Мотивация учебной деятельности презентация к уроку на тему. Мотивация учебной деятельности учащихся Основные положения. Учебная мотивация презентация

Мотивация учебной деятельности презентация к уроку на тему. Мотивация учебной деятельности учащихся Основные положения. Учебная мотивация презентация

«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»

  • Педагогический совет
  • Заместитель директора Ю.Н. Толстихина
Основная цель
  • Через проживания в активных процессах поисково- познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учебной деятельности» и получению представлений о формировании мотивационной сферы обучения.
Задачи:
  • 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»
  • 2. Разработка структурной схемы «Мотивационная сфера ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида.
  • 3. Знакомство с приёмами формирования мотивационной учебной деятельности.
План проведения
  • 1. Сообщение о теме педсовета, его целях и задачах.
  • 2. Обоснование выбора темы.
  • 3. Краткие теоретические сведения по проблеме.
  • 4. Создание структурной схемы «Мотивация учебной деятельности и обеспечение условий для её развития»
  • 5. Принятие решения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
  • Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
МОТИВ
  • Приводить в движение, толкать
  • Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)
МОТИВАЦИЯ
  • Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
МОТИВАЦИЯ СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям (к учению);
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
  • Внутреннее отношение школьника к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:
  • 1. Осознание ребёнком объективной значимости учения.
  • 2. Понимание ребёнком субъективной значимости учения.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
  • Ф. И.
  • ученика
  • Таблица умножения
  • Решение примеров
  • Решение задач
  • ______
  • Итого
  • Алексеев Н.
  • -----
  • Иванов А.
  • Петров Д.
  • Сидоров В.
  • Фролов К.
МОТИВ УЧЕНИЯ
  • Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
  • ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
  • Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
  • Выбор средств адекватных цели
  • Учет возрастных и психофизических особенностей
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
ЭМОЦИИ
  • Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
  • __________________________________
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
  • Нестандартная форма проведения уроков
  • Создание ситуации успеха
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • Эмоциональная речь учителя
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Вера учителя в возможности ученика
ИНТЕРЕСЫ
  • Познавательно- эмоциональное отношение школьника к учителю.
  • _________________________________
  • ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
Проект решения педагогического совета по вопросу:«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»
  • 1. Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировать теоретические основы по проблеме мотивации учения
  • 2. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя схему формирования мотивационной сферы обучающегося
  • 3. Обобщить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме
  • 4. Обобщённый опыт учителей- предметников рассмотреть на методических объединениях (январь- февраль 2010 года)
Список рекомендованной литературы:
  • 1. Г.Ю. Ксензова
  • «Перспективные школьные технологии»
  • 2. Д.Г. Левитес
  • «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит»
  • Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
  • 3. В.И. Петрушин
  • « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя»
  • М.: Педагогический поиск, 2001
  • СПАСИБО
  • ЗА ВНИМАНИЕ!

О мотивации … «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать заставить человека захотеть это сделать». Дейл Карнеги


Мотив. Мотивация. Учебная мотивация. МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.


Основные мотивы деятельности человека. Всё многообразие мотивов, которые побуждают человека работать, предпринимать какие-либо действия и, в целом, двигаться по жизни, можно свести к пяти: мотив вознаграждения; социальный мотив; процессный мотив; мотив достижения; идейный мотив.




Социального сотрудничества Узкие социальные Широкие социальные Виды мотивов Направленные на достижение успеха Направленные на избегание неудач Внутренние - мотивы, напрямую связанные с учебной деятельностью Внешние – мотивы не связанные с учебной деятельностью Само образование Учебно- познавательные Широко- познавательные Познавательные Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Социальные Связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми


Типы мотивации Внешняя мотивация широкая социальная мотивация (включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков, а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать; иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей). Внутренняя мотивация: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности (изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам)); 2) коммуникативная мотивация (интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки)); 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении)).


Степени отношения учащихся к обучению Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное). Признаки положительного отношения Активность учеников в учебном процессе; Умение ставить перспективные цели; Умение отстаивать свое мнение; Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности; Умение преодолевать трудности на пути достижения цели; Поиск нестандартных способов решения учебных задач; Гибкость и мобильность способов действий; Переход к творческой деятельности; Увеличение доли самообразования.


Степени отношения учащихся к обучению Для отрицательного отношения школьников к учению характерны: Бедность и узость мотивов; Слабая заинтересованность в успехах; Слабая нацеленность на оценку; Неумение ставить цели, преодолевать трудности; Нежелание учиться; Отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.


Причины снижения мотивации Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя - не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие; слабое здоровье ученика.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Дошкольники Потребность в новых впечатлениях; Потребность в учении как новой деятельности; Потребность заслужить похвалу взрослых; Потребность стать лучшим, стать отличником. Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию); Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу; Мотив избегания санкций, то есть наказания; Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся); Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная; Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету; Мотив избегания неудачи; Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения; Познавательный интерес только у высокомотивированных; Мотив достижения успеха в учебе не развивается; Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета); Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний; Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам; Внутренняя, собственная мотивация.


«Неправильная мотивация» учащихся Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости; У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку; У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей», «избегание неудач», страха получить низкие отметки. Побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей.


Факторы, влияющие на мотивацию образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организация учебного процесса; особенности обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); особенности педагога (системой его отношений к ученику, к профессии); специфика учебного предмета.


Способы диагностики мотивации учащихся анкеты, опросы диагностические тесты, разработанные специально для выявления мотивации учащихся; изучение работ учащихся (домашние задания, индивидуальные задания, и т.д.); наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности; анкетирование родителей учащихся; фронтальные проверки преподавания предмета.


Способы повышения мотивации Значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя, а также методы повышения мотивации: учет возрастных особенностей школьников; личностная направленность в обучении; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; показ достижений учащегося; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, соревнований; формирование адекватной самооценки у учащихся; вера учителя в возможности ученика; совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; использование коллективных и групповых форм работы; эмоциональная речь учителя, увлеченное преподавание; педагогический такт и мастерство учителя; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; нестандартная форма проведения уроков; новизна учебного материала; использование игровой, проектной, информационных технологий; чередование форм и методов обучения; использование здоровьесберегающих технологий; проведение релаксационных пауз на уроке, физкультминуток.


Этапы работы над повышением уровня мотивации учащихся Цель: поиск эффективных путей и средств формирования и повышения учебной мотивации. Задачи: 1. Провести теоретический анализ понятия о мотивах. Разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках 2. Изучить мотивационную сферу учащихся, провести диагностику уровня мотивации учащихся. Это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки способов работы на уроках и во внеурочной деятельности с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации учащегося. Для выявления уровня мотивации к учению используются различные диагностические методики. (Смотри: Презентация «Психолого-педагогические диагностики»). 3. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. На этапе проектировки проводится теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подбираются наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на уроке и во внеурочной деятельности. Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Средства и приемы, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся представлены в Презентации «Средства повышения мотивации учащихся». 4. Апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации. Формирование является систематическим и целенаправленным процессом, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. 5. Проанализировать достигнутые результаты, провести повторную диагностику уровня мотивации учащихся. На рефлексивном этапе каждый раз сравниваются полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планируется дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повышается благодаря решению поставленных задач. 6. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.


Показатели повышения учебной мотивации учащихся позитивная динамика уровня качества обучения; позитивная динамика количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности), а также наличие призовых мест по результатам участия; положительные результаты государственной итоговой аттестации.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


Практикум для педагогов.

Мотивация. Самореализующиеся предсказания.

Цель: а) определение силы и значимости предубеждений педагога по отношению к учащимся, их влияние на учебную мотивацию; выявление факторов, благоприятствующих и препятствующих мотивации учения в зависимости от возрастной характеристики;

б) самодиагностика личности учителя: самый (не) мотивированный ученик.

«Золотое» правило педагогики: «вытягивать» положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического прогнозирования учителя.

Мы часто в кулуарах говорим, что ученики вообще ничего не хотят, что они – тупые, глупые, ленивые и т. д.

Запишите для себя несколько цифр. Сколько, как вам кажется у вас учеников:

    не желающих учиться (в %)_____________________________________

    желающих учиться (в %)________________________________________

    на сколько процентов вас понимают ученики?_____________________

    охарактеризуйте несколькими словами большинство ваших учеников_____________________________________________________

Это самосрабатывающие пророчество или самореализующийся прогноз.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мы уверены:

    Дети приходят в школу, чтобы учиться, значит…

    Дети должны хотеть учиться, но…

    Многие не хотят учиться и не учатся. Отсюда констатируется низкая учебная мотивация.

Самодиагностика личности учителя.

Предлагается выполнить тест-упражнение «самый немотивированный ученик»: оцените самого не желающего, а затем желающего, а затем желающего учиться ученика и постройте для них графики.

Цель – осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, своего самого не желающего учиться ученика, который казался вам наименее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

Несимпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Симпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Необязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Равнодушный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Увлеченный

Рассеянный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Собранный

Податливый

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Беззаботный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Озабоченный

Неуспешный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Успешный

Теперь вспомните самого желающего учиться ученика, который казался вам наиболее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Постройте профили различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным учеником.

Симпатичный

Обязательный

Увлеченный

Собранный

Озабоченный

Успешный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Окажется, что профиль мотивированного лежит выше профиля немотивированного.

Мы можем наблюдать эффект ореола и феномен самоисполняющегося предсказания.

Эффект ореола – включение положительных черт и качеств в представление о человеке, который высоко оценивается по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, - отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Самоисполняющиеся предсказания – предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в неосознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями (учитель для ученика – значимый человек).

Немотивированный ученик кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным. В каком-то смысле мы ставим на нем крест.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах… Ученик воспринимает эти сигналы и, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем.

Это – психологический закон, который был подтвержден экспериментально.

Вывод: создайте новый образ этого человека: желающего получать знания по вашему предмету и успешного. И ведите себя по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.

В структуре мотивов выделяют внутренние, пограничные и внешние.

Внутренние:

    получение нового;

    собственное развитие;

    действие вместе с другими и для других.

Пограничные:

    понимание необходимости учения;

    возможность общения;

    похвала от значимых лиц.

    вынужденность учебы;

    учеба ради лидерства престижа;

    стремление оказаться в центре внимания;

    избегание неудач.

Это в общем. Рассмотрим более конкретно. Ученик, получивший плохую отметку за контрольную работу, объясняет свою неудачу, как правило, следующими причинами:

    недостатком способностей;

    невезением;

    трудностью задания; и редко

    отсутствием усилий.

Вот где причина причин!

По исследованиям психологов, это наиболее типичные причины в объяснениях детей.

Учитываем ли мы эти объяснения? Ведь они непосредственно влияют на мотивацию. Только ли познавательный интерес (действительно- мощный стимул) играет роль? Ведь когда успех объясняют внутренними факторами (способность и усилие), чувство удовлетворения выше (а стыд и раскаяние при неуспехе сильнее), чем когда считают, что все обусловлено факторами внешними (трудность и невезение).

Чтобы не получать «выученную беспомощность», то есть низкий учебный мотив, нужно знать причины его возникновения и способы выхода из сложившейся ситуации (см. схему).

Надо добиться, чтобы ученики осознали эти причины, и ориентироваться на самого ученика. Тогда смысл рекомендации сводиться к следующему: нужно, чтобы школьники объясняли причины своего неуспеха не внешними помехами и не внутренним фактором «низкие способности», а другим внутренним – недостаточно усилий , поскольку эта причина – единственно контролируемая.

Вот на это надо воздействовать!

Через самореализующиеся предсказания!

В одном из экспериментов учителя в течение нескольких месяцев любые неуспехи учеников оценивали приблизительно такой формулой: «Ты можешь ответить (выполнить задание) лучше, если приложишь больше усилий». Члены экспериментальной группы по сравнению с неуспевающими учениками контрольной группы достигли больших успехов в показателях тестов умственных способностей, в уменьшении тревожности, переориентации объяснений причинности неуспеха (способностей на усилие).

По теории личностной причинности Р. де Чармса, человек в любой ситуации ощущает себя либо преимущественно «источником», либо преимущественно «пешкой». Если на человека смотрят как на «источник» (и соответственно с ним держатся), он сам на себя так начинает смотреть, сам начинает ощущать себя «причиной всех действий». Но если его напрямую, «в лоб», учить быть «источником», то мы получим именно «пешку», то есть не следует пытаться непосредственно изменить поведение учеников, прежде всего следует изменить поведение учеников, прежде всего следует изменить поведение учителя по отношению к учащимся, относиться к ним как к «источникам».

Практический рецепт воплощения.

«Золотое» правило педагогики: вытягивать положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

Планируя урок (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование) поможет выбрать средства: тон, паузу, шутку в зависимости от ситуации и реакции класса.

Вспоминайте хорошее в учениках, избегайте стереотипных отношений к отдельным ребятам.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении учителя к «плохому ученику» (по А. Леонтьеву):

    дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;

    услышав неправильный ответ, не повторяет вопрос, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;

    чаще ругает «плохого» за неправильный ответ;

    реже хвалит за верный ответ;

    не замечает поднятой руки «плохого» ученика, вызывает другого;

    реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому» ученику;

    общение учителя с «плохим» учеником менее эмоционально-личностно окрашено («Правильно, садись, Чернов», тогда как с «хорошим»: «Правильно, молодец, садись, Верника!»).

Путь настройки: блокировка отрицательных ощущений, развитие положительных.

Вывод: повышение у учеников мотивации на уроке должно начинаться с учителя, его оптимистического прогнозирования.

Неуспех неконтролируемая причина

Отсутствие низкая чувство

способностей вероятность некомпетентности

беспомощности

Ухудшение поведения или учебы Снижение мотивации

Совет: при отсутствии учебных способностей развивать чувство социальной уверенности.


Неуспех неконтролируемая причина

Трудность низкая чувство

Задачи вероятность фрустрации

успеха (непреодолимый

беспомощности)

или учебы

Совет: при наличии трудной задачи разбить ее на простые.


Неуспех неконтролируемая причина

отсутствие неопределенная чувство

везения вероятность досады

успеха беспомощности

ухудшение поведения снижение мотивации

или учебы

Совет: формировать позитивное отношение – везет тому, кто верит.


Неуспех неконтролируемая причина

отсутствие нестабильная высокая

усилий причина вероятность

вины и стыда

контроль над

поведением

улучшение поведение повышение мотивации

или учебы

Совет: формировать отношение – умственный труд приносит радость



«Приложение 2 Возрастные особенности мотивации школьников рекомендации по формированию мотивации»

Возрастные особенности мотивации школьников.

Младший школьный возраст

Характеристика возраста.

К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» – это тот уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.

(Что способствует мотивации?)

Положительное в целом отношение ребенка к школе;

Широта его интересов;

Любознательность;

(Что мешает мотивации?)

Ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;

Малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравиться в предмете, и не может этого объяснить;

Слабая обобщенность интересов;

Все интересы ориентированы чаще всего на результат учения, но не на способы учебной деятельности.

Средний школьный возраст

Характеристика возраста.

В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремиться занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

(Что способствует мотивации?)

Потребность во взрослости;

Общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;

Стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;

Стремление к самостоятельности;

Увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;

Возрастная устойчивость интересов;

Развитие специальных способностей.

Факторы, препятствующие мотивации учения

(Что мешает мотивации?)

Подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;

Негативизм в оценках;

Внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;

Отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;

Непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;

Избирательный интерес к учебным предметам;

Поверхностность и разбросанность интересов;

Неустойчивость интересов.

Старший школьный возраст

Характеристика возраста.

У старших школьников главным становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако, не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

(Что способствует мотивации?)

Потребность в жизненном самоопределении и обращенность в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

Становление социальных мотивов гражданского долга;

Тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;

Потребность в осознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;

Необходимость самоограничения;

Становление целеполагания;

Интерес ко всем формам самообразования4

Избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;

Устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Факторы, препятствующие мотивации учения.

(Что мешает мотивации?)

Устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;

Неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

Отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

Недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 Советы родителям по общению с неуспевающими детьми»

Советы родителям по общению с неуспевающими детьми.

1. Опираться на сильные стороны ребенка;

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка;

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

6. Проводить больше времени с ребенком;

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

9. Уметь взаимодействовать с ребенком;

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

12. Принимать индивидуальность ребенка;

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов лт ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет хорошо», Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

Прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех

Просмотр содержимого документа
«разработка семинар-практикум»

Семинар-практикум «Формирование учебной мотивации школьников».

Выступление психолога на ШМО классных руководителей, учителей-предметников.

"Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"

В.А.Сухомлинский.

Цель: проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Актуальность вопроса.

Необходимый уровень сформированности учебной мотивации у школьников.

Реальная ситуация в современной школе:

У значительной части первоклассников преобладает игровая мотивация;

Интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее,

в подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Понятийный аппарат проблемы

Мотив

Мотивация

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой

«сверху вниз» - ребенку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать; затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим ребенком.

«снизу вверх» - состоит в том, что воспитание мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка

В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Эмоциональный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса

1) создание ситуации успеха,

2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,

3)яркая и эмоциональная речь учителя;

4) оценка собственной деятельности и деятельности других;

5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)

Мотивационно-целевой блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий

3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля

Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его

Условия, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности

1. Способ раскрытия учебного материала

2. Организация работы над предметом малыми группами

3. Отношение между мотивом и целью

4. Проблемность обучения

1. Способ раскрытия учебного материала
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и цель

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация - ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.

Взаимоотношения между учащимися должны приниматься во внимание педагогом для обеспечения плодотворности учебного процесса.

Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.

“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Нулевой уровень активности:

Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.

При работе с этой группой учащихся учителю не следует:

Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;

Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,

Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;

Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;

Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.

Необходимы эмоциональные поглаживания:

Обращаться к ученику только по имени;

Не скупиться на похвалу и одобрение;

Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.

Уровень активности
“по ситуации”.

Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.

Необходимо:

Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки ("легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.

Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;

Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.

Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.

Исполнительский уровень активности:

Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.

Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.

Необходимо:

Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.

Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.

Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)

Творческий уровень активности:

Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Педагогическая тактика и стратегия активизации познавательной

деятельности учащихся.

Очевидно, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной деятельности, носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности:

ситуативного, исполнительского и др.

С точки зрения тактики учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи. С точки зрения стратегии учителю очень важно самому быть готовым к этим непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их - реальным и виртуальным - решениям, потому что если не будет этой установки, то познание как творческий процесс просто не состоится.

Практическая часть семинара

Мотивация. Самореализующиеся предсказания. (Приложение 1)

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам.

Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся, уровни познавательной активности».

Предварительно раздать педагогам возрастные особенности мотивации. (Приложение 2)

1 группа- Младший школьный возраст

2 группа- Средний школьный возраст

3 группа- Старший школьный возраст

Защита проектов по группам.

Подведение итогов семинара-практикума.

(Приложение 3)

Использованные ресурсы

Просмотр содержимого презентации
«презентация семинар-практикум Формирование мотивации»


Формирование учебной мотивации школьников Семинар-практикум для педагогов

педагог-психолог ГУ «Гимназия №2»

Черкашина А.А.

г. Рудный

октябрь 2014


План проведения:

Сообщение о теме семинара-практикума, его цели и задачах

Доклад: теоретическое обоснование темы

Анализ психологического исследования «Формирование мотивации учащихся ГУ «Гимназии №2»

Обсуждение «Причины спада школьной мотивации»

Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации»

Защита проектов по группам


Цель : проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями


«Мотивация гораздо больше,

чем способности определяет поведение,

действия человека».

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

«И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.»

Коэльо Паоло


Понятийный аппарат проблемы

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

2 пути воздействия на мотивацию ребёнка:

  • «сверху вниз»
  • «снизу вверх»

В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.


Факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности

Субъектные особенности обучающегося

Организация учебного процесса

Субъектные особенности педагога

Учебная мотивация

Специфика образовательного учреждения

Специфика учебного предмета

Выделяют пять уровней учебной мотивации :

  • Первый уровень высокий уровень школьной мотивации , учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  • Второй уровень хорошая школьная мотивация . (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • Третий уровень положительное отношение к школе , но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
  • Четвертый уровень низкая школьная мотивация . (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация .

(Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,

пребывание в ней для них невыносимо.

В других случаях ученики могут проявлять агрессию,

отказываться выполнять задания,

следовать тем или иным нормам и правилам.

Часто у подобных школьников отмечаются

нервно психические нарушения.)


Психологическое исследование «Формирование мотивации учащихся ГУ «Гимназии №2» В исследовании были использованы диагностические данные, полученные при помощи анкеты Лускановой.

Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.

Уровень

Уровень I (25 - 30)

Описание уровня

Уровень II (20 - 24)

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Уровень III (15 - 19)

Уровень IV (10 - 14)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

Уровень V (ниже 10)

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация


Сравнение данных по учебной мотивации учащихся с 6 по 9-й класс


Причины спада школьной мотивации:

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

5. Личная значимость предмета.

2. Отношение ученика к учителю .

8. Непонимание цели учения.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

9. Страх перед школой.


Причина эффективной школьной мотивации:

на самом деле


ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная,

настоящая!)


  • Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Уровни познавательной активности учащихся

Творческий уровень активности

Уровень активности “по ситуации”

Исполнительский уровень активности

Нулевой уровень активности

Работа по формированию мотивов учения

Эмоциональный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство –причину познавательного интереса

  • Приемы: 1) создание ситуации успеха, 5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
  • Приемы:
  • 1) создание ситуации успеха,
  • 2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,
  • 3)яркая и эмоциональная речь учителя;
  • 4) оценка собственной деятельности и деятельности других;
  • 5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
  • 6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
  • Приёмы:
  • Приёмы:
  • 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
  • 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий
  • 3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
  • 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Мотивационно-целевой блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.

Познавательный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля

  • Приёмы: 1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности 2) необычная форма преподнесения материала, 3) создание проблемной ситуации; 4) эвристическая беседа, учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование; 5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  • Приёмы:
  • 1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности
  • 2) необычная форма преподнесения материала,
  • 3) создание проблемной ситуации;
  • 4) эвристическая беседа, учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование;
  • 5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Упражнение «Самый немотивированный ученик в моей жизни».

Цель –осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний

Несимпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Симпатичный

Необязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Равнодушный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рассеянный

Увлеченный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Податливый

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Собранный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Беззаботный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Неуспешный

Озабоченный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Успешный


Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации учения»

Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся.

По окончании работы каждая группа защищает свой проект, приводит примеры из практики.


  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

Пути повышения мотивации

1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений;

4) использование на уроках ИКТ;

5)использование личностной индивидуализации.


Использованные ресурсы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Педагогика, 1968.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.– М.: Наука, 1984

3.Ивакина Г.В. Мотивация младших школьников к учению http://festival.1september.ru/articles/508424/

4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Букинистическое издание, 2000

5. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:Просвещение, 1983г

6.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990..

7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.

8. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников, Минск.: Нар. Асвета 1970г.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979г.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах, том 2, М.: Педагогика, 1989г.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. ЖирковаПедагогические чтения на тему«Качество освоения ППССЗ как фактор успешного воспитания музыканта-педагога и исполнителя»18 мая 2016 года Доклад на тему «Мотивация учебной деятельности»Автор: Давлетова Р.Р. Мотивация Термин от слова «Мотив» – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков(предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – все то, в чем нашла воплощение потребность) Николай Игнатьевич Конюхов – доктор психологических наук, профессор «Словарь – справочник по психологии»Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение. Константин Константинович Платонов– отечественный психолог «Краткий словарь системы психологических понятий»Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, опреде-ляющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания. Герберт Розенфильд Контент-категории (факторы) мотивации учения:Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предметуОбучение без личных интересов и выгодОбучение для социальной идентификацииОбучение ради успеха или из-за боязни неудачОбучение по принуждению или под давлениемОбучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще-принятых нормахОбучение для достижения цели в обыденной жизниОбучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях Герберт Розенфильд Высоко оценивают мотивы:«хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу»«хочу быть культурным и развитым»нравится узнавать новое»«хочу продолжить образование»«хочу подготовиться к избранной профессии»«хочу радостно преодолевать трудности»Получили меньшие оценки:«привык быть в числе лучших»«не хочу быть худшим»«приятно получать одобрение»«привык все делать хорошо»Самая низкая оценка мотива:«стараюсь избегать неприятностей» Мотивация учебной деятельности Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельностиНегативные тенденции: снижение двигательной и познавательной активности учащихся; замедление физического и психического развития; высокий уровень психоэмоционального напряжения; и как следствие – происходит снижение показателей в учебе и воспитанности Алексей Николаевич Леонтьев– советский психолог, философ, педагог и организатор науки - Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком- Мотив – побуждение к достижению цели Павел Максимович Якобсон– отечественный психолог, доктор психологических наук 1.Отрицательная мотивация – побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (выговоры, укоры и угрозы со стороны родителей, педагогов).2.Положительная мотивация, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности – социальные устремления – воздействие со стороны общества (чувство гражданственного долга, которое обязывает получить образование и стать полноценным гражданином); – узколичные мотивы: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности – удовлетворение любознательности, потребность и приобретение определенных знаний, стремление познавать новое, расширение кругозора. Тип мотивации – условие для формирования положительной мотивации Мотивация, связанная с результатом учения:Условия поддержания – поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Мотивация, связанная с целью учения:Условия поддержания – информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.Мотивация, связанная с процессом учения:Условия поддержания – живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. Учебные мотивы Познавательные мотивы:1. Широкие познавательные мотивы – ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями. 2. Учебно-познавательные мотивы – ориентация учащихся на усвоение способов добывания знаний. 3. Мотивы самообразования – состоят в направленности учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы:1. Широкие социальные мотивы – стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. 2. Узкие социальные (позиционные мотивы) – стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3. Мотивы социального сотрудничества – желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и другими ребятами, совершенствовать их. Анатолий Иванович Гебос факторы (условия), способствующие формированию положительного мотива к учению:- осознание ближайших и конечных целей обучения;- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;- эмоциональная форма изложения учебного материала;- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;- профессиональная направленность учебной деятельности;- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;‑ наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе. Основные факторы формирования устойчивой мотивации - содержание учебного материала- организация учебной деятельности- коллективные формы учебной деятельности- оценка учебной деятельности- стиль педагогической деятельности педагога Роль оценки в мотивации Б.Г. Ананьев «Психология педагогической оценки» Исходные: отсутствие оценки (неоценивание одного при одновре-менном оценивании других) опосредованная (оценка одного учащегося через оценку другого)- неопределенная оценкаОтрицательные:- замечание, - отрицание, - порицаниеПоложительные:согласие, одобрение,- ободрение Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к своему предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.4. Организация дружеских взаимоотношений в группе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися Авторитарный стиль:- формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль: способствует развитию «внутренней» (интринсивной) мотивации.Либеральный стиль:- снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Мотивация – это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности 1. Необходимо следить за успешным удовле-творением потребностей учащегося.2. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка. Формы и методы стимулирования мотивации учебной деятельности Эмоциональные методы: - поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.Познавательные методы: - опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).Волевые методы: - предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.Социальные методы: - развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование. Система творческих заданий для развитиямотивации к учебной деятельности Содержание – три основные группы: - причинно-следственные связи;- комбинирование информации;- планирование и выполнение практической деятельности. Спасибо за внимание!!!



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив