Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях. Тутси Маленький художественный скандал в крупном научном,… - gridassov — LiveJournal Его черты в этом отрывке

Примеры художественного стиля. Художественный текст в деталях. Тутси Маленький художественный скандал в крупном научном,… - gridassov — LiveJournal Его черты в этом отрывке

День был славный, жаркий, тихий. Солнышко припекало и ни облачка не было видно на голубом небе. Дед Семен с внучком Антипом возвращались с пасеки домой.

Дорога лежала вдоль поля. В поле было душно, и где, как не в тени деревьев можно было насладиться прохладой. Деревьев было немного – всего-навсего три вишни.

— Наде же, как разрослась вишня-то! — сказал дед Семен. – Смотри-ка, внучок, а вот и совсем молодая вишня появилась. Давай придем сюда завтра и откопаем молодую вишню. Посадим ее в огороде, пусть растет, радует нас с бабкой Лукерьей вишнями.

Промолчал внучок.

На следующий день взяли они две лопаты, большую деду, а маленькую Антипке. Стал дед Семен место искать, где копать начинать, а Антип смотрел на молодую вишню. Та прижалась своими тонкими ветвями к старой вишне, словно поняла, что вскоре останется в одиночестве.

— Дед, давай не будем вишню трогать, не хочет она своих покидать. Стоят они тут три старые вишни, будто три сестры, и молодая рядом с ними поднимается.

— Ух ты, сердобольный, — сказал дед Семен. – Ну не хочешь, так не будем трогать вишню. Съездим в питомник, там подберем такую, какую захочешь.

Вскинула ветви вверх, к солнцу молодая вишня.

— Словно в ладоши захлопала, — засмеялся Антипка.

На душе у него было легко.

Вопросы и задания к художественному рассказу «Вишня»

Почему Антип попросил деда не выкапывать вишню?

Согласен ли ты с действиями Антипа?

Как тебе кажется, какой мальчик Антип по натуре?

Стал бы ты выкапывать вишню?

Нарисуй три старых вишни и одну молодую.

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса – аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля», возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки». Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко».

Печальный конец не отменяет жизненно утверждающего начала сказки: автор начинает слышать звёзды и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам Розу».


Тутси

Маленький художественный скандал в крупном научном, культурном и промышленном центре

Художник всегда привязан к верхушкам двух сомкнутых берез, или какие там деревья пригодны для простейшего способа удвоения товарных объектов. Он, конечно, всегда хочет быть понят своей страной, но и возможность обернуться косым дождем душу ему греет. Более того - попадание в зону непонимания и " делает художника Художником: Большое Искусство всегда должно современниками недооцениваться, иначе какое оно, на фиг, искусство. Только не дай Бог тематизировать непонимание как производство художником каких-нибудь "глубоких смыслов", до которых общество еще не доросло. Имеется в виду другое непонимание - неготовность общества или каких-то его авторитетных институций признавать некий язык за язык, могущий быть использованным в искусстве. Или искусство отбрыкивается: нам такого языка не надо. Или обыватель скаредничает: поросят я режу на рынке, и не хрен эту мою мирную привычку тащить в галерею.

вызвала если не шок, то активное неприятие у очень многих хороших людей, у многих очень грамотных и продвинутых философов, журналистов, художников. Вовсе не легенда, что несколько типографий отказались печатать книгу, отказались от живых денег - из принципа (это очень похоже на рекламную сказку, я понимаю: но это так). Для тех, кто не знает, в чем дело, поясню: в упомянутой книге напечатано много фотографий, изображающих, как художник Олег Кулик совокупляется с разными домашними животными - козами, телятами, лошадками, собачками. Я долго не верил, когда мне рассказывали о крайне негативных реакциях со стороны самых приличных и образованных людей: эка невидаль, человеку нравится трахаться с фауной. Возможно, это считывается как "слишком нечеловеческое": даже тот, кто не держится за соответствие человека образу и подобию Божьему (всякие кубисты и иже с ними вполне ведь это подобие разрушали), остается сторонником гидры гуманизма.

Но едва ли не забавнее, когда неприятие вызывает вполне обыденный язык улиц и площадей. Листовки всяких нетрадиционных религиозных сект, обильно украшающие публичные поверхности, вряд ли по сердцу большинству гуманоидов, но обращение к их фене, оказывается, может восприниматься как эстетический вызов (так же интерпретировалось когда-то обращение Кабакова к сленгу совкоммунальности: будто и то, и другое не есть демоны родного коллективного бессознательного, будто Мария Дэви Христос не родными осинами взращена, а какими-нибудь марсианами).

Екатеринбургский художник Александр Шабуров, работая в хорошо известной и очень здоровой традиции деконструкции массовой визуальности, вмонтировал свою физиономию в листовку означенной Дэви и обклеил получившимся продуктом столицу Урала. В самом естественном и банальном прочтении это - уничтожение демона, овнешнение его неабсолютной, игровой, бумажной природы. Даже и своего рода защита ортодоксальной религиозности. Общественное сознание восприняло это как недостойное паясничанье и юродство. Эффект прелюбопытный. Мария, конечно, сущая сатанистка и любви особой не вызывает, но у нее есть одно важное качество: она как-то всерьез, она хоть плохая, опасная, но религиозность, реальное духовное действо. Плохому настоящему следует противопоставлять хорошее настоящее. Художник же, охальник, делает своим ненастоящим ненастоящее из настоящего: увиливает из духовного контекста вообще. Он, в общем, более чужд, чем Мария Дэви: она говорит гадости на понятном языке, а он говорит непонятно что на каком-то совсем неправильном языке. Язык важнее речи. Шабуров, ясно, оскорбил Дэви, оскорбил - пусть и без особого умысла, но ведь головой думать надо - православие, обидел трамвайных пассажиров (в Екатеринбурге такой продукцией извазюканы все без исключения трамваи): если он и может быть кому мил, то горстке вялых психов, интересующихся современным искусством. Оказался ли он им мил, об этом чуть ниже.

Сначала о том, что на Дэви Шабуров не остановился. Он выпустил серию листовок (тираж указан миллионный) с одной подписью - "Шабуров Саша Христос" - и с разными картинками. Шабуров и Сталин в Горках; Сикстинская Мадонна с лицом Шабурова. Русский берлинский солдат (Алеша, кажется) с лицом Шабурова. Шабуров голый и Чиччолина. Рабочий и колхозница - оба с лицами Шабурова. Тутанхамон с лицом Шабурова. Шабуров и Ленин несут бревно. Два Шабуровых на бутылке "Распутина", Шабуров в обнимку с Мизиано и Кабаковым, нецезиудики (проверять правописание лень) с лицами Шабурова без своих штанов на фоне Белого дома. Мне кажется, что все это вполне симпатичное мероприятие. Вполне банальные вещи, но сделанные как-то правильно и грамотно. Во-первых, всяк современный художник, если он не совсем Глазунов, производит себя, а не какое-то там абстрактное искусство, понятое в данном случае как любое искусство, производящее что-то помимо самого художника. Во-вторых, в означенном контексте все его персонажи выдают себя в качестве Спасителей: сколько ни снимай штаны, а никуда не выпрыгнешь из этой многовековой традиции. В-третьих, все Спасители оказываются немножко или множко художниками, что, впрочем, всегда было понятно.

Но что важно: Шабурова с его выморочным мессианством погнали и из довольно приличной художественной среды. Одна большая екатеринбургская галерея устраивала большую выставку в очень большом зале: Шабуров обклеил все колонны снизу доверху этими своими листовками. Устроители два дня нюхали колонны, возили экспертов, а в день открытия листовки соскребли. До кучи выгнали и большое, два с половиной на три метра сочинение художника Арсения Сергеева, являющее собой надпись "Куплю все" (на мужиках, торчащих на улицах, среди шейных плакатиков "Куплю золото", "Куплю доллары" встречается и метафизический "Куплю все"). Казалось бы, все ясно. Эксперт галереи с восторгом признает какой-нибудь поп-арт за веху в мировом искусстве, но мало прочесть четыре старых книжки, надо еще уметь соображать и смотреть по сторонам. Однако дело, увы, не совсем в этом. И в просвещенной столице мы знаем примеры, как богатые дяденьки радуются-радуются художнику до той минуты, пока не задето великое Представление о Границах Искусства. И б. Свердловск - не деревня, там существует изрядное количество более-менее современных галерей, где Шабурова и подобных дуриков привечают. В другом дело.

Вот все смеются - Глезер, Глезер, а Глезер между тем большая умница. Открыл в, кажется, Владивостоке музей современного искусства, завалив его доверху бульдозерными и околобульдозерными знаменитостями. И пришел, поди, на открытие весь владивостокский высший свет от мэра до проститутки Маши, и теперь общественность города уверена, что Шемякин и есть современное искусство. А ведь не может не существовать во Владивостоке несколько действительно современных художников: вот уж они скрежетали зубами. И в Свердловске творческая молодежь смеется над проектом памятника репрессиям работы Э. Неизвестного, но что толку. Все равно он князь, а она, молодежь творческая, грязь грязью.

Екатеринбургские интерьеры, кстати, могут похвастаться всякими замечательными подробностями. Нет, например, в России другого города, где бы на каждом - клянусь - углу висели красочные рекламные плакаты фирм, оказывающих интимные услуги. Названия - все больше женские имена. Но есть и совершенно поразительные варианты. Фирма "Тутси". Вызываешь девку, раздеваешь оную, а там, стало быть, сами понимаете, кто и что. Современное искусство: это когда невозможно отличить эстетическую глухоту от гениального остроумия. Дай нам Бог не отличать.

Вот выдержка из одного екатеринбургского письма: как там делают предвыборные газеты. "Кандидат Эн., толстый еврей в темных очках, похожий на Пиночета, заплатил деньги, ему больше и появляться не надо - его физиономию нарисуют в виде русоволосого хлопца и биографию выдумают, и рекомендации Никиты Михалкова, Аллы Пугачевой и академика Лихачева на первой полосе". Это, конечно, шутка: не может такого быть. Не верю. Это слишком. Всему есть пределы.

Попробуй написать комментарий в книжном стиле!!!

Приветствую вас, дорогие читатели! На связи Павел Ямб. Захватывающий сюжет, интересное изложение, неподражаемый, ни на что не похожий стиль – и от произведения невозможно оторваться. По всем признакам это художественный стиль текста или разновидность книжных, так как чаще всего применяют его в литературе, для написания книг. В основном он существует в письменной форме. Этим и вызваны его особенности.

Тут три жанра:

  • Проза: рассказ, сказка, роман, повесть, новелла.
  • Драматургия: пьеса, комедия, драма, фарс.
  • Поэзия: стихотворение, поэма, песня, ода, элегия.

Кто еще не сделал этого? Оставьте любой комментарий, и скачайте мою книгу, в которой басня, притча и рассказик про копирайтеров и писателей. Посмотрите на мой художественный стиль.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    — Да он пропил всю стипендию. Вместо ого чтобы «комп» купить себе новый или хотя бы «ноут»

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни. "

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    — А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха»

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Переход к многоуровневой архитектуре интернет-ориентированных клиент-серверных приложений поставил перед разработчиками проблему распределения функций обработки данных между клиентской и серверной частями приложения.»

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным. "

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    « – Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.

    – Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.

    – Уууу… – Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.

    – Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.

    – Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.»

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки за границу по семейным обстоятельствам. Прилагаю вам справку по состоянию здоровья моей жены. 8 октября 2012 года. "

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Я ученик 7 в класса взял в школьной библиотеке книгу „Алиса в стране чудес“ для урока литературы. Обязуюсь вернуть её 17 января. 11 января 2017 года»

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «За время войны в с. Боровом уцелело 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а равно и фруктовый сад общей площадью в 2,7 га, принадлежащий колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляется приблизительно в 230 700 рублей.»

Умение писать таким стилем, дает хорошие преимущество при заработке на написании статей для биржи контента .

Главные черты художественного стиля

Высокая эмоциональность, использование прямой речи, обилие эпитетов, метафор, красочное повествование – это черты литературного языка. Тексты воздействуют на воображение читателей, «включая» их фантазию. Неслучайно в копирайтинге такие статьи обрели популярность.

Главные черты:


Художественный стиль – способ самовыражения автора, так пишут пьесы, стихи и поэмы, повести, рассказы, романы. Он не похож на другие.

  • Автор и рассказчик – одно лицо. В произведении авторское «я» выражено ярко.
  • Эмоции, настрой автора и произведения передаются при помощи всего богатства средств языка. Метафоры, сравнений, фразеологизмы всегда используются при написании.
  • Применяются элементы разговорного стиля и публицистики для выражения авторского стиля.
  • При помощи слов не просто рисуются художественные образы, в них вложен скрытый смысл, благодаря многозначности речи.
  • Главная задача текста – передать авторские эмоции, создать у читателя соответствующее настроение.

Художественный стиль не рассказывает, он показывает: читатель чувствует обстановку, словно переносясь в места, о которых повествуется. Настрой создается благодаря авторским переживаниям. В художественном стиле успешно сочетаются и объяснения научных фактов, и образность, и отношение к происходящему, авторская оценка событий.

Языковое многообразие стиля

По сравнению с другими стилями языковые средства использованы во всем многообразии. Ограничений нет: даже одними научными терминами можно создать яркие образы, если есть соответствующий эмоциональный настрой.

Читать произведение понятно и легко, а применение иных стилей – только для создания колорита и достоверности. Но при написании статей в художественном стиле придется тщательно следить за языком: именно книжный признан отражением языка литературного.

Языковые особенности:

  • Использование элементов всех стилей.
  • Использование языковых средств полностью подчинено авторскому замыслу.
  • Языковые средства выполняют эстетическую функцию.

Здесь не найти официальности и сухости. Нет и оценочных суждений. Зато переданы мельчайшие детали для создания соответствующего настроя у читателя. В копирайтинге, благодаря художественному стилю, появились гипнотические тексты. Эффект они создают удивительный: оторваться от чтения невозможно, и возникают реакции, которые и желает вызывать автор.

Обязательными элементами художественного стиля стали:

  • Передача авторских чувств.
  • Аллегория.
  • Инверсия.
  • Эпитеты.
  • Сравнения.

Рассмотрим главные особенности стиля. В художественных произведениях – масса подробностей.

Для формирования отношения читателя к героям или происходящему автор передает собственные чувства. Причем отношение его может быть и положительным, и отрицательным.

Насыщенностью лексики художественный стиль обязан эпитетам. Обычно это словосочетания, где одно или несколько слов дополнят друг друга: несказанно счастлив, зверский аппетит.

Яркость и образность – функция метафор , сочетаний слов или отдельных слов, употребленных в переносном значении. Особенно широко использовали метафоры классики. Пример: Совесть грызла его долго и коварно, от чего на душе скребли кошки.

Без сравнений художественного стиля не существовало бы. Они привносят особую атмосферу: голоден как волк, неприступен как скала – это примеры сравнений.

Заимствование элементов других стилей чаще всего выражается в прямой речи, диалогах персонажей. Использовать автор может любой стиль, но самый популярный – разговорный. Пример:

— Как красив сей пейзаж, – задумчиво проговорил писатель.

— Ну, уж, – фыркнул его спутник, — так себе картинка, даже не айс.

Для усиления отрывка или придания особой окраски используется обратный порядок слов или инверсия. Пример: Не к месту глупостью тягаться.

Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и красота отражены в литературных произведениях. Это достигается художественными средствами.

У каждого автора – своя манера письма. Не употребляется ни единого случайного слова. Каждая фраза, каждый знак препинания, построение предложений , использование или напротив отсутствие имен и частотность употребления частей речи – средства достижения авторского замысла. И у каждого писателя свои способы для выражения.

Одной из особенностей художественного стиля является цветопись. Писатель использует цвет как способ показать атмосферу, охарактеризовать персонажей. Палитра тонов помогает погрузиться вглубь произведения, представить картину, изображаемую автором, более четко.

К особенностям стиля относят намеренно одинаковое построение предложений, риторические вопросы, обращения. Риторические вопросы вопросительны по форме, но они повествовательны по сути. Сообщения в них всегда связаны с выражением авторских эмоций:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М. Лермонтов)

Такие вопросы нужны не для получения ответов, а для привлечения внимания читателя к явлению, предмету, выражения утверждения.

Нередко используются и обращения. В их роли писатель использует имена собственные, клички животных и даже неодушевленные предметы. Если в разговорном стиле обращение служит для называния адресата, то в художественном стиле они чаще исполняют роль эмоциональную, метафоричную.

В нем задействованы как все элементы одновременно, так и некоторые из них. Определенная роль у каждого, но цель – общая: наполнение текста красками для максимальной передачи читателю передаваемой атмосферы.

Особенности речи

Мир художественной литературы – мир, который видит автор: его восхищение, предпочтения, неприятие. Это и вызывает эмоциональность и многоплановость книжного стиля .

Особенности лексики:

  1. При написании не используются шаблонные фразы.
  2. Часто употребляются слова в переносном смысле.
  3. Намеренное смешение стилей.
  4. Слова эмоционально окрашены.

Основу лексики, прежде всего, составляют образные средства. Узкоспециализированные сочетания слов применяются лишь незначительно, для воссоздания достоверной обстановки при описании.

Дополнительные смысловые оттенки — использование многозначных слов и синонимов. Благодаря им, образуется авторский, неповторимый, образный текст. Причем применяются не только выражения, принятые в литературе, но и разговорные фразы, просторечия.

Главное в книжных стилях – его образность. Значим каждый элемент, каждый звук. Потому используются фразы неизбитые, авторские неологизмы, к примеру, «никудизм». Огромное количество сравнений, особенная точность в описании мельчайших деталей, употребление рифм. Ритмична даже проза.

Если главная задача разговорного стиля – общение, а научного – передача информации, книжные предназначены для эмоционального воздействия на читателя. И достижению этой цели служат все применяемые автором языковые средства.

Назначение и его задачи

Художественный стиль – строительный материал для создания произведения. Только автор способен найти нужные слова для правильного выражения мысли, передачи сюжета и характеров. Только писатель может заставить читателей войти в созданный им особый мир и сопереживать персонажам.

Литературный стиль отличает автора от остальных, придает его публикациям особенность, изюминку. А потому важно выбрать для себя подходящий стиль. Характерные черты есть у каждого стиля, но каждый писатель использует их для создания собственного почерка. И совершенно необязательно копировать писателей-классиков, если он нравится. Он не станет своим, а только превратит публикации в пародии.

И причина в том, что во главе книжного стиля была и остается индивидуальность. Выбрать собственный стиль очень сложно, но именно это и ценится выше всего. Так что к основным особенностям стиля можно отнести искренность, которая и заставляет читателей не отрываться от произведения.

От других стилей художественный отличается использованием языковых средств других стилей . Но лишь для эстетической функции. И не самих стилей, а их особенностей, элементов. Употребляются литературные и внелитературные средства: диалектные слова, жаргонизмы. Все богатство речи необходимо для выражения авторского замысла, создания произведения.

Образность, выразительность, эмоциональность –главное в книжных стилях. Но без авторской индивидуальности и особенного изложения не было бы и самого художественного в целом.

Не нужно увлекаться без меры разговорным стилем или включать в текст научные термины: используются лишь элементы стилей, но не смешиваются бездумно все стили. Да и описание мельчайших деталей квартиры, в которую мельком заглянул главный герой, тоже ни к чему.

Просторечия, жаргонизмы, смешение стилей – всего должно быть в меру. А написанный от души текст, не сжатый и не растянутый и станет гипнотическим, привлекая к себе внимание. Для этой цели и служит художественный стиль.

С вами был Павел Ямб. До встречи!

Отец русского художественного текста А. С. Пушкин

Пример художественного текста

Художественная литература

Склонность человека к литературе, несмотря на возможность обойтись в жизни и без нее, является актом самовыражения. Самовыражение читателя – в его сопереживании, сочувствии, сотворчестве. В художественном тексте не только писатель, но и читатель должен ощущать себя творцом, впервые воплощающим мир в слове. Это личностное проживание творческой природы языка и составляет основу словесного образа. Звучание речи, наполнение слов смыслом, прорастание друг в друге их значений – все это читатель ощущает как событие, как открытие.

Обычно, при свободном владении языком, человек не задумывается над словесной формой выражения мысли – она выстраивается автоматически, сама собой. Совсем не так с речью художественной: она не столько носитель информации, сколько сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков, не менее важен, чем предмет разговора. В художественной литературе мы ищем не столько содержание речи, сколько саму речь. Автор, создавая свое произведение и пытаясь выразить на бумаге свои мысли и переживания, напряженно ищет созвучия, слова и предложения не расчетом, а чутьем. В результате и получается то, что мы называем литературой.

В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, однако второе, придавая первому глубину, силу и неповторимость, при этом не может без него существовать. Именно в тонкой пропорции между смыслом опуса и мастерством автора, несвойственной другим видам литературы, заключается художественный текст – вершина любой речевой культуры.

Данил Рудой – 2002



Похожие публикации

Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику
Профессиональное определение старшеклассников
Что означает данное словосочетание