Не делай добра не получишь зла смысл. «Не делай добра — не получишь зла.

Не делай добра не получишь зла смысл. «Не делай добра — не получишь зла. "Не делай добра - не получишь зла" - значение и происхождение поговорки

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

Подобное изречение порождено было человечеством в процессе развития цивилизации. Казалось бы, именно так должны были рассуждать наши дикие предки из каменного века. Однако, в ту эпоху никто бы и не додумался до подобного решения взаимоотношений в обществе. Условия жизни первобытного человека были так тяжелы, что без бескорыстной взаимопомощи этот вид попросту бы вымер даже на просторах теплой и богатой Африки. Каждый представитель человеческого рода воспринимался как соратник, помощник и лучший друг. Даже не самому приятному соплеменнику следовало помогать и делать добро во имя выживания племени. Очень редкие случаи намеренного причинения вреда одного человека другому карались изгнанием из дружного коллектива.

Как только человек покинул джунгли, начал работать "закон джунглей", в том числе и "не делай добра - не получишь зла". Да, к сожалению, именно усложнение общественных отношений и совершенствование производительных сил и породили этот противоречивый фразеологизм. Выживать люди начали не племенами, а отдельными семьями, ведущими индивидуальное хозяйство. Тот, кто мог раздать припасы соседям, поступал точно так же, как дикарь, выбрасывающий пищу в речку - обрекал соплеменников на смерть от голода.

Те представители человеческого рода, которые смогли поднакопить запасы, не делились с чужаками, смогли не только выжить, но и укрепить свое место в обществе. Теперь для завоевания симпатий более широких народных масс им требовался новый стиль поведения. Так возникла благотворительность. Только вот представители низших сословий продолжили жить в условиях подобных описанным выше . Им бы сделать шаг назад: объединить хозяйства и выживать коллективно... Не позволяла это сделать зависть к своим более успешным сородичам и надежда на попадание в высшие круги общества.

Значение поговорки

Именно беднота, влачившая жалкое существование в рамках индивидуальных хозяйств, и донесла до наших дней этот фразеологизм. Если их представители достигали желанной цели, то немного отъевшись, начинали рассуждать о гуманизме и необходимости жить по совести. Если же наоборот - лишались последнего и оказывались на улице - мучимые постоянным голодом, начинали требовать справедливости. В современном мире, кстати, ничего в социальном плане не изменилось, так что для определенных групп это высказывание носит прямое значение , приведенное выше.

Те, кто не может быть причислен к указанной категории, тоже иногда употребляет этот фразеологизм в случаях:

  • когда услуга была оказана заведомо нехорошему человеку и в дальнейшем нанесла существенный ущерб благодетелю. Это может быть как материальные проблемы, так и утрата доброго имени после известия о том, с кем общается наш творящий добро персонаж.
  • когда дело, в котором собирается поучаствовать человек с благими намерениями, имеет негативную цель. Есть такое выражение "Добрыми делами стелется дорога в ад" - надеясь принести пользу, человек наносит вред окружающим и самому себе.
  • когда хотят оправдать свое равнодушие и жадность трусостью. Что бы ничего не делать, никому не помогать и не принимать участия в общественной жизни, человек сознается, что боится столкнуться с неприятностями, которые последуют за его действием.

Аналогом данного фразеологизма является "От добра добра не ищут". Правда, там в большей степени звучит намек на страсть некоторых граждан к поиску легкой жизни посредством обмана соплеменников.

Часто мы слышим от разочарованных в жизни людей: «Не делай добра - не получишь зла». Почему все так? Что обидело тех, кто так думает? Мы будем разбираться в настоящей статье, справедлив ли данный афоризм.

Добро и зло: абсолютные и относительные понятия

Сложно отрицать, что «Добро» и «Зло» - категории, с одной стороны, абсолютные (если мы думаем о Боге и дьяволе), а с другой стороны, относительные (если принимать в расчет конкретные поступки людей).

Когда человек читает сказки, он легко может отличить зло от добра. Помимо очевидного, отрицательные герои обычно выглядят соответственно. В реальной жизни все сложнее: друзья предают, жены уходят, родители бросают (иногда просто игнорируют). Другими словами, отличить зло от добра не так уж и просто, особенно поначалу, когда все хорошо.

Представьте, встречается мальчик с девочкой, потом они женятся, у них, возможно, рождаются дети, а он (или она) уходит. Партнер, оставшийся в одиночестве, грустно произносит: «Не делай добра - не получишь зла». Таким образом, он воспринимает всю прошедшую супружескую жизнь как некоторую свою заслугу и как царство совершенного добра. Но мы-то знаем, что просто так ни от кого мужья и жены не бегут, ведь так?

Нельзя быть благодарным вечно

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра - не получишь зла». Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра - не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа.

Случай, описанный здесь, может включать в себя любую пару: родители и дети, друзья.

Родители и дети

Представьте себе авторитарных родителей. Они решают, что ребенку пить, есть, в чем ходить, куда поступать учиться, с кем дружить, а потом вдруг, когда начинается пора студенческой жизни, их благословенное чадо, срываясь с поводка, устраивает родителям светопреставление. Родителям остается только озадаченно сказать: «Не делай людям добра - не получишь зла», - и горько заплакать. И самое интересное - их слезы будут совершенно искренними.

Они же не понимали, что на протяжении всей жизни просто калечили душу своего ребенка, все время указывая ему, как жить, с кем дружить и что носить, а теперь, когда чадо набралось смелости и сил от «симметричного ответа», его реакция кажется ближайшим предкам космической несправедливостью и таким же удивительным явлением, как +40 зимой в Мурманске. Но оказывается, что у всего есть причина.

Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Все (или многие) знают песню: «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…». И все страдания поющего от того, что он не хочет терять ни друга, ни любимую. Он боится, что Алешка скажет: «Не хочешь получить зла - не делай добра».

Страхи героя оправданы, но тут надо делать выбор: либо любовь, либо дружба. Это очень непростая и противная, отвратительная дилемма, но жизнь подчас весьма мерзкая штука.

Сережка (пусть поющего будут звать так) с Алешкой, возможно, прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Один другого не раз вытаскивал из разных передряг, но потом пришла Любовь (или просто Люба), и все - нужно делать выбор судьбоносный. Друг, если он настоящий, поймет и простит. Ему просто нужно время.

Лингвистический поворот

Мы рассмотрели различные ситуации, когда используется пословица «не делай добра - не получишь зла». Теперь же настала пора конкретно указать ее значение. Как нетрудно понять из примеров, эта пословица присутствует в словаре тех людей, которые считают себя праведниками и благодетелями. Они полагают, что насыщают мир исключительно добром, а им возвращается либо зло, либо ничего.

В некотором смысле такие люди представляют собой тип современного Иова, который стоит на коленях с руками и глазами, обращенными к небу, и спрашивает: «Почему я, Господи? Ну почему?» Но в ходе нашего не слишком обширного исследования мы поняли, что это только поза и плохая память. Нет никаких праведников. Нет совершенно добрых людей, есть люди с плохой памятью и черствыми сердцами, когда дело касается чужих страданий и проблем.

М. М. Жванецкий и народная мудрость

У Михал Михалыча есть прекрасная фраза: «Раб говорит: “Они виноваты в том, что я…”. Свободный человек говорит: “Я виноват в том, что я…”». Чувствуете разницу? Когда мы хотим успокоить совесть и убедить себя и других в собственной безгрешности, то нам приходит на ум поговорка «не делай добра - не получишь зла». Если же мы вдруг стали сознательными и не в меру продвинутыми Homo sapiens’ами, то мы используем для духовной поддержки другой, более подходящий в этой ситуации афоризм. Возможно, что-то из наследия экзистенциальной философской мысли, если уж не устраивает творчество Михал Михалыча.

Почему нельзя думать так, как предписывает поговорка?

Когда мы сбрасываем с себя ответственность за происходящее с нами, то, с одной стороны, надеваем костюм жертвы, а с другой стороны, признаем, что мы лишь марионетки в руках судьбы. Возможно, последнее утверждение и верно, но человек не должен так думать. Такой образ мысли непоправимо вредит построению гармоничной жизни, которая даже на земле, вопреки мнению желчных критиков, вполне возможна.

Человек может устроить все наилучшим манером только в том случае, если готов ответить за каждое свое действие, вне зависимости от того, истинно оно или ложно. Только так можно прийти к свету. А боли бояться не стоит, ибо только через страдание открывается правда. Если истины важные, они, как уколы, очень болезненные. Лекарства ведь тоже гадкие и противные, но они помогают человеку жить и дышать, а жизнь есть великий дар. По крайней мере, так думают некоторые. Если же человек не слишком уверен, что жизнь - это так уж прекрасно, то лекарства позволяют ему хотя бы посмотреть еще какое-то количество фильмов и прочесть еще какое-то количество книг, ну и поработать, естественно, на благо общества.

Можно подумать, что мы немного отклонились от темы, но это не так. Все это входит в орбиту темы «Не делай добра - не получишь зла: значение поговорки». Народные афоризмы такие: они будят множество ассоциаций, мыслей и чувств, которые непременно надо затронуть. Все это необходимым образом нужно обговорить, чтобы не было недосказанности.

И напоследок. Лучше поговорку «не делай добра - не получишь зла» заменять на нечто вроде: «если со мной поступили дурно, то это я и только я допустил ошибку». Здесь важно сказать, что такое поведение не имеет ничего общего с христианской мыслью о двух побитых щеках. Если с вами поступили подло, то вы должны сделать определенные выводы о человеке, который нехорошо с вами обошелся, и исправить собственные недостатки и недочеты, чтобы такого больше не случалось никогда во веки веков. Аминь.


Звонит знакомый-надо ПК посмотреть, что то барахлит. Приехал, проверил, подкрутил, все ОК заработало. Уехал. Звонок. "Алле?" "Ну, ты и м*дак, спасибо тебе..."далее отборный мат, мнение о том какая я нехорошая личность и вопрос-зачем ТЫ сломал мой ПК!? Все мигает, я нажимаю кнопки а монитор не загорается! ТЫ сломал! О_о уточняю, что и где мигает. Оказывается, после моего ухода он оставил ПК и тот "уснул". Стал нажимать на клавиатуре кнопки-не включается. А нажать Power на системнике-не судьба. Подсказал куда нажать и зарекся больше помогать ему.
Вторая. На работе мы можем взять максимум 1.5 ставки. Если Саша хочет 2 ставки, то сам пишет на 0,5, вот у него уже 1,5 ставки и просит Ваню написать на 0,5. Ваня получает деньги и отдает их Саше. За "беспокойство" Саша с каждой получки делает Ване символический откатик:) И дернуло меня связаться с одним типом-говорит, напиши на 0,5 ставки еще заявление, а я работать буду. Мне не сложно. ЗП получаю, отдаю его долю ему. Получил 3200, отдал 3000, 200 должен. В следующий раз 3300 получил я, отдал 3500, тк 200 должен был. Так и работали,пока не истек срок контракта. А в конце, когда этот тип уходил, заявил всем, что я с каждой ЕГО зарплаты забирал себе по 300-400 рублей. О_о это был хороший мне урок, как подписываться на финансовые дела. Больше ни ни.
Третья история. Тогда в универе учился. Идет бабуля, тащит сумки. Вам помочь? Ой, если не трудно. Метров 300 прошли, дошли, я на крыльцо сумки поставил у входа в подъезд, бабуля полезла за чипом от домофона, а я навострился домой. Тут бабуля:
- Как вам не стыдно! Верните мой кошелек!
Я сначала не понял, кому она это говорит. А она снова смотрит и говорит:
- Отдайте кошелек! Он был в сумке, а теперь пропал! ВЫ сумку несли и вытащили! О_о Я милицию вызову!
Вызывать не пришлось, тк отделение находилось в соседнем подъезде. Ну, пошли туда, где бабуля сразу заявила дежурному, что я ее обокрал. А дежурный подколол,- так если он обокрал, что же он с вами пришел. Сказал ждать участкового. Участковый выслушал наши версии, я показал, что в кармане телефон и 500р. Бабуля сразу заверещала:
- мои, мои деньги! Обокрал!
Участковый вздохнул и предположил, что кошелек возможно выпал, когда тащили сумки. Бабуля стояла на своем:
- Обокрал! Это мои деньги!
Следователь:
- Так у вас кошелек, или деньги пропали?
Бабуля как мантру повторяла:
- Это мои деньги, отдайте
Участковый вздохнул, уточнил где последний раз бабуля видела кошелек и велел нам следовать за ним. Выйдя на улицу, я увидел, что около подъезда бабули крутится такая же бабка, завидев потерпевшую, заголосила:
- Алесандравна! На! Ты ж забыла у меня в магазине! И отдает ей кошелек...
Участковый:
- Все? Пропажа найдена?
Бабуля:
- Кошелек да, а те 500р, которые у него в кармане, это ж мои!
Участковый развернулся и пошел в отделение, проходя мимо меня, тихо буркнул
- заипали...
Потом мне рассказали, что бабули с этого дома просто жили в этом отделении, наведываясь туда по 3-4 раза в день, - то газеты воруют, то кот чужой залез, то Пятровну похитили-на звонки не отвечает и прочее, прочее... Спустя много лет, начитавшись всяких историй, считаю, что в третьей истории мне еще крупно повезло...

Очень часто можно слышать от людей: «Я так старалась, столько помогала, а она вдруг перестала со мной общаться», «Я столько делаю ради него, а он совсем не ценит…» и т.п.

Давайте разберемся. Во-первых, очень интересный момент: делать что-то для другого, в первую очередь, для кого мы это делаем? Для другого? Если задуматься, то вовсе не для другого, а прежде всего для себя! И здесь важно понять - для чего мне нужно помогать другому? Что это помощь значит для меня?

Если человек не просит помощи, не надо лезть к нему со своим «добром», со своим желанием помочь. Иначе будет негативная ответная реакция. Насильно навязанное добро не может считаться настоящим добром, это вторжение в чужую жизнь. А злом люди обычно всё-таки отвечают не на добро, а на зло.

Зло от другого и получается, что мы хотим человеку помочь, а он не просил помощи и не хочет её получать.

Иногда ко мне обращаются с такими вопросами, типа: «Подскажите, как помочь подруге (дочери, маме, другу, знакомому)? Так она страдает…» и т.п. У меня возникает ответный вопрос (который в принципе задаст любой психолог): «Подруга просила у вас помощи?» Как правило, ответ отрицательный. Тогда следует другой вопрос: «Для чего вы хотите ей помочь?» И тут уже раскрывается много интересного…

Человек начинает возмущаться, что как это так, подруга страдает, надо же помочь! Ну и что, что не просила, ведь тяжело видеть, как она страдает, хочется, чтобы она была счастлива… и т.д. и т.п.

Любой психолог на подобные заявления скажет, что может помочь лишь тому, кто непосредственно обратился за помощью. Подруга (друг, мама, знакомая) не обратилась ведь за помощью, значит помочь ей не можем. Может всё-таки стОит разобраться с этим страстным желанием помочь? Иногда клиент соглашается, но чаще всего в мыслях думает: «Какой плохой психолог!» и уходит… Бывает, уходит искать помощи у другого психолога. Может попадётся какой-нибудь неопытный, который насоветует, как быть.

И всё-таки, возвращаясь к самой сути.

Даже если подруга, друг, супруг, знакомый всем своим видом показывают, как им плохо, но не зовут нас на помощь, придётся проявить стойкость.

Во-первых, когда делают добро, не ждут благодарности и тем более никакой платы даже в виде равноценного добра. Тогда и обиды не будет. Ведь по большому счёту, делая добро другим, мы приносим пользу прежде всего себе. Т.е. делаем добро для себя, ведь нам от этого хорошо на душе.

Во-вторых, мы можем просто ошибиться. Мы же не знаем, что происходит на самом деле с человеком. Может человеку просто надо выплакаться, а мы кидаемся его спасать. Тут можно узнать о себе много нового, например: «Достала ты меня уже своими советами» и т.п.

В-третьих, помогая без спроса, мы лишаем своих близких и друзей полезного опыта. Фактически, учим их быть беспомощными.

Помогать другим - это благое дело. Но только тогда, когда человек вас попросил о помощи.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив