Зеркалка для начинающего фотографа — выбираем лучшую в бюджетном сегменте. Премудрости фотоохоты Фотокамера для фотоохоты

Зеркалка для начинающего фотографа — выбираем лучшую в бюджетном сегменте. Премудрости фотоохоты Фотокамера для фотоохоты

Фотоохота – это необычное и увлекательное занятие, сочетающее в себе одновременно охоту на животных, занятие фотографией, наблюдение за диким миром и немного туризма. С каждым днем в полку фотоохотников прибывает. Сюда приходят и охотники, которые меняют ружья на фотоаппараты, и фотографы, которых привлекает сложность и необычность процесса, а также получение нового «фотографического» опыта, и просто любители-натуралисты, которые в определенный момент понимают, что хотят не просто созерцать дикую природу и ее обитателей, но и сделать на память интересные и яркие снимки.

Но как выбрать фототехнику для фотоохоты человеку, который только начинает осваивать новое дело и еще далек от всего этого? Фотоохота – довольно сложный жанр фотографии, поэтому и к фототехнике предъявляют определенные требования. Давайте рассмотрим их, чтобы разобраться, что нужно знать о фототехнике и аксессуарах начинающему фотографу-анималисту.

ФОТОКАМЕРА

В нынешний век цифровых технологий пленочные аппараты уже неактуальны, хотя любители раритета находятся всегда. Сейчас оптимальный
выбор для фотоохотника – цифровая зеркальная камера или компактный «ультразум». Но, взвешивая все «за» и «против», как правило все фотоохотники в итоге приходят к «зеркалкам». Плюсы зеркальных цифровых камер очевидны: тут и возможность применения разных объективов, и съемка в формате RAW, и больший размер матрицы, что помогает получить снимки более высокого качества, и расширенные настройки, большая светочувствительность (параметр ISO), конструкция затвора, позволяющая производить скоростную съемку и т.п. К тому же у зеркальных камер есть видеоискатель, чего нет у многих «мыльниц», а наблюдать за объектом съемки на маленьком дисплее весьма проблематично.

Рассмотрим основные параметры при выборе фотокамеры.

а) Размер матрицы .

Бывают полнокадровые и неполнокадровые фотоапараты. Полнокадровые камеры (по-другому еще Fool Frame или ФФ) – это всегда профессиональные камеры, рассчитанные на опытных фотографов. Они отличаются большим размером матрицы, а следовательно – более качественной и полноформатной картинкой, возможностью снимать на более высоких значениях ISO, лучшей цветопередачей, расширенными настройками и т.п. Неполнокадровые камеры (в обиходе – просто «кроп» или «кропнутые» камеры) – это фотоаппараты, имеющие матрицу меньшего размера, а соответственно – уступающие полнокадровым камерам по вышеописанным параметрам. Сюда относятся полупрофессиональные «зеркалки» и камеры для продвинутых любителей. Учитывая разницу в цене между двумя категориями камер, начинающие фотографы в подавляющем большинстве начинают свой творческий путь с неполнокадровых камер. За меньшие деньги можно научиться пользоваться «зеркалкой», ощутить всю прелесть и отличие ее от «мыльницы» и научиться делать отменные фотографии. А уже потом, в дальнейшем, набравшись опыта и знаний, приобрести полнокадровый фотоаппарат или понять для себя, что для ваших нужд полностью подходит «кропнутая» камера.

б) Скорость работы затвора (количество кадров в секунду).

Это один из важных факторов для фотоохоты. Зачастую у фотоохотника всего несколько секунд на то, чтобы сделать хороший кадр, и тут важно каждое мгновение. Более «скорострельные» камеры позволяют сделать быструю серию из нескольких кадров, чтобы потом у фотографа была возможность выбрать наиболее удачный кадр. Также важна продолжительность серии. Например, камера Canon 70D позволяет снимать серию со скоростью 7 кадров в секунду продолжительностью 65 кадров в формате JPEG. Хорошей скоростью камеры является 4 кадра в секунду, хотя все же предпочтительнее для фотоохоты 6-7 кадров в секунду.

в) Светочувствительность камеры (значение ISO)

Светочувствительность (ISO) – это чувствительность матрицы фотоаппарата к объему получаемого света. Бывают разные значения ISO. В современных камерах светочувствительность можно регулировать самостоятельно в зависимости от каждой конкретной ситуации. Стандартные значения ISO: 100, 200, 400, 800 и т.д. Повышая значение ISO, мы тем самым имеем возможность снимать при недостатке света (либо на коротких выдержках). Поскольку животные быстро передвигаются, приходится снимать их на коротких выдержках, чтобы компенсировать потерю в экспозиции, приходится увеличивать значения светочувствительности матрицы.

Но не стоит забывать, что при увеличении значения ISO на снимках появляются шумы и помехи. Тут виновата сама природа этого процесса. Поэтому при выборе камеры важны не максимальные, а рабочие значения ISO. Например, у полупрофессиональных кроп-камер эти значения находятся в пределах 800-1000, при больших значениях на снимках появляются помехи. У полнокадровых камер рабочии ISO могут быть 3200 и выше.

г) Съемка в формате RAW.

Сейчас все современные зеркальные камеры поддерживают съемку в формате RAW. Если говорить простым языком, то снимок в формате RAW – это «полуфабрикат», необработанный «сырец» для дальнейшей обработки. С помощью программного обеспечения (например, Photoshop или LightRoom) можно произвести последующую обработку и сохранение готового обработанного снимка в нужный формат. В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном (например, камерном JPEG, который уже прошел обработку и сжатие внутри самой камеры). RAW-конвертеры различным образом используют эти данные – можно «осветлить» темный снимок, или, наоборот, убрать «излишки» экспозиции, «вытянуть» невидимые элементы из области теней, изменить баланс белого (ББ), скорректировать цвета. В любом случае, съемка в формате RAW – это более высокий уровень, к которому должен стремится каждый фотограф)

д) Другие настройки .

В современных зеркальных камерах много разных настройках. В основном, они дублируются во многих камерах, и лишь в дорогих профессиональных камерах добавлены настройки для профи. Многие зеркальные камеры позволяют выбирать различные режимы съемки (приоритет выдержки или диафрагмы, творческие режимы), выбирать режим автофокуса (точечный, следящий или комбинированный), менять баланс белого и выставлять коррекцию экспозиции. Полезным для фотоохотников может быть также режим LiveView — возможность наблюдать за объектом фотоохоты не через видеоискатель, а на дисплее с возможностью цифрового увеличения объекта съемки и более точной фокусировки в ручном режиме. Также немаловажно и количество точек фокусировки у камеры – от этого зависит точность работы автофокуса. Большинство камер используют 9-точечную систему фокусировки, и лишь на профессиональных камерах используются большее количество точек (61 точка на Canon 5D Mark III).

ОБЪЕКТИВ.

Мы уже говорили выше, что одно из главных достоинств зеркальной камеры – возможность смены объективов. Поскольку на фотоохоте съемка ведется, как правило, со значительного расстояния, фотографу необходим объектив с большим фокусным расстоянием (так называемые телеобъективы или «телевики»). Специалисты рекомендуют для фотоохоты объективы с минимальным фокусным расстоянием в 300мм. В настоящее время ведущие производители фототехники Canon и Nikon предлагают большой выбор телеобъективов, фотографу лишь стоит определиться с ценой.

И у Кэнона, и у Никона имеются как бюджетные «телевики», так и дорогие, профессиональные стекла. У Никона: Nikon 70-300mm/4,5-5,6G Zoom-Nikkor, Nikon 55-300mm/4,5-5,6G Zoom-Nikkor и более дорогие и серьезные объективы Nikon 80-400mm/4,5-5,6G Nikkor и Nikon AF-S Nikkor 300mm f/4D. У Кэнона в свою очередь: из недорогих: Canon 55-250/4-5,6 IS, Canon 70-300/4-5,6mm IS, а также более дорогие профессиональные объективы из L-серии: Canon 300mm/4L, Canon 400mm/5.6L и один из самых любимых телеобъективов фотографов-анималистов — Canon 100-400/4,5-5,6L IS USM.

Второй важный фактор при выборе телеобъектива – это его конструкция. Бывают объективы с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») и переменным фокусным расстоянием («зумы»). Если взглянут на статистику, то большинство фотоохотников предпочитают «зумы». Почему? Главный фактор тут – это возможность менять фокусное расстояние. Например, на том же Canon 100-400 очень удобно «поймать» объект охоты на 100мм, приблизить до 400мм и сделать кадр. С телеобъективами-«фиксами» охотятся, как правило из укрытия, на заранее подготовленном месте (приваде, кормушке и т.п.), где заранее известно расстояние до объекта съемки. И хотя «фиксы» дают более качественную картинку, чем «зумы» (потому что в «зумах» больше линз, и соответственно, качество изображения слегка падает), в силу удобства «стекол» с переменным фокусным, фотографы отдают предпочтением телевикам-«зумам».

Третий фактор – светосила объектива. Светосила характеризуется величиной максимального раскрытия диафрагмы, или, простыми словами, светосила — это параметр, который показывает способность объектива пропускать свет. Поскольку на фотоохоте съемка чаще всего ведется в лесу, то предпочтительнее выбирать более светосильный объектив. Тут следует заметить, что все светосильные объективы достаточно дорогие, к тому же при съемке на малых значениях диафрагмы есть много своих нюансов, о которых мы поговорим позже. В итоге, учитывая соотношение «цена-качество», самый оптимальный выбор для начинающего фотоохотника – это объективы со светосилой /4-6,3.

Четвертый фактор – наличие у объектива стабилизации изображения (Image Stabilization (IS) для объективов Canon и Vibration Reduction (VR) для объективов Nikon) и ультразвукового мотора (обозначение USM для Canon и SWM для Nikon). Стабилизатор изображения позволяет начинающим фотографам увереннее снимать с рук при меньших выдержках. Ультразвуковой мотор позволяет объективу фокусироваться быстрее и с меньшим шумом. Хотя, иногда фотографы намеренно отключают стабилизатор, чтобы сэкономить заряд батареи, при съемке со штатива, когда достаточно света или во время какой-то творческой съемки. Тут также стоит заметить, что объективы, имеющие стабилизацию изображения и ультразвуковой мотор, стоят дороже своих «кастрированных» собратьев.

ТЕЛЕКОНВЕРТЕР.

Зачастую на фотоохоте не хватает фокусного расстояния, чтобы сделать снимок, поэтому многие фотографы применяют телеконвертеры. ТК – это дополнительная оптическая система, которая устанавливается между корпусом фотоаппарата и объективом для увеличения фокусного расстояния. Самые распространенные кратности конвертеров – 1,4х и 2,0х для Кэнона, 1,4х,1,7х и 2,0х – для Никона. Бывают также телеконвертеры сторонних производителей – Kenko, Sigma и др. Применение телеконвертера как правило обусловлено ограниченным бюджетом фотографа – например, объектив с фокусным расстоянием 200мм и конвертером 2х будет стоить дешевле, чем объектив с фокусным расстоянием 400мм. Но, как говорится, за все нужно платить. Применяя конвертер, стоит помнить, что светосила объектива уменьшается соответственно кратности конвертера. Например, объектив с фокусным 200мм и светосилой 4 с применением телеконвертера 1,4х превратится в 280mm/5,6. К тому же качество снимков также снижается, потому что на пути света появляется больше линз. Следует также помнить, что при использовании ТК на более старых моделях камер при достижении значения диафрагмы 8 перестает работать автофокус. Такая же «оказия» наблюдается и на меньших значениях диафрагмы, когда фотограф применяет конвертеры сторонних фирм. Тут уже выбор остается за фотографом.

АКСЕССУАРЫ для фототехники: карты памяти, аккумуляторы и т.п.

При выборе карты памяти следует помнить, что лишняя память на фотоохоте никогда не бывает лишней. К тому же, снимая
на скоростной съемке длинные серии следует учитывать скорость записи на флеш-карту. Используя более дешевые и «медленные» флешки, надо понимать, что, возможно, заявленная длина серии для данной камеры будет меньше, поскольку серия просто не успеет записаться на такую карту памяти. Также стоит помнить, что более надежными являются карты памяти CompactFlash (CF), и они используются на профессиональных и полупрофессиональных камерах. То же можно сказать и элемент питания. Фотоохотнику желательно иметь при себе хотя бы два заряженных аккумулятора. Поскольку зачастую «родные» аккумуляторы стоят довольно дорого, имеет смысл покупать запасные батареи сторонних производителей.

Также для фотоохоты в дальнейшем непременно понадобятся и другие аксессуары и приспособления: вспышка, макрокольца и светофильтры, пульт дистанционного управления и штатив. Но обо всем этом – позже.

Заключение.

Ну вот, вроде бы и все для начала. Мы рассмотрели основы выбора фототехники для фотоохоты и аксессуаров для нее. Теперь, когда вы определились (и, возможно, уже приобрели) фотокамеру и , можно двигать дальше. Следующий этап – изучение способов фотоохоты, . Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Редко кто в наши дни занимается фотоохотой. А зря. В былые времена фотоохота была весьма популярным увлечением, хотя заниматься ей по-настоящему мог далеко не каждый фотолюбитель. Специальная конструкция из зеркального фотоаппарата «Зенит», объектива с очень большим фокусным расстоянием и приклада как у ружья так и называлась - фоторужье. Всё это упаковывалось в достаточно больших размеров кофр и весило несколько килограммов. Да и стоило это фоторужье ой как недешево.

Фотоохота - дело очень увлекательное и интересное. Особенно фотоохота на птиц. Вот этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Первым делом следует сказать, что птицы - существа чуткие и пугливые. Вот почему и вам придется быть терпеливым. А еще рекомендуем взять с собой на фотоохоту запасные заряженные аккумуляторы для фотоаппарата и вставить в него карту памяти большой емкости. А может даже и запасную карту взять. Снимать-то вам придется очень много. Почему много? А вы разве не догадались? Птица никогда не будет вам позировать. Вам придется делать снимки, подстраиваясь под ее поведение. А значит - делать много снимков. Для того, чтобы потом выбрать лучший. Хорошо, если, как говорят, полезным будет один из двух-трех сотен сделанных снимков. Причем, полезный - это не означает идеальный. Полезный - это просто снимок, прошедший, так сказать, первый тур конкурса. Некий предварительный кастинг.

Какая фотокамера предпочтительнее?

Зеркальный фотоаппарат для фотоохоты на птиц, как вы понимаете, больше подходит, чем фотоаппарат компактный, проще говоря, мыльница. Зеракалка намного совершеннее, у нее оптика лучшего качества, что немаловажно для такого вида фотосъемки - ведь почти всегда в процессе обработки снимков их приходится значительно кадрировать.

Объектив для съемки птиц нужен, конечно же, длиннофокусный. Его фокусное расстояние должно быть не менее 350 миллиметров. Ну, а если уж у вас пока еще нет такого объектива, то не стоит делать из этого трагедию. Фотошоп поможет вам обрезать всё лишнее в кадре и оставить только самое главное - непосредственно саму птичку.

Если зеркалки у вас нет, и вы являетесь владельцем всего лишь «мыльницы», тоже очень расстраиваться не стоит. У компактных фотоаппаратов обычно бывает очень большая кратность зума. Правда, есть и несколько минусов. Первый - качество изображения хуже из-за маленькой матрицы. Второй - видоискателя обычно у мыльниц не бывает. А по дисплею очень тяжело наблюдать за птицами. В условиях сильного освещения на улице - птиц же мы на улице фотографируем - изображение на них почти не видно.

Как настроить фотоаппарат для съемки птиц

Маленьких и подвижных птиц, ну, например, воробьев или синичек, фотографировать нужно на короткой выдержке. От 1/800 секунды и менее. Птицы, которые покрупнее - вороны, например, или голуби, не такие шустрые, они менее подвижны. Их можно фотографировать и при выдержке 1/125 секунды. Но не забывайте и о том, что если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, то автоматика фотокамеры для того, чтобы выровнять экспозицию, сама увеличит размер диафрагмы. А это неизбежно приведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Если все же вы решили снимать птиц с длинной выдержкой, то для того, чтобы избежать смазывания изображения, фотоаппарат вам придется установить на штатив. И не забудьте включить режим стабилизации изображения. Иначе смазывание будет неизбежным.

Всё готово? Фотографируем!

Для того, чтобы заняться фотоохотой на птиц, совсем не обязательно выбираться в лес или снаряжать серьезную экспедицию в труднодоступные и экзотические места нашей любимой планеты. Мы же не попугаев в среде их естественного обитания снимать хотим, а наших любимых воробушков, голубей, трясогузок и других птиц, живущих рядом с нами на городских улицах, в парках и скверах. Это потом вы, возможно, и в Африку поедете. А начинать надо на родине. Экзотических пернатых и в зоопарке можно поснимать. При съемке в зоопарке старайтесь выбирать такие точки съемки, чтобы в кадр не попадали прутья решеток или ячейки сеток. Ну, в крайнем случае, сведите их присутствие до минимума. Эти элементы очень портят такие снимки. В некоторых случаях вам в этом деле поможет всемогущий фотошоп. Научитесь убирать из кадра ненужное и мешающее. Можно это сделать при помощи кадрирования, то есть обрезки всего лишнего по краям, а можно провести и более серьезное ретуширование изображения. Об этом читайте другие статьи.

Ну, а уж если вы решили всё-таки заняться реальной фотоохотой, пофотографировать птиц в их естественной среде, то вам, как мы уже говорили сегодня в начале этой статьи, придется запастись немалым терпением. И включить на полную мощность свое творческое мышление.

Прежде чем начать фотографировать птиц, внимательно понаблюдайте за ними. Присмотритесь к тому, как они двигаются, как себя ведут. Постарайтесь изучить их повадки. Возможно, посмотрите фотографии этих птиц, сделанные другими авторами. Почитайте что-то о птицах, которых вы собираетесь фотографировать.

Подготовившись таким образом, приступайте собственно к съемке. Прежде всего, вам будет необходимо, конечно же, найти птицу. Сделать это бывает порой совсем не просто. Обнаружив объект съемки, дождитесь, того момента, когда птица привыкнет к вашему присутствию, не будет обращать на вас особого внимания. Может быть, ждать придется долго. А возможен и такой вариант, что ожидания ваши и вовсе успехом не увенчаются. Птица улетит… Привыкайте к этому с самого начала. Мы вас об этом сегодня уже предупреждали.

Ну вот. Дождались? Успокоилась птица? Привыкла к вам? Переходим к следующему этапу. Выбору наиболее интересной и выигрышной точки съемки. Выбрали? Всё, можно снимать. Нажимайте на спусковую кнопку!

Если вы решили сфотографировать птицу в полете - то снимайте на короткой выдержке. В этом случае сама птица будет на снимке изображена четко, а фон получится смазанным.

Тем фотолюбителям, в аппарате которых есть режим «Спорт», можно сказать повезло. В этом режиме автоматика фотокамеры сама включает приоритет выдержки. То есть выдержку вы устанавливаете вручную, а автоматика подбирает к ней диафрагму.

Если вы работаете не компактной камерой, а зеркальной, то фотографировать птиц лучше всего, как мы уже говорили, длиннофокусным объективом. При этом рекомендуем включить режим следящего автофокуса (Al Servo). Этот режим автоматически настраивает фокусировку в случае резкого изменения положения объекта съемки, в нашем случае - движущейся птицы. Тем фотографам, камеры которых не обладают такой функцией, мы можем порекомендовать воспользоваться маленькой хитростью. Сфокусируйте объектив вашей фотокамеры на определенное расстояние (в этом случае лучше будет установить ее на штатив) и… ждите. Ждите, когда птица решит уважить вас и сядет именно на ту веточку, на которой вы сфокусировались. Да, конечно, чтобы так снимать, нужно обладать завидным терпением. Ну, а что делать? Как говорят, а кому сейчас легко? Мы с самого начала говорили: фотографирование птиц - дело сложное и хлопотное. Но ведь и интересное, правда?

Фотоохота – увлекательное и интересное направление фотографии, которое предполагает съемку животных и птиц в их естественной среде обитания. В наши дни фотоохота пользуется все большей популярностью благодаря развитию цифровой фотографической техники и ее доступности для обывателя. Фотоохота может быть интересным хобби или даже экологически безопасной формой туризма. В любом случае для фотоохоты требуются определенные умения и специальное оборудование.

Особенности фотоохоты

Фотоохота имеет сходство с настоящей охотой на зверей, поскольку здесь человек также должен уметь находить животных в лесу по следам, подкрадываться к ним максимально близко и незаметно, чтобы сделать красивый кадр. Фотоохота также требует знания местности, терпения и умения вести себя тихо, чтобы случайным образом не спугнуть «жертву». Таким образом, чтобы делать по-настоящему красивые и интересные снимки диких животных, необходимо быть не только фотографом, но и обладать полезными знаниями в области орнитологии, биологии и охоты. Именно поэтому фотоохота является одним из самых сложных направлений фотографии, но в то же время и одним из самых интересных.

ФР 300 мм, F6.3, ISO 800, 1/60c

Фотоохота очень увлекательна, она не лишена спортивного азарта. Снимать диких животных в их естественной среде обитания можно по-разному. Можно устроить специальное укрытие (шалаш) и фотографировать оттуда, незаметно для животных или птиц. Для этого придется караулить своих моделей, находясь в укрытии по несколько часов или даже дней. Другой вариант – фотосъемка с подхода, когда фотографу приходиться тихо подкрадываться к своей «жертве», используя маскировку, чтобы сделать несколько ценных кадров. К фотоохоте также иногда относят съемку в зверинцах или зоопарках.

В фотоохоте принято выделять следующие виды съемки. Первый – это определительная съемка, которая предполагает фотографирование животного крупным планом, сбоку, на одном уровне с ним. Второй вид – динамические снимки, которые призваны раскрыть характер и особенности поведения того или иного животного. Наконец, существует и художественная фотоохота, когда фотограф уделяет наибольшее внимание фону, цветовым параметрам снимка, чтобы кадр получился по-настоящему красивым. Последние два вида фотосъемки, разумеется, являются наиболее сложными в исполнении.


В лесу фотограф находится на охоте, поэтому он должен оставаться незаметным. В этой связи приходится тщательно подходить к выбору одежды. В гардеробе фотоохотника должно быть минимум четыре комплекта одежды различной расцветки – светлая зимняя, одежда под лес, луг, песок. Специально для фотоохоты некоторые умельцы изготавливают маскировочные костюмы, вшивая в обычную одежду элементы окружающей среды – ветки, листья или траву. Такой костюм помогает полностью слиться с миром дикой природы.

Еще некоторые хитрости фотоохоты – использование различных порошков или специальных шампуней, которые «убивают» человеческий запах. Ведь важно, чтобы животное не учуяло человека во время съемки. Такие средства актуальны тогда, когда нужно подойти к объекту съемки максимально близко. Остальные элементы снаряжения мало чем отличаются от экипировки настоящего охотника (нож, рюкзак и пр.).

Что касается выбора «жертвы» для съемки, то на территории нашей страны с этим нет никаких проблем. Животный мир России очень разнообразен с точки зрения фотосъемки. Например, в широколиственных лесах можно легко встретить кабанов, барсуков, белок, куниц. В хвойных лесах можно «поохотиться» на медведей или волков, конечно, соблюдая определенные меры предосторожности. Ближе к горной местности можно поснимать зубров, туров, косулей и других животных. Также наши леса очень богаты видовым составом птиц. Одним словом, выехав на природу, вдали от достижений человеческой цивилизации можно заполучить множество интересных «трофеев».


Естественно, для качественной съемки животных и птиц понадобится соответствующая фототехника. Сегодня большинство фотоохотников отдает предпочтение зеркальным камерам, оснащенным длиннофокусным объективом. Зеркалка должна быть достаточно высокого класса, иначе заполучить качественные «трофеи» будет крайне сложно.

Камера должна обладать защищенным, герметичным корпусом (это очень важно в полевых условиях), она должна позволять вручную устанавливать настройки экспозиции и предоставлять возможность регулировать другие параметры съемки. Вдобавок, камера для фотоохоты должна давать возможность использовать ручной фокус, в том числе, чтобы можно было задействовать фокусировку по конкретной точке или области. Ко всему прочему, желательно, чтобы зеркалка была достаточно скорострельной.


Техника для фотоохоты

Отдельная тема – оптика. Здесь понадобится хороший телеобъектив, с помощью которого можно будет «дотянуться» до осторожных животных или птиц, снимая их с дистанции или из укрытия. Важно, чтобы передняя часть объектива при фокусировке не вращалась – это может испугать объект съемки. Обычно используют оптику с фокусным расстоянием 300 мм. Мелких птиц фотографируют такой оптикой крупным планом с расстояния три – четыре метра, крупных пернатых – с десяти – пятнадцати метров. Диких животных снимают длиннофокусной оптикой с дистанции от двадцати до пятидесяти метров.


Вместо комплекта зеркальная камера плюс длиннофокусный объектив некоторые фотоохотники сегодня используют продвинутые суперзумы, обладающие несъемным объективом с большим оптическим увеличением, например, как недавно появившийся в продаже .

В любом случае большое увеличение требует использования штатива, иначе изображение получится смазанным. Современные штативы могут быть большими и маленькими, легкими и тяжелыми. Выбор штатива, в конечном счете, зависит от стоящих перед фотографом задач, характеристик фотооборудования и личных предпочтений.

Фоторужья

Помимо зеркалок с длиннофокусной оптикой, фотоохотники для съемки в условиях дикой природы нередко используют специальную фотографическую технику – фоторужья. Это особый аппарат, который применяется для фотографирования с рук длиннофокусной оптикой. По сути, фоторужье – это зеркалка с телеобъективом, которая оснащена специальным ложем наподобие конструкции обычного ружья. Тут имеется плечевой упор и удобная рукоятка, что обеспечивает стабилизацию камеры для получения более четких и резких кадров. Во время съемки с дистанции фоторужье удерживается как обычное ружье во время стрельбы.

«Magazine gun camera» производства Sands & Hunter, Великобритания. 1885 год. Ист.: zenitcamera.com

Впервые фоторужье появилось еще в 1882 году благодаря французскому физиологу Этьенну-Жюлю Маре, сконструировавшему первую в мире переносную кинокамеру. В пленочные времена целесообразность использования фоторужья сводилась к нескольким основным моментам. Благодаря специальному «подствольному» барабанчику осуществлялась быстрая наводка на резкость. А самое главное, фоторужье повышает устойчивость на относительно коротких выдержках. Снижаются колебания длиннофокусного объектива, что актуально для съемки с дистанции.

В наши дни эти преимущества фоторужья постепенно нивелировались благодаря стремительному развитию цифровой фототехники. В частности, современные зеркалки уже обзавелись быстрой и точной системой автофокусировки. Они обеспечивают возможность комфортной работы на коротких выдержках. Вдобавок, у зеркальных камер с длиннофокусной оптикой появился эффективный стабилизатор. По этим причинам ведущие производители фототехники сегодня не выпускают фоторужья, сосредоточившись на производстве суперзумов, зеркалок и длиннофокусной оптики, которые с успехом можно применять на фотоохоте.

Однако при съемке с подхода, когда фотограф незаметно подкрадывается к своей «жертве» и снимает с определенной дистанции без штатива, фоторужье действительно может пригодиться. К тому же, внешне напоминая настоящее ружье, оно позволяет ощутить дополнительный охотничий азарт. Нужно отметить, что отечественным любителям фотоохоты, как ни странно, повезло несколько больше их западных коллег. Ведь только в нашей стране на протяжении достаточно длительного периода выпускались прекрасные ружья «Зенит. Фотоснайпер». Это фотоаппарат с телеобъективом и встроенным эргономичным ложе. «Фотоснайперки» имеют лямку, благодаря чему их можно удобно носить с собой по лесу, перекинув через плечо.


wikipedia

Интересно, что ружья «Фотоснайпер» выпускались Красногорским заводом изначально для военного применения – в целях фоторазведки. Но каким-то непостижимым образом они, в конечном счете, стали доступны для массового пользования. Фоторужья «Фотоснайпер» — один из тех продуктов, которые успешно продавались за рубеж. Наиболее популярная модель ФС-12 помещалась в чемоданчик весом порядка пяти килограмм. Эта модель включала в себя пленочный фотоаппарат «Зенит» со специальной конструкций и мощный объектив «Таир-3С» с фокусным расстоянием 300 мм.

Пользоваться таким аппаратом очень легко: левой рукой настраиваешься, а правой нажимаешь на спусковой курок. Благодаря прикладу и курку можно почувствовать себя настоящим охотником. Причем если отсоединить корпус фотоаппарата «Зенит» от приклада и прикрутить к нему оптику «Гелиос-44М-4», также входящую в комплект оборудования, можно получить обычную камеру для повседневной съемки.

В настоящее время приобрести «Фотоснайперку» можно только с рук, причем за достаточно солидные деньги. Желающих продать такую тяжелую, но в то же время очень удобную и универсальную технику для фотоохоты на самом деле не так много. Сегодня многие умельцы, как в нашей стране, так и за рубежом, делают подобные фоторужья самостоятельно, но все-таки получить такую же удобную и продуманную конструкцию не получается.

В западных странах фоторужья не получили такого широкого распространения, они выпускались различными компаниями, в основном, ограниченными сериями. Например, выпуском фоторужей занималась немецкая Leica. В частности, ружье Leica Telephoto Assembly RIFLE было выпущено ограниченной серией в преддверии Олимпийских Игр 1936 года. Именно такое ружье приобрел небезызвестный писатель Эрнест Хемингуэй. Фоторужье Leica было оборудовано объективом с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f/2.

Современные цифровые фотоаппараты, к сожалению, не выпускаются в конструкции фоторужья для массового пользователя. Есть только самостоятельные разработки от заядлых фотоохотников, которые можно купить в сети. Стоит такая техника на одном уровне с хорошей двустволкой, однако для настоящих ценителей фотоохоты такие издержки не существенны. Ведь заполучив в свои руки фоторужье, можно почувствовать себя настоящим охотником.

Фотоохота — с камерой вместо ружья

Охота для многих людей смогла стать настоящим хобби, которое помогает отвлечься от серых будней, насладиться красотой окружающей природы, почувствовать азарт и прилив адреналина. Для большинства охотников даже не столько важна добыча и ее количество, сколько сам процесс.
Но в связи с тем, что среди прирожденных охотников очень много тех, кому вопреки своим инстинктам жаль добывать животных, в последнее время огромную популярность получила фотоохота, где вместо ружья в виде оружия используется фотокамера. Она позволяет делать уникальные фото животных в естественной среде их обитания, фиксировать основные моменты из их жизни, питания, охоты на добычу. В этом случае к подбору амуниции нужно относиться не менее серьезно, чем при походе на обычную охоту. Необходимо очень ответственно подобрать маскировочный костюм, который позволит подобраться к животному как можно ближе, а также выбрать наиболее подходящую камеру, способную делать качественные снимки на большом расстоянии или в процессе движения.

Маскировка для фотоохоты.

Учитывая тот факт, что дикие животные и птицы не подпускают к себе человека близко, сразу разбегаясь и разлетаясь, заметив чужака, использование маскировочного костюма и правильный его выбор становится очень актуальной задачей.
Найти маскировку для фотоохоты несложно, достаточно только обратиться в специализированный магазин , выбрать товар, подходящий по качеству и расцветке. Важно особое внимание уделить материалу, из которого сшит костюм, для него должны быть характерны следующие свойства:

Мягкость и бесшумность, позволяющие охотнику чувствовать себя в маскировке очень комфортно и удобно, получать возможность как можно дольше оставаться незамеченным обитателями фауны;
защита от гниения, которая позволит использовать костюм не один раз;
отсутствие бликов, оно достигается путем обработки материала специальными составами. Так можно оставаться незамеченным даже в солнечную и ясную погоду;
широкий температурный диапазон эксплуатации – костюм должен сохранять свои свойства в мороз и знойную жару;
желательна непромокаемость костюма, потому как иногда приходится охотиться при плохих погодных условиях;
неограниченный срок эксплуатации, который действует при условии отсутствия механических повреждений.

Далее остается подобрать расцветку маскировки, учитывая особенности местности, на которой будет происходить фотоохота. Многие производители дают своим маскировочным костюмам тематические названия, поэтому выбрать наиболее подходящий из них не представляется сложным. Например, костюм в расцветке «лес» выполнен в зеленых и коричневых цветах, поэтому прекрасно подойдет для фотоохоты в летнем лесу. Для этой же цели можно использовать маскировочный халат, который продается в охотничьих магазинах под названием «леший». Он представляет собой достаточно компактное изделие, прекрасно помещается в походный рюкзак. Присутствие в оформлении коричневого, серого, оранжевого цвета дает охотнику возможность максимально слиться с окружающей природой, остаться незамеченным для обитателей леса.
Если планируется охота в степи, на каменистых поверхностях, лучше всего подойдет маскировка для фотоохоты, выполненная в сером, зеленом цвете. Ее расцветка максимально приближена к цветовой гамме данных природных условий, поэтому фотоохота на местных обитателей окажется вполне успешной. Для тех, кто планирует охотиться в пустынной местности, подойдет костюм, на котором будут присутствовать бежевый, оранжевый, серо-зеленые цвета.
Опытные охотники, вооруженные фотокамерами вместо винтовок, говорят, что очень часто там, где трудно приблизиться к животным или лесным птицам пешком, можно сделать это на машине. Лесные обитатели как будто специально не обращают внимания на автомобиль, подпуская его к себе на минимальное расстояние. И как обидно, когда, уже приблизившись к своей цели, открываешь окно, отпугивая этим шуршанием объект своего внимания. Тогда люди нашли способ приловчиться к фотоохоте на автомобиле. Они стали покупать маскировочную сетку и для него. Накрыв изделием окна авто, можно спокойно подбираться к птицам так близко, как это может позволить ситуация, делать уникальные снимки их гнезд, птенцов, взрослых особей.

Выбор камеры для фотоохоты.

Собираясь на обычную охоту, человек очень тщательно подбирает оружие и патроны, понимая, что от этого зависит успешность мероприятия, количество трофеев, которые будут получены. Точно такую же ответственность нужно проявить и при выборе фотокамеры, от которой в полном объеме будет зависеть успешность фотоохоты.
Цифровые фотоаппараты «мыльницы» сразу нужно отодвинуть в сторону, потому как они в данном случае оказываются абсолютно бесполезными, они не способны быстро реагировать, делая качественные фотоснимки. Лучшим вариантом для фотоохоты станут зеркальные фотокамеры с длиннофокусной оптико, либо же компактные ультразумы. Для зеркальных фотоаппаратов стоит выбирать объективы, у которых фокусное расстояние колеблется в пределах 70-300 мм в эквивалентном соотношении с 35-милимметровой камерой. Если речь идет о съемке птиц, то в этом случае придется работать на более значительном расстоянии, соответственно, оптика должна иметь фокусное расстояние 100-500 мм. Иногда для получения высококачественных фотоснимков лучше использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Наиболее пригодными для фотоохоты считаются такие варианты «зум» объективов: Nikon AF 80-400mm F/4.5&5.6 или Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 IS USM. Некоторые рекомендуют использовать линзу 300 mm F4 и на нее конвертер 1,4.
Стоит обратить внимание и на наличие запаса по светочувствительности матрицы. Нужно понимать, что часто съемку животных и птиц приходится проводить тогда, когда они находятся в движении. Если фотографировать на длинной выдержке, то фотоснимки получатся смазанными. Даже система стабилизации, встроенная в большинство современных камер, не сможет спасти положение. Здесь оптимальным вариантом становится только быстрая съемка на коротких выдержках.
Следующий пункт – скорость работы затвора, выполнения фотосъемки и записи кадров на карту памяти. Показатели техники должны давать фотографу возможность делать максимальное количество снимков за короткий отрезок времени. При этом должна присутствовать и функция съемки в формате RAW, позволяющая получать более качественные фотографии, подвергать их профессиональной обработке.
Если говорить о профессиональной фотоохоте, то многие специалисты рекомендуют использовать камеру Canon EOS-1D X, а в дополнение к ней приобрести объектив Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 IS USM. Рассмотрим эту технику подробнее.
Canon EOS-1D X – это профессиональная зеркальная цифровая фотокамера, которая выпускается с 2012 года. Она позволяет делать фотоснимки с достойным расширением: 5184х3456 пикселей. Такие изображения очень хорошо поддаются редактированию, имеют высокое качество и четкость.
Камера оснащена 3,2-дюймовым ЖК-дисплеем, на котором заранее можно просматривать снимки, которые будут получаться в процессе работы. Литий-ионный аккумулятор повышенной емкости позволит эксплуатировать устройство без подзарядки в течение длительного срока.
Мощный процессор Digic 5+ способен обеспечить высокую скорость фотосъемки. Всего за 1 секунду при помощи данной фотокамеры в режиме серийной съемки можно сделать до 14 снимков. При этом каждый из них будет иметь достаточно высокое качество, будет четким и ярким.
Оптимальным дополнением для данного устройства станет объектив для фотоохоты Canon EF70-300mm f/4.5-5.6 IS USM, имеющий встроенный стабилизатор изображения, автоматическую фокусировку. Минимальное расстояние последней – 1,4 метра. Также здесь установлен качественный светофильтр.
Есть еще один производитель, который предлагает качественную фототехнику – это японская компания Nikon Corporation, которая занимается производством оптики и электронных устройств для обработки изображений с 1917 года и достаточно хорошо зарекомендовавшая себя среди потребителей. Но профессиональные фотографы заявляют, что в случае с фотоохотой техника Nikon все же, уступает предыдущему варианту. Canon отличается более значительным быстродействием автофокуса, что позволяет снимать животных и птиц, находящихся в процессе бесконечного движения, получая при этом качественные и четкие фотоснимки. Но если речь идет о любительской фотосъемке животных, к тому же, если нет возможности выделить большую сумму денег на покупку оборудования, можно приобрести любую зеркальную цифровую фотокамеру Nikon, D40x до D3s. Если смотреть на товар подороже, подойдет новинка – профессиональная зеркалка Nikon D4S. Этот фотоаппарат занимает первое место среди всей техники производителя. Качество съемки будет не на много отличаться от предыдущего варианта (Canon), разница не слишком категорична, особенно, для любителей.
Многие фотоохотники успешно используют в своей деятельности именно эту новинку – Nikon D4S, которая начала выпускаться всего пару лет назад. Она позволяет получать достаточно качественное изображение, размером 4928х3280 пикселей, может вести фотосъемку в формате JPEG, а также формате RAW, который считается более предпочтительным для фотоохоты, потому как дает более широкие возможности при обработке фотографий. Скорость съемки тоже впечатляет, при высоком качестве изображения она может достигать 11 кадров в секунду, позволяя фиксировать каждое движение животного или птицы. Есть возможность автоматического или ручного режима настройки параметров работы устройства. Главное преимущество – относительно доступная цена, которая при сочетании с достойными рабочими характеристиками фотокамеры заставляет задуматься в пользу ее покупки. С техникой используется объектив байонет Nikon F, расширяющий ее возможности.
Конечно, мы перечислили лишь маленький перечень фотокамер для охоты - всё зависит от ваших финансовых возможностей, но одно известно точно, для качественного снимка нужна качественная фототехника, а она никогда не будет дешевой.

Что нужно знать фотоохотнику.

Для того чтобы фотоохота была успешной, мало подобрать качественную маскировку и приобрести современный фотоаппарат. Фотоохотник должен быть в этом случае еще и немного орнитологом, географом и биологом. Он должен знать особенности среды обитания интересующих его животных, тонкости их поведения, характеристики повадок. Также должно присутствовать огромное терпение, позволяющее выжидать те уникальные моменты, которые позволят получить неповторимые снимки. Кроме того, нужно разбираться и в фотоискусстве, чтобы делать не обычные сухие снимки, а уметь преподнести изображение так, чтобы оно действительно оказалось неповторимым. Здесь важно в свою пользу использовать любые погодные условия, солнечные лучи, тени. При профессиональном подходе к фотосъемке они смогут стать великолепным природным декором, исключающим потребность в обработке снимков для придания им большей привлекательности.
Есть несколько дельных советов, которые помогут организовать продуктивную фотоохоту, получить ее достойный результат:
создавая укрытие, обязательно нужно учитывать направление солнечных лучей и ветра, это поможет исключить появление нежелательных теней в месте съемки, не спугнуть животное запахом человека;
внутри укрытия должно быть темно, в таком случае животное вас не увидит и не скроется;
организовывать укрытие лучше за несколько дней до запланированного момента съемки. Входить в него следует перед рассветом, когда все птицы еще спят;
укрытие должно быть прочным, не раскачиваться при дуновении ветра – это может спугнуть обитателей местности;
лучше организовать хороший обзор, чтобы из вашей засидки была отличная видимость сразу в несколько сторон;
если вы используете белый объектив Canon, придумайте для него маскировку, которая поможет остаться незамеченным животными.
Такая организация фотоохоты поможет получить много качественных и уникальных снимков, которые будут иметь высокую ценность. Особое внимание нужно уделять каждому из пунктов подготовки, ответственно подходя к ее организации.

Приглашаем ознакомиться с фотографиями Нижегородских фотоохотников, а также получить консультацию у профи на нашем форуме в теме:



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях