Китай запустил мощную ракету носитель чанчжэн 5. Планы применения ракеты

Китай запустил мощную ракету носитель чанчжэн 5. Планы применения ракеты

http://vod.xinhuanet.com/v/vod.html?vid=395301

Вэньчан /пров. Хайнань/, 3 ноября /Синьхуа/ -- Самая мощная китайская ракета-носитель нового поколения "Чанчжэн-5" /"Великий поход-5"/ сегодня в 20:43 по пекинскому времени поднялась в воздух с космодрома Вэньчан /провинция Хайнань, Южный Китай/. Примерно через 30 минут от ракеты благополучно отделился полезный груз, который затем вышел на заданную орбиту. Первая полетная миссия "Чанчжэн-5" полностью и успешно завершена.

"Чанчжэн-5" -- это ракета-носитель нового поколения. Она воплотила в себе последние достижения Китая в области космических технологий. Ракета оснащена одновременно керосиновыми двигателями и двигателями на жидком кислороде/жидком водороде, что говорит об улучшении их экологичности. Диаметр центрального блока ракеты-носителя впервые увеличен до 5 м. Также для "Чанчжэн-5" создана качественно новая система управления, которая отличается повышенным уровнем надежности.

Нынешний успешный пуск знаменует модернизацию и замену китайских ракет-носителей, по мощности которых КНР отныне становится одним из мировых лидеров. Это означает, что Китай превращается из крупной космической державы в сильную космическую державу.

Успешно осуществлен первый полет самой мощной китайской ракеты-носителя нового поколения "Чанчжэн-5". (Синьхуа)

Применение "Чанчжэн-5" станет основой и необходимым условием реализации важных научно-технических программ и крупных проектов Китая: третьего этапа проекта по исследованию Луны, строительства пилотируемой космической станции, первого исследовательского полета на Марс. Ракеты-носители "Чанчжэн-5" планируется использовать в таких важных миссиях, как полет на Луну и возвращение с пробами лунных пород аппарата "Чанъэ-5" в 2017 году, запуск главного модуля космической станции в 2018 году, запуск аппарата для исследования Марса в 2020 году.

ЦК КПК, Госсовет КНР, ЦВС КНР опубликовали телеграмму, в которой поздравили с успешным завершением первого полета китайской ракеты-носителя "Чанчжэн-5" /"Великий поход-5"/. В поздравительной телеграмме сказано, что первый успешный полет ракеты-носителя "Чанчжэн-5" состоялся в год 60-летия китайской космонавтики.

Ракета-носитель "Чанчжэн-5" стала проектом по модернизации и замене китайских ракет-носителей, воплотив наивысший уровень научно-технических и инновационных достижений Китая в этой области. Ее первый успешный полет позволил заполнить пробел, связанный с отсутствием у КНР мощных ракет на жидком топливе без ядовитых и загрязняющих веществ, и вывел страну в число мировых лидеров по мощности ракет-носителей.

Глава компании "Чжунго чанчжэн хоцзянь" Хань Цинпин рассказал, что только что созданная компания уже располагает возможностями предоставления интегрированных услуг по запуску спутников, их доставке на орбиту или эксплуатации, а также по коммерческой эксплуатации спутников. В будущем в подходящее время начнется реализация проектов по предоставлению услуг космических запусков в формате создания "сети космических спутников, запуска космических спецрейсов, космических попуток и регулярных космических рейсов", это станет новой точкой роста, содействующей формированию космической экономики.

"Чанчжэн-5" была доставлена на космодром Вэньчан специализированными судами "Юаньван". (Синьхуа)

"Чанчжэн-5" была доставлена на космодром Вэньчан специализированными судами "Юаньван". (Синьхуа)

РН «Long March-5» с КА Shijian-18

«Чанчжэн-5» (кит. трад. 長征五 , упр. 长征五 , пиньинь: Chángzhēng wǔ , палл.: Чанчжэн у , буквально: «Великий поход–5» или ВП-5 или CZ-5 ) - китайская тяжёлого класса семейства , разработанная Исследовательским институтом ракетной техники Китайского объединения космических технологий. Третий представитель (после «Чанчжэн-6» и «Чанчжэн-7») новой линейки китайских ракет-носителей, использующий экологически чистое ракетное топливо: жидкий водород, жидкий кислород и керосин. Это серийная универсальная многоступенчатая ракета, способная доставлять на грузы массой до 25 тонн.

Ракету планируют использовать для запуска компонентов будущей китайской , к и , а также тяжёлых геостационарных .

«Чанчжэн-5» будут использовать в двух версиях: CZ-5 для запусков геостационарных спутников и межпланетных зондов, и CZ-5B , оптимизированную для запуска на низкую околоземную орбиту тяжёлых модулей космических станций. В зависимости от версии ракеты-носителя масса выводимой полезной нагрузки составит до 25 000 кг на НОО и до 14 000 кг на ГПО.

Первый запуск ракеты-носителя состоялся 3 ноября 2016 года. Более мощный вариант, CZ-5B, планируют запустить не ранее 2018 года.

На момент запуска в 2016 году, «Чанчжэн-5» является одной из наиболее мощных действующих ракет-носителей, лишь немного уступая американской и опережая европейскую и российскую по показателями выводимой полезной нагрузки.

Предпосылки создания

Необходимость в новых ракетах-носителях у Китая возникла в конце 90-х - начале 2000-х годов. Развитие космической программы требовало вывода компонентов орбитальных станций, регулярных грузовых и пилотируемых миссий на низкую опорную орбиту, вывода тяжёлых спутников на геостационарную орбиту, а также запуска исследовательских аппаратов . Целью было создание линейки безопасных, надёжных и экономичных ракет-носителей, покрывающих полный спектр полезных нагрузок, от лёгких до тяжёлых, которые впоследствии смогли бы полностью заменить действующие ракеты серий Чанчжэн-2, 3 и 4. Важным шагом стало решение перейти с высокотоксичной и дорогостоящей топливной пары гидразин и тетраоксид диазота на более безопасные, производительные и экономически выгодные керосин, жидкий кислород и жидкий водород.

Проект анонсировали в 2001 году, однако серьёзные работы по его развитию начались только в 2007. Изначальные планы включали в себя создание семейства модульных ракет «Чанчжэн-5», разные модификации которых могли бы доставлять на низкую опорную орбиту грузы от 1,5 до 25 т. Впоследствии, было проведено разделение на отдельные серии по выводимой полезной нагрузке: легкого класса - «Чанчжэн-6», среднего класса - «Чанчжэн-7» и тяжёлого класса - «Чанчжэн-5». Вся новая линейка ракет-носителей использует общие структурные компоненты, в том числе ракетные двигатели, что позволило существенно снизить как время, так и стоимость разработки и производства.

История создания и первый запуск

Генеральным конструктором РН «Чанчжэн-5» является Ли Дун (Li Dong ) из CALT. Ведущим разработчиком ракеты-носителя «Чанчжэн-5» является Лун Лэхао (Long Lehao). Основным назначением «Чанчжэн-5» будет удовлетворение потребности КНР в выводе грузов на низкую опорную орбиту и геостационарную орбиту в следующие 20-30 лет.

  • Проект был анонсирован в феврале 2001 года с началом развития в 2002 году, первый запуск РН предполагался в 2008 году. Однако финансирование было выделено только в 2007 году, как было сообщено разработчиками проекта в ходе выставки в Дунбэе.
  • 30 октября 2007 года было начато строительство завода для ракеты-носителя «Чанчжэн-5» в городе Тяньцзинь около порта Тяньцзин, который предполагалось использовать при доставке крупных блоков РН к стартовым площадкам (доставка центрального блока 5-метрового диаметра возможна только водным транспортом). Ракеты будут транспортироваться в Вэньчан, остров Хайнань, где расположен . Новый завод будет иметь площадь более полумиллиона квадратных метров, стоимость строительства составит более 4 500 млн.юаней(650 млн.USD), первую очередь строительства было намечено завершить в 2009 году. Завершение строительства предприятия планировалось на 2012 год. Разработка двигателей началась в 2000-2001 годах, испытания проводились Китайским национальным космическим управлением (КНКУ) в 2005 году. Модели двигателей YF-100 and YF-77 были успешно испытаны в середине 2007 года. На июль 2008 года развитие двигателей первой ступени было завершено.
  • 20 сентября 2015 года, ракета-носитель «Чанчжэн-5» была отправлена из порта Тяньцзинь в порт Цинлань города Вэньчан, на остров Хайнань, где расположен космодром Вэньчан, для испытаний вместе с полезной нагрузкой, для запланированной на 2017 год миссии «Чанъэ-5» к Луне.
  • В феврале 2016 года Китай завершил испытания ракеты-носителя «Чанчжэн-5». Испытания проходили на космодроме Вэньчан, продолжались 130 дней и показали хорошие результаты.
  • 26 августа 2016 года, два судна Юаньван-21 и Юаньван-22 повезли контейнеры с деталями очередной ракеты-носителя «Чанчжэн-5».
  • 1 сентября, ракета была доставлена в порт Цинлань города Вэньчан, где находится космодром.
  • 28 октября ракету в вертикальном положении доставили в зону старта космодрома Вэньчан в провинции Хайнань (Южный Китай). Для проведения этой операции понадобилось около двух часов.

Первый запуск самой мощной китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» был запланирован на 3 ноября 2016 года, 10:00 UTC с космодрома в Вэньчане на острове Хайнань. С её помощью планируется вывести на орбиту экспериментальный китайский спутник Шицзянь-17, для проведения демонстрации работы электрических двигателей на орбите. В день старта запуск был отложен до 11:01 UTC. Запуск был произведён в 12:43 UTC.

Планы применения ракеты

Исследование Луны

Носители этой серии планируется использовать для реализации заключительной части китайской программы исследования Луны. Китай намерен отправить на аппараты «Чанъэ-5» и «Чанъэ-6», основной задачей которых станет получение образцов лунных пород. Запуск «Чанъэ-5» намечен на 2017 год.

Исследование Марса

Также, китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5» на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты.

Орбитальная станция

Ракеты «Чанчжэн-5» также будут использоваться в ходе работ по строительству китайской модульной орбитальной станции «Тяньгун-3», которую планируется вывести на орбиту к 2020 году.

Конструкция

Первая ступень

CZ-5-500 - первая полностью криогенная китайская ракетная ступень, которая используется в качестве первой ступени ракеты-носителя. До этого подобный опыт в Китае имели только с третьей ступенью ракет-носителей «Чанчжэн-3A» и «Чанчжэн-3B», а соответственно - со значительно меньшими объёмами топливных баков и более низкими показателями производительности двигателей.

Высота ступени составляет 33,2 м, диаметр - 5 м, сухой вес - около 18 т. Стенки топливных баков выполнены из алюминиевого сплава, бак для окислителя расположен над баком для горючего. Баки с раздельными переборками, окислитель попадает к двигателями по топливной магистрали, проходящей сквозь бак для горючего. Для нагнетания в баках рабочего давления используются сами компоненты топлива в газообразном состоянии, которые образуются в процессе работы двигателей.

В качестве компонентов топлива используется жидкий водород (горючее) и жидкий кислород (окислитель), с температурой −252°С и −183°С соответственно. Вместимость топлива - 175 т.

На ступень установлены 2 жидкостных ракетных двигателя YF-77. Это двигатель открытого цикла, первый китайский криогенный двигатель с высоким уровнем тяги, существенный технологический шаг от двигателя YF-75, используемого на третьей ступени ракет серии CZ-3. Суммарная тяга двигателей первой ступени - 1020 кН на уровне моря и 1400 кН в вакууме, удельный импульс - 310 с и 426 с, соответственно.

Каждый двигатель может индивидуально отклонятся от центральной оси в двух проекциях, обеспечивая управление вектором тяги по тангажу, рысканию и вращению.

Время работы ступени - до 520 секунд.

Боковые ускорители

Четыре жидкостных ускорителя, CZ-5-300, закреплены по бокам первой ступени и обеспечивают основную тягу ракеты-носителя во время старта. Общая тяга первой ступени и ускорителей в момент запуска достигает 10 565 кН.

Диаметр ускорителя - 3,35 м, высота - 27,6 м, сухой вес составляет 12 т. Вмещает до 147 т компонентов топлива, которыми являются керосин и жидкий кислород.

На ускоритель установлены 2 двигателя закрытого цикла YF-100, обеспечивающие ему тягу 2400 кН на уровне моря, с повышением до 2680 кН в вакууме. Удельный импульс составляет 300 с на уровне моря и 335 с в вакуум.

Такой же двигатель используется на первой ступени и боковых ускорителях ракеты-носителя «Чанчжэн-7». Модифицированная (укороченная) версия ускорителя с одним двигателем YF-100 используется в качестве первой ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-6».

Ускорители работают в течение 173 секунд после запуска ракеты-носителя, после чего, на высоте около 72 км, отсоединяются при помощи пироболтов. Для большей стабильности отделения в верхней и нижней частях ускорителя установлены небольшие твердотопливные двигатели, отводящие его в сторону от первой ступени.

Вторая ступень

Используется для высокоэнергетичных запусков на высокие орбиты. По своему строению напоминает вторую ступень ракеты-носителя «Дельта-4», с топливными баками разных диаметров. Бак для горючего (жидкий водород) имеет тот же диаметр, что и первая ступень (5 м), в то время как диаметр расположенного под ним бака для окислителя (жидкий кислород) составляет менее 4 м и, вместе с двигателями, скрыт промежуточной секцией первой ступени.

Высота ступени составляет около 11,5 м, сухой вес - 3400 кг. Вмещает 26,5 т компонентов топлива.

Ступень оборудована двумя двигателями с циклом фазового перехода YF-75D. Эта более мощная версия двигателя YF-75 получила систему повторного зажигания, позволяющую перезапускать двигатели многократно во время полёта. Общая тяга ступени - 176,52 кН, удельный импульс - 442 с.

Время работы ступени - до 780 секунд.

Третья ступень (опция)

Для вывода полезной нагрузки прямо на геостационарную орбиту или на среднюю околоземную орбиту (для спутников системы навигации, высота около 22 000 км) может быть использован разгонный блок Yuanzheng-2 (YZ-2). Это увеличенная версия Yuanzheng-1 , который начали использовать в 2015 году на ракетах серии CZ-3. Изготовленная специально для использования на ракете-носителе «Чанчжэн-5», версия YZ-2 имеет бо́льшие диаметр и вместимость топливных баков, а также оборудована двумя двигателями YF-50D вместо одного.

Использует самовоспламеняемые компоненты топлива - несимметричный диметилгидразин и тетраоксид диазота.

Ступень может быть запущена повторно для точного вывода спутников на необходимую орбиту в течение многочасового полёта.

Головной обтекатель

Для защиты полезной нагрузки во время полёта в используется композитный обтекатель с внешним диаметром 5,2 м. Для базовой версии CZ-5 длина обтекателя составляет 12,27 м, для версии CZ-5B будет использоваться обтекатель длиной 20,5 м, позволяющий вместить большую полезную нагрузку, такую как модуль космической станции.

Варианты ракеты-носителя

Предлагаемые изначально версии ракеты-носителя Чанчжэн-5: CZ-5-200, CZ-5-320 и CZ-5-504

В процессе разработки предлагалось реализовать до шести различных конфигураций ракеты-носителя, предполагающие использование ступеней и боковых ускорителей различных диаметров и характеристик, собранных в различных комбинациях, с целью обеспечить вывод на орбиту полезной нагрузки в широком диапазоне, от 1,5 до 25 тонн.

В последствии произошло разделение на отдельные классы по массе выводимой полезной нагрузки, с выделением ракет-носителей серий «Чанчжэн-6» и «Чанчжэн-7», и для ввода в эксплуатацию оставлены только 2 наиболее мощных варианта.

CZ-5

Базовая версия ракеты-носителя, которая будет использоваться для вывода тяжёлых спутников на геопереходную орбиту и запуска исследовательских зондов к Луне и Марсу.

Высота составляет 57 м, стартовая масса - 867 т. Состоит из первой ступени, второй ступени и четырёх боковых ускорителей. Опционально может быть использована третья ступень для вывода спутников на геостационарную и среднюю околоземную орбиты.

Данная версия позволяет выводить до 14 т на геопереходную орбиту, до 15 т на солнечно-синхронную, а при использовании третьей ступени - до 4,5 т на геостационарную орбиту.

CZ-5B

Версия ракеты-носителя для вывода тяжелых грузов (модулей космической станции) на низкую околоземную орбиту.

Высота - 53,7 м, стартовая масса - 837 т. Состоит из первой ступени и четырёх боковых ускорителей. Вторая ступень не используется. Оборудована более длинным головным обтекателем.

Эта версия позволит выводить на НОО полезную нагрузку весом до 25 т.

Первый запуск планируется не ранее 2018 года.

Разработчик CALT Изготовитель CAST Основные характеристики Количество ступеней CZ-5: 3-4
CZ-5B: 2 Длина (с ГЧ) CZ-5: 57
CZ-5B: 53,7 м Диаметр 5 Стартовая масса CZ-5: 867
CZ-5B: 837 т Масса полезной нагрузки на НОО 25 000 кг (CZ-5B ) на ГПО 14 000 кг (CZ-5 ) на ГСО 4500 кг (CZ-5/YZ-2 ) История запусков Состояние действующая Места запуска Вэньчан , о. Хайнань , Китай Число запусков 2 успешных 1 неудачных 1 Первый запуск 3 ноября 2016 года Последний запуск 2 июля 2017 (Шицзянь-18) Ускоритель (CZ-5 и CZ-5B) - CZ-5-300 Количество ускорителей 4 Длина 27,6 м Диаметр 3,35 м Маршевые двигатели 2 × YF-100 Тяга уровень моря: 2400 кН
вакуум: 2680 кН Удельный импульс уровень моря: 300
вакуум: 335 с Время работы ~173 Горючее керосин Окислитель жидкий кислород Первая ступень (CZ-5 и CZ-5B) - CZ-5-500 Длина 33,2 м Диаметр 5 м Маршевые двигатели 2 × YF-77 Тяга уровень моря: 1020 кН
вакуум: 1400 кН Удельный импульс уровень моря: 310
вакуум: 426 с Время работы 520 с Горючее жидкий водород Окислитель жидкий кислород Вторая ступень (CZ-5) - CZ-5-HO Длина 11,5 м Диаметр 5 м Маршевые двигатели 2 × YF-75D Тяга вакуум: 176,52 кН Удельный импульс вакуум: 442 Время работы до 780 Горючее жидкий водород Окислитель жидкий кислород Третья ступень (CZ-5 (опционально)) - Yuanzheng-2 (YZ-2 ) Маршевые двигатели 2 × YF-50D Тяга 13 кН Удельный импульс 315,5 с Горючее несимметричный диметилгидразин Окислитель тетраоксид диазота Чанчжэн-5 на Викискладе

«Чанчжэн-5» будут использовать в двух версиях: CZ-5 для запусков геостационарных спутников и межпланетных зондов, и CZ-5B , оптимизированную для запуска на низкую околоземную орбиту тяжёлых модулей космических станций. В зависимости от версии ракеты-носителя масса выводимой полезной нагрузки составит до 25 тонн на НОО и до 14 тонн на ГПО .

Первый запуск ракеты-носителя состоялся 3 ноября года. На момент запуска «Чанчжэн-5» являлась одной из наиболее мощных действующих ракет-носителей, лишь немного уступая американской Delta IV Heavy и опережая европейскую «Ариан-5 » и российскую «Протон-М » по показателями выводимой полезной нагрузки .

Предпосылки создания

Необходимость в новых ракетах-носителях у Китая возникла в конце 90-х - начале 2000-х годов. Развитие космической программы требовало вывода компонентов орбитальных станций, регулярных грузовых и пилотируемых миссий на низкую опорную орбиту, вывода тяжёлых спутников на геостационарную орбиту, а также запуска исследовательских аппаратов Солнечной системы . Целью было создание линейки безопасных, надёжных и экономичных ракет-носителей, покрывающих полный спектр полезных нагрузок, от лёгких до тяжёлых, которые впоследствии смогли бы полностью заменить действующие ракеты серий Чанчжэн-2, 3 и 4 . Важным шагом стало решение перейти с высокотоксичной и дорогостоящей топливной пары гидразин и тетраоксид диазота на более безопасные, производительные и экономически выгодные керосин , жидкий кислород и жидкий водород .

Проект анонсировали в 2001 году, однако серьёзные работы по его развитию начались только в 2007 г. Изначальные планы включали в себя создание семейства модульных ракет «Чанчжэн-5», разные модификации которых могли бы доставлять на низкую опорную орбиту грузы от 1,5 до 25 . Впоследствии, было проведено разделение на отдельные серии по выводимой полезной нагрузке: легкого класса - «Чанчжэн-6 », среднего класса - «Чанчжэн-7 » и тяжёлого класса - «Чанчжэн-5». Вся новая линейка ракет-носителей использует общие структурные компоненты, в том числе ракетные двигатели, что позволило существенно снизить как время, так и стоимость разработки и производства .

Планы применения

Орбитальная станция

Носители будут использоваться в ходе работ по строительству « » с 2020 года.

Исследование Луны

Носители этой серии планируется использовать для реализации китайской программы исследования Луны .

Исследование Марса

Также, китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5» на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты .

Также проект 2020 Chinese Mars Mission , намеченный на 2020 год.

История создания

Генеральным конструктором ракеты-носителя РН «Чанчжэн-5» является Ли Дун (Li Dong ) из Академии технологии ракет-носителей (CALT). Ведущим разработчиком ракеты-носителя «Чанчжэн-5» является Лун Лэхао (Long Lehao ). Основным назначением «Чанчжэн-5» будет удовлетворение потребности КНР в выводе грузов на низкую опорную орбиту и геостационарную орбиту в следующие 20-30 лет.

Проект был анонсирован в феврале 2001 года с началом развития в 2002 году, первый запуск РН предполагался в 2008 году. Однако финансирование было выделено только в 2007 году, как было сообщено разработчиками проекта в ходе выставки в Дунбэе .

Завод для производства «Чанчжэн-5» был построен (строительство начато 30 октября ) в городе Тяньцзинь около порта Тяньцзин , который предполагалось использовать при доставке крупных блоков РН к стартовым площадкам (доставка центрального блока 5-метрового диаметра возможна только водным транспортом). Ракеты оттуда будут транспортироваться на космодром Вэньчан на острове Хайнань. Этот завод имеет площадь более полумиллиона квадратных метров, стоимость строительства составит более 4,5 млрд юаней (650 млн долл.). Первую очередь строительства было намечено завершить в 2009 году; завершение строительства предприятия планировалось на 2012 год .

Разработка двигателей началась в 2000-2001 гг., испытания проводились Китайским национальным космическим управлением (КНКУ) в 2005 году. Модели двигателей YF-100 и YF-77 были успешно испытаны в середине 2007 года; на июль 2008 года разработка двигателей первой ступени была завершена.

Конструкция

Первая ступень

Высота ступени составляет 33,2 м, диаметр - 5 м, сухой вес - около 18 т. Стенки топливных баков (вместимость топлива - 175 т) выполнены из алюминиевого сплава, бак для окислителя расположен над баком для горючего. Баки с раздельными переборками, окислитель попадает к двигателями по топливной магистрали, проходящей сквозь бак для горючего. Для нагнетания в баках рабочего давления используются сами компоненты топлива в газообразном состоянии, которые образуются в процессе работы двигателей .

Каждый двигатель может индивидуально отклоняться от центральной оси в двух проекциях, обеспечивая управление вектором тяги по тангажу , рысканию и вращению .

Время работы ступени - до 520 секунд .

Боковые ускорители

Диаметр ускорителя - 3,35 м, высота - 27,6 м, сухой вес составляет 12 т. Вмещает до 147 т компонентов топлива, которыми являются керосин и жидкий кислород .

На ускоритель установлены два двигателя закрытого цикла YF-100, обеспечивающие ему тягу 2400 кН на уровне моря, с повышением до 2680 кН в вакууме. Удельный импульс составляет 300 на уровне моря и 335 с в вакууме . (такой же двигатель используется на первой ступени и боковых ускорителях ракеты-носителя «Чанчжэн-7 »; модифицированная (укороченная) версия ускорителя с одним двигателем YF-100 используется в качестве первой ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-6 »).

Ускорители работают в течение 173 секунд после запуска ракеты-носителя, после чего, на высоте около 72 км, отсоединяются при помощи пироболтов . Для большей стабильности отделения в верхней и нижней частях ускорителя установлены небольшие твердотопливные двигатели, отводящие его в сторону от первой ступени .

Вторая ступень

Используется для высокоэнергетичных запусков на высокие орбиты. По своему строению напоминает вторую ступень ракеты-носителя «Дельта-4 », с топливными баками разных диаметров. Бак для горючего (жидкий водород) имеет тот же диаметр, что и первая ступень (5 м), в то время как диаметр расположенного под ним бака для окислителя (жидкий кислород) составляет менее 4 м и, вместе с двигателями, скрыт промежуточной секцией первой ступени .

Высота ступени составляет около 11,5 м, сухой вес - 3400 кг. Вмещает 26,5 т компонентов топлива.

Время работы ступени - до 780 секунд .

Третья ступень (опция)

Для вывода полезной нагрузки прямо на геостационарную орбиту или на среднюю околоземную орбиту (для спутников системы навигации, высота около 22 000 км) может быть использован разгонный блок Yuanzheng-2 (YZ-2). Это увеличенная версия разгонного блока Yuanzheng-1 , который начали использовать в 2015 году на ракетах серии CZ-3. Изготовленная специально для использования на ракете-носителе «Чанчжэн-5», версия YZ-2 имеет бо́льшие диаметр и вместимость топливных баков, а также оборудована двумя двигателями YF-50D вместо одного .

Использует самовоспламеняемые компоненты топлива - несимметричный диметилгидразин и тетраоксид диазота .

Ступень может быть запущена повторно для точного вывода спутников на необходимую орбиту в течение многочасового полёта.

Головной обтекатель

Для защиты полезной нагрузки во время полёта в атмосфере используется композитный обтекатель с внешним диаметром 5,2 м. Для базовой версии CZ-5 длина обтекателя составляет 12,27 м, для версии CZ-5B будет использоваться обтекатель длиной 20,5 м, позволяющий вместить большую полезную нагрузку , такую как модуль космической станции .

Варианты ракеты-носителя

В процессе разработки предлагалось реализовать до шести различных конфигураций ракеты-носителя, предполагающие использование ступеней и боковых ускорителей различных диаметров и характеристик, собранных в различных комбинациях, с целью обеспечить вывод на орбиту полезной нагрузки в широком диапазоне, от 1,5 до 25 тонн .

Впоследствии произошло разделение на отдельные классы по массе выводимой полезной нагрузки, с выделением ракет-носителей серий «Чанчжэн-6 » и «Чанчжэн-7 », и для ввода в эксплуатацию оставлены только 2 наиболее мощных варианта.

CZ-5

Базовая версия ракеты-носителя, которая будет использоваться для вывода тяжёлых спутников на геопереходную орбиту и запуска исследовательских зондов к Луне и Марсу.

Высота составляет 57 м, стартовая масса - 867 т. Состоит из первой ступени, второй ступени и четырёх боковых ускорителей. Опционально может быть использована третья ступень для вывода спутников на геостационарную и среднюю околоземную орбиты.

Данная версия позволяет выводить до 14 т на геопереходную орбиту, до 15 т на солнечно-синхронную , а при использовании третьей ступени - до 4,5 т на геостационарную орбиту .

CZ-5B

Версия ракеты-носителя для вывода тяжелых грузов (модулей космической станции) на низкую околоземную орбиту .

Высота - 53,7 м, стартовая масса - 837 т. Состоит из первой ступени и четырёх боковых ускорителей. Вторая ступень не используется. Оборудована более длинным головным обтекателем.

Эта версия позволит выводить на НОО полезную нагрузку весом до 25 т .

Первый запуск планируется не ранее 2019 года.

Первый запуск

Первый запуск самой мощной китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» был запланирован на 10:00 UTC 3 ноября 2016 года ; полезной нагрузкой являлся экспериментальный китайский спутник Шицзянь-17, для проведения демонстрации работы электрических двигателей на орбите . В день старта запуск был отложен до 11:01 UTC ; запуск был произведён в 12:43 UTC.

Список запусков

Дата, время (UTC) Версия Стартовый комплекс Орбита Результат
1 3 ноября 2016 , 12:43 CZ-5/YZ-2 Вэньчан , LC-101 Шицзянь-17 ГСО Успех
Дебютный запуск ракеты-носителя. Запущен экспериментальный спутник «Шицзянь-17» для демонстрации технологий ионного двигателя . Для вывода спутника непосредственно на геостационарную орбиту впервые был использован разгонный блок Yuanzheng-2 .
2 2 июля 2017 , 11:23 CZ-5 Вэньчан, LC-101 Шицзянь-18 ГПО Неудача
Запуск более 7 тонного спутника связи «Шицзянь-18» построенного на новой спутниковой платформе DFH-5 завершился неудачей из-за аномалии в работе одного из двигателей YF-77 первой ступени на 346 секунде полета .
Планируемые запуски
CZ-5 Вэньчан, LC-101 Шицзянь-20 ГПО
Испытательный запуск РН с аналогом потерянного спутника Шицзянь-18.
CZ-5B Вэньчан, LC-101 НОО
Первый испытательный запуск РН в такой конфигурации.
2019 CZ-5 Вэньчан, LC-101 Чанъэ-5 к Луне
Миссия по забору и возврату на Землю лунного грунта.
2020 CZ-5B Вэньчан, LC-101 Тяньхэ НОО
Базовый модуль Китайской модульной космической станции .
2020 CZ-5 Вэньчан, LC-101 2020 Chinese Mars Mission к Марсу
Автоматическая межпланетная станция к Марсу с орбитальным аппаратом, посадочным аппаратом и марсоходом.

Ракеты-носители аналогичного класса

Сравнение характеристик РН тяжёлого класса (данные на 10.2012 или позднее)
Ракета-носитель Страна Первый полёт Кол-во запусков в год (всего) Широта СК Старт. масса, т Масса ПН, т Диам. ГО, м Успеш. пусков, % Цена пуска, млн $
НОО ГПО (остаточная ΔV до ГСО 1500 м/с) ГСО
Чанчжэн-5 2016 1 (2) 19,6° 687 20 14 11 3,35 50
«Протон-М» - «Бриз-М» 2001 8 - 12 (98) 46° 705 23 6,35 3,25 4,35 90 65-70
Ariane 5 ECA 2002 6 (36) 780 20 10 5,4 97,2 220
Зенит-3SL
(Морской старт)
1999 4-5 (33) 473 13,7¹ 6,06 2,6² 4,15 91 80
Delta IV Heavy 2004 1 (6)⁴ 35° и 28° 732 23³ 10,75 6,57 5,1 95⁵ 265

Ракета способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза / Фото: nv.ua

Китай в четверг впервые осуществил пуск своей самой мощной ракеты-носителя "Чанчжэн-5" ("Великий поход-5").

«Китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты»

Пуск был совершен с космодрома Вэньчан в провинции Хайнань, куда ракета была доставлена в начале сентября. Прямую трансляцию пуска вело Центральное телевидение Китая (CCTV). Как отмечало издание thepaper.cn , при создании ракеты использовались более 200 новых технологий, общий процент которых в ракете-носителе достиг 92,5%.

"Чанчжэн -5" - самая мощная ракета-носитель нового поколения Китая. Ее высота составляет 56,97 метра, диаметр основной ступени — 5 метров. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза. Проект по разработке "Чанчжэн-5" был утвержден Госсоветом КНР в 2006 году.

Как отметил ранее сотрудник первого научно-исследовательского центра Китайской корпорации аэрокосмической науки и техники (CASC) Чжао Чанцзянь, в качестве топлива для "Чанчжэн -5" используется жидкий кислород и жидкий водород.

Китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты.

Как сообщил газете Global Times ранее руководитель программы "Чанчжэн-7" Ван Сяоцзюнь, после запуска "Чанчжэн-5" Китай проведет пуск серии 20-тонных ракет, включая "Чанчжэн-6" и "Чанчжэн-7". Об этом сообщило РИА Новости.

Техническая справка

«Чанчжэн-5» (кит. трад. 長征五, упр. 长征五, пиньинь: Chángzhēng wǔ, палл.: Чанчжэн у, буквально: «Великий поход-5» или ВП-5 или CZ-5) - проектируемая серия китайских тяжёлых ракет-носителей (РН), разрабатываемая Исследовательским институтом ракетной техники Китайского объединения космических технологий.

По своим грузоподъемным характеристикам она соответствует крупнейшим ракетам США / Фото: nv.ua

По состоянию на 2009 год, планируется реализовать шесть различных конфигураций ракеты-носителя с выводимой массой полезной нагрузки до 25 000 кг на низкую опорную орбиту (НОО) и до 14 000 кг на геопереходную орбиту (ГПО). Это серийная универсальная многоступенчатая ракета, (самый мощный вариант CZ-5B будет запущен только около 2018 года).

Планы применения ракеты

Исследование Луны

Носители этой серии планируется использовать для реализации заключительной части китайской программы исследования Луны. Китай намерен отправить на спутник Земли аппараты «Чанъэ-5» и «Чанъэ-6», основной задачей которых станет получение образцов лунных пород. Запуск "Чанъэ-5" намечен на 2017 год.

Исследование Марса

Также, китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-5» на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты.

Орбитальная станция

Ракеты «Чанчжэн-5» также будут использоваться в ходе работ по строительству китайской модульной орбитальной станции «Тяньгун-3», которую планируется вывести на орбиту к 2020 году.

Технические данные

Семейство РН будет включать центральный трёхступенчатый блок с диаметром не более 5,2 метра. Общая высота 60,5 метров, масса 643 тонны, общая тяга при старте 833,8 тс. Боковые ускорители в различных вариантах имеют диаметр от 2,25 до 3,35 метров и будут собираться с центральным блоком. Возможен выбор между керосиновыми двигателями с тягой 122,4 тс (1200 кН) и двигателями на жидком кислороде/жидком водороде с тягой 50,98 тс (500 кН). Верхняя ступень будет использовать модифицированный ЖРД YF-75.

Серия ракет-носителей ВП-5 будет выводить на низкую опорную орбиту от 1,5 т до 25 т, масса выводимого груза на ГПО будет в диапазоне 1,5-14 тонн. Это позволит заменить предыдущие модели РН ВП-2, ВП-3 и ВП-4, которые используются сейчас и позволит увеличить возможности семейства РН Чанчжэн. Наиболее тяжелая версия РН ВП-5, которая будет иметь центральный блок с диаметром 5 м и четыре навесных ускорителя с диаметром 3,5 м, будет способна выводить на низкую опорную орбиту до 25 тонн груза.

История создания и первый запуск

Генеральным конструктором РН «Чанчжэн-5» является Ли Дун (Li Dong) из CALT. Ведущим разработчиком ракеты-носителя «Чанчжэн-5» является Лун Лэхао (Long Lehao). Основным назначением «Чанчжэн-5» будет удовлетворение потребности КНР в выводе грузов на низкую опорную орбиту и геостационарную орбиту в следующие 20-30 лет.

Проект был анонсирован в феврале 2001 года с началом развития в 2002 году, первый запуск РН предполагался в 2008 году. Однако финансирование было выделено только в 2007 году, как было сообщено разработчиками проекта в ходе выставки в Дунбэе.

30 октября 2007 года было начато строительство завода для ракеты-носителя «Чанчжэн-5» в городе Тяньцзинь около порта Тяньцзин, который предполагалось использовать при доставке крупных блоков РН к стартовым площадкам (доставка центрального блока 5-метрового диаметра возможна только водным транспортом). Ракеты будут транспортироваться в Вэньчан, остров Хайнань, где расположен космодром Вэньчан. Новый завод будет иметь площадь более полумиллиона квадратных метров, стоимость строительства составит более 4 500 млн.юаней (650 млн.долларов, первую очередь строительства было намечено завершить в 2009 году. Завершение строительства предприятия планировалось на 2012 год. Разработка двигателей началась в 2000-2001 годах, испытания проводились Китайским национальным космическим управлением (КНКУ) в 2005 году. Модели двигателей YF-100 and YF-77 были успешно испытаны в середине 2007 года. На июль 2008 года развитие двигателей первой ступени было завершено.

20 сентября 2015 года, ракета-носитель «Чанчжэн-5» была отправлена из порта Тяньцзинь в порт Цинлань города Вэньчан, на остров Хайнань, где расположен космодром Вэньчан, для испытаний вместе с полезной нагрузкой, для запланированной на 2017 год миссии «Чанъэ-5» к Луне.

В феврале 2016 года Китай завершил испытания ракеты-носителя «Чанчжэн-5». Испытания проходили на космодроме Вэньчан, продолжались 130 дней и показали хорошие результаты.

26 августа 2016 года, два судна Юаньван-21 и Юаньван-22 повезли контейнеры с деталями очередной ракеты-носителя «Чанчжэн-5».

1 сентября, ракета была доставлена в порт Цинлань города Вэньчан, где находится космодром.

28 октября ракету в вертикальном положении доставили в зону старта космодрома Вэньчан в провинции Хайнань (Южный Китай). Для проведения этой операции понадобилось около двух часов.

Первый запуск самой мощной китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» осуществлен 3 ноября 2016 года, 10:00 UTC с космодрома в Вэньчане на острове Хайнань. С её помощью выведен на орбиту экспериментальный китайский спутник Шицзянь-17, для проведения демонстрации работы электрических двигателей на орбите. В день старта запуск был отложен до 11:01 UTC. Запуск был произведён в 12:43 UTC.

Семейство ракет-носителей "Чанчжэн-5": CZ-5-200, CZ-5-320 и CZ-5-504 / Изображение: ru.wikipedia.org

Основные тактико-технические характеристики

Общие сведения
Страна
Китайская Народная Республика
Семейство
Чанчжэн (кит. 长征)
Назначение
ракета-носитель
Разработчик
CALT
Изготовитель
CAST
Основные характеристики
Количество ступеней
3
Длина, м:
CZ-5 - 57;
CZ-5B - 53,7
Диаметр, м 5
Стартовая масса, тонн:
CZ-5 - 867;
CZ-5B - 837
НОО - 25 000 - CZ-5B;
ГПО - 14 000 - CZ-5
История запусков
Состояние
действующая
Места запуска
Вэньчан, о. Хайнань, Китай
Число запусков
1
успешных 1
Первый запуск
03 ноября 2016, 12:43 UTC
Ускоритель (CZ-5 и CZ-5B)
CZ-5-300
Количество ускорителей 4
Длина, м
27,6
Диаметр, м
3,35
Маршевые двигатели
2 × YF-100
Тяга, кН:
уровень моря - 2360;
вакуум - 2680
Удельный импульс, с:
уровень моря - 300;
вакуум - 335
Время работы, с
~173
Горючее
керосин
Окислитель
жидкий кислород
Первая ступень (CZ-5 и CZ-5B)
CZ-5-500
Длина, м
33,2
Диаметр, м 5
Маршевые двигатели
2 × YF-77
Тяга, кН:
уровень моря - 1020;
вакуум - 1400
Удельный импульс, с:
уровень моря - 310;
вакуум - 426
Время работы, с
475
Горючее
жидкий водород
Окислитель
жидкий кислород
Вторая ступень
CZ-5-HO
Длина, м
11,5
Диаметр, м 5
Маршевые двигатели
2 × YF-75D
Тяга, кН:
вакуум - 176,52
Удельный импульс, с:
вакуум - 442
Время работы, с
до 700
Горючее
жидкий водород
Окислитель
жидкий кислород
Третья ступень (CZ-5 (опционально))
Yuanzheng-2 (YZ-2)
Маршевые двигатели
2 × YF-50D
Тяга, кН
13
Удельный импульс, с 315,5
Горючее
несимметричный диметилгидразин
Окислитель тетраоксид диазота тетраоксид диазота

Вэньчан /пров. Хайнань/, 3 ноября (Синьхуа) — Самая мощная китайская ракета-носитель нового поколения «Чанчжэн-5» («Великий поход-5») сегодня в 20:43 по пекинскому времени поднялась в воздух с космодрома Вэньчан (провинция Хайнань, Южный Китай). Примерно через 30 минут от ракеты благополучно отделился полезный груз, который затем вышел на заданную орбиту. Первая полетная миссия «Чанчжэн-5» полностью и успешно завершена.

«Чанчжэн-5» — это ракета-носитель нового поколения. Она воплотила в себе последние достижения Китая в области космических технологий. Ракета оснащена одновременно керосиновыми двигателями и двигателями на жидком кислороде/жидком водороде, что говорит об улучшении их экологичности. Диаметр центрального блока ракеты-носителя впервые увеличен до 5 м. Также для «Чанчжэн-5» создана качественно новая система управления, которая отличается повышенным уровнем надежности.

Нынешний успешный пуск знаменует модернизацию и замену китайских ракет-носителей, по мощности которых КНР отныне становится одним из мировых лидеров. Это означает, что Китай превращается из крупной космической державы в сильную космическую державу.

Успешно осуществлен первый полет самой мощной китайской ракеты-носителя нового поколения «Чанчжэн-5». (Синьхуа)

Применение «Чанчжэн-5» станет основой и необходимым условием реализации важных научно-технических программ и крупных проектов Китая: третьего этапа проекта по исследованию Луны, строительства пилотируемой космической станции, первого исследовательского полета на Марс. Ракеты-носители «Чанчжэн-5» планируется использовать в таких важных миссиях, как полет на Луну и возвращение с пробами лунных пород аппарата «Чанъэ-5» в 2017 году, запуск главного модуля космической станции в 2018 году, запуск аппарата для исследования Марса в 2020 году.

Китай превращается из крупной космической державы в сильную космическую державу

В поздравительной телеграмме сказано, что первый успешный полет ракеты-носителя «Чанчжэн-5» состоялся в год 60-летия китайской космонавтики. ЦК КПК, Госсовет КНР и ЦВС КНР горячо поздравили и выразили искреннюю благодарность всему научно-техническому персоналу, кадровым работникам, солдатам и офицерам НОАК, принимавшим участие в выполнении данной задачи.

Ракета-носитель «Чанчжэн-5» стала проектом по модернизации и замене китайских ракет-носителей, воплотив наивысший уровень научно-технических и инновационных достижений Китая в этой области. Ее первый успешный полет позволил заполнить пробел, связанный с отсутствием у КНР мощных ракет на жидком топливе без ядовитых и загрязняющих веществ, и вывел страну в число мировых лидеров по мощности ракет-носителей. Этот грандиозный успех доказывает, что Китай превращается из крупной космической державы в сильную космическую державу.

ЦК КПК, Госсовет КНР и ЦВС КНР призвали теснее сплотиться вокруг ЦК КПК, ядром которого является генеральный секретарь Си Цзиньпин, неуклонно добиваться новых блестящих побед в космонавтике, вносить новый, еще больший вклад в осуществление мечты о великом возрождении китайской нации.

Глава компании «Чжунго чанчжэн хоцзянь» Хань Цинпин рассказал, что только что созданная компания уже располагает возможностями предоставления интегрированных услуг по запуску спутников, их доставке на орбиту или эксплуатации, а также по коммерческой эксплуатации спутников. В будущем в подходящее время начнется реализация проектов по предоставлению услуг космических запусков в формате создания «сети космических спутников, запуска космических спецрейсов, космических попуток и регулярных космических рейсов», это станет новой точкой роста, содействующей формированию космической экономики.

«Чанчжэн-5» была доставлена на космодром Вэньчан специализированными судами «Юаньван». (Синьхуа)