«Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профессий - страница №1/1
«Человек – художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «Человек - художественный образ» является художественный образ, целью труда - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.
Большинство профессий этого типа связано:
Всю область профессий типа «Человек - художественный образ» можно подразделить на подтипы (которые часто взаимопереплетаются) в соответствии с видами художественного отображения действительности:
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:
столяр по производству художественной мебели, фотограф-художник, парикмахер-модельер, витражист, конструктор-модельер, художник-мастер, художник-график, художник-колорист, скульптор и пр.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:
концертмейстер, артист театра, артист ансамбля, певец, композитор и пр.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью:
редактор художественной литературы, литературный работник (газеты, театра и т.д.) и пр.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:
актер, артист театра, кино и пр.
По области применения:
Психологические требования к представителям профессий типа « человек - художественный образ»:
Визажист
Косметикой пользуются с давних времен. Краска для подведения глаз была найдена в египетских захоронениях, относящихся к 3000 году до нашей эры. Римские дамы использовали окрашенную пудру и бронзовые ложки с длинными ручками для извлечения и смешивания косметических средств. Долгое время употребление декоративной косметики считалось безнравственным: посвященная этикету книга, написанная в начале века, утверждает, что восточный обычай подкрашивать губы допускается лишь на сцене. К счастью, за последнее время мнение изменилось, и абсолютно все женщины могут свободно пользоваться декоративной косметикой.
Способности:
:
Родственные профессии :
парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист
Профессию можно получить на курсах и в средних специальных учебных заведениях:
Дизайнер
Слово «дизайнер» происходит от английских слов «
industrialdesighn
»,
которые в переводе означают проектирование, создание промышленных! изделий. Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. Все предметы, окружающие нас, могут быть полезны, удобны, экономичны и красивы, должны служить сохранению здоровья и способствовать душевному спокойствию человека. Создание таких вещей и является основной; задачей дизайнера.
XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Родственные профессии:
Художник – конструктор
Профессию дизайнера можно получить в высших учебных заведениях:
Профессию дизайнера можно получить в средних специальных учебных заведениях:
Искусствовед
Искусствоведение (искусствознание) - комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.
Искусствоведение - очень древняя наука. Первоначально элементы искусствоведения входили в религиозные, философские и другие учения и носили характер рекомендаций и отдельных сведений.
Первые известные нам фрагменты учения об искусстве были записаны в Древней Греции (Аристотель, Платон, трактаты Поликлета - V век до н. э.). Затем учение об искусстве получает свое бурное развитие в Древнем Риме (Цицерон - I век до н.э.). С начала н.э. наиболее ценный и универсальный характер носили художественные трактаты в странах Азии (например, трактат «Читрапакшана» - I век н.э.). В средние века в Европе теория искусства являлась неотделимой частью теологических мировоззрений (Августин - IV-V века, Фома Аквинский - XIII век).
Важнейшим этапом в становлении искусствоведения, а, следовательно, и профессии «искусствовед», стала эпоха Возрождения. Появляется большое количество людей, развивающих теорию искусства (например, Ченнино Ченнини - XIV веке, Леонардо да Винчи и др.). В XVIII веке искусствоведение начинает выделяться как самостоятельная наука. Именно в это время и появляются первые профессиональные специалисты-искусствоведы.
В России искусствоведение получает свое особое развитие во второй половине XIX - начале XX века. Наиболее известными отечественными искусствоведами можно назвать Д. Ровинского, Н. Г. Собко и др.
Доминирующие виды деятельности:
Теоретик искусства:
Историк искусства:
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности :
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Учебные заведения, обучающие данной профессии
Профессию искусствоведа можно получить в высших учебных заведениях:
Косметолог
«Косметика» (kosmetike)
в переводе с греческого означает «искусство украшать». История косметологии тесно связана с уровнем развития культуры, естествознания, медицины. Первый справочник, содержащий простейшие сведения по этой специальности, появился еще в V тысячелетии до н.э. (он был написан на папирусе). Стремление к красоте существовало у человека во все времена. Известный врач древности Клавдий Гален изобрел первый крем, который может применяться как косметическое средство, - это холодные сливки. Еще в Древней Греции и Египте для улучшения внешнего вида широко использовались красящие вещества, различные смеси из жиров животного и растительного происхождения, отвары и настои из трав и других растений, ароматические вещества. Все эти вещества широко использовались для смягчения и отбеливания кожи лица, укрепления волос и улучшения их роста. Для производства косметических процедур и массажа лица специально подготавливались рабы - так называемые косметы. Они же занимались и подкрашиванием лица, используя пудру, румяна, специальные карандаши для бровей, ресниц, губную помаду и др.
В XVI-XVII веках наблюдается увеличение производства и разнообразия парфюмерных средств. В XVIII-XIX веках все чаще стали замечать, что многие болезни кожи сопровождаются косметическими дефектами (угри, жирность и сухость кожи и т.д.) и устранение их за- висит от правильного лечения.
И сегодня понятие «косметика» - это искусство украшения внешности человека с помощью многочисленных способов и средств, а «косметология» - понятие, включающее в себя методы научно обоснованного лечения косметических дефектов, способы создания косметических средств.
Доминирующие виды деятельности :
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности :
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Родственные профессии:
Парикмахер, маникюрша, педикюрша, стилист, визажист
Для работы по профессии «косметолог» необходимо иметь базовое медицинское образование:
Манекенщица
Профессия манекенщицы сравнительно новая. Но история этой профессии уходит своими корнями в далекое прошлое.
Поскольку смысл профессиональной деятельности манекенщицы - в наиболее выгодном «свете» представить свой наряд, то манекенщицами можно считать фактически всех женщин во все времена. В аристократических кругах всегда было принято проводить балы, где все женщины хотели поразить своим нарядом окружающих. Таким образом, именно первый в человеческой истории бал можно назвать первым дефиле, а всех женщин, принимавших в нем участие, - первыми манекенщицами.
Профессия манекенщицы в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, появилась с возникновением первых модельеров и первых домов мод, куда требовались девушки для представления новых нарядов.
На сегодня эта профессия не столько востребована, сколько популярна среди молодых девушек.
Доминирующие виды деятельности :
Способности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию манекенщицы можно получить на коммерческих курсах
Модельер
С самого далекого прошлого и до наших дней одежда являлась постоянным спутником человека. Но она не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем приобрела современный вид. На раннем этапе развития человеческого общества одежда представляла собой просто кусок шкуры, служившей защитой человеку от неблагоприятных воздействий внешней среды. Благодаря даже такой примитивной одежде человек перестал быть зависимым от природных условий и смог жить в самых различных климатических зонах. Каждой эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материал одежды, цвет и рисунок ткани, что вместе создавало определенный стиль в одежде. Стиль в одежде - это своеобразное зеркало той или иной эпохи, позволяющее судить о культуре и экономике государств, о положении человека в обществе, его классовой принадлежности.
Доминирующие виды деятельности :
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Личностные качества, интересы и склонности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Родственные профессии:
Портной, художник по костюмам, конструктор – модельер
Высшие учебные заведения:
Парикмахер
О профессии парикмахера знали еще наши древние предки. Во многих литературных произведениях можно прочитать об услугах цирюльников
(так раньше называли в России парикмахеров), сотни людей приходили к ним, чтобы побриться, постричься или сделать прическу. Слово «парикмахер» имеет французское происхождение (perruque
) -
накладка из волос, а в театре - одно из выразительных средств грима.
Профессия парикмахера всегда была и будет жизненно необходимой, так как в человеке заложено стремление к красоте и уходу за собой.
Доминирующие виды деятельности
:
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Личностные качества, интересы и склонности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Родственные профессии :
гример, визажист, парикмахер-стилист, стилист
Профессию парикмахера можно получить в профессионально-технических училищах, учебно-производственных комбинатах или на коммерческих курсах, а также в средних специальных и учебных заведениях:
Стилист
Людям свойственно стремиться к гармонии и совершенству, поиску различных композиционных решений: будь то в искусстве, музыке, живописи, архитектуре, литературе или других направлениях культуры. Словом «стиль» называли объединение голландских архитекторов и художников в 1917-1931 годах. Профессия «стилист» важна в наше время, характеризующееся большим объемом различных течений моды, с одной стороны, и стремлением к упрощению культурной продукции (строения, одежда, прически), с другой стороны. Сейчас становятся востребованными специалисты, которые могут профессионально работать над созданием и подбором внешнего облика людей и каких-либо объектов.
Доминирующие виды деятельности
:
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Родственные профессии:
косметолог, гример, визажист, парикмахер-стилист, имиджмейкер
Учебные заведения, обучающие данной профессии
Художник – оформитель
Художник-оформитель - специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приемы и средства в целях оформления.
На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений». В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, а также В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин.
Доминирующие виды деятельности:
Способности:
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Области применения профессиональных знаний :
Родственные профессии:
Художник – декоратор, иллюстратор, график, художник – реставратор, художник – мастер, реставратор
Высшие учебные заведения:
Средние специальные учебные заведения:
Web
-дизайнер
Профессия web-дизайнера включает в себя два аспекта: умение пользоваться специальными компьютерными программами и дизайнерская деятельность. Еще в XIX веке владельцы магазинов, ресторанов и предприятий выпускали рекламные открытки. Эти открытки оформляли специальные люди, которых мы сегодня называем дизайнерами. Сейчас web-дизайнеры занимаются фактически той же деятельностью, но только используя различные компьютерные программы.
Профессия web-дизайнера как таковая появляется только с возникновением мировой компьютерной сети World Wide Web (WWW), в которой возможно создание web-сайтов в рекламных целях (конец 1980-х – начало 1990-х годов).
Доминирующие виды деятельности :
Способности:
Учебные заведения, обучающие данной профессии
Профессию можно получить в высших учебных заведениях:
Инструкция: напротив каждого высказывания обведите цифру, которая соответствует степени Вашего интереса к этим видам деятельности (желания им заниматься)
Мне нравится, мне интересно (мне понравилось бы, мне хотелось бы)
0 – совсем не интересно
1- не знаю
2 - интересно, но не сильно
3 - очень интересно
Высказывания, утверждения |
0 |
1 |
2 |
3 |
Помогать подбирать (выбирать) друзьям и родным одежду (обувь, головные уборы); аксессуары; украшения, косметику; прически |
0 |
1 |
2 |
3 |
Выступать на сцене (на подиуме), сниматься в рекламе |
0 |
1 |
2 |
3 |
Конструировать (создавать) модели одежды и (или) делать своими руками украшения |
0 |
1 |
2 |
3 |
Заниматься дизайном (в том числе компьютерным), изобразительным и декоративно- прикладным искусством, фотографией |
0 |
1 |
2 |
3 |
Придумывать новые прически |
0 |
1 |
2 |
3 |
Посещать выставки в художественных музеях, галереях и салонах; посещать показы мод и (или) смотреть их по ТВ (Интернету) |
0 |
1 |
2 |
3 |
Слушать лекции по искусству, МХК, истории моды |
0 |
1 |
2 |
3 |
Изучать различные техники рисования (рукоделия, декоративно – прикладного искусства и пр.); экспериментировать при выполнении творческих работ |
0 |
1 |
2 |
3 |
Перешивать старую одежду; дополнительно украшать новую |
0 |
1 |
2 |
3 |
Знакомиться с миром искусства (моды), читая спец. литературу (книги, журналы); изучая информацию на специализированных сайтах в Интернете |
0 |
1 |
2 |
3 |
Баллы |
Обработка результатов:
Просуммируйте обведенные цифры и запишите в соответствующей графе («Баллы»).
Количество баллов |
Характеристика |
14 и ниже |
интерес к данной профессиональной сфере не выражен (слабая степень выраженности интереса) |
15-18 |
слабо выраженная профессиональная склонность (степень выраженности интереса ниже среднего) |
19-22 |
выраженные профессиональная направленность и интерес (средняя степень выраженности интереса) |
23-26 |
интерес к данной профессиональной сфере выражен значительно (степень выраженности интереса выше среднего) |
27 - 30 |
профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо (высокая степень выраженности интереса) |
Искусство воплощает красоту, гармонию, оно не подвластно логике и разуму, все, что прекрасно - можем спокойно назвать «искусством». Среди множества профессий особое значение имеет взаимодействие человек - художественный образ. Сегодня мы постараемся раскрыть эту тему.
Тонкости профессии «человек - художественный образ».
Работа в сфере искусства зарождалась еще в глубокой древности. Она дорого ценится и сегодня. Лучшими свидетельствами этому стали памятники, скульптуры, изобразительная деятельность в период палеолита. На современном этапе выделяют следующие профессии направления «человек - художественный образ»:
- дизайнер, архитектор, скульптор,
- певец, композитор, дирижер, вокалист,
- писатель, драматург, поэт,
- художник,
- актер, режиссер, оператор,
- фотограф,
- модельер, визажист, парикмахер и др.
Устраиваясь на работу «человек - художественный образ», учтите, что ваш главный принцип - это достижение совершенства, гармонии, красоты. Работа в искусство всегда требует наличия свежих идей. Вы должны быть их генератором. В искусстве чувство меры - это все. Между искусством и вульгарностью грань очень тонкая. Если решили посвятить себя этому направлению, вам понадобится вдохновение, идеи и трудолюбие. Человеку искусства необходимо постоянно развиваться, быть ознакомленным с новыми, актуальными тенденциями. Вам нужно идти в ногу со временем. Ваша работа должна полностью удовлетворять эстетические требования. Начинающему, без опыта работы, следует многому научиться и быть максимально старательным.
Человек искусства. Преимущества профессии.
Человек, творящий в искусстве, должен обладать определенными задатками и способностями. Очень часто это проявляется еще в детстве, но есть исключения. Человек искусства - креативный, он - генератор потрясающих идей. Вы должны быть настойчивы, иметь силу воли и стремиться к совершенству. Итак, чтобы преуспеть в профессии «человек - художественный образ» вам понадобится:
- умение тонко ощущать прекрасное,
- яркое воображение,
- развитое образное мышление,
- трудолюбие, терпение,
- желание творить.
Главными преимуществами работы в искусство является признание, популярность. Если человек талантлив и трудолюбив, тогда он будет востребованным и получать высокое материальное вознаграждение. Вы имеете возможность реализовать свой творческий потенциал. Просмотрите актуальные вакансии, высылайте резюме и готовьтесь к собеседованию.
: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.
Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.
Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .
Название |
Тип личности |
Тип профессиональной среды |
Реалистический |
Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать |
Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий. |
Исследовательский |
Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать. |
Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики. |
Артистический |
Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны. |
Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо. |
Социальный |
Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности. |
Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность. |
Предпринимательский |
Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность. |
Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п. |
Конвенциональный |
Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. |
Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п. |
Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды
Тип личности |
Тип среды |
|||||
Реалистический |
||||||
Исследовательский |
||||||
Артистический |
||||||
Социальный |
||||||
Предпринимательский |
||||||
Конвенциональный |
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек - художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художествен
ной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом - делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.
В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.
Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство - это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.). Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха - в нем самом. Он склонен объяснить неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и т.п.).
Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»
Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:
Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.
Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:
Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.
Профессии, связанные с писательской деятельностью:
Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.
Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:
Артист драмы, артист цирка, в едущий концерта.
2.1 Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста
Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. Чтобы понять специфику профессий этого типа, я считаю, необходимо рассмотреть некоторые наиболее распространенные профессии,-анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего профессию "человек - художественный образ ", все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить.
Художник - конструктор (дизайнер). Главной задачей дизайнера является удовлетворение потребности человека (заказчика) в гармонии с предметной средой посредством проектирования эстетических свойств промышленных изделий.
Необходимые качества: анализ и синтез, пространственное мышление и конструкторские способности, креативность, художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета), коммуникативные и вербальные способности, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, реалистичность, находчивость.
На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера - конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.
Творческий процесс художника - конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.
Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.
Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь.
Живописец (по росписи фарфора). Существует несколько методов нанесения росписи на фарфор, один из которых ручная роспись.
Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой - и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись твореным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре
Рисунки могут быть сложны и разнообразны: это пейзажи, сюжеты, литературные портреты, персонажи, сказочные образы, стилизованные изображения растительного и художественного мира, орнаменты.
Мастер живописец в совершенстве владеет приемами живописных и графических работ, способами копирования рисунков в различных масштабах, приемами гравировки по золоту и серебру, приемами самостоятельной разработки деталей рисунков.
До начала работы живописец должен представить рисунок в уме, мысленно разложить его на части, наметить последовательность раскраски его деталей. И выполняя каждую операцию, он в своем воображении видит рисунок уже готовым.
Художник – иллюстратор. Содержание деятельности: задача иллюстратора - адекватно и красочно выразить мысли автора литературного произведения, статьи в СМИ яркими художественными образами. Вид работы зависит от заказа: может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п.
Должен знать: живопись, рисунок, графику, теорию искусств, литературное творчество, специальные художественные дисциплины, техники и технологии работы и т.п.
Должен уметь: Выбрать соответствующую технику рисования (от простого карандаша до компьютерной графики). Спланировать свою работу. Использовать сложные техники: акватин, офорт..., компьютерные программы (например, для разработки макета будущего произведения). За короткое время выполнять необходимые эскизы в нескольких вариантах. Презентовать наброски и готовую работу, "портфолио". Выразить неповторимость своего стиля. Работать в коллективе художников. Должен иметь: свой ярко выраженный авторский стиль (при индивидуальной работе). Доминирующие интересы: ИЗО, литература Сопутствующие: Предпринимательская деятельность. Реклама. Фотография
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Образное мышление. Фантазия. Высокий уровень развития общих способностей (анализ, синтез, логика, вербальные способности, словесно-логическое мышление). Наблюдательность. Развитое воображение. Умение выражать свои мысле-образы в рисунке. Цветовая чувствительность. Высокий уровень специальных художественных способностей. Целеустремленность. Ответственность. Организаторские способности. Хорошая координация, мелкая моторика пальцев рук. Медицинские ограничения: Аллергия на рабочие материалы, книжную пыль
Ретушер. Иллюстрации, напечатанные в книге, почти всегда имеют качественные потери по сравнению с подлинником. Задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, сделать эти потери минимальными.
Задача ретушера сводится к тому, чтобы, в конце концов, могла быть создана печатная форма. Оттиск (отпечаток) с нее, конечно, будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым.
Выделяют два вида ретуши: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале (материале, с которого будет делаться типографская печатная форма) царапин, темных или светлых пятен или точек, крупной зернистости и т. д.
Роль художественной ретуши значительно шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно изобразительные элементы иллюстрации. Уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.
Все операции, которые приходится выполнять ретушеру, требуют активной мыслительной деятельности и хорошей памяти. Он должен помнить и учитывать различные факторы, от которых зависит выбор приема и метода ретуши, сравнивать их, анализировать и принимать необходимые решения. Спецификой его работы является и то, что ретушер должен постоянно держать в уме тот зрительный образ, который он стремится воплотить.
Процесс репродуцирования (типографского воспроизведения) изображений основан на глубоком понимании оригинала. Ретушер воспринимает в оригинале то, что порой скрыто для обычного зрителя. Для этого он должен обладать наблюдательностью. Для глубокой эстетической оценки произведения ему необходимо и развитое чувство цвета и формы.
Работа ретушера связана с большим умственным напряжением: на протяжении всего рабочего дня ему приходится анализировать сложные произведения искусства и решать разнообразные пространственно-цветовые задачи. Творческому воображению, большому эстетическому вкусу должны сопутствовать такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость.
Художник-реставратор. Наиболее часто разрушающему воздействию времени подвержены произведения живописи. Краски на живописных полотнах отделяются от грунта, которым покрыты холст или дерево, многократно положенные мазки расслаиваются. Спасти произведения искусства могут художники-реставраторы.
Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможность восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы.
Реставратор изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. Это позволяет ему определить задачи своей работы. Всесторонняя эрудиция, хорошая память, опыт предыдущих работ способствуют успеху его дела.
Должен уметь работать поэтапно, терпеливо прорабатывать все детали, уметь подчинить свое творческое воображение замыслу автора, создавшего картину. Любое отклонение от первоначальной художественной идеи является искажением искусства.Должен знать все тонкости работы с материалом.
Историк-искусствовед. Работа искусствоведов, а тем более историков, менее явна для широкой публики, но очень важна.
Специалисты работают в организациях, где представлены либо изучаются произведения названного вида искусства. Это работники музеев, издательских организаций. Работают эти специалисты также в научно-исследовательских институтах, изучая историю изобразительного искусства, дизайна, а также в художественных галереях, различных выставочных организациях. Историки-искусствоведы занимаются и преподаванием. Предмет «История искусства» есть в планах многих учебных заведений.
Музейные работники подготавливают, в частности, научные каталоги. Это требует кропотливого труда, знакомства с множеством источников. Специалисты, работающие в музеях, как правило, участвуют в разнообразных научно-исследовательских мероприятиях, конференциях, собеседованиях.
В целом их деятельность можно разделить на работу собственно с памятником искусства и труд за письменным столом, в хранилище, библиотеке.
Для того чтобы успешно работать в данной области, надо иметь некоторые специфические способности. Это, как говорят профессионалы, «глаз», художественный вкус.
Надо уметь глубоко воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства. Этот талант можно развивать в процесс е обучения.
Театральный художник. Определение «сценография» в отечественном театре прижилось не так давно. Гораздо ближе зрителю древнейшее понятие «театральный художник» или, как обычно пишут на афише, «художник-постановщик». Результатом работы художника-постановщика спектакля, по сути, является все, что предстает перед взором зрителя на сцене - от крепостных стен, грозовых туч или бушующего океана до каблуков туфель, кинжалов или носовых платков.
Художник-декоратор - театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Есть театральное выражение «За красоту отвечает художник». Эту «красоту» составляют: костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, костюмы, грим и так далее. Каждой стороне общего дела соответствуют отдельные специальности: художник по костюмам, художник по свету. Но творческим лидером группы традиционно остается сценограф.
Личные качества: любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память, аккуратность
В реальных производственных условиях замысел художника-постановщика воплощает художник-технолог. В современном театре сложно разделить художественную и технологическую составляющие декорационного оформления. Характер трансформации сценографии, возможности ее светового освоения, фактура используемого материала - все это влияет на стилистику и образ спектакля. Сейчас не составляет проблемы найти хорошего конструктора, который смог бы рассчитать ферму или подобрать необходимое сечение бруска. Дефицитным остается специалист способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить остроумное техническое решение и при этом сохранить то самое индивидуальное художественное высказывание.
Ювелир. Изготавливает художественные изделия (украшения, предметы быта, культа, оружие) преимущественно из драгоценных металлов, а также некоторых цветных металлов в сочетание с драгоценными и поделочными камнями, янтарем, перламутром, костью по рисункам, чертежам и моделям художника, разработчика.
Ювелир должен знать технические и художественные требования к изделиям, свойства драгоценных и полудрагоценных металлов и их сплавов, свойства драгоценных и полудрагоценных камней и других материалов (янтаря, перламутра, кости, эмали), использующихся при изготовлении ювелирных изделий, правила чтения чертежей. Ему должны быть знакомы различные способы изготовления заготовок и деталей из слитков, виды орнаментов и их выполнение. Он должен уметь самостоятельно изготовить ювелирный инструмент.
Условия труда: высокая нагрузка на зрение. Характерна статичная асимметричная рабочая поза.
Необходимые качества: хороший глазомер, развитое цветоощущение, хорошая координация и развитая мелкая моторика рук, умение сконцентрироваться, аккуратность, усидчивость, терпение, художественный вкус. Явные сердечнососудистые заболевания, сколиоз, повышенная нервная возбудимость могут препятствовать получению профессии ювелира.
Родственные профессии. Когда создание ювелирного изделия выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, а придумывается автором с целью передать какой-либо художественный замысел, либо создается авторская работа для конкретного заказчика - мы говорим о профессии дизайнера украшений.
Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор). Модельер разрабатывает новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, также создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.
В круг занятий модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей, подготовка образцов для промышленного производства, организация показов моделей одежды.
Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности, «новаторство».
Чтобы участвовать в элитных показах, по правилам «от кутюр» нужно представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80 % должно быть сделано руками. Одно платье шьется минимум месяц, а особенно сложные и до полугода... Выживают только фанаты, не представляющие себя вне профессии, готовые разрабатывать новые идеи, не боясь смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.
Кондитер. Готовит кондитерские изделия на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов. Приготавливает различные виды теста, начинок, кремов по заданной рецептуре. Выпекает и украшает продукцию. Проверяет вес готовых изделий. Использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование.
Для деятельности необходимы тонкая вкусовая и обонятельная чувствительность, тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук).
Работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты и заболевания: органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая пневмония и др.); сердечнососудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); почек и мочевых путей (нефрит, почечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.); органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы отделки и украшения кондитерских изделий
Так, стоит помнить, что повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног. Иногда условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум. Существует и определенная опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.
Необходимые качества: развитые обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность.
Психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении. При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности...