Проблемные аспекты предотвращения кризисной ситуации в организации. Роль диагностики в предупреждении кризисов организации. Условно, весь комплекс действий в отношении персонала, можно разделить на две составляющих

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) является категорией микроэкономической. Его можно определить как систему мер воздействия на социально-экономические отношения , складывающиеся на уровне предприятия при предупреждении кризиса, реагировании на него и изучении его последствий.  


МВФ не вправе глубоко вмешиваться во внутренние дела стран-членов, за исключением кризисных периодов, когда страна-член обращается к МВФ за содействием. Он вправе направлять специалистов и проводить консультации, но у него нет ни мандата, ни инструментов для вмешательства в обычное время. Его задача - управление кризисом , а не предупреждение кризиса, поэтому на этот раз ему похвастаться нечем. Я проанализировал недостатки в рецептах МВФ в предыдущих главах, сейчас же следует рассмотреть роль, которую МВФ сыграл в нездоровом расширении международного кредита. Это подводит нас ко второму крупному дефекту нынешней архитектуры финансовой системы -так называемой концепции морального риска.  

Я уже стал свидетелем достаточного числа политических и финансовых кризисов , чтобы понять никогда не рано заняться предупреждением кризиса. На ранних стадиях вмешательство происходит сравнительно безболезненно и с меньшими затратами впоследствии ущерб и затраты растут по экспоненте. Сумма в размере 15 млрд. дол., предназначенная для выплаты пенсий и пособий по безработице в России в 1992 г., изменила бы ход истории впоследствии израсходовали намного больше и с намного меньшим эффектом. Возьмем пример Югославии если бы западные демократии возражали против отмены Слободаном Милошевичем автономии Косово в 1989 г., можно было бы избежать боснийской войны и нынешних боев в Косово. В то время, чтобы предупредить укрепление власти Милошевича, можно было ограничиться дипломатическим и финансовым нажимом впоследствии же потребовалось военное вмешательство.  

Оценить успехи в предупреждении кризисов трудно, поскольку учитываются лишь неудачи. Но я не сомневаюсь в том, что фонды внесли весомый вклад в основание того, что я именую открытым обществом . Интересно отметить, что эффективность фондов, как правило, выше там, где условия их деятельности оказываются менее благоприятными. К примеру, в Югославии фонд устоял перед попыткой правительства закрыть его, и он является практически единственной опорой для людей, которые не утратили веру в демократию. У фонда есть отделение в Косово, так что голос открытого общества может быть услышан даже в разгар боев несомненно, он сыграет конструктивную роль, как только бои прекратятся. Это уже случилось в Боснии в то время как в военных действиях сербы, мусульмане и хорваты противостояли друг другу , фонд никогда не отказывался от идеи открытого общества , где со всеми гражданами обращаются одинаково. Теперь он функционирует в Республике Сербской, а также в боснийской и хорватской частях страны, а управляет им совет из представителей всех национальностей. В Беларуси президент-диктатор вынудил закрыть фонд. Он теперь действует из-за рубежа и еще более эффективно, чем прежде.  

Ориентация на прибыль. Проблемный менеджмент, конечно, служит для предупреждения кризисов, но его реальной целью является и защита организации от воздействия отрицательных внешних факторов, а также последовательное улучшение работы компании, повышение ее доходности и ликвидности путем использования вновь возникающих возможностей.  

Разнообразие применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет их объединить в рамках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе проведения политики предупреждения кризиса, внесудебная Или досудебная санация -в результате реализации политики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация -при политике жесткого следования нормам законодательства.  

Существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.  

Проблемный менеджмент служит прежде всего для предупреждения кризисов. Его реальной целью является защита организации от воздействия отрицательных внешних факторов, но также и улучшения работы компании, повышения ее рентабельности посредством использования возникающих возможностей.  

Система предупреждения кризиса банка и механизм его оздоровления. Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковским законодательством устанавливается, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны  

Что такое система предупреждения кризиса банка  

Теории о возможности предупреждения кризисов перепроизводства (и, следовательно, бескризисного развития капитализма)  

Превентивные меры по предупреждению кризиса и банкротства Финансовое оздоровление субъекта  

В подобных условиях проблема предупреждения финансовой несостоятельности (банкротства), если предприятие еще функционирует нормально, и поиска оптимальных путей выхода из кризиса, если он уже имеет место, приобретает особую актуальность. Решение ее заключается в эффективном антикризисном регулировании и управлении предприятием.  

Содержание антикризисного регулирования - категории макроэкономической - составляют меры государственного организационно-экономического и нормативно-правового воздействия на предприятия на стадиях предупреждения, реагирования и изучения кризисов.  

Тревога нарастала. Все изложенные здесь соображения и рекомендации звучали на научных совещаниях и экономических советах, в периодических изданиях . Политика властей многим представлялась как неразумная и непоследовательная, звучала критика, перечислялись ошибки. Но хотелось бы подчеркнуть при всей важности тех или иных конкретных мер, связанных с валютным, курсом, с тонкими деталями регулирования банковской деятельности, даже со знаменитой пирамидой ГКО, в построении которой критики без устали обличали правительство - все это не главное. Эти меры могли, быть может, оттянуть кризис на какое-то время, облегчить связанные с ним тяготы - но сам кризис был неизбежен. Ибо парламент России вопреки предупреждениям экономистов-реформаторов из года в год принимал дефицитные государственные бюджеты , наращивая объемы государственного долга . Иными словами, в бедах России опять-таки виноваты не сами по себе рыночные реформы, а те условия двоевластия, в которых они проходили.  

В целом, сложившаяся политика направлена на ликвидацию и компенсацию негативных последствий природопользования в то время, когда в развитых странах основные усилия предпринимаются по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды . В условиях экологического кризиса и нехватки ресурсов рациональная политика должна сочетать преимущественно два подхода  

Все это позволяет говорить о возможности управления кризисами на уровне предприятия. Антикризисное управление деятельностью предприятия - выработка и реализация руководством предприятия экономической политики по предупреждению несостоятельности хозяйствующего субъекта, а в случае ее наступления - по оздоровлению состояния предприятия. Главная функция антикризисного управления состоит в том, что оно помогает предприятию перескочить на новый, более высокого уровня виток спиралевидного развития.  

Тем не менее страны-члены группировки активизируют свою деятельность не только в целях развития региональной интеграции, но и по преодолению последствий кризиса, разразившегося в Восточной и Юго-Восточной Азии в середине 1997 г. и вызвавшего тяжелые экономические и социальные последствия во многих странах региона. Так, уже в начале 2000 г. рассматривались планы создания регионального антикризисного фонда. Реализации идеи, с которой первоначально выступила Япония, помешала жесткая негативная реакция со стороны МВФ, который не согласился с перспективой учреждения обособленного Азиатского валютного фонда (АВФ). Однако страны-участницы намерены продолжить длящиеся уже несколько лет переговоры на эту тему в интересах подключения к процессу Республики Корея и других государств субрегиона и создания регионального механизма мониторинга (в качестве составной части системы раннего предупреждения) для наблюдения за экономической ситуацией в Восточной и Юго-Восточной Азии.  

Предупреждение возникновения кризисных ситуаций предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развиться в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению. Ошибки и проблемы, допущенные при. Общим правилом для всех бирж стал, например, запрет на манипуляцию гражданское общество и содействовать верховенству закона и созданию демократического государства с независимым сектором бизнеса. Каждым фондом управляет совет из местных граждан, которые определяют локальные приоритеты. Предупреждение кризисов можно считать успешным, если кризисы не возникают. Деньги, которые мы расходуем, намного меньше тех сумм, которые были бы необходимы после того, как кризис разразился. Я предоставил 50 млн. дол. в распоряжение Верховного комиссара ООН по делам беженцев в декабре 1992 г. для оказания гуманитарной помощи жителям Сараева, и эти деньги были потрачены исключительно удачно. Под руководством весьма способного организатора помощи Фреда Кьюни (Fred Сипу), который впоследствии погиб в Чечне, была построена альтернативная система водоснабжения, установлен электрогенератор в больнице, люди были обеспечены семенами для выращивания овощей на небольших участках и балконах и т.д. Тем не менее я расценил свой дар как поражение было бы намного лучше, если бы кризис удалось предотвратить, а деньги были потрачены в странах, которые не подверглись опустошению.  

В качестве важных средств оптимизации взаимодействия государства и бизнеса, предупреждения кризисов в РФ академик А. Г. Аганбегян предлагает повышение ответственности государства и его аппарата за экономические решения , особенно по вопросам девальвации рубля, ставок налогообложения, ограничения и запрещения деятельности хозяйствующих субъектов1.  

Хорошим примером этого был кризис американской корпорации сельскохозяйственного кредита. В какой-то момент казалось, что корпорация может обанкротиться. Инвесторы начали сбрасывать облигации сельскохозяйственного кредита, потому. что уже прозвучало предупреждение о возможности неприятностей, и они погубили бы свою репутацию, оставшись рядом с опасностью. Но в эпоху, когда банкротство недопустимо, когда Правительство США спасает даже такие далекие от общенациональных интересов организации, как корпорация hrysler и банк ontinental Illinois, не было ни малейшей возможности, что дадут уйти на дно банку сельскохозяйственного кредита. Совершенным абсурдом было предполагать, что правительство позволит себе не прийти на помощь 80-миллиардной организации, которая кредитует несчастных американских фермеров. Институциональные инвесторы отлично знали это. В том-то все и дело люди, которые по дешевке сбрасывали облигации сельскохозяйственного кредита, не обязательно были тупицами. Они просто не могли себе позволить сохранить эти облигации в своих портфелях. Поскольку Александра не заботило, какое он впечатление производит, он старательно эксплуатировал слабость тех, кто об этом тревожился. (Эта стратегия грозит возможностью профессионального заболевания грубой формой элитаризма человек начинает всех остальных считать идиотами.)  

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность подвергнута различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Одним из наиболее значимых факторов, на наш взгляд, который может привести к кризису на предприятии является недостаток управления.

Качество управления современным предприятием существенно влияет на результаты его деятельности. Ошибки в производственной деятельности и управлении предприятием могут привести к его убыточности и несостоятельности (банкротству). Поэтому неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Мы выявили следующие факторы, которые наиболее существенно влияют на качество управления, это: отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентации на краткосрочные результаты, что, в свою очередь, негативно отражается на среднесрочных и долгосрочных; низкая квалификация и неопытность менеджеров; уход от ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Сегодня на первый план все больше выходят вопросы, связанные с предупреждением зарождения и развития кризисных процессов, а также процедуры их своевременной и достоверной диагностики.

Поэтому хорошо организованное и грамотно управляемое предприятие сможет выйти из сложной ситуации, в отличие от предприятия, управление которым осуществляется неудовлетворительно, даже если текущие финансовые показатели его работы хорошие. Вследствие этого особую актуальность приобретают вопросы построения качественной системы управления предприятием.

С точки зрения проблем предупреждения кризисов на предприятии, методика оптимизации качества управления позволяет своевременно определить эффективность функционирования организации, выявить проблемные участки и принципиальные недостатки в ее деятельности, тем самым, не допустить развития кризисных процессов и убыточную деятельность. Диагностика системы управления не только позволяет определить текущее состояние дел на предприятии на базе финансовых показателей и коэффициентов, но и позволяет оценить деятельность предприятия на перспективу.

Антикризисное управление предлагается рассматривать как комплекс мер, позволяющих своевременно предупреждать зарождение и развитие кризисных процессов на предприятии, разрабатывать и реализовывать наиболее правильный вариант выхода предприятия из состояния кризиса, а также эффективно (с минимальным ущербом для всех субъектов экономической деятельности) ликвидировать факторы проявления кризиса. Другими словами, антикризисное управление заключается в разработке направлений по предупреждению и ликвидации зарождения, развития и последствий кризиса на предприятии.

Таким образом, мы считаем, что наиболее оптимальные пути разрешения кризисных процессов на предприятии на основе повышения эффективности управления следующие: исследование эффективности существующих методик состоятельности предприятия, предупреждения кризисов на различных стадиях развития и обеспечения конкурентоспособности; определение ключевых направлений повышения эффективности управления и критериев качества системы управления на предприятии; разработка практической методики управленческого процесса и оптимизации организационной структуры предприятия; обоснование комплексной методики оптимизации качества управления на предприятии;

Внедрение этих решений в практику антикризисного управления, позволит повысить надежность работы и экономическую эффективность предприятий, а также оздоровить экономику в целом.

Литература: Агафонова, Н. Н. Антикризисное управление [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. универ. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Омега, 2008. – 542 с. Бахвалов, Н. С. Антикризисное управление предприятием [Текст] : учеб. пособие для экономич. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков; под общ. ред. К. В. Балдина. – 4-е изд. – М. : Гардарики; СПб. : Нев. диалект, 2008. – 438 с. Зуб А.Т. Методология антикризисного управления предприятием [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. Б. Юн; под. общ. ред. А. Г. Каргина; авт. вступ. ст. Н. Н. Подкопаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. универ. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Дело, 2008. – 340 с.

Прежде чем говорить о мерах по предотвращению кризиса, необходимо расстаться с надеждой, что существуют организации, в которых любые кризисы можно предотвратить. Даже самым лучшим образом организованный бизнес, действующий в самых благоприятных условиях, может оказаться в кризисе, которого нельзя было избежать. Как говорилось ранее, многим кризисам предшествуют предупреждающие сигналы, которые указывают на возможное наступление кризиса. Иногда кризис похож на дальнего родственника, который появляется неожиданно на пороге вашей квартиры со своими чемоданами и урчащим желудком, чтобы остановиться на пару недель, - никаких предупреждений и милосердия. Многие организации попали в подобную ситуацию после неожиданной резкой девальвации рубля в августе 1998 г. или во время острого финансового дефицита - кризиса, начавшегося в 2008 г.

Однако в большинстве случаев кризис можно предотвратить с помощью идентификации предупреждающих сигналов и выявления проблем, до того как они превратятся в монстров кризиса. Как можно выявить проблемы и предотвратить кризис? Это можно сделать, если в компании ведется последовательная работа по предотвращению превращения малых, незначительных проблем в большие, если наивно не надеются, что можно оставить проблемы как они есть, в ожидании, что они магическим образом исчезнут, и все опять будет в порядке.

Данная глава описывает меры по предотвращению кризиса в большинстве организаций и пути поиска успешного выхода из кризиса. Эти меры подразделяются, прежде всего, на организационные и экономические.

Организационные меры по предотвращению кризиса

У организаций есть, по крайней мере, два способа остановить развитие кризиса.

  • 1. Стараться избежать появления проблем, способных вызвать кризис, т.е. действовать так, чтобы минимизировать вероятность возникновения кризиса.
  • 2. Если кризис все-таки затронул организацию, выявить существующие сферы деятельности организации, затронутые кризисом, и предпринимать действия для локализации и минимизации потенциального ущерба.

Рассмотрим последовательно, какие действия можно предпринять, двигаясь в этих двух направлениях.

Организация создает условия для того, чтобы избежать кризиса, предпринимая ряд важнейших организационных мер.

Создание доброжелательных, доверительных отношений со всеми стейкхолдерами. Это требует систематических усилий, продуманной и последовательно реализуемой стратегии взаимоотношений с персоналом, клиентами, поставщиками, общественностью, представителями властей, СМИ. Основа для этого - объективное и честное освещение ведения дел и положения организации. Проблемы, скорее всего, не появятся в организации, которая выглядит как надежная и уважаемая.

Свободное, непосредственное общение сотрудников со старшими менеджерами. Менее вероятно, что проблемы застанут руководителей врасплох в организации, где у сотрудников есть возможность вести здоровый, конструктивный диалог со старшими менеджерами. Диалог позволит сотрудникам выявить уязвимые места и доложить о них, как только это будет возможно. Именно организации, в которых сотрудники боятся указать на проблемы своим начальникам, наиболее тяжело переживают кризис.

Формирование репутации компании, делающей свою работу качественно. Стейкхолдеры, скорее всего, поддержат организацию в трудной ситуации, если у нее сложилась репутация успешной компании, производящей качественную продукцию. Точно так же сотрудники утроят усилия для преодоления проблем, если у организации хорошая репутация, которую они хотят поддерживать. Они не будут остро реагировать на ошибки руководства, а предпримут усилия для устранения их последствий.

Организация систематического бизнес-планирования. Многие проблемы можно избежать с помощью обыкновенного бизнес-плана. Необходимо только, чтобы бизнес-планирование распространялось на период два-три года. Это поможет организации планировать работу с помощью методов стратегического менеджмента. В успешных организациях составляются и долгосрочные, и краткосрочные планы.

Ежегодный анализ слабых сторон организации. Как уже отмечалось, для того чтобы предотвратить развитие проблемы в кризис, руководители организации должны постоянно быть озабоченными, во-первых, выполнением работ на высоком уровне качества; во-вторых, выявлением уязвимых мест в работе с целью убедиться, что проблемы не выльются в кризис. Анализ слабых сторон, описанный в гл. 4, поможет установить точки, из которых может начаться развитие кризиса.

Разработка комплексного плана действий в условиях кризиса. План действий в условиях кризиса позволит немедленно использовать его как путеводитель в кризисе, поможет избежать превращения кризиса в ряд острых и неожиданных проблем. Данный процесс будет детально описан в гл. 6.

Проведение тренингов по антикризисному управлению. Такие упражнения, как и план действий в условиях кризиса, помогут убедиться в том, что кризисная ситуация будет находиться под эффективным контролем и не приведет неожиданно к еще более острому кризису.

Разработка попятной и общедоступной политики руководства и компании в целом. Иногда кризисы или проблемы развиваются в организации из-за неясной политики компании, пренебрежения к разработке миссии и видения. Их нужно не только разработать, но сообщить сотрудникам в ясной и доходчивой форме. Персонал организации должен знать, какие ценности отстаиваются компанией, как они будут достигаться, каковы долгосрочные цели и планы, какова политика по их реализации. Четкая и понятная политика организации и ясность относительно того, как она будет осуществляться, помогут избежать некоторых проблем во взаимоотношениях с персоналом и другими стейкхолдерами.

Внимание к новым сотрудникам. Проблемы в организации часто возникают в случае быстрого роста, когда приходится существенно увеличивать штат. Новые сотрудники могут испытывать трудности с усвоением традиций, правил, культуры компании. Эти трудности могут порождать протест новичков, снижение лояльности целям и миссии организации. Всесторонняя ориентация на новых сотрудников, систематическая организация помощи им для достижения принятых в организации стандартов работы и специальные тренинги (курсы) могут предотвратить появление серьезных проблем.

Традиция приглашать в качестве советников внешних консультантов. Внешние консультанты являются обычно высококвалифицированными специалистами, и они могут предоставить помощь в случае возникновения проблем в сфере права, бухгалтерского учета, налогообложения, связей с общественностью, маркетинга и рекламы. У этих специалистов имеется необходимый опыт работы в предкризисных и кризисных условиях, что поможет избежать многих проблем.

Все эти действия или антикризисные организационные меры позволяют создать систему контроля, которая не позволит проблемам остаться незамеченными и перерасти в кризис.

У организации должно быть более одного способа выявления уязвимых мест и проблем до того, как становится уже слишком поздно заниматься плановой аналитической работой. Антикризисные процедуры помогают создавать системы проверок, которые предоставляют несколько путей, чтобы убедиться в том, что проблемы выявлены и верно управляются.

Традиции "команды", которые создают атмосферу поддержки, энтузиазма в организации. Преуспевающая организация создает атмосферу взаимной поддержки и командной работы сотрудников и менеджеров, создает благожелательные отношения между компанией и клиентами, между организацией и средой, в которой она работает.

Хорошо управляемый бизнес. В хорошо управляемом бизнесе уязвимые места выявляются, проблемы фиксируются и кризисы предотвращаются. С такими характеристиками компания просто не может не быть победителем.

Атмосфера поддержки и взаимопонимания. Она помогает избежать излишних проблем и показать различия между разрушительным и хорошо управляемым кризисом. Доброжелательные отношения с партнерами нередко предотвращают разрастание проблем в кризис, а организация и ее руководители скорее всего будут оправданы и признаны невиновными в возникновении кризиса.

Часто руководители, анализируя причины кризиса, считают, что никакие действия с их стороны не смогли бы его предотвратить. Кризис как бы сваливается с неба, и остается только как можно быстрее принимать меры, чтобы не довести ситуацию до полного краха. Однако почти всем кризисам предшествуют предупреждающие сигналы. Например, несколько неудовлетворительных финансовых отчетов всегда идут перед массовым спадом продаж. Возврату продукции предшествует рост числа жалоб покупателей, заявок на гарантийное обслуживание, неудовлетворительных тестов па безопасность. Судебные тяжбы следуют за неумением разрешать конфликты внутри организации или между организацией и ее клиентами и поставщиками.

Предупреждающие сигналы превращаются в кризис, когда их игнорируют. В большинстве случаев либо возникающая проблема не фиксируется, либо недостаточно прочные связи являются причиной разрыва организации с одним или несколькими партнерами. Такую отложенную, незамеченную проблему можно сравнить со снежной лавиной, становящейся все более и более разрушительной по мере движения вниз. Если вовремя не предпринять меры, она может ввести организацию в серьезный кризис. Однако обнаружение предупреждающих сигналов еще не служит гарантией предотвращения кризисов. Появление предупреждающих сигналов - сигнал к немедленным действиям. С позиций психологии кризисного управления и лидерства можно дать вслед за Дж. Капонигро следующие советы по действиям при появлении предупреждающих сигналов.

  • Отложите на время повседневную работу, чтобы определить, являются ли новые данные предупреждающим сигналом. Учитывайте уязвимые места своей организации и воспринимайте их серьезно.
  • Имейте в виду возможность эскалации слабых сторон организации в более серьезную проблему. Если ситуация, возможно, перейдет во что-то разрушительное, готовьтесь к самому худшему и определите, сможете ли вы существовать с этой проблемой.
  • Определите, как отреагируют на проблему ваши партнеры. Выясните, на кого повлияет появившаяся у вас проблема и каким образом. Ответ, который вы получите, может заставить вас немедленно принять решение по исправлению ситуации или продолжать действовать по-прежнему, не предпринимая никаких действий.
  • Решите, какие шаги могут быть сделаны для предотвращения развития проблемы в кризис. Этот анализ должен быть проведен, невзирая на затраты времени и других ресурсов. Если у вас серьезная проблема, которая, возможно, нанесет значительный ущерб организации, лучше будет, если в данный момент вы претерпите некоторые неудобства, чем потом будете страдать от неприятных последствий.
  • Определите, превышает ли цена ущерба от кризиса при самом худшем развитии событий цену сиюминутного решения проблемы. Выясните, какие последствия могут последовать за проблемой, и превышает ли цена их ликвидации цену решения проблемы на данном этапе. Если да, то вам следует немедленно решать проблему. Если нет, то можно сосредоточить свое внимание на чем-нибудь другом.
  • Потратьте время на решение проблемы или, если ее невозможно полностью искоренить, постарайтесь свести к минимуму потенциальный ущерб. Постарайтесь справиться с проблемой. Если проблему решить не удается, постарайтесь свести к минимуму потенциальный ущерб, приняв на ее счет хоть какое-нибудь решение. Определите, что можно предпринять, и беритесь за дело немедленно. В табл. 5.1 приведены некоторые потенциальные проблемы и примеры как превентивных мер, так и действий в ответ на возникшую проблему.

Таблица 5.1. Методы управления потенциальными проблемами

Потенциальная проблема

Превентивные меры

Реакция на проблему

Недовольство сотрудников

Ежегодные аттестации и опросы сотрудников и ежемесячные собрания, на которых сотрудники могут внести свои предложения и задать вопросы

Встречи лицом к лицу, чтобы обсудить проблемы и ответить на вопросы

Неудовлетворительные финансовые показатели

Оценка реальности и достижимости задач, поставленных перед инвесторами, аналитиками и директорами. Прислушивайтесь к потенциальным и существующим клиентам с помощью собраний и исследовании

Честно и исчерпывающе информируйте стейкхолдеров, от работы с которыми зависят финансовые показатели, о возникших проблемах

Жалобы клиентов

Создайте условия для получения информации от клиентов (например, прямые телефонные линии, социологические исследования, встречи с клиентами)

Реагируйте немедленно на жалобы и делайте, если возможно, то, что требует клиент

Неблагоприятные изменения в окружающей среде

Установите сильную политику в отношении окружающей среды вашей компании и введите практику оценки и аудита окружающей обстановки

Планируйте и используйте меры по "лечению", общайтесь и взаимодействуйте с регуляторами



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив