Что такое ​Хакатон и как он работает? Хакатон: подробный гайд для начинающих и желающих победить. «Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов

Что такое ​Хакатон и как он работает? Хакатон: подробный гайд для начинающих и желающих победить. «Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов

16 октября 2014 в 16:26

Как проводятся хакатоны? И неделя до PayPal BattleHack 2014 Moscow

  • Блог компании Mail.ru Group ,
  • Хакатоны

За последние пару лет я в качестве хобби провел большое количество хакатонов. В целом, в интернете уже много информации о том, как проходят такие мероприятия, выложены впечатления участников и рассказы организаторов. Тем не менее, при личной агитации разработчиков и дизайнеров на предложение «Приходите, будет круто!» я в подавляющем большинстве случаев получаю вопросы «А что это такое?» и «А что там надо делать?». Всего через неделю в Москве стартует один из крупнейших европейских хакатонов - PayPal BattleHack, информационным партнером которого является Mail.Ru Group, и под катом вы можете почитать о том, как хакатоны выглядят изнутри со стороны ведущего.

Кому все это нужно

Одно из заблуждений относительно хакатонов - считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».

Это не так. Хакатон - это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого:

  1. Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.
  2. Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым - о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.
  3. Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний - не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5-10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее:). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.
Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия.

Кто приходит на хакатоны

За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:
  • Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше.
  • Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50:).
  • Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка.
  • Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею.

Как проходит хакатон

Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.

Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом ведущий рассказывает, как все будет проходить, и начинает по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:

После того как все авторы идей выступили, начинается процесс командообразования. Для его упрощения ведущий, как правило, нумерует команды и во время выступлений записывает краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешивает по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента:

  1. Обычно половина пришедших на хакатон - это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина - авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.
  2. Первичное командообразование - это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.
Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, ведущий еще раз рассказывает, что будет дальше, и дает отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я часто провожу хакатоны, выглядит вот так:

Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда ведущий берет могучую кучку экспертов и начинает обход команд. С каждой командой они общаются, отвечают на вопросы и вытягивают из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляют ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.

Ближе к ночи ведущий совершает второй обход команд и смотрит, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!» Оценив степень повреждений, ведущий рассказывает, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляет ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые, и большинство команд работает всю ночь. Организаторы предоставляют пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:

Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch - тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать ведущему результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.

В середине (или в конце, как получится) второго дня участники переходят к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими - самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:

И, наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Организаторы торжественно всех награждают, после чего устраивают еще одно неприятное английское слово - afterparty.

Сегодня хакатон набирает все большую популярность на территории Российской Федерации. Хотя далеко не все знают, что это за мероприятие и с какой целью проводится. Для тех же кто знает, есть актуальный обновляемый , которые проводятся в России.

Хакатон: что это?

Термин «хакатон» происходит от слияния двух английских слов – марафон и хакер. Многие считают хакатоны – слетом хакеров. Но это – ошибочное суждение. Это марафон для программистов, во время которых маленькие команды соревнуются в разработке программного обеспечения по различным направлениям. Длительность таких марафонов составляет от нескольких дней до недели.

В большинстве случаев участники хакатона работают над созданием программного обеспечения, но проводят марафоны, направленные на решение социальных или образовательных задач. Результатом проведения является разработка:

  • Мобильных приложений;
  • Веб–приложений;
  • Сайтов;
  • Дизайнерских решений.

В результате проведенного марафона программистов является MVP (минимально жизнеспособный продукт).

Тематик хакатонов – множество: от образования и медицины до проектирования города.

Происхождение хакатонов

Интеллектуальные соревнования проводятся не один десяток лет. Примером таких «мозговых баталий» является проведенный в 1924 году в Гарвардской школе бизнеса метод совместного выполнения кейсов (решения конкретных жизненных ситуаций).

Родоначальником термина «хакатон» является корпорация Sun Microsystems и разработчики OpenBSD, окрестившие так свою совместную работу в 1999. В это время разработчики OpenBSD и представители Sun Microsystems трудились над созданием шифровальных алгоритмов, не запрещенных американскими экспортными ограничениями. Хакатоном был назван проект по созданию программного обеспечения на языке Java.

А к 2005 году хакатон завоевал популярность среди тех, кто хочет создавать стартапы или занимается быстрой разработкой ПО.

Этапы проведения марафона

Как и любое мероприятие, хакатон проходит в несколько этапов:

  1. Открытие и общее знакомство с уточнением тематики мероприятия (при ее наличии);
  2. Обсуждение идей и формирование соревнующихся команд;
  3. Командная работа над проектами;
  4. Презентация работ. Каждая команда демонстрирует подготовленный проект.

Командная работа на проектом — это самый продолжительный этап марафона. Он может занимать от пары часов до нескольких дней. Питаются участники хакатона спонтанно. В большинстве случаев их рацион состоит из пиццы, бутербродов и напитков–энергетиков. Спальное место для участников не предусмотрено. Поэтому желающие отдохнуть обустраивают его самостоятельно.

Если хакатон проходит в виде соревнования, приглашенное жюри оценивает подготовленные командами проекты и определяет победителя, который получает награду.

Причины популярности

Хакатон – мероприятие, позволяющее молодым программистам, дизайнерам и другим IT–специалистам создать новый совместный проект. А еще во время события:

  • Завязать знакомства . Хакатон – отличное место для обмена опытом, новыми идеями по созданию проектов;
  • Создать IT–сообщества . Хакатон направлен на объединение близких по духу специалистов, заинтересованных в решении определенной проблемы или развитии какой–то темы;
  • Поучаствовать в нестандартном процессе работы и дружеском сотрудничестве . У хакатона нет жесткого графика и формата работы. Он позволяет специалистам абсолютно разных областей принять участие в совместном проекте, что при других условиях было бы невозможным;
  • Обогатить свои знания . Особенностью марафона является то, что участники решают задачи, которые им незнакомы. Поэтому процесс обучения во время хакатона происходит быстро с возможностью применить полученные знания на практике. Да и доброжелательная команда позволяет рассчитывать на всестороннюю помощь. Хакатон дарит уникальную возможность за несколько часов и даже минут усвоить то, на что в обычных условиях потребовалось бы просмотреть целый видеокурс;
  • Заявить о себе . Хакатон позволяет участникам продемонстрировать свой профессионализм;
  • Претворить в жизнь инновационные идеи . Хакатон позволяет экспериментировать, создавать и реализовывать самые невероятные идеи;
  • Компаниям находят перспективных сотрудников . Хакатон позволяет провести презентацию стартапов, представляющих потенциальный интерес для компаний.

Направления хакатонов

Хакатон был создан как соревнование программистов, но сегодня термин имеет более широкое значение. Он объединяет дизайнеров, менеджеров и журналистов. Существуют медицинские, образовательные и социальные хакатоны, проводимые для решения значимых задач.

Фишки хакатонов

Хакатон давно перестал быть обычным марафоном по быстрому кодингу. Сейчас, главенствующая роль отводится командной работе – способности:

  • Верно распределить обязанности;
  • Грамотно использовать имеющиеся ресурсы;
  • Скоординировать совместные усилия;
  • Добиться поставленной цели в максимально сжатые сроки.

Хакатоны проводятся для привлечения молодых специалистов (разработчиков, экспертов) и предоставления им возможности, пообщавшись в неформальной обстановке, обменяться опытом и реализовать свои идеи.

Такие соревнования – отличный старт для начинающих специалистов. Существуют компании, начинавшие свое восхождение с хакатонов и получившие сегодня мировое признание. Например, компанию GroupMe, поучаствовавшую в хакатоне 2010 года (в рамках конференции TechCrunch Disrupt), выкупила корпорация Skype спустя год (в 2011) за $85 млн!

Эксперты сравнивают хакатоны с пресловутым «пинком», стимулирующим работать головной мозг. А в сочетании с советами экспертов и коллективным разумом хакатон способен стать поистине уникальным мероприятием.

Хакатон представляет собой мероприятие, на котором команда разработчиков, во время ограниченного срока и в малом пространстве, разбиваясь на группы, решают ту или иную проблему, посредством создания программного (инженерного) решения, продукта или сервиса.

В моем понимании - хакатон это развлечение для программистов, которое позволяет в короткий срок реализовать какие-то свои цели.

цели разработчиков:

  • Have Fun
  • Попробовать какие-то технологии, практики
  • Проверить гипотезу / идею в короткий срок
  • Сделать что-то, что давно хотелось сделать
  • Проверить людей, команду, попробовать работать вместе
  • Запитчить существующий проект, получить опыт, отзывы, инвестиции
  • Сделать что-то полезное
  • Получить материальные блага от участия в хакатоне

Я расставил эти цели в том порядке, в котором воспринимаю их как разработчик и участник хакатонов. Люди разные, и приоритеты у них бывают очень разные.

Так же бывают разные и Хакатоны.

критерии хакатонов

  • Тематические / общие
  • Соревнования / фан
  • Ориентированность на технологичность решений vs бизнес-ориентированность

Исходя из этих (и многих других) критериев, и будет отличаться как хакатон, так и аудитория, которая на него придет.
Очень важно, чтобы представление организаторов и аудитории в этом месте совпадали.

Тематический хакатон четко очерчивает определенную область, в которой будет решаться проблема и (или) набор технологий которыми эти проблемы будут решаться.

Примеры тематик:

  • Электронное управление,
  • благотворительность,
  • энергетическая независимость,
  • сфера ресторанов,
  • майнд-карт инструменты,
  • мобильные игры.

Набор технологий обычно определяется если мероприятие проводится по инициативе или под эгидой представителя этих технологий (компании или сообщества)
Например: Hardware хакатон на intel Galileo, photo hackathon by Nikon, Nvidia-CUDA, Unity 3d, ruby on rails in real world и т.д.

Общие Хакатоны не определяют четкой тематики проектов, и дифференцируются по отдельным параметрам.

Чем более четко вы очертите тематику, тем ближе к ней аудитория придет, но при этом она будет меньше. Если у хакатона не будет существенной дифференциации, на него может никто не прийти.

Полярность соревнования / фан выходит в первую очередь от позиции организаторов, и темы.
Например хакатон на тему "Most useless thing in a world" будет иметь малую составляющую соревнования.

Важнейшим фактором для этого критерия также наличие и размер призового фонда . Чем он больше и активнее анонсируется, тем больше атмосфера гонки и напряженности будет присутствовать на мероприятии.

Технологичность vs Бизнес ориентированность это в первую очередь критерии оценки решений, произведенных на хакатонн.

Она исходит также из сущности организаторов и тематики, и едва ли не является самой важной вещью, которую нужно постоянно доносить до участников, так как в противном случае они могут быть очень разочарованы от неадекватности оценки.

* Программисты всегда ориентированы на технологичность.

Критерии оценки решения по технологичности:

  • Техническое совершенство и функциональность
  • Сложность имплементации, использованные технологии и подходы
  • Дизайн, визуальное совершенство продукта

Критерии по бизнес составляющей:

  • Наличие бизнес-модели, понимание где возьмутся деньги и как их возвращать.
  • Структура и качество презентации, донесение до аудитории, питчинг, представление о стратегии маркетинга проекта.
  • Команда, как группа людей, которые могут системно внедрять решения.

Соответственно, команда которая разработала супер-технологическое и сложное решение будет разочарована победой команды с красивой презентацией и питчером с подвешенным языком. Чтобы избежать разочарований, нужно четко артикулировать цели и критерии мероприятия.

Также, обязательным критерием оценки должна быть общее совершенство и дееспособность предлагаемого решения. Оно должно работать.
Если это не учитывается, то хакатон превращается в конкурс красивых идей.

Несмотря на то, что вышеназванные критерии являются полярными, их можно и нужно совмещать. В этом и есть сложность и основной вызов при создании концепции хакатонов.

Поэтому первый вопрос который должен задать себе организатор:

Причина, тема и цель его хакатонов?

Нужно понимать, что вы собираете кучу обычно профессиональных и дорогих в плане оплаты труда людей, чтобы они посвятили свое личное время решению проблемы, которую вы задаете своей темой.

Программисты любят делать классные, важные, полезные штуки и так, чтобы об этом все знали.

Ваша тема должна быть проста и понятна.

Ожидания от продуктов, разработанных на хакатоне

  • 99.7% стартапов погибает.
  • 99.9% решений, разработанных на хакатоне выбрасываются. И это правильно.

Решение на хакатоне - это quick and dirty попытка проверить возможность решения поставленной задачи.

Структура хакатонов с точки зрения проектов и команд:

  • Разработчики на Хакатоне регистрируются или сформированными командами, или индивидуально.
  • Во втором случае - задача организаторов сформировать из отдельных участников команды.
  • В зависимости от критериев хакатонов, вы можете предъявлять требования к командам - минимальное количество, наличие технических специализаций в тех или иных направлениях, и др.
  • Участники, не попавшие ни в одну команду, будут очень расстроены.

Презентации идей - независимо от того, регистрируются у вас командами или индивидуально, в начале хакатонов обязательно нужно представить проекты.
Это решает несколько следующих целей:

  • Формирование команд (если не сформированы)
  • Знакомство команд с конкурентами
  • Знакомство жюри и организаторов с проектами
  • Знакомство участников с собственными проектами.

Презентации идей от людей, которые не будут принимать участия в хакатоне - не имеют никакого смысла. Лидер проекта должен все время быть с командой, задалбывать и промывать им мозги. Иначе проект не выстрелит.

Идеальный размер команд для общих / бизнес хакатонов 4-7 человек с разной специализацией.

Для хакатонов с техническим направлением - минимум 2.

Не желательно чтобы кто-то в одиночку делал проекты, такие проекты иногда даже побеждают, но в них нет духа хакатонов.

Дата и продолжительность

Хакатоны продолжаются от 1 до 3 дней.

Для большого хакатона оптимальная продолжительность - 48 часов, начало в пятницу вечером, окончание в воскресенье вечером.

Интернет

Хороший интернет - критический для проведения хакатонов. Рекомендуемый расчет внешнего интернет канала - 1Мбит * 1 участника.
Очень желательно иметь резервный канал, который можно подключить в случае неисправности основного.

wifi сеть - при большом количестве оборудования (ноутбуки, аксессуары) wifi-канал, который удовлетворительно работает в обычных условиях может не справляться с активностью хакатонов.

Организаторы

Очевидно - команда это важнейшая составляющая чего-либо.

Ведущий

Это человек, который задает тон и настроение события, обеспечивает то, чтобы все происходило по графику, объявляет этапы, участников и другую важную информацию.

Необходимо, чтобы ведущий был максимально нейтральным и не симпатизировал открыто любому из участников и тем более не «притеснял» тех у кого-то что-то не получается.

Задача ведущего - поддерживать настроение мероприятия и поэтому именно он должен заполнять собой все технические моменты, заминки между презентациями и другие фак-апы. При этом ведущий - наименее важный человек на сцене и его функция поднимать важность всех остальных.

Требования к ведущему: умение публично говорить, знание предметной области, авторитетность среди участников.

Ведущий может быть и судьей или ментором, хотя, по моему мнению, это не желательно.

Секретарь события

Человек, который занимается графиком, менторами, спонсорами, ведущим, знает, когда у кого питч, что и когда должен говорить ведущий. Зачастую может вести онлайн трансляцию, постить фоточки в социальные сети.

Технический специалист

Человек, который знает, как работает сеть на события и куда подключать, хорошо, когда он ее и настраивал. Также часто у участников (несмотря на то, что они программисты) возникают проблемы, которые самостоятельно они не могут решить - компьютер не соединяется с сетью, взлетела операционная система, нет флешки. Очень хорошо, когда есть кому о них позаботиться.

Также хорошо, когда администратор может позаботиться об исправной работе микрофонов, звука, видео-стримов, интерактивной ленты и других вещах, которые украшают пребывания на хакатоне. Если вы проводите Хакатон в Москве и вам нужен хороший звук, стоит позаботиться об аренде колонок в Москве заранее. Советуем обращаться исключительно к профессионалам, которых вы можете найти .

Не забывайте, что в отношении технической инфраструктуры событий всегда хорошо работает закон «Мерфи»: Если что-то может произойти, то оно обязательно произойдет.

Хелп-том

Люди, которые обеспечивают всю логистику мероприятия, следят чтобы был кофе и не забивался туалет. Удовлетворяющие потребности участников, находят и добывают найденные вещи (например, зарядки для ноутбуков, которые забыли с собой взять участники), делают невозможное.

Кто-то из команды должен обязательно присутствовать на событиях все время, день и ночь. Этих людей должны знать (задача ведущего познакомить всех с ними) и легко идентифицировать по футболках, бейджах и т.п.

Платный вход

Все зависит от ваших возможностей и концепции.

В общем рекомендую вам делать вход платным (с подчеркиванием на предварительной регистрации) так как это будет работать в качестве фильтра для «левых» людей, а также даст дополнительную мотивацию участникам не забыть прийти.

Также при удачном пиаре, регистрации могут существенно покрыть ваши расходы и обеспечить именно тот кэш, которого трудно добиться от спонсоров.

Работа после хакатонов

Об этом пункте очень часто забывают, хотя он не менее важен, чем работа до события.

Нужно подвести итоги, выложить фоточки, объявить онлайн победителей и что их ждет, повторно поблагодарить партнеров. Работа после хакатонов - это прямая инвестиция в ваш имидж и в следующее событие. Не забывайте об этом!

Ключевые слова: Аренда колонок в Москве, ​Хакатон, цели, программисты, создание программ, проекты, Дизайн, бизнес

В современном мире встречается много новых терминов, которые непонятны людям. Что такое хакатон? Это мероприятие, которое стало очень распространенным не только в других странах, но и в России. Поэтому нужно знать, как проводят хакатон, что это такое, что для него необходимо. Также есть правила успешной организации этого мероприятия.

Определение

Слова "хакер" и "марафон" образовали новое понятие "хакатон". Что это такое? На сегодняшний день этот термин не относится к так называемый марафон программистов.

Мероприятие предполагает сбор команды из различных областей создания программного обеспечения. Они работают над какой-либо задачей. Участвовать в мероприятии могут программисты, дизайнеры, менеджеры. Длятся хакатоны от 1 дня до недели.

Задачи

На этом мероприятии важно создать полноценное программное обеспечение, но некоторые из них проводятся для образовательных и социальных целей. Принято разрабатывать веб-сервисы, которые будут решать социально значимые задачи.

Создает мобильные приложения, веб-приложения, инфографику тоже хакатон. Что это такое? Благодаря этому мероприятию появится готовая к запуску первая версия приложения. С его помощью получится протестировать работу идеи. Мероприятия бывают разными по направленности и тематике.

Как они проходят?

Сначала проводится презентация, с которой начинается хакатон. Что это дает? Это позволяет ознакомиться с мероприятием, а также узнать о задачах. Потом участники предлагают идеи, и создаются команды с учетом интересов и навыков. Затем следует работа над проектами.

Участники на таких мероприятиях подкрепляют свои силы готовой пищей, например пиццей, энергетическими напитками. В конце демонстрируется презентация проектов. Также команды делятся результатами своей деятельности. Нередко хакатоны проводятся в виде соревнования. Тогда жюри оценивает участников и определяет победителей, которым выдают призы.

Зачем нужны мероприятия?

Они подходят для дизайнеров, программистов и других профессионалов, которые готовы собраться для разработки нового проекта. Именно эту цель имеет хакатон. Москва предлагает большое количество мероприятий, поскольку в этом городе сосредоточено много фирм.

Хакатоны необходимы для:

  • знакомства - многие специалисты могут найти друг друга, чтобы в дальнейшем делиться знаниями, а также работать над совместными проектами;
  • создания сообщества - мероприятия нужны для активных людей, которых интересует конкретная проблема;
  • креативного процесса - есть возможность работать в свободном формате;
  • получения новых знаний - на мероприятии приходится сталкиваться с теми задачами, которых не было раньше;
  • показа таланта - возможность демонстрации своего профессионализма;
  • воплощения новых идей - мероприятие позволяет реализовывать проекты;
  • стартап-проектов - компании интересуются такими мероприятиями, выбирая интересные проекты для их дальнейшей реализации.

Правила организации хакатона

Если хакатон будет иметь социальные цели, то это отличный метод привлечения талантливых специалистов. Мероприятие необходимо для реализации новых методов решения проблем. Для организации хакатона нужно пользоваться следующими советами:

  • Определение цели: нужно установить, что важно решить на этом мероприятии. К нему надо привлекать разработчиков, поскольку они знают все о создании приложений. Также потребуются эксперты, студенты. Чем больше специалистов из разных областей будет, тем больше появится креативных решений.
  • Планирование: на подготовку уйдет 3-6 недель.
  • Выбор места проведения мероприятия: его можно организовать в офисе IT-корпорации или в локальном кафе. Желательно выбирать для этого выходные.
  • Привлечение спонсоров: самым дорогим в хакатоне считаются еда, призы и площадка. Необходимо привлечь спонсоров в обмен на поддержку.
  • Рассказ о хакатоне: участникам необходимо подробно рассказать об этом мероприятии. Также нужно распространить информацию о мероприятии, используя все современные средства. Для этого пригодятся социальные медиа, пресса.
  • Заказ еды: на мероприятии должно быть достаточно пищи и напитков.
  • Подготовка призов: для победителей должны быть призы, поскольку это влияет на качество мероприятия.
  • Следует подумать, какие могут быть критичные ситуации. Нужно использовать проверенные методы, чтобы их не допустить.

Мероприятие в Сбербанке

Во многих компаниях проводят мероприятие. Хакатон Сбербанка тоже организуется регулярно. Специалисты из различных сфер занимаются разработкой веб-сервиса или мобильного приложения. Для финансовых учреждений требуются новые функции в мобильных платежах, переводах. Также нужны функции безопасности и развитие финансовых помощников. Победители награждаются денежными призами.

Таким образом, организация хакатона считается не таким сложным процессом. Нужно лишь использовать все представленные советы, тогда мероприятие пройдет успешно. Благодаря ему появятся новые идеи и проекты, которые будут очень полезными для общества.

Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.

Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».

«Нельзя» проводить хакатон своими силами


То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона - сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями - «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать .

Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.

«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами


Хакатон - это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, - ему не к вам.

Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.



У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры - популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.

Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap - внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон - это фан.

«Нельзя» недооценивать комфорт


Хакатон - мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.

«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов


Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.

Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.

Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.

И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет


Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.