Взаимосвязь функций и методов управления. Функции и методы управления фирмой. Социально-психологические методы управления

Взаимосвязь функций и методов управления. Функции и методы управления фирмой. Социально-психологические методы управления

Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

в основе функции – процессный подход.

Последовательность функций: планирование - организация – мотивация – контроль .

координация – сквозная.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

2) целевая направленность этих работ;

3) обособленный комплекс выполняемых задач.

Функция управления должна иметь четко выраженное содер­жание (набор действий в рамках функции), процесс осуществле­ния (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру , в рамках которой завершается ее организационное обособление .

Выделение функций управления имеет большое значение .

 функции управления организацией, их распределе­ние по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда .

Любое воздействие на управляе­мую систему может быть реализовано только через функции уп­равления .

Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаи­мообусловленность структуры и функций управления.

 выделение функций управления помогает совершенствова­нию управленческого процесса , обобщению и передаче управ­ленческого опыта .

 изучение функций управления да­ет понимание сущности управленческой деятельности .

Выделяют общие и конкретные, или специальные, функции.

Общие рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе ,

Конкретные, или специальные - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы .

Состав общих функций управления не зави­сит от объекта управления , эти функции выполняются по отно­шению ко всем объектам управления.

Общие функции: планирование - организация – мотивация – контроль- координация .

Планирование - это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур­ных подразделений, определения средств их достижения , сроков и последовательности реализации , распределения ресурсов .

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь . Организация непосред­ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы­полняющих.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к дея­тельности для достижения личных целей и/или целей органи­зации.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организа­цией своих целей . Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру­ющих мер.

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления .

Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.

Так как конкретные функции возникают в результате наложе­ния общих функций управления на специфику объектов управле­ния, то перечень таких функций зависит от перечня объектов уп­равления и уровня декомпозиции самих функций.

Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента : стратегическое уп­равление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производ­ством, которые выделились в процессе разделения труда в управ­лении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления.

В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты .

Среди конкретных функ­ций управления можно выделить

 функции управления ресурса­ми,

 функции управления процессами

 функции управления ре­зультатами.

Функции управления ресурсами. Организации в процессе сво­ей деятельности используют материальные, трудовые, финансо­вые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соот­ветственно выделяют конкретные функции:

управление запасами;

управление финансами;

управление персоналом и т.д.

Функции управления процессами. Влюбой организации проте­кает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия реше­ний, производственный процесс. Важнейшими частями произ­водственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции . В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:

управление материально-техническим снабжением;

управление основным производством;

управление вспомогательным производством;

управление обслуживающим производством;

совершенствование управления;

управление сбытом;

управление маркетингом и т.д.

Функции управления результатами. Крезультатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производ­ства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответ­ственно выделяют конкретные функции:

управление качеством;

управление производительностью;

управление затратами и т.д.

Управление производством руководитель осуществляет с помощью различных методов управления. Если цель отвечает на вопрос – что? , то методы управления - как?(наиболее эффективно, с наименьшими затратами).

Методы управления - это способы, средства и приемы воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения поставленной цели при эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.

Направленность методов управления всегда одна – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Методы управления складываются в определенный организационный механизм. Этот механизм формируется на разной основе – административной, экономической и социальной.

Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута .

Экономи­ческие методы основываются на правильном использовании эко­номических законов и по способам воздействия известны как ме­тоды пряника .

основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и извест­ны как методы убеждения .

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения , как осознанная необходимость дисциплины труда, чув­ство долга, стремление человека трудиться в определенной орга­низации, культура трудовой деятельности.

Эти методы отличает прямойхарактер воздействия : любой регламентирующий и адми­нистративный акт подлежит обязательному исполнению. Для ад­министративных методов характерно их соответствие правовым нормам , действующим на определенном уровне управления, а так­же актам и распоряжениям вышестоящих органов управления .

Управленческое воздействие экономических и социально-психо­логических методов носит косвенный характер . Нельзя рассчиты­вать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Административные методы управления основываются на отно­шениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуще­ствляются в форме организационного и распорядительного воз­действия.

Организационное воздействие направлено на организацию про­цесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организа­ционно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем дол­жен заниматься работник управления, и представлено положени­ями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений со­ставляется штатное расписание данного подразделения, организу­ется его повседневная деятельность. Применение положений по­зволяет оценивать результаты деятельности структурного подраз­деления, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:

· качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.);

· технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);

· эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);

· трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);

· финансово-кредитные (размер собствен­ных оборотных средств, погашение ссуд банка);

· нормативы рента­бельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);

· материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

· организационно-управленческие нормативы (пра­вила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нор­мирование информации , так как ее поток, объемы постоянно воз­растают. В условиях функционирования в организации автомати­зированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях в информационно-вычислительном центре организации.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в орга­низации. В актах организационно-методического инструктирова­ния даются рекомендации для применения тех или иных современ­ных средств управления, учитывается ценный опыт, которым об­ладают работники аппарата управления.

К актам организационно-методического инструктирования от­носят:

· должностные инструкции , устанавливающие права и функ­циональные обязанности управленческого персонала;

· методические инструкции , которые определяют по­рядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;

· рабочие инструкции , определяющие по­следовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Акты организационного регламентирования, нормирования и организационно-методического инструктирования являются нор­мативными . Они издаются руководителем организации, а в случа­ях, предусмотренных действующим законодательством, - со­вместно или по согласованию с соответствующими общественны­ми организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, рас­поряжения или указания , которые являются правовыми актами ненормативного характера .

Они издаются, чтобы обеспечить со­блюдение, исполнение и применение действующего законодатель­ства и других нормативных актов, а также для придания юридиче­ской силы управленческим решениям.

Приказы издаются линей­ным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделе­ния, службы организации, начальником функционального подраз­деления .

Приказ - это письменное или устное требование руково­дителя решить определенную задачу или выполнить какое-то задание.

Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставлен­ной задачей или заданием.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый по­рядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства.

В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование , которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С по­мощью планирования определяется программа деятельности ор­ганизации. После утверждения планы поступают линейным руко­водителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по опре­деленному ряду показателей.

Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и орга­низует работу коллектива, используя методы управления персона­лом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размер прибыли организации. Ру­ководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспе­чивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимо­сти продукции и реальные результаты в этом направлении. Огром­ное значение в системе материального стимулирования имеет эф­фективная организация заработной платы в соответствии с коли­чеством и качеством труда. При рыночной системе хозяйствования в условиях сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием созда­ния целостной, эффективной и гибкой системы управления эко­номикой организации.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функ­ционирования любой организации, которая имеет четко разрабо­танные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что организация - свободный това­ропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План эко­номического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресур­сами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спро­са и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующе­го значения. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономиче­ских методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятии на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников.

Хозяйственный расчет основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счет доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счет собственной прибыли.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия на прямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

Одной из составляющих на рынке труда, наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу как дорогой товар, собственник стремится наиболее эффективно ее использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей и организаторов производства уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Все это увеличивает цену на рабочую силу.

Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год к количеству товаров.

Доход характеризует вновь созданную стоимость, т.е. денежный эквивалент живого труда, и включает заработную плату, налоги на заработную плату, большая часть накладных расходов и прибыль. Прибыль – главный итог эффективной деятельности предприятия, источник дальнейшего самофинансирования и роста жизненного уровня работников. Именно прибыль должна быть предметом постоянного внимания руководителя.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путем их предъявления к оплате или продажи. Развитие рынка ценных бумаг началась с ваучерной приватизации государственной собственной собственности, развития банковского бизнеса и фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов и формирования корпоративных отношений.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от собственности и никогда не будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому необходима система слежения со стороны контрольных органов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдачи в аренду государственного имущества коммерческим структурам.

Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Т-Д-Т произведенный товар (Т) в сфере материального производства обменивается на деньги (Д), на которые закупаются сырье и материалы, орудии и средства труда, рабочая сила для производства нового товара (Т).

В схеме расширенного воспроизводства на полученные деньги от продажи товара (Д) закупаются материалы, рабочая сила и орудия труда и осуществляется производство товара с увеличенной стоимостью (Т), который затем продается на рынке по большей цене, и вырученные деньги (Д’) используются для расширения производства. Разница (Д"-Д) является валовой прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а также для повышения жизненного уровня работников предприятия.

Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы товара из материальной в денежную (Т→Д) и подтверждает его денежную стоимость на рынке, т.е. товар нужен потребителю и он готов отдать за него деньги.

Распределение выступает в качестве фазы общественного производства, когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики (национальная оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.).

Потребление направлено на использование общественного продукта в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства. Потребление бывает материальное и нематериальное, коллективное и индивидуальное. Потребление общественного продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному капиталу, а внутри предприятия – по труду.

В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:

Ø Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.

Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и легкой закуски и предложить талоны на завтрак.

Ø Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют своим работникам приобретать товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует представлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.

Ø Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).

Ø Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.

Также руководители через вознаграждения, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.

Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны на ис­пользовании социального механизма управления (система взаи­моотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Спе­цифика этих методов заключается в значительной доле использо­вания неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы - это способы осуще­ствления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Объектом воздействия этих методов являются группы людей и от­дельные личности .

По масштабу и способам воздействия эти ме­тоды можно разделить на две основные группы :

· социологические методы , которые направлены на группы людей и их взаимодей­ствие в процессе трудовой деятельности;

· психологические методы , которые воздействуют на личность конкретного человека .

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не изолиро­ванно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффектив­ное управление человеческими ресурсами, состоящими из сово­купности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении пер­соналом, они позволяют установить назначение и место сотрудни­ков в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производ­ства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение кон­фликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социаль­ных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уро­вень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необ­ходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения пер­сонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию пу­тем массового опроса людей с помощью специально подобранных анкет.

Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сце­нария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - полу­чение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным де­ятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значитель­ного времени.

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформаль­ных лидеров в коллективе.

Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в не­формальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (ава­рия, столкновение, стихийное бедствие).

Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной бе­седе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персо­налом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индиви­дуальны. Главной их особенностью является обращение к внутрен­нему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведе­нию с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психоло­гического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности че­ловека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов плани­рования психологического климата и достижения конечных ре­зультатов.

К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

Формирование подразделений (команд) на основе психологи­ческого соответствия сотрудников;

Комфортный психологический климат в коллективе;

Формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

Минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

Разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образованности;

Формирование корпоративной культуры на основе норм пове­дения и образов идеальных сотрудников. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выпол­няла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Менеджмент как система и вид управления

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Аннотация

Рассмотрены основные и конкретные функции управления организацией, методы воздействия на трудовые коллективы. Внимание уделено особенностям методов воздействия и их проявлениям. Рассмотрены вопросы руководящих воздействий, внутренней культуры организации и стили руководства.

      Основные функции управления

Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс, порождаемый сложностью производства и управления им. Возникновение функций управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления.

В общем виде под функцией управления понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся, действий, объединенных одинаковостью содержания и целевой направленностью.

В настоящее время существует множество квалификаций функций управления. Однако управление – это всегда множество циклов, взаимосвязанных, во многих случаях повторяющихся, которые можно выделить в качестве общих функций управления. К ним относятся: планирование, организация, мотивация (в т.ч. подбор и расстановка кадров), контроль и координация. Причем работы, относимые к функции координации присущи работам по другим функциям в той или иной степени, как бы вплетены в них. Поэтому графически целесообразно перечисленные функции изобразить так, как это приведено на рис. 4.1.

В какой-то мере, обособляя эти функции, следует помнить о том, что:

    в процессе выполнения одной из них обязательно выполняются другие;

    без выполнения любой из них процесс управления оказывается нарушенным.

Рассмотрим подробно эти функции и работы, составляющие их.

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано). Планирование обычно предполагает выполнение следующих работ:

    прогнозирование – оценка перспектив развития ситуации, в которой находится управляемая организация и возможностей осуществления её деятельности в данной ситуации;

    определение целей означает определение желаемых результатов деятельности управляемой организации, как определенной её реакции на воздействия внешней среды (вышестоящих, взаимодействующих и общественных организаций, а также социальных групп и отдельных членов общества), обусловленные действующими экономическими, политическими, научно-техническими, социальными и другими условиями развития общества. Определение характера и спектра работ на перспективу;

    конкретизация целей – формулирование конкретных целей деятельности управляемой организации с уточнением необходимых для этого ресурсов;

    разработка плана работ (программирование) – формирование плана действий по достижению целей, осуществляемое, как правило, на основании разработанной ранее стратегии. Оценка ресурсных и временных затрат на отдельные этапы работ. Определение временной последовательности работ по достижению цели. Расчет объема затрат и распределение ресурсов по этапам этих работ с увязкой по всем другим действующим планам.

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды. Организовывание обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

    структуризация – разбивка (дифференциация) работ по достижению цели на элементы и соответствующая разбивка имеющихся ресурсов. Уточнение функций, выполняемых ими. Технологическая группировка этих ресурсов относительно подцелей и в соответствии с выполняемыми функциями;

    формирование процедур – отработка целесообразных и систематизированных методов выполнения работ;

    установление организационной политики – окончательное формирование структуры управления (проверка соответствия действующей структуры управления организацией, намеченному плану деятельности), установление общих правил действий, составление руководящих документов (формализация структуры управления).

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации, что обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

    подбор и расстановка кадров . Анализ работ и определение требований к их исполнителям. Выявление и назначение на должности лиц, обладающих необходимой квалификацией;

    подготовка кадров – обучение методам и приемам работы. Создание условий для повышения квалификации работников;

    направленное воздействие на кадры заключается в организации рабочих мест и труда отдельных исполнителей с целью обеспечения требуемой эффективности их деятельности. Воздействие на людей с целью выполнения ими желаемых для организации действий;

    формирование благоприятной внутренней культуры коллектива связано с развитием межличностных отношений, стереотипов поведения работников и их благоприятных неформальных взаимоотношений, единения относительно производственно-экономических и социальных целей.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения. Обычно реализация функции контроля предполагает выполнение следующих работ (действий):

    создание критериев оценки направлено на определение регистрируемых и оцениваемых параметров (показателей) деятельности организации и выполнения работ по достижению целей, на установление методов оценки и формирования шкалы измерения результатов этих работ;

    измерение параметров работ – оценка соответствия фактических результатов работ тому, что установлено в плановых заданиях и иных регламентирующих документах;

    корректирующие действия – выявление причин возникающих отклонений и разработка предложений по улучшению параметров работ по достижению целей.

Координация – установление гармонии между участниками выполнения работ, что обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

    обеспечение коммуникаций – создание социально-психологического климата и условий обмена информацией для эффективной совместной работы взаимосвязанных организованных единиц;

    распределение заданий – возложение на конкретных исполнителей ответственности за порученные им работы;

    согласование – предупреждение диспропорций в работах, направленных на достижение групповых целей.

Функцию координации выделяют не все авторы (например, присутствует её понятие в учебнике В.Р.Веснина «Менеджмент»). Действительно, функция «координация» является как бы вспомогательной и, видимо, её роль и место правильнее отражать так, как приведено на рис. 4.1. Более того, в широко известном учебнике М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента» речь идет только о четырех основных функциях управления, а один из самых популярных в США учебников С. Робинса и П. Коултера «Менеджмент» разбит на 6 частей, из которых 4 части посвящены функциям: планирования, организации, руководства («координация» в ней), контроля.

      Конкретные функции управления

В больших организациях, имеющих многоступенчатую вертикальную структуру, полномочия первого лица по управлению организацией делегируются нижестоящим руководителям (заместителям этого руководителя, руководителям структурных подразделений, руководителям первичных коллективов). Кроме того, при управлении большой организацией возникает необходимость в выделении работников, которые разрабатывают проекты решений (планов, документов и т.п.), учитывают работы и расходы (учетчики, бухгалтеры и т.п.), многие другие работники. Руководители различных уровней и специалисты, обеспечивающие выполнение тех или иных управленческих работ, образуют собой аппарат управления организацией.

Аппарат управления представляет собой систему взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов, секторов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающими материально-технической базой для осуществления эффективного управления всеми сторонами деятельности объекта. В этой связи имеют большое значение выделение и классификация функциональной деятельности работников аппарата управления. Эти функции получили название производственно-хозяйственных или специфических, конкретных .

В условиях сельскохозяйственной организации можно выделить следующие конкретные функции управления.

Стратегическое планирование осуществляют в первую очередь директор организации и его заместители, которым помогают работники службы маркетинга и планово-экономической службы. Эти работы, как правило, включают в себя: разработку долгосрочных прогнозов, основных разделов бизнес-плана, технико-экономическое обоснование направлений капиталовложений, определение экономической эффективности подготовленных решений, разработку мероприятий по стимулированию деятельности всех участников производственного процесса в достижении заданного результата и т.д.

Общее (линейное) руководство предприятием и его подразделениями: решение проблемных вопросов развития хозяйства, мобилизация коллектива на их выполнение, контроль исполнения принятых решений, внешние связи предприятия. Организация работы коллективных органов управления предприятием (собрание акционеров, совета директоров)

Функции общего руководства выполняют руководители предприятий (их заместители), руководители производственных подразделений (заведующие производственными участками: бригадиры, заведующие фермами), руководители обслуживающих подразделений (заведующие ремонтными мастерскими, гаражом, начальник строительного цеха и т.п.), а также частично руководители ряда функциональных звеньев.

Функции общего руководства различаются в зависимости от уровня (ступени) управления и прямо связаны с иерархичностью структуры аппарата управления, т.е. с его построением по вертикали. Специализация работников по уровням управления составляет основу линейного (прямого) соподчинения.

Линейное управление производством: распределение материальных и трудовых ресурсов, контроль и регулирование хода производства, проведение диспетчерских совещаний, информационное обеспечение всех должностных лиц и тому подобное.

Управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива – функция, выполнением которой заняты, кроме руководителей организаций и подразделений, специалисты по кадрам, планово-экономического отдела. К числу их работ относятся: комплектование и учет кадров, подготовка, переподготовка и повышение их квалификации, научная организация труда и заработной платы, охрана труда и техника безопасности. Все большее значение приобретает создание благоприятного социального и психологического климата в трудовых коллективах.

Управление научно-техническим развитием производства в современных условиях является одной из важнейших функций, которая обеспечивает разработку и внедрение прогрессивной технологии и связанной с ней технической подготовкой производства, с капитальным строительством. Также эта деятельность связана с реорганизацией производства и труда: участие в разработке организационно-производственной структуры хозяйства, специализации и концентрации производства по подразделениям и т.д.

В процессе выполнения этих действий составляются технологические карты, инструкции и другие руководящие документы.

Выполняют эту группу функций отраслевые специалисты: зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, частично инженеры, руководители обслуживающих подразделений и др.

Управлением материально-техническим снабжением и сбытом продукции в организациях в основном заняты руководитель организации и его профильные заместители, маркетинговая служба, заведующие складом. Очевидно, что в небольшой организации все эти функции будут в сфере деятельности заместителя директора по коммерции и, быть может, одного агента-экспедитора, совмещающего свою работу с работой шофера.

Бухгалтерский учет является одной из очень ответственных функций в управлении организацией. Он очень жестко регламентируется государством и служит двум целям:

    составить руководству организации представление о финансовом состоянии организации в каждый конкретный момент времени (месяц, квартал, год) в целом и в разрезе основных статей прихода и расхода ресурсов;

    представить государству и всем заинтересованным лицам сведения о финансовом состоянии организации, с четким выделением налогооблагаемых статей доходов организации и работающих в ней лиц.

В последе время очень большое внимание уделяют управлению финансами и финансовому управлению, зачастую смешивая представления об этом. В больших многопрофильных организациях выделение функции управления финансами вполне правомерно, так как очень часто проблемы управления заключаются в том, что на всех финансов не хватает. Надо прекрасно владеть ситуацией по поводу финансовых резервов, возможности их получения в будущем и оптимизации использования в настоящем. В больших сельскохозяйственных организациях для этой работы целесообразно выделение в помощь высшему руководству одного специалиста-аналитика. В общем случае указанные функциональные обязанности могут быть возложены на экономиста, но не на бухгалтера. Функциональные обязанности бухгалтера заключаются в адекватном отражении в отчетности всех оборотов денежных средств и материальных ресурсов.

Таким образом, весь комплекс указанных функций управления сельскохозяйственной организацией можно разделить на функции: общего руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал принято делить на три категории: линейный, функциональный и вспомогательно-технический.

Работников управления, исходя из выполняемых ими функциональной роли и вида работ, можно разделить на три большие группы: руководители, к которым относятся работники, наделенные правом принятия решений, специалисты – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности; вспомогательно-технические работники , обеспечивающие первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создающие условия для реализации основных функций управления.

Специализация управленческих работников составляет основу функционального построения аппарата управления, тогда как специализация по уровням управления – основу линейного соподчинения нижестоящих вышестоящим.

Высокий уровень управления производством достигается тог­да, когда функции четко распределены между конкретными ис­полнителями и выполняются ими ответственно, при тесном взаимодей­ствии руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Распределение (делегирование) полномочий между руководящими работниками и регламентация конкретных функций управления в сельскохозяйственной организации осуществляется с помощью следующих документов:

полномочия заместителей определяются «росписью полномочий», утверждаемой приказом по организации, как правило, выполненной в виде приложения к этому приказу;

полномочия руководителя любого структурного подразделения устанавливаются на основании положения о подразделении и уточняются его должностной инструкцией.

Документы организационного регламентирования обеспечивают четкое разграничение задач, функций, прав и ответственности каждого звена или работника управления с учетом специфических условий деятельности. Это позволяет исключить дублирование и параллелизм в работе, способствует организации управления всем производством за счет повышения ответственности и укрепления дисциплины во всех звеньях управления, создания нормативно-правовой основы для применения мер дисциплинарного и материального воздействия на руководящих лиц в случаях ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Совершенно очевидно, что все организационно-регламентирующие документы должны быть выполнены в рамках правового поля, устанавливаемого государством, в первую очередь в рамках Гражданского кодекса РФ и Трудового кодекса РФ, иных законов.

В отдельных, относительно сложных случаях, например в открытом акционерном обществе, предусматривается возможность разграничения основных компетенций между первым лицом – председателем правления, генеральным директором и его заместителями в уставе организации. При этом надо хорошо осознавать, что процедура внесения изменений в устав достаточно сложна, а полномочия тех или иных руководящих лиц приходится нередко перераспределять в зависимости от складывающейся ситуации, конкретной стратегии организации. Поэтому стремление «прописать» многое в уставе в части разграничения полномочий в высших эшелонах управления организацией, нередко, так сказать, «обходится боком».

Функции менеджмента были сформулированы в начале XX в. А. Файолем, их пять: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и, наконец, составляет необходимые планы и программы для их реализации.

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией.

Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники - руководители и исполнители - не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента - мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и организационные выводы, связанные с поощрением или наказанием исполнителей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления –это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Организационно-распорядительные (административные) - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

В данном случае задача менеджера состоит в координации действий подчиненных. Эти методы обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину.

Условиями правильного и успешного применения этих методов служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействиепредставляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления

Экономические методы управления . Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями, и, лежащими в их основе, объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект играют основополагающую роль. В управленческой среде бытует мнение, что непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

Экономические методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект.Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, также, как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах:

Планирование

Хозрасчет

Ценообразование

Финансирование

Планирование - это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

Фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;

Фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;

Перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.Главное в планировании как в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ .Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно - объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; текущие потребности организации, на основе этого анализа менеджер должен найтиконкретного способ использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного удовлетворения текущей потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Хозрасчет .Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:

Увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

Совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;

Одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Социально-психологические методы управления . Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% – от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться или уменьшится в несколько раз. Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые морально стимулируют к труду, превращают административные задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение.Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые и формируют здоровые межличностные отношения, это - планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.


Похожая информация.


Управление представляет собой динамичный процесс, осуществляемый и направляемый менеджерами за счет использования различных приемов и способов. Именно из последних и образуется система методов Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления.

Могут классифицироваться по различным признакам. Так, в зависимости от масштабов их использования выделяют системные, общие и локальные Общие методы могут применяться в любых управленческих процессах, системные - только в каких-либо конкретных системах управления, а локальные направленные на отдельные элементы управленческих систем. По еще одной классификации методы разделяют по сферам и отраслям управления. Сюда относятся методы, используемые в государственном управлении, торговли, промышленности, бизнесе и т.д.

Немаловажную роль играют не только методы, но и функции управления в менеджменте. Их появление связано с разделением и специализацией труда, так как все управленческие процессы предприятия осуществляются посредством функционального разделения. Любая функция должна создавать такие управленческие условия, посредством которых обеспечивались бы самые эффективные связи между элементами управляемой системы. На современном этапе развития выделяют такие основные функции управления в менеджменте, как:

· Планирование - функция которой заключается в установлении целей и путей по их достижения. Конечным результатом планирования должна быть система планов, состоящих из корпоративных, функциональны планов, планов работников и др.

· Организация (организовывание) - функция управления, занимающаяся разработкой а также распределением полномочий и ответственности.

· Мотивация - функция управления, сущность которой заключается в побуждении человека к деятельности, которая имеет определенную целевую направленность.

· Контроль - функция управления, обеспечивающая достижение организацией своих целей.

Функции управления в менеджменте осуществляются посредством процесса - деятельности, требующей определенной затрат времени и ресурсов. Благодаря такому удалось рассмотреть взаимозависимость и взаимосвязь функции управления. Процесс менеджмента представляет собой последовательность выполнения функций, а если точнее, то последовательность начальных действий по выполнению функций. Связующими процессами в управлении являются процесс принятие решения и процесс коммуникаций. В последнее время сюда относят и процесс целепологания, ведь для начала любой деятельности нужно сначала установить цели функционирования.

Под процессом коммуникации подразумевается обмен информацией между определенным количеством людей. За счет коммуникаций руководители могут получить информацию, которая нужна для принятия решения, и рассказать о принятых решениях работникам предприятия. Когда коммуникации плохо организованы, решения нередко бывают ошибочными. Если говорить о процессе решении - то это выбор альтернативы.

Функции управления в менеджменте приводят менеджеров к принятию самых разнообразных решений. Так, при планировании нужно поставить цель, определить необходимые ресурсы, выбрать способы достижения задач и целей. При организации нужно проработать и управлении, а также провести организацию труда специалистов и рабочих. Процесс мотивации подразумевает установление и анализ неудовлетворенных потребностей, определение стимулирующих воздействие и т.п. Функций контроля предполагает принятие решений по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д.

Таки образом, функции управления в менеджменте должны способствовать приспособлению организационной структуры предприятия к поставленным задачам по осуществлению деятельности, а также подбору сотрудников для конкретной работы, определению прав использования ресурсов организации.

Функция управления - конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами.
Каждая из функций управления имеет специфический характер и особое содержание. Эти функции могут быть неразрывно связаны друг с другом или осуществляться самостоятельно, однако в любом случае они объединены в один целостный процесс.
Функции управления делятся на две группы:
а) конкретные, выделяющиеся по сферам деятельности (производство, материальное обеспечение, сбыт, инновации, маркетинг, кадры, финансы, бухгалтерия);
б) общие, выделяющиеся по этапам (стадиям) управления (большинство специалистов признает, что таких функций пять: планирование, организация, мотивация, координация и контроль).
Сейчас дадим определение этим функциям, а в дальнейшем каждой из них будет посвящена отдельная тема:
1) Планирование - этап процесса управления, на котором определяются цели организации, средства и методы их достижения. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, т.к. после достижения поставленных целей формулируются новые.
2) Организация - этап процесса управления, на котором создаются реальные условия для достижения запланированных целей. Происходит это за счет создания структуры предприятия и обеспечения его всем необходимым для решения поставленных на этапе планирования задач. Посредством этой функции определяется, кто из сотрудников должен выполнять каждое задание и какие для этого потребуются средства.
3) Мотивация - этап процесса управления, на котором менеджер активизирует сотрудников предприятия в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных, так и организационных целей. Менеджмент предприятия ориентируется на два аспекта данной проблемы: мотивацию потребителей товаров и услуг, а также мотивацию трудовых отношений.
Мотивация потребителей товаров и услуг - совокупность стимулов, побуждающих потребителя к покупке. Чтобы создать продукт (как материальный, так и услугу), который будет приобретен клиентом, необходимо знать причины и цели, заставляющие его совершить покупку.
Мотивация трудовых отношений - совокупность стимулов, по- буждающихработников к активной трудовой деятельности.
В этих целях используются:
— стимулирование - побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
— собственно мотивирование - создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от нее).
4) Координация - этап процесса управления, на котором обеспечивается согласованность действий всех звеньев системы управления и совершенствуется установленный режим работы. Осуществляется координация путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, их корректировки, увязывания деятельности работников предприятия, особое внимание при этом уделяется созданию эффективной системы обратной связи, т.е. получению данных о результатах деятельности организации.
5) Контроль - этап процесса управления, на котором предприятие удерживается на выбранном пути за счет сравнения показателей его деятельности с ранее выработанными планами.
Контроль существует в трех видах:
— предварительный контроль используется в трех ключевых областях: в области человеческих ресурсов достигается за счет анализа деловых и профессиональных знаний и качеств, необходимых для решения конкретных задач организации; в области материальных ресурсов - это контроль за качеством сырья; в области финансовых ресурсов - бюджет;
— текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций;
— заключительный контроль используется после выполнения работы с целью недопущения ошибок в будущем.
Реализация рассмотренных функций управления достигается за счет применения различных методов. Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Методы управления могут применяться как по отношению к трудовым коллективам в целом, так и к отдельным работникам, их можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Подробно остановимся на каждой из этих групп.
Регламентирующие методы включают в себя:
а) Организационные методы, за счет которых реализуется организационная функция управления (методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения общественных мероприятий и т.д.). С помощью этих методов проектируется и учреждается организация, ее работа нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Организационные методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации.
б) Административные методы в основном опираются на власть и права руководителя, установленные в организации дисциплину и ответственность и оказывают прямое воздействие на управляемый объект (обязательное предписание: приказ, запрет и т.п.; согласительные методы: консультация, поиск компромиссов; рекомендации, пожелания: совет, разъяснение, предложение и т.п.). Эти методы призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда, они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
К регламентирующим методам управления относятся:
а) Метод руководства на основе инструкций и контроля, который предполагает, что руководители не делегируют своих полномочий подчиненным, активность которых подавлена. Этот метод дает хорошие результаты, когда цели четко определены, имеются ресурсы, отработана технология и требуется только четкая и качественная работа.
б) Метод руководства на основе делегирования, который предполагает перевод руководства и ответственности на более низкий уровень при условии создания эффективной системы контроля.
Стимулирующие методы включают в себя:
а) Экономические методы — совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и отдельной личности, т.е. поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта (хозрасчет, ценообразование, финансирование, система заработной платы и премирования и т.п.).
б) Социально-психологические методы — совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на протекающие в них социальные процессы (усиление мотивации, согласование целей личности и фирмы, формирование общих ценностей). Эти методы нацелены на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также раскрытие личных способностей каждого работника.
К стимулирующим методам управления относятся:
а) Метод руководства посредством мотивации, основанный на удовлетворении требований, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможности интеграции потребностей человека с целями организации, становящейся для него «родным домом».
б) Метод руководства, нацеленного на результаты, предполагающий определение результатов при децентрализованной системе руководства, т.е. каждому подразделению предписывается достижение конкретных результатов.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается смысл понятия «менеджмент»?
2. Опишите различия между древними и современными организациями.
3. С чем связано возникновения менеджмента как науки?
4. Какие научные подходы к управлению сформировали современный менеджмент?
5. В чем состоит суть подхода к управлению с точки зрения научных школ?
6. Кто является основоположником школы научной организации управления? Когда она появилась и какие идеи выдвинула?
7. Охарактеризуйте вклад в развитие менеджмента представителей школы административного управления (классической школы).
8. Какие принципиальные новшества внесли в науку управления школа человеческих отношений и бихевиористская школа?
9. С чем связано появление школы науки управления (количественного подхода) и в чем состоит ее характерная особенность?
10. Покажите разницу между процессным, системным и ситуативным подходами к управлению.
11. Дайте характеристику американского менеджмента и факторов, определяющих структуру управления американских предприятий.
12. Раскройте специфику японского менеджмента. Какие факторы определяют структуру управления японских предприятий?
13. Каким образом шло развитие менеджмента в нашей стране в советский период?
14. На каких взглядах базируется сложившаяся в России к настоящему времени новая парадигма управления?
15. Дайте определение понятия «функция управления». В чем состоит разница между общими и конкретными функциями управления?
16. Перечислите и охарактеризуйте известные вам общие функции управления.
17. Какой смысл вкладывается в понятие «метод управления»?
18. Охарактеризуйте регламентирующие методы управления.
19. В чем состоит суть стимулирующих методов управления?