Урок 43 связь сфера обслуживания. Презентация по географии «Связь. Сфера обслуживания. Домашнее задание, инструктаж по выполнению

Урок 43 связь сфера обслуживания. Презентация по географии «Связь. Сфера обслуживания. Домашнее задание, инструктаж по выполнению

Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

(Ответы учащихся: Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой различных почтовых отправлений писем, посылок и т. д.).

Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

По уровню ее развития Россия не уступает развитым странам Европы (Франции, Швеции, Германии). На каждые 10 тыс. жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь включает телефонную, видеотелефонную , телеграфную и космическую, радио- и телевизионное вещание, электронную почту. Этот вид связи в России развит недостаточно. Например, по числу абонентов мобильной связи Россия не уступает развитым странам мира (табл. 38). Но обеспеченность стационарными телефонами недостаточна.

Значительны различия в обеспеченности населения стационарными телефонами в разных районах России. Лучше всего телефонизированы города и села Центральной России: 28 телефонных аппаратов на 100 семей. Самые низкие показатели в Восточной Сибири - 18 аппаратов на 100 семей. Среди регионов России наиболее высок уровень телефонизации в Москве. Здесь практически каждая семья имеет стационарный телефон. Наименее телефонизированы Дагестан и Ингушетия, где телефоном обладает лишь каждая десятая семья.

Число пользователей мобильной связью и мировой компьютерной сетью Интернет в стране быстро растет. Количество пользователей мобильной сотовой связи превзошло число жителей страны и продолжает увеличиваться. Интернетом пользуется каждый шестой россиянин. Лидер в этой области - Москва.

Сфера обслуживания оказывает услуги населению.

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Услуги по социальному обеспечению населения

· Торговля и общественное питание

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Кредитно-финансовое обслуживание

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

Распределите примеры по отраслям:

Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Познакомимся с ЖКХ и рекреационным хозяйством

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Обеспеченность жильем и качество жилья в стране низкая (30% граждан не имеют жилья)

На 1 человека должно приходится 18 квадратных метров

Рекреационное хозяйство

Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Восстановление здоровья, отдых происходит в специальных учреждениях, домах отдыха, пансионатах, турбазах

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Рис.69. Рекреация в России.

Скопление учреждений в городе – город-курорт

Какие города-курорты вы знаете?

Факторы образования рекреационных районов:

· На основе природных условий и ресурсов

· Вокруг крупных городов

· Историко-культурные объекты

Связь, сфера обслуживания

Цель : Сформировать представление о видах связи и об уровне её развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомиться с рекреационным хозяйством России. Развивать умения работать с текстом, статистическим материалом, проводить анкетирование.

Оборудование : Физическая и политико-административная карты, буклеты с фотографиями городов – курортов, коллекция почтовых марок.

Организация и ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь! Дежурные по классу готовят на листке бумаги или произносят вслух отсутствующих на уроке учеников.

Сегодня мы начинаем изучение новой для вас темы: «Связь, сфера обслуживания». Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока (она указана на доске): «Связь, сфера обслуживания».

II. Проверка домашнего задания.

1) Обсудить вопрос рубрики «Моя точка зрения». Какой вид транспорта и про­чему вы выберете, добираясь из вашего населенного пункта в Архангельск, в Астра­хань, во Владивосток? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь?

А теперь, ребята мы выполним небольшую тестовую работу.

Географический тест:

1. Первое место в России по грузообороту занимает... транспорт.

а) железнодорожный;

б) трубопроводный;

в) автомобильный

2. Самый дорогой вид транспорта?

а) автомобильный;

б) авиационный;

в) морской.

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России...

а) на западе;

б) на севере;

в) на востоке.

4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта;

б) он берет много груза;

в) он мобильный;

г) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Главная железнодорожная магистраль России...

а) Транссибирская;

б) Байкало-Амурская;

в) Печорская.

6. Самые дешевые перевозки...

а) железнодорожные;

б) автомобильные;

в) морские.

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а) авиационного транспорта;

б) автомобильного;

в) трубопроводного.

8. Большую долю флота России составляет... флот.

а) ледокольный;

б) рыболовный;

в) пассажирский;

г) наливной.

9. Самый крупный порт на Балтике...

а) Калининград;

б) Выборг;

в) Санкт-Петербург;

г) Мурманск.

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам...

а) Тихоокеанского бассейна;

б) Балтийского бассейна;
в) Северного бассейна;

г) Черноморского бассейна.

11. Северный морской путь начинается от порта...

а) Архангельск;

б) Мурманск;

в) Санкт-Петербург.

12. Судоходство между портами своей страны называется... (каботаж).

Установите соответствие:
Порты: Грузы:

Новороссийск;

Дудинка;

Игарка;

Мурманск.

а) химическое сырье;

б) руды, металл;

в) лес;

г) нефть.

14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт...
а) Мурманск;

б) Санкт-Петербург;

в) Находка;

г) Новороссийск

15. Основной судоходный речной бассейн России...

а) Волго-Камский;

б) Ангаро-Енисейский;

в) Амурский.

16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния - главная специализация...

а) автомобильного транспорта;

б) авиационного транспорта,

в) железнодорожного транспорта.

Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - а; б - в; 7 - а; 8 - 6; 9 - в, 10 - а; 11 - б; 12 - каботаж; 13 – 1" - г, 2 - 6, 3 - е, 4 - а; 14 - 6; 15 - а; 16 – 6

III. Изучение нового материала.

Мы познакомились с вами с отраслями производственной сферы. Сегодня мы изучим состав и отрасли непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).

Вопрос к классу:

    В чем отличие этих сфер? (Производственная сфера производит товары (материальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают процесс производства.)

    Одна из частей непроизводственной сферы – сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.

Услуги это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

1. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удалении мусора.

2. Услуги по социальному обеспечению населения. Это содержание домов престарелых и инвалидов, детских домов, социальное страхование.

3. Торговля и общественное питание. Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр. Задание: Назовите объекты вашего города или села, которые составляют эту от­расль.

4. Бытовое обслуживание. К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье, парикмахерские, ба­ни, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.

5. Услуги связи. Почта, телефон, телеграф и др.

6. Культурное обслуживание. Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др. Задание: Назовите культурные учреждения вашего района (города)?

7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей. Детские сады, школы.

8. Кредитно-финансовое обслуживание Банки, страховые компании.

9. Рекреационное обслуживание. Рекреация – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д. Медицинское обслуживание, больницы, аптеки, поликлиники и т. д.

10. Пассажирский транспорт. Задание: Назовите виды пассажирского транспорта. Сегодня мы подробнее познакомимся с услугами связи, жилищно-коммунальным хозяйством и рекреационным хозяйством.

Связь.

Связь - это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации.

Связь делится на 2 вида: почтовую и электрическую .

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправ­лений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечиваю­щие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила око­ло 10 млн. человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции – 68, в США – 63, в Японии – 49. Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи - сото­вой . Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

Интернет – это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн. пользователей, в 2000 году их тало около 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети – Москва.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль сферы обслуживания, которая занимается обслуживанием жилого фонда. Население России обеспечено жильем хуже, чем в развитых странах. Намного ниже и качество жилья. 40 млн. человек (1/3 часть населения России) нуждается в жилье.

В 90-е годы в стране были очень низкие темпы жилищного строительства, это привело к тому, что изношенность жилья возросла и равна 60% Жилье, имеющее такую степень износа, относится к категории ветхого.

На 1 человека в среднем приходится около 18 м 2 обшей площади. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах.

По медицинским нормам комнат на семью должно приходиться на одну больше числа членов семьи (это определяется по формуле П + 1). То есть семья из 3-х чело­век должна жить в 4-х комнатной квартире.

В России высокая доля неблагоустроенного жилья. В 52 городах и 845 поселках нет канализации, а в сельской местности более половины домов не имеют водопровода, канализации, системы отопления. Традиционная русская печь обогревает жилье.

Вопрос к классу :

    Кто имеет дополнительную комнату в квартире?

    Какие еще проблемы ЖКХ вы видите в этой отрасли? (Проблемы: 1. Изношенность жилья, 2. Низкая обеспеченность жильем; 3. Неблагоустроенность жилья)

    Рекреационное хозяйство - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, до­ мах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.

Вопрос к классу :

- Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пяти горск и др.)

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

    Рельеф (плоский, холмистый, горный);

    Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15…+25° С;

3. Наличие водных объектов (рек и озер);

    Исторические и культурные памятники;

    Минеральные воды и лечебные грязи;

    Теплое море;

    Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Факторы образования рекреационных районов:

    На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кав­каза, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);

    Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);

    Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт- Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.

Вопрос к классу :

    Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)

IV. Закрепление.

    Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в вашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).

V . Домашнее задание. §37. Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы:

Топливно-энергетический :

    ТЭС - у топлива;

    ТЭЦ - у потребителя;

    ГЭС - с учетом природных условий;

    АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности;

    Угольная - у сырья;

    Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ – у потребителя);

    Газовая - у месторождений. Металлургический комплекс:

Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними;

Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения);

Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС – источников дешевой энергии;

Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя.

Машиностроительный комплекс :

    Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры);

    Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз.

Химико-лесной комплекс :

    Завод калийных удобрений - у сырья;

    Завод фосфатных удобрений - у потребителя;

    Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью);

    Завод автопокрышек (шинный) - у сырья;

    Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС;

Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды.

Урок 43. Связь. Сфера обслуживания

20.08.2014 6225 0

Цели: Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Пока­зать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. Развивать умение работать с текстом, статистическим материа­лом, проводить анкетирование.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты, буклеты с фо­тографиями городов-курортов, коллекции почтовых марок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Проверить выполнение социокультурного практикума.

2) Заслушивание реферата. Реферат должен иметь теоретический материал и собственное исследование. Сним ученик может также выступить на ежегодной на­учно-практической конференции, которая обычно проходит в школах в марте.

3) Обсудить вопрос рубрики «Моя точка зрения». Какой вид транспорта и про­чему вы выберете, добираясь из вашего населенного пункта в Архангельск, в Астра­хань, во Владивосток? Через какие населенные пункты будет проходить ваш путь?

4) Географический тест:

1. Первое место в России по грузообороту занимает... транспорт.

а) железнодорожный;

б) трубопроводный;


в) автомобильный.

2. Самый дорогой вид транспорта?

а) автомобильный;

б) авиационный;

в) морской.

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России...

а) на западе;

б) на севере;

в) на востоке.

4. Главное преимущество автомобильного транспорта?

а) это сезонный вид транспорта;

б) он берет много груза;

в) он мобильный;

г) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Главная железнодорожная магистраль России...

а) Транссибирская;

б) Байкало-Амурская;

в) Печорская.

6. Самые дешевые перевозки...

а) железнодорожные;

б) автомобильные;

в) морские.

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу...

а) авиационного транспорта;

б) автомобильного;

в) трубопроводного.

8. Большую долю флота России составляет... флот.

а) ледокольный; б) рыболовный;

в) пассажирский; г) наливной.

9. Самый крупный порт на Балтике...

а) Калининград; б) Выборг;

в) Санкт-Петербург; г) Мурманск.

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам...

а) Тихоокеанского бассейна; б) Балтийского бассейна;

в) Северного бассейна; г) Черноморского бассейна.

11. Северный морской путь начинается от порта...

а) Архангельск;

б) Мурманск;

в) Санкт-Петербург.

12. Судоходство между портами своей страны называется... (кабоп

13. Установите соответствие:

Порты Грузы

1. Новороссийск; а) химическое сырье;

2. Дудинка; б) руды, металл;

3. Игарка; в) лес;

4. Мурманск. г) нефть.

14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт...

а) Мурманск; б) Санкт-Петербург;

в) Находка; г) Новороссийск.

15. Основной судоходный речной бассейн России...


а) Волго-Камский;

б) Ангаро-Енисейский;

в) Амурский.

16. Перевозка пассажиров на дальние расстояния - главная специализация...

а) автомобильного транспорта;

б) авиационного транспорта;

в) железнодорожного транспорта.

Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7-а; 8-6; 9- в; 10-а; 11 - б; 12 - ка­ботаж; 13 - 1-г, 2-6, 3-в, 4-а; 14 - б; 15 - а; 16 - б.

Мы познакомились с вами с отраслями производственной сферы. Сегодня мы изучим состав и отрасли непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование госу­дарства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).

Вопрос к классу :

- В чем отличие этих сфер? (Производственная сфера производит товары (ма­териальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают про­цесс производства.)

Одна из частей непроизводственной сферы - сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению. Услуга - это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

1. Жилищно-коммунальное хозяйство

Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов, благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удалении мусора.

2. Услуги по социальному обеспечению населения

3. Торговля и общественное питание

Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр. Задание : Назовите объекты вашего города или села, которые составляют эту от­расль.

4. Бытовое обслуживание

К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье, парикмахерские, ба­ни, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.

5. Услуги связи

Почта, телефон, телеграф и др.

6. Культурное обслуживание

Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др.

Задание : Назовите культурные учреждения вашего района (города)?

7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей Детские сады, школы.

8. Кредитно-финансовое обслуживание Банки, страховые компании.

9. Рекреационное обслуживание

Рекреация - это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д.

10. Медицинское обслуживание

Больницы, аптеки, поликлиники и т. д.

11. Пассажирский транспорт

Задание : Назовите виды пассажирского транспорта.

Сегодня мы подробнее познакомимся с услугами связи, жилищно-коммунальным хозяйством и рекреационным хозяйством. Заслушаем сообщения:

Вопрос к классу:

- Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны.)

Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в вашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).

По уч. А., задания 1-2 рубрики «Представьте, что...». По второму заданию класс можно разделить на группы. Каждая группа готовит рекламу (проспект) своего маршрута.

Домашнее задание

По уч. Д.: §37.

По уч. А.: §39, социокультурный практикум.

Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы:

Топливно-энергетический:

1. ТЭС - у топлива;

2. ТЭЦ - у потребителя;

3. ГЭС - с учетом природных условий;

4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности;

5. Угольная - у сырья;

6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя);

7. Газовая - у месторождений.

Металлургический комплекс:

1. Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними;

2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения);

3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии;

4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потре­бителя.

Машиностроительный комплекс :

1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ори­ентация на квалифицированные кадры);

2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз.

Химико-лесной комплекс.

1. Завод калийных удобрений - у сырья;

2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя;

3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью);

4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья;

5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС;

6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды.

Разделы: География

Задачи:

  • Сформировать представление о видах связи и.
  • Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.
  • Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: лекционное занятие.

Дидактическое обеспечение: Физическая карта России, политико-административная, карта Красноярского края, книги, фотографии.

На доске написан план урока.

1. Виды связи:

а) почтовая;

б) электрическая.

2. Уровень развития.

3. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

б) жилищно-коммунальное хозяйство.

4. Рекреационное хозяйство:

а) требования к рекреационному району;

б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

Ход урока

I. Психологический момент - 2мин.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

У меня бодрое настроение и поэтому объявляю, что эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”.

Прежде, чем перейдём к теме урока? давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.

II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

  1. Что называется инфраструктурным комплексом?
  2. Что объединяет инфраструктурный комплекс?
  3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
  4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса?
  5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

III. Изучение нового материала - 15 мин.

Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя схематизацию, таблицу и дополнительный материал.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Дополнительный материал: Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.

Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Услуги по социальному обеспечению населения.
  • Торговля и общественное питание.
  • Бытовое обслуживание.
  • Услуги связи.
  • Культурное обслуживание.
  • Общественное обслуживание и воспитание детей.
  • Кредитно-финансовое обслуживание.
  • Рекреационное обслуживание.
  • Медицинское обслуживание.
  • Пассажирский транспорт.

Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки.

Рекреационное хозяйство. Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Факторы образования рекреационных районов:

  • На основе природных условий и ресурсов;
  • Вокруг крупных городов;
  • Историко-культурные объекты.

Учителем и учащимися даётся информация о рекреационных ресурсах края.

IV. Работа в группах - 10 мин.

1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему?

2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира?

3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов.

4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?

5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития?

Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.

V. Работа по ИОПам - 10мин.

Нормативный уровень (на “3”).

  1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России.
  2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира.

Компетентный уровень (на “4”).

  1. Что такое рекреационный район?
  2. Какие условия необходимы для его создания?
  3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе.

Творческий уровень (на “5”).

  1. Зад.№1,№2 на стр.,197.
  2. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма.

VI. Рефлексия урока - 3мин.

  • Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
  • Какое ощущение у вас в конце урока?

VII. Подведение урока - 2мин.

Но время бег не замедляет:
Урок так быстро пролетел,
Я всё о связях вам сказала -
Усвоить каждый всё сумел.