Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Понятие фотокомпозиции в художественной фотографии Требования к композиции в живописи и в фотографии

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Понятие фотокомпозиции в художественной фотографии Требования к композиции в живописи и в фотографии

Тема урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки»

Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

Обучать правилам работы фотографического искусства. Законам композиции. Правилу золотого сечения. Роли света в фотографии.

Развивать понимания фотографического изображения -как художественная условность.

Воспитывать любовь к окружающей нас действительности, эстетический вкус через фотоснимок.

Оборудование для учителя: презентация, необходимый информационный материал.

Оборудование для учеников: тетради, компьютеры, фотоаппараты.

Структура урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2.Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.

Сообщение новых знаний

а) Знакомство с понятием композиция.

б) Приёмы композиции.

в)правила композиции.

г) Фотограф - тоже художник.

д) Что такое Золотое сечение?

е) Фотография. Фотопортрет.Знакомство с творчеством фотографов.

ж) Анализ фотографий. Сравнение.

н)Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

3.Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4.Объяснение выполнение задания.

5.Подведение итогов. Вопросы по новому материалу. Выдача домашнего задание на дом.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята тема нашего с вами урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки». Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

2. Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.Давайте свами вспомним прошлый ваш урок,с чем был он связан? Что именно изобрёл Луи Жак Даггер?.

А на ваш взгляд, в чем ценность фотографии? В чем её значимость?

Как вы уже знаете но я напомню 7 января 1839 года появилась первая фотография. Этому событию мы обязаны Луи Жак Даггеру, который изобрел метод получения изображения на солях серебра. В этом же году был изобретен первый негатив Фоксом Тальботом. Тальбот смог добиться улучшения качества фотоизображений с помощью изобретенного им отпечатка фотографии - негатива. Благодаря этой новой возможности снимки теперь можно было копировать. Первые цветные снимки появились в 1840 году, бралось черно-белое фото и ретушировалось с помощью акварели. В начале 19 века в России стали изготавливаться первые фотографические камеры. Благодаря русскому изобретателю А. Ф. Грекову был создан первый фотографический аппарат.
В 1889 г. в истории фотографии закрепляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру «Кодак.»

Фотография никого не может оставить к себе равнодушным. Для одних фотография - это возможность похвастаться перед друзьями тем как и где ты провел выходные, что выливается в спектр эмоций, для других, фотография - это хобби (снимают все и всех), для третьих фотография - это искусство.

А)Но каждое искусство выполняется по каким либо законам или правила,приемы.Так и в фотографии применяют знания о композиции.а вы знаете,что такое Композиция?

Композиция -составление,соединение, сочетание различных частей одного целого в соответствии с какой либо идеей.Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства стал употребляться начиная с эпохи Возрождения.

Словом « композиция » называют картину как таковую-как органическое целое с выраженным смысловым единством, объединение рисунка, цвета, сюжета. Не важно в какому жанру относится картина и в какой манере она выполнена, её называют термин «композиция» как законченное произведение искусства.

Б)Существуют приёмы композиции их количество составляет 13 .(слайды, фотографии где используются эти приёмы.)

С высоты птичьего полета;

Аллейная;

Зигзагообразная;

Фризовая;

Гротовая;

Кулисная;

Центральная;

Пусто-пусто (заниженная, завышенная линия горизонта)

Змеевидная;

Спиралевидная.

В) Правила композиции.

Композиция должна казаться естественной органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить к ней.

Для достижения целостности нужно выделить главное то есть центр. Центр композиции - объединив светом,тоном, или колоритом

Целостность композиции зависит от способности художника выделить главное, взаимосвязи элементов между собой.

Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Части не могут меняться местами без ущерба для целого;

Ни один новый элемент не может быть присоединен без ущерба для целого

Г) Фотограф - тоже художник. Художником использует для создания своего произведения кисть,краски,а фотограф- фотоаппарат. Художник передает смысл,значимость того или иного времени в своих произведениях.информация содержится на холсте. А фотограф в мгновенном схваченном кадре, запечатление мгновения. Мы можем отдать должное труду фотографов. Их мастерству.

Д) Что такое Золотое сечение?

В наше время уже нетрудно поверить, что лирическое начало любого художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой. Древним же в этом отношении было куда труднее. Однако и они, и в первую очередь выдающиеся мастера эпох античности и Возрождения, постоянно стремились «проверить алгеброй гармонию», обуздать (а значит - и обогатить) творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на учение о пропорциях, которое, например, при построении человеческих фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.

Почетное место в ряду символических величин занимало золотое сечение, олицетворяющее равновесие знания, чувств и силы. В средние века изучение золотого сечения было продолжено. Так, оно обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи, выдающегося итальянского математика XIII века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое следующее число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения.

Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют числам Фибоначчи. При его делении на квадрат и другой прямоугольник последний сохраняет то же соотношение сторон. Выдающийся немецкий астроном XVI-XVII веков И. Кеплер сравнивал феноменальное воспроизведение пропорцией самое себя со способностью Бога «творить подобное из подобного».

Хорошо известная в эпоху Возрождения, эта пропорция вплоть до середины позапрошлого столетия была почти забыта, и уже в нынешнем веке вновь изучена рядом ученых и архитекторов, но об этом в следующей статье…

Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Число, называемое золотым сечением (равное примерно 1,62 и обозначаемое как Φ), входит в тройку самых известных иррациональных чисел

Золотое сечение в фотографии.

Примером использования золотого сечения в фотографии является расположение ключевых компонентов кадра в точках, которые расположены в 3/8 и 5/8 от краев кадра. Можно это проиллюстрировать следующим примером.

Вот фотография кота, который расположен в произвольном месте кадра.

Теперь условно поделим кадр на отрезки, в пропорции по 1.62 общей длины от каждой стороны кадра. В местах пересечения отрезков и будут основные "зрительные центры", в которых стоит разместить необходимые ключевые элементы изображения. Перенесем нашего кота в точки "зрительных центров".

Вот так теперь выглядит композиция. Правда, гораздо лучше.

Ещё раз повторюсь. Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Н) Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

Как вам уже известно.Каждая картина художника не просто нарисованные или изображенные предметы, написанный пейзажа повествуют нам о чем -то,рассказывают. Так и фотография может нам рассказать нам о деятельности человека -если он изображён на фотографии, даже внутренний мир.каждая фотография может вызывать эмоциональное отношение, то ли это радость, или печаль, боль, переживания, тревогу. Имеет настроение. Глядя на снимок можно даже определить её название. Свет -изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте постановочный, а свет в пейзаже природный. Передача свето-цветового состояния природы-средство эмоциональной -образной выразительности фото пейзажа. Природные и световые эффекты (дождь,туман,фейерверк)как тема фотосьёмки. Культура и образные возможности света в фотографии, превращение его в «природность « в «художественность». Таким образом можно сказать Фотография-документальный рассказ о снимаемом объекте. выбор объекта сьёмки- это и есть искусство видения. Тут действует основной закон изобразительного искусства: все прошло мимо, не увидел интересного, а я художник, увидел, передал, зафиксировал.

Здесь главное нерв художественного развития -культура зрения, умение обостренно видеть выразительность объекта, выразительность кадра.

Точка съёмки и ракурс -художественно- выразительные средства фотографии.

Ж) Анализ фотографий. Сравнение.Давайте с вами попробуем противопоставить две фотографии. Сравним их. Что вы чувствуете глядя на снимки.ваше отношение радость или напряжённое состояние. Сразу видно что снимки отличаются между собой. Снимок с лева более напряженный обратите внимание на цвет он играет тоже не мало важную роль, дополняет содержание фотографии. Перенесите взгляд на лицо девушки,что вы мне можете о нем сказать?Глаза как вы знаете зеркалом души. Взгляд грустный, встревоженный,напряженный. Одежда подчеркивает эту напряженность. О напряженности говорят нам волосы взъерошенные.Складывается ощущение ветра за её спиной. Поза и сам ракурс может нам много сказать. Она обращена к зрителю в три четвертей мы можем только догадывается она проходит мимо нас, или уходит и повернулась посмотреть нам вслед. Настолько интересная работа-даже не получается назвать её просто снимком. Это целое произведение. Взгляд девушки останется смотреть на потомков многих поколений и он будет загадкой.

А снимок с права отличается настроением,цветом,колоритом. Поза говорит о легкости подъёме сил, эмоций радостном настроении. Глаза наполнены светом,улыбка -выражает радостное настроение. Взгляд -поднят в верх. Легкая мечтательность.

3)Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4)Объяснение выполнение задания. Вы должны дома попробовать пофотографировать. Можно домашних животных, родителей, братьев,сестёр, парней, девушек. Только фотография должна сочетать все правила приемы которые мною были вам сообщены. снимок не должен быть пустым. Должна быть заложена идея. Перед тем, как начать пофотографировать подумайте. Что вы хотите рассказать,передать. Может выбранный вами человек настолько вам симпатичен,что можно даже предать через фото этого человека передать и ваше отношение к нему.Используя цвет, свет, ракурс, масштаб..

5)Подведение итогов.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Многие из тех, кто берут в руки какой-либо гаджет, чтобы сделать фотографию, думают, что этот самый гаджет сделает всё за них. Нынче камеры действительно делают многое за фотографа - к примеру, рассчитывают экспозицию (то есть регулируют яркость снимка).

Да, они могут справиться с технической стороной вопроса, и то, пока дело не дошло до сложных условий освещения. Но вот творческая составляющая лежит целиком и полностью на плечах человека, который держит камеру в руках и смотрит в видоискатель.

В первой серии уроков я бы хотел рассмотреть понятие фотокомпозиции и изложить основные принципы построения снимка. Эти принципы позволят вам понять, как хорошо фотографировать.

Что такое фотокомпозиция

Говоря очень упрощённо, фотокомпозиция - это упорядоченное расположение элементов в кадре. Если человек с камерой не будет применять правила построения снимка, то он может испортить самый изумительный сюжет. И напротив, руководствуясь принципами фотокомпозиции, он сможет превратить фотографию самого обыденного предмета в шедевр.

Композицию можно изучать годами, на эту тему написано множество книг, так как она невероятно многогранна и сложна.

Но даже если начать применять всего несколько основных правил композиции во время съёмки, то ваши фотографии будут получаться гораздо лучше.

Правило третей является одним из самых главных принципов построения изображения. Каждый, кто хоть немного увлекается фотографией, знает этот принцип и применяет его во время съёмки.

Суть в том, чтобы поровну поделить кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Точки пересечения этих линий являются «сильными» местами в кадре, и в этих точках лучше всего размещать главный объект съёмки, например, лицо человека.

На примере вы видите, как фотограф использовал это правило:

  • пик вулкана находится на пересечении двух линий,
  • правый край дорожки идёт вдоль вертикальной линии
  • горизонт находится практически на верхней линии.

В большинстве современных камер, будь это фотоаппарат или телефон, есть функция отображения линий третей в видоискателе или на дисплее, которая сможет вам пригодиться во время съёмки.

Нечётное количество элементов

Следующее правило гласит, что в кадре стоит располагать нечётное количество элементов: один, три или пять смотрятся гораздо гармоничней, чем два или четыре элемента.

Это связано с тем, что глаз двигается по кадру, прыгая от одной точки к другой. Когда на снимке запечатлено два элемента, он пытается найти опору между ними и не может. В результате у зрителя возникает чувство дискомфорта.

Существует понятие негативного пространства, то есть свободного места в кадре вокруг объекта съёмки. Например, пространство вокруг человека в портрете. Такого пространства должно быть достаточно, чтобы важному элементу в кадре было свободно. Если слишком сильно обрезать кадр, то может возникать чувство, будто объекту съёмки тесно в границах снимка.

Наличие пространства стоит также учитывать при съёмке движения. Если вы фотографируете двигающийся объект, постройте кадр так, чтобы ему было куда двигаться. То есть, снимая автомобиль на дороге, который едет слева направо, расположите его в левой трети снимка.

При фотосъёмке людей нужно оставлять пространство для взгляда, так как глаз зрителя невольно пытается проследить, куда смотрит человек на фото, и если взгляд модели сразу упирается в границу кадра, зрителю снова становится некомфортно.

Если вы, снимая черепаху на пляже со множеством следов на песке, не подойдёте достаточно близко, эта черепаха потеряется в кадре. Глазу будет трудно отыскать, что же собственно вы фотографировали. Кадр нужно заполнять объектом съёмки, чтобы у зрителя не возникало вопросов, что хотел показать фотограф.

То же касается любых сцен, где много различных элементов, кроме основного. Например, оживлённая улица. На ней много машин, прохожих, домов, проводов, рекламных вывесок и остального. Все эти детали отвлекают внимание на себя от главного объекта съёмки.

Если вы увидели какой-то интересный объект, исключите из кадра всё лишнее и оставьте только те элементы, которые усиливают главный из них или помогают рассказать историю.

Выше я уже несколько раз говорил о комфорте для зрителя, который смотрит на нашу фотографию. Важную роль в этом комфорте играет равновесие элементов на снимке.

Если расположить все объекты съёмки с одной стороны кадра, а с другой не будет ничего, что их бы уравновешивало, то одна часть фотографии будет перегружена, и при попытке посмотреть на другую сторону глаз не сможет найти зацепки. В результате тот самый комфорт будет потерян.

Основой равновесия может служить не только какой-либо объект, но также его тональность или цвет. На примере светлая лодка на переднем плане уравновешивается тёмными крышами и лодками на заднем плане.

В работах многих фотографов вы сможете найти явные нарушения перечисленных правил, ведь фотография - это творческий процесс, а в творчестве не может быть никаких правил.

Однако стоит помнить, что прежде чем нарушать принципы композиции, сперва нужно научиться уверенно их применять.

В следующих уроках вы узнаете, как использовать точку съёмки, глубину резкости, разные форматы кадра и другие секреты фотографа.

  • 2. Как хорошо фотографировать: перспектива в композиции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках допускается только при наличии активной ссылки на сайт .

Тема урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки»

Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

Задачи:

Обучать правилам работы фотографического искусства. Законам композиции. Правилу золотого сечения. Роли света в фотографии.

Развивать понимания фотографического изображения –как художественная условность.

Воспитывать любовь к окружающей нас действительности, эстетический вкус через фотоснимок.

Оборудование для учителя: презентация, необходимый информационный материал.

Оборудование для учеников: тетради, компьютеры, фотоаппараты.

Структура урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2.Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.

Сообщение новых знаний

а) Знакомство с понятием композиция.

б) Приёмы композиции.

в)правила композиции.

г) Фотограф – тоже художник.

д) Что такое Золотое сечение?

е) Фотография. Фотопортрет.Знакомство с творчеством фотографов.

ж) Анализ фотографий. Сравнение.

н)Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

3.Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4.Объяснение выполнение задания.

5.Подведение итогов. Вопросы по новому материалу. Выдача домашнего задание на дом.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята тема нашего с вами урока: «Грамота фотокомпозиции и сьёмки». Цель: Формировать представления о фотографическом искусстве. Грамоте фотографирования и операторского искусства.

2. Беседа о полученных знаниях на предыдущем уроке.Давайте свами вспомним прошлый ваш урок,с чем был он связан? Что именно изобрёл Луи Жак Даггер?.

А на ваш взгляд, в чем ценность фотографии? В чем её значимость?

Как вы уже знаете но я напомню 7 января 1839 года появилась первая фотография. Этому событию мы обязаны Луи Жак Даггеру, который изобрел метод получения изображения на солях серебра. В этом же году был изобретен первый негатив Фоксом Тальботом. Тальбот смог добиться улучшения качества фотоизображений с помощью изобретенного им отпечатка фотографии - негатива. Благодаря этой новой возможности снимки теперь можно было копировать. Первые цветные снимки появились в 1840 году, бралось черно-белое фото и ретушировалось с помощью акварели. В начале 19 века в России стали изготавливаться первые фотографические камеры. Благодаря русскому изобретателю А. Ф. Грекову был создан первый фотографический аппарат.
В 1889 г. в истории фотографии закрепляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру «Кодак.»

Фотография никого не может оставить к себе равнодушным. Для одних фотография – это возможность похвастаться перед друзьями тем как и где ты провел выходные, что выливается в спектр эмоций, для других, фотография – это хобби (снимают все и всех), для третьих фотография – это искусство.

А)Но каждое искусство выполняется по каким либо законам или правила,приемы.Так и в фотографии применяют знания о композиции.а вы знаете,что такое Композиция?

Композиция –составление,соединение, сочетание различных частей одного целого в соответствии с какой либо идеей.Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства стал употребляться начиная с эпохи Возрождения.

Словом « композиция » называют картину как таковую-как органическое целое с выраженным смысловым единством, объединение рисунка, цвета, сюжета. Не важно в какому жанру относится картина и в какой манере она выполнена, её называют термин «композиция» как законченное произведение искусства.

Б)Существуют приёмы композиции их количество составляет 13 .(слайды, фотографии где используются эти приёмы.)

Контарь;

С высоты птичьего полета;

Веерная;

Аллейная;

Зигзагообразная;

Фризовая;

Гротовая;

Кулисная;

Центральная;

Жалюзи;

Пусто-пусто (заниженная, завышенная линия горизонта)

Змеевидная;

Спиралевидная.

В) Правила композиции.

Композиция должна казаться естественной органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить к ней.

Для достижения целостности нужно выделить главное то есть центр. Центр композиции - объединив светом,тоном, или колоритом

Целостность композиции зависит от способности художника выделить главное, взаимосвязи элементов между собой.

Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Части не могут меняться местами без ущерба для целого;

Ни один новый элемент не может быть присоединен без ущерба для целого

Г) Фотограф – тоже художник. Художником использует для создания своего произведения кисть,краски,а фотограф- фотоаппарат. Художник передает смысл,значимость того или иного времени в своих произведениях.информация содержится на холсте. А фотограф в мгновенном схваченном кадре, запечатление мгновения. Мы можем отдать должное труду фотографов. Их мастерству.

Д) Что такое Золотое сечение?

В наше время уже нетрудно поверить, что лирическое начало любого художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой. Древним же в этом отношении было куда труднее. Однако и они, и в первую очередь выдающиеся мастера эпох античности и Возрождения, постоянно стремились «проверить алгеброй гармонию», обуздать (а значит - и обогатить) творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на учение о пропорциях, которое, например, при построении человеческих фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.

Почетное место в ряду символических величин занимало золотое сечение, олицетворяющее равновесие знания, чувств и силы. В средние века изучение золотого сечения было продолжено. Так, оно обогатилось работами Леонардо Пизанского, прозванного Фибоначчи, выдающегося итальянского математика XIII века. Создав бесконечный ряд, в котором каждое следующее число является суммой двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21…), он установил, что соотношение соседних чисел близко к пропорции золотого сечения.

Замечательными свойствами обладает прямоугольник, стороны которого соответствуют числам Фибоначчи. При его делении на квадрат и другой прямоугольник последний сохраняет то же соотношение сторон. Выдающийся немецкий астроном XVI–XVII веков И. Кеплер сравнивал феноменальное воспроизведение пропорцией самое себя со способностью Бога «творить подобное из подобного».

Хорошо известная в эпоху Возрождения, эта пропорция вплоть до середины позапрошлого столетия была почти забыта, и уже в нынешнем веке вновь изучена рядом ученых и архитекторов, но об этом в следующей статье…

Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Число, называемое золотым сечением (равное примерно 1,62 и обозначаемое как Φ), входит в тройку самых известных иррациональных чисел

Золотое сечение в фотографии.

Примером использования золотого сечения в фотографии является расположение ключевых компонентов кадра в точках, которые расположены в 3/8 и 5/8 от краев кадра. Можно это проиллюстрировать следующим примером.

Вот фотография кота, который расположен в произвольном месте кадра.

Теперь условно поделим кадр на отрезки, в пропорции по 1.62 общей длины от каждой стороны кадра. В местах пересечения отрезков и будут основные "зрительные центры", в которых стоит разместить необходимые ключевые элементы изображения. Перенесем нашего кота в точки "зрительных центров".

Вот так теперь выглядит композиция. Правда, гораздо лучше.

Ещё раз повторюсь. Золотое сечение - это иррациональное соотношение, которое возникает при делении отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Н) Фотография может говорить. Ракурс в фотографии. Свет.

Как вам уже известно.Каждая картина художника не просто нарисованные или изображенные предметы, написанный пейзажа повествуют нам о чем –то,рассказывают. Так и фотография может нам рассказать нам о деятельности человека –если он изображён на фотографии, даже внутренний мир.каждая фотография может вызывать эмоциональное отношение, то ли это радость, или печаль, боль, переживания, тревогу. Имеет настроение. Глядя на снимок можно даже определить её название. Свет –изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте постановочный, а свет в пейзаже природный. Передача свето-цветового состояния природы-средство эмоциональной –образной выразительности фото пейзажа. Природные и световые эффекты (дождь,туман,фейерверк)как тема фотосьёмки. Культура и образные возможности света в фотографии, превращение его в «природность « в «художественность». Таким образом можно сказать Фотография-документальный рассказ о снимаемом объекте. выбор объекта сьёмки- это и есть искусство видения. Тут действует основной закон изобразительного искусства: все прошло мимо, не увидел интересного, а я художник, увидел, передал, зафиксировал.

Здесь главное нерв художественного развития –культура зрения, умение обостренно видеть выразительность объекта, выразительность кадра.

Точка съёмки и ракурс –художественно- выразительные средства фотографии.

Ж) Анализ фотографий. Сравнение.Давайте с вами попробуем противопоставить две фотографии. Сравним их. Что вы чувствуете глядя на снимки.ваше отношение радость или напряжённое состояние. Сразу видно что снимки отличаются между собой. Снимок с лева более напряженный обратите внимание на цвет он играет тоже не мало важную роль, дополняет содержание фотографии. Перенесите взгляд на лицо девушки,что вы мне можете о нем сказать?Глаза как вы знаете зеркалом души. Взгляд грустный, встревоженный,напряженный. Одежда подчеркивает эту напряженность. О напряженности говорят нам волосы взъерошенные.Складывается ощущение ветра за её спиной. Поза и сам ракурс может нам много сказать. Она обращена к зрителю в три четвертей мы можем только догадывается она проходит мимо нас, или уходит и повернулась посмотреть нам вслед. Настолько интересная работа-даже не получается назвать её просто снимком. Это целое произведение. Взгляд девушки останется смотреть на потомков многих поколений и он будет загадкой.

А снимок с права отличается настроением,цветом,колоритом. Поза говорит о легкости подъёме сил, эмоций радостном настроении. Глаза наполнены светом,улыбка –выражает радостное настроение. Взгляд –поднят в верх. Легкая мечтательность.

3)Знакомство с профессиональным фотоаппаратам искусством света, обработки фотографии.

4)Объяснение выполнение задания. Вы должны дома попробовать пофотографировать. Можно домашних животных, родителей, братьев,сестёр, парней, девушек. Только фотография должна сочетать все правила приемы которые мною были вам сообщены. снимок не должен быть пустым. Должна быть заложена идея. Перед тем, как начать пофотографировать подумайте. Что вы хотите рассказать,передать. Может выбранный вами человек настолько вам симпатичен,что можно даже предать через фото этого человека передать и ваше отношение к нему.Используя цвет, свет, ракурс, масштаб..

5)Подведение итогов.

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.



Похожие публикации

Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз