Фрейд. Достоевский и отцеубийство. - 1928.

А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. - Три речи в память Достоевского. 1881-1883.
- В. С. Соловьёв

…Достоевский, бичуя нас огненными змеями своего злого дарования, терпит и сам от своих зрелищ невыносимую пытку, восходит и сам на костер своих жертв. Мучитель и мученик, Иван Грозный русской литературы, он казнит нас лютой казнью своего слова и потом, как Иван Грозный, живой человеческий анчар, ропщет и молится, и зовет Христа, и Христос приходит к этому безумцу и мудрецу, к этому юродивому, и тогда он плачет кровавыми слезами и упоенно терзает себя своими веригами, своими каторжными цепями, которые наложили на него люди и которых он уже и сам не мог сбросить со своей измученной души. Вспомните его бледное, изможденное лицо, в чертах которого затаились больные страсти, эти горящие глаза, полные муки и мучительства, и вы еще более убедитесь, что в его собственной личности произошла та роковая встреча Христа с Великим инквизитором, о которой он рассказал в знаменитой легенде. В нем самом, в его бездонной душе боролись за него Бог и Диавол. Доброе и злое сплетались в нем так тесно, как ни у кого из людей. Он жаждал замирения, хотел тишины, он над Евангелием склонил головы убийцы и блудницы, плакал над тем страданием, которое он же вызвал из жизни и сгустил в ядовитый туман. Но, охваченный жалостью, он все-таки, однажды испытав страдание, возлюбил его изуверской любовью, не мог без него обходиться. Если бы оно исчезло из его внутреннего мира и мира внешнего, он был бы еще несчастнее, чем был, и он не знал бы, что делать с собою, о чем писать. Это, конечно, далеко от кротости; в этом - гордыня и зло. Христос не хотел крестной муки и молился, чтобы Его миновала горькая чаша. Достоевский об этом не просил; он знал какое-то сладострастие страдания и жадно припадал к гефсиманской чаше, извиваясь от боли. Торквемада, великий инквизитор собственной и чужой души, он исповедовал, что «человек до безумия любит страдание», что, «кроме счастья, человеку, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье». Он воплощает собою инквизиционное начало мира, тот внутренний ужас, который только и порождает все боли и терзания внешние. - Из книги: Силуэты русских писателей. Вып. 2. М., 1908.
- Юлий Айхенвальд

Неоспоримо и несомненно: Достоевский - гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и - противоположность её - мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою. - О «карамазовщине». 1913.
- Максим Горький

Вечером Ян и З.H. долго спорили о Толстом и Достоевском. Они спорили хорошо, давали друг другу говорить; Ян доказывал, что у Толстого такие-же глубины, как у Достоевского, и что он тоже всего касался. З.Н. утверждала, что Толстой гармоничен, а Достоевский нет и поэтому Достоевский сумел коснуться тех тёмных сторон человека, которых Толстой не касался, и привела пример шигалевщины. Ян говорил, что Толстой всегда думал о смерти, а Достоевский нигде не писал о ней. З.Н. возразила на это, что Достоевский как бы перешагнул смерть и думал о том, что дальше, пример: Зосима. Затем З.Н. доказывала, что Толстой, отрицая государство, не дал форму, тогда как Достоевский дал, сказав, что государство должно превратиться в церковь. Ян временами очень хорошо говорил, он возражал и на гармоничность Толстого, приводя в пример отношение его к половому вопросу (Дьявол, Крейцерова Соната и т. д.) - «Устами Буниных» Том II, 1921
- Иван Бунин

Многогранную личность Достоевского можно рассматривать с четырех сторон: как писателя, как невротика, как мыслителя-этика и как грешника. Как же разобраться в этой невольно смущающей нас сложности? - Достоевский и отцеубийство. 1928. (An der reichen Persönlichkeit Dostojewskis möchte man vier Fassaden unterscheiden: Den Dichter, den Neurotiker, den Ethiker und den Sünder. Wie soll man sich in der verwirrenden Komplikation zurechtfinden?)
- Зигмунд Фрейд

… Мысль Достоевского все время движется в линиях антиномизма, его положительные построения имеют рядом с собой острые и решительные отрицания, но такова уже сила и высота мысли его. - Из книги: История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, 1948.
- Василий Зеньковский