Как красиво обработать фотографию в лайтруме. Как обрабатывать репортажные фотографии. Ручная настройка насыщенности различных цветов

Как красиво обработать фотографию в лайтруме. Как обрабатывать репортажные фотографии. Ручная настройка насыщенности различных цветов

Когда вы впервые начинали заниматься фотографией, возможно вы даже и не думали о вопросах организации работы с цифровыми изображениями. Тогда вы реально "заразились" фотографией, а несколько лет спустя (а может даже недель!) вы наделали тысячи снимков. Если вы похожи на меня, то это куча не организованных картинок. В этом уроке я покажу вам как использовать Adobe Lightroom, что бы "приручить" вашу фотоколлекцию и добавить вне нее еще множество снимков.

Каталоги и Особенность Неразрушающего Редактирования

Если вы работали раньше с программами обработки изображений, такими как Photoshop, самая большая разница, которую вы заметите включив Lightroom - это наличие Библиотеки (Library). Когда вы в первый раз открываете Lightroom, вы начинаете работать с каталогом. Представьте себе организацию каталогов в Ligthroom в виде такой метафоры: это как записи в бухгалтерскую книгу, когда вы импортируете изображения в Lightroom, они добавляются в качестве записей в каталоге. Когда вы затем вносите изменения в изображение, исходный файл изображения сохраняется как оригинальная копия.

В Фотошопе, мы можем сохранять наши изменения в процессе работы используя TIFF или PSD файлы - документы со слоями Фотошопа, которые включают в себя оригинальное изображение и изменения, которые мы к нему применили. Это так называемое неразрушающее редактирование, потому что оригинальное изображение остается нетронутым. Однако, эти файлы могут значительно увеличиваться в размере: часто они слишком большие для онлайн использования или отправки по почте. Они так же могут редактироваться только в Фотошоп или других подобных программах.

Если мы сохраняем окончательный результат в меньшем, сжатом формате, таком как JPEG или GIF, мы используем разрушающее редактирование. Изменения которые мы внесли, сохраняются навсегда, и мы не можем уже вернуться к исходному изображению.

Наличие Каталогов и Неразрушающее редактирование - две ключевых функции, которые определяют Lightroom как многоцелевое средство: фоторедактор и менеджер фотоколлекции.

Состоящий из Модулей

Одно из ключевых отличий Lightroom - это его структура, которая разделена на несколько модулей. Модули - это уникальные рабочие среды, которые позволяют вам взаимодействовать с вашей коллекцией изображений, с точки зрения разных аспектов. Набор этих модулей, делает Lightroom, практически самодостаточной средой редактирования и пакетной обработки обработки изображений.

Модули Lightroom - это уникальные рабочие среды, которые позволяют вам взаимодействовать с вашей коллекцией изображений, с точки зрения разных аспектов.

С точки зрения процесса работы над изображениями, модули Lightroom, делят процесс пост-обработки на простую и логичную последовательность. Вы можете получить на выходе изображение, пройдя все этапы работы над ним, от начала до конца переключаясь между модулями.

Эти модули показаны в верхней правой части приложения. Щелкните по имени модуля, и он станет активным.

Library (Бибилиотека)

Модуль Library предназначен для организации вашей коллекции изображений и назначения им тегов. По мере того, как ваша коллекция растет, вам необходимо добавлять информацию о ваших изображениях к ним, что бы они были хорошо организованы, и это делается здесь. Библиотека Lightroom предоставляет все необходимые инструменты, которые вам нужны, чтобы управлять своими картинками и не потеряться в них.

Отображение Библиотеки в матричном виде позволяет вам сразу видеть много снимков, применять фильтры, чтобы отображались только те изображения, которые вам нужны.

Модуль Library полон инструментов, которые позволяют вам использовать тэги, придавая больше смысла вашим коллекциями изображений. Общие возможности модуля Library включают отбраковку изображений для удаления нежелательных фотографий, пометку изображений ключевыми словами, исследование изображений в разных видах и сортировка изображений по группам.

Инструменты модуля Library - действительно эффективны при управлении вашей коллекцией. С лева на право, на скриншоте выше, мы можем видеть четыре варианта изображений, выстроенных от исходного и далее по мере применения эффектов редактирования. Lightroom так же дает возможность использовать систему флажков, что бы отмечать наши коллекции, задавать рейтинг с помощью звезд, и цветовых меток. Все эти инструменты позволяют придать больше осмысленности изображениям в нашей коллекции и упрощают возможность навигации среди нужных нам изображений.

Develop (Обработка)

Модуль Develop - это тот модуль, где происходит обработка изображений. С полным набором инструментов для коррекции и настройки изображений, вы возможно будете проводить большую часть времени в модуле Develop .

Develop модуль в Lightroom - это дом для инструментов настройки и редактирования изображений, которые являются сутью процесса пост-обработки.

С правой стороны для каждого модуля есть набор панелей , которые содержат инструменты для работы с изображением. В модуле Develop , это слайдеры, которые используются для настройки разных аспектов изображения. Каждая панель - расположенная вертикально в правой части модуля Develop , позволяет вам настраивать различные аспекты изображения, такие как экспозиция, цветокоррекция, настройка резкости.

Основная часть моей работы происходит в модулях Library и Develop . Остальные модули, стоит проверить, но многие фотографы, которыми я общался, отметили, что их привычки совпадают с моими, и они работают с фотографиями от начала и до конца в этих двух модулях.

Map

Модуль Map предназначен для того, чтобы помочь вам визуализировать, где был сделан ваш снимок. Если ваша камера добавляет данные GPS к изображениям, вы можете загрузить ваши изображения в модуль Map и он вам автоматически расставит ваши изображения по карте. Если ваша камера не поддерживает добавление GPS данных, вы можете вручную расположить изображения на карте, что бы отметить их локацию.

Модуль Мар в Lightroom - отличное средство для визуализации того, где был сделан снимок. Это отличный инструмент если вы хотите отслеживать места, где были сделаны ваши лучшие снимки.

Одна из отличных функций модуля Мар, это то, что вы можете отследить, где были сделаны ваши лучшие снимки. Можете рассмотреть возможность создания б ваших снимков.

Book

В Lightroom 4, Adobe добавили возможность создания и печати фотокниг через сервис печати "on-demand" - Blurb. Это инструмент, который Lightroom предлагает для создания печатной копии изображений из вашего каталога. Прелесть этого в том, что вы можете сделать макет и отправить его на заказ печати, не покидая Лайтрум.

Модуль Book в Lightroom - отличный инструмент, чтобы добавить ваши изображения в фотокнигу, сделать макте и отправить его на печать в Blurb прямо из Lightroom.

Хотя модуль Book - это не то, чем я часто пользуюсь, он, несомненно, может пригодиться, если вы хотите создать специальную книгу по памятному случаю или доставить красиво сделанный подарок на память клиентам.

Slideshow

Еще один отличный инструмент, ориентированный на работу с клиентом - модуль Slideshow , который используется, чтобы объединить изображения в вашем каталоге в слайд-шоу.

Модуль Slideshow в Lightroom представляет собой полностью настраиваемый набор инструментов для создания слайд-шоу из изображений в ваших каталогах. Делаете вы это для вашего собственного использования, или для клиентов, у вас есть большой набор возможностей для настройки слайд-шоу по своему вкусу.

Я уверен, что вы можете представить себе варианты использования слайд-шоу, будь то показы клиентам дома или импровизированные показы на свадебном приеме (представьте себе, удивление ваших клиентов, когда вы им продемонстрируете снимки в начале дня).

Print

Модуль Print отлично подходит для преобразования ваших изображений из цифрового варианта в печатный с помощью собственного фотопринтера. Благодаря расширенным возможностям компоновки, обрезки и размещения модуль Print является полноценным средством для выполнения этой работы.

Модуль Lightroom Print предназначен для того, чтобы помочь скомпоновать ваши цифровые изображения на макетах, чтобы сделать печатные копии ваших работ.

Одна из наиболее впечатляющих функций модуля Print - способность Lightroom «мягко защищать» ваши изображения.Он имитирует то, как будет выглядеть изображение при печати, учитывая различия в настройках screen-to-paper.

Web

С помощью модуля Web , Лайтрум может сгенерировать шаблон HTML страницы с вашим изображением, готовый для размещения в сети.

Веб-галерея Lightroom используется для создания готовых веб-коллекций изображений, которые можно легко перенести на сервер для удобства просмотра.

Даже если вы опытный веб-дизайнер, способный создавать свои сайты с нуля, этот модуль не следует упускать из виду. Я часто использовал этот модуль для быстрой организации просмотров для клиентов.

Все эти модули добавляют новую функциональность и способ взаимодействия с нашими изображениями. Ключевым моментом является то, что нам не приходится покидать Lightroom, вне зависимости от того, занимаемся ли мы редактированием изображений или отправляем его в Интернет.

Подводим Итоги

В этом введении в Lightroom 5, мы разобрались тем, что делает Lightroom таким уникальным, а так же с его модулями. Этот набор модулей представляет средство для полного погружения фотографов, в процесс обработки изображения от начала до конца.

Вы уже используете Lightroom? О Каких модулях или функциях вам интересно было бы узнать побольше?

Формат RAW предоставляет возможность свободно играть с цветом и экспозицией. Этот формат очень удобен, ведь даже если изначально кадр не очень удачен, из него можно вытянуть детали и всё станет на свои места.

Эта статья является примером простой обработки снимка в программе Adobe Lightroom.

Вот наш снимок после обработки:

Подобную обработку можно выполнить в Photoshop Elements, Photoshop CS или Adobe Camera Raw, но данная обработка выполнена в Lightroom.

1. Загрузив снимок в Лайтрум, он попадает в Library.

2. Производим коррекцию линз (Lens Correction). Во вкладке Development находим соответствующий раздел. воспользовавшись Enable Profile Correction можно выполнить автоматическую коррекцию. Лайтрум сам определяет, какой объектив использовался при съемке и вносит соответствующие коррективы. При необходимости можно подправить кадр вручную.

3. Теперь необходимо подправить экспозицию. Бегунок, который отвечает за этот параметр, находится в самом верху. В данном случае корректируем Exposure на -0.4. Это уменьшит пересветы и скорректирует яркость всей сцены.

4. Далее уменьшим температуру цвета. На данном снимке слишком теплые цвета. Их следует слегка охладить. Корректировку производим бегунком Temр до 4500. Также можно попробовать внести корректировки в баланс Белого. Делать эти настройки следует именно в RAW, так как в Jpeg это сделать будет практически невозможно.

5. Снижение температуры привело к уменьшению резонанса (вибрации) цветов. Это можно поправить ползунком Vibrance до + 40. Лучше использовать этот параметр, чем насыщенность (Saturation). Это позволит не затрагивать те области снимка, которые уже достаточно насыщены.

6. Теперь займемся контрастом. Его установим на +46.

7. Также за контраст отвечают ползунки Highlights и Shadows (подсветы и тени). Снижение интенсивности подсвеченных мест можно выполнить уменьшением значения параметра Highlights до -25. Значение теней необходимо увеличить до +20. Гора на фоне перестанет быть такой темной.

8. Параметр Оттенки чёрного (Blacks) нужен для подстройки теней и общего контраста. Его значение в данном случае увеличено до 15.

9. Для усиления голубизны неба необходимо перейти к локальным настройкам цвета в области снимка. Вначале нужно взять инструмент градиент. Он находится на верхней панели. им необходимо выделить область неба.

Теперь применение любых настроек будет действовать только на выделенный участок.

Затемнить небо можно бегунком Aquas, опустив его значение до -5, а Blues до -30. Небо на снимке стало намного красивее.

10. Можно углубиться в более кропотливую работу и подправить переход справа под веткой. Настраиваем инструмент Brush: Exposure +41, Feather 86, Flow 100 Density 50, Auto Mask - активен.

Настаиваем размер кисти.

11. Кадрирование снимка можно выполнить соответствующим инструментом.

12. Теперь добавим интересный эффект - это виньетирование. Вкладка эффекты содержит параметры Vignetting. Там устанавливаем Amount -25, Midpoint -50, Roundness 0 Feather 50.

13. Иногда на картинке видна пыль. Особенно хорошо её видно на синем небе. Избавиться от неё можно инструментом Spot Removal. Он находится вверху.

14. Нельзя оставить снимок без увеличения резкости. Это можно сделать на вкладке Детали параметром Amount 50.

15. Можно ограничить увеличение резкости только краями элементов. В этом поможет параметр Masking. В данном случае было использовано значение 50.

16. Сейчас самое время уменьшить шум на фотографии, но данный снимок его практически не содержит, поэтому каждый может взглянуть на скриншот и увидеть, где этот параметр находится.

17. На этом обработка заканчивается. Осталось только сохранить обработанный снимок в формате Jpeg. Чтобы это сделать, нужно перейти в Library и нажать Экспортировать. Будут доступны разнообразные варианты сохранения.

Теперь можно просмотреть результат в любом просмотрщике или загрузить в интернет.

Для того, чтобы обрабатывать фотографии быстрее, можно создать собственные пресеты, которые будут выполнять молниеносно стандартные действия и вносить определенные корректировки.

Всем привет. Любую фотографию можно улучшить. И сделать это можно при помощи программного обеспечения, а именно Adobe Lightroom. У меня уже сравнительно немалый опыт в фотографии, года 2 я фотографировал как любитель, после чего года 3 выполняю коммерческие заказы. Фото делаю по большей части для : фото для , фото для сайтов, и т.д. Какие бы фото я не делал, пост обработка обязательна. Никогда не возможно настроить аппаратуру идеально, что уже говорить про освещение, менять свет для каждого фото чаще всего просто нет возможности, поэтому доработка снимков это нормальный процесс.

Представим, что вы купили зеркальную камеру (либо камеру подобного класса), а что с ней делать не знаете. Этот пост расскажет, что нужно делать с фотографиями что бы они были лучше.

Зачем нужно обрабатывать фотографии?

Некоторые фотографы не обрабатывают свои снимки, считая это читерством или не профессионализмом, это их выбор. Где-то было сказано, что если есть возможность сделать снимок лучше, то почему бы это не сделать? И именно с этим я согласен на все 100%.

Улучшить качество фотографий может использование внешней вспышки. Купить недорогие вспышки для Nikon и Canon можно на Aliexpress.

Что можно исправить в фотографиях при помощи Lightroom

Начнем с того, что разберемся, что же удобнее всего улучшать в Lightroom. Инструменты Lightroom позволяют:

Исправить экспозицию и контраст снимка

Почти всегда фотографии не достаточно светлые и контрастные. На самом деле такой режим съемки самый оптимальный для профессионального фотографа, потому что полный засвет уже ничем не исправишь, и лучше чтобы фото было немного темнее. Тоже касается и контраста. Слишком контрастный снимок также может увести часть фото в очень темные тона, с которыми потом очень сложно что-то сделать.

Настроить яркость светлых, средних и темных тонов.

Это позволяет избавиться от пересветов, либо очень темных мест в фото. Например при съемке пейзажа небо всегда получается слишком светлым, а земля наоборот очень темной, без обработки не обойтись.ц

Ручная настройка насыщенности различных цветов

Вы наверное часто видели фотографии с ярким, насыщенным, голубым небом. Обрабатывая фото в Лайтрум это можно сделать при помощи нескольких инструментов. Для начала нужно убрать засвет, а после чего сильно повысить насыщенность голубого в кадре (если на фото нет других синих/голубых объектов, то все будет хорошо). Как результат вы получите небо на котором видно каждое облачно с яркой синевой. Ниже более детально рассказано про необходимые инструменты.

Настройка цветовой насыщенности, микро контраста (Saturation и Clarity в меню Presence)

Иногда фото не выглядит эффектно без дополнительных эффектов. Saturation и Clarity помогут экспериментировать с вашими фото. Clarity также позволит добавить снимку микроконтраст, когда это нужно, либо наоборот уменьшить его для портретов, например.

Подавление шумов + резкость

Все любят резкие снимки, и чтобы при этом количество шумов от высоких ISO было как можно меньше. Все это позволяет исправить Lightroom.

Исправление недостатков объективов

Все мы знаем, что каждый объектив по своему портит фото =). В некоторых сильное виньетирование, в других сильная дисторсия, либо хроматические абберации. В программу заложен огромное количество фильтров, которое позволяет исправлять фотографии сделанные тем или иным объективом.

Немного практики с детализацией!

И так. Для обработки фотографий вам понадобиться неплохой компьютер, и программа lightroom, компьютер дело не дешевое, а программа доступна и даже бесплатна (взломана). Также для успешной обработки снимков вам не помешают фотографии в формате raw, nef (это форматы сырых снимков из canon и nikon).

Почему я заговорил про мощный компьютер? Дело в том, что я использую камеру на 6mpx. nikon d70s и работал на прошлом процессоре athlon 64 x2 4400 (двухъядерный процессор 2,3 Ghz, обычно работал на 2,7-2,8mhz после небольшого разгона) с сильнейшими лагами. Процесс сохранения фотографий и обработки был очень неприятной процедурой. После небольшого апгрейда все стало замечательно. Скорость работы программы напрямую зависит от размера фотографий, если ваша камера делает снимки 16 mpx. то работать на старом компьютере будет нереально.

Теория обработки фотографий в Lightroom

Фотографии есть смысл обрабатывать практически всегда. Делать идеальные снимки можно исключительно в фотостудии, все что не в ней нужно править.

1. Кадрирование фотографии

Кадрирование используется для исправления положения фотографии относительно горизонта, и просто для удаления из кадра ненужных объектов. Кадрировать фотографию в Lightroom можно при помощи данной кнопочки. Если вы планируете печатать снимки, то все исправления нужно делать не меняя формата кадра (при исправлении зажимайте shift).

2. Исправление экспозиции фотографии

Исправление экспозиции частенько необходимо при обработке фотографий, наверное 95% снимков я правлю. Чаще конечно снимок приходится делать светлее. Почему?

Дело в том, что если снимать так что бы объект съемки был хорошо освещен, часто более светлые объекты в кадре становятся просто белыми, теряя фактуру и вид. Для этого я делаю кадры немного темнее, а потом в нужных местах подтягиваю яркость или контраст. C бегунком экспозиции все понятно. Бегунок recovery позволяет вернуть изображение в засвеченных частях снимка (насколько это возможно). Бегунок fill light позволяет осветлить самые темные участки на снимке. Blacks регулирует темные оттенки в кадре. Яркость и контраст как и везде .

3. Исправления баланса белого

Исправление баланса белого требуется немного реже, потому что фотоаппарат неплохо справляется с функцией автоматического баланса. Но погрешности в работе камеры есть всегда, да и каждый любит снимки разные, кто-то теплее, кто-то холоднее.

4. Шумоподавление

Камера частично обрабатывает снимок встроенным процессором сглаживая шумы, но компьютер может это сделать более качественно и с любыми настройками, как вы пожелаете. В современных камерах количество шумов значительно ниже, особенно в полупрофессиональных. Но как бы там ни было при печати снимков шумы могут быть сильно заметны, поэтому желательно их немного уменьшить программно.

5. Увеличение резкости снимка

Резкость добавляю почти на всех кадрах. В этом деле главное не переборщить. Я выставляю бегунок резкости на процентов 30-40, и детализацию 50-60.

6. Исправление искажений объективом

Это исправление использую пореже. Исправление желательно делать в автоматическом режиме, для популярных моделей объективов есть готовые настройки.

Практика обработки снимков в Лайтруме

Для наглядности предлагаю обработать снимок. Вот пошаговая работа со снимком.

Фотография до обработки (оригинал в формате nef)

Оригинал

Шаг 1. Кадрирование + исправление горизонта.

Оригинал+кроп
(Обрезал часть снимка, что бы малыш был ближе к центру кадра + немного наклонил фото вправо)

Шаг 2. Исправление экспозиции фотографии (сделал снимок светлее).

Оригинал+кроп+экспозиция
Снимок был темным, я его осветлил.

Шаг 3. Исправление баланса белого (передвинул бегунок немного в сторону холодных цветов, было слишком желтое).

Оригинал+кроп+экспозиция+баланс белого
Снимок был желтоватым, я подправил.

Шаг 4. Применение фильтра шумоподавления.

Оригинал+кроп+экспозиция+баланс белого+подавление шума

Шаг 5. Увеличение резкости снимка.

Оригинал+кроп+экспозиция+баланс белого+подавление шума+резкость

Шаг 6. Правка искажений объектива.

Оригинал+кроп+экспозиция+баланс белого+подавление шума+резкость+искажения объектива

Результат обработки фотографии в Лайтруме

Результат на выходе

Обработка в Lightroom фотографий с летнего отдыха

Решил добавить для примера обработки также фотографию сделанную вне помещения. Как раз появились новые снимки с летнего отдыха на море.

Специально для обработки я выбрал фото, на котором солнце находится за объектом съемки и кадр выглядит не очень сочно.

Шаг 1

Как всегда начинаем с исправление заваленного горизонта и кадрирования (смотреть выше пункт “Кадрирование фотографии”). В данном случае я повернул снимок немного влево, кадрировать кадр не буду, все выглядит и так вполне гармонично.

Шаг 2

Фотография выглядит однозначно темной. Попробуем осветлить кадр при помощи исправления экспозиции (смотреть 2 пункт вверху “Исправление экспозиции фотографии”).

Кадр немного засвечен. В дальнейшем возможно нужно будет частично уменьшить яркость снимка, но а пока приступаем к другим действиям.

Шаг 3

Контраст, тени, засветы. В Lightroom есть масса различных бегунков. Рассмотрим значение еще нескольких. Нас интересует три регулятора, которые я отметил на картинке красными галочками. Идем по порядку.

Recovery . Данный бегунок поможем нам вернуть к жизни те части кадра, которые оказались слишком светлыми. При засветы бывают очень часто и recovery очень помогает. Чем дальше бегунок сдвинут вправо, тем больше программа будет затемнять светлые части кадра.

Fill light . Без этой функции не обойтись при обработке снимков сделанных в солнечную погоду. Для того, чтобы тени от яркого солнца стали менее резкими нужно подвинуть бегунок вправо. Чем резче тени, тем дальше следует передвинуть бегунок.

Contrast . Увеличение контраста обычно делает фотографию более сочной, поэтому я практически всегда слегка увеличиваю его значение.

Сейчас я изменю значение этих бегунков и посмотрим что получится.

После внесения последний изменений, я частично уменьшил экспозицию снимка, потому что фото вышло слишком светлым. На последнем фото лучше всего заметно осветление темных участков снимка.

Шаг 4

Исправляем баланс белого. Поскольку фотография сделана не в полдень, а ближе к вечеру, на самом деле кадр должен быть желтоватым, исправим это.

Опять же, по хожу внесения изменений я пробую различные комбинации смещения бегунков. В данном случае я еще больше снизил экспозицию, а взамен сильнее осветлили темные части кадра. Изменение баланса белого сделало снимок теплее. Обработка фото почти закончена.

Шаг 5

Добавляем снимку резкости и подключаем функцию шумоподавления. Чтобы рассмотреть изменения выкладываю кроп 100%. Слева до обработки, справа после.

Ну и как всегда смотрим что было и что стало:

Фотография готова к печати!

Данный пост написан для людей, которые только начинают осваивать обработку фотографий на ПК. Очевидно, что подробно осветить столь обширную тему в рамках одного небольшого материала попросту невозможно. Здесь я попытался изложить только самую важную информацию в максимально сжатой форме.

Подразумевается, что читатель обладает неким минимумом знаний в области цифровой фотографии и имеет определенные навыки работы с компьютером. Далее будет описан универсальный алгоритм, который позволит быстро освоить азы обработки в RAW-конвертере Adobe Photoshop Lightroom 6.9 (не путать с графическим редактором Adobe Photoshop!) Использовать будем англоязычную версию программы. Предполагается, что читатель уже видел Lightroom и в целом понимает, как всё это дело работает, но при попытках улучшить конкретную, отдельно взятую фотографию терпит фиаско, теряясь в многообразии ползунков и кнопок.

Нижеописанный алгоритм в целом актуален и для других конвертеров, базовый функционал везде примерно одинаков. Отличаться будут только пользовательский интерфейс, реализация отдельных функций и другие нюансы.

Исходник фотографии, с которым мы будем работать — это RAW-файл. Обработка JPEG, конечно, тоже возможна, но менее гибка и в рамках данного поста рассматриваться не будет. Как быстро отобрать из множества отснятых в RAW-формате кадров лучшие, читайте .

Важное отступление: заниматься обработкой фотографий имеет смысл только на более-менее приличном мониторе. TN-модели, особенно бюджетные, для работы с фото малопригодны и при их использовании результат предсказуем слабо.

Идеология обработки

Бытует мнение, что постобработка — это волшебная палочка, способная сделать из плохого кадра хороший. Это заблуждение. Обработка нужна для того, чтобы скорректировать некоторые огрехи, допущенные во время съёмки и обусловленные неидеальностью фотографа и его камеры. Ещё в процессе съёмки следует чётко понимать, какие дефекты можно будет исправить позже на компьютере, а что необходимо делать хорошо сразу. Никаким редактором не исправишь промахи фокуса, смазы из-за слишком длинной выдержки, грубые ошибки в композиции кадра. Всё остальное — можно попробовать. Воспринимать постобработку нужно в первую очередь как страховочное средство для случаев, когда снять хорошо сразу сложно или вообще невозможно. И только во вторую очередь обработка — это художественный инструмент.

Итак, с вступлением закончили, приступим к делу. Импортируем нужный RAW-файл в Lightroom, отмечаем его мышкой и открываем вкладку Develop, где и будет происходить всё дальнейшее действо. Инструменты коррекции сгруппированы в столбец по правой стороне экрана:

Перед тем, как перейти к изменению параметров, полезно освоить несколько маленьких хитростей. Элементы интерфейса, про которые идёт речь в нижеследующих пунктах, отмечены соответствующими цифрами на скриншоте.

  1. Если вы накрутили что-то совсем не то и хотите вернуться к настройкам по умолчанию, в правом нижнем углу имеется кнопка «Reset».
  2. Если требуется сбросить настройки только текущего подраздела, дважды кликните мышью по его заголовку.
  3. Если нужно сбросить в исходное состояние только один параметр, сделайте двойной клик по его названию.
  4. Свернуть или развернуть раздел можно, кликнув по его заголовку.
  5. Влияние настроек отдельного раздела на картинку можно быстро включать и отключать переключателем слева от заголовка раздела.
  6. Изменять значение параметра можно «взявшись» мышью как за сам ползунок, так и за цифровое значение параметра справа от ползунка. Второй вариант является более точным.
  7. Ещё более точным является изменение параметра с клавиатуры. Наведите мышь на нужный ползунок, затем нажимайте клавишу со стрелкой вверх или вниз для увеличения или уменьшения значения параметра соответственно.

С интерфейсом разобрались, начнём обработку.

Базовые параметры

  1. Если кадр заметно темнее или светлее нормы, исправляем это при помощи ползунка Exposure в разделе Basic. На этом этапе важно оценивать кадр в целом, а не его отдельные светлые или тёмные участки, с которыми мы поработаем чуть позже.
  2. Если кадр в целом выглядит явно желтоватым или синеватым, корректируем баланс белого в подразделе WB раздела Basic. Сначала пробуем изменить As Shot на один из пресетов (Daylight, Cloudy, Shade и т.д.) Если это не дает приемлемого результата, переходим к ручной регулировке баланса белого ползунком Temp. Настраиваем этот параметр так, чтобы элементы кадра, в реальности окрашенные в нейтральный цвет (белый, серый) стали таковыми и на экране монитора, без перекоса в синий или желтый оттенок. Также можно воспользоваться пипеткой (White Balance Selector), указав ею точку с нейтрально белым или серым цветом — например, белок человеческого глаза. После такого указания Lightroom скорректирует баланс белого в кадре автоматически.
  3. Если на фотографии есть чрезмерно яркие, пересвеченные участки, которые хотелось бы приглушить, сдвигаем ползунок Highlights в минус. Тёмные участки (тени) при необходимости делаем светлее соседним ползунком Shadows. Следует помнить, что при существенном высветлении теней на них может проявиться шум, портящий картинку. Инструменты для борьбы с шумом будут рассмотрены позже.
  4. После регулировки светов и теней может возникнуть потребность вернуться к параметру Exposure и подкорректировать экспозицию кадра более точно. Собственно, Exposure, Highlights и Shadows — это три основных ползунка, оперируя которыми мы приводим фотографию к сбалансированному по освещению виду, когда на ней не должно остаться слишком тёмных или, наоборот, сильно пересвеченных участков. Если обрабатываемый RAW получен с минимально приличной камеры, грамотная манипуляция описанной тройкой параметров позволит получить результат, сопоставимый с тем, что получается при съёмке в HDR.

Кадрирование

Выбираем инструмент Crop Overlay на верхней панели под гистограммой, его кнопка выглядит как прямоугольник с сеткой внутри. Соотношение сторон для подрезки ставим Original (как у исходного снимка) или 2×3. Кадрирование с произвольным соотношением сторон (Custom) без острой нужды использовать не рекомендуется. В процессе изменения размеров кадра поверх изображения накладывается сетка, помогающая использовать правило третей для композиции кадра. После подрезки выравниваем горизонт или центральную вертикаль при помощи ползунка Angle. Для завершения кадрирования нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Цветокоррекция

Возвращаемся в раздел Basic, в подразделе Presence находим Saturation и Vibrance. Эти параметры отвечают за цветовую насыщенность фотографии — чем больше насыщенность, тем «цветастее» картинка.

Saturation изменяет насыщенность всего кадра линейно, изменять этот параметр нужно с осторожностью, чтобы не «пережечь» и так насыщенные участки или не сделать людей желтокожими.

Vibrance работает более интеллектуально, воздействуя только на средненасыщенные области и не затрагивая участки с минимальной и максимальной насыщенностью. Это позволяет раскрасить кадр более аккуратно с минимумом побочных эффектов. Именно поэтому рекомендуется использовать Vibrance, а не Saturation в большинстве случаев. В ситуациях, когда фотография изначально сильно неравномерна по насыщенности, можно использовать трюк «Saturation в минус, Vibrance в плюс». Это сделает картинку более однородной по цвету.

Если требуется изменить насыщенность не всех цветов сразу, а выборочно (например, сделать небо голубее или листву зеленее), выбираем подраздел HSL в разделе HSL/Color/B&W, и чуть ниже Saturation. Регулируем насыщенность нужных цветов соответствующими им ползунками.

Не стоит забывать, что цветовая насыщенность — это как соль в руках повара. При разумном использовании она делает пищу вкуснее, а при бестолковом может испортить блюдо напрочь. Как известно, лучше блюдо недосолить, чем пересолить. Интернет полон картинок с кислотными, режущими глаз цветами, выглядит всё это дело печально. Во всём нужно знать меру.

Шумоподавление

Открываем раздел Detail, там видим подраздел Noise Reduction. Нас интересуют два ползунка — Luminance (цифра 1 на скриншоте) и Color (цифра 2 на скриншоте). Первый подавляет яркостный шум, второй — цветовой. Настраивать шумодав удобнее всего, увеличив фотографию до масштаба 1:1 или больше.

Яркостный шум выглядит как зернистость на однотонных участках фотографии. Цвет зерён не отличается от тона участка, на котором эти зёрна присутствуют, варьируется только их яркость. Чем выше ISO, на котором сделан кадр, тем сильнее на нем выражен яркостный шум. По умолчанию параметр Luminance стоит на нуле, то есть подавление яркостного шума отключено. Так как внутри камеры при съёмке в JPEG шумодав работает даже на минимальных ISO, то картинка в Lightroom при настройках по умолчанию выглядит хоть и более детальной, но и более зернистой по сравнению с внутрикамерным JPEGом. Чтобы получить картинку, похожую на внутрикамерную, ползунок Luminance нужно выставить на значение 15-20 для фотографий, снятых на минимальных ISO. Если фотография снята на более высоком ISO и такого уровня шумоподавления не хватает, можно увеличивать Luminance выше, пока зернистость не уменьшится до приемлемого уровня. Однако, тут нужно быть осторожным, так как шумодав вместе с шумом удаляет и мелкие детали изображения. Если выкрутить Luminance слишком сильно, картинка станет неестественной, «пластилиновой».

Цветовой шум похож на яркостный, только его зёрна отличаются от общего тона по цвету. Это такие разноцветные пиксели, делающие картинку «грязной». Для борьбы с цветовым шумом используется ползунок Color. По умолчанию он выставлен на значение 25, чего хватает в большинстве случаев. Поднимать значение выше имеет смысл, когда фотография снята на очень высоком ISO и/или очень убогой камерой. Также более сильное шумоподавление может быть необходимо при глубокой цветокоррекции. Например, если вы увеличиваете насыщенность неба так, что оно из светло-голубого превращается в синее, на некоторых участках картинки могут появиться характерные шумовые артефакты (цифра 3 на скриншоте). Чтобы их устранить, понемногу увеличивайте значение Color до уровня, когда артефакты исчезнут.

Ретушь

Иногда бывает нужно убрать с фотографии отдельные мелкие элементы — птиц на небе, мусор, дефекты кожи. Для этого используется инструмент Spot Removal, кнопка которого расположена на верхней панели и выглядит как кружок со стрелкой.

Все настройки инструмента оставляем по умолчанию, используем режим Heal. Увеличиваем картинку до нужного размера и наводим кружок «прицела» на центр объекта, который нужно устранить. Колесиком мыши регулируем размер кружка так, чтобы он закрывал объект целиком, кликаем левой кнопкой. После этого участок под «прицелом» (цифра 1 на скриншоте) автоматически заместится соседним фрагментом изображения, и на экране появится второй кружок, отмечающий место, откуда был взят фрагмент для замещения (цифра 2 на скриншоте). Если замещение с автоматическим выбором фрагмента выглядит неудачно, кружок с замещающим фрагментом можно передвинуть вручную для получения лучшего результата.

Если ретушируются очень мелкие объекты на однородном фоне, автоматика почти всегда срабатывает хорошо и не требует корректировки. В этом случае параметр Tool Overlay в левой нижней части экрана (цифра 3 на скриншоте) можно переключить в Never. В таком режиме дополнительные кружки для выбора фрагмента появляться не будут, устранение дефектов будет проходить совсем просто, в один клик.

Когда все нужные участки отретушированы, нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Вот, собственно, мы и рассмотрели основные этапы обработки. Часто после завершения цикла имеет смысл вернуться в его начало и пройти по некоторым шагам ещё раз, но с уже более тонкой подстройкой.

Заключение

Как было сказано в начале поста, вышеописанный алгоритм является базовым, минимальным вариантом. В нём оставлены без внимания увеличение резкости , тоновые кривые, фильтры и другие инструменты. Даже любимые многими фотографами параметры Contrast и Clarity я решил не упоминать, дабы лишний раз не запутывать начинающих. Обработку, как и другие вещи, лучше изучать от простого к сложному — сначала осваиваем до состояния автоматизма базу, а уж потом идём дальше. Если бездумно хвататься сразу за всё, что видит глаз, каша в голове гарантирована.

Adobe Lightroom - очень мощный инструмент, который сочетает в себе возможности каталогизации снимков со множеством приспособлений для редактирования и коррекции. Кроме этого, он включает в себя самый распространённый Raw-конвертер - Adobe Camera Raw, который позволит вам выжать максимум из кадров с камеры. Помимо каталога и конвертера, в Adobe Lightroom есть возможность публикации снимков на фотосайтах, в социальных сетях и фотостоках напрямую. Это делает процесс отбора и работы с фотографиями очень быстрым, простым и наглядным.

Мы хотим вас познакомить с основными инструментами, доступными в этом мощном редакторе.

Основные инструменты редактирования

На панели редактирования сверху находится гистограмма, которая позволяет наглядно оценить освещённость снимка. Под ней приводится информация о параметрах съёмки - ISO, фокусное расстояние, выдержка и диафрагма. А ниже расположены пиктограммы инструментов:

Кадрирование фотографии
Удаление мелких дефектов и пыли
Коррекция эффекта красных глаз
Линейный градиент
Круговой градиент
Корректирующая кисть

Кадрирование . При кадрировании можно в выпадающем меню выбрать формат результирующего кадра, а затем мышкой потянуть за границы сетки, наложенной на изображение.

Тут же доступна и «линейка» - инструмент выравнивания горизонта. При этом можно задавать значения и в градусах, и просто на изображении мышкой указать, какая линия должна быть горизонтальной.

Аналогично строится работа и с вертикалями. При этом Lightroom сам поймёт, вертикаль вы хотите выровнять или горизонталь по наименьшему отклонению.

Градиент . Этот инструмент позволяет применять воздействия на часть снимка, ограничив его прямоугольной областью.

Для работы с инструментом надо с помощью мыши кликнуть по той части изображения, воздействие на которую должно быть максимальным (в данном случае - верх снимка). Затем, не отпуская кнопку мыши, потянуть вниз и наложить градиент. При этом градиент будет выглядеть как плавный переход от 100% воздействия к 0%. А 50% плотности будут приходиться на середину, где находятся так называемая спина градиента и точка градиента.

Плечо градиента - это расстояние между 100% и 0%. Его можно менять, таким образом регулируя плавность перехода. Но сам градиент всегда будет накладываться от края кадра.

Более подробно эти и другие приёмы рассматриваются и описываются в курсе по базовой обработке фотографий в Fotoshkola.net .

Градиент можно вращать или перемещать, взявшись за точку градиента. Если же задержать на ней мышь на несколько секунд, то маска градиента подсветится красным, что позволит наглядно оценить область воздействия.

По умолчанию панель инструментов находится в свёрнутом состоянии. Регулировать можно только степень воздействия с помощью ползунка Amount. Чтобы развернуть панель и получить доступ ко всем настройкам, нужно нажать на стрелку справа вверху панели.

В градиенте можно регулировать те же самые параметры, которые доступны для регулировки всего изображения в блоке Basic - экспозицию, баланс белого, точки белого и чёрного.

Примерно вот так это может выглядеть.

Кадр без градиента

Параметры градиента, его местоположение, размер плеча можно менять в любой момент обработки. Также можно накладывать на изображение любое количество градиентов и комбинировать их между собой.

Круговой градиент . Его действие и поведение аналогичны линейному. Он также представляет из себя маску с плавным переходом от 100% воздействия выбранных фильтров к 0%.

Для регулировки плавности воздействия тут предназначен параметр Feather , расположенный в самом низу панели. Если поставить галочку Invert Selection , то область с 100% воздействием будет расположена внутри круга.