Радислав гандапас публичные выступления. Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт

"Налоговый учет для бухгалтера", 2013, N 10

Главный бухгалтер должен уметь работать с аудиторией - сделать доклад, выступить на конференции, произнести речь на корпоративном празднике. Для этого нужно, во-первых, обрести уверенность, во-вторых, правильно говорить, чтобы речь была четкой и выразительной, а в-третьих, владеть специальными приемами, чтобы управлять вниманием слушателей.

В любой профессии, в любом виде деятельности есть универсальный набор навыков, без которых никуда. Например , в современном мире трудно обойтись без компьютера, им пользуются все - от секретаря до квалифицированного рабочего. Исключение составляют, пожалуй, представители малоквалифицированных профессий - грузчики, разнорабочие, хотя и они все чаще используют различные электронные устройства, необходимые в работе. Таким образом, умение работать на компьютере - универсальная компетенция.

К наиболее важным универсальным компетенциям можно отнести и умение выступать публично. Сотруднику бухгалтерии этот навык необходим, поскольку ему приходится общаться с руководством. Отчеты, совещания, собрания - все это формы делового общения, где нужно уметь установить контакт с группой людей, выступать, излагать мысли. Но у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже.

Бывает, что в одной компании работают два специалиста одной квалификации. Но один вдруг делает головокружительную карьеру, а другой всю жизнь сидит на должности, на которую когда-то устраивался. Объясняется это просто. "Карьерист" выступает на каждом совещании, на каждом корпоративном мероприятии поздравляет всех "от лица компании", да и вообще всегда готов поддержать непринужденную беседу с кем-то из руководства. А тот, который никак не может продвинуться, сидит тише воды, ниже травы; делает доклад - краснеет, вызывают на совещание - бледнеет. И вроде хочется ему выделиться и заявить о себе, но как-то неудобно да и не получается. В общем, без умения выступать публично никуда, и этому нужно учиться.

Чему будем учиться?

В публичном выступлении много составляющих - правильное звукопроизношение, план выступления, язык тела, специальные приемы, позволяющие направлять внимание аудитории. Ораторское искусство - это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно - достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное - "не мешать" этому процессу своим поведением, т.е. не краснеть, не бледнеть, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно.

Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории:

  • "зажатые" - настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот;
  • косноязычные - эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.

Начнем с "зажатых". Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично - это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, "вести за собой" и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.

Упражнение 1. Разговор на улице. Для этого упражнения нужен партнер. Предложите поучаствовать в нем своему знакомому/знакомой, другу/подруге, коллеге по работе. Нужна оживленная городская улица. Встаньте на расстоянии 10-20 метров друг от друга в таком месте, чтобы между вами туда-сюда ходили прохожие. Начните разговаривать на любую тему. В принципе, не важно, о чем пойдет речь, главное, чтобы вы слышали друг друга. Говорите так, как вы говорили бы, просто прогуливаясь вместе. Упражнение нужно выполнять не менее десяти минут.

Результат упражнения имеет два важных эффекта: во-первых, вы перестаете стесняться окружающих, а во-вторых, начнут работать связки, легкие и речевой аппарат в целом. Люди стеснительные говорят тихо, как бы извиняясь за то, что они вообще смеют что-либо произносить. А для публичного выступления это крайне вредное свойство, ведь никому не интересно напрягаться, вслушиваясь в шепот неуверенного докладчика.

Если не получилось в первый раз, можно повторять упражнение до тех пор, пока вы не перестанете замечать окружающих и сможете получать удовольствие от разговора.

Упражнение 2. Подготовка номера и его презентация. Выучите какое-нибудь интересное стихотворение, песню или историю. Отрепетируйте ваш "номер" перед зеркалом. Подойдите к этому неформально, как настоящий актер: продумайте содержание "номера", выберите действительно интересную тему, проанализируйте и потренируйте позу, жесты, мимику, неспеша отрепетируйте. Возможно, на это уйдет немало времени. Но это и не важно, главное - включиться в процесс, почувствовать магию публичного выступления.

Затем начинайте и рассказывайте (или показывайте) там, где это будет к месту. Не стоит интересную, пикантную историю сообщать на ежегодном собрании акционеров, а разухабистую казацкую песню исполнять на утренней планерке. Все должно быть уместно и естественно. Да, нужно быть сразу готовым к тому, что постоять в свете софитов удается далеко не каждому, и это хорошо: нужно "набить шишки", увидеть свои сильные и слабые стороны. Главное - не останавливаться, постепенно преодолевая барьер неуверенности.

Пример 1 . Екатерина Г. была девушкой не очень общительной, но трудолюбивой и способной, что и позволило ей со временем занять должность заместителя главного бухгалтера большой компании. Но на этой должности от нее потребовалось представлять еженедельные отчеты для руководства, причем делать это нужно было так, чтобы речь звучала интересно и выступление было нескучным. "Сухой язык цифр" тут был неуместен. Но Екатерина навыков публичного выступления не имела и поэтому решила усовершенствовать свои ораторские умения.

Сначала она поупражнялась "кричать на улице", научившись не бояться людей (см. Упражнение 1). Затем выучила романс, который спела, аккомпанируя себе на фортепиано (она немного умела на нем играть) в новогодний праздник на работе. Освободившись от неуверенности, Екатерина начала чувствовать себя свободнее на еженедельных совещаниях, ее речь стала более громкой и выразительной.

Интересно, что и в повседневной жизни она изменилась, окружающие стали говорить, что она "стала проще". Она начала чаще встречаться с разными людьми, и даже пару раз во время отпусков поработала в качестве вожатой в детском лагере, просто чтобы приобрести новый опыт общения.

Карьера Екатерины пошла в гору, причем за довольно короткое время она заняла пост финансового директора, а потом устроилась работать в транснациональную компанию.

Тренируем речь

В процессе ежедневного общения мы не замечаем, что чуть ли не половину звуков мы произносим неправильно. Конечно, когда человек имеет выраженный недостаток звукопроизношения (картавит или шепелявит, и это бросается в глаза), нужно обратиться к специалистам. Заниматься такими вопросами должны медики и логопеды.

Но если понаблюдать за собой и окружающими, то можно услышать, что и обычные, здоровые люди часто плохо произносят звуки "ш" или "ж" (они похожи на "с" и "з"), многие плохо выговаривают "в", "ф" или "л". Гласные звуки тоже частенько звучат невыразительно. Благодаря особенностям нашего восприятия мы не замечаем этого. Человеческая речь понятна нам исходя из контекста разговора, даже если половина звуков не слышна. Большое значение имеют сопровождающая жестикуляция, интонация: они в значительной мере дополняют обычный, рутинный обмен репликами.

В повседневной жизни, в быту нам и не нужно как-то по-особенному произносить слова. А вот когда мы выступаем перед аудиторией, наш речевой аппарат должен работать иначе. Во время общения с группой людей нет активного диалога, когда можно переспросить собеседника. К тому же, расстояние между говорящим и слушающими больше, а значит, речь должна быть четкой и ясной. Как приобрести умение хорошо произносить звуки?

Упражнение 3. Тренировка звуков с помощью губ и языка. Встаньте перед зеркалом, вытяните губы вперед, вращайте ими 10 раз по часовой стрелке, 10 раз против часовой стрелки, вверх-вниз, вправо-влево. Почувствуйте, как ваши губы работают. Высуньте язык, повторите это упражнение так же, как и предыдущее, - по 10 раз вверх-вниз, вправо-влево. Почувствуйте, как работают ваши губы и язык при произнесении различных звуков. Это упражнение нужно делать 2-3 раза в неделю.

Упражнение 4. Скороговорки с использованием мышц лица. Стоя перед зеркалом, произнесите несколько согласных звуков отдельно, но подчеркнуто артикулированно. Например , "р", "з", "с", "ф". Произнесите какую-нибудь скороговорку, например: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку". Обратите внимание, как двигаются губы, мышцы лица. Нет ли каких-либо зажимов на лице? Если есть, то постарайтесь произнести скороговорку по-другому, например расслабив мышцы лица, или, наоборот, произнесите фразу более собранно, напрягая мышцы.

После тренировки речевого аппарата можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение 5. Использование интонации при чтении стихов. Выучите стихотворение наизусть. Затем сначала прочитайте его как обычно, потом медленно, затем быстро, очень быстро (не забывая четко произносить звуки!). Прочитайте стихотворение с разной интонацией: как будто читаете рэп, ругая нерадивого подчиненного; с возмущением, как будто вас хотят заставить работать полгода без выходных за ту же зарплату; с восхищением, жалостью и так далее. Пробуйте и экспериментируйте. Эти навыки позволят вам управлять своим речевым аппаратом, сделают речь более музыкальной, выразительной.

Язык тела

Чтобы успешно выступать, умения красиво говорить недостаточно.

Нужно владеть своим телом. Основные ошибки, которые допускают

ораторы, следующие:

  • отсутствие зрительного контакта с аудиторией (выступающий смотрит в пол, рассматривает свои ногти, чертит что-то на листке бумаги);
  • корпус тела развернут от аудитории (выступающий стоит спиной к слушателям);
  • оратор совершает движения синхронно с речью.

Начнем с первого. Контакт глазами должен быть всегда. Выступая перед небольшой группой людей, нужно смотреть в глаза поочередно каждому. Если приходится выступать перед большой массой народа, то заглянуть каждому в глаза, конечно, не получится, но глаза все равно должны смотреть в зал, на людей, а не на потолок, стены и пол.

Пример 2 . Некоторые актеры используют такой прием: они выбирают какого-нибудь зрителя в среднем ряду и свои монологи рассказывают как бы ему одному. Этот прием создает впечатление личного разговора, личного обращения к человеку.

Хотя заметим, что такой прием может быть далеко не всегда уместен в процессе обычного делового доклада.

Терять контакт глазами нельзя ни в коем случае! Если уж пришлось отвести глаза от аудитории, в этот момент нужно остановить и свой монолог. Иногда приходится видеть, как выступающий опускает глаза и начинает копаться в демонстрационной аппаратуре, продолжая рассказ. В такой момент речь звучит крайне невыразительно, к тому же это проявление неуважения к аудитории. Задача выступающего - овладеть вниманием слушающих, и это он делает, постоянно поддерживая зрительный контакт.

Когда на "сцене" двое выступающих, контакт глазами с аудиторией нужно продолжать поддерживать. Бывает, что два докладчика начинают спорить между собой и так увлекаются, что совершенно забывают про аудиторию. Поэтому если между ними разгорается полемика, то и тогда необходимо после каждой реплики смотреть на своих слушателей. Лучше всего этот прием можно почувствовать, посетив театральное представление. Актеры после каждой фразы обращают свои лица в зал, чтобы "не терять" зрителя.

Еще несколько слов стоит сказать о позе. К слушателю нельзя поворачиваться спиной или боком. Если приходится использовать демонстрационное оборудование, карты и так далее, то делать это следует таким образом, чтобы лицо и передняя часть тела были обращены к аудитории большую часть времени. Если нужно что-то показать указкой, например пик на графике, и при этом повернуться спиной, то действовать можно следующим образом. Начать с фразы: "Сейчас я продемонстрирую вам пиковый показатель по обороту в прошлом году" или: "Обратите внимание на динамику по обороту, особенно на пик в графике", молча разворачиваемся, показываем-обводим, разворачиваемся обратно и продолжаем выступление: "Как видим, он приходится на июль".

Другими словами, когда мы говорим, мы ничего не делаем, а когда что-то делаем, то молчим. Такой способ даже при чтении "по бумажке" позволяет "держать" аудиторию. Прочитали фразу - посмотрели на слушателей, установили контакт глазами - прочитали следующую фразу. Примерно так делают политики, телевизионные журналисты и другие публичные персоны.

Коммуникативная атака

В педагогической практике существует такой термин, как "коммуникативная атака". Это прием или серия приемов, позволяющих овладеть вниманием аудитории. Коммуникативная атака позволяет выступающему вывести слушателей из сонного состояния. Ею может стать, например, интересная история.

Пример 3 . На одном из рабочих совещаний руководства компании нужно было выступить главному бухгалтеру Динаре Викторовне. Речь шла о расширении штата бухгалтерии. Зная, что генеральный директор скептически относится к подобным инициативам и столь же скуп на повышение заработной платы, она начала издалека. Будучи женщиной много повидавшей, она рассказала о случае, который произошел в "лихие 90-е", когда с целью рейдерского захвата одна организованная преступная структура стала оказывать давление на коммерческую компанию, используя связи с проверяющими органами. Проверка следовала за проверкой, а удары приходились на бухгалтерию, потому что в то время были распространены различные "обналички", "черная бухгалтерия" и прочие атрибуты неспокойного времени. Но бухгалтерия устояла. Документы благодаря профессионализму бухгалтеров были в безупречном порядке, что и спасло компанию от рейдерского захвата. Кстати, генеральный директор, выслушав эту историю, "дал добро" на расширение штата.

В качестве коммуникативной атаки можно использовать анекдот, заставить слушателей задуматься (например, предложить вспомнить, какой процент от прибыли был потрачен на уплату налогов, или что-то в этом роде), можно задать провокационный вопрос. Проще говоря, это любое оправданное нестандартное действие. При этом не стоит прибегать к экстравагантным формам поведения: они, конечно, приковывают внимание, но вызывают настолько сильное впечатление, что само выступление становится бледным и неинтересным.

И в заключение. Умение хорошо говорить, общаться с аудиторией легче осваивают люди, способные относиться к себе с некоторой долей юмора. Серьезный нахмуренный взгляд, сжатые челюсти и боязнь показаться глупым только мешают овладеть вниманием слушателей. Поэтому, как говорил герой фильма "Тот самый Мюнхгаузен", "улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

Мнение. Лариса Лотош, кандидат психологических наук, преподаватель МФЮА

Для успеха публичного выступления нужно учесть многое. Для начала определимся с аудиторией и запомним, что чем она больше и неоднороднее, тем сложнее управлять ее вниманием. Беспроигрышным вариантом станет образная, наглядная, простая речь. Чтобы она была образной, используйте яркие сравнения, метафоры, юмор, опору на личный опыт, мнение. Прекрасно, если выступление сопровождается демонстрацией графиков, схем, таблиц. Это значительно облегчает восприятие.

Выступление, даже на узкопрофессиональные темы, не должно изобиловать терминами и цифрами. Конечно, зачастую без них не обойтись, однако вам может помочь такой прием: если в тексте выступления слишком много цифр и показателей, там, где это возможно и уместно, замените, например, словосочетание "семьдесят три целых, семь десятых процента" на "более семидесяти трех процентов" или "почти семьдесят четыре процента "; фразу "пятьдесят пять процентов" - на "чуть более половины". Слова всегда воспринимаются лучше, чем цифры.

Внимание аудитории легко рассеивается, если говорящий произносит свою речь слишком тихо или, наоборот, слишком громко. Тихая речь заставляет вслушиваться и дополнительно напрягаться, что приводит к раздражению. Громкая речь раздражает не меньше. Поэтому перед началом выступления обратите внимание на размер кабинета или зала, в котором придется выступать. Понятно, что чем больше помещение, тем громче должна быть речь. Ничего страшного не случится, если, начав выступление, вы спросите аудиторию, не слишком ли громко или тихо вы говорите.

Кроме того, речь не должна быть слишком быстрой или слишком медленной. Медленная речь производит на слушателей впечатление затянувшегося выступления, и они с нетерпением будут ждать, когда же вы закончите. Быстрая речь воспринимается с трудом. Поэтому, как советовал в одной из своих песен Андрей Макаревич, "давайте делать паузы в словах". Потому что говорить больше семи секунд без паузы, значит, говорить в пустоту.

Вообще неплохо заранее узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон. Кафедра, с одной стороны, помогает сконцентрировать внимание на выступающем, к тому же, на ней удобно разложить свои бумаги. С другой стороны, человек, стоящий за кафедрой, производит впечатление "говорящей головы", поэтому из-за кафедры лучше все-таки выйти и встать с краю. Но все время стоять на одном месте тоже не рекомендуется. Ваше выступление будет гораздо эффектнее, если вы будете немного прохаживаться перед аудиторией. В связи с этой рекомендацией вспомнился забавный случай. Однажды на собрании коллектива выступал преподаватель, рассказывая о новой обучающей программе. Выступление было интересным и полезным, но человек немного нервничал и, видимо, поэтому все время ходил взад-вперед перед демонстрационной доской. Слушатели постепенно сосредоточились не на содержании его речи, а на его хождении из угла в угол, что создало ненужный комичный эффект.

Отвлекает аудиторию от вашего выступления и чрезмерная жестикуляция. Конечно, жесты необходимы, особенно в те моменты, когда они привлекают внимание слушателей к чему-то самому важному в вашей речи. Однако не переусердствуйте и не разговаривайте руками. Есть одно простое правило: если не знаете, куда деть руки во время выступления, просто забудьте о них. Психологи утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.е. тот, который органично сливается с содержанием речи.

Все эти советы легко воплощаются в жизнь, если вы прекрасно владеете темой выступления и говорите свободно, а потому своей речи, даже если вы заучили ее наизусть, нужно обязательно придать характер экспромта. Не надо читать по бумажке, ведь в этом случае вы озвучиваете письменную речь, которая тяжело воспринимается на слух. А ведь весь секрет успеха выступления заключается в том, чтобы говорить со слушателями, но не при них.

Ну и, наконец, завершение вашей речи. Ему заранее нужно уделить особое внимание. Никогда не заканчивайте выступление фразой типа "ну, у меня все!", не извиняйтесь, что заняли у присутствующих много времени, что были не подготовлены. Это самые неудачные варианты. Если уж вы низко оцениваете свое выступление, то как к нему должны отнестись остальные? В завершение нужно просто подвести итог и, если это необходимо, сделать краткие выводы.

Блестящее владение риторикой еще с античности признак культурного, развитого человека. С этим никто не спорит. Однако часто слышу мнения вроде: "А зачем терять время на то, чтобы учиться выступать? Я не политик и не менеджер по продажам. Выступаю, может, раз в месяц, а то и реже. По бумажке прочитаю - и никаких проблем".

Глубоко неправильная позиция.

Умение говорить публично необходимо каждому человеку, чья деятельность так или иначе связана со взаимодействием с людьми.


Нет, конечно, если вы никогда не выходите из дома или руководите бизнесом через бригаду секретарей, то насчет умения выступать можно не очень волноваться. Остальным - советую обратить на риторику самое пристально внимание.

Вот только некоторые перспективы личного продвижения, которые сулит владение искусством выступать.

Где-то глубоко-глубоко у всех нас сидит инстинктивное желание признать того, кто стоит на трибуне лидером, гуру, боссом. Если качество выступления достаточно высоко, то аудитория готова приписать оратору множество достоинств. Готова признать его превосходство и пойти за ним... если и не на край света, то далеко.

2. Возможность влиять на повседневные дела, улаживать в свою пользу конфликты.

Знаете, где древние римляне оттачивали навыки риторики? Везде! При каждом удобном случае, в любом месте.

Умение выступать может повернуть в вашу сторону спор на совещании, помочь отстоять свою точку зрения, уговорить начальника и коллег, что повышение (отпуск/прибавку к зарплате/новый компьютер) следует дать именно вам.

3. И, наконец, самое важное.

Постигая искусство выступать, вы учитесь не только складно говорить.


Вы учитесь понимать, чувствовать других людей. Хорошее выступление невозможно без глубокого контакта между оратором и аудиторией. Регулярно выступая, вы начинаете замечать огромное количество психологических тонкостей, которые даже и не связаны с техникой выступления.

Приходит умение видеть желания и устремления человека, быстро схватывать его отношение к себе и окружающим, тщательно скрываемые слабости и чувствительные струнки.

Вы таже учитесь видеть себя глазами других. Понимать свои слабости и силы. Анализировать успехи и неудачи.

Последнее умение (анализировать себя) - базовое. Оно исключительно важно для любого человека, который хочет чего-то добиться. Владея этим искусством вы будите радоваться даже ошибкам - потому что каждая из них научит вас очень многому.

Учимся выступать!

Выходим победителем из ежедневных коллизий!

Постигаем тонкости человеческой души!

И добиваемся успеха в жизни!

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Нашел прекрасную подборку из 5 видео, в которых Радислав проводит мини-тренинг по ораторскому искусству.Первый ролик - подготовка к презентации. Есть несколько советов, которые помогут выступить более успешно.1) К публичному выступлению всегда нужно готовиться. Начинающий оратор должен понимать, что успех его выступления зависит от многих факторов.Для начала Радислав разделяет публичные выступления на жанры, в зависимости отт их цели.
Первый тип: Ритуальный. Сдержанно, без особого артистизма и эмоций произносится не особо информационно насыщенная речь. Это тосты, поздравлениия президента с Новым годом и тд. С помощью такой речи мы выражаем свое отношение к человеку, ситуации, событию. Здесь люди заинтересованы слушать потому что так принято - все культуррные люди выслушают короткие поздравления, то есть публика мотивирована.
Второй тип: Информирующая речь. Это доклад, лекция, выступление ученых, профессоров, преподавателей. Здесь - главное, чтобы информация была понятна и доступна публике. Форма - эмоциональность, артиистизм уходит на второй план. Профессору простят доклад, который преподнесен безэмоционально, но не простят, если его доклад непонятен. Здесь публика также мотивирована - люди приходят, чтобы прояснить для себя какую-то тему, получить новые знания.
Третиий тип: Развлекательная речь. Это шоу. Здесь предъявляются высокие требования к артистизму, лоску, эмоциональности. Но к содержанию выступления - почти никаких требований. Здесь нужно развлечь публику, повысить настроение, что называется "зажечь". Публика также мотивирована - развлекаться любят все.
Четвертый тип: Побуждающая речь. Это - самый сложный тип публиичной речи. Здесь нужно проявить как артистиизм, так и продемонстрировать публике хорошее гррамотное содержание этой речи. Это - выступление политиков на митинге, призыв к чему-то. Сложность в том, что публика не мотивирована слушать. Поэтому мало того, что нужно донести до людей свою идею и зажечь их этой идеей, их еще нужно мотивировать слушать эту речь.
Теперь, разбираясь в жанрах публичных речей, можно приступить к подготовке.
Здесь тоже есть несколько моментов.
1) Прежде всего, перед началом выступления, человеку мешает волнение. Поэтому очень важно настроиться на успех. Нужно настроить себя на получение удовольствия от публичного выступления, зажечь себя, идти выступать с пониманием, что выступление - это кайф.
2) Необходимо знать кто твоя публика. Это учителя, строители, школьники, студенты, бизнесмены или политики. В зависимости от этого - появляются креативные идеи, шутки, задается тон выступления. Что интересно для водителей - абсолютно безразлично для пешеходов. Необходимо знать, где будет проходить публичная речь. Чтобы чувствовать себя увереннее, нужно знать все особенности этого места, как полководец перед битвой должен знать, где она будет проходить. Место проведения тоже можно обыграть в выступлении.
И третий, не менее важный момент - когда будет проходить выступление. Будет ли это первое выступление или после кого-то, или рано утром, когда все сонные, или поздно ночью. Здесь тоже нужно учитывать все особенности с этим связанные.
3) Цель выступления. У каждо речи должна быть своя цель. Публичная речь всегда направлена на то, чтобы менять публику. Если ее не менять, то смысл речи вообще. Поэтому нужно четко понимать свою цель, что именно нужно донести до людей, что именно они должны понять или сделать.
4) Уже зная кто публика, где будет проходить речь, когда и какова конечная цель выступления, следует ответить себе на вопрос - КАК оно будет проходить. То есть, в каком жанре, какие фишки будут использоваться, какие шутки будут уместны, примеры, афоризмы, анекдоты, каеое будет оформление, чем можно зажечь этих людей. На этом этапе подготовки приходят идеи, креатив. Если не знать всех предыдущих моментов - этот креатив не придет.
5) План. План выступления, причем строго из 7 разделов. Потому что план всегда должен быть ограничен чем-то, иначе его можно продолжать до бесконечности, а в этом нет смысла. Следует сесть, не отвлекаясь, не прерываясь, сесть и напистаь этот план. Ничего страшного, если он будет потом несколько раз переделан, дописан, переписан, главное - написать. Всегда нужно четко понимать, как ты начнешь свое выступление, как продолжишь, где перейдешь к другим частям речи, как закончишь и попрощаешься.
Тут нужно понимать, что ни в коем случае нельзя писать себе речь. В этом случае - ее попытаешься выучить, а это всегда смотрится ужасно. Нет. Следует составить план, а по этому плану сделать так называемый "Прогон". Пробную речь, перед зеркалом, например. После этого срзу станет понятно, затянута ли речь, или наоборот слишком короткая, что можно убрать, а чего не хватает. После этого сделать корректировку и еще раз произнести речь. Прогонять речь следует столько раз, сколько хватит, чтобы быть полностью довольным этой речью. После этого - генеральная репетиция, с микрофоном, с камерой, если это возможно.
6) Отдых. Это обязательная часть, очень важная часть, про которую многие забывают и очень зря. Мозг и тело должны отдохнуть, пропустить через себя всю информаци поступившую. ТОгда и успех речи обсепечен.

Красноречие встречается буквально на каждом шагу: предупреждение незнакомца об угрожающей опасности или крик торговки на рынке, расхваливающей собственный товар. Эмоциональная окраска речи и повышение голоса естественны в подобных обстоятельствах.

Другое дело, когда с помощью речи необходимо донести до людей информацию и намеренно при этом вызвать определённые эмоции. Звучать подобный рассказ должен убедительно и красиво, а для этого необходима соответствующая эмоциональная окраска речи. Здесь самое важное умение управлять собой, чтобы затем управлять другими с помощью слова.

Радислав Гандапас самый известный и заслуженный бизнес-тренер в России. Он автор множества уникальных тренингов, нескольких фильмов, массы видео и книг. Шесть написанных им книг по ораторскому мастерству являются бестселлерами. Неповторимая харизма Р. Гандапаса производит впечатление даже на самых искушённых слушателей. Ораторское мастерство, искусство выступать публично, лидерство и личностный рост – темы, в которых Радислав Гандапас профессионал. Слушая его, мы постигаем тонкую науку влиять на людей, учимся быть лидерами.

Публичное выступление - это не только произнесение речи перед аудиторией. Разговор с потенциальным работодателем или партнёрами по бизнесу и даже обычное общение в компании друзей также является выступлением на публике, так как предполагает некоторого рода самопрезентацию, необходимость подать себя в наиболее выгодном свете. От умения произвести впечатление на людей, воодушевлять и очаровывать речью зависит многое: новые клиенты, прибыльные контракты, рейтинг и уважение в обществе.

Р. Гандапас уверен, что нет единого клише успеха, главное – не сдаваться. Ведь сущность формулы провала – слабость и отступление от цели при появлении первого же препятствия, неверие в свои силы.

Р. Гандапас служит ярким образцом человека, живущего в соответствии с проповедуемыми им принципами. Несколько наставлений профессионала:

  • Успех - это недостижение цели в какой-то одной области человеческой деятельности, будь то бизнес, творчество или финансовый достаток. Успех подразумевает процветание человека во всех сферах жизни.
  • Удача в представлении многих это благоприятное стечение обстоятельств, благодатный случай, который сделает человека счастливым без каких-либо усилий с его стороны. Но «халявы» не бывает, потому что удача - это результат человеческих действий и стараний.
  • Основной ценностью в человеческой жизни является свобода, и возможность распоряжаться собственным временем.
  • Успешные люди ценят время, так как оно ресурс, который нельзя восполнить.
  • Главные враги бизнеса – неверие в себя, страх перед трудностями и лишениями.

Если человек занимается какой-то социальной работой, то ораторское искусство и культура речи априори должны входить в базовую комплектацию навыков. Можно сказать обычный тост имениннику искренне, но при этом добавив немного профессионализма в построении композиции выступления. Такой подход возымеет потрясающий эффект, позволит обычный рядовой праздник превратить в яркий и запоминающийся.

Учимся выступать публично

Самое большое препятствие, возникающее перед человеком и парализующее его ораторское мастерство – страх.

Как его преодолеть научит видео. Р. Гандапас говорит о том, что публичные выступления в наибольшей степени пугают людей, для которых ораторское искусство является неизведанной областью. Страх парализует говорящего и передаётся слушателю. Нужное для восприятия информации настроение у аудитории вряд ли возникнет.

Тренинг «Учимся выступать публично» поможет овладеть навыками профессионального красноречия, а также приоткроет завесу тайны, как правильно построить выступления, настроиться и захватить внимание зрителей. Лучшая рекомендация – смотреть по одному видеоуроку один раз в неделю и еженедельно произносить речь публично.

Ораторское искусство и посвящённое ему видео, автором которого является Р. Гандапас, содействует личностному росту человека, учит пользоваться необходимым инструментарием во время ораторства. Выступая публично, оратор:

  • Получает способность влиять на людей.
  • У него формируется более высокая степень уверенности в себе.
  • Оттачивается мастерство аргументации, что влияет и на личную сферу жизни.
  • Появляется искусство плодотворно взаимодействовать с любой аудиторией.

Видео об ораторстве открывают чёткие алгоритмы построения доклада. Уроки профессионала помогут преодолеть стресс начала речи, направить эмоции слушателей в нужное русло.

Ораторству можно и нужно научиться, это отразится на всех сферах жизни, поможет коммуникации между людьми. Р. Гандапас поистине гений в области ораторства и при этом талантливый наставник. Он знает, что и как сказать, чтобы вызвать бурю эмоций у слушателей. Как проникнуть в человеческое сознание, чтобы эмоции проявились в тот момент, когда это запланировано. Он показывает собственную авторитетность и силу во время выступлений. Чему с успехом учимся и мы, посещая тренинги, читая написанные им книги, смотря созданные фильмы и видео. Сформировавшаяся личность не берёт за эталон чью-то жизнь, она стремится жить так, чтобы стать примером.