Минпромторг РФ не будет переносить Казанский пороховой завод: его закроют. История

Минпромторг РФ не будет переносить Казанский пороховой завод: его закроют. История

Муромский завод им. Орджоникидзе

Чугунно-литейный завод купца Николая Васильевича Зворыкина открыт в 1828 (1817) г. в Бучихинском овраге г. Мурома. В 1890 г. «Паровая машина -1, 6 сил; 2 паровых котла. Вагрянок на 150 пуд., 2 отливки, машина воздуходувная – 1. Освещение керосином. Работает днем. Рабочие: 32 муж., 5 малолетн. Живут на квартирах».
Во «Владимирском календаре и памятной книжке на 1903 год» в разделе «Гор. МУРОМЪ» отмечается: «Среди чугунно-литейных заводов самым старым (с 1817 г.) и вместе с тем самым обширным (среди местных) по производству является завод купца Константина Николаевича Зворыкина (Константин Николаевич Зворыкин - это сын умершего в 1896 году купца Николая Васильевича Зворыкина – Торского, которому принадлежал этот завод ранее), освещаемый пиронафтом (Пиронафт – это тяжелое, по своему удельному весу, осветительное масло из нефти, малой огнеопасности, однако требующее для своего применения в качестве средства освещения осветительных ламп [фонарей] особого устройства). На заводе (при 37 рабочих) вырабатываются котлы, вьюшки, задвижки, сковороды, колеса тачечные, гири, ступки и т.п., всего на сумму до 30000 р. (из старого чугунного лома) и сбываются на Нижегородскую ярмарку».

В юго-западной части города Мурома, около Торского болота, купец Петр Васильевич Зворыкин (1752 - 1820 гг.) построил маленькую кузницу, которой суждено было стать первым предшественником завода имени Орджоникидзе.
В 1820-м году ее владельцем стал Павел Петрович Зворыкин (1778 - 1830 гг.), после смерти которого владелицей стала его жена - купчиха Авдотья Григорьевна Зворыкина.
Наследники Зворыкина расширили кузницу, пристроив к ней небольшую литейную мастерскую. На этом примитивном предприятии работало полтора-два десятка человек. Здесь изготовлялись конские подковы, дверные и оконные петли, ободья для колес. Труд был ручной, тяжелый. Рабочие получали гроши.

В 1852 г. открыт чугунно-литейный завод купца Василия Павловича Зворыкина , в г. Муроме. Товарищество В. и В. Зворыкиных. В 1890 г. «Паровая машина - 1, сил 12, паровых котлов - 1; освещение керосином; работает днем, рабочие: 36 муж., 4 малолетн.».
Купчая крепость 1884 г. купца Василия Павловича Зворыкина: «штабс-капитан Сергей Павлович Прохоров за себя и как поверенный находящейся под его попечительством сестры его из потомственных дворян девицы Ираиды Павловны Прохоровой продал Муромскому купцу Василию Павловичу Зворыкину принадлежащую им, Прохоровым, свободную от запрещений, наследственную после матери их вдовы майора Екатерины Павловны Прохоровой землю, оставшуюся от надела крестьян села Малотиц и дер. Варежа, Муромского уезда, находящуюся при этих селениях, в количестве ста девяносто четырех десятин двух сот четырех квадратных сажен, со всеми на сей земле лесами и водами и всякого рода угодьями и всеми их принадлежностями, ничего не исключая, а как в натуре состоит, более или менее, всю без остатка».
5 октября 1889 г. в уездной управе получено от Муромского купца Василия Васильевича Зворыкина заявление, следующего содержания: «На 1889 г. выдан мне из управы сей окладной лист за № 943, в котором значится доставшейся мне после покойного родителя моего, Муромского купца Василия Павловича Зворыкина земли, купленной у Прохоровых 194 дес., тогда как, по прилагаемому при сем удостоверению, ее имеется в наличности 151 дес. 2091 саж., на основании изложенного имею честь просить земскую управу: излишне взыскиваемый с меня налог скостить».
В 1889 году основано Торское Товарищество.
В 1911 году была установлена паровая машина мощностью 18 лошадиных сил. Завод выпускал машинные части для текстильных фабрик, ручные прессы и точила, весовые гири, различные скобяные изделия.
В 1918 году этот завод был национализирован.

Завод инженер-механика Павла Федоровича Валенкова

Второй предшественник завода им. Орджоникидзе - Механический и чугунно-литейный завод инженер-механика Павла Федоровича Валенкова открыт в 1887 г. (в восточной части нынешней территории завода). Первоначально завод состоял из небольшой литейной, такой же кузницы и механической, в тоже время и плужной мастерской. Рабочих было только 26 человек. В 1889 г. «1 паровая машина, 2 сил; 1 паровой котел. Вагранка – 1, вентилятор-рута – 1, горн меде-плавильн. – 2, строгальный станок – 1, токарный станок, сверлильный – 1, тиски. Освещение керосином. Рабочие: 26 муж. Живут на квартирах».
В дальнейшем завод стал расширяться. 15/1-1903 г. открыт большой корпус механического цеха. Завод стал специализироваться на постройке судовых машин, попутно с этим принимая самые разнообразные заказы, вплоть до постройки пароходов, корпуса которых в разобранном виде отправлялись по назначению. Около села Карачарова была устроена судостроительная верфь .

Пароход «ЕРАХТУРЪ»

Пароход «ЕРАХТУРЪ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда. Мощность 160 л. с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.


Пароход «РЯЗАНЬ»

Пароход «РЯЗАНЬ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л. с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350 пассажиров. Владелец – А.В. Качков. Курсировал по реке Оке.
В 1902 г. на заводе слесарем В. А. Исаковым был организован с.-д. кружок, развивавший широкую деятельность. В начале 1903 г. на завод поступает Шляпников, а по отъезде Исакова берет на себя руководство кружком.
Вот как описывает Шляпников машиностроительный (механический) завод:
«Завод Валенкова отличался от Торского большей квалификацией, лучшим оборудованием и несколько большим заработком... Рабочие были более развитые, чем на других заводах и фабриках. Режим внутри предприятия был строгий. Самые мастерские были оборудованы по последнему слову техники, и эксплуатация труда была поставлена на европейский манер, но с дополнением русской матерщины» (А. Шляпников. «Подпольная работа в Муромском районе (1902 - 1904 годы)». В Муром. сборнике, стр. 42).


В начале февраля месяца 1906 года жандармерия и полиция совершили ночную облаву всего завода Валенкова. В судебном следствии по нашему делу сохранилось сообщение помощника начальника Владимирского губернского жандармского управления судебному следователю, со всеми деталями и результатами обыска…
«Секретно.
Господину Судебному Следователю Владимирского Окружного Суда 1-го участка Муромского уезда.
Начальником Владимирского Губернского Жандармского Управлении, по соглашению с г. Владимирским Губернатором, было возложено на меня производство, в порядке Положения о Государственной Охране, обысков при содействии чинов полиции у рабочих механического завода П. Ф. Валенкова, что в гор. Муроме, для отобрания оружия и огнестрельных припасов.
Вследствие сего, мною и чинами местной полиции были произведены обыски в ночь с 1-го на 2-е текущего февраля у более обративших на себя внимание 49-ти рабочих названного завода…»
«По отзывам многих рабочих, в большинстве живых и поныне, завод являлся хорошею школою, так как умелое техническое руководство и наблюдение, в соединении с требовательностью, предъявляемой к рабочему, выучивали его, приучали к точности и аккуратности, воспитывали в нем уважение к труду в лучшем понимании этого слова. И до настоящего времени при приеме на работу лучшей рекомендацией для рабочего является его заявление, что он «работал у Валенкова» (С. Ветров. Очерк в Мур. сборнике «20 лет рабочей организации». 1923. стр. 11).
По причине объявления несостоятельным заказчика Лукьянова (с Урала), а в связи с этим опротестования завода, последний в 1904 г. перешел под руководство специально учрежденной администрации, а в 1907 г. за долги и стоял в бездействии.
«На поле за городом . Одиноким сиротою стоит на поле «Бучиха» бывший механический завод Валенкова. Грустно смотрят его запыленные окна на яркую зелень поля; вспоминается старику былое время, когда в нем и около ключом были жизнь. Гудели машины, реяли в воздухе приводные ремни, миллионы искр блестящим фейерверком неслись из кузнечных горнов, визжали острия сверл, врезаясь в твердый металл, и, покорный воле человека и его рукам, oн из бесформенных кусков полос и листов соединялся в гармонически целое, вырастая в стройные красавцы пароходы и пароходики, бороздящие и посейчас воды рек: Ока, Москвы и даже далекого Амура. «Теперь все прошло, и грустен старый завод, хмурый и молчаливый,- но сегодня он все-таки смотрит как 6удто-6ы повеселее: заходящее солнце, золотыми пятнами, отражаясь в стеклах окон, смягчает его угрюмость и на прилегающем к нему футбольном поле толпа народа: идет игра между новой ученической командой «голубые» и местной командой «зеленые». Зрителей масса, преобладают свои окрайные обыватели, т.н. «миллионка»…» («Муромский Край», Среда, 18-го июня 1914 г.).
В 1915 г. новый владелец завода, мануфактурист, совершенно не интересовавшийся незнакомым ему делом, продал оборудование и оно было развезено по разным заводам будущей „Гомзы".
В 1916 году новый владелец - купец Анохин построил кирпичный корпус, предназначенный для льно-прядильной фабрики. Осуществлению этих замыслов помешала война, и корпус пустовал до 1931 года, когда на его базе был создан завод «Станкопатрон им. Орджоникидзе». В 1930-е гг. председателем завкома был Махов, директором – Князев.

1923 г. – основание ЗИО.

В 1935 году завод имени Компартии Франции – бывший Торский проводит реконструкцию и начинает выпуск кузнечно-прессового оборудования.
За неполные шесть месяцев сорок первого года на фронты Великой Отечественной войны ушли 600 работников заводов им. КПФ и «Станкопатрон» (завод им. Орджоникидзе). И все же к началу 1942 года заводы полностью завершили перестройку на военный лад.
«…Наш завод им. Орджоникидзе, равно как и другие предприятия страны, приступил к составлению пятилетнего плана. Завод – единственный в стране, выпускающий токарные патроны типа ТС - 240 мм., 325 мм. и 380 мм., цилиндры пневматического действия 200 мм., 250 мм. и 400 мм., сверлильные патроны №№ 3 и 4, без которых немыслима оснастка станков. Впервые в Советском Союзе мы освоили производство пневматических подъемников грузоподъемностью 200 кгр., ранее импортируемых из-за границы.
Каковы же перспективы пятилетнего плана развития нашего завода? В 1950 году мы должны выпускать токарной продукции по сравнению с 1945 годом в два раза больше. Производство отдельных видов изделий, например, пневматических подъемников разной грузоподъемности возрастет в шесть раз.
Однако из этого не следует, что с увеличением выпуска продукции должно увеличиться в таком же соотношении строительство, вспомогательные службы, количество работающих и т.д. Развитие завода пойдет, главным образом, за счет лучше организации труда и технических усовершенствований, которые обеспечат максимальный рост производительных сил.
Основным условием развития производительных сил и подъема культурного уровня трудящихся должно явиться повышение производительности труда, которое планируется к концу пятилетки увеличить на 60 проц.
Несмотря на переход с 11-часового рабочего дня на 8-часовой, зарплату рабочего мы намерены не только сохранить, но и увеличить за счет повышения производительности труда к концу пятилетки на 35 проц. В основу перспективного развития завода в пятилетнем плане и роста производительности будут положены прогрессивные изменения и внедрение новой технологии, полное изъятие физически изношенного и устаревшего оборудования, механизации трудоемких производственных процессов, применение термообработки токами высокой частоты, механизации погрузочных и разгрузочных работ, усовершенствование существующих поточных линий, внедрение пневматических зажимов, организация узловых сборок.
Развитие завода и его рост связаны с проведением значительного капитального строительства промышленно-подсобных объектов. На культурно-бытовое и жилищное строительство предполагается израсходовать свыше 20 млн. рублей. Будет построено 15 тысяч кв. метров жилой площади, детсад, магазин, парикмахерская, прачечные и бани, рассчитанные на обслуживание всех работающих. Намечается разбивка парка с древонасаждениями, газонов, скверов и пр. В парке будет построен клуб. К территории парка примкнут стадион, площадки со спортивными приспособлениями. На Оке приступим к постройке водной станции. Намечено окончание строительства второй очереди блока механических цехов с полезной площадью до 4400 кв. метров. Механические цехи будут сосредоточены в одном корпусе. Это позволит установить мостовые подъемные краны для обслуживания производственных процессов на участках крупных деталей.
Будут построены цехи: термический с установкой в нем до 10 термопечей, снабженных подъемно-транспортным оборудованием; ремонтно-механический площадью 600 кв. метров; ремонтно-строительный и электромастерская.
Постройка собственного литейного цеха с производительностью до 5000 тонн, с необходимыми вспомогательными службами – складом формовочной земли модельной, сушилки и других – позволили нам освободиться от зависимости смежников.
Предусмотрено строительство железнодорожных веток нормальной и узкой колеи, автомастерской, депо для мотовозов, механизация погрузо-разгрузочных работ, применение механизмов горизонтального и вертикального направления.
Ведущее место в плане развития завода отведено повышению квалификации рабочих и техническому обучению. За годы войны нами обучено – 2335 человек. Широкий охват техническим обучением дал возможность повысить производительность труда на 30 проц. За период пятилетки нами будет организован при заводе техникум на 75 слушателей с отделением холодной обработки металлов.
Решим эту грандиозную задачу, мы еще более укрепим могущество нашего государства и значительно улучшим благосостояние рабочего класса, удовлетворение его культурных запросов.
О. Несвижский, и. о. директора завода» (газета «Призыв», 18 сентября 1945).

В марте 1950 года заводы им. КПФ и «Станкопатрон» были реорганизованы в единый завод им. Орджоникидзе.

Строительство производства домашних холодильников осуществлено в пятидесятых годах. Еще на пустыре шумели бульдозеры и экскаваторы, а в конструкторском бюро, возглавляемом К. Д. Калошиным, вовсю кипела работа. Потом к делу приступило и технологическое бюро, возглавляемое Н. В. Арьянским, которое вело подготовку производства холодильников. Вскоре были собраны опытные образцы, показавшие на испытаниях хорошие результаты.
В январе 1958 г. Муромский завод им. Орджоникидзе освоил производство холодильников.
«Ока» - автоматический электрохолодильник предназначается для хранения путем искусственного охлаждения скоропортящихся пищевых продуктов и приготовления пищевого льда. Он представляет собой прямоугольный шкаф с холодильной камерой полезной емкостью в 200 литров. Холодильная камера снабжена съемными решетчатыми полками для размещения пищевых продуктов. Для удобного и лучшего хранения мяса, рыбы, фруктов и овощей предусмотрены специальные сосуды. В верхней части холодильной камеры размещено прикрытое дверкой морозильное отделение, где замораживаются и хранятся продукты, а также приготавливается пищевой лед в виде кубиков. На внутренней стенке двери шкафа устроены полки для бутылок, яиц и других мелко расфасованных продуктов. Холодильная камера освещается электрической лампой. Охлаждение камеры осуществляется с помощью холодильного агрегата, включающего в себя компрессор, электродвигатель переменного тока, конденсатор, испаритель, пусковую и терморегулирующую автоматическую аппаратуру, а также систему трубопроводов. Компрессор и электродвигатель заключены в общий герметический кожух.
В 1960 году предприятие достигло проектной мощности по производству этого вида продукции. Было изготовлено 45511 холодильников.

Коллектив конструкторов систематически совершенствовал качество холодильного агрегата. Была создана новая конструкция холодильника «Ока-III» модели КШ-20, занявшая по своим художественно-конструкциям и экономическим параметрам одно из первых мест среди моделей холодильников, выпускаемых в стране. В холодильнике «Ока-III» при тех же габаритах полезный объем увеличен на 75 литров (на 60 процентов), резко снижен вес, возрос удельный вес пластмасс.
Его прямоугольная форма, отвечающая современным требованиям технической эстетики, особая изящность двери, новая укладка трубопроводов, надежность в работе явились достойным завершением большого творческого труда конструкторов, всего коллектива цеха. Это уже - уровень лучшие мировых образцов. «Ока-III» высоко оценивается на выставках международного класса. За высокие технические качества на международной выставке «Интербытмаш-68» домашний холодильник «Ока-III» получил диплом. За разработку и освоение серийного производства холодильника «Ока-III» завод удостоен диплома II степени ВДНХ СССР. Заместитель главного инженера А. М. Баранихин награжден серебряной медалью, главный конструктор холодильников В. Л. Шишлин - бронзовой.
В 1969 году был выпущен миллионный холодильник.
В 1971 году с конвейера цеха холодильников сходило по 500-600 агрегатов в сутки.

После реконструкции ОАО «Муром-машзавод» в 2000 году образовалось новое предприятие ЗАО «Ока-холод». Выпускаются модели холодильников ОКА уже третьего поколения с использованием комплектующих изделий турецкой компании ВЕКО.
Завод получил инвестиции $10 млн. только на оснащение производства современным европейским оборудованием. Значительные средства расходуются на раскручивание марки.
Новый модельный ряд включает однокамерные холодильники и морозильники в виде столика, двухкамерные холодильники с верхней и нижней морозильной камерой от 245/50 л до 336/108 л с одним и двумя компрессорами, морозильники 216 л.

Обширная территория старейшего в Муроме машиностроительного предприятия в настоящее время частично занята его преемниками (Муроммашзавод и Муромэнергомаш), однако по большей части представляет из себя совершенно брошенные здания с разрушенными железнодорожными путями, разбитыми окнами и перекопанными дорогами. Несколько десятков крупных и малых строений разных лет постройки, среди которых большие цеха и высокие заводские трубы, доступны для осмотра и практически не охраняются.

ООО "Муромский завод специального оборудования" .
Общество с ограниченной ответственностью «Муромский завод специального оборудования» осуществляет преимущественно проектирование и производство автоматизированных линий для изготовления металлочерепицы и профнастила. Предприятие создано на базе производственных мощностей завода имени Серго Орджоникидзе.

ОАО «Муромский машиностроительный завод» - преемник машиностроительного ордена Октябрьской революции завода имени Орджоникидзе.
Более 50 лет ОАО «Муромашзавод» обеспечивает запасными частями 1 категории качества бронетанковые заводы, базы бронетанкового имущества и воинские части, осуществляет экспортные поставки.

Начало эксплуатации завода - 2 мая 1919 года. Тогда на ремонт в сборочный цех были поставлены первые паровозы. Завод назывался Паровозоремонтный. Ремонт паровозов осуществлялся до 1930 года. Всего было отремонтировано 863 паровоза.

В 1931 году завод был преобразован в КЭС - Крекинг-электровозостроительный и в том же году, в рекордно короткий срок (за 3 месяца и 25 дней), выпустил первый советский крекинг-аппарат для нефтехимической промышленности. В те годы предприятие, кроме крекингов, изготавливало узкоколейные паровозы, железнодорожные платформы, промышленные и рудничные электровозы, тюбинги для московского метро, а также много другой продукции.

По просьбе рабочих 8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности, и завод стал называться Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗиО).

В 1941 году завод прекратил выпуск гражданской продукции (часть оборудования вместе с рабочими была эвакуирована на Урал), а все имеющиеся мощности были переведены на крупносерийное производство для нужд оборонной промышленности. Завод изготавливал корпуса гранат, противотанковые надолбы, ремонтировал танки и орудия, оснащал бронезащитой боевые самолеты ИЛ-2.

В 1942 году, после эвакуации в Подольск Таганрогского котельного завода, на ЗиО стал осуществляться ремонт паровых котлов, а затем, в 1946 году, был изготовлен первый паровой котел с маркой «ЗиО». Заводу принадлежит приоритет в области создания отечественных прямоточных паровых котлов, выпуск которых начался в конце 40-х годов. За 70 лет изготовлено свыше 700 котлоагрегатов различной мощности и параметров для 152 отечественных и зарубежных электростанций общей мощностью свыше 66 млн. кВт, в т.ч. более 16 млн. кВт на экспорт.

С 1952 года, начиная со строительства первой в мире АЭС в г. Обнинске, завод изготавливает наиболее ответственное тепломеханическое оборудование для атомных электростанций. Оборудование с маркой «ЗиО» установлено на всех атомных станциях, построенных в СССР. Зарубежные АЭС с реакторами типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 также укомплектованы оборудованием завода.

В 1966 году за досрочное выполнение семилетнего плана по производству машин и оборудования предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1976 году за заслуги в создании и производстве новой техники – орденом Октябрьской Революции.

В 90-е годы было освоено, впервые в России, производство новой продукции - котлов-утилизаторов для ПГУ, с 1993 года начат выпуск оборудования для газокомпрессорных станций ОАО «Газпром».

С 2000 года завод носит название ОАО «Машиностроительныйзавод «ЗиО-Подольск».

В 2003 году за выдающиеся заслуги в деле возрождения славных традиций и развития отечественного предпринимательства, связанных с достижением в производственной деятельности завод удостоен ордена «Слава России».

С 2007 года завод входит в холдинг «Атомэнергомаш» - энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом».

Адрес: 142103, Московская обл., г. Подольск, ул. Железнодорожная, д.2.

Подольский машиностроительный завод основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране. Выпускал локомотивы в 1930-1939 гг. Изготовил 114 шт.
ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", начиная со строительства первой в мире атомной электрической станции в 1952-1954 гг. (г. Обнинск), является одним из лидирующих предприятий России в области разработки и поставки оборудования для АЭС.
На всех атомных станциях, построенных в СССР, установлено оборудование завода. Зарубежные атомные станции в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Восточной Германии, Финляндии с реакторами типа ВВЭР-440 (более 100 шт.) и ВВЭР-1000 (более 120 шт.) укомплектованы парогенераторами с маркой "ЗиО". Завод является изготовителем уникального оборудования для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпусов реактора, промежуточных теплообменников "натрий-натрий", парогенераторов.

29 апреля 1919 года было подписано постановление Совета Обороны о строительстве паровозоремонтного завода в г. Подольске.

2 мая 1919
года на ремонт поставлен первый паровоз. Именно с этого дня начал своё существование Подольский паровозоремонтный завод , развернутый на площадке кабельного и меднопрокатного завода, который в 1915 году затеяло, да не успело достроить Московское товарищество меднопрокатных и кабельных заводов. Одним из совладельцев несостоявшегося предприятия был Константин Сергеевич Алексеев, взявший в истории своё под именем Станиславского, известного каждому театралу во всем мире.

После принятия на XVI конференции ВКП(б) (23-29 апреля 1929 г.) первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1929-1932 гг.) завод приступил к освоению и выпуску новых видов продукции и получил название Подольский крекинго-электровозостроительный завод (КЭС). Совместно с заводом "Динамо" он строил промышленные электровозы.
Примечание: одновременно завод изготавливал корпуса для танков и бронемашин конструкции Н.И. Дыренкова. В книге Коломиец М.В., "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", М.: Стратегия КМ, 2003 сообщается: "...Подольский Крекинг завод. Программа по корпусам Т-27 выполнена полностью. По Т-37 подано в течение первого полугодия вместо 250 запланированных только один кондиционный корпус. Основной причиной такого положения является переход на штамповку и цементацию без достаточно серьёзных предварительных опытов и подготовительных работ. В настоящее время можно сказать, что завод штамповкой овладевает. Дальнейшее выполнение программы зависит от подачи кондиционного бронелиста с Кулебакского завода, который до мая-июня бронелиста не подавал из-за отсутствия ферросплавов. В настоящее время на заводе имеются кондиционные ферросплавы и завод начал подавать броневой лист..."

В июле 1931 года на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (так именовался тогда ЗиО) вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты "Кэсовец". Позже её название менялось – "Знамя стахановца", "Знамя труда".

8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886-1937), застрелившегося 18 февраля 1937 года, и стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе .

В 1939 году за рекордно короткий срок - 3 месяца и 25 дней - коллектив завода выпустил первый отечественный крекинг-аппарат.

До 15 октября 1941 года, т.е. до начала эвакуации, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2.

В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург) на территорию Уральского завода транспортного машиностроения (Уралтрансмаш). К 1 ноября 1941 года, завод был почти полностью вывезен из Подольска. Отправлено 366 металлообрабатывающих станков, 36 кузнечно-прессовых машин, 184 единицы силового и подъемно-транспортного оборудования, более пяти тысяч тонн листовой и профилированной стали, свыше двух тысяч тонн деталей, главным образом незавершенного бронекорпусного производства, и прочих материальных ценностей. Следом за эшелонами с оборудованием шли железнодорожные составы с рабочими, инженерно-техническими работниками, служащими и их семьями. Всего было эвакуировано 3850 человек. До тридцати эшелонов - 1092 вагона - ушли тогда из Подольска с людьми и имуществом только одного завода...
http://www.podolsk-news.ru/stat-39.php

Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина.

1942 год. Возвратившийся из эвакуации Подольский завод не мог использовать всю свою прежнюю территорию. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный в июле 1942 году из Таганрога завод "Красный котельщик", коллектив которого не насчитывал даже сотни рабочих, инженеров и техников. Таким образом, на площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.

В августе 1942 года завод "Красный котельщик" выдал первую энергетическую продукцию (два сепаратора), выпущенную на подольской земле. Уже в сентябре "Красный котельщик" изготовил первый котел СП-4 производительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер.

В феврале 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства

21 декабря 1945
года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому вместо предприятий, работавших в военное время на одной территории, в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗИО) . Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности.
Постановление СНК СССР № 3150-952сс "Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865" (21 декабря 1945 г.)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 ) на подольском заводе укрепляли броней самолеты, ремонтировали танки Т-34, приходившие из боев под Москвой, выпускали бронекорпуса и башни для плавающих танков Т-38. И так же, как в начале становления завода, именно война определила профиль мирной продукции. В 1942 году в Подольск из Таганрога был эвакуирован "Красный котельщик". Этот завод потом вернулся домой, а на подольском заводе стали выпускать котлы разных мощностей для тепловой энергетики.

28 января 1946 года И.В. Сталин подписал постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп "О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода". В этом совершенно секретном (особая папка) документе речь шла о создании первого промышленного реактора на Урале. Говорилось там и о том, что при Подольском машиностроительном заводе им. Орджоникидзе следует организовать "Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования" (сокращенно ОКБ "Гидропресс" НКТМ)".
Примечание : Шолкович Борис Михайлович (1900-1965), первый начальник и главный конструктор ОКБ "Гидропресс" с 1946 по 1954 г.
В 1964 году ОКБ "Гидропресс" распоряжением Совета министров СССР был выделен из структуры завода в самостоятельное предприятие.

16 мая 1950 года вышло постановление правительства СССР о строительстве в Лаборатории "В" (г. Обнинск) атомной электростанции - первый практический проект использования атомной энергии для производства электричества. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960), главный конструктор – Николай Антонович Доллежаль (1899-2000).

1958 год. Изготовлена первая ядерная установка (стенд 27/ВТ), которая обеспечила успешное решение задачи по созданию ЯППУ (ядерных паропроизводящих установок) для АПЛ (атомных подводных лодок), на промплощадке Физико-энергетического института в г. Обнинске. "Разработчиком документации ЯППУ было ОКБ "Гидропресс", изготовителем оборудования – Подольский завод им. Орджоникидзе. Стенд 27/ВТ являлся наземным прототипом ЯППУ АПЛ проекта 645, представлял собой полномасштабную половину одного борта АПЛ, включающую реактор, парогенератор, насосы, трубопроводы первого и второго контуров, турбинную установку, систему управления и другие обеспечивающие системы" [газета "Содружество", № 1(156) январь 2006 г.]. В 1961 году комплекс работ по созданию стенда 27/ВТ был удостоен Ленинской премии.

28 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О разделении Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР на два министерства" - Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Министерство энергетического машиностроения СССР (утвержден законом СССР от 9 июля 1975 г. № 1841-IX). Минэнергомашу в административном порядке были "переданы" из других министерств 25 заводов, 7 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и 8 учебных заведений.

9 июля 1976 года приказом Министерства энергетического машиностроения СССР на Подольском машиностроительном заводе создано отделение НПО ЦНИИТМАШ. Заведующим отделением назначен кандидат технических наук Вячеслав Кириллович Парахин. Отделение НПО ЦНИИТМАШ было ликвидировано 31 декабря 1985 года.

28-29 июня 1979 года совместный научно-технический семинар сотрудников НПО ЦНИИТМАШ и ЗиО "Конструкторско-технологические проблемы изготовления теплообменного оборудования".

19 апреля 1981 года в газете "Социалистическая индустрия" опубликована статья "О присуждении премий Совета Министров СССР 1981 года за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ". Под № 14 указана "за разработку новой коррозионно-стойкой безникелевой стали, освоение металлургического производства, внедрение изделий из этой стали в промышленное оборудование АЭС премия в размере 10 тыс. рублей".
В список фамилий из 32 человек включены, в частности, сотрудники Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе:
Ардаматский Виталий Андреевич, заместитель главного технолога;
Кущев Анатолий Пантелеевич, главный металлург;
Баканов Анатолий Федорович, начальник конструкторского отдела;
Вивсик Святослав Николаевич, главный сварщик;
Гребенников Владимир Николаевич, к.т.н., заместитель главного конструктора;
Иванов Николай Сергеевич, начальник цеха;
Карлашов Анатолий Михайлович, электросварщик;
Лапутин Сергей Дмитриевич, котельщик.

23 июня 1992 года арендное предприятие "Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Подольский машиностроительный завод" ("ЗиО").

02 декабря 1993 года АОЗТ совместное предприятие "Подольский машиностроительный завод" реорганизовано в акционерное общество открытого типа.

20 ноября 1995
года из названия предприятия убраны слова "совместное предприятие". Новое название - АООТ "Подольский машиностроительный завод".

01 августа 1996 года АООТ "Подольский машиностроительный завод" переименовано в Открытое акционерное общество "Подольский машиностроительный завод".

18 декабря 1998 года по заявлению Государственной налоговой инспекции по г. Подольску и Управления Пенсионного фонда в отношении ЗиО была возбуждена процедура банкротства.

В 1999 году ОАО "Подольский машиностроительный завод" переименован в ОАО "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск".

24 марта 2000 года процедура банкротства прекращена в связи с утверждением мирового соглашения с конкурсными кредиторами (заключено 10 марта 2000 г.) и подписанием реструктуризации задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами.

В 2004 году завод купил бывший менеджер групп МДМ Е.А. Туголуков. Завод стал основным предприятием в машиностроительном холдинге среднего размера ЭМАльянс.
Примечание : холдинг (англ. holding - владеющий < hold - удерживать, захватывать) котляна, артель скупщиков краденого.
Основными владельцами завода являются Е.А. Туголуков и председатель совета директоров "ЗиО-Подольск" В.М. Овчар, им принадлежит свыше 75 процентов акций предприятия.

21 ноября 2006 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", основным вопросом которого стало избрание нового совета директоров. В совет директоров вошел представитель ОАО «Атомэнергомаш» – К.Б. Комаров. Решение о внесении изменений в состав совета директоров принято в рамках реализации соглашения о создании холдинга "ЭМАльянс-Атом", которое было подписано 10 мая этого года ОАО "Атомэнергомаш" и ОАО "ЭМАльянс".
Основу новой компании, в которой "Атомэнергомаш" получит 50% + 1 акцию, составят профильные активы двух предприятий, принадлежащих ОАО "ЭМАльянс": Инжиниринговая компания "ЗИОМАР" и Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".
Подписание данного соглашения явилось первым практическим шагом для обеспечения заявленной программы развития атомной отрасли (строительство новых АЭС с целью сохранения и последующего увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны с 16 до 22 и более процентов) необходимым машиностроительным потенциалом.

30 сентября 2007 года предприятие "ЗИО-Подольск" возвращено под стратегический контроль государства и начало работать в новых условиях. Об этом заявил глава Росатома Сергей Владиленович Кириенко (1962 г.р.). По его словам, возвращение завода государству произошло посредством передачи контрольного пакета акций созданной корпорации "Энергомашиностроительный альянс - Атом". Предприятие - монопольный производитель ключевых узлов оборудования для атомных электростанций. Кроме того, на базе "ЗИО Подольск" создано совместное российско-французское предприятие, которое будет производить тихоходные турбины "Арабель" для энергоблоков АЭС.

Подольский машиностроительный завод (ОАО "Машиностроительный завод ЗиО-Подольск") является одним из ведущих предприятий энергетического машиностроения России. Более 50 лет ЗиО проектирует и изготовляет энергетические котельные установки для ТЭС, в т.ч. на экспорт. За этот период изготовлено около 700 котлов установленных на 150 электростанциях с общей электрической мощностью примерно 66000 МВт, из которых более 14000 МВт на ТЭС стран дальнего зарубежья. Для зарубежных поставок изготовлено 57 котлоагрегатов различной паропроизводительности, в т.ч. для энергоблоков 200, 300 и 500 МВт для ТЭС "Тирбах", "Боксберг" (Германия); "Явожно", "Скавина" (Польша); "Керацини" (Греция); "Лудуш", "Дева", "Браила" (Румыния); "Марица-Восток"(Болгария); "Сисак", "Гацко", "Углевик", "Костолац", "Битола" (Югославия); "Уонг-Би" (Вьетнам); "Фусинь", "Юнлининь", "Цзиаянь", "Иминь" (Китай), "Нейвели" (Индия) и др.
За последнее десятилетие выполнен комплекс работ по созданию котлов-утилизаторов для ПГУ различных типов и мощностей (от 20 МВТ и более). Спроектирован и пущен в эксплуатацию котел-утилизатор П-92 для ПО "Нафтан" в Белоруссии мощностью 20 МВт, в России котел П-90 для Северо-Западной ТЭЦ мощностью 150 МВт, котел П-91 для Дзержинской ТЭЦ мощностью 150 МВт.
Более 50 лет, начиная с первой в мире АЭС (г. Обнинск 1953 год) завод изготавливает оборудование для всех АЭС России, Украины, Литвы, Армении, Казахстана, а также "Козлодуй" (Болгария); "Пакш" (Венгрия); "Темелин", "Духованы" (Чехия); "Моховце", "Богунице" (Словакия); "Норд" (Германия); "Ловииза" (Финляндия); "Хурагуа" (Куба).
Важным направлением производства ЗиО является также выпуск оборудования для нефтегазхимии: это колонное, теплообменное, емкостное оборудование, трубчатые печи и продуктовые змеевики, малогабаритные модульные установки для переработки газового конденсата и нефти в дизельное топливо, бензин, мазут и др., быстросменные сужающие устройства для определения расхода газа, установки для подготовки топливного пускового, импульсного газа для магистральных газопроводов, регенераторы, оборудование для геотермальных станций и др.
В настоящее время важнейшим приоритетом завод считает изготовление и поставку оборудования на экспорт, доведя его долю до 80 % от общего объема выпуска продукции.

Примечания.

Вивсик Святослав Николаевич (?.09.1924–14.01.1988), Главный сварщик ЗиО. Выпускник Киевского политехнического института. После окончания учебы ему было предложено остаться у Патона, но он отказался и приехал в Подольск на ЗиО. В1949 году Вивсик начал работать инженером-исследователем в лаборатории сварки, в 1951 - заведующий лабораторией сварки, в 1954-1959 - заместитель начальника заводского отдела сварки. С июня 1961 года на ЗиО введена должность Главного сварщика, которую Вивсик и занимал до конца жизни.
Примерно в 1952-53 годах участвовал в монтаже первой в мире атомной станции в г. Обнинске.

Дыренков Николай Иванович , советский конструктор бронетехники. Имел только начальное образование. В 1929-1932 руководил Опытно-конструкторским и испытательным бюро Управления механизации и моторизации (УММ) РККА, которое до 1931 г. находилось на Ижорском заводе в Петрограде (Ленинграде), а с 1931 - в Москве на территории Московского железнодорожного ремонтного завода (Можерез). После расформирования Опытно-конструкторского и испытательного бюро УММ РККА в декабре 1932 был назначен заместителем директора Научного автотракторного института (НАТИ) и начальником отдела механизации и моторизации НАТИ.

Сотрудники ЗиО (1978-1981):

Овчар Владимир Герасимович (1940 г.р.), главный инженер.
Шелободкин Владимир Алексеевич заместитель главного инженера.
Вивсик Святослав Николаевич (1924-1988), главный сварщик.
Бондарева Людмила Васильевна, секретарь Вивсика.
Леонов Геннадий Павлович, заместитель главного сварщика.
Панов А.Е.
Щеглов Михаил Егорович.
Ненахов Сергей Михайлович, вместо Щеглова.
Тазлов Яков Яковлевич.

Величко Владимир Макарович (1937 г.р.). Окончил Ленинградский военно-механический институт (1962); 1962-1975 - мастер, заместитель начальника цеха, заместитель директора, директор (с 1971 г.) завода "Большевик" Министерства общего машиностроения СССР в г. Ленинграде; в 1975-1983 - первый заместитель министра, 1983-1987 - министр энергетического машиностроения СССР; 1987-1989 - министр тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР; с июля 1989 г. министр тяжелого машиностроения СССР; в январе-ноябре 1991 г. первый заместитель Премьер-министра СССР. Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва. Член ЦК КПСС в 1986-1990 гг. В 1991 г. - один из учредителей Международного фонда содействия приватизации "Интерприватизация"; с 1992 г. - председатель Правления концерна "Тяжэнергомаш", после его акционирования стал генеральным директором ЗАО "ТЭНМА"; с 1993 г. являлся членом Совета по промышленной политике, с 1994 г. - Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ; является председателем Совета директоров Холдингтэмбанка. С 1996 г. президент "Финансово-промышленная группа тяжелого и энергетического машиностроения", входит в состав совета директоров ЗиО.
Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР (1976).

Даниленко Виктор Георгиевич (1955 г.р.), кандидат технических наук и кандидат экономических наук. В 1977 г. окончил факультет "Промышленная энергетика" Ивановского энергетического института. После окончания учебы распределен на Подольский машиностроительный завод, где прошел путь от инженера-конструктора ОГМет до директора производственно-технического комплекса по изготовлению оборудования АЭС. С 1992 по 1999 год последовательно занимал должности директора производственно-технического комплекса по изготовлению оборудования АЭС, первого вице-президента, первого заместителя генерального директора и (с 1997 г.) генерального директора ОАО "Подольский машиностроительный завод" (доля в уставном капитале ЗиО - 0,01%). В 1999–2006 годах являлся генеральным директором ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", а в 2006–2007 годах - генеральным директором ОАО "Энергомашиностроительный Альянс-Атом".

Комаров Кирилл Борисович (1973 г.р.), кандидат юридических наук (2000, тема - "Государственное управление: средства в экономической сфере"). Окончил правовой лицей при Уральской государственной юридической академии (1992), судебно-прокурорский факультет той же академии (1997), аспирантуру на кафедре теории государства и права. В 1993-2000 гг. работал в консалтинговой компании ЗАО "ЮрКон" (г. Екатеринбург), в 2000-2005–в группе компаний "РЕНОВА", 2005-2006 - заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов, 2006-2007 годы - вице-президент ОАО "Корпорация "ТВЭЛ". С апреля 2006 года – генеральный директор ОАО "Атомэнергомаш".

Овчар Владимир Герасимович (1940 г.р.). Окончил Томский политехнический институт (1963); работал инженером на Омском авиационном моторостроительном заводе, затем на Подольском машиностроительном заводе инженером, начальником цеха, главным инженером; был генеральным директором ПО "Атоммаш" в г. Волгодонске Ростовской области; с 1988 г. - директор Подольского машиностроительного завода (ЗиО), в 1993 г. после приватизации предприятия занял пост президента АО (доля в уставном капитале ЗиО - 0,18%), с 1997 г. - председатель совета директоров ЗиО. Был членом Совета по промышленной политике при Правительстве РФ (1993-1994); член Совета "Европейского индустриального банка"; имеет государственные награды, в том числе орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001). Председатель совета директоров "Инжиниринговой компании Зиомар" (доля в уставном капитале ЗиО - 19%). Входит с состав совета директоров ЗАО "СибКОТЭС".

Туголуков Евгений Александрович (1970 г.р.). Окончил Уральский государственный технический университет (2000) по специальности "Экономика и управление на предприятии". С 1991 г. - заместитель генерального директора ТОО "Карре"; с 1993 г. работал в банке "Московский деловой мир" (МДМ-банк), прошел путь от эксперта отдела внебиржевых операций до заместителя начальника управления анализа проектов; с 2001 г. - заместитель исполнительного директора МДМ-банка, затем - вице-президент ЗАО "Управляющая компания группы МДМ"; в 2002 г. возглавил инвестиционную компанию "Ринако"; с 2003 г. - председатель Совета директоров ОАО "ТКЗ "Красный котельщик""; в 2005 г. избран в Совет директоров ОАО "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск"; с 2005 г. - председатель Совета директоров ОАО "Энергомашиностроительный альянс". 2 декабря 2007 г. избран депутатом Государственной Думы РФ пятого созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией "Единая Россия".

Директоры ЗиО:

Мыльников Герман Васильевич (1939-1941).
Засульский Виктор Иванович (1941).
Ермаков Иван Николаевич (28.11.1941-?).
Долгий Алексей Арсентьевич (1960-1974).
Овчар Владимир Герасимович (1988-1997).
Даниленко Виктор Георгиевич (1997-2006).
Белоусов Владимир Петрович (2006-2007).
Никаноров Юрий Борисович (01.01.2008-).

Карпов В.В. , "Атомная энергетика России. Ренессанс или реанимация? " (к статье Б.Нигматулина и М.Козырева "Атомная энергетика России. Время упущенных возможностей", 06.05.2008), 24.06.2008
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&thold=-1&mode=flat&order=1&sid=1413
Выдержки из комментариев:
Гость № 1 на 27/06/2008 . Люди болтают, что Овчар со товарищи продал ЗИО-Подольск (после объединения с Таганрогским комбинатом) некоему Туголукову за $70 млн. Тот, не долго думая, спихнул часть этого объединения (только его атомную часть) Комарову но уже за бюджетные $200 млн. Что делать? Где взять деньги, чтобы скрыть эту аферу? - Вздули цены на парогенераторы до $44 млн. за штуку (почти в 8 раз) и стали пробивать затратные проекты типа БН-800 и др., где сам черт концов не отыщет. Вопрос: Кто получил откат и в каком объеме?
Гость № 2 на 02/07/2008 . Хочу уточнить, цена на парогенераторы выросла в 5 раз, а не в восемь. И это во многом совпало со скачком инфляции и ростом цен на материалы в последние два года. А вообще, эти перепродажи должны заинтересовать счетную палату и прокуратуру.

Карпов Виталий Валентинович (1952 г.р.), инженер. Окончил Обнинский филиал Московского инженерно физического институт (1975) по специальности инженер-системотехник, работал в вычислительном центре того же института. Имеет около двух десятков научных публикаций. В 1988 г. был приглашён в г. Удомлю на работу в УТП Калининской АЭС руководителем группы инженеров-программистов. В декабре 2002 г. избран председателем профсоюзной организации КАЭС. Депутат Совета депутатов г. Удомля.

ЭМАльянс–Атом рассчитывает на получение серийного заказа на выпуск оборудования для новых АЭС

ОАО "ЭМАльянс - Атом" рассчитывает на получение серийного заказа от атомщиков на изготовление оборудования для новых АЭС, что позволит компании привлечь дополнительные ресурсы для модернизации и развития производства, сообщил гендиректор АО Борис Васильев первому вице-премьеру РФ Сергею Иванову во время посещения завода ОАО "ЗиО Подольск".

"ЭМАльянс" владеет 80% завода. При этом контролирующим акционером "ЭМАльянс - Атома" является ОАО "Атомэнергомаш" (51%). По словам Б.Васильева, компания уже сейчас планирует инвестировать в развитие "ЗиО Подольск" около 3 млрд. рублей за счет собственной прибыли. Эти средств пойдут в первую очередь на покупку новых станков для завода.

Строительство новых АЭС в РФ в настоящее время ведется за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП развития атомной энергетики, и в программе не предусмотрены средства для развития отечественного машиностроения, добавил гендиректор. При получении серийного заказа машиностроители смогут под этот контракт привлечь заемные средства. Пока же по закону это невозможно, поскольку финансирование ФЦП из бюджета открывается ежегодно. "Дает ли модернизация увеличение производства?" - поинтересовался С.Иванов. Гендиректор "Атомэнергомаша" Кирилл Комаров ответил, что по планам после модернизации производительность завода вырастет примерно на 50%.

На "ЗиО Подольск", в частности, изготавливается оборудование и корпус реактора для АЭС с реактором на быстрых нейтронах. Пока промышленный энергоблок такого типа существует только в России на Белоярской АЭС (БН-600). На сегодняшний день БН-600 отработал уже 26 лет, а по проекту срок его эксплуатации - 30 лет, рассказал первому вице-премьеру гендиректор инжиниринговой компании "ЗИОМАР" Владимир Денисович Белоусов. "ЗИОМАР" также находится под контролем ОАО "ЭМАльянс - Атома". "Но наша наука говорит, что он может отработать еще как минимум 15 лет", - отметил он.

По словам гендиректора, для продления ресурса энергоблока планируется заменить парогенератор. Его изготавливают на "ЗиО Подольск", причем первые поставки нового оборудования планируются уже весной 2008 года, когда БН-600 будет выведен в плановый ремонт, а в целом изготовление нового оборудования для продления ресурса блока завод намерен завершить весной 2009 года.

Кроме того, на Белоярской станции строится также БН-800 мощностью 800 МВт, который планируется пустить в 2011 году. "ЗиО Подольск" уже приступил к изготовлению корпуса реактора для этого энергоблока, сообщил С.Иванову гендиректор завода Владимир Петрович Белоусов. Он отметил, что есть сложности с поставками спецстали для этого реактора.

Гендиректор "ЗиО Подольск" подчеркнул, что корпус реактора БН-800 имеет диаметр 13 м, и для его изготовление необходим уникальный станок - 16-метровая карусель, а таких станков в России существует только четыре. Первый вице-премьер поинтересовался, выпускают ли такое оборудование в РФ, а В.Белоусов ответил: "Уже никто не изготавливает". При этом он отметил, что каждую деталь корпуса реактора БН-800 нужно обрабатывать на 16-метровой карусели месяцами. По его словам, завод работает над оптимизацией этого процесса, в частности, был подобран специфический металл, который позволил в два раза увеличить производительность станка. "Лучшие результаты показали южнокорейские пластины твердосплава", - сказал глава "ЗиО Подольска".

Из-за большого диаметра корпуса реактора его доставят на Белоярскую станцию в разобранном виде, сообщил В.Белоусов. "Тут же нужны квалифицированные сварщики? При нынешнем дефиците кадров как вы выходите из этой ситуации?" - спросил С.Иванов. "Сварщики у нас есть. Не скажу, что много, но есть", - ответил гендиректор "ЗиО Подольск". Он добавил, что на заводе есть специальный аттестационный пункт, где специалисты-сварщики проходят обучение и подготовку.

На подольском заводе также изготавливают оборудование для атомных станций с реакторами типа ВВЭР, которые являются основой ФЦП развития атомной энергетики. В частности, завод завершает изготовление оборудования для второго блока Ростовской АЭС, ввод которого в эксплуатацию запланирован на 2009 год.

Замглавы Росатома Иван Каменских сообщил первому вице-премьеру, что помимо второго блока Ростовской станции в стране на сегодняшний день достраивается четвертый блок Калининской АЭС и началось сооружение Нововоронежской АЭС-2 (НАЭС-2) и Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2). НАЭС-2 и ЛАЭС-2 находятся на нулевом цикле строительства, добавил он.

"Атомэнергомаш" был создан в 2006 году для консолидации атомного энергетического машиностроения. В настоящее время компания также реализует совместный проект французской компании Alstom по созданию производства тихоходных турбин для атомных энергоблоков мощностью 1200 МВт. В советское время тихоходные турбины меньшей мощности делали только на Харьковском заводе "Турбоатом", а в России производятся только быстроходные турбины. Их изготовлением занимается ОАО "Ижорские заводы". Производство этого СП будет размещено в одном из цехов завода "ЗиО Подольск".

ИНТЕРФАКС

Бывший модельный цех завода тяжелых станков словно вырастает из груды деревянных конструкций, которые, никому не нужные, круглый год лежат под дождем и снегом. Когда-то профессия модельщика была очень престижной, ценилась на вес золота. Не стало завода и сложной конфигурации добротные модели, по которым выплавляли стальные и чугунные детали, теперь никому не нужный хлам.

Сам цех, напротив, смотрится очень выигрышно. Красивый отремонтированный фасад, внутри идеальная чистота. Народу немного. Несколько человек, склонившись над суппортом, что-то негромко обсуждают. Никто не обратил внимания даже на непосредственное руководство.

Цех достался нам в ужасном состоянии, - вспоминает генеральный директор ООО «Станкогарант» С.Д.Клевенский. По сути дела, мы купили только коробку, которую пришлось полностью перестраивать под нужды производства.

Предприятие возникло четыре года назад. Его профиль модернизация тяжелых металлорежущих станков, в том числе выпущенных в Коломне. Московский офис, Торговый дом «Станкогарант», осуществляет продажу станочного оборудования.

До 1998 года я занимался проведением взаимозачетов по налогам, - продолжает Сергей Дмитриевич. Потом решил вложить деньги в производство. Очень повезло, что встретил бывшего заместителя главного конструктора завода тяжелого станкостроения А.В.Лусникова. Это талантливый инженер, великолепный производственник, с большим опытом. Он сам подбирал кадры. У нас работает около пятидесяти человек, в основном бывшие сотрудники ПО «КЗТС». Мы собирали их около года. И, считаю, что сконцентрировали лучшие. Это бывшие бригадиры сборщиков В.Б.Макаров, В.А.Лаптев, С.В.Рожков, С.Г.Жилов, электрики В.Д.Савченков, М.С.Штепа, Г.Б.Батоврина и многие другие. Большинство из работников фирмы имеют высшее образование.

Уникального на нашем предприятии ничего нет. Оборудование - обычный станочный парк, состоящий из различных металлообрабатывающих станков. Уникальные у нас люди. Они - основа бизнеса.

Сергей Дмитриевич, в Коломне целый ряд предприятий, которые занимаются ремонтом и модернизацией тяжелых станков. Это «СКБ-ЗТС», ЗАО «КЗТС» и другие. Как вам удается не толкаться локтями?

Все фирмы, занимающиеся станочным бизнесом, имеют собственную нишу. Наши заказчики московский завод «Салют», «ЗИО-Подольск», луховицкий машиностроительный (МАПО «МИГ»), Коломенский завод и так далее. Торговый дом «Станкогарант» поставляет станки в том числе за рубеж в Финляндию, Германию, Италию, Норвегию, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Китай, Испанию. Обычно для монтажа оборудования выезжают бригады наших специалистов.

В прошлом году по сравнению с предшествующим объем производства нашего предприятия вырос в два с половиной раза. Самый крупный станок, который мы модернизировали, - токарно-карусельный с диаметром планшайбы 16 метров для «ЗИО-Подольск».

Уникальные станки выпуска шестидесятых - восьмидесятых годов прошлого столетия не имеют отечественных аналогов. В России их перестали выпускать. Но запас работоспособности у них такой, что на сто лет хватит. Поэтому потребности в их замене нет. А вот в модернизации есть.

Например, сейчас в цехе находится горизонтально-расточный станок 2А660. Его вес порядка 120 тонн, год изготовления 1967-й. Предназначен для изготовления деталей для машиностроения, судостроения, энергетической отрасли. Базовые детали станка изношены. Электро- и гидрооборудование морально и физически устарело.

Восстанавливаем точность. Производим модернизацию электро- и гидрооборудования с применением современных комплектующих (программируемых контроллеров, управляемых приводов, систем цифровой индикации, числового программного управления, современных систем смазки). Конструкторские решения, качество изготовления и применяемые комплектующие должны обеспечить безотказную работу станков еще на долгие годы.

Обычно применяемые комплектующие согласовываются с заказчиком, учитывая его пожелания. Фирма тесно сотрудничает с такими известными производителями, как «Siemens», «КЕВ» (Германия), «Emotron» (Швеция), «Omron» (Япония), «ILC», «Givi Misure» (Италия). Торговый дом «Станкогарант» - генеральный дистрибьютер итальянской компании «Givi Misure», ведущего производителя датчиков и систем цифровой индикации.

Сейчас в работе десять станков. Семь стоят в коломенском цехе, горизонтально-расточный 2К637 в процессе сдачи в Клайпеде, проходят подготовку к модернизации две токарно-карусельные модели 1540, которые работают у заказчика.

Модернизация непосредственно у заказчика дает ему ощутимую выгоду. Мы заранее готовим конструкторскую документацию, покупаем комплектующие, собираем электрошкафы. Все это время станок не исключается из технологического цикла, продолжает выпускать продукцию. Работа у заказчика происходит быстро: простой оборудования составляет всего один, максимум два месяца, если станок очень крупный.

Заказов хватает?

Заказов настолько много, что не успеваем выполнять. У нас колоссальная нехватка кадров. Проводим кампанию по привлечению выпускников СтанКИна, политехнического института. Нам нужны молодые квалифицированные кадры, которые могут самостоятельно работать, принимать решения. Главное чтобы люди не боялись перетрудиться. На предприятии есть высококвалифицированные инженеры с огромным опытом, которые могут всему научить. Надо, чтобы их опыт не пропал, не ушел вместе с этими людьми. Поэтому мы приглашаем молодых специалистов, которые хотели бы посвятить себя станкостроению.

- Каковы дальнейшие планы по расширению производства?

Купили бывший кузнечный цех ЗТС. Намереваемся развернуть там «отверточную» сборку чешских станков. Ведем переговоры с будущими партнерами. После вступления России в ВТО возможно окажется дешевле развернуть сборку из комплектующих в России, чем ввозить из-за рубежа готовое оборудование.

Подольский машиностроительный завод основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране.

Выпускал локомотивы в 1930-1939 гг. Изготовил 114 шт. ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", начиная со строительства первой в мире атомной электрической станции в 1952-1954 гг. (г. Обнинск), является одним из лидирующих предприятий России в области разработки и поставки оборудования для АЭС. На всех атомных станциях, построенных в СССР, установлено оборудование завода. Зарубежные атомные станции в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Восточной Германии, Финляндии с реакторами типа ВВЭР-440 (более 100 шт.) и ВВЭР-1000 (более 120 шт.) укомплектованы парогенераторами с маркой "ЗиО". Завод является изготовителем уникального оборудования для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпусов реактора, промежуточных теплообменников "натрий-натрий", парогенераторов.

29 апреля 1919 года было подписано постановление Совета Обороны о строительстве паровозоремонтного завода в г. Подольске.

2 мая 1919 года на ремонт поставлен первый паровоз. Именно с этого дня начал своё существование Подольский паровозоремонтный завод, развернутый на площадке кабельного и меднопрокатного завода, который в 1915 году затеяло, да не успело достроить Московское товарищество меднопрокатных и кабельных заводов. Одним из совладельцев несостоявшегося предприятия был Константин Сергеевич Алексеев, взявший в истории своё под именем Станиславского, известного каждому театралу во всем мире.

После принятия на XVI конференции ВКП(б) (23-29 апреля 1929 г.) первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1929-1932 гг.) завод приступил к освоению и выпуску новых видов продукции и получил название Подольский крекинго-электровозостроительный завод (КЭС). Совместно с заводом "Динамо" он строил промышленные электровозы. Примечание: одновременно завод изготавливал корпуса для танков и бронемашин конструкции Н.И. Дыренкова. В книге Коломиец М.В., "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", М.: Стратегия КМ, 2003 сообщается: "...Подольский Крекинг завод. Программа по корпусам Т-27 выполнена полностью. По Т-37 подано в течение первого полугодия вместо 250 запланированных только один кондиционный корпус. Основной причиной такого положения является переход на штамповку и цементацию без достаточно серьёзных предварительных опытов и подготовительных работ. В настоящее время можно сказать, что завод штамповкой овладевает. Дальнейшее выполнение программы зависит от подачи кондиционного бронелиста с Кулебакского завода, который до мая-июня бронелиста не подавал из-за отсутствия ферросплавов. В настоящее время на заводе имеются кондиционные ферросплавы и завод начал подавать броневой лист..."

В июле 1931 года на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (так именовался тогда ЗиО) вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты "Кэсовец". Позже её название менялось – "Знамя стахановца", "Знамя труда".

8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886-1937), застрелившегося 18 февраля 1937 года, и стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе.

В 1939 году за рекордно короткий срок - 3 месяца и 25 дней - коллектив завода выпустил первый отечественный крекинг-аппарат.

До 15 октября 1941 года, т.е. до начала эвакуации, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2.

В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург) на территорию Уральского завода транспортного машиностроения (Уралтрансмаш). К 1 ноября 1941 года, завод был почти полностью вывезен из Подольска. Отправлено 366 металлообрабатывающих станков, 36 кузнечно-прессовых машин, 184 единицы силового и подъемно-транспортного оборудования, более пяти тысяч тонн листовой и профилированной стали, свыше двух тысяч тонн деталей, главным образом незавершенного бронекорпусного производства, и прочих материальных ценностей. Следом за эшелонами с оборудованием шли железнодорожные составы с рабочими, инженерно-техническими работниками, служащими и их семьями. Всего было эвакуировано 3850 человек. До тридцати эшелонов - 1092 вагона - ушли тогда из Подольска с людьми и имуществом только одного завода...

Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина.

1942 год. Возвратившийся из эвакуации Подольский завод не мог использовать всю свою прежнюю территорию. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный в июле 1942 году из Таганрога завод "Красный котельщик", коллектив которого не насчитывал даже сотни рабочих, инженеров и техников. Таким образом, на площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.

В августе 1942 года завод "Красный котельщик" выдал первую энергетическую продукцию (два сепаратора), выпущенную на подольской земле. Уже в сентябре "Красный котельщик" изготовил первый котел СП-4 производительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер.

В феврале 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства

21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому вместо предприятий, работавших в военное время на одной территории, в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗИО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности. Постановление СНК СССР № 3150-952сс "Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865" (21 декабря 1945 г.)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на подольском заводе укрепляли броней самолеты, ремонтировали танки Т-34, приходившие из боев под Москвой, выпускали бронекорпуса и башни для плавающих танков Т-38. И так же, как в начале становления завода, именно война определила профиль мирной продукции. В 1942 году в Подольск из Таганрога был эвакуирован "Красный котельщик". Этот завод потом вернулся домой, а на подольском заводе стали выпускать котлы разных мощностей для тепловой энергетики.

28 января 1946 года И.В. Сталин подписал постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп "О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода". В этом совершенно секретном (особая папка) документе речь шла о создании первого промышленного реактора на Урале. Говорилось там и о том, что при Подольском машиностроительном заводе им. Орджоникидзе следует организовать "Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования" (сокращенно ОКБ "Гидропресс" НКТМ)". Примечание: Шолкович Борис Михайлович (1900-1965), первый начальник и главный конструктор ОКБ "Гидропресс" с 1946 по 1954 г. В 1964 году ОКБ "Гидропресс" распоряжением Совета министров СССР был выделен из структуры завода в самостоятельное предприятие.

16 мая 1950 года вышло постановление правительства СССР о строительстве в Лаборатории "В" (г. Обнинск) атомной электростанции - первый практический проект использования атомной энергии для производства электричества. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960), главный конструктор – Николай Антонович Доллежаль (1899-2000).

1958 год. Изготовлена первая ядерная установка (стенд 27/ВТ), которая обеспечила успешное решение задачи по созданию ЯППУ (ядерных паропроизводящих установок) для АПЛ (атомных подводных лодок), на промплощадке Физико-энергетического института в г. Обнинске. "Разработчиком документации ЯППУ было ОКБ "Гидропресс", изготовителем оборудования – Подольский завод им. Орджоникидзе. Стенд 27/ВТ являлся наземным прототипом ЯППУ АПЛ проекта 645, представлял собой полномасштабную половину одного борта АПЛ, включающую реактор, парогенератор, насосы, трубопроводы первого и второго контуров, турбинную установку, систему управления и другие обеспечивающие системы" [газета "Содружество", № 1(156) январь 2006 г.]. В 1961 году комплекс работ по созданию стенда 27/ВТ был удостоен Ленинской премии.

28 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О разделении Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР на два министерства" - Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Министерство энергетического машиностроения СССР (утвержден законом СССР от 9 июля 1975 г. № 1841-IX). Минэнергомашу в административном порядке были "переданы" из других министерств 25 заводов, 7 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и 8 учебных заведений.

9 июля 1976 года приказом Министерства энергетического машиностроения СССР на Подольском машиностроительном заводе создано отделение НПО ЦНИИТМАШ. Заведующим отделением назначен кандидат технических наук Вячеслав Кириллович Парахин. Отделение НПО ЦНИИТМАШ было ликвидировано 31 декабря 1985 года.

28-29 июня 1979 года совместный научно-технический семинар сотрудников НПО ЦНИИТМАШ и ЗиО "Конструкторско-технологические проблемы изготовления теплообменного оборудования".

19 апреля 1981 года в газете "Социалистическая индустрия" опубликована статья "О присуждении премий Совета Министров СССР 1981 года за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ". Под № 14 указана "за разработку новой коррозионно-стойкой безникелевой стали, освоение металлургического производства, внедрение изделий из этой стали в промышленное оборудование АЭС премия в размере 10 тыс. рублей".

В список фамилий из 32 человек включены, в частности, сотрудники Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе:

Ардаматский Виталий Андреевич, заместитель главного технолога;

Кущев Анатолий Пантелеевич, главный металлург;

Баканов Анатолий Федорович, начальник конструкторского отдела;

Вивсик Святослав Николаевич, главный сварщик;

Гребенников Владимир Николаевич, к.т.н., заместитель главного конструктора;

Иванов Николай Сергеевич, начальник цеха;

Карлашов Анатолий Михайлович, электросварщик;

Лапутин Сергей Дмитриевич, котельщик.

23 июня 1992 года арендное предприятие "Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Подольский машиностроительный завод" ("ЗиО").

02 декабря 1993 года АОЗТ совместное предприятие "Подольский машиностроительный завод" реорганизовано в акционерное общество открытого типа. 20 ноября 1995 года из названия предприятия убраны слова "совместное предприятие". Новое название - АООТ "Подольский машиностроительный завод".

01 августа 1996 года АООТ "Подольский машиностроительный завод" переименовано в Открытое акционерное общество "Подольский машиностроительный завод".

18 декабря 1998 года по заявлению Государственной налоговой инспекции по г. Подольску и Управления Пенсионного фонда в отношении ЗиО была возбуждена процедура банкротства.

В 1999 году ОАО "Подольский машиностроительный завод" переименован в ОАО "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск".

24 марта 2000 года процедура банкротства прекращена в связи с утверждением мирового соглашения с конкурсными кредиторами (заключено 10 марта 2000 г.) и подписанием реструктуризации задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами.

В 2004 году завод купил бывший менеджер групп МДМ Е.А. Туголуков. Завод стал основным предприятием в машиностроительном холдинге среднего размера ЭМАльянс.

Основными владельцами завода являются Е.А. Туголуков и председатель совета директоров "ЗиО-Подольск" В.М. Овчар, им принадлежит свыше 75 процентов акций предприятия.

21 ноября 2006 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", основным вопросом которого стало избрание нового совета директоров. В совет директоров вошел представитель ОАО «Атомэнергомаш» – К.Б. Комаров. Решение о внесении изменений в состав совета директоров принято в рамках реализации соглашения о создании холдинга "ЭМАльянс-Атом", которое было подписано 10 мая этого года ОАО "Атомэнергомаш" и ОАО "ЭМАльянс". Основу новой компании, в которой "Атомэнергомаш" получит 50% + 1 акцию, составят профильные активы двух предприятий, принадлежащих ОАО "ЭМАльянс": Инжиниринговая компания "ЗИОМАР" и Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".

Подписание данного соглашения явилось первым практическим шагом для обеспечения заявленной программы развития атомной отрасли (строительство новых АЭС с целью сохранения и последующего увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны с 16 до 22 и более процентов) необходимым машиностроительным потенциалом.

30 сентября 2007 года предприятие "ЗИО-Подольск" возвращено под стратегический контроль государства и начало работать в новых условиях. Об этом заявил глава Росатома Сергей Владиленович Кириенко (1962 г.р.). По его словам, возвращение завода государству произошло посредством передачи контрольного пакета акций созданной корпорации "Энергомашиностроительный альянс - Атом". Предприятие - монопольный производитель ключевых узлов оборудования для атомных электростанций. Кроме того, на базе "ЗИО Подольск" создано совместное российско-французское предприятие, которое будет производить тихоходные турбины "Арабель" для энергоблоков АЭС.

Подольский машиностроительный завод (ОАО "Машиностроительный завод ЗиО-Подольск") является одним из ведущих предприятий энергетического машиностроения России. Более 50 лет ЗиО проектирует и изготовляет энергетические котельные установки для ТЭС, в т.ч. на экспорт. За этот период изготовлено около 700 котлов установленных на 150 электростанциях с общей электрической мощностью примерно 66000 МВт, из которых более 14000 МВт на ТЭС стран дальнего зарубежья. Для зарубежных поставок изготовлено 57 котлоагрегатов различной паропроизводительности, в т.ч. для энергоблоков 200, 300 и 500 МВт для ТЭС "Тирбах", "Боксберг" (Германия); "Явожно", "Скавина" (Польша); "Керацини" (Греция); "Лудуш", "Дева", "Браила" (Румыния); "Марица-Восток"(Болгария); "Сисак", "Гацко", "Углевик", "Костолац", "Битола" (Югославия); "Уонг-Би" (Вьетнам); "Фусинь", "Юнлининь", "Цзиаянь", "Иминь" (Китай), "Нейвели" (Индия) и др.

За последнее десятилетие выполнен комплекс работ по созданию котлов-утилизаторов для ПГУ различных типов и мощностей (от 20 МВТ и более). Спроектирован и пущен в эксплуатацию котел-утилизатор П-92 для ПО "Нафтан" в Белоруссии мощностью 20 МВт, в России котел П-90 для Северо-Западной ТЭЦ мощностью 150 МВт, котел П-91 для Дзержинской ТЭЦ мощностью 150 МВт. Более 50 лет, начиная с первой в мире АЭС (г. Обнинск 1953 год) завод изготавливает оборудование для всех АЭС России, Украины, Литвы, Армении, Казахстана, а также "Козлодуй" (Болгария); "Пакш" (Венгрия); "Темелин", "Духованы" (Чехия); "Моховце", "Богунице" (Словакия); "Норд" (Германия); "Ловииза" (Финляндия); "Хурагуа" (Куба).

Важным направлением производства ЗиО является также выпуск оборудования для нефтегазхимии: это колонное, теплообменное, емкостное оборудование, трубчатые печи и продуктовые змеевики, малогабаритные модульные установки для переработки газового конденсата и нефти в дизельное топливо, бензин, мазут и др., быстросменные сужающие устройства для определения расхода газа, установки для подготовки топливного пускового, импульсного газа для магистральных газопроводов, регенераторы, оборудование для геотермальных станций и др. В настоящее время важнейшим приоритетом завод считает изготовление и поставку оборудования на экспорт, доведя его долю до 80 % от общего объема выпуска продукции.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях