Лайфспринг тренинг отзывы. Социальная психология в действии! Вверх по наклонной

Лайфспринг тренинг отзывы. Социальная психология в действии! Вверх по наклонной

С одной стороны, интересоваться психотерапией без наличия у тебя некоторых явных или может быть не столь ощутимых, но, тем не менее, беспокоящих проблем, невозможно. И я в этом правиле - не исключение.

С другой стороны, заблуждением является представление, что развитие личности человека естественным образом завершается с началом его взрослой жизни. После чего происходит лишь обучение новым навыкам с оттачиванием ранее приобретенных, расширение области знаний с применением уже имеющихся, упрочнение своих жизненных позиций на основе сформировавшегося мировоззрения.

Для такого «взрослого человека» обычно видны два доступных ему жизненных пути: стать замечательным проводником для представлений и иллюзий, которые были успешно внедрены в него родителями, воспитателями, учителями. При этом чтить и поддерживать ставшие привычными ритуалы отношений с другими людьми, принятые правила поведения, представления о взаимосвязях вещей, оценки событий, взгляды на происходящее. Или пройти на несколько шагов дальше и, осознавая некоторую абсурдность и фальшивость такого ограниченного существования, «выделится из серой массы», «не принадлежать к быдлу», быть критичным ко всему пошлому, обычному и общеупотребимому. То есть стать «элитой» (или действительно элитой) или желать принадлежать к ней.

При этом в первом случае человек является копировальным аппаратом стандартности, заимствующим расхожие мудрости и пытающимся заполнить их черно-белыми копиями все окружающее его пространство. Во втором случае - это бумагорезательная машина, уничтожающая, постоянно пополняемые другими завалы однотипных листков, но оставляющая себе, соединяющие их, разноцветные скрепки и приклеенные к ним яркие бумажки.

В любом случае, дальнейшему развитию личности , ее качественному изменению и уходу с этого бумажного поля боя мешает невроз - отличное от здорового (и что важно) постоянное состояние психики, вызванное нарушением отношений ребенка с родителями в раннем детстве, характерное наличием жесткой и стройной системы фальшивых и ирреальных представлений о себе, других людях и внешнем мире, бОльшая часть, которой не осознается.

Теория неврозов, созданная Карен Хорни, описывает признаки, структуру, свойства, причины развития невротической личности, артефакты и симптомы невротизма, одновременно включая в себя недвусмысленный и ясный метод избавления от невроза - реконструкцию невротической личности.

Мое отношение к теории Хорни - безусловное с ней согласие . То есть, действительно, согласие без всяких дополнительных условий. Согласие охватывает, в том числе и тот факт, что невроз тотален и нет ни одного человека воспитанного родителями, который бы в той или иной степени не являлся невротиком.

Кроме того, отношусь к Хорни с трепетным уважением к ее гениальности и отдельным восхищением за удивительно структурированное и точное изложение очень объемного материала с высочайшей плотностью здравого смысла на квадратный сантиметр текста. Это особенно ощутимо после собственного двухдневного пыхтения в попытке «написать получше» над четырьмя страницами текста и несколькими схемами, черновики и заготовки которых были сделаны уже давно.

Это невозможно скрыть - для самого меня «постневротическое» развитие личности, то есть перемещение от «ксерокса» и «шредера» к состоянию оперирования разноцветными скрепками и приклеивания листочков с надписями, сделанными уже от собственной руки, является в намного большей степени абстракцией, чем реальностью.

С другой стороны, Хорни мало затрагивает особенности и этапы здорового развития человека, констатируя факт такой возможности и признаки избавления от невроза. Об этом пишут уже другие авторы. По доступным описаниям, исчезновение прослойки в виде невроза между подлинным Я человека и внешним миром, включающим Я других людей должно быть сопряжено с осознанием и принятием абсолютной нормальности факта невозможности ни при каких обстоятельствах быть понятым другими (даже если есть иллюзия понимания); утратой оценочности суждений и категоричности на словах с приобретением равновесной категоричности в действиях; появлением глубокого понимания собственной индивидуальности через индивидуальности других; разрешением себе без сомнения быть собой, а другим без обид быть Другими и т.п. и т.д.

Но, моя самонадеянная уверенность распространяется только на понимание теории неврозов Хорни и она ощущается достаточной для того, чтобы это понимание более или менее структурировано изложить. Поэтому, предполагаемая ценность текста состоит в том, что он содержит графическую модель теории, несколько принципиальных моментов, ее уточняющих и, в отсутствие единой психотерапевтической теории , фантазии о возможных ее очертаниях. С ремаркой: так как теория была пропущенна через личный опыт и приобрела, естественным образом, некий персональный вид, то после того, как она была снова обезличена для этого текста, имеет, во многом, другие (но синонимичные) обозначения явлений и фактов, составляющих эту теорию.

Кроме прочего, теории Хорни, на мой взгляд, явно не хватает пиара.

В разные моменты изучения теории возникали следующие основные вопросы:


  • Каково место теории неврозов Карен Хорни среди других направлений психотерапии?

  • Является ли теория Хорни изолированной или есть общие области с другими направлениями и школами психотерапии?

  • Насколько эффективные другие, более краткосрочные и простые, способы лечения неврозов?

  • Почему другие теории (и методы лечения на их основе) более популярны, известны и применяемы?

  • Нет ли в книгах Хорни субъективизма, не научности, произвольных обобщений, не проверенных фактов и выводов? Можно ли доверять Хорни?

  • Возможен ли эффективный самоанализ?

  • Почему у Хорни именно такая классификация невроза? Почему типов невроза всего три и нет ли здесь произвольного и не обоснованного упрощения?

  • Почему у Хорни нет краткого определения невроза и можно ли это определение сформулировать?

  • Что такое «вся структура невроза», понимание которой, по мнению Хорни, является необходимым условием для избавления от невроза?

  • Что такое «внутренние условия» которые надо изменить, для того чтобы избавиться от невроза?

  • Сколько разных вариантов внутренних конфликтов может одновременно действовать в личности?

  • Какова структура невротической и здоровой личности?

  • Как происходит передача невроза «по наследству»?

  • Может ли невроз при каких-либо условиях пройти сам собой и какова его возрастная динамика?

  • Какова история невроза как явления?

  • Можно ли на основе материала изложенного Хорни создать графическую модель ее теории?

  • Каковы этапы лечения и критерий его окончания?

  • Есть ли одна ключевая мысль (осознание, инсайт), которая может излечить невроз?

  • Может ли наступить полное излечение и реконструкция личности?

  • Может ли лечение или самоанализ с опорой на теорию Хорни нанести вред или необратимо ухудшить состояние?

  • Можно ли как-то классифицировать, обобщать невротические симптомы (например, фобии) для более удобного их анализа?

  • Какова необходимая длительность терапии?

  • Что такое здоровая личность?

Краткий предварительный ответ на первые два вопроса на этой схеме:

Картинка заодно очерчивает границы предполагаемого (на зависть любому графоману) выплеска мыслей. Цвет не означает ничего, кроме одинакового с поведенческой терапией зеленого цвета. Это обозначение того, что в теории Хорни фактически нет областей, пересекающихся с темами исследований поведенческой терапии. В других направлениях, школах такие (общие с теорией Хорни) области есть.

Хорни скромна. По тексту ни разу не делает акцента на том, что она, двигаясь от анализа двенадцати, выявленных ею в начале, невротических тенденций, пришла к открытию в психотерапии универсального нечто: у человека, как и всех других животных, есть только три возможных способа (или три формы) поведения - агрессия, подчинение и между ними - не решительность . Или по другому - враждебное, доверительное, настороженное. Или так как это назвала Хорни - движение против людей, движение к людям, движение от людей.

В человеческой культуре это универсальное (применимое ко всему) разделение отношения личности к себе, к другим, к событиям, явлениям выражается, в том числе:
- в языке. Любой язык состоит только из трех видов предложений - отрицание (не согласие), утверждение (согласие), вопрос (не определенность).
- в форме фиксации волеизъявления граждан. Бланк голосования состоит только из трех вопросов («против всех» не считается) - против (отрицание), за (утверждение), воздержался (не определенность).
- в форме обозначения отношений между людьми. Ненависть (против), любовь (за), безразличие (воздержание).
- в морали. Зло (ненависть), добро (любовь), равнодушие (безразличие).
- в статусе отношений между государствами. Война (зло), мир (добро), нейтралитет (равнодушие).
- в отношениях между группами людей. Враг (война), свой (мир), просто мимо прохожу (нейтралитет).
и так далее:
- владеть, принадлежать, или быть свободным от собственности или собственника…
- критиковать, поощрять или не замечать ошибок или достоинств…
и даже:
- «быть или не быть… Достойно ли смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье…» - тоже иллюстрирует выбор нерешительного человека ограниченный либо агрессивным, либо покорным поведением.

l. Графическая модель теории неврозов Карен Хорни

Эта модель, состоящая из серии последовательных схем, родилась, много раз видоизменяясь, из довольно долгих попыток понять и как-то уложить в голове центральное понятие теории - внутренние конфликты. Между чем и чем? Какой из них важнее? Как они соотносятся один с другим? и т.д…

1. Модель развития личности здорового человека.

Зеленый прямоугольник - это индивидуальность ребенка или потенциал его подлинного Я. Это все его свойства, качества, проявления. При этом в целях простоты и соотнесения с целью (представление структуры невротической личности) на схеме не делается попыток описывать, выделять этапы развития личности, структурировать и устанавливать иерархию, взаимосвязи, взаимозависимости между инстинктами, потребностями, мотивами, навыками, способностями и т.д.

Предельно важным моментом является то что, этот схематичный прямоугольник представляет собой диапазон. Диапазон проявления человеческих свойств между двумя крайностями. Именно это обозначают на схеме разные оттенки зеленого цвета. То есть ощущаемая и проявляемая в поведении враждебность может как совсем слабой, так и чуть более сильной, граничащей с явной ненавистью, доходя до максимального накала ярости и категорического не согласия с другим человеком вплоть до не согласия с самим фактом его существования. Ровно так и в другую сторону: доброжелательность, дружба, доброта, доверие, любовь, доходя до абсолютного растворения в другом человеке вплоть до отказа от собственного существования ради спасения другого. Весь этот потенциал содержится внутри личности и проявляется в действиях.

Сила проявления совокупности человеческих свойств, называемых личностью, в самом раннем детстве не велика. Потенциал для роста обозначен вертикальной осью. Но тело ребенка уже может обнимать, а может и ударить; демонстрируемое им поведение может пугать окружающих его людей или может быть направлено на их привлечение; чувства могут быть враждебными и могут добрыми и теплыми; ребенок может размышлять как взять верх над другими, а может думать над выгодами подчинения и т.д. То есть все признаки «движения против людей» и «движения к людям» присутствуют с младенчества.

В середине диапазона - точка эмоционального покоя, когда силы, мотивирующие на движение к людям или против них по разным причинам равны нулю. То есть, нет заинтересованности в контакте с людьми или в борьбе с ними. Это опора для потенциального развития ощущения самодостаточности - такого представления о себе, которое не предполагает зависимость собственной оценки самого себя от такой оценки другими.

Влияние внешней среды (родителей), обеспечивающее здоровое развитие человека, безусловно должно быть направлено на подавление крайних проявлений обеих тенденций: при «движении против людей» - это полная враждебность, при «движении к людям» - это абсолютная доверчивость. Под подавлением не имеется ввиду их целенаправленное угнетение, а подразумевается отсутствие внимания к крайностям как к объектам для развития.

Одновременно усиливается уверенность ребенка в себе (средняя часть диапазона), как отражение уверенности родителей и воспитателей в том, что все исходные проявления данной личности, во-первых: имеют право быть в том виде, в котором они есть (не должны вытесняться), во-вторых: важны и заслуживают внимания (не должны игнорироваться), в-третьих: требуют особого обращения (развиваются те навыки, которые способствуют реализации данной конкретной индивидуальности среди других людей). Или по другому: неподдельный интерес к потребностям ребенка, приятие его эмоциональной жизни как единственно для него правильной, научение правилам поведения соответствующим его способностям и возрасту, а с другой стороны точно отражающим действительные (но не фиктивные) потребности социума.

При этом естественным является то, что и процесс, и результаты влияния родителей на ребенка осознаются обеими сторонами только частично, а сознательно контролируются совсем в малой степени. «Акт воспитания» не является исключением из остальной жизни, где бессознательные установки, мотивы, тенденции и действия определяют все (ну или его бОльшую часть) человеческое поведение . И из этого, кстати, следует, что обычно здоровая личность без каких либо особых и специальных волевых усилий может быть выращена здоровыми личностями, для которых в воспитании изначально нет изощренных хитростей, тайных уловок, продуманного плана, обмана во благо и тому подобного, что свойственно родителям-невротикам.

Анализируя схему случайно получившуюся похожей на арбуз здорового развития личности с точки зрения ее геометрии, видно, что индивидуальность здорового человека в своих крайних проявлениях (враждебности и подчинения) проявляется не интенсивно. Это, в прямом смысле этого выражения, уравновешенный человек. Интенсивность (т.е. частота, продолжительность и сила) проявления всех человеческих свойств наиболее велика в области, окрашенной темно-зеленым цветом, равноудаленной от двух крайностей. Энергетически намного выгоднее находится в центральной точке диапазона с возможностью выбора куда двигаться, влево или вправо, чем в какой либо из крайних точек (а то и в обоих сразу) как это вынужден делать невротик.

Самореализация здесь происходит наиболее независимо от других людей и внешних событий и, кроме того, с биологической точки зрения с минимальным расходованием энергии, без разброса сил на бессмысленную борьбу или трату времени на поиск выгоды от зависимости от других людей. Причем имеется в виду, действительно, самореализация личности, в отличие от процесса самоосуществления (и не более того) при невротическом пути развития личности.

Результатом здорового внешнего воздействия является личность с минимально интенсивными ощущениями враждебности с одной стороны диапазона свойств личности и бессилия с другой, обладающая способностью и навыками справляться с внешним воздействием и имеющая желание интегрироваться с другими людьми. То есть такая личность внутренне ощущает: (а) безопасность ; (б) равенство с другими людьми; (в) принадлежность к людям, обладая правом бороться в случае нарушения своих интересов и правом любить других, потому что они не опасны.

Влияние родителей, направленное на развитие индивидуального потенциала, превратилось внутри личности в каркас гордости собственным подлинным Я . Причем это Я вполне четко ощущается человеком. Идеология этой личности кратко может быть выражена: «Если мне хорошо, то хорошо будет и другим». Такая позиция далека от эгоцентричных взглядов невротика и на столько же далека и от понятия эгоизм. Контрольный вопрос здесь: может ли человек в действительности делать что то хорошее для других если ему самому плохо?

Кроме того, агрессивность здоровой личности понимается скорее в свете представлений Конрада Лоренца - как защита собственного пространства, ресурсов, интересов от посягательств других, чем как просто потребность в немотивированном нападении на других.

Совершенно кстати: известный перечень потребностей личности Генри Мюррея замечательным образом делится на три группы, соотносящиеся трем возможным формам поведения. Более того, внутри «движения против людей» четко выделяются все три составляющие (надменно-мстительная, педантичная и нарциссическая).

1. Движение против людей.
a) арессивность в целом, в том числе - мстительность


  • Потребность в достижении: Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение.

  • Потребность в агрессии: Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать.

  • Потребность в противодействии: В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.

  • Потребность в доминировании: Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других - внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.

  • Потребность в отвержении: Избавиться от негативно объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его.

  • b) в том числе - педантичность
  • Потребность в порядке: Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.

  • c) в том числе - нарциссизм
  • Потребность в эксгибиции: Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.
  • 2. Движение к людям.

  • Потребность в самоунижении: Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную "второсортность", признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.

  • Потребность в аффилиации: Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.

  • Потребность в уважении: Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.

  • Потребность в опеке: Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей - ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.

  • Потребность в поддержке: Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.

  • Потребность в чувственных впечатлениях: Искать чувственные впечатления и радоваться им.
  • 3. Движение от людей

  • Потребность в автономии: Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.

  • Потребность в избегании позора: Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.

  • Потребность в защите: Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я.

  • Потребность в избегании ущерба: Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.

  • При этом «не распределенными» остаются три потребности. Очевидно, каждая из них может быть полноценно реализована только в случае применения личностью всего спектра внутри трех форм поведения. Это:
  • Потребность в игре: Действовать "забавы ради" - без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.

  • Потребность в сексе: Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь половые отношения.

  • Потребность в понимании: Ставить вопросы и находить на них ответы. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном норвежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях.

Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом ив 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе.

В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.

Основные положения социокультурной теории личности Хорни
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Базальная тревога. К. Хорни исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека.

Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису.

Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.

Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стилями поведения.

Таблица Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

на тему Социокультурная теория личности К. Хорни

  • Введение
  • Биография Карен Хорни
  • Личность
  • Социальнокультурная теория: основные концепции и принципы
    • Развитие личности
    • Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
  • Три категории межличностных отношений
    • Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация против людей: враждебный тип

  • Психология женщины
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Среди всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе человеческого развития, вероятно, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Основная трудность заключается в том, что между нами много различий. Мы отличаемся не только своим внешним видом, но и поступками, как правило, чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. На сегодняшний день проблема актуальна как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества -- стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, наркомания, нищета -- являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других, познаем теорию нашей личности.

Рассмотрим труды американского психолога - Карен Хорни. Она так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между мужчинами и женщинами. Хорни считала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также была против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория большей частью относится к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биография Карен Хорни

Карен Хорни (Karen Horney) родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. В 1915 году Карен получила медицинскую степень в Берлинском университете. На протяжении следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росли ее личные проблемы. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Однако после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Хорни работала в Берлинском психиатрическом институте и была крайне увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переехала в Соединенные Штаты. Ее приняли на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Через два года она перебралась в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся противоречие ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она стала основателем Американского института психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

карен хорни личность социальнокультурная невротический

Личность

Личность -- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия -- лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) -- терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

В психологии личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность -- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Социокультурная теория: о сновные концепции и принципы

Формирования социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин, в особенности то, что их биологическая природа предопределяет "зависть к пенису". Это было первой ступенью в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря этим людям укрепилась ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которые она вела в Европе и Соединенных Штатах, предоставили непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов. Всё это привело ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни разделяла мнение Фрейда о значении детских переживаний в формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, мнение ученых разошлись, когда встал вопрос о специфике формирования личности. Хорни отвергла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По ее мнению, основным фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Так же Хорни подчеркивала значимость культурной основы. Она одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.

По мнению Хорни, для детства характерны две потребности: удовлетворении потребностей и безопасност ь (Horney, 1939). Удовлетворение потребностей включает в себя все основные биологические нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий фактор - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни полагала, что в удовлетворении данной потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители удовлетворяют ее, то это способствует формированию здоровой личности. В противном случае, если поведение родителей нарушает удовлетворению потребности в безопасности, наиболее вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут не удовлетворять потребность ребенка в безопасности. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности . Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. К сожалению, подавленные чувства, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Данный фактор является одной из основополагающих концепций К. Хорни. Таким образом, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, причину невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы совладать с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в таблице вместе с их стилями поведения.

Таблица

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни говорила, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они способствуют борьбе с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их не рационально. Он принудительно надеется лишь на одну из всех возможных потребностей. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбора во всех социальных взаимодействиях. Здоровый человек, напротив, без труда заменяет одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни сгруппировала список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий является стратегией оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Другими словами, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу , руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивый тип требует, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди начинают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и, кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу , руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна цель - никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. Вследствие этого они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии свойственно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип

Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, принадлежащий к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Из-за этого любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни заявляла, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все связано с повышением собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Исходя из всего, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий служит для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-нибудь применяет каждый из нас. Более того, согласно Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого глубокого эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии в зависимости от обстоятельств. А невротик не в способен осуществить правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, в не зависимости от того годится она в данном случае или нет. Исходя из этого, невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось ранее, Хорни не соглашалась со многими утверждениями Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью не поддерживала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Более того, она была не согласна с мнением Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке , в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни упорно утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами потому, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Веками сложилось, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с мужским доминированием, заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни убеждала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из "зависти к пенису". Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как желание власти и привилегий.

"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также акцентировала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она считала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни поддерживала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни большей частью основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, считают наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее идеях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но это не помешало ее теоретическим и клиническим идеям получить огромный спрос. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Библиография

1. Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992

2. Horney K. (1937). The neurotic personality of our time. New York: Norton.

3. Horney K. (1939). New ways in psychoanalysis. New York: Norton.

4. Horney K. (1945). Our inner conflicts. New York: Norton.

5. Horney K. (1950) Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton.

6. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Человек - субъект общественно-исторической деятельности. Понятие личности. Индивидуальные свойства характера. Деятельность как основание личности. Психические свойства индивида и межличностные отношения. Психоанализ Фрейда. Психология начала ХХ века.

ПЛАН ЛЕКЦИИ. 1. Краткая биография. 2. Основные концепции и принципы социокультурной теории. 2. 1. Развитие личности. 2. 2. Базальная тревога: этиология неврозов. 2. 3. Невротические потребности 2. 4. Ориентация на людей, от людей и против людей 2. 5. Психология женщины. 3. Выводы.

ЛИТЕРАТУРА: Фэйдимен Дж. , Фрейгер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб. : прайм. ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – 608 с. Хорни К. Невроз и развитие личности/ Пер. с англ. - М. : Смысл, 1998. - 375 с.

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ. Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной»

Карен чувствовала себя в семье одинокой, лишенной поддержки родителей. Чтобы компенсировать это, она пыталась сблизиться с братом, с которым, когда ей было пять, а ему девять лет, была по-видимому вовлечена в какие-то сексуальные игры. Возмужав, брат отдалился от Карен, она почувствовала себя отвергнутой и старалась обрести ощущение собственной значимости, став в школе одной из первых учениц. В детстве Карен была злой и непослушной, но в подростковом возрасте не могла больше выносить изолированность и нашла в своей семье «экологическую нишу» , начав поклоняться собственной матери. В возрасте 13 лет она начала вести дневник, в котором описывала, как обожает мать и брата.

Ее скрытая враждебность к ним выплеснулась наружу, когда Карен был 21 год, и семейные отношения с тех пор были испорчены. Дневники, написанные в период, когда Карен подавляла свою злость, создают ложную картину отношений Карен с ее семьей, их следует рассматривать в свете случая Клэр, описанного в автобиографической работе Хорни «Самоанализ» (1942), которая и объясняет поведение автора в юности. Дневники Карен главным образом посвящены ее отношениям с мужчинами, во внимании которых она отчаянно нуждалась. Типичная модель ее отношений была такова: идеализировать мужчину, а затем разочароваться в нем, потом следовала депрессия и попытки понять, почему же отношения расстроились.

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. В 1906 году она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства

Карен надеялась найти в муже особенного человека, который отвечал бы ее противоречивым потребностям в доминировании и покорности, грубой силе и утонченной чувствительности, но она постоянно оказывалась разочарована. Вечно несчастная, она пыталась понять источники своего страдания - сначала в дневниках, а затем в психоаналитических трудах, многие из которых являются ее завуалированной автобиографией. Безуспешность этого анализа послужила одной из причин, из-за которых Карен Хорни подвергла сомнению ортодоксальную теорию психоанализа, а особенно ее аспекты, касающиеся психологии женщины.

Сама Хорни была блестящим клиницистом, но всю свою жизнь она страдала оттого, что не могла найти аналитика, который бы действительно ей помог. Попробовав пройти курс психоанализа сначала с Карлом Абрахамом, а затем в начале 20 -х годов с Гансом Заксом, она разочаровалась и, чтобы как-то облегчить свою эмоциональную жизнь, обратилась к самоанализу. Опыт клинического анализа и самоанализ послужили источником ее психоаналитических идей. В постоянной борьбе с личными проблемами и эмоциональными трудностями Хорни развивала собственную теорию и понимание психоанализа.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году, в возрасте 67 лет.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТЕОРИИ КАРЕН ХОРНИ. Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью. Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

2. 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Однако, Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Родители могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

2. 2. БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА: ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

2. 3. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций

ДЕСЯТЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОПИСАННЫХ ХОРНИ Избыточная потребность 1. В любви одобрении Проявления в поведении и Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию 2. В руководящем Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить партнере отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все 3. В четких Предпочтение такого жизненного стиля, при котором ограничениях первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим 4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании Боязнь быть используемым другими или боязнь других выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их 6. В общественном Желание быть объектом восхищения со стороны признании других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса 7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих 8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи 9. В самодостаточности Избегание любых отношений, предполагающих взятие и независимости на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся 10. В безупречности и Попытки быть морально непогрешимым и неопровержимости безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви» . Потребность имеет характер невротической, если человек пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

2. 4. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ, ОТ ЛЮДЕЙ И ПРОТИВ ЛЮДЕЙ В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ: УСТУПЧИВЫЙ ТИП. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» . Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

ОРИЕНТАЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ: ОБОСОБЛЕННЫЙ ТИП. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно» . Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» . Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ: ВРАЖДЕБНЫЙ ТИП. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» . Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех.

Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь? » , независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

2. 5. ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами»

Оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство» .

Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» . Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту. К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений.

ВЫВОДЫ: Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога - ощущение беспомощности во враждебном мире - является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей» , «против людей» и «к людям» . У невротической личности обычно преобладает одна из них. Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику