Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями. Каковы особенности общения с пожилыми людьми. Особенности человеческого общения

Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями. Каковы особенности общения с пожилыми людьми. Особенности человеческого общения

Общение с людьми – это трансляция сообщений или обмен данными, происходящий между индивидами посредством специфических инструментов коммуникации, таких как речь или жесты. Однако понятие общение с людьми намного шире и охватывает человеческие взаимоотношения, взаимодействие социальных групп и даже целых наций.

Общение людей друг с другом предназначено для установления контактов. Без общения не способна обойтись ни одна из сфер жизнедеятельности человека. Для результативности общения необходим постоянный поток информации в устной или письменной форме. Такой поток должен быть обоюдно направленным.

Психология общения с людьми

Умение грамотно общаться и компетентно выстраивать различные виды контактов между индивидами в современном мире просто необходимо. Ежедневно люди взаимодействуют между собой. В процессах межличностных взаимодействий некоторые индивиды воздействуют на других и наоборот.

С позиции психологической науки, общение с другими людьми будет благополучным и эффективным только при совпадении интересов. Для комфортного взаимодействия необходимо, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Даже абсолютно необщительный человек, если затронуть интересующую его тему, разговорится.

Для результативности и комфортности беседы необходимо научиться понимать своего партнера по коммуникации, предвосхищать его возможные реакции на конкретные высказывания. С этой целью ниже приведено несколько нехитрых приемов успешности коммуникационного взаимодействия между людьми.

Существует такой известный прием, который называется эффектом Франклина, по имени известного американского политического лидера, который обладал немалыми талантами и был незаурядной личностью. Для того чтобы добиться доверия индивида, с которым не смог найти общего языка и который к нему не очень хорошо относился, Франклин одолжил у этого человека книгу. После этого случая отношения стали у них носить дружественный характер. Смысл данного поведения лежит в следующем: считает, что раз у него что-то попросили, то в следующий раз человек, которому он помог, в случае необходимости сам откликнется на его просьбу. Другими словами индивид, попросивший об услуге, становится выгодным для человека, оказавшего услугу.

Следующий прием носит название «дверью непосредственно в лоб» Если что-то требуется от собеседника, то следует попросить у него больше надобного. Если вы получите отказ, то при следующей встрече можно смело его попросить еще раз. Ведь человек, который проигнорировал вашу просьбу, будет испытывать угрызения совести и в следующий раз вряд ли откажет, услышав более разумное предложение.

Значительно повышает коммуникативное взаимодействие автоматический повтор движений и положения тела собеседника. Это связано с тем, что человеку присуще симпатизировать людям, которые хотя бы немного похожи на него.

Для создания дружественной атмосферы во время разговора следует непременно называть собеседника по имени. А для того чтобы партнер по коммуникации почувствовал к собеседнику симпатию, нужно во время беседы называть его своим другом.

Эффективное общение с разными людьми не подразумевает под собой указывание индивиду на его личностные дефекты. В противном случае можно только превратить человека из своего единомышленника в недоброжелателя. Даже если вы абсолютно не согласны с его точкой зрения, нужно попытаться все-таки найти точки соприкосновения и при следующей реплике начать предложение с выражения согласия.

Практически все личности желают быть выслушанными и услышанными, вследствие чего, нужно их расположить к себе во время беседы, применив с этой целью рефлективное слушание. То есть необходимо в процессе коммуникаций перефразировать периодически сообщения собеседника. Этим вы выстроите дружеские отношения. Более эффективным будет услышанную реплику трансформировать в вопросительное предложение.

Правила общения с людьми

Общение с другими людьми считается одной из важнейших составляющих успешности жизни. Для того чтобы коммуникативное взаимодействие было более результативным, разработано ряд простых правил, соблюдение которых сделает общение с людьми комфортным, эффективным и действенным.

При любой беседе нужно помнить, что ключом к ее результативности является внимание к партнеру по коммуникации. Именно от начала разговора, поддержания его в заданном тоне и гармоничного завершения зависит, достигнет ли говорящий поставленной задачи или нет. Человек, который делает вид, что слушает, а в реальности только озабочен собственной персоной и невпопад вставляет реплики или отвечает на вопросы, заведомо производит невыгодное впечатление на собеседника.

Люди далеко не всегда могут сразу и четко оформить свои мысли. Поэтому, если вы заметили в речи говорящего какие-либо оговорки, неверно произнесенное слово или фразу, то правильнее будет не акцентировать на них внимание. Этим вы предоставите собеседнику возможность почувствовать себя более непринужденно с вами.

Общение людей друг с другом будет неэффективным, если беседа будет окрашена пренебрежением. Так, например, фраза по типу: «я проходил мимо и решил заглянуть к тебе ненадолго» часто скрывает под собой безразличие или даже высокомерие.

Так как эффективное общение с людьми предполагает соблюдение определенного ритма речи, следует не перебарщивать с монологами. Не следует забывать, что каждой личности присущи сугубо индивидуальные характеристики речи и мыслительной деятельности, поэтому в разговоре необходимо периодически использовать небольшие паузы.

Проблемы в общении с людьми также зависят и от несхожести стилей коммуникационного взаимодействия сильной и слабой половины человечества. Половые различия между людьми проявляются в смыслах их реплик, форме используемых невербальных средств, таких как мимика, жесты и др. Женская речь характеризуется частыми извинениями и вопросами в конце реплик, неумением принимать комплименты без возражений, явной эмоциональной выразительностью, естественностью, использованием намеков или косвенных высказываний, употреблением восклицательных предложений и междометий, более грамотной структурой речи, широким диапазоном тонов и резкой их сменой, высоким голосом и выделением ключевых фраз, постоянной улыбкой и сопутствующими движениями.

Вопреки существующему распространенному мнению, мужская половина человечества говорит больше женщин. Они склонны чаще перебивать собеседника, более категоричны, стараются контролировать тематику диалога, чаще используют абстрактные существительные. Мужские предложения более короткие в сравнении с женскими. Мужчины чаще употребляют существительные конкретного характера и прилагательные, а женщины – глаголы.

Основные правила общения с людьми :

  • в процессе коммуникативного взаимодействия следует относиться к индивидам так, чтобы они могли почувствовать себя умными, интересными собеседниками и очаровательными людьми;
  • любую беседу следует вести не отвлекаясь; собеседник должен чувствовать, что его партнеру по коммуникации интересно, поэтому нужно снижать интонацию в конце реплики, кивать головой в ходе коммуникации;
  • перед тем, как ответить собеседнику, следует выдержать паузу в несколько секунд;
  • беседу нужно сопровождать искренней улыбкой; фальшивую, неискреннюю улыбку люди моментально распознают, и вы потеряете расположение к себе собеседника;
  • нужно помнить, что люди, уверенные в себе и в том, что говорят, вызывают безусловную симпатию в сравнении с неуверенными в себе индивидами.

Искусство общения с людьми

Так случается, что на жизненной дороге встречаются самые разнообразные индивиды – с одними из них легко и приятно общаться, а с другими, наоборот, довольно сложно и неприятно. А так как общение охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей, то научиться владеть искусством коммуникативного взаимодействия – это необходимость реалий современной жизни.

Человек, в совершенстве владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выделяется среди остальных индивидов, причем такие отличия относятся только к положительным сторонам. Таким людям намного проще устроиться на высокооплачиваемую работу, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице вверх, легче вписываются в коллектив, заводят новые контакты и хороших друзей.

Общение с незнакомыми людьми не следует начинать сразу с серьезных и важных тем. Лучше начать с нейтральной темы, постепенно переходя на более важные вещи, не испытывая неловкости.

Также не рекомендуется говорить о денежных трудностях, проблемах в семейных делах или здоровье. Вообще, общение с незнакомыми людьми не предполагает использование тем личного характера. Не стоит также говорить и о плохих новостях. Так как есть вероятность того, что собеседника такая тема может насторожить, вследствие чего он найдет причину для уклонения от беседы. Не нужно обсуждать внешний вид общих знакомых в процессе разговора. Сплетни не повысят вашу привлекательность в глазах окружающих.

Категоричность в беседе также не приветствуется. Она только оттолкнет от вас собеседников. Не рекомендуется что-либо упрямо утверждать или отрицать. Ведь индивид, готовый отстаивать свою правоту в бурных спорах, даже если он и уверен в ней на сто процентов, будет совершенно не интересен как партнер по коммуникациям. Люди, вероятнее всего, будут стремиться избегать любого взаимодействия с таким человеком.

Если в процессе коммуникации завязался спор, то не следует повышать тон, отстаивая свою точку зрения или приводя аргументы. Всегда лучше стараться не доводить общение с разными людьми до спорных или конфликтных ситуаций. Начиная разговор, нужно помнить, что наибольшее уважение вызовет собеседник, который умеет лаконично и отчетливо доносить собственную мысль.

Искусство общения с людьми заключается в следующем:

→ не следует спрашивать о способах лечения или о том, как правильно составлять исковые заявления у врача или юриста, которые случайно находятся в гостях; для получения ответов на волнующие вас вопросы есть служебное время;

→ когда завязалась беседа и один из ее участников рассказывает историю или сообщает информацию, которая относится к теме разговора, то невежливо периодически поглядывать на часы, смотреть в зеркала либо искать что-то в сумке, карманах; таким поведением вы можете сбить с мысли собеседника и покажите ему, что его речь вам наскучила, т.е. просто оскорбите его;

→ общение с неприятным человеком подразумевает под собой, в первую очередь, осознанность; она нужна для того чтобы не попадать в плен собственных эмоций при каждом случае намеренной или неосознанной провокации;

→ необходимо стараться выработать в себе способность отстранятся от сложившейся ситуации, и смотреть на нее как бы со стороны, эмоционально не вовлекаясь при этом в ссоры, конфликты или другие нежелательные действия.

Если человек, с которым приходится общаться, вам неприятен, то нужно постараться понять, что же в нем вас раздражает и вызывает неприязнь. Так устроена психология субъектов, что человек может являться для другого зеркалом. Обычно, люди замечают в других такие недостатки, которые присутствуют в них самих. Поэтому, если вы обратили внимание на то, что в человеке вас что-то раздражает, то следует обратить внимание, прежде всего на себя. Может быть, в вас также присутствуют эти дефекты? После такого анализа раздражающий вас индивид перестанет раздражать.

Не стоит также забывать, что не существует на сто процентов негативных личностей или полностью положительных. В каждом человеке уживается плохое и хорошее. Довольно часто агрессивные действия или вызывающее поведение людей свидетельствует о наличии у них внутренних проблем, конфликтов. Некоторые индивиды просто не умеют по-другому себя вести, ведь такая модель поведения была заложена в них еще в семье. Поэтому злиться на них – это глупое и бесполезное занятие, которое только отнимет силы и нарушит душевную гармонию.

Общение с неприятным человеком нужно воспринимать как своеобразный урок, каждую неприятную личность, встречающуюся на пути – как учителя. А общение с хорошим человеком и приятным собеседником повысит настроение, поможет снять напряжение, улучшит эмоциональный настрой на оставшийся день. Вообще, из любого общения можно вынести знания и опыт, если перестать чрезмерно эмоционально в него вникать.

Общение с пожилыми людьми

Потребность общения с людьми особенно проявляется в пожилом возрасте, когда дети и внуки покинули родные пенаты, любимая работа осталась позади, а впереди только просмотр мыльных опер в промежутках между приездами родни.

Старение порождает у пожилых индивидов ухудшение общего самочувствия, вследствие чего у них может понижаться самооценка и усиливаться чувство собственной малоценности, недовольства собой. Пожилой индивид испытывает «кризис идентичности». Для него характерно ощущение отставания от жизни, снижение умения радоваться жизни полноценно. Вследствие этого может появиться стремление к затворничеству, пессимизм и . В таких случаях незаменимо будет общение с хорошим человеком, а лучше родной душой.

У пожилых личностей одной из причин искаженности коммуникативного взаимодействия являются сложности с восприятием и осмыслением полученных данных, их обостренная восприимчивость к поведению по отношению к ним партнера по коммуникации, пониженный слух. Эти особенности, и возникающие вследствие них проблемы в общении с людьми пожилого возраста обязательно нужно учитывать.

Для избегания недопонимания в общении с пожилыми людьми, рекомендуется побеспокоиться о том, чтобы быть правильно услышанным и понятым.

Общение с пожилыми людьми должно исключить навязывание собственных взглядов и советов людям преклонного возраста, которое только вызовет отрицательное отношение с их стороны. Они воспримут это как посягательство на собственную свободу, личное пространство и независимость. Вообще любое навязывание собственной позиции приведет только к резкому сопротивлению со стороны собеседника, вследствие чего пострадает эффективность коммуникативного взаимодействия.

Для избегания конфликтных ситуаций при межличностном общении с пожилыми людьми, следует придерживаться следующих правил поведения: не использовать конфликтогены и не отвечать ими на конфликтоген. Конфликтогены – это слова, словосочетания, позиция или действия, проявление превосходства, провоцирующие возникновение негативной или конфликтной ситуации. К ним относят приказы, неконструктивную критику, насмешки, издевки, саркастические реплики, категоричные предложения и т.д.

Страх общения с людьми

Потребность общения с людьми есть у каждого индивида практически с первых дней жизни. Однако у некоторых личностей, вследствие неверного семейного воспитания, постоянных ограничений, гипертрофированной зависимости, различных жизненных ситуаций, завышенной или, наоборот, заниженной самооценки, присутствует страх общения с людьми. У некоторых такой страх проявляется только при взаимодействии с незнакомыми людьми, у других – со всеми без исключения.

Страх общения с людьми считается наиболее часто встречаемым видом страха, который мешает полноценной жизни и самореализации. Данный вид страха присутствует у множества людей. Часто он вызван необходимостью вторгаться при беседе в личное пространство собеседника. Так как каждый человек имеет собственную дистанцию для коммуникативного взаимодействия, то когда другой человек вторгается в его личное пространство, у партнера возникает невидимый барьер, препятствующий зарождению общения.

Страх перед коммуникативным взаимодействием ведет к замкнутости, которая усугубляет нелюдимость, необщительность и отчужденность индивида. Вследствие чего у человека меняется отношение к окружающему социуму. Он начинает считать, что его не понимают, недостаточно ценят и уделяют внимания.

Можно выделить несколько приемов, которые помогают бороться со страхом общения с людьми. Первое, что нужно сделать для победы над страхом общения с людьми – это понять причину возникновения боязни. Для эффективности коммуникативного взаимодействия и повышения уверенности нужно стараться расширить собственный кругозор, научиться расставлять приоритеты.

Побороть страх перед общением с людьми помогает . Поэтому нужно вспомнить и записать все свои победы, достижения, результаты, постепенно дополняя новыми, ежедневно перечитывая их.

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности в общении. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек испытывает в процессе взаимодействия с другим. Среди всего многообразия потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (Μ. Е. Литвак). Кроме того, важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении.

Доминантный собеседник. Он настроен непременно повлиять: если силен физически – вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, по не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его "силовые приемы", иначе может быть ссора.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение от других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным.

Ригидный собеседник. Ригидность – личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все "по полочкам". Если собеседник ригиден, наберитесь долготерпения, чтобы выслушать его внимательно.

Экстраверт. Экстраверсия – ориентация личности на мир внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если беседа носит благополучный характер, то он строит диалог таким образом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сглаживать с помощью беззлобной иронии.

Интроверт. Интроверсия – ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость ("им все равно меня не понять"). Он весь в себе, не любит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы творческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и всякой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.

Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которые приносит новые впечатления. Восприятие человека нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизмененные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают.

Позитивным фактором общения является принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

Выводы

  • 1. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
  • 2. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Основные функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, "межличностная", внутриличностная.
  • 3. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды: по контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным или массовым, ролевым и личностным; по времени контакта кратковременным или длительным; по уровню передачи информации вербальным и невербальным.
  • 4. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу. Выделяют следующие уровни общения: фатический (простой обмен репликами), информационный (обмен содержательной информацией), личностный (духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя).
  • 5. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.
  • 6. Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека. Общительность – качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
  • 7. Среди многообразия потребностей человека от самого процесса общения можно выделить потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени. Важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении: доминантность или недоминантпость, мобильность или ригидность, экстравертность или интровертность.

В чем особенности межличностного общения? Есть ли разница в общении между людьми разных возрастов? Почему мы по-разному реагируем, общаясь с людьми в разных группах?

Тема: Человек среди людей

Урок: Общение с людьми разных возрастов

В общении проходит вся человеческая жизнь.

Рис. 1. Современное общение

Люди разговаривают, переписываются, отправляют друг другу смс или общаются через интернет - это те возможности общения, которые предоставила человеку современная цивилизация.

Легче всего наладить систему взаимоотношений друг с другом, людям одного возраста, потому что они растут вместе со временем. Общий язык такие люди находят наиболее просто: у них одни интересы, одни и те же любимые фильмы, им есть о чем поговорить.

Рис. 2. Перетягивание каната ()

В обыденной жизни так не бывает, чтобы люди всегда общались только со своими сверстниками. Каждый в своей жизни постоянно коммуницирует с людьми старшего или младшего возраста. Люди должны находить общий язык и интересы друг с другом.

Человеку надо выстроить определенную градацию взглядов. Общаясь со старшими, подростки должны делать скидку на то, что они воспринимают мир немного по-другому, оценивать какие-то события или факты из жизни, например то, как другие одеваются. Одежда 13-летних подростков для людей старшего возраста может казаться не совсем приличной. Тем не менее, люди должны находить возможности для контакта. Это возможно, если каждый из нас оценивает другого исходя из того, что примеряет его положение к себе.

Дети младшего возраста могут казаться несносными, но редко когда человек может признать себе, что в юном возрасте он, возможно, был почти таким же. Потому для нормального общения нужно всегда пытаться поставить себя на место собеседника. После того как человек выстроит правильную систему общения, даже младшие по возрасту его знакомые станут для него интересны, как и одногодки.

Рис. 3. Внуки с бабушкой и дедушкой ()

Другая ситуация с людьми постарше. Люди старшего возраста любят давать советы. Совет - это двоякая вещь: с одной стороны он не даст тебе сделать какую-то ошибку, уйти от сложной жизненной ситуации, с другой стороны совет поучает, заставляет, требует делать то, что ты не хотел, а то, что от тебя хотели, что тебе предлагают сделать. Это в некоторой степени насилие над собой. С взрослыми существует еще одна проблема: их младшее поколение воспринимает как многое повидавших и опытных собеседников, инстинктивно в чем-то подчиняется таким людям. Но очень важно помнить то, что это такие же люди, как и все остальные. Это касается и родителей, они тоже взрослели вместе со своими детьми, хотя и дали им жизнь. Их родительский опыт равен возрасту их детей. Сложно перестроиться с обычного человека на того, кто отвечает за жизнь другого. Нужно помнить, что люди старшего возраста такие же как все, и часто хотят просто, чтобы их благодарили, помнили, что их забота о других не забыта.

Самый лучший способ общаться с другими людьми - это умение их слушать, пропускать через себя частицу сказанного, тогда радость общения станет для каждого человека частью повседневной жизни.

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М. и др. Обществознание 7 - М.: Баласс.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 - М.: Мнемозина.

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

3. БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ().

1. Подумайте, на какие темы вы бы могли поговорить с людьми пожилого возраста, запишите их.

2. Напишите небольшое сообщение на тему «Проблемы общения современной молодежи и людей старшего возраста».

3. Вспомните и запишите несколько советов, которые давали вам ваши родственники.

4. *По вопросу №3 составьте таблицу (не меньше 5 советов), проведите исследование на предмет полезности или вредности данных советов. Сделайте собственные выводы из этого.

Человек общается со всеми людьми, которые его окружают. Лишь на улице можно пройти мимо незнакомца и даже не обратить на него внимания. Однако если человек знаком с конкретным , тогда у него возникает намерение к нему обратиться, чтобы сказать простое «привет». Выделяют особенности общения человека с детьми, сверстниками и более взрослыми людьми.

Человек меняется в своем , в зависимости от ситуации, эмоционального состояния, того, с кем он общается. Нередко возникают конфликты на почве того, что человек общается не так, как это принято с теми или иными людьми. Вот почему следует разобраться в особенностях общения с различными категориями людей на сайте психологической помощи сайт.

Что такое особенности общения?

Под особенностями общения понимаются определенные правила или закономерности, которые возникают в том или ином диалоге. Человек общается со сверстниками не так, как с детьми, а взрослым может рассказывать не то, что своим сверстникам. Здесь играют роль множество факторов, одним из которых является доверие. В зависимости от того, насколько человек доверяет своему собеседнику, он перед ним в той или иной мере открывается, использует тот или иной стиль речи.

Общение возникает в результате возникновения намерения что-то рассказать другому человеку. А это намерение базируется на полученной информации, эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях.

Самый лучший собеседник – тот, который молчит. Считается, что молчаливый человек является самым лучшим собеседником. Действительно ли это так? Действительно, но не на все 100%. Следует понимать, для кого-то молчаливый собеседник станет лучшим. Раз ему нужно молчать, чтобы стать лучшим, значит, его собеседником является тот, который любит поговорить. Человек, который любит поговорить и послушать самого себя (эти люди довольно часто считают свою жизнь очень ценной и важной, а также они считают себя очень умными и всегда правыми), будет считать своим лучшим собеседником того, кто рядом с ним молчит и внимательно его слушает. И поскольку есть люди, которые считают себя умными и ценными даже тогда, когда нет на то реальных подтверждений, то молчать в их присутствии является самым хорошим вариантом им понравиться.

Следует понимать, что не со всеми людьми подходит молчание. Если человек понимает, что он не всегда является правым и он не настолько важная личность, чтобы «распускать перья» перед другими людьми, тогда его идеальным собеседником станет тот, кто будет с ним разговаривать.

По большому счету можно выделить три группы людей:

  1. Разговорчивые.
  2. Молчаливые.
  3. Говорящие и молчащие в меру.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, какой вы человек в общении. Разговорчивые люди всегда легко сходятся с молчащими, а говорящие и молчащие в меру — с такими же говорящими и молчащими в меру. Если встречаются два молчаливых или два разговорчивых человека, то у них часто случаются непонятки и ссоры.

В зависимости от того, какая самооценка у человека, он считает своим лучшим собеседником того, кто эту самооценку поддерживает и дополняет. Собеседник с (то есть «важная личность») будет искать себе молчаливых слушателей. Человек с нормальной самооценкой будет искать человека, который будет попеременно слушать его и что-то говорить от себя. А человек с заниженной самооценкой («молчун») будет искать себе «говоруна», то есть мнящего себя значимой личностью. Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, каким вы являетесь собеседником.

Особенности общения со сверстниками

Важную роль общение со сверстниками занимает при переходном возрасте. Когда ребенок становится , у него меняется направленность общения. Он теперь больше тяготит к дружескому и товарищескому общению, нежели к детско-родительскому.

Подросток в своем возрасте сталкивается с двумя формами общения: со взрослыми и со сверстниками.

  1. Со взрослыми при общении возникает неравноправие. Взрослые требуют их слушаться и редко прислушиваются к мнению подростка.
  2. Со сверстниками подросток держится на равных. В его возрасте становятся актуальными желание показать себя, стать частью группы, развивать свою индивидуальность и становиться самостоятельной личностью.

Поскольку взрослые держат себя выше подростка, он больше тяготеет к ровесникам, с которыми он может общаться так, как того хочет. Здесь еще наблюдается тенденция к групповому общению, где есть лидер и все остальные. Лидера все уважают и даже в некоторой степени боятся. Однако на него пытаются быть похожими и даже мечтают свергнуть его, чтобы занять его место.

Подростки не общаются со взрослыми. Все свои тайны и секреты они начинают доверять друзьям. Это тоже связано с тем, что только со сверстниками подросток может пообщаться на равных, получить поддержку и пр.

У подростков часто можно наблюдать сленг, жаргонные фразы, особые жесты и мимику. Это все является следствием подражания той группе, к которой подросток старается принадлежать.

Особенности общения со взрослыми людьми

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Его окружают только взрослые люди, даже если этими людьми являются другие дети более старшего возраста. Именно взрослые рассказывают, что детей окружает, как это называется и зачем это нужно. В первые годы жизни дети познают мир только через то, что они слышат от взрослых людей. Здесь дети занимают подчиняющуюся роль и верят каждому слову родителей.

Уже в подростковом возрасте все немного меняется. Взрослые люди продолжают быть авторитетными, однако подросток уже сам ощущает себя взрослой личностью, которой пытается стать. Именно с этого возраста начнется постепенный переход от обращения на «вы» к взрослым на «ты».

Молодежь подражает взрослым людям. И если молодые люди (в том числе и подростки) видят, что взрослые отличаются от детей тем, что они зарабатывают деньги, работают, трудятся, тогда и сама молодежь начнет трудиться. Если молодые люди будут видеть разницу между детьми и взрослыми в том, что более старшие индивиды пьют и курят, тогда и они начнут пить и курить. Если молодые люди видят несерьезное отношение взрослых к жизни, тогда и они начнут безответственно себя вести.

Молодежь подражает взрослым людям. Почему? Потому что с самого детства человек старается стать самостоятельным, взрослым и независимым. Обратите внимание, как дети надевают одежду своих пап и мам, играют в игры, где они бухгалтера, учителя или шахтеры. Дети хотят стать взрослыми, поскольку именно взрослые люди являются олицетворением власти, независимости и свободы. Молодые люди находятся на рубеже своего взросления и отказа от детства. И в зависимости от того, что молодые люди наблюдают в поведении взрослых людей, они делают то же самое.

«Почему мой ребенок курит?» — возможно, в вашем окружении (или даже в семье) кто-то курит, а ваш ребенок копирует поведение этого человека. «Мой ребенок ругается. Что делать?» — возможно, вы сами ругаетесь, и ребенок просто копирует ваше поведение. Следует понимать, что молодые люди создают себе кумиров из взрослых людей. Им кто-то нравится, и они начинают копировать поведение этого человека. Зачастую дети копируют поведение своих родителей. Поэтому если вы пьете, курите, безответственно относитесь к жизни, то и ваш ребенок может начать вести себя точно так же. Но бывает и так, что ребенок копирует поведение других людей, не похожих на их родителей. В любом случае примером для подражания становятся взрослые люди!

Это подводит к одной важной мысли: если вы хотите, чтобы молодежь стала более ответственной, успешной и счастливой, необходимо начать с себя. Дети копируют вас! И если вы безответственны, неуспешны и несчастливы, то не нужно ждать чуда, что молодежь пойдет по другим стопам. Вы – взрослые люди – должны подавать пример молодым в том, какими они должны быть. И это должны быть не слова, а ваши реальные поступки. Подрастающее поколение верит не словам, а вашим действиям. Поэтому они будут копировать ваше поведение, абсолютно игнорируя лживые слова (если вы говорите одно, а делаете другое). Причем молодежь точно так же начнет врать другим людям, как это делаете вы: будет говорить одно и делать другое. Вы – пример для подражания. Что делаете вы, то будут делать и молодые люди.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте ребенок постепенно понимает, что его мир крутится не только вокруг мамы и папы, но и вокруг других детей. Он начинает общаться с детьми, которые не являются его братьями и сестрами. Это очень важно для отработки первых социальных навыков общения.

Здесь родителям нужно помогать ребенку правильно общаться с окружающими людьми любого возраста. Если у ребенка возникают конфликты с другими детьми, тогда нужно понять проблему и подсказать, что можно сделать в такой ситуации. Именно в данном возрасте малыш отрабатывает свои первые и базовые коммуникативные навыки.

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через : мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

В каждой культуре есть свой язык, правила грамматики, особенности национального общения. В одной стране может быть нормально в прямом смысле слова отвечать на вопрос «Как твои дела?», а в другой стране данный вопрос будет заменять обычное приветствие, поэтому на него не нужно отвечать длинно. В одной стране будет нормально подавать руку женщине, чтобы с ней поздороваться, а в другой нет.

В каждой культуре есть свои правила, законы, этикет и прочие составляющие коммуникации. Человек с самого рождения будет усваивать те нормы, которые приняты в его среде. Однако если он попадет в другую страну, то своими культурными жестами может кого-то оскорбить, если не будет знать, как на это реагируют люди другой национальности.

Итог

Общение – самый главный и распространенный способ взаимодействия между людьми различного возраста и национальности. Чтобы изъясниться, люди используются различные механизмы, которые им известны. Культуре речи человек обучается с самого рождения у взрослых, затем отрабатывает свои навыки со сверстниками, а затем уже и сам становится родителем, который обучает детей речи и ее правилам.

Понятие общения в психологии изучается достаточно подробно. Это не что иное, как форма деятельности, которая осуществляется между людьми на правах равных партнеров, которая приводит к тому, что возникает психологический контакт. Это многоплановый и сложный процесс установления, а потом и развития связей и контактов между разными людьми. Не каждый способен освоить премудрости правильного общения. Но любой человек всегда хочет достигать взаимопонимания с окружающими на работе, в семье, с друзьями или просто знакомыми.

Психология общения с людьми изучает его, как осознанный процесс, который выражается в вербальных или речевых актах, а также в мимике, и невербальных актах (взглядах). Главные аспекты, которые рассматривает с людьми - это цель, средства и содержание.

Цель общения подразумевает ответ на вопрос, почему вообще люди общаются между собой. Они делают это, чтобы удовлетворить свои познавательные или социальные, творческие или культурно-эстетические, а также прочие человеческие потребности.

Теперь о содержании общения. Имеется в виду та информация, которую передают друг другу люди. Она может передавать сведения, допустим, о внутреннем состоянии человека или быть эмоционально абсолютно нейтральной. А - это своеобразный способ передачи всей этой информации. Происходит данный процесс при помощи речи, технических средств, письменности, органов чувств и так далее. Все вышеперечисленное является азбукой такой науки, как психология общения с людьми. А вот овладеть этим искусством не так-то просто - придется потрудиться.

Для того чтобы говорить о себе, как о человеке который умеет общаться, необходимо сначала научиться слушать, а главное, понимать того человека, который с вами говорит. Кроме того, искусство общения требует от людей умения грамотно и четко излагать свои мысли, учитывая при этом стиль речи во время обмена информацией. Категорически нельзя поддаваться эмоциям. Ведь человек, который не может себя контролировать, априори не умеет общаться.

Обратите внимание, что психология общения с людьми рассматривает разные ситуации, которые могут возникнуть у вас в процессе взаимодействия с тем или иным человеком. Важно учитывать статус и возраст собеседника. Ведь с нельзя общаться так же, как со своими ровесниками, необходимо использовать другие приемы, искать другой подход. В любом случае, психология общения с людьми подразумевает эмпатию, то есть способность понимать состояние и чувства другого человека. Именно поэтому, общаясь с пожилыми людьми, действительно нужно учитывать их эмоциональное состояние, которые обычно бывает связано с переживанием одиночества, изменениями в физическом их состоянии, беспокойством.

Психология и этика - это то, о чем должны знать все целеустремленные, уверенные в себе люди, которые хотят добиться успехов в разных сферах жизни. Если вы умеете общаться и знаете различные техники и приемы, то получить новую должность или заключить выгодный контракт по работе не составит для вас никакого труда. Ведь если правильно воспользоваться психологией и этикой делового общения, то дела сразу же пойдут в гору. Во время собеседования на работу вам могут значительно помочь добиться положительного результата умение владеть своими движениями и речью.

Знание основ психологии общения с людьми, вы сможете защитить себя от влияния манипуляторов. Это люди, которые умеют с помощью различных приемов и хитростей использовать окружающих в качестве инструмента для достижения своих целей. Таким экземплярам необходимо научиться давать изящный и грамотный отпор. Поэтому психологию общения стоит изучать людям всех возрастов и социальных слоев. Только так можно добиться больших успехов без особых усилий.