Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение. Картинки и схемы облегчают понимание. Календарно – тематическое планирование

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение. Картинки и схемы облегчают понимание. Календарно – тематическое планирование

Как научиться читать на английском? Казалось бы, ответ очевиден: просто больше читать и навык разовьется сам собой. Но тот, кто хоть раз в жизни сдавал экзамен по английскому сталкивался с такой проблемой: текст прочитал, все понял, а ответить на вопросы не можешь, сформулировать главную идею сложно, а выбрать заголовок для текста вообще не представляется возможным. Оказывается, существуют специальные приемы, которые позволяют научиться читать осознанно, анализировать прочитанное и извлекать из чтения максимум пользы. Об этих приемах рассказала на очередном семинаре преподаватель из США Дженнифер Депто.

1. Подготовка к чтению - половина успеха

  • Вопросы перед текстом. Они подготавливают нас к чтению, знакомят с темами и главными героями рассказа.
  • Предсказания. Попробовать угадать и пофантазировать, о чем пойдет речь в тексте, всегда полезно и даже весело. А интереснее всего потом сравнить, на сколько вопросов удалось угадать ответы.
  • Работа с новыми словами. Новые слова, которые встретятся в тексте, можно подавать ученикам в игровой форме: пусть проведут мозговой штурм и набросают как можно больше слов на заданную тему. Например, если в тексте речь пойдет о футболе в США, то задание может звучать так: «Разделитесь на 2 группы и за 5 минут напишите как можно больше слов на тему футбола.»

    2. Картинки и схемы облегчают понимание

  • Если текст сопровожден картинками, то можно их обсудить и описать перед началом чтения
  • Если картинок нет, не беда - можно нарисовать свои. Представлять основные идеи прочитанного в виде разноцветных схем и mind-maps - это навык, который не только помогает анализировать прочитанное, но и развивает так необходимое в современном мире критическое мышление.
  • Для самых маленьких можно использовать flash-cards с незнакомыми словами и иллюстрациями к ним.

3. Вдумчивое чтение

Для того, чтобы стать вдумчивым и внимательным читателем нужно:

  • Вооружиться карандашом. Очень полезно подчеркивать и отмечать идеи, которые кажутся интересными, удивительными, непонятными или связанными как-либо с вашим личным опытом. Все это разнообразие вы можете помечать звездочками, восклицательными и вопросительными знакам и т. д. Приучайте детей читать так же.
  • Читать текст несколько раз. Или читать по ролям, или слушать как читает учитель.
  • Рассуждать вслух и обсуждать прочитанное. можно в группе, парах или всем вместе. Можно устроить круглый стол или дружеский обмен мнениями, которые могут варьироваться от Strongy agree до Strongly disagree. Если для дебатов ученикам не хватает словаря, то можно ограничится открытыми вопросами. Например, спросить согласны ли они с тем, как поступил главный герой? Как бы они сами поступили в описанной ситуации? и т. д.

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

Наши переводчики и редакторы умеют вдумчиво читать, поэтому качество
переводов всегда на высоте. Можете хоть , проверьте 😉

Я - сыщик. Читаем и вчитываемся.

Что значит читать вдумчиво?
Вдумчивое чтение - это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать у детей младшего и среднего школьного возраста. И вот почему:
1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Особенности вдумчивого чтения
Читающие вдумчиво

  • Перечитывают
  • Все внимание уделяют тексту
  • Задают вопросы
  • Обращают внимание на особенности текста
  • Ищут глубокий смысл

Просто читающие

  • Читают один раз
  • Витают в облаках
  • Принимают текст как данность
  • Игнорируют синтаксические особенности
  • Читают поверхностно

Вдумчивое чтение согласно CCSS
*CCSS (Common Core state standards) - это единый комплекс государственных образовательных стандартов, использующийся в США
Все учащиеся должны быть ознакомлены с основами вдумчивого чтения. Этому учат с детского сада, и к моменту окончания школы ученики должны владеть им в совершенстве.

Согласно стандарту учащиеся должны:
1. Задавать вопросы по тексту и отвечать на них.
2. Уделять внимание языковым особенностям текста и их влиянию на передачу идеи.
3. Подтверждать свое мнение выдержками из текста.
4. Приводить доказательства при анализе текста.
5. Выделять основную тему с помощью деталей.
6. Анализировать структуру текста и выразительные слова.
7. Изучать развитие героев на протяжении всего повествования.
8. Изучать влияние стиля написания и языковых средств на повествование.

10 вопросов, которые вы должны задавать при вдумчивом чтении:
1. О чем текст?
2. Для кого он написан?
3. От какого лица ведется повествование?
4. Какие события описывает произведение?
5. Какие слова я замечаю?
6. Какова атмосфера текста? Какие чувства прослеживаются?
7. Как данная часть относится к другим частям?
8. О чем не было сказано?
9. Что авто имеет в виду под…?
10. Почему автор написал это?

Как научить кого-то читать вдумчиво?
1. Начните с малого. Даже надпись на коробке с хлопьями можно прочитать вдумчиво. И это не шутка! Поэтому «Война и мир» - не самое лучшее начало. Лучше взять небольшой стих или отрывок из текста.
2. Пусть учащиеся сами развивают мысль. Задайте им вопрос, что они могут сказать о тексте, какие особенности они в нем увидели. Их мнение станет отправной точкой обсуждения.
3. Сосредоточьтесь на тексте. Разговор может уйти в другое русло, но не бойтесь возвращаться к тому, с чего начали. Можно даже придумать знак, который будет говорить о том, что учащийся должен подтвердить свои слова выдержкой из текста.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________

начальных классов МКОУ «Покоснинская от

МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2015г.

СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ

Протокол «1 от «___» августа 2015г. «Покоснинская СОШ»

от «__» августа 2015г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»

Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________

Россало Е.Н.__________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Вдумчивое чтение»

(в соответствии с ФГОС)

для 1 класса

на 2015-2016 учебный год

адаптированная

учителем начальных классов

Ковалевой Мариной Ивановной

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 1 класса разработана на основе программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

    Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

    Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

    Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

    Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

Для реализации программы «Вдумчивое чтение» разработаны учебные пособия «Читательский портфель».

Методический аппарат « Читательского портфеля » формирует читательские умения обучающихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях. Основными являются задания р епродуктивного характера , которые проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя на детали текста, которые он мог пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.

Важнейшее место в учебных пособиях занимают а налитические и проблемные задания , которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В учебных пособиях представлена система т ворческих заданий : придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).

Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия обучающимися художественного текста в учебных пособиях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.

Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг» , направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.

В каждом пособии представлены читательские анкеты , позволяющие педагогу провести стартовую и итоговую диагностику литературного развития учащихся, определить его читательские приоритеты и жанровые предпочтения, выявить уровень читательской самостоятельности школьников.

Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания : тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

    возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Задачи:

    совершенствование навыка чтения обучающихся;

    формирование читательской компетенции младших школьников;

    формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

    знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

    формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

    формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

    формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

    выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

    формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;

    развитие нравственных чувств, воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Межпредметные связи : русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Формы контроля

    обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность );

    в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность );

    школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность );

    многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников;

    в 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социально-ориентированных проектов (социальное творчество ).

«Читательский портфель»

В помощь обучающимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия– «Читательский портфель».

Задачи учебного пособия:

    «Читательский портфель» обеспечивает каждого обучающегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения;

    «Читательский портфель» позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды);

    «Читательский портфель» помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;

    с помощью «Читательского портфеля» учитель может организовать эффективную работу обучающихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы);

    «Читательский портфель» позволяет организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома;

    с помощью «Читательского портфеля» можно эффективно формировать читательские умения обучающихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);

    с помощью «Читательского портфеля» школьник может оформить читательское портфолио;

    «Читательский портфель» помогает школьникам выполнить и оформить творческие работы и литературные проекты;

    «Читательский портфель» помогает сформировать адекватную читательскую самооценку учащегося.

Создание Портфолио – требование современного учебного процесса, с его помощью педагог может индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, помочь личностному и читательскому самоопределению школьников, формировать у них мотивацию на достижение определенных результатов читательской деятельности. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки обучающихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.

Читательское п ортфолио обучающихся – это перечень документов (грамоты, дипломы, свидетельства и т.д.) и результатов различных видов деятельности читательской деятельности обучающегося. В «Читательском портфеле» элементы Читательского портфолио размещены в разделах «МОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ», «МОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ», «МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД», «МОИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ». К ним ученикам придется обращаться на протяжении всего учебного года, они помогают увидеть результаты и перспективы читательского развития каждого ученика.

Все это позволяет отследить индивидуальные читательские достижения и личностный рост младшего школьника. Портфолио содержит мнения и отзывы учителей, родителей, одноклассников о читательской деятельности школьника, что дополняет общую оценку уровня обученности и развития учащегося.

Как лучше организовать работу с Читательским портфелем на занятии?

Прежде всего нужно не забывать о главной форме работы с учебным пособием – о самостоятельной работе обучающихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой (в парах). Обучающиеся должны самостоятельно вести необходимые записи в Читательском портфеле, при необходимости они могут обратиться за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям).

Самостоятельная работа детей в Читательском портфеле стимулирует мыслительную и творческую деятельность читателей, развивает интерес к перечитыванию и анализу текстов, формирует веру в собственные силы при решении учебных задач. Не лишайте детей радости самостоятельных открытий, даже если они не всегда будут однозначно правильными.

Однако настаивать на обязательном письменном выполнении всех заданий не стоит: жесткие авторитарные требования могут погасить интерес ребенка к самостоятельной читательской и творческой деятельности, которая сугубо интимна и не всегда поддается рационально-логической мотивации, особенно когда речь идет о гуманитарно-художественной области.

Необходимо подчеркнуть, что ребенок занимается в собственном учебном пособии, поэтому оно может быть использовано по его усмотрению: обучающийся может раскрасить рисунки в нем, он может писать в нем с ошибками, исправлениями, помарками. Учитель же должен исправить орфографические ошибки, встречающиеся в письменных ответах детей, но наличие ошибок ни в коей мере не должно влиять на его оценку детских работ, потому что оцениваться должна литературно-аналитическая, читательская, а не лингвистическая деятельность обучающихся.

Особенно это касается творческих работ, оценивать которые желательно не в балльной, а в словесной форме: «Молодец!», «Ты замечательно справился с заданием», «Хорошо», «Сегодня ты не очень постарался», «Своей работой ты огорчил меня» и т.д. Также не следует требовать обязательного выполнения творческих работ, особенно на начальном этапе. Лучшая стимуляция детского творчества – коллективное обсуждение детских работ, их «публикации» в форме красочно оформленных журналов, выставочных стендов, газет. Именно это «общественное признание», а не боязнь получить двойку лучше всего мотивирует творческий процесс и компенсирует творческие муки ребенка.

Учитель должен систематически осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов Читательского портфеля обучающимися (не реже одного раза в месяц), совместно с школьником отслеживать и оценивать динамику его читательского развития, поддерживать его творческую активность и самостоятельность. Учитель также помогает школьникам готовить и фиксировать в Портфеле итоговые документы (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.).

Общая характеристика учебного предмета

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) , обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,

На занятиях факультатива предполагается работа с разными видами текста. Это и художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей. Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста).

Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений.

Для качественной работы по формированию читательской компетентности педагогу также необходимо организовать в кабинете Уголок внеклассного чтения . По мнению Н.Н. Светловской, «Уголок внеклассного чтения – это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы учащиеся с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им».

В Уголке чтения должны быть: 1) три полки для книг, размещенные так, чтобы младший школьник легко доставал книги с каждой из них (1-ая полка – для книг, которые читаются на уроках; 2-ая – для книг из домашних библиотек по теме уроков; 3-я, нижняя полка – для любимых книг, расставленных по темам чтения). 2) Стол, чтобы класть, рассматривать и читать книги. 3) Стенд, где вывешиваются задания, детские рисунки.

Правила работы в Уголке чтения.

Программа факультатива предусматривает также работу:

1) с учреждениями культуры:

    библиотечные уроки;

    экскурсии в музей, посещение выставок;

    посещение театра, киноцентра;

2) совместную деятельность детей, родителей (классные часы: «Книга в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства»; «Мама, папа, я – читающая семья», «Знатоки сказок»…).

МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1а класс - 1 часа в неделю, всего 22 часа (с третьей недели второй четверти).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

    Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

    Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

    Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.

    Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Использование знаково-символических средств представления информации.

    Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.

    Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Приобретение первичных навыков работы с информацией:

    Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

    Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.

    Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

    Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).

    Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

    Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.

    Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

    Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

    Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

Предметные результаты:

    Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.

    Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).

    Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).

    Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

    Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).

    Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

    Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.

    Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности. Школьники могут принять участие в организации литературных концертов, инсценировок, праздников на уровне класса и школы.

    Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях и др.

Результаты изучения курса

    Углубление интереса школьников к чтению

    Перспективы читательского роста детей.

    Овладения способами исследовательской деятельности.

    Формирование творческого мышления.

    Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во час.

Русские народные сказки.

«Я расту...»

«Кладовая природы»

«Сказочная страна»

«Хочу все знать»

Итого:

    «Русские народные сказки»

Чтение сказок учителем. Пересказ учащимися. Творческие задания по сказкам.

    Вводное занятие. Знакомство с «читательским портфелем»

    Тема 1. «Я расту...»

Занятие 2. «Что со мною происходит, когда я расту?»

Выставка книг В. Лунина и А. Барто. Слушание стихотворений В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу», стихотворения А. Барто «Я расту». Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Беседа. Самостоятельное чтение. Пробы выразительного чтения.

Занятие 3. «Игры со словами»

Слушание и самостоятельное чтение стихотворения В. Левина «Случайное стихотворение». Графическое иллюстрирование, игровое задание на внимательность. Работа с анаграммами, соревнование. Работа в парах.

Занятие 4. «Легко ли придумать свою сказку?»

Выставка книг Р. Погодина. Слушание и самостоятельное чтение глав из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Первичная характеристика персонажей по их словам и поведению. Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку».

Занятие 5. «Поэтическая разминка». «Удивительные стихи детских поэтов»

Литературные игры с рифмами «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Слушание и самостоятельное чтение стихотворений Н. Кончаловской «Удивительный огород» и В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова.

Занятие 6. «Веселые и грустные стихи о детстве»

Выставка книг Э. Мошковской. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел», беседа. Работа над выразительным чтением. Словесное и графическое иллюстрирование стихов. Игровые задания.

Занятие 7. «Кем стать?»

Антиципация и слушание рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Беседа. Характеристика главного героя. Перечитывание рассказа с карандашом в руке. Литературная игра.

Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать».

Занятие 8. «Поэтическая разминка»

Литературные игры со стихотворениями В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи». Поиск выразительных средств языка художественной литературы.

    Тема 2. «Кладовая природы»

Занятие 9. «Маленькие открытия в природе»

Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов-миниатюр М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Пробы выразительного чтения.

Занятие 10. «Веселые и грустные стихи о природе»

Выставка книг И. Токмаковой. Слушание и самостоятельное чтение стихотворений о природе И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Определение ведущего настроения стихов. Поиск красочных выразительных средств языка стихотворений. Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения. Конкурс чтецов.

Занятие 11. «Познавательные сказки о природе»

Антиципация и самостоятельное чтение сказок-миниатюр Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Словесное и графическое рисование. Пересказ и вдумчивое перечитывание текста.

Занятие 12. «Красота и душа природы»

Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Слушание и самостоятельное чтение рассказов Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом». Деление текста на части, определение ведущего настроения и идеи текста. Беседа по проблемному вопросу. Пробы выразительного чтения. Работа в парах.

    Тема 3. «Сказочная страна»

Занятие 13. «Сказочная поэзия Г. Цыферова»

Путешествие в сказочный мир Г. Цыферова. Самостоятельное чтение сказок-миниатюр Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Озаглавливание и иллюстрирование текста. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.

Занятие 14. «Сказки-загадки»

Слушание и самостоятельное перечитывание народной сказки «Три розы», сказки В. Берестова «Честное гусеничное». Обсуждение проблемного вопроса. Работа над образом персонажем. Творческое задание: нарисуй портрет героини сказки.

Занятие 15. «Удивительные сказки Н. Абрамцевой»

Знакомство со сказочным миром Н. Абрамцевой. Слушание и самостоятельное чтение сказок Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Первичная характеристика персонажей сказки по авторскому описанию. Словесное и графическое рисование. Чтение по ролям. Первичная характеристика образа автора.

Занятие 16. «Странные сказки К. Каспаравичюса»

Слушание и чтение сказок К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Беседа о героях и языке сказок. Определение ведущего настроения текстов. Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах».

Занятие 17. «Сказки по телефону» Д. Родари

Выставка книг Дж. Родари. Слушание и самостоятельное чтение сказок Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем. Соревнования в парах.

Занятие 18. «Разноцветные сказки С. Могилевской»

Слушание и самостоятельное чтение сказок С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок.

    Тема 4. «Хочу всё знать»

Занятие 19. «История вещей»

Антиципация и самостоятельное чтение рассказов «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало и жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты.

Занятие 20. Итоговое занятие

Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».

Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.

Выставки литературно-творческих работ учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ» 1 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во час.

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

«Русские народные сказки»

Чтение сказок учителем.

Пересказ сказок.

Творческие задания по сказкам.

«Читательским портфелем»

Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие.

(Анкеты «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель»)

Тема 1. «Я расту...»

«Радостный мир детства» В. Лунина

(Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу»)

«Я расту». «Игры со словами»

(Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование)

«Легко ли придумать свою сказку?»

(Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку»)

«Поэтическая разминка»

«Удивительные стихи детских поэтов»

(«Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки».

Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона».

Творческие задания для фантазеров и знатоков слова)

«Веселые и грустные стихи о детстве»

(Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Кем стать?»

(Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать»)

«Поэтическая разминка»

(Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи»)

Тема 2. «Кладовая природы»

«Маленькие открытия в природе»

(Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу.

Пробы выразительного чтения)

«Веселые и грустные стихи о природе»

(Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения)

«Познавательные сказки о природе»

(Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки».

«Красота и душа природы»

(Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Пробы выразительного чтения)

Тема 3. «Сказочная страна»

«Сказочная поэзия Г. Цыферова»

(Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке)

«Сказки-загадки»

(Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное»)

«Удивительные сказки Н. Абрамцевой»

(Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке.

Пробы выразительного чтения)

«Странные сказки К. Каспаравичюса»

(Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги».

Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах»)

«Сказки по телефону» Д. Родари

(Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону».

Творческое задание: посоревнуйся с писателем)

«Разноцветные сказки» С. Могилевской

(Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки».

Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок)

Тема 4. «Хочу все знать»

«История вещей»

(Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…».

Литературный диктант, тесты)

Итоговое занятие

(Литературный праздник «Наши любимые книги».

Выставка литературно-творческих работ учеников)

материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.

    Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.

    Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.

    Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.

    Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.

    Костромина С.Н., Нагаева Л.Г . Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.

    Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.

    Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

    Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

    Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

    Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.

    Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011.

    Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.

    Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.

    Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.

    Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.

    Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.

    Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,

Программы Liberal Arts в свое время вывели многие американские университеты в мировые лидеры: суть в том, что есть небольшое количество обязательных предметов, а из оставшихся дисциплин каждый студент формирует собственный учебный план. В России только два вуза основываются на этих принципах - факультет Liberal Arts РАНХиГС и факультет свободных искусств и наук СПбГУ . Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений - романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

Леонид Клейн

старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts - это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение - это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому - страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий , который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка

Евгений Миронов

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги - это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается - и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях