Понятие об анализаторах. Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств Анализаторы человека презентация

Понятие об анализаторах. Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств Анализаторы человека презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Органы чувств Анализаторы Курта Оксана Викторовна, Учитель биологии МБОУ СОШ № 189 города Новосибирска

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей - шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые усиливаются слуховыми рецепторами. В любом случае, анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов - чувствительных нервных окончаний, или более сложных образований, реагирующих на физические или химические показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.

4 слайд

Описание слайда:

Анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу - электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах - формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности(только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

8 слайд

Описание слайда:

Восприятие - Процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия представлен весь предмет.

9 слайд

Описание слайда:

Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения - зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Значение зрения Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и его место в пространстве, следить за перемещением, определять яркость красок. Более 95% информации человек получает с помощью зрения. Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах - парных углублениях в черепе. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Зрительный анализатор Периферическая часть анализатора - орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных органов: веки, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек. Наружная - белочная оболочка (склера) в передней части глаза прозрачная, этот ее участок называется роговицей.

14 слайд

Описание слайда:

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры. В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.

15 слайд

Описание слайда:

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

16 слайд

Описание слайда:

Анализаторы. Органы чувств. Что Вы видите на слайде? Перед Вами – иллюзия или ложное восприятие. Какими бывают иллюзии? Как организм получает достоверное представление об окружающей действительности? Чем иллюзия отличается от галлюцинации? (стр.243) в учебнике, работы № 186,187 в рабочей тетради

17 слайд

Описание слайда:

Колбочки в сетчатке делятся на три группы, одни возбуждаются красным светом, вторые - зеленым, третьи - синим. Если не работает какая-то группа колбочек, развиваются заболевания, при которых человек аномально различает какие – то цвета. Протанопия – аномальное восприятие красного цвета; Дейтеранопия – аномальное восприятие зеленого цвета; Тританопия – аномальное восприятие синего цвета; Зрительный анализатор

18 слайд

Описание слайда:

Как и зрение, слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившись в раннем детстве слуха, люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через неё - жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражения рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируется в слуховые ощущения. Орган слуха

19 слайд

Описание слайда:

Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом. Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимо перпендикулярных направлениях. Это соответствует трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве. Орган равновесия

20 слайд

Описание слайда:

В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения - вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием - порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой находятся вкусовые рецепторы. Кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка - кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка - на горькое. В определение вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют также обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы. Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи. Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной. Орган вкуса

«Ухудшение зрения» - Быстро моргать в течение 1-2 минут. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Ухудшение зрения. Повторить 6 раз. 1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Психиатрофигиологический фундамент ухудшения зрения. Как долгое время просидеть за компьютером, не ухудшая зрение. Гимнастика для глаз.

«Глаз» - Как видит глаз? Состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глаза - окно в окружающий мир. Оптическая система глаза: Светопреломляющий аппарат (роговица – радужная оболочка – хрусталик – стекловидное тело). Вспомогательный аппарат глаза: Мышцы глазного яблока Брови, веки с ресницами Слезный аппарат.

«Лучше один раз увидеть» - Куда хочу, туда и ворочу. Глазам своим не верю! Какой орган дает больше всего информации? Сетчатка. Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая МЕРЕЩИТСЯ. Всегда ли мозг верно обрабатывает полученную информацию? Особенности строения Сетчатки Хрусталика Дефекты. Сердце. Доверяй, но проверяй!

«Иллюзии» - Сколько человек ты видишь на картине? Отсюда и название иллюзии. или Обман зрения. Тебе кажется что по рисунку идет волна? Иллюзия резинового карандаша. Есть мерцание и вращение? Все представленные здесь картинки абсолютно статичны. Иллюзия Цёльнера (1860). Чёрные. Оптические иллюзии. Иллюзия “Стена кафе”.

«Оптические системы» - 11. Специализация «Проектирование оптических систем». Специализация «Компьютерная оптика». 3. 13. 7. Фотоаппараты. 16. 12. 8. Направление и специальность. 5. 10. Специальность и специализация. 15. Телескопы. Глаз и зрение.

«Зрительный анализатор» - Как называются три оболочки глазного яблока? Повторение. Какая структура меняет диаметр зрачка? То, что обычно называют органом чувств, является периферической частью анализатора. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек. Чем характеризуется врожденная дальнозоркость? Максимальное количество палочек находится на периферии глаза.

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

Анализаторы и органы чувств человека

Выполнила учитель биологии

Благовещенск


Анализаторы. Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы


Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения - зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.


Анализаторами называются сложные нервные механизмы, посредством которых нервная система получает раздражения из внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений



Анализатор состоит

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Обязательным условием нормального функционирования анализатора является целостность каждого из его трех отделов


Периферический отдел представлен рецепторами -чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. Рецепторы бывают наружные, расположенные на поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние, которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды организма


Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.)


Центральный отдел анализатора - это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение


Виды анализаторов

Анализатор

Периферический отдел

Зрительный

Проводниковый отдел

Рецепторы сетчатки глаза

Слуховой

Центральный

Вестибулярный

Зрительный нерв

Рецепторы кортиева органа

отдел

Рецепторы полукружных каналов

Сенсомоторный:

Слуховой нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный и слуховой нервы

  • чувствительный

Осязательные рецепторы кожи

2. двигательный

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Спино-таламический путь: нервы кожной чувствительности

Обонятельный

Проприорецепторы мышц и суставов

Обонятельные рецепторы в носовой полости

Сомасенсорная зона в задней центральной извилине КБП

Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата

Вкусовой

Висцеральный (внутренней среды)

Вкусовые рецепторы ротовой полости

Зона в передней центральной извилине КБП

Обонятельный нерв

Ядра в височной доле КБП

Лицевой, языкоглоточный нерв

Рецепторы внутренних органов

Зона в теменной доле КБП

Блуждающий, чревный, тазовый нервы

Лимбическая и сенсомоторная зоны КБП

Класс: 8

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения»
И.М. Сеченов

Класс: 8.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебного занятия: урок-презентация.

Цели урока:

  • образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
  • развивающие : обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитательные : формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, презентация, таблицы «Орган зрения», «Слуховой анализатор», раздаточный материал (приложение 1-3), инструкция к практической работе (слайд 5).

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Решение мотивационной проблемы (практическая работа, презентация)
  5. Рефлексивно-оценочный этап (письменная работа по вариантам).
  6. Домашнее задание:
    • повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетрадях;
    • ворческое задание: составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата» (по желанию).
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент .

(проверяется готовность уч-ся к учебной деятельности)

II. Актуализация знаний .

Учитель: на протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» (слайд 2)

А помогут вспомнить эту тему загадки: (слайд 3)

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
  • Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)
  • Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)
  • Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)
  • Между двух светил я – один (нос)
  • Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучали органы чувств и анализаторы. Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме (учащиеся кратко говорят об известных фактах по теме; спросить 5-6 учащихся).

III. Мотивация .

Учитель: как вы считаете, что же предстоит нам узнать об анализаторах на сегодняшнем уроке?

(уч-ся дают предположительные ответы)

А как вы думаете, взаимодействуют ли анализаторы друг с другом и могут ли взаимозаменяться?

Сообщается тема урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость» (слайд 4)

IV. Решение мотивационной проблемы .

Учитель: проведем небольшое исследование (слайд 5)

Цель : выявить необходимость взаимодействия анализаторов для формирования целостного представления об объектах окружающего мира

Объект исследования : предмет (на столах учащихся находятся закрытые коробочки с предметом, который необходимо узнать, включая в работу разные анализаторы: карандаш, ластик и т.д.)

Выполняется в паре:

Лист наблюдения заполняется наблюдателем (учащимся 1 варианта)

Исследователь (он же испытуемый) выполняет указания наблюдателя.

Совместно делают выводы (на выполнение 3-4 минуты под тихую мелодию)

Выводы:

Один учащийся из пары отвечает на вопросы:

  1. Какие анализаторы участвовали в различении и узнавании исследуемого предмета (осязания, слуха, зрения, обоняния).
  2. С помощью какого анализатора вы получили большее представление о предмете?
  3. Какой вывод можно сделать на основе этого? (анализаторы взаимодействуют и дополняют друг друга)

Учитель: а теперь обратите внимание на экран. Здесь написаны известные факты (слайд 6)

  • При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
  • Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
  • Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Задание: закончите предложения, записывая в тетради, начиная со слов… т.к…. (2 мин.)

Учитель: а теперь проверьте себя, послушав внимательно (имя ученика), который выполнил это задание дома. Комментарии уч-ся к слайдам 7, 8, 9, 10:

  • Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.
  • Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.
  • И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)

Сообщение учащегося «Взаимодействие анализаторов» (слайды 11, 12, 13)

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это ?

  • Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.
  • Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Восприятие :

  • Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.
  • Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения... Молодцы.

Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали ? (ответы уч-ся)

А теперь вновь посмотрите на экран (слайд 14)

  1. Схема какого анализатора здесь показана?
  2. Скажите, в каком случае из четырех, пациент будет видеть, а в каких – нет. Почему?

(ответ: пациент Д, т.к. не нарушена целостность всех частей анализатора)

Учитель: какую информацию вы узнали?

Физкультпауза: разминка для глаз (упражнение «ленивая восьмерка»)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию? Сообщение по этой теме подготовил (имя ученика)

(Сообщение уч-ся с презентацией «Взаимозаменяемость анализаторов» слайды 15, 16)

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире.

  • при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
  • Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
  • Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Попробуем сделать выводы (учащиеся формулируют выводы, на экране появляется слайд 17 «что мы узнали»)

  • Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
  • Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
  • Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
  • Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).

выполняется 5 минут под тихую мелодию

Задание 1 : в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

Задание 2:

  1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
  2. Назовите части этого анализатора.
  3. С какими анализаторами он связан?
  4. Назовите условия, при которых рецепторы данного анализатора наиболее чувствительны.

1 вариант рис. органа обоняния 2 вариант рис. органа вкуса

























1 из 24

Презентация на тему: Анализаторы. Органы чувств

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Общая характеристика органов чувств Восприятие различных внешних воздействий как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется специальными сенсорными системами - анализаторами. Эти системы осуществляют превращение раздражителей внешнего и внутреннего мира в нервные импульсы и передачу их в центры головного мозга. Преобразование сенсорных сигналов в высших отделах ЦНС завершается ощущениями, представлениями и опознанием образов. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, которые поступают из внешней и внутренней сред организма, И.П.Павлов назвал анализаторами.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Рецепторы воспринимают внешние воздействия и изменения внутренней среды в организме. В рецепторах происходит сложный процесс первичного анализа раздражителей и преобразование сигналов внешнего и внутреннего мира в нервные импульсы.Проводниковый отдел анализатора включает чувствительные нейроны и проводящие пути от рецептора до коры полушарий большого мозга. На своем пути к корковому отделу анализатора нервные импульсы проходят через ряд центров спинного мозга, ствола головного мозга и таламуса. В каждом центре осуществляется переработка сигналов, их интеграция с другими типами информации. Проводящие пути проводникового отдела бывают нескольких видов: специфические, неспецифические и ассоциативные. Специфические афферентные пути осуществляют главным образом оценку физических параметров импульсов, передавая сигналы от рецепторов одного типа в определенный участок коры полушарий большого мозга.Корковый отдел анализатора преставляет собой участки коры полушарий большого мозга, воспринимающие информацию от соответствующтх рецепторов. Афферентные волокна, несущие сигналы от различных рецепторов, приходят в определенные участки коры. И.П.Павлов эти участки назвал корковым ядром анализатора. В коре происходит высший анализ информации. Через анализаторы ЦНС и весь организм получают информацию об окружающем мире и внутренней среде организма. Действующий на человека непрерывный поток раздражений заставляет его приспосабливаться к условиям внешней среды, вырабатывать активные формы поведения.

№ слайда 5

Описание слайда:

Структурная и функциональная организация рецепторов Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней физической или химической энергии, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их в ЦНС. Рецепторам принадлежит важнейшая роль в получении организмом информации о внешней и внутренней среде.Рецепторы представляют собой специализированные структуры (клетки или окончания дендритов чувствительных нейронов), которые предназначены для восприятия соответствующего раздражителя и трансформации его энергии в специфическую активность нервной системы.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Классификация рецепторов в соответствии с типами воздействия различают: механорецепторы - приспособленные к восприятию механической энергии раздражающего стимулатерморецепторы – воспринимают температурные раздраженияхеморецепторы – чувствительные к действию химических агентовфоторецепторы – воспринимают световую энергиюболевые – воспринимают болевые раздражения

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Преобразование сигналов в рецепторах При взаимодействии раздражителя с рецептором изменяется проницаемость плазматической мембраны рецептора и возникает рецепторный потенциал (РП). Возникший рецепторный потенциал через дендриты и тело чувствительного нейрона распространяется к его аксону, превращаясь в потенциал действия (ПД).

№ слайда 10

Описание слайда:

Свойства рецепторов Рецепторы отличаются высокой возбудимостью по отношению к специфическим для них раздражителям. Избирательная чувствительность к адекватным раздражителям является важнейшим свойством рецептора. Так для возбуждения одной рецепторной клетки сетчатки глаза достаточно одного кванта света.Рецепторы способны приспосабливаться к силе раздражителя. Это свойство называют адаптацией. При этом происходит снижение или повышение чувствительности рецепторов.

№ слайда 11

Описание слайда:

Орган зрения. Зрительный анализатор. Зрительная сенсорная система вместе со слуховой играют особую роль в познавательной деятельности человека. Через зрительный анализатор человек получает до 90 % информации об окружающем мире. С деятельностью зрительного анализатора связаны следующие функции:светочувствительностьопределение формы предметових величинырасстояния предметов от глазавосприятие движенияцветовое зрениебинокулярное зрение.

№ слайда 12

Описание слайда:

Аккомодационный аппарат образуют ресничное тело, радужка и хрусталик. Эти структуры направляют лучи света, исходящие от рассматриваемых объектов, на сетчатку, в область ее желтого пятна (центральной ямки). Изменение кривизны хрусталика регулируется сложно устроенной мышцей ресничного тела. При сокращении мышечных пучков ослабевает напряжение волокон ресничного пояска, прикрепляющихся к капсуле хрусталика. Не испытывая ограничивающего давления своей капсулы, хрусталик становится более выпуклым. Это повышает его преломляющую способность. При расслаблении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик уплощается, преломляющая способность его уменьшается. Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно изменяет свою кривизну, приспосабливает глаз для ясного видения предметов на разном удалении от глаз. Такое свойство хрусталика получило название аккомодации.

№ слайда 13

Описание слайда:

Глазное яблоко преломляет параллельные лучи света, фокусируя их строго на сетчатке. Если преломляющая сила роговицы или хрусталика ослаблена, то лучи света сходятся в фокусе позади сетчатки. Такое явление называется дальнозоркостью. При дальнозоркости человек хорошо видит далекоотстоящие предметы плохо – расположенные вблизи. При повышенной преломляющей силе прозрачных сред глаза лучи света сходятся в одной точке не на сетчатке, а перед ней. При этом развивается близорукость, при которой человек хорошо видит близкорасположенные предметы, а удаленные - плохо. И близорукость и дальнозоркость исправляются с помощью очков двуяковогнутыми или двуяковыпуклыми линзами.

№ слайда 14

Описание слайда:

Проводящие пути зрительного анализатора Световоспринимающим, чувствительным звеном зрительного анализатора (первым звеном) являются палочки и колбочки, расположенные в сетчатке. Проводящий путь от палочек и колбочек до коры большых полушарий представляет собой второе звено зрительного анализатора. Центральным (третьим) звеном служит зрительная кора на медиальной поверхности затылочной доли полушарий большого мозга.Обработка зрительной информации в зрительном анализаторе начинается на сетчатке. Наружные сегменты палочек и колбочек имеют вид расположенных в виде столбиков мембранных дисков мембранных дисков. Эти диски образованы складками плазматической мембраны и содержат молекулы светочувствительных пигментов: в палочках - родопсин, в колбочках йодопсин.

№ слайда 15

Описание слайда:

Химические реакции приводят к возникновению в светочувствительных клетках рецепторного потенциала, который генерирует нервный импульс. Палочки не способны различать цвета, они используются в основном в сумеречном, ночном зрении для распознавания предметов по их форме и освещенности. Колбочки выполняют свои функции в дневное время и необходимы для цветного зрения. В соответствии с особенностями строения и химического состава одни колбочки воспринимают синий цвет, другие красный, третьи - зеленый, т.е. определенные виды колбочек воспринимают световые волны разной длины.Возникший в палочках и колбочках нервный импульс передается расположенным в толще сетчатки биполярным клеткам, а затем аксонам ганглиозных клеток, которые собираясь вместе в области слепого пятна, формируют зрительный нерв. Зрительный нерв направляется в полость черепа к зрительному перекресту, затем к подкорковым зрительным центрам, и далее в корковый центр зрения- кору затылочной доли мозга. Частичный перекрест обеспечивает бинокулярность зрения.

№ слайда 16

Описание слайда:

Бинокулярное зрение Зрение двумя глазами дает возможность воспринимать объемное изображение предметов, глубину их расположения, оценивать расстояние, на котором они находятся. При рассмотрении предмета правый глаз видит его справа, левый - слева. В то же время человек воспринимает эти два изображения как одно, только рельефное. Работая сообща, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопическое зрение, которое позволяет получить более точные представления о форме, объеме и глубине расположения предметов.Описание слайда:

Цветовое зрение Цветовое зрение обеспечивают только колбочковые невроциты (колбочки). В восприятии цвета участвуют также зрительные центры головного мозга. Нарушение зветового зрения (дальтонизм) встречается у 8% мужчин и 0,5 % женщин. В таких случаях отсутствует восприятие или красного, или синего, или зеленого цветов. Полная цветовая слепота (ахромазия) встречается редко.

№ слайда 19

Описание слайда:

Развитие и возрастные особенности органа зрения В конце 1 месяца внутриутробной жизни на боковых стенках первичного пузыря появляется выпячивание – глазные пузыри.На 2 месяце появляется хрусталиковая ямка, в ней формируется хрусталик.На 2 месяце формируется стекловидное тело, роговица, зрачок и кровеносная сосудистая система.На 3 месяце формируются веки, эпителий конъюктивы, слезная железа.Глазное яблоко новорожденного - 17,5 мм., масса - 2,3г., к 5 годам - масса увеличивается на 70%, а к 20 –25 годам в 3 раза по сравнению с новорожденным.Роговица у новорожденного относительного толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик почти круглый. Он быстро растет в течение 1 года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются.Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Его рост осуществляется очень быстро.Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме сухожильной части. Поэтому движение глаз возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2 месяца жизни ребенка.Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоточения появляется на 2 месяце жизни ребенка.Глазная щель у новорожденного узкая. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

№ слайда 22

Описание слайда:

Восприятие звука Звук, представляющий собой колебания воздуха, в виде воздушных волн попадает через ушную раковину в наружный слуховой проход и действует на барабанную перепонку. Сила звука зависит от амплитуды колебаний звуковых волн. Которые воспринимаются барабанной перепонкой. Звук будет восприниматься тем сильнее, чем больше величина колебаний звуковых волн и барабанной перепонки..Высота звука зависит от частоты колебаний звуковых волн. Большая частота колебаний в единицу времени будет восприниматься органом слуха в виде более высоких тонов (тонкие, высокие звуки). Меньшая частота колебаний звуковых волн воспринимается органом слуха в виде низких тонов (басистые, грубые звуки). Человеческое ухо воспринимает звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний звуковых волн в 1 секунду.У старых людей ухо способно воспринимать не более 15 000 –13 000 колебаний в 1с. чем старше человек, тем меньше колебаний звуковых волн улавливает его ухо.Колебания барабанной перепонки --- слуховые косточки -- овальное окно --- перилимфа –улитка –основная мембрана ---покровная мембрана ---рецепторы ---рецепторный потенциал (нервный импульс).

№ слайда 23

Описание слайда:

Проводящий путь слухового анализатора Слуховой нервный импульс --- нервные клетки улитки (их аксоны образуют слуховой нерв)---волокна улиткового нерва –мозг (ядра, расположенные в мосту) ---подкорковые слуховые центры (воспринимаются импульсы подсознательно) ---корковый центр слухового анализатора.Слуховая кора осуществляет обработку информации: анализ звуковых сигналов, дифференцировку звуков. В коре формируются комплексные представления о звуковых сигналах, поступающих в оба уха раздельно, а также она отвечает за пространственную локализацию звуковых сигналов.Нервные импульсы, поступающие по проводящему пути слухового анализатора передаются на покрышечно-спинномозговой путь к передним рогам спинного мозга, а через них к скелетным мышцам.При участии покрышечно –спинномозгового пути замыкается сложная рефлекторная дуга, по которой импульсы вызывают сокращение скелетных мышц в ответ на те или иные звуковые сигналы (сторожевой, оборонительный рефлексы).

№ слайда 24

Описание слайда:

Развитие и возрастные особенности органа слуха и равновесия 3 неделя внутриутробного развития - зачаток перепончатого лабиринта.4 неделя- слуховая ямка, слуховой пузырек6 неделя - дифференцовка 3 месяц - перепончатый лабиринт, начинает формироваться кортиев орган, сенсорные клетки.5 месяц – слуховая капсула, барабанная полость, ушная раковина. У новорожденного ушная раковина уплощена, хрящ мягкий, кожа тонкая, наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет и после 10 лет.Наружный слуховой проход у новорожденного узкий (15 мм.), круто изогнут, имеет сужение. У ребенка 1 года - 20 мм., у 5-летнего –22мм.Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Высота – 9, ширина 8 мм. Наклон -35-40 градусов.



Похожие публикации

Чем занимается ЭМЗ имени Мясищева - bmpd — LiveJournal
Презентация-тренажер развития внимания и памяти для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Презентация на тему: Анализаторы и органы чувств Анализаторы человека презентация
Презентация на тему
Нарушения речи, чтения и письма
Модель принятия решений минцберга Основные положения модели инкрементального процесса принятия решений
Способ определения демпфирующих свойств амортизаторов из композиционных материалов при ударных воздействиях Демпфирование ударных нагрузок высокой интенсивнос
Как составить резюме: наши советы соискателям
Где лучше учиться профессии переводчика – личный опыт Что нужно сдавать на переводчика
На основании чего действует ип и как это обозначить в договоре Ип именуемый в дальнейшем заказчик