Проектная деятельность школьников пособие для учителя. Литература Проектная деятельность учащихся Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя - Литература. Образовательна

В четвертом издании учебника (третье вышло в 1994 г.) существенно переработаны, обновлены и дополнены профессионально-образовательные и учебно-методические материалы, необходимые для базовой терминологической подготовки будущих провизоров. С этой целью латинский язык изучается в органической связи с теоретическими и практическими основами фармацевтической терминологии. Впервые изложены исторические и теоретические сведения, освещающие программу и практику внедрения Международных непатентованных наименований лекарственных веществ в медицинские и фармацевтические науки, законодательную документацию и т.п. Расширены сведения о торговых названиях препаратов. Внесены изменения в структуру учебника. Впервые в этом издании дан список латинских афоризмов с русским переводом. Для студентов фармацевтических вузов и факультетов.

ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.
ВКЛАД ЛАТИНСКОГО И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ В РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
Для медиков и фармацевтов древнегреческий и латинский языки имеют особое значение. Почему именно эти древние классические языки продолжают по сей день играть роль основного источника при образовании новейших терминов? Почему для написания, произношения и функционирования современных медицинских номенклатур используются алфавит, фонетика и грамматика латинского языка? Для ответа на эти вопросы необходимо ознакомиться с краткой историей латинского языка.

Латинский язык, принадлежащий к италийской группе индоевропейской семьи языков, относится к числу так называемых мертвых языков, подобно древнеиндийскому (санскрит), древнегреческому и др. Но когда-то он был живым, разговорным. Слово «латинский» происходит от названия италийского племени - латинов, проживавших в области Latium (Лаций), расположенной в средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. Первой общиной Лация был город Рим, основанный по преданию в 754 (753) г. до н.э. Языком жителей Рима являлся латинский. В ходе завоевательных войн и усиленной колонизации под власть Рима попали другие племена Ладил, а затем всей Италии. Постепенно латинский язык, или язык города Рима, стал средством общения почти всей объединенной Италии (к I веку н.э.).

Начиная с эпохи Пунических войн (III-II века до н.э.) вместе с римскими легионами латинский язык вышел за пределы Италии. Он проникает в страны с более высокой древней культурой (Греция, Карфаген, Египет, Сирия и т.д.), распространяется среди малокультурных древних племен Европы: галлов (кельтов), иберов, даков и др. Территории, населяемые этими племенами, завоевывались римлянами и превращались в римские провинции.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Латинский язык и основы фармацевтической терминологии, Чернявский М.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Французский без проблем для продвинутых, Кобринец О.С., 2013
  • Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие витамины, полисахариды, жирные масла, Коренская И.М., Ивановская Н.П., Колосова О.А., 2008

В статье рассматриваются новые организационные формы организации учебной деятельности в общеобразовательной школе, в частности метод проектов.

Егорова Людмила Николаевна

учитель технологии МАОУ «ДОШ»

Проектная деятельность как инновационная составляющая одной из организационных форм обучения

Общеобразовательная школа за последнее десятилетие стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Все более актуальным в образовании становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это в свою очередь предполагает поиск новых организационных форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Эту проблему в школе пытаются решать в последние годы через введение новых организационных форм в педагогический процесс, в частности через организацию проектной деятельности.

Анализируя методическую литературу и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, можно выделить ряд проблем, затрудняющих переход школьников на следующую ступень образования:

    очень низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

    неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

    разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью школьников и практическими упражнениями и заданиями, в ходе которых отрабатываются навыки;

    отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Одним из решений этих проблем является введение в педагогический процесс новых организационных форм обучения, важнейшим из которых является метод проектов.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой , не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, школьники сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов создания проекта.

Анализируя методическую литературу по данной тематике, мы выделили следующие этапы создания проекта:

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность школьников

выработка концепции

формулирует задачу

выбор и осознание проблемы

определение целей и задач проекта

формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта)

определяют актуальность и важность данной проблемы

разработка собственного варианта решения проблемы

помогает спланировать деятельность,

организует деятельность

анализируют разнообразную информацию, программу действий, разрабатывают варианты реализации своей программы

реализация плана действий

практическая помощь (по необходимости)

реализуют план действий, подготавливают продукт деятельности к презентации

подготовка к защите проекта

помощь в подготовке презентации

оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию

реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности

формирует новую задачу

представляют продукт деятельности, анализируют проделанную работу, делятся своими впечатлениями

Организация проектных работ представляют собой один из способов контроля школьников, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку :

    успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

    знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

    выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

    проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

    учениками проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

    ученикам младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Основой проектной деятельности могут стать проектные задачи . Именно с помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе. Подчеркнем, что речь идет не об отдельных задачах, вкрапляемых в образовательный процесс, а именно об их системе, задающей узловые, реперные точки этого процесса. «Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”» . Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового результата.

Приведем пример возможного применения информационных и коммуникационных технологий при разработке проектной задачи в начальной школе, например на уроках математики. В проекте также будут использоваться знания и из других предметов школьной программы.

Проектная задача : педагог предлагает пятидневную экскурсию на природу. Ученики должны решить:

    куда они пойдут, составить оптимальный план маршрута;

    продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места;

    какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого.

В соответствии с этим класс делится на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект похода. Эти группы в свою очередь делятся еще на три подгруппы.

Первая группа (в него входят три подгруппы) - «Путь». Эти подгруппы должны продумать маршрут независимо друг от друга. Ученики с помощью карт должны рассчитать расстояние, которое они должны будут проехать на транспорте, и путь, который пройдут пешком. В этом задании ученики должны будут отработать не только основные арифметические операции, но и навыки работы с картой, а также научиться переводу единиц измерения из одного масштаба в другой. Их задание – проложить маршрут, который был бы интересен всему классу, был бы экономичным, то есть не требовал бы больших расходов на проезд и был посильным для всех участников.

Вторая группа (или три подгруппы) – «Стан». Эти подгруппы должны выяснить, независимо друг от друга, сколько человек пойдет в поход, сколько из них мальчиков, девочек, взрослых. Исходя из этого, им нужно рассчитать, сколько и каких палаток понадобится, кто будет их нести: взрослые, мальчики и т.д. Какая посуда понадобится для приготовления пищи, определить инструменты и вещи, без которых нельзя идти в поход.

Третья группа (или три подгруппы) – «Продукты». Каждой подгруппе независимо друг от друга необходимо рассчитать, какие продукты и в каком количестве понадобятся на три дня, подсчитать, сколько денег на это потребуется. Распределить продукты по весу между всеми участниками похода так, чтобы все несли посильную ношу.

На подготовку учащимся дается определенное время. Они могут посоветоваться с родителями, даже сходить в туристические фирмы, чтобы узнать, что те предлагают. Все проекты должны быть оформлены в виде презентации, созданной в программе MS PowerPoint. Основные требования презентации: освещение всех пунктов проекта, наглядность, оформление.

После этого происходит защита проектов, лучший может быть реализован при согласии учеников и их родителей. Возможно, что в поход пойдут по маршруту, выбранному одной подгруппой, а лагерь будет разбиваться по проекту другой, или обеспечение похода будет признано лучшим в третьей подгруппе, то есть итог будет совместный, но в любом случае выбор остается за детьми. Они сами должны выбрать оптимальный путь похода из всех предложенных различными подгруппами, и составить наилучший готовый проект.

Из сказанного видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности школьников.

Появление проектных задач в образовательном процессе требует от педагога пересмотра своих подходов к разработке рабочих образовательных программ (календарно-тематического планирования), определению в них места для решения проектных задач, поиску эффективных методов и форм работы, позволяющих высвободить необходимые временные ресурсы.

Таким образом проектная деятельность, в частности, система проектных задач будучи основной структурной единицей процесса обучения, будет способствовать:

    обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

    развитию творческих способностей и активности учащихся;

    формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению межпредметных связей в обучении;

    адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

    формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества .

Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

Литература

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

    Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008. – 192 с.

    Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников / Кн. для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002.

    Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Условия организации проектной деятельности школьников

Ванькова Валентина Сергеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий

Шумакова Валерия Александровна, магистрант

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

The conditions of organization of project activity of pupils

Vankova Valentina Sergeevna, candidate of physico-mathematical sciences, associated professor of computer science and information technology

Shumakova Valeria Aleksandrovna, graduate student

Аннотация

В данной статье описаны этапы реализации проектной деятельности, рассмотрены отличия между проектной деятельностью школьников и научно-исследовательской деятельностью.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, метод проектов, проектная деятельность школьников, проектное обучение

Abstract

This article describes the stages of realization of the project activity, the differences between the project activity of pupils and research activity.

Во всех сферах общественной жизни прогресс идет большими темпами. Главным изменением в обществе, оказывающим влияние и на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. В связи с этим возникает задача переосмысления целей образования. Если раньше основной целью образования являлась передача конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках учебных дисциплин, то сейчас необходимо в первую очередь формировать в учениках качества, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. К таким качествам можно отнести способность человека к творческому мышлению, умение ставить перед собой цели и достигать их. Также не менее важным качеством личности является умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Достижению новых целей образования способствует применение проектной деятельности в процессе обучения школьников. Требования к использованию проектной деятельности при подготовке учащихся прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а условия достижения и оценки результатов - в основной образовательной программе.

Понятие «проектная деятельность» неразрывно связано с такими понятиями как «проект», «деятельность», «творчество», относящимися к разным отраслям научного знания. Проектная деятельность находится на пересечении педагогической и психологической наук. Для применения проектной деятельности в работе требуется учитывать не только основные закономерности педагогического процесса, но и психологическое содержание .

Выделяют несколько подходов к определению проектной деятельности. Н.В. Матяш определяет проектную деятельность учащихся как форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта обучения. По мнению автора, обязательным условием для выполнения проекта является заранее сформированное представление о конечном продукте, а также выделение этапов проектирования.

К.Н. Поливанова считает, что проектная деятельность - это обязательно практическая деятельность. Ученик, опираясь на условия конкретной задачи, ищет средства ее решения. Причем способы достижения задачи ученик выбирает преимущественно самостоятельно. Учитель в меньшей степени регулирует деятельность ученика, чем на традиционном уроке. Успешность реализации проекта определяется путем оценки конечного продукта.

Таким образом, опираясь на приведенные выше определения, можно описать проектную деятельность как инновационную совместную целенаправленную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, которая направлена на развитие и совершенствование самостоятельных исследовательских умений, развивающая творческие способности и логическое мышление, объединяющая знания, которые были получены в ходе учебного процесса.

А.В. Леонтович и А.С. Саввичев обращают внимание на то, что исследовательская деятельность, выполняемая в сфере образования, существенно отличается от научной исследовательской деятельности (рис.1). Учебно-исследовательская деятельность характеризуется не только более низким уровнем сложности, но и иными методиками, которые должны быть доступны для выполнения школьниками. Кроме того, учебно-исследовательская деятельность направлена в первую очередь на развитие способностей учащегося.

Рисунок 1. Исследовательская деятельность в науке и образовании

Проектирование, как любая целенаправленная деятельность, обладает определенным набором этапов. Н.Ю. Пахомова выделяет следующие обязательные этапы для осуществления метода проектов:

1) Погружение в проект. Учитель пробуждает интерес учащего к теме проекта, предлагает определенное направление дальнейшей работы. Основная задача на данной стадии - постановка цели проекта, выявление проблемы учащимся.

2) Организация деятельности. Если реализуется групповой проект, то рекомендуется разграничивать роли учащихся в его создании. Применительно к проектной деятельности в начальных классах, желательно разграничивать роли ребенка и родителя в создании проекта.

3) Осуществление деятельности. Уровень самостоятельной работы учащихся зависит от их подготовки. В ходе выполнения проекта учитель осуществляет контроль деятельности учащихся, помогает им при возникновении затруднительных ситуаций.

4) Презентация проекта. Представление результата деятельности в любой удобной форме (деловая игра, научный доклад, соревнования, экскурсия и т.д.). школьник научный образование

Стоит отметить, что перечисленные этапы являются обязательными для выполнения учебно-исследовательской работы. Безусловно, могут включаться и другие стадии, именуемые необязательными.

При работе со школьниками чаще используются групповые проекты, потому что в ходе реализации проекта у учащихся развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде, проявляются способности к сотрудничеству и взаимодействию. Данные качества воспринимаются как положительные во всех сферах жизнедеятельности человека. Кроме того, внедрение метода проектов в обучение способствует освоению школьниками различных видов деятельности по получению нового знания, развитию умений применять данные виды деятельности в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формированию научного типа мышления, что соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования. По окончании выполнения проекта учащиеся представляют результаты в виде презентации, видеоотчета т.д.

Для реализации проектной деятельности от учителя требуется не столько умение преподавать, сколько способность создать условия для формирования у детей интереса к изучаемому предмету, к познавательной деятельности и применению полученных знаний на практике. Способность учителя к организации проектной деятельности отвечает требованиям, содержащимся в профессиональном стандарте педагога, согласно которым учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

Видимым итогом работы над проектом является готовый продукт. Также существуют и скрытые результаты, которые проявляются с течением времени: повышение мотивации к учению, рост эффективности урока, развитие творческих и исследовательских способностей и, конечно, повышение качества знаний по предмету.

Библиографический список

1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2016. - 160 с.

2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; под. ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 2000. - 286 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2005. -- 112 с.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - 2.-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Детальная характеристика организации проектной деятельности учащихся в начальной школе на уроках окружающего мира.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2015

    Понятие учебно-познавательной деятельности, ее характерные черты и структура. Роль исследовательской деятельности школьников. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся. Возрастные особенности учащихся 5-7 классов.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2012

    Анализ особенностей использования метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы. Изучение опыта применения проектной технологии при подготовке и проведении воспитательного мероприятия "Все начинается с любви".

    статья , добавлен 04.12.2012

    Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике. Организация проектной деятельности на примере проекта "Строительство дачи" в 9 классе.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Теоретическое обоснование проектной деятельности и изучение метода проектов как актуальной проблемы периода реформы образования. Анализ и разработка формы и содержания проектной деятельности школьников 2-4 классов в рамках организации Интернет-фестиваля.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Принципы приобщения школьников к проектной и исследовательской деятельности в процессе формирования языковой личности. Развитие проектных и исследовательских способностей учащихся на основе работы со "Словарем языка Пушкина". Анализ программ и учебников.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2017

    Анализ возможности организации проектного обучения в школе экспериментального типа. Характеристика метода проектов как актуальной проблемы периода реформы образования. Изучение системы действий учителя при организации проектной деятельности школьников.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Характеристика проектной деятельности для школьников. Особенности общеучебных умений, которые формируются в процессе проектной деятельности: рефлексивных, менеджерских, коммуникативных, навыков оценочной самостоятельности. Распределение ролей в группе.

    презентация , добавлен 24.08.2010

    Изучение истории возникновения метода проектов и рассмотрение его роли в деятельности школьников. Характеристика исследовательских, творческих, приключенческих и информационных проектов. Результаты проектной деятельности учителя информатики в школе.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Ознакомление с основными функциями исследовательской деятельности; требования к ее организации. Правила проведения научно-исследовательской работы школьников во внеурочное время на учебно-опытном участке на элективных курсах по биологии и экологии.

Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе, как ступень подготовки учащихся к бизнес-проектам.

Мы часто слышим слова «проект», «проектная деятельность» и внедряем их в обиход учебного лексикона. Но что же собой представляет «проектная деятельность»? Стоит ли ей обучать учеников? Будут ли эти знания востребованы в жизни? И не пустая ли это трата времени?

Рассмотрим эти вопросы на примере школьной деятельности и бизнес-проектов.

Итак, с точки зрения бизнеса, проект-это временное предприятие, осуществляемое с целью создания уникального продукта и услуги.

Или, из ISO9000 – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

Так,К. Н. Поливанова предлагает весь путь от идеи до получения продукта называть проектом.

Автор определяет проект следующим образом: «проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» и отмечает, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией этих двух принципиальных ее признаков . Мы будем так же опираться на это определение в ходе наших рассуждений.

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

Ориентация на получение конкретного результата;

Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

Относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

Предварительное планирование действий по достижению результата;

Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации .

В бизнесе эти признаки проектной деятельности распределяются на рабочие фазы:

Концепция

Разработка

Реализация

Завершение

Внутри проекта вовсе не обязательно все действия будут совершаться последовательно. Как правило, во время реализации проекта параллельно идет несколько процессов, которые необходимо координировать. При этом обычно есть и «направление главного удара», а вся совокупность предпринимаемых усилий делится на стержневые и периферийные. Непредвиденные, несогласованные перераспределения между этими процессами легко приводят к разрушению проектного замысла. Именно это происходит в спонтанном детском проектировании, когда отдельное действие становится главным и деформирует весь проект.

В бизнесе происходит тоже самое, если руководитель проекта не видит четкую структуру, не видит результат и на каком-то этапе начинает что-то менять, то проект имеет большую вероятность провала.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования .

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) .

То есть уже в начальной школе возможно внедрение некоторых элементов проекта.Некоторые ученые считают, что проектная деятельность в полной мере не может быть реализована в начальной школе, так как не соответствует возрастным возможностям младших школьников (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.). По мнению авторов этого подхода, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; обеспечению целостности педагогического процесса, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы, вместе с учителем.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. Мотивационный этап в организации, по мнению К.Н. Поливановой, сродни организации детской игры: никогда не известно, что именно будет той искрой, которая вдруг пробудит интерес и станет стартом долгого и захватывающего занятия .

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования − это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Отметим затруднения обучающихся при работе по методу проектов: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусмотреть последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования .

Меняется и роль обучающихся в учении посредством метода проектов: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно», что в свою очередь способствует формированию информационной культуры личности. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру) включает в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическую направленность проекта и значимость выполненной работы, объем и полноту разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию, материальное воплощение проекта, аргументированность предлагаемых решений, оригинальность темы и представления проекта, оформление, качество изделия, оригинальность. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижение идей и т.д.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Бизнес-проект и проект, организованный в образовательном учреждении имеет единую структуру. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что проектам в школе надо уделять должное внимание. Они способствуют выработке у детей системы действий, ориентированных на результат. Метод проектов можно считать как профориентированной работой, которая помогает учащимся уже в школе вырабатывать лидерские, организационные, коммуникативные, презентационные навыки, необходимые для успешного руководителя, будет это руководитель бизнес или архитектурного, строительного проекта.

Используемая литература

1.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.

2Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.

4.Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И. А. Сасова. − М.: Вентана-Граф, 2003. − 38 с.


Тема самообразования

Проектная деятельность учащихся

1. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя.

2. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова

3. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках.

4. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.

5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

1. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. и др. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей.

2. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Пособие для учителей.

Развитие критического мышления школьников через чтение и письмо

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.

2. Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников: Из опыта работы Н.В. Карташковой, учителя начальных классов.

3. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». (ряд статей)

Развивающее обучение в начальной школе

Воронцов А. Б., Заславский В. М., Львовский В. А. и др. / Под ред. Воронцова А. Б. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения.

Типовые задачи по формированию УУД. Работа с информацией

Хиленко Т. П. Типовые задачи по формированию УУД: работа с информацией 1 – 4 класс. Рабочая тетрадь

Типовые задачи по формированию УУД. Окружающий мир

Мошнина Р. Ш. Типовые задачи по формированию УУД: Окружающий мир 1 – 4 класс. Рабочая тетрадь

Типовые задачи по формированию УУД. Литературное чтение

Батырева С. Г. Типовые задачи по формированию УУД: Литературное чтение 1 – 4 класс. Рабочая тетрадь

Развитие исследовательских умений младших школьников.

1. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Е. В. и др. / Под ред. Шумаковой Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.

2. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников.

Внеурочная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС.

1. Баранова Ю. Ю., Кисляков А. В., Солодкова М. И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. Пособие для учителей.

2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

3. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. / Под ред. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях.

4. Логинова А. А., Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие, 1 – 4 класс.

5. Логинова А. А., Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот для педагога.

6. Логинова А. А., Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга для моих размышлений. 1 – 4 класс. Рабочая тетрадь

Индивидуальные учебные планы.

Власова Ю. Ю. Индивидуальные учебные планы. Опыт регионов.

Новые формы оценивания результатов обучения.

1. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях.

2. Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа.

3. Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 кл. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе.

Формирование личностных УУД в курсе «Литературное чтение»

Климанова Л.Ф. Формирование личностных УУД в курсе «Литературное чтение»

Формирование регулятивных УУД школьников посредством самооценки

Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД школьников посредством самооценки.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся

1. Иванов А. В. Портфолио в начальной школе. Методическое пособие.

2. Иванов А. В. Мой портфолио. 1 – 4 класс.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу «Доваторовская сош»

    2003. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н.Поливанова . – М.: Просвещение, 2008. Программа РФ «Школа России» 2011г., авторы: А.А. Плешаков Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б.Воронцов...

  2. Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н.Поливанова . – М.: Просвещение, 2008. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя ...

  3. Образовательная программа начального общего образования школа работает по умк

    Образовательная программа

    ... . Поливанова , К.Н. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя // К.Н.Поливанова . – М.: Просвещение, 2008-45 11. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей ...

  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа

    Познавательную деятельность учащихся . Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: ... 2010 (Стандарты второго поколения) 7. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К.Н.Поливанова . – М.: Просвещение, 2008. ...



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях