Субъекты внешнеэкономической деятельности

Субъекты (участники) внешнеэкономической деятельности-это лю­бые российские лица и иностранные лица, а также публичные об­разования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), осуществляющие в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность. Глава 3 Закона о внешнетор­говой деятельности также называет среди участников внешнеторго­вой деятельности указанных лиц и публичные образования (ст. 10, 11). Таким образом, в числе субъектов внешнеэкономической дея­тельности следует выделить две группы субъектов: 1) физические и юридические лица; 2) публичные образования. Причем публич­ные образования осуществляют внешнеэкономическую (равно и внешнеторговую) деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. В этом качестве они (образования) дей­ствуют как субъекты гражданского права (гл. 5 ГК).

Вместе с тем публичные образования могут бьпь участниками внешнеэкономических отношений в ином качестве, когда они имеют не частный, а публичный интерес участия во внешнеэконо­мических связях. В данном случае они реализуют соответствую­щий публичный интерес способами, не связанными с участием в гражданском обороте в качестве субъектов гражданского оборо­та. Особый статус имеет государство, поскольку обладает сувере­нитетом, который основан на его иммунитете .

Следовательно, участие государства, субъектов Федерации, му­ниципальных образований во внешнеэкономических отношениях в качестве публичных образований, реализующих свои публичные интересы, нельзя приравнивать структуру субъекту внешнеэконо­мической деятельности. Поэтому мы предлагаем использовать два термина: «субъект внешнеэкономической деятельности» и «участ­ник внешнеэкономических отношений».

Теперь несколько подробно рассмотрим отдельные виды субъектов внешнеэкономической деятельности. К российским лицам относятся правоспособные физические лица, в том чис­ле лица, осуществляющие индивидуальную предприниматель­скую деятельность (ст. 23 ГК). В соответствии с п. 23 ст. 2 За­кона о внешнеторговой деятельности российское физическое лицо является участником внешнеторговой деятельности, если оно (лицо) имеет постоянное или преимущественное место житель­ства на территории Российской Федерации, является граждани­ном или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации. Российское юридическое лицо - это организация, созданная в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (гл. 4 ГК).

Иностранное физическое лицо - иностранные граждане, граж­данская правоспособность и дееспособность которых определяют­ся по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в кото­ром данные лица имеют постоянное место жительства. Соответст­венно к иностранным коллективным образованиям относятся юри­дические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены (ст. 1 Закона об экспортном контроле). Таким иностранным лицом (ор­ганизацией), имеющим ограниченную гражданскую правоспособ­ность, необходимую для участия во внешнеэкономической дея­тельности, являются, например, американские партнерства (partnership).

Особое место в системе субъектов внешнеэкономической дея­тельности занимают международные организации, которые, с одной стороны, являются юридическими лицами, с другой - их граж­данская правоспособность существенным образом отличается от иных коллективных образований. Согласно ст. 3 Венской конвен­ции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. международные организации являются субъектами между­народного права. Международные организации обладают между­народной правоспособностью с момента ее учреждения .

Все субъекты внешнеэкономической деятельности можно под­разделить на отдельные виды с учетом их регистрации, организа­ционно-правовой формы, количества участников, территории, со­держания деятельности и др.

Так, в зависимости от соотношения государственной принадлежности и территории нахождения субъ­екты внешнеэкономической деятельности могут быть квалифици­рованы в качестве резидентов и нерезидентов.

В силу пи. 6 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании:

резиденты - это:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Фе­дерации, за исключением граждан Российской Федерации, при­знаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на ос­новании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Нерезидентами являются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответст­вии с поди, «а» и «б» п. 6 ч. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных госу­дарств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Феде­рации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиа­лы, постоянные представительства и другие обособленные или са­мостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указан­ных в пп. «б» и «в» п. 7;

ж) иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. Закона о валютном регулировании.

С учетом числа участников внешнеэкономических отношений субъекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. В свою очередь, коллективные образования разделяются на юри­дические лица и иные организации с ограниченной правоспособ­ностью. Среди юридических лиц выделяют коммерческие и не­коммерческие организации.

Перечень видов субъектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить, используя при этом разные критерии класси­фикации".

Объектами внешнеэкономической деятельности являются това­ры, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В зависимости от объекта выделяют внешнеторговую деятель­ность, международное производственное сотрудничество и коопе­рацию, международную инвестиционную, лизинговую деятель­ность и др.

Внешнеторговая деятельность также неоднородна: с точки зрения объекта может быть подразделена на деятельность по об­мену товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В соответствии с п. 26 ст. 2 Закона о внешнеторговой дея­тельности товар - движимое имущество, отнесенные к недвижи­мому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего пла­вания и смешанного (река - море) плавания и космические объ­екты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

Транспортные средства, используемые по договору о международ­ных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в составе внешне­экономической деятельности некоторые авторы выделяют финан­совую деятельность, осуществляемую с использованием финансо­вых средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней.

Классификацию объектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить в зависимости от дифференциации имущест­ва, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности. При этом, на наш взгляд, следует использовать некоторые обще­российские классификаторы (например, основных фондов, валют, услуг населению, продукции),

Еще по теме III. Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.:

  1. 3.7. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью 3.7.1. Цели и задачи, органы управления внешнеэкономической деятельностью
  2. раздел III. формы и методы деятельности субъектов административного прав
  3. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
  4. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
  5. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 1.1
  6. § 7. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием прав участника внешнеэкономической деятельности
  7. Сущность и современные тенденции внешнеэкономической деятельности.
  8. А. И. Дралин С. Г. Михнева. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 2006
  9. 4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшие из них:

профиль внешнеэкономической деятельности;

характер совершаемых внешнеторговых операций;

организационно-правовые формы (рис. 1.1).

Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД. ?

Субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:

предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;

консорциумы - объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;

СП и ИП - совместные и иностранные предприятия. ?

Субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта - обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:

специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;

Рис. 1.1. Классификация субъектов ВЭД

1.4. Субъекты

внешнеэкономической деятельности

сл смешанное общество (СО) - форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;

торговый дом - тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.

Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей. ?

Субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансо- во-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок.

В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами. Торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и финансовые организации, а также международные неправительственные организации.

Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по характеру внещнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров; й группу специализированных посредников. Это весьма важная и неотъемлемая часть субъектов ВЭД. Причины, вызывающие необходимость их использования, виды посреднических операций, условия работы на мировых рынках настолько разнообразны, что требуют подробного рассмотрения (см. гл. 10).

Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

Контрольные вопросы 1.

Каковы цель и основные направления реформирования внешнеэкономической сферы в странах с переходной экономикой в 80-х - 90-х гг. прошлого столетия? 2.

Каковы основные показатели внешнеторгового оборота страны, его структура, динамика и пути оптимизации? 3.

В чем состоят первоочередные проблемы интеграции страны в мировое экономическое хозяйство? 4.

Охарактеризуйте основные виды ВЭД. 6.

Каковы признаки классификации субъектов ВЭД? Дайте характеристику основных субъектов ВЭД.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Факторы и направления стимулирования экспортной деятельности субъектов предпринимательства. Анализ и тенденции внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. Особенности ценообразования на мировом рынке. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине. Инжиниринг и его формы, характеристика международных экономических организаций.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Понятие, виды и особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования. Условия развития деятельности предприятий в рамках ВТО.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Понятие и правовые основы внешнеэкономической деятельности, основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2003

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Механизм государственного регулирования ВЭД и его элементы, их роль и значение. Современные тенденции таможенного регулирования ВЭД. Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2015

ВЭД: сущность, виды. Субъекты ВЭД. Сущность и значение внешней торговли. Внешнеторговые операции. Экономический потенциал внешней торговли России. Направления торгово-экономического сотрудничества России.

Особенности торгово-экономических отношений России со странами СНГ. Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, основные положения. Соглашение стран СНГ «О таможенном союзе». Перспективы вступления России в ВТО.

ВЭД: сущность, виды.

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

ВЭД – это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, которая включает в себя следующие направления:Внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

Различают следующие виды ВЭД:

    внешнеторговая деятельность;

    международное разделение труда ;

    производственная кооперация ;

    международное инвестиционное сотрудничество;

    валютные и финансово-кредитные операции;

    отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность - это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и извлекаемые из нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:

    взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

    прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

    организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций , совершаемых в целях избежания курсовых потерь .

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в международных организациях , будь то правительственных или не правительственных. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора ; постоянные органы; уважение суверенитета , государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств - членов при уважении их суверенитета.

Основными видами ВЭД также являются:

    экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы

    оказание участниками ВЭД услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, аудиторских, юридических, туристических и т.д.

    научное, научно-техническое, научно-производственное, производственное и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

    обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе посредствам заключения договоров с иностранными хозяйственными субъектами

    международные финансовые операции (операции с ц.б.)

    создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности предприятий на территории РФ

    совместная предпринимательская деятельность между участниками ВЭД России и иностранными субъектами хоз. Деятельности, включая создание предприятий всех форм собственности и орган-правов видов

    деятельность на терр РФ, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности иностранных хозяйственных субъектов с росс участниками ВЭД

    организация и проведение выставок, аукционных торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляющихся на комм основе с участием субъектов ВЭД

    Концессии иностранным юр и физ лицам

    операции по переработке давальческого сырья (толлинг)

    товарообменные операции, формы встречной торговли, сотрудничество на компенсационной основе, соглашение о разделе продукции между росс участниками ВЭД и ин хоз субъектами

    арендные операции, в т.ч. лизинговые между росс и иностранными хоз субъектами

Субъекты ВЭД.

Субъектами ВЭД являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации. В качестве субъектов внешнеэкономической деятельности могут выступать такие физические лица, как граждане (граждане РФ), иностранные граждане и лица без гражданства. Для совершения внешнеэкономических сделок с иностранными гражданами и лицами без гражданства российским предпринимателям важно знать, вправе ли указанные лица принимать на себя обязательства по сделке (быть стороной сделки), поскольку от этого зависит достижение того экономического результата, который ставят перед собой предприниматели при заключении договора. Иностранные граждане и лица без гражданства могут совершать различные сделки в целях осуществления ПД. Сторонами ВЭД в ряде случаев являются именно предприниматели. Например, при заключении договора международной купли-продажи товаров сторонами договора должны быть предприниматели, в то время как договор страхования может заключаться российским страховщиком с иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые могут быть предпринимателями, а могут ими и не являться.

Сущность и значение внешней торговли

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами или их представителями.

Внешняя торговля – это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с субъектами мирового хозяйства.

Международная торговля является важной и исторически первой формой международных экономических отношений. В настоящее время в ней участвуют все субъекты мирового хозяйства.

Основные факторы развития международной торговли :

    международное разделение труда, специализация стран на производстве и торговле определенными товарами и услугами;

    развитие товарного производства и рыночной экономики;

    научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых потоков товаров и услуг.

Роль международной торговли в развитии мирохозяйственных связей:

    частичное разрешение противоречия между производством и потреблением, присущего рыночной экономике. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта-импорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции между субъектами международной торговли;

    участие в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность новых техники и технологии;

    расширение экспорта вызывает повышение занятости, что имеет важные социальные последствия;

    активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной основой индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

    вместе с тем увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта-импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость национальных хозяйств усиливается настолько, что нарушение в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Внешнеторговые операции

Экспорт - вывоз за границу товаров национального происхождения или в значительной степени переработанных в стране с целью их продажи.

Импорт - ввоз иностранных товаров с целью их использования на внутреннем рынке.

Экспортно-импортные операции являются наиболее распространенными в международной торговле.

Встречная торговля - внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Это самый известный вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. Вытесненная впоследствии товарно-денежными отношениями встречная торговля в современных условиях приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене. На ее долю приходится от 25 до 30% объема международных торговых операций.

Инициаторами развития встречной торговли являются импортеры, которые в условиях нехватки валюты могут осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо используют в собственном производстве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.

Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:

    бартерные сделки (barter transactions);

    торговые компенсационные сделки (commercial compensation);

    промышленные компенсационные сделки (industrial compensation).

Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой одна сторона осуществляет поставку (зачастую согласовывая также необходимое финансирование) второй стороне товаров, услуг и/или технологии, которая используется последней для создания новых производственных мощностей. Данные поставки затем возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на созданных таким образом предприятиях (или иногда за счет поставок аналогичных товаров, произведенных третьими сторонами в данной стране). В торговой компенсационной сделке, как правило, отсутствуют подобные взаимоотношения между взаимными конкретными действиями обеих сторон.

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подразделяют все международные встречные сделки на две категории:

    торговая компенсация;

    промышленная компенсация.

Под торговой компенсацией понимается одна операция на небольшую или умеренную сумму, включая обмен крайне разнородными товарами, которые обычно органически не связаны между собой.

Под промышленной компенсацией понимаются такие сделки, которые охватывают продажу связанных между собой товаров на более крупную сумму, обычно соответствующую стоимости комплектного промышленного оборудования или готовых предприятий.

    товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе;

    компенсационные сделки на коммерческой основе;

    компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Виды международных встречных сделок

1. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе

2. Компенсационные сделки на коммерческой основе

3. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве

Эти три основных вида сделок отличаются большим разнообразием с точки зрения их целей и характера, сроков исполнения, механизма расчетов, порядка осуществления.

    Сделки на основе натурального обмена - бартер (barter). Бартерные операции - наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров осуществляется для обеспечения эквивалентности обмена. Для этих сделок характерны наличие контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров, и одновременное движение товарных потоков. На количество товаров не влияет изменение ценовых пропорций на мировом рынке. Чистый бартер наименее распространен во встречной торговле.

    Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров. Это самая распространенная группа операций, имеющая две разновидности:

    непосредственная закупка товаров для внутрифирменного использования либо для перепродажи третьей стороне;

    содействие экспортера в нахождении покупателя товаров импортера.

Принципиальное отличие такого рода сделок от бартера заключается в том, что при ней деньги используются как мера стоимости и средство платежа. Такие сделки могут оформляться юридически либо одним экспортным контрактом с указанием условий встречной торговли, либо двумя контрактами на первичный экспорт и встречный экспорт. В последнем случае в первом экспортном контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товары на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной поставки.

Существует множество разновидностей сделок этой группы, например: компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупателя. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в денежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;

встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется закупить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;

авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т. е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;

соглашение об “оффсете”. Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;

сделки типа “свитч”. В этом случае экспортер передает свои обязательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера;

выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния. В Западной Европе в конце 80-х гг. более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей:

    Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества, например компенсационные поставки (buy-back). Экспортер поставляет оборудование на условиях кредита, причем оплата предоставляемых кредитов должна производиться после получения выручки от встречных поставок продукции. В рамках таких соглашений на условиях кредита импортируются машины, оборудование, материалы и некоторые другие виды товаров для строительства промышленных объектов. Впоследствии валютная выручка от экспорта части продукции этих предприятий служит источником погашения кредита.

К этой группе можно также отнести:

операции с давальческим сырьем, т. е. переработку иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки. В результате неравномерного развития производительных сил, разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья, что создаст предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг перерабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется поставками дополнительного количества давальческого сырья.

Экономический потенциал внешней торговли России

Уникальность потенциала России

В мире есть немало стран, оценка которых нередко зависит от субъективных факторов и может изменяться в зависимости от времени. Это положение неприменимо к потенциалу России, размеры, территория, многообразие климатических зон и ландшафта, а также населения на протяжении большей части ХХ в. неизменно получали самые высокие оценки со стороны практически всех мировых экспертов

Имея в своей основе население с европейскими традициями, Россия представляет собой единственное в своем роде евразийское государство, занимающее значительную часть территории как Европы, так и Азии. Своеобразное расположение России дает стране потенциальную возможность играть активную роль в этих двух частях света. С географической точки зрения через территорию России могут проходить достаточно экономически выгодные воздушные и сухопутные маршруты, связывающие Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию.

Вместе с тем огромная территориальная протяженность России не позволяет однозначно подходить к оценке ее географического потенциала. С одной стороны, географический потенциал дает возможность мощного развития внутреннего рынка и национальной экономики страны, опираясь исключительно на собственные возможности и ресурсы российских регионов. С другой стороны, даже широкая включенность России в мировые транспортные перевозки неизбежно ставит вопрос о доведении транспортной инфраструктуры до уровня мировых стандартов, которого трудно достичь без общего социально-экономического прогресса страны, который будет способствовать удешевлению транспортных услуг и повышению степени их экономической и экологической безопасности и надежности функционирования.

Анализ места России в мировом сельскохозяйственном и промышленном производстве говорит о том, что и в настоящее время возможность постепенного превращения страны в аграрно-сырьевой и топливо-энергетический придаток промышленно развитых стран Запада отнюдь не снят с повестки дня: 1 место - природный газ; 2 место - бурый уголь, картофель, молоко; 3 место - нефть, серная кислота (в моногидрате); 4 место - электроэнергия, чугун, сталь, железная руда, вывозка деловой древесины, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, сахарная свекла; 5 место - готовый прокат черных металлов, пиломатериалы, минеральные удобрения; 6 место - каменный уголь, целлюлоза, мясо (в убойном весе), масло животное; 8 место - чулочно-носочные изделия, улов рыбы; 11 место - легковые автомобили, цемент; 12 место - шерстяные ткани, обувь; 14 место - бумага и картон, сахарный песок (из отечественного сырья), масло растительное.

Сердцевину экономического потенциала России составляют ее люди. По численности населения Россия находится на 9 месте в мире. Уровень образованности и профессиональной подготовки российских граждан таков, что они способны, по признанию зарубежных партнеров из самых разных стран, решать любые технические и экономические проблемы, адаптироваться к различным условиям производственной и коммерческой деятельности. Система высшего образования в стране по-прежнему готовит надежные и перспективные кадры по современным направлениям развития человеческого общества в русле мировых тенденций. Одним из доказательств высокого профессионального уровня российских специалистов в области естественных наук является высокий спрос на них практически во всех развитых странах. В последние годы все больше российских граждан, имеющих образование и опыт работы в сфере управления, маркетинга, финансов приглашаются на фирмы разных стран, работающие на рынках России или с российскими партнерами.

Вместе с тем в стране еще не найден механизм максимально эффективного использования людских ресурсов. Вообще проблема эффективности их использования резко обострилась в 90-е годы, поскольку Россия стала терять многие миллиарды долларов на "утечке человеческого капитала" из страны, т.е. перед ней возникла проблема, которая ранее считалась присущей только развивающимся странам. Общим благоприятным фоном для решения этой проблемы может стать установление в стране соответствующего социального климата, характерного для обществ с развитой экономикой.

Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным реальным профилем специализации страны в международном разделении труда и это можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения.

Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Современная экономика, несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, продолжает неуклонно увеличивать масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале ХХI в. превысит 10 млрд. условных тонн. При этом 75% потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего лишь одна шестая часть населения земли.

Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно "привязана" к экономике стран СНГ, ее внешняя торговая оказалась ориентированной на страны ЕС, Северной Америки и вообще государствах с развитой рыночной экономикой. Подобная ориентация во многом объясняется содержательной стороной экспортно-им-портных операций. Дело в том, что преобладающими статьями российского экспорта до сих пор являются энергоресурсы и необработанная металлопродукция.

Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не стать важным стабилизирующим фактором как для России, так и для других стран СНГ.

Одним из главнейших условий развития национальной рыночной экономики является устойчивая финансовая система страныЛюбые сбои в финансовой системе сразу сказываются на всей экономике. Степень открытости национальной экономики и уровень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи легко прослеживается прежде всего через финансовую систему. Поэтому и влияние тех или иных событий в мировой экономике на внутриэкономические процессы также происходит непосредственно через финансовую систему.За короткий срок в России одновременно с процессом приватизации государственной собственности была создана банковская система на основе акционерных коммерческих банков во главе с Банком Российской Федерации. Банки и другие финансовые институты стали активными участниками становления рыночной экономики в России. Постепенно сформировался фондовый рынок. Акции российских компаний стали обращаться не только на российских, но и на зарубежных фондовых биржах. Последнее стало возможным, в частности, благодаря тому, что заработал валютный рынок и российский рубль свободно конвертировался на территории страны и СНГ. Россия вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы начали активно приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную долю на фондовом рынке заняли различные государственные ценные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка, поскольку они отличались высокой доходностью и наименьшим риском.


Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.
Одни субъекты обладают общей компетенцией в этой области, а другие обладают специальной компетенцией в определенных вопросах.

25.3.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности, обладающие общей компетенцией

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.
Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:
- определяет основные направления торговой политики РФ;
- определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;
- устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;
- осуществляет иные полномочия.
К ведению Правительства РФ относится:
- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ;
- установление ставок таможенного тарифа;
- введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;
- установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;
- определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
- определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;
- принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;
- определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
- установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
- утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Министерство экономического развития и торговли РФ- *(источник № 1143) в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий. На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.
Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права- *(источник № 1144).

25.3.2. Субъекты, обладающие специальной компетенцией

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:
Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля- *(источник № 1145);
Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции- *(источник № 1146).
Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля- *(источник № 1147).

25.3.3. Хозяйствующие субъекты

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.
В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров - речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями.
Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия. Такими организациями являются, в частности, ФГУП "Рособоронэкспорт", ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"- *(источник № 1148). Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания "Рособоронэкспорт"- *(источник № 1149). "Рособоронэкспорт" на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции. Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, "Рособоронэкспорт" может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.
Правовой статус государственной компании "Рособоронэкспорт" имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. "Рособоронэкспорт" не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности, на которых распространяется государственное регулирование в этой области.
Важно сказать, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты. Для этого они должны получить разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление экспорта, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли РФ для внесения в реестр. После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244 "Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения"- *(источник № 1150).
Обратим внимание, что вид экспортируемой или импортируемой продукции обусловливает особые требования, предъявляемые к субъектам внешнеэкономической деятельности. В подтверждение этого можно указать на осуществление экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и фармацевтическими субстанциями. Осуществлять деятельность в отношении этой продукции могут либо производители лекарственных средств, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами- *(источник № 1151).
Таким образом, можно сказать, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении некоторых видов продукции, установлен особый режим осуществления внешнеэкономической деятельности.

Лекция, реферат. 25.3. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях