ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты? ПАК ФА: что такое и чем атакует. Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции

ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты? ПАК ФА: что такое и чем атакует. Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции

В то время, как европейцы активно продвигают на международный рынок вооружений универсальную ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA “Meteor”, оснащённую ПВРД, а американская компания «Рэйтеон» проталкивает свою ракету большой дальности AIM-120C-7, российское Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» доводит до совершенства «изделие 170-1» и «изделие 180», которые в скором будущем станут основой в арсенале практически всех видов тактической авиации ВВС России.

Если ВВС США продолжают делать ставки лишь на изделия с твердотопливным ракетным двигателем (по классической схеме), а Европа выбирает более прогрессивный и эффективный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, о достоинствах которого мы писали в статье, посвящённой ракете «Meteor», то МКБ «Вымпел» выбирает обе концепции ракеты большой дальности.

Обе модификации ракеты построены на базе знаменитой Р-77 (РВВ-АЕ), которая по сей день является главной соперницей американской AIM-120B,C “AMRAAM”. Только в одних ВВС Индии, по неофициальным данным, около 2000 ракет Р-77. Но и европейская и американская ракеты в ходе совершенствования временно вырвались вперёд, освоив дальности 150 км (“Meteor”) и 120 — 180 км (AIM-120C-7,8).

И в 2010 году Гос МКБ «Вымпел» разрабатывает обновлённую версию серийной ракеты РВВ-СД (изделие 170-1), которая должна стать самой массовой среди всех модификаций. Ракета должна поступить на вооружение всей истребительной авиации России в течении ближайших 5 лет. Что же качественно отличает данную ракету от старой серийной версии?

Существенно увеличено аэродинамическое совершенство изделия за счёт уменьшения длины стоек решётчатых аэродинамических рулей с 75 до 68 см, при маршевых скоростях полёта 3800 – 4500 км/ч это значительно уменьшает аэродинамическое сопротивление и увеличивает дальность, которая у РВВ-СД увеличилась на 30 км (с 80 до 110 км); на маневренность ракеты это не повлияло, т.к. рабочая площадь рулей осталась прежней. Длина корпуса ракеты увеличилась на 110мм (с 3,6 м до 3,71 м), размах центральных трапециевидных стабилизаторов также был уменьшен на 34 мм (с 454 мм до 420мм). «Изделие 170-1» потяжелело на 15 кг, что немного снизило степень замедления ракеты. Дальность 110 км примерно соответствует предпоследней модификации американской AIM-120C-7. Располагаемые перегрузки ракеты выросли с 35 до 40G. Способность ведения стрельбы «через плечо» (90 о от курсового направления истребителя) позволяет получать нашим истребителям полное превосходство над противником в ближнем бою и при применении нашлемной системы целеуказания с выполнением элементов сверхманевренности («Кобра Пугачёва» и т.д.). Угловая скорость разворота ракеты может доходить до 150 о /сек.

Активная радиолокационная ГСН 9Б-1103М, разработанная Московским НИИ «Агат», более совершенна, чем предыдущая 9Б1348Э, увеличена мощность излучателя и чувствительность, а также помехозащищённость приёмника. Цели с ЭПР 3м 2 захватываются на удалении до 20 км. Но есть и дополнительные ГСН для комплектации ракеты РВВ-СД.

АР/ПРГСН 9Б-1103М-200ПС имеет комбинированную антенную решётку, включающую как активный канал наведения, так и пассивный, данная ГСН позволяет захватывать типовую радиоизлучающую цель типа «истребитель» на дальности 200км. Пассивный канал может быть применён а дополнение к активному в случае, если СВН противника имеет излучающие элементы (свою БРЛС, ГСН или радиовысотометр), в таком режиме ракета может скрытно поразить цель и СПО противника не сможет заранее оповестить о захвате активным каналом ГСН. При пуске ракеты с высоты 18-19 км по цели типа самолёт «AWACS» или РЭБ, ракета поднимается в верхние слои атмосферы (28-32 км), может пролететь до 160-180 км и поразить цель по наиболее оптимальной нисходящей траектории. Благодаря отличным селекционным способностям БЦВМ, ракета может быть применена против крылатых, противорадиолокационных, противокорабельных, зенитных и даже против других ракет «воздух-воздух» в сложной помеховой обстановке. В каталог целей входят все цели, ЭПР которых соответствует 0,05м 2 , и такие мощные постановщики помех, как F/A-18G “Growler”, замечу также, что для борьбы с этим самолётам наиболее эффективными будут также ракеты Р-27ЭТ с инфракрасной ГСН.

Второй тип придаваемой ГСН также комбинированный. АР/ПАРГСН 9Б-1103М-200ПА помимо активного канала использует полуактивное наведение (с помощью подсвета бортовой РЛС носителя). Она не может функционировать в пассивном режиме, но имеет серьёзное достоинство: при одновременном применении активно-полуактивного канала в момент перехвата цели, все недостатки и срывы «захвата» головкой самонаведения тут же корректируются с помощью подсвета РЛС самолёта носителя, что даёт большие шансы на успешное выполнение боевой операции.

Ракета РВВ-СД имеет максимальную скорость поражаемых целей до 5200 км/ч, а стержневая БЧ массой 22,5 кг имеет множество мультикумулятивных элементов с семиметровым радиусом разлёта. Такая БЧ в очередной раз характеризует высокую точность систем наведения ракеты.

Продвигается РВВ-СД и для вооружения малозаметного многоцелевого истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА. Для размещения на пилонах компактных внутрефюзеляжных отсеков вооружения, «Изделие 180» будет иметь не решётчатые аэродинамические рули а нескладывающиеся плоские, как у индийской ракеты «Astra» и западных ракеты «В-В». Известно, что в ракете будет применён новый твердотопливный двигатель 542У, который должен будет отличаться полной бездымностью от стандартного двигателя, о поставках данного двигателя стало известно ещё 9 лет назад, когда ПАК-ФА перешёл на финальный этап разработки.

Вслед за «Изделием 180» (К-77М) разрабатывается и более перспективная РВВ-БД(изделие 180-ПД), новая ракета оснащается ПВРД и будет иметь максимальную дальность около 200 км, проектируется она на базе ракеты РВВ-АЕ-ПД, но также с нескладывающимися плоскими аэродинамическими рулями, хотя изначально проектировалась со складными решётчатыми.

По последней информации, вся номенклатура вооружения Т-50 будет представлена модификациями РВВ-СД с активно-пассивным типом наведения, так как наличие именно пассивного типа может принести реальное ощутимое тактическое преимущество в воздушном бою, поскольку не позволяет противнику легко обнаружить дружественный истребитель по излучению его БРЛК. Пуск может быть осуществлён «в слепую», лишь по целеуказанию самолёта ДРЛО или наземных средств РТВ, а ракета сама выполнит задачу.

«Изделие 170-1» предназначено для установки на все типы истребительной авиации, усовершенствованные штурмовики Су-25, ими будет оснащена и палубная авиация России, включая модернизируемые палубные перехватчики Су-33 и поступающие МиГ-29КУБ. Ракета придаст ВВС и ПВО страны значительно большую гибкость и эффективность.

Безусловно, изделия Московского МКБ «Вымпел» являются примером уникальной отечественной конструкторской мысли, и в дальнейшем сохранят надёжность и эффективность истребительной авиации ВВС и ВМФ России.


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» РВВ-АЕ-ПД
AIR MISSILE LONG RANGE CLASS «AIR-AIR» RVV-AE-PD

Еще в конце 1980-х годов в Советском Союзе проводились НИОКР по определению облика перспективного авиационного вооружения, включая авиационные средства поражения самолетов и вертолетов, других типов летательных аппаратов. Эти работы велись по трем направлениям: ракеты ближнего маневренного боя, ракеты средней дальности и ракеты большой дальности.
Одним из перспективных направлений средств поражения класса «воздух-воздух» стали ракеты большой дальности. Советскому ВПК не давала покоя американская система дальнего перехвата истребитель F-14 «Томкэт» с управляемой ракетой большой дальности AIM-54 «Феникс». Эту задачу удалось решить принятием на вооружение комплекса перехвата МиГ-31-33, в который входил дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 и ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33. Эти обе системы ПВО могли одновременно обстреливать несколько воздушных целей на дальности до 100 – 120 км.
Но военным этого было мало. Одной самых «важных» целей для авиационных ракет класса «воздух-воздух» большой дальности были самолеты РЛДН типа АВАКС, вывод из строя которого делал «свободным» воздушное пространство для своей авиации. Для его поражения требовалась ракета с большой дальностью поражения, м.б. даже сверхбольшой дальности. Один из вариантов ракет такого класса специализирующихся на поражении самолетов АВАКС разрабатывался на много раньше, еще в 1970-е годы, это была УР К-22. Однако она получилась настолько большой по массо-габаритным характеристикам, что ее носителями не могли быть штатные истребители Советской Армии, в качестве самолета – носителя предполагалось использовать дальние бомбардировщики типа Ту-22 и Ту-22М. Разработка ракеты К-22 так и не получила дальнейшего развития. Кроме этого в 1970-1980-х годах, МКБ «Факел» создавал ракеты большой дальности В-148 и В-155, а в МКБ «Новатор» – УР К-100. Были и другие аналогичные разработки. Но все они не дошли до серийных заводов.
Однако, от идей дальнего перехвата не отказались. Во второй половине 1980-х годов в качестве «длинной руки» рассматривались ракеты К-37 и К-28, которые создавались МКБ «Вымпел». Первая из них после длительных работ и некоторых метаморфоз дошла до настоящего времени, и в экспортном варианте была представлена на МАКС под обозначение РВВ-БД.

Другая ракета открыто появилась в 1993 году, впервые она показана на авиасалоне в Фарнборо в 1993 г. и первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93. Затем образец долго не демонстрировался и был представлен в 1999 году на другом международном салоне МАКС-99 по обозначением «РВВ-АЕ-ПД». Исходя из этого названия, она преподносилась как развитие ракеты Р-77 («РВВ-АЕ» – экспортное наименование ракеты) средней дальности. Внешне, представленная УР РВВ-АЕ-ПД, имела много общего с Р-77, например, решетчатые рули, оптический взрыватель, головку самонаведения и наконец, диаметр корпуса. Основное отличие от Р-77 было в наличие на РВВ-АЕ-ПД другого типа основного двигателя ракеты, дающего значительно большую дальность стрельбы. Внешне это выражалось в наличие на основном корпусе ракеты четырех воздухозаборников. Представленный на МАКС образец очень сильно напоминает упомянутую выше ракету К-28, которая в своих первых вариантах очень напоминает Р-77, она не имела только решетчатых рулей, на ракете того времени были обычные аэродинамические рули, возможно, был другой взрыватель боевой части. Так же первые варианты К-28 внешне очень походили на южно-африканскую ракету LRAAM (Long Range Anti-Air Missile).


Первоначальный вариант ракеты К-28

Так же необходимо отметить то, что первоначально К-28 это была явно новая самостоятельная разработка. В дальнейшем, можно предположить, конструкторы пошли по пути замены двигателя на ракете средней дальности Р-77. Повышение дальности поражения цели до 160 км и максимальной скорости полета до 5М в сравнении с известной Р-77 (РВВ-АЕ) достигалась за счет установки комбинированного ракетно-прямоточного двигателя. Большой внимание создатели уделяют технологичности изготовления и унификации ракеты для применения в других комплексах.
В прессе отмечается, что создание изделия 180-ПД повышенной дальности – это инициативный проект МКБ «Вымпел».
Предположительно на ракете РВВ-АЕ-ПД может быть установлена более современная чем на Р-77 универсальная активная головка самонаведения, созданная МНИИ «Агат» на базе АРГСН 9Б-1103М. Она была продемонстрирована в 1998 году на международном авиасалоне в Farnborough. Как отмечает разработчик, этой ГСН предполагается оснащать перспективные отечественные авиационные ракеты. Усовершенствованный вариант моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной головки самонаведения предназначен для установки на ракеты «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Обеспечивает: поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС воздушных носителей или зенитных комплексов; измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель; формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты.
Состав:
- Координатор
- Передатчик
- Моноимпульсный пеленгационный приемный канал
- Цифровая вычислительная система в составе управляющей машины и сигнального процессора.
МНИИ «Агат» предлагает сотрудничество возможно в плане проведения на основе усовершенствованной РГС 9Б-1103М как прототипа совместной или заказной НИР, переходящей в ОКР.
«Московский научно-исследовательский институт «Агат» на Международном форуме «Технологии в машиностроении 2014″ представил линейку современных радиолокационных головок самонаведения семейства 9Б-1103М калибром от 150 мм до 350 мм, среди них активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом и АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом, ранее уже демонстрировались, но обладают новыми тактическими свойствами. Совмещение в одном устройстве сразу двух типов ГСН с различными боевыми возможностями должно резко повысить эффективность.
В качестве потенциальных носителей ГСН 9Б-1103М-200ПА и 9Б-1103М-200ПС сейчас могут рассматриваться авиационные ракеты средней дальности типа РВВ-СД (развитие УР Р-77) и повышенной дальности типа РВВ-АЕ-ПД (изделие 180-ПД).

Отмечается, что один из этапов разработки ракеты РВВ-АЕ-ПД была завершена еще в 1999 году. Есть информация, что аванпроект ракеты РВВ-АЕ-ПД был защищен в 2002 г. В 2006 году готовился технический проект двигателя 371 для ракеты 180-ПД.
Основные работы по НИОКР были завершены к 2012 году. Предполагается, что ракета хорошо впишется в концепцию истребителя 5-го поколения – ПАК ФА. Для размещения ракеты в отсеках истребителей пятого поколения ее оснастили складывающимися по полету рулями.
«Данная ракета разрабатывается с целью увеличения максимальных дальностей пуска на малых высотах, что позволит обеспечить превосходство отечественного истребителя в воздушном бою над истребителями противника с ракетами «Метеор» и FMRAAM», – сообщил об этой модификации бывший генеральный конструктор Гос МКБ «Вымпел» Г.А.Соколовский.
Кроме официального названия РВВ-АЕ-ПД в СМИ так же приводятся другие названия ракеты: «К-77ПД», «Р-77М» и «Р-77M-ПД».
До настоящего времени по ракете РВВ-АЕ-ПД мало данных, поэтому рельное состояние данной разработки остается тайной. По опубликованной информации перспективы принятия на вооружение модификации РВВ-АЕ-ПД пока не ясны.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик Гос МКБ «Вымпел»
Тип ракеты авиационная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности
Состояние находится в разработке
Самолет-носитель Су-35, типа Су-27, истребителя 5-го поколения
Боевая часть:
- тип стрежневая с микрокумулятивными ПЭ
- вес, кг 22
- тип взрывателя оптический
Система управления комбинированная, инерциальная с активной (активно-пассивной) РЛГСН
Головка самонаведения:
- тип универсальная активная РЛГСН модернизированный вариант 9Б-1103М
- разработчик МНИИ «Агат»
- дальность захвата цели с ЭПР=5м2, км 25
- время готовности после предварительного включения накала на передатчик, с 1
- тип БЦВМ «Алиса»
- быстродействие БЦВМ, млн. опер./с 50
- объем памяти ППЗУ цифровой вычислительной системы, К не менее 64
- вес без обтекателя, кг не более 10
- длина, мм 400
- диаметр, мм 200
Органы управления аэродинамические решетчатые рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
- типовой цели 0,3-100 (120)
- по целям типа AWACS до 150-160 (до 180)
Скорость ракеты, м/с около 5М
Высота пуска, м 20-30000
Перегрузка цели до 12
Число ступеней 1
Длина ракеты, м 3,7
Макс. диаметр корпуса, м 0,2
Размах крыльев, м 0,39
Размах рулей, м 0,82
Стартовый вес, т 225
Маршевый двигатель:
- тип комбинированный ракетно-прямоточный КРПД-ТТ «371″
- удельный импульс тяги, с 500…700
- диапазон регулировки тяги 7:1
Пусковая установка:
- тип АПУ
- число ракет на ПУ 1
- разработчик Гос МКБ «Вымпел»

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 04.09.2014



Активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения

Источники:
Рекламный проспект ГМКБ «Вымпел». Ракета «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Р-77ПД, РВВ-АЕ-ПД.
Зенитный вариант РВВ-АЕ в составе сухопутных ЗРК (http://bastion-karpenko.ru/rvv-zrk/»)
Евгений ЕРОХИН «Новое оружие для истребителя нового поколения», Взлёт 2006 05 (www.telenir.net)
Материалы доклада Генерального конструктора ОАО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» Г.А. Соколовского на Юбилейной научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке»
Г.Соколовский «Ракеты класса «воздух-воздух» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
«Агатовые» глаза ракет»" – «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
И.Акопян»Агат» демострирует РГС XXl века» – «Военный парад» илюь-август 1999
.Akopyan «Radar homing seekers of Agat research institute» – Air Fleet №6-1999
» Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
AGAT Moscow Research Institute, рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
«Усовершенствованный макет активной радиолокационной головки самонаведения 9Б-1103М», рекламный проспект №2 МНИИ «Агат», МАКС-99
Рекламная информация МНИИ «Агат» на ТМ-2014
www.airwar.ru, russbalt.livejournal.com

Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.

Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета “воздух-воздух” средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.


Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.

Макет ракеты РВВ-СД. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с базовой модели.

«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.

В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.

Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему. Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.


Макет ракеты РВВ-СД на стенде КТРВ, выставка МАКС-2015. Фото Saidpvo.livejournal.com

Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.

В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.

Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.

В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.


Хвостовая часть ракеты, хорошо видны сопло двигателя и решетчатые рули. Фото Vitaly V. Kuzmin / Rbase.new-factoria.ru

В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.

Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения. Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.

По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.

Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2. Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.


Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1103М. Фото Rbase.new-factoria.ru

Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.

Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.

К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.

К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.

26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей 15 копеек. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.


Ракеты РВВ-СД и РВВ-МД на истребителе Су-35С, весна 2012 г. Фото Lysenko Sergey / Russianplanes.net

По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн рублей, в 2016 – 7,241 млрд рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.

Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.

Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции. Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.

Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.

По материалам сайтов:
http://ktrv.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://zakupki.gov.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Возможна адаптация на носители иностранного производства.

Головной разработчик - Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова. Экспортное обозначение РВВ-СД.

"Изделие 170-1" представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. фото ) и бомбардировщике Су-34 (см. фото ). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. фото1 , фото2 ). Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.

Задание на разработку "Изделия 170-1" было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ "Вымпел".

Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ "Вымпел" стало "Изделие 180", предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения - Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.

Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ "Вымпел" , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.

Состав

РВВ-СД - ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.

Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом "Агат". У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.

АРГСН 9Б-1103М (см.) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне "Фарнборо-1998" и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.

На Международном форуме "Технологии в машиностроении 2014" МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180:

  • АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. )
  • АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. ).

По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН.

Двигательная установка ракеты - однорежимный РДТТ. Взрыватель - лазерный неконтактный. Боевая часть - стержневая, мультикумулятивная.

По сравнению с РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей.

Подвеска авиационной ракеты РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е - поршневого типа, тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.

АКУ-170Е обеспечивает:

  • многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок;
  • принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
  • применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.

Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

На базе НК-32 предполагается создание двигателя для ПАК ДА и нового двигателя для Ан-124 взамен производившегося на Украине Д-18Т. Кругом в Самаре волшебники, уложились в такие сроки, несмотря на выкручивание рук(денег) типа "Самара-металлист" и другая безденежная Самара...

leutenant: ...именно сей вот "демонстратор" и демонстрировался более 3 лет назад...

И что же он продемонстрировал?

Но сие не значит, шо в НК-32-02 не внедрены большая часть евонных "нововведений", кои и демонтрировали Борисову на "эталоне", что совершенно верно...
**********************************
То есть, это значит, что внедрены? :)

Так что напрасно уважаемому APZ"у в прошлую пятницу не спалось АЖ до третьих петухов:
**********************************
Ну, не всем же такое счастье - сидеть в служебном кабинете и за хорошее жалование гнать по форумам херню. :)

Таки "перекрючило"...
**********************************
"Чем кумушек считать трудиться..." (И.А.Крылов) :)

Ежели надо - будет и"на" одиннадцать.. ;)
**********************************
Ага - Борисов команду отдаст, и законы физики встанут во фрунт.

Кстати, ежели вы почитаете выложенную вами же табличку повнимательнее, то без труда обнаружите, что славные мотористы обещали снижение уд. расхода на "8,2-10,2%" только при М>0,95.
То есть на крейсерской скорости это будут (если будут) сущие крохи.

Гм...
...как там, перефразируя киноклассику диалога Штирлица с мужем радистки Кэт... дружище: "...становитесь брюзгой..."
...
...шо до приведенной мною стр.52, где записано "...суммарное улучшение топливной эффективности - ...8,2-10,2%..." ...то привязать сие к "цыфре" М>0,95 никак не могу... ибо:
- время нонче - лишь послеобеденное, а не предрассветною..
- совершенно трезв - на работе все же... в своем служебном кабинете, коий Вас так зацепил... ну, 30 лет беспорочной службы - не шутка-с...
...да и в "оригинале", знаете ли, приведенное "...>0,95..." касалось лишь перестройки регулятора средней температуры... да-с...
...
...чтоб уж закончить "за" уже ноне несекретные "экзерциции" 8-летней давности приведу страничку, кою по ошибке не выложил ранее:


...ну, будет "Ан-124-300" - вопрос "риториццкий"...
...а вот лицезреть, каков НК-32 серии 02 - ждать уж недолго...
...
...кстати, "там" запечатлен облик "трёхконтурной" версии НК-65 - двухконтурного газогенератора "от НК-32" с винтовентилятором СВ-92:
Винтовентиляторы класс тяги > 10000 кгс | Aerosila
...таки внушает... ага...
...две "железяки" из приведенных в ссылке трёх - как-то поминал:

...сия "связка" из СВ-92+НК-32 была неспроста - как-то поминал... давно уж:

...
...естественно, реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32:




...ага...
...

гм...
...чевой-то "подцепился" огрызок таблицы контракта "за Ан-132" промеж "саудами" и "Антоновым" - исправляюсь:



...

Хм, ни на одной из картинок "двухконтурного газогенератора" не нашел... В описаниях тоже.
И это правильно!
Ни одна из известных мне попыток создать двигатель с подобным гг успеха не принесла.
Быть может Вы хотели сказать "двухвальный"?

Замминистра обороны РФ проверил работу ПАО "Кузнецов" по контрактам с военным ведомством
28.07.2017 13:24 САМАРА. 28 ИЮЛЯ. ВОЛГА НЬЮС. Авторы: Павел ФИРСОВ Читали: 408

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов 27 июля провел в Самаре на ПАО "Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) совещание по вопросам, связанным с контрактными обязательствами завода перед военным ведомством. Об этом сообщила пресс-служба ПАО "Кузнецов".


В совещании приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров и генеральный директор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Александр Артюхов. Ключевыми вопросами для обсуждения стали ремонтная программа по силовым установкам для самолетов дальней авиации ВКС России и постановка на серийное производство двигателя НК-32 серии 02. Основным докладчиком выступил заместитель генерального директора АО "ОДК" - управляющий директор ПАО "Кузнецов" Сергей Павлинич.

Также в ходе рабочей поездки представители минобороны обсудили с руководством ОДК участие предприятий холдинга в программе вооружений и планы их технического перевооружения для того, чтобы без сбоев обеспечить все оборонные заказы до 2025 года.

Делегация посетила цех, где идет сборка установочной серии вновь изготовленных двигателей НК-32 серии 02, и заслушала доклады о ходе сборки и состоянии комплектации изделий. Делегация минобороны и минпромторга осмотрела испытательный стенд №1, где в конце 2016 года завершились строительно-монтажные работы. Здесь весь комплекс испытаний будут проходить как ремонтные изделия, так и новые серийные двигатели НК-32 серии 02. Представители минобороны оценили готовность стенда к проведению квалификационных испытаний новых изделий.

"В 2016 году основной упор в части модернизации и техперевооружения предприятия был сделан на реконструкцию стендовой базы. В настоящее время подписан акт ввода в эксплуатацию испытательного стенда №1", - пояснил Сергей Павлинич.

Работы на испытательном стенде №1 велись за счет средств, выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.". Реконструкцию авиационного испытательного стенда №9 ПАО "Кузнецов" провело за счет собственных средств.

"Выполнение контрактных обязательств "Кузнецовым" обеспечит своевременную поставку силовой установки для стратегического бомбардировщика Ту-160, который должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года. Мы сознаем, что восстановление производства такого двигателя, как НК-32 серии 02, - дело непростое. У предприятия были проблемы и с квалифицированными специалистами, и с оборудованием. Но сейчас практически все препятствия устранены и работы вошли в запланированный график", - отметил замминистра обороны РФ, подводя итоги рабочей поездки. По словам Юрия Борисова, сейчас завершается подготовка контракта на поставку двигателей НК-32 серии 02 на 2018, 2019 и 2020-й годы.

02.08.2017 leutenant пишет: «…реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32…»
.
- Говорят, что в результате остановились на двигателе ПД-35…:
.
«………….Мы пригласили китайцев к партнерству в создании двигателя. Поскольку время не ждёт, российская сторона приступила к работам над двигателем ПД-35. Есть решение российского руководства и "Объединенная двигателестроительная корпорация… уже приступила к работам по этому перспективному двигателю. Я думаю, что когда этот проект будет обретать очертания, китайские коллеги с радостью к нему присоединятся….
…………Этот двигатель, он нам самим нужен, поэтому в данном случае неважно, будет он совместным или мы сами его разработаем. Мы пригласили в рамках этого большого проекта китайцев…. Если это будет российско-китайский самолёт, и он будет летать на американском или британском двигателе, говорить о технологической независимости таких самолётов было бы большим преувеличением…………»
https://www.aex.ru/news/2017/8/31/174447/
.

.
.
- По теме ПАК ДА опубликована очередная статья, поднимающая вопросы…:
.
«…В то время как на «Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова» полным ходом идёт сборка первого опытного образца глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2, руководство ПАО «Туполев» окончательно определилось со сроками выкатки первого лётного прототипа перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. В соответствии с заявлением, сделанным для информационного агентства «Интерфакс» генеральным директором компании Александром Конюховым, первый концепт малозаметного «стратега» будет собран уже к 2021 - 2022 году. Хорошо известно, что основным предназначением данных машин будет доставка перспективного малозаметного ракетного ВТО к рубежам пуска, расположенным в нескольких сотнях-тысячах километров от хорошо защищённых целей противника. При этом, максимальное внимание уделено повышению уровня скрытности новой машины, для обнаружения которой инфракрасными и радиолокационными средствами противника потребуется сближение на дистанцию не более 80 - 120 км.
С этой целью в конструкцию планера перспективного бомбардировщика будет внедрена широкая номенклатура композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий для снижения ЭПР, в то время как снижение инфракрасной сигнатуры будет достигнуто за счёт применения бесфорсажных турбореактивных двухконтурных двигателей с плоскими прямоугольными соплами, ориентированными в верхнюю полусферу (со стороны нижней полусферы ракетоносца сопла перекрыты хвостовыми несущими элементами, что заметно ограничивает дальность обнаружения «тёплого» реактивного потока двигателей посредством инфракрасных обзорно-прицельных комплексов, размещённых на вражеских истребителях и ЗРК). Выглядит всё это очень даже достойно, но схема планера «летающее крыло» и скорость в 850 - 980 км/ч навивает на крайне серьёзные размышления. В частности, дозвуковой маломаневренный стратегический бомбардировщик гораздо более уязвим для зенитных управляемых ракет большой дальности и дальнобойных УРВВ при их подлёте абсолютно с любой полусферы К примеру, уходящий (на скорости 1,4 - 1,7М) от ракеты-перхватчика Ту-160М2 имеет гораздо больше шансов уцелеть, нежели дозвуковой B-2A или ПАК ДА.
Отечественный перспективный ракетоносец, ровно как и «Spirit» или LRS-B, несмотря на ЭПР в 0,02 - 0,05 м2, совершенно нельзя назвать полностью невидимым в дециметровом и сантиметровом диапазонах волн: практически все современные бортовые и наземные РЛС работают по целям с такой РЛ-сигнатурой, но с 4-5-кратным ограничением по дальности, а поэтому от обстрела истребителями и ЗРК противника ПАК ДА не застрахован. Для полноценной компенсации низких скоростных возможностей ракетоносца было найдено очень оригинальное решение. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет вооружён ракетами класса «воздух-воздух» для самообороны от тактической авиации противника, о чём недавно заявил гендиректор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. О каких именно типах ракет воздушного боя идёт речь, компания пока не сообщает, и здесь может рассматриваться сразу 2 версии.
В соответствии с первой версией, малозаметный российский ракетоносец следующего поколения будет оснащаться несколькими управляемыми ракетами ближнего воздушного боя типа РВВ-МД (К-74М2) или Р-73РМД-2 с дальностью действия в переднюю полусферу - 40 км. Это даст возможность перехватывать истребительную авиацию противника, приблизившуюся к ПАК ДА на недопустимо близкое расстояние. Если же смотреть глубже, то во время выполнения дальних точечных ударов «Арчеры» (Р-73) не сделают для ПАК ДА абсолютно никакой погоды. Почему?
Если в районе рубежей пуска стратегических крылатых ракет Х-101/102 с борта ПАК ДА будет дежурить вражеский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D или E-3G (в сопровождении эскадрильи F/A-18E/F или F-22A), то обнаружение произойдёт на дистанции 80 - 150 км (в зависимости от ЭПР, точный коэффициент которой ещё неизвестен). Даже в том случае, елси «Супер Хорнеты» не смогут обнаружить ПАК ДА посредством менее мощных БРЛС AN/APG-79, они получат целеуказание от более мощного радара «Хокая» и выполнят пуски УРВВ AIM-120D AMRAAM с максимально возможной дистанции в 150 км, не заходя в зону поражения Р-73, размещённых на нашем ракетоносце. Исход может быть печальным: медлительный дозвуковой ПАК ДА не сможет легко уйти от AIM-120D. Останется надеяться лишь на бортовой комплекс обороны машины, представленный продвинутой многодиапазонной станцией РЭБ, контейнером с дипольными отражателями и т.д. Но и в этом случае расчитывать на уход нельзя, поскольку современные модификации AMRAAMов оснащаются модернизированной активной радиолокационной головкой самонаведения, способной чётко «захватывать» источник излучения помех.
В соответствии же со второй версией, в комплекс управления вооружением ПАК ДА могут быть интегрированы ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности. Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч, так и РВВ-СД («Изделие 170-1») с дальностью 110 км и скоростью около 4500 км/ч. Важным качеством этих ракет является возможность перехвата как тактических истребителей противника, так и запущенных с их подвесок ракет класса «воздух-воздух» семейства AMRAAM. Возможностью борьбы с УРВВ противника обладают и Р-72РМД-2, но только в тот момент, пока выгорает твердотопливный заряд двигателя на разгонном участке траектории, ведь наведение выполняется посредством биспектральной инфракрасной ГСН МК-80 «Маяк». В ракетах РВВ-БД («Изделие 610М») и РВВ-СД («Изделие-170-1») навдение осуществляется посредством активных радиолокационных ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» и 9Б-1103М-200ПА, которые «захватывают» радиолокационную сигнатуру ракет противника (не нуждаясь в тепловом излучении от факела двигателя), благодаря чему их уничтожение может выполняться на любом участке траектории полёта. Более того, максимальная скорость перехватываемых ракет противника для РВВ-БД доходит до 6М, для РВВ-СД - до 4М. Следующий вопрос: какие средства выдают целеуказание для РВВ-СД/БД по таки малоразмерным целям, как УРВВ противника.? В первую очередь, это современная система предупреждения об облучении, представленная аппаратным блоком и распределённой по планеру самолёта апертурой из нескольких пассивных антенн, фиксирующих облучение активными радиолокационными головками самонаведения ракет противника. Во-вторых, это и сам бортовой радар с активной ФАР, способный работать по таким сложным воздушным объектам на дальностях до нескольких десятков километров.
Что же касается возможностей ПАК ДА по дальнему воздушному противостоянию с атакующими современными тактическими истребителями противника, вооружёнными ракетами AIM-120D или MBDA «Meteor», - то здесь наблюдаем так называемый «переменный успех». СПО ракетоносца ПАК ДА может обнаружить и определить координаты излучения бортовых радаров «Рапторов» и «Лайтнингов» за 250 - 400 км, после чего по направлению может быть запущена РВВ-БД. Ничего более маневренного, чем «обвешанный» бомбами F-15E, данные ракеты уничтожить не смогут из-за ограничения по перегрузке перехватываемой цели в 7 - 8 ед.(при должной «энергетике» на середине траектории).
Что касается ракеты РВВ-СД, то здесь нет претензий к низким маневренным качествам, ведь за управление отвечают высокоэффективные решётчатые аэродинамические, способные функционировать при углах атаки до 40 градусов. Это позволяет ракете маневрировать с перегрузками до 45 ед., поражая цели, уходящие с 12-15-кратными перегрузками. Тем не менее, 110-километровая дальность «Изделия 170-1» не позволяет атаковать раньше, чем это могут сделать истребители противника, вооружённые AIM-120D и «Meteor». На этом фоне стоило бы вернуться к возрождению забытого проекта дальнобойной УРВВ с интегральным ракетно-прямоточным двигателем РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД») с радиусом действия 160 - 180 км. Следующим важным моментом является размещение ракет класса «воздух-воздух». Наиболее вероятно, что это будут отдельные внутренние отсеки вооружения с более компактными и лёгкими створками, позволяющими своевременно запускать УРВВ по приближающимся средствам воздушного нападения. Подробности об этой конструктивной особенности будут обнародованы не ранее начала 20-х годов….»
ПАК ДА и ракеты воздушного боя. Неназванные детали самообороны перспективного ракетоносца » Военное обозрение

"Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч..."
***
6 Махов???? На высотах "работы" ПАК ДА это будетЪ уже обтекание плазмой (хотя по понятия физики плазмы и "холодной"). И как в ЕНтих условиях будут работать АРЛ ГСН да радиокоррекция??

Андрей че
- Лично мне «строительство» 30-тонника на базе уже существующего газогенератора НК-32 кажется технически более надёжным, быстрым (самое главное..) и финансово менее «напряжным» путём…

Кое-как спаслись от миниатюрного "иновационного" редуктора на Д-27 (из-за него могли на весь мир оконфузиться с Ан-70), опять нас тянет на "рискуем и пьем шампанское" ПД-30 с редуктором. ЦИАМовский разработанный редуктор более-менее надежен будет только для ПД-18Р(преднамеренно перетяжеленный), а так он нафиг не нужен, страшно.

Вчера Д.Мантуров в Китае отметил, проект ПД-35 идёт в соответствии с запланированным графиком: начало испытаний двигателя намечено на 2022 год, а сертификация - на 2027 год.
До 2030г. все Ан-124 будут летать с НК-23Д и ждать им НЕ ЧЕ ГО. Бывший Главком ВВС В.Бондарев молодец, что четыре
года назад принял решение по нему в Самаре.
ПАКДА научится со НК-23Д и потом и "посмотрим".

Вона как...
...
...порадовался в конце зимы за Шайковку:

...
...да вот начало осени именно там и огорчило - "разложили" на прерванном взлете Ту-22М3:
Авария бомбардировщика Ту-22М3 в Шайковке: dambiev
...одна радость - не убился никто:


...и, конечно, ни одна камера не засняла любимую операцию всех технарей - опорожнение спиртового бачка "Криптона" - коя осуществляется 10-метровой "кишкой" через компенсационный бачок в законцовке киля...
...жаль лайнер - пошел на списание... а ведь - каков красавец-то был:

...

Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров - Ridero
...нельзя, понимаешь, НЕ процитировать сочные впечатления молодого (тогда) летчика:
...
"...ИЛ - ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ - САМЫЙ ЛУЧШИЙ САМОЛЕТ!

Эта фраза поется протяжно, на мелодию похоронного марша.
___На самом деле, Илуха был самолет уникальный и обойти его ни с какой стороны я не могу. Во-первых, он был трехместным. Раньше ты сидел в кабине один, всё смекал и делал сам, а теперь ты - командир экипажа! Впереди, в носу самолета - штурман, сзади - воздушный стрелок-радист, ВСР, «глаз на жопе командира».
___Сделан самолет был крепко, всё было большое и толстое. Колеса громадные, как на грузовике. Ручка открытия фонаря кабины пилота изнутри была полной копией ручки от мясорубки. Ручка аварийного выпуска шасси - это маленький ломик красного цвета, лежащий на полу кабины слева от пилотского кресла. В кабине летчика, как в автобусе, стоял маленький вентилятор. Из-под приборной доски высовывалась гофрированная трубка от противогаза, на конце которой укреплен раструб, как у пиратского пистолета - обдув наружным воздухом. Так вот, берешь этот раструб, и в штаны, за пояс суешь. До 2,5 км, пока клапан не закроет подачу воздуха снаружи, яйца обдувает. Потом только вентилятор обдувает лицо горячим воздухом кабины.
___Ил был высок ростом, в кабину лазили по узенькой стремянке. Та плохо стояла, особенно на заснеженном, ледяном бетоне. Частенько техник, забравшись наверх открыть кабину, съезжал вместе со стремянкой на бетон. Причем, если он успевал схватиться за обрез кабины рукой, то падающий тяжеленный иловский фонарь так ударял по пальцам, что техник Бокарев ходил с уже отрубленным мизинцем. Правило было такое - один лезет вверх - второй внизу держит стремянку двумя руками, и ногой наступает на нижнюю ступеньку.
___Люки бомбоотсеков нельзя было сразу открыть. Они управлялись давлением воз-духа в 50 атм. И, во избежание удара перед закрытием - открытием люков, на земле надо было подать из кабины команду - «от люков!» И получив снизу ответ - «есть от люков!» сначала дать противодавление, а потом открыть или закрыть люки Кромки люков были острые, в толщину листа дюраля, и могли полено перекусить. И мы, желая напугать какого-нибудь вредного техника, улучали момент и после его команды «От люков!» выскакивали из-за соседнего самолета и быстро совали в закрывающиеся люки пару коричневых технических пимов. Их там зажимало в разном положении. Техник потом спускался вниз, ничего не подозревая, и вдруг видел чьи-то ноги, зажатые створками! Сначала шок, а по-том лихорадочное метание по стоянке в поисках шутников. В Бердянске особо лихие пилоты снижались над плавнями с открытым люком, по-том закрывали его и привозили на стоянку камыши. Сам не видел, только слышал такую байку.
___Был в нашей АЭ штурман Алмазов. Низенький, кряжистый, сильный физически. Пришел перед полетом на самолет, стоит в люке, осматривает бомбовое вооружение пе-ред полетом. Тут раздается шипение воздуха (техник в кабине без команды подал противодавление перед закрытием люков). Алмазов мгновенно прыгает вверх, пытается ухватиться за что-нибудь в люке, у него это не получается, срывается вниз, падает на бетонку, а люки схлопываются над самой головой. Пронесло его или нет?
___Был у нас один особо любимый борт - бывший разведчик, или ПэПэшка, уже не помню. У него вместо бомболюков был довольно вместительный отсек, в котором уже не было никакой аппаратуры. И мы набивались на парковом дне в этот отсек, менее везучие товарищи закрывали люк снаружи, и мы спали там, пока нас не спохватывались и не начинали искать для очередных каких-нибудь работ - мытья стоек керосином, зачехления - расчехления.
___Иногда, чтобы не вызывать АПА для буксировки, которое вечно было занято, мы Илуху просто толкали по бетону вручную, несмотря на его внушительный вес. Рекорд - два человека забирались в ниши шасси, раскачивали, а потом и страгивали самолет весом в 16 тонн!
___Летом в кабине Ила температура, пока он стоял на открытой стоянке, поднималась до 70-ти градусов! Лично видел такую на «Термометре температуры воздуха внутри кабины», который стоял на правой панели, почти под локтем летчика. А в Славгороде вообще можно было яйцо зажарить на обшивке!
___Зимой колотун стоял в кабине такой, что от дыхания на фонаре изнутри намерзал иней, и ничего не было видно за бортом. Первым делом, перед началом полетов мы извели все свои пластмассовые навигационные треугольники, из которых, по указанию инструкторов, сделали скребки и в воздухе соскребали ими иней со стекол. Руки мерзли даже в зимних перчатках, и приходилось просить инструктора подержать управление, пока ты отогревал по очереди руки, сняв перчатки и засунув руки в унты.
___При полете на одном двигателе усилия на педали были такие, что, минут через пять держания педали в упоре, нога начинала трястись и ослабевать. Шеф орет по СПУ - «Держи, сука!» «Не могу больше!»
___РУДы были тяжелые, а на спарках, за счет двойной проводки через все узлы герметизации передней и задней кабин, вообще тяжеленные. Достаточно сказать, что на ладонях перчатки до дыр протирались, а на посадке на некоторых спарках РУДы надо было убирать на МГ поочередно, двумя руками, бросив штурвал на короткое время!
___Закрылки выпускались не в фиксированные положения, а, сколько держишь тумблер их выпуска, столько они и выходят. Надо было внимательно следить за стрелкой выпуска, особенно, при выпуске на 20 градусов, потому, что частенько промахивали больше. Шеф орет, убираешь опять, промахиваешь, опять назад! При этом надо было не упускать из виду вариометр и держать ГП, одновременно откручивать штурвальчик руля высоты на себя, а там тоже не было фиксированного положения, и также перекручивали, либо недокручивали его. Самолет же при этом совершал сложное двойное движение: от выпуска закрылков он опускал нос вниз и тебе надо было не перевести его на снижение при этом, а от возрастающей от выпуска закрылков подъемной силы он вспухал вверх, и тебе надо было не дать перейти ему в набор высоты!
___При этом ты слушал всё, что думает про тебя инструктор в передней кабине, докладывал РП, отвечал и на его команды. А кнопки СПУ отдельной не было. За штурвалом, в нижней части приборной доски стоял блочок СПУ-5, где надо было «пакетным галетником» постоянно переключать из положения «СПУ» в «Радио», в «АРК» и назад. Над дальним приводом доложишь РП о готовности к посадке по «Радио», шеф тебе что-то орет, переключаешь на «СПУ», в это время РП правит тебя на глиссаде, ты ему отвечаешь, а переключатель стоит в «СПУ», РП не дозовется, переходишь опять на «Радио», потом опять на шефа. А самолет летит, колеса катятся!
___(На Иле была самый тошнотворно пахнущий герметик!)
___Летом движок запускаешь, стоп-кран откроешь и начинаешь ловить им обороты, чтобы движок и не запомпажировал, и, одновременно, не прервал запуск. Движок фурчит - приберешь стоп-кран, потом опять вперед, подкинешь керосину в топку, разгонишь ро-тор чуть-чуть, опять приберешь. И так вытаскиваешь его на МГ потихоньку.
___Кран шасси после уборки или выпуска колес задвигался мощной, толстой пластиной металла, похожей на амбарную задвижку. Были случаи, в том числе и у нас на курсе, что, забыв убрать эту задвижку, просто отламывали кран, стремясь убрать-выпустить шасси.
___Между кабиной летчика и штурмана было сообщение в виде маленького, аккуратного круглого пенальчика. Это была пневмопочта. Пневматикой там и не пахло, вытаскиваешь на себя пенальчик, кладешь туда конфетку, задвигаешь в сторону штурманской кабины и так «почту» и посылаешь. Придумали его на случай, если СПУ откажет или самолет обеспечится, для связи со штурманом методом написания записочек!
___Вместо привычного уже для нас АГД стоял АГБ, который при крене вертелся со-всем в другую, чем АГД, сторону. Компас ДГМК и АРК были разнесены по двум разным указателям и их стрелки тоже вертелись не так, как на ГИКе.
___Баки Ила были разделены на две группы, вырабатывались с разной скоростью и мы специально заучивали наизусть и сдавали зачет по порядку перекачки топлива из бака в бак. Например, - «В передней группе 1800 литров топлива. В задней в это время должно быть столько. Перекачиваю из передней группы в заднюю столько.» И так по всем остаткам топлива. Качала все это дело бензопомпа перекачки БПК, она включалась тумблером под левой рукой лётчика, рядом лампочка желтая, мигающая во время перекачки. Докладываешь штурману - перекачку включил, а он тебе в ответ - секундомер включен! Контроль еще и по времени шел. И все равно, часто забывали вовремя ее выключить. Летишь, чувствуешь, что самолет начинает в воздухе на хвост валиться, всё - перекачку не выключил, это точно. А Валерка Щеглов однажды так и сел с включенной перекачкой. Мы увидели это, бросились к рулежке наперехват. А топливо хлещет из-под крышки заднего бака! Пока домаячились ему, всю рулежку улил керосином!. Читаю сейчас все эти мороки с Илом - КАК мы летали на них?
___При всем при этом, нам, молоденьким пацанам, надо было в первую очередь не летать научиться на этой скракле, а РУЛИТЬ! Так и получалось, что, уже летая самостоятельно, рулили мы на Иле по рулежке - как бык поссал. Тормоза были камерные воздушные, а управлялись гидравликой, причем она подводилась прямо к педалькам тормозов в кабину летчика с давлением аж 15 атмосфер! Координация при торможении требовалась фантастическая! Даёшь ногу на разворот, а вместе с педалью вперёд уходит и педалька тормоза, стоящая на педали поворота. И надо было согласовать и величину дачи ноги, и силу нажатия на тормозную педальку, чтобы вписаться в нужную траекторию, или выдержать прямолинейность руления. Причём, срабатывали тормоза с замедлением, что тоже не способствовало прямизне руления. Ил научил нас думать и ногами в том числе.
___Ил-28 - самолёт немаленький. Поэтому продолжаю.
___Педали руля направления, на которых стояли педальки тормозов, были узенькие, а по зиме нам на унты выдавали надевать еще и огромные резиновые калоши. Калоши и так спадывали частенько, например, когда в «Урал» забираешься при отъезде на полёты. А тут - дал педаль вперед, потом назад потянул ногу - калоша снялась с унта и застряла в педали! Шеф орет по СПУ, а педали не дает калоша повернуть! Остановишься и, согнувшись в три погибели, выцарапываешь ее из-под педалей, и смех и грех!
___Шеф мой, Крайников Владимир Дмитриевич, стал сразу возить Мамочку и Саню Кирсанова. А я стал «вечным дежурным по старту», как слетал первого апреля в ознакомительный полет, так на полмесяца как от ворожила бабка от полетов!
___Вот как-то раз тащусь по рулежке на СКП. В одной руке - чайник с остывшим чаем. В другой - ящик с едой для стартовой смены. Настроение - швах. Тут навстречу мне по рулежке летит, звенит Илуха. Куда деваться, надо уступать дорогу. Сошел в апрель-скую снеговую лужу на грунт, шлепаю сапожищами по слякоти, спотыкаюсь. Илуха пролетает мимо, гляжу - а это наш борт, в кабине - Саня Кирсанов, а шеф, как меня увидел, скривился, отвернулся. Наверное, жалкая была картинка с моим участием. Запланировал на следующую смену.
___На других типах самолетов тормоза управляются гашеткой на ручке управления, а на Иле - ногами. Из-за этого у старых летчиков - иловцев выработался устойчивый навык разбивать только что купленные автомобили. Например, надо влево повернуть, а, вместо поворота руля, нога нажимает левую педаль. Это еще хорошо, там сцепление. А тот же замкомэска Бахарев загонял в гараж только что купленную машину, надо было вправо повернуть, он и нажал правую педаль. А там оказался газ! В результате встречи с косяком двери фара приказала долго жить.
___Ила я освоил хорошо. С полетов приехал с характеристикой, в которой было написано - летную практику освоил на отлично. Рекомендован к полетам на сверхзвуковом самолете..." - конец цитаты...
...

Ну а по прошествии уж более 40 лет опосля писанных выше событий - жизнь таки идет:
ПАО «Туполев» успешно выполнило очередную модернизацию авиационных комплексов Дальней авиации - Туполев
...
...за 1-й Ту-160М2 пока промолчу... весной-весной - не раньше...
...

17:58 leutenant пишет:
...тут попался интересный материал - ТОЖЕ за "бомбёр"... в некоторм роде "предшествующий" - Ил-28:
Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров - Ridero
***************
Огромное спасибо! История создания Ил-28 описана многожды разными авторами, а вот по истории эксплуатации информацию приходится собирать по крохам.

Петру...
...всегда-пожалуйста...
...
...а разбившийся лайнер - таки ишшо раз помяну... красота-то какая:


..бьыла...
...
...но - ишшо живет... и "расширяется":
http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=463457
...таки НЕ ЗРЯ на прошлой неделе "напрягался"... да-с...
... ...пока и планы есть