"мистраль", плавучая мечта. Значение слова мистраль в большом современном толковом словаре русского языка Где французские мистрали

Правительство Российской Федерации в 2008 году было крайне заинтересовано в приобретении французских универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». К сожалению, по причине украинского кризиса сделку пришлось оставить только на бумаге, несмотря на то, что суда уже были построены.

Что из себя представляет «Мистраль»

Корабль французского производства предназначен напрямую для несения авиационной техники, а именно – вертолетов. Также судно полностью подходит для организации десантных операций.

Что же касается технических характеристик, то на авианосце одновременно может находиться:

Габариты корабля «Мистраль»:

  • Длина составляет 199 метров;
  • Ширина – 32 метра;
  • Высота полетной палубы от уровня моря – 27 метров;
  • Осадка корабля при водоизмещении 22,6 тыс. тонн – 6,42 метра;
  • Максимальная скорость 18,5 узлов;
  • Экипаж корабля – 177 человек;
  • Численность пассажиров – 481 человек.

Немаловажным фактом является то, что на судне можно расположить полноценный морской госпиталь. Российские военные, которые побывали на одном из «Мистралей», заявили, что здесь есть полный комплект медоборудования – все для стоматологии, хирургии и прочее.

Также стоит отметить комфорт внутри корабля. Простые матросы располагаются в 4-местных каютах, где есть санузел и душ. Офицерский состав среднего и нижнего рангов живет в 2-местных каютах. Старший офицерский состав — в одноместных каютах.

Роль российского флота

Франция и Россия начали активные переговоры о поставках авианосцев «Мистраль» еще в 2009 году. В то же время были достигнуты все условия будущего контракта. Тогда говорилось о постройке 4 кораблей. Два должна была построить Франция на своих верфях, а еще 2 – уже на территории Российской Федерации.

В 2012 был заложен фундамент для первого корабля класса «Мистраль», он имел название «Владивосток». Годом позже стартовала постройка второго корабля – «Севастополь». Общую сумму контракта оценили в 1,2 млрд. евро. Данные корабли должны были направиться на несение службы в Тихоокеанском флоте.

Все постройки проходили согласно планов, и ничего не мешало России получить новые корабли в срок. Однако из-за ситуации в Украине и присоединении Крыма к РФ, Америка и Великобритания стали требовать от Франции остановить передачу «Мистралей».

Ситуация с авианосцами была неопределенной, однако в июле 2015 года правительство Франции объявило о расторжении контракта с Россией.

«Мистраль» у берегов Африки

Большой интерес к кораблям класса «Мистраль» проявили в Египте. Договор между Каиром и Парижем был достигнут в максимально короткие сроки. В июне 2016 года авианосцы направились в Александрию. Стоит отметить, что две страны совместно провели военно-морские учения с новыми судами.

Для двух кораблей власти Египта придумали свои имена, назвав их в честь 2 бывших президентов.

Россия не потерпела убытков в этой сделке. Причина проста – Франция разрабатывала корабли «Мистраль» под российскую технику, поэтому Каиру пришлось у Москвы покупать 50 вертолетов.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Жемчужину ВМФ Франции, которую за универсальность окрестили "швейцарским ножом", должны продать России в количестве четырех штук. Соседние страны обеспокоены.

"Мистраль"

"Честь" и "Родина". Эти два девиза красуются на палубе корабля. Стоя на капитанском мостике, кажется, что ты на верху башни. Его длина - 200 метров, вес - 21 000 тонн, и, несмотря на это, он плавает. Это "Мистраль", самый большой военный корабль Франции после авианосца "Шарль де Голль". Одна из жемчужин французского военно-морского флота, который заставляет бледнеть от зависти страны, стремящиеся завоевать влияние и военный авторитет. Массивный серый корабль похож на гигантскую обувную коробку, тяжело плывущую по волнам. Иногда его брюхо раскрывается, как пасть кита, и принимает в себя лодки и военное снаряжение. Он так силен, что может перевозить 16 тяжелых вертолетов, 4 десантные баржи и 70 транспортных средств, в том числе 13 танков "Леклер". А также размещать на борту команду в 650 человек.

Его кодовое название - BPC (от "batiment de projection et de commandement" - "десантный корабль-вертолетоносец"). А еще его называют "швейцарским ножом". Действительно, имея экипаж в 177 человек, он может все. Высаживать десант на театре военных действий, перевозить боевые танки, быть местом размещения интегрированного командного пункта, средством для устрашения пиратов... Он очень мобилен, обладает свойствами амфибии, и на его борту оборудован госпиталь: два операционных блока, 69 коек, рентгенографический кабинет и томограф. Он входит в "семью" из трех французских вертолетоносцев; два других - это "Тоннерр" ("Tonnerre"), который был введен в эксплуатацию в 2007 г., и находящийся в стадии строительства и готовящийся к принятию на вооружение "Дисмюд" ("Dixmude").

В командном центре площадью в 800 кв. м. компьютеры сегодня подключены к секретной сети НАТО, в рамках подготовки к предстоящим натовским учениям в Дании. В боевом отсеке гигантские экраны в реальном времени показывают ситуацию на море в зоне учений. Средства управления на "Мистрале" настолько мощные, что корабль может в реальном времени координировать действия крупных сил морской авиации с участием нескольких авианосцев.

Именно эти характеристики вызвали интерес у Кремля. Русские, проводящие реформу своих вооруженных сил и желающие расширить тактические возможности своего флота, хотят купить четыре корабля "Мистраль". Палуба французского десантного корабля-вертолетоносца и в самом деле достаточно крепка, чтобы выдержать огромный вес российских вертолетов. По размеру он меньше своих американских аналогов и менее дорог. На европейском рынке десантных кораблей-вертолетоносцев французский корабль завоевал лидирующие позиции. Даже у британцев нет настолько многофункционального военного судна. Приглашенный на "Мистраль" по случаю дня французского ВМФ военно-морской атташе при посольстве России в Париже Александр Дрягин в круглой фуражке, которую носят российские моряки, похожей на привинченный к голове зонтик, держа в руке бокал шампанского, которое он находит "недостаточно крепким" напитком, кивает головой. "Нас очень интересует универсальность этого корабля. В России у нас нет корабля, оборудованного одновременно командным центром и госпиталем. И если мы захотим их строить сами, нам понадобится в два раза больше времени".

Французской стороне эта продажа позволит оживить верфи в Сен-Назере, где могут быть построены один или два "Мистраля". Говорят, министр обороны Франции Эрве Морен (Hervе Morin) лично отстаивал этот проект в беседах с главой государства. Если продажа состоится, это будет первый случай подобной передачи технологий страной НАТО России. Как в Елисейском дворце, так и в военном министерстве приводят шокирующий аргумент: "холодная война" закончена, надо отбросить "двойные стандарты" в отношении Москвы, "с Россией нужно обращаться как со стратегическим партнером и больше не видеть в ней угрозу".

Эти аргументы убедили далеко не всех. На протяжении месяцев "Мистраль" даже стал "кораблем раздора". Соседи России обеспокоены возможными последствиями для их безопасности. "Мистраль - стратегический корабль, который повысит возможности России по проведению десантных операций в Черном и Балтийском морях, а также и в более отдаленных регионах, вплоть до Азии", - поясняет один французский адмирал. Опубликованная несколько недель назад новая военная доктрина России говорит о расширении НАТО как об одной из главных угроз для России.

Меньше двух лет спустя после грузинской войны августа 2008 г., когда Южная Осетия и Абхазия по-прежнему остаются неподконтрольными Тбилиси, Грузии тем менее понятен жест Франции, что председательствовавший тогда в ЕС Николя Саркози громко утверждал, что помешал России дойти до грузинской столицы. С точки зрения Михаила Саакашвили, продажа "Мистраля" - "весьма рискованное" мероприятие. В конце 2009 г. главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий так прокомментировал покупку своей страной французского корабля: подобный корабль позволил бы Черноморскому флоту выиграть войну в Грузии в 2008 г. "за сорок минут, вместо двадцати шести часов".

Но тревожатся не одни грузины. Страны Балтии были аннексированы СССР во время Второй мировой войны. Независимость они обрели лишь в 1991 г., а русские войска были выведены оттуда только три года спустя. "Я не уверен, что лучший способ перевернуть страницу "холодной войны" - это торговать вооружением войны "горячей", - сказал недавно министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш (Maris Riekstins).

Даже в России реакция на покупку "Мистралей" неоднозначна. "Этот вопрос вызвал в Москве споры. Многие военные руководители предпочли бы сами строить вертолетоносцы", - объясняла Мари Мендра (Marie Mendras), глава группы политического планирования МИД Франции, в ходе семинара, недавно организованного Фондом стратегических исследований (FRS). Это вопрос национальной гордости... "Мистраль" огромный, но очень удобный. Он очень заметный. Его будет трудно прикрывать. Но, в конце концов, у нас были деньги, но не было технологий для того, чтобы строить его самим, так что...", - полускептически, полупокорно говорит военно-морской атташе Александр Дрягин. Но дело еще не закрыто. 25 марта министр обороны Франции уверял, что "Мистрали" будут поставляться без военного оборудования. Об этом не может быть и речи, ответил Николай Макаров, начальник Генерального штаба России. Он предупредил, что его страна купит их "только в полностью снаряженном виде - со всеми средствами управления, навигации и вооружением".

"Реалполитик"

Помимо экономических и военных интересов, продажа "Мистралей" имеет большое политическое значение. Николя Саркози напоминает, что Запад нуждается в России для разрешения международных кризисов. Также Париж хочет задобрить Россию, которая является крупным поставщиком энергоресурсов. "Некоторым хочется восстановить своего рода "тыловой союз", подобный тому, что имел место между Францией и Россией в 1891 г. для предотвращения германской угрозы. Это относится к "реалполитик". Но что поделать, если она проводится в ущерб Грузии. Россия нам ближе, чем Китай. Нужно иметь долгосрочные концепции развития отношений с ней", - говорит один из деятелей ВМС, разделяющий пророссийский выбор Елисейского дворца. "Мистраль" в обмен на ужесточение позиции Кремля по поводу иранского ядерного досье? Как бы там ни было, Дмитрий Медведев заявил, будучи в феврале в Париже, что "Мистраль" станет "символом доверия" между двумя странами.

Этот подход разделяют и некоторые американские руководители. Министр обороны США Роберт Гейтс официально заявил о своих сомнениях по поводу продажи "Мистраля" России в ходе своего недавнего визита в Париж. Но также он сказал, что в этом нет проблемы с военной точки зрения, и не настаивал на своей позиции. Генерал Джеймс Джонс (James Jones), советник президента США по национальной безопасности, недавно подтвердил Figaro, что по этому поводу "между Францией и США нет никаких серьезных разногласий". "У нас самих началось активное потепление отношений с Россией. Поэтому я не думаю, что этот вопрос должен вызывать у нас какую-то сильную озабоченность". Генерал Джонс добавил, что ни он, ни президент Обама не поднимали этот вопрос с Николя Саркози. Даже генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что считает "успехом" тот факт, что "Мистрали" не смогут служить для нападения на одного из соседей России...

Придя в Белый дом, Обама пообещал "перезагрузить" отношения с Россией. Президентская команда нуждается в Кремле, чтобы продвинуться в деле ядерного разоружения и побудить Москву одобрить ужесточение санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето. За это надо заплатить. И тем, кто платит, может стать Грузия. Диалог с Москвой, кажется, теперь более важен, чем дружба с Тбилиси, где поддержка Вашингтона становится все менее выраженной. Что же до перспективы вступления Грузии в НАТО, то она весьма отдаленна.

Москва остается региональной державой

С этой точки зрения не очень важно, что французам удалось добиться строительства в Сен-Назере всего одного или двух "Мистралей"... Остальные должны будут собираться на "Северной верфи" близ Санкт-Петербурга, принадлежащей российскому миллиардеру Сергею Пугачеву, отцу Александра, нового владельца France Soir... Кажется, все это было решено уже давно, поскольку France Soir говорила об этом уже в одной из статей, опубликованных в номере от 24 сентября 2009 г., еще до выхода ее обновленной версии...

Пока же спорная продажа "Мистраля" напоминает странам этого региона, что в военном отношении Москва остается региональной державой. Покупка французских кораблей также позволит России повысить свой международный авторитет. Мари Мендра предупреждает: "Нехорошо поддерживать иллюзию восстановления российской зоны влияния в соседних с ней странах. Эти страны всегда притягивал Евросоюз, и они знают, что Россия не станет гарантом их безопасности". Наоборот, говорит, она, надо будет "более смело развивать наши отношения с этими странами и разрабатывать долгосрочные концепции в этой области".

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях. Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев . Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.

Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением - концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения - все эти пункты к «Мистралю» не относятся.

Задачами корабля-парома являются :
— доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира;
— загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств;
— участие в гуманитарных миссиях;
— выполнение функций госпитального корабля и командного пункта.

Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с .

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group - мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов - единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций - носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения - отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из .

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» - Dixmude (L9015) - достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… - весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции - универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

«Мистраль» — корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно - корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся УДК «Владивосток» и «Севастополь» - два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки. От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге - согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX - именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» - спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 - начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» - «Севастополь» - был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях - предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся : российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group - оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь - боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»).

Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами . Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства - компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» - французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света. И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми . 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу - даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков - стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долларов - за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долларов за штуку. Стоимость маленького российского , по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки - результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

«Мистраль» — особенности эксплуатации

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере - Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря - плюс 12°С. Субтропики.

Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями - операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.

«Мистраль» не годится для действий в Арктике . Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют - например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.

УДК «Диксимьюд» (L9015) по сравнению с фрегатом типа «Лафайет» (полное в/и 3600 т.)

Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей - к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.

УДК «Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров - будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой - финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» - их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны - ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может - оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку . Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою - Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год - где и чем занимается отечественный ВМФ - все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана . Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» - у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам - причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» - далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые - проект 11711 «Иван Грен» . Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов - крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями - можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» - самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То есть посмотреть то, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали . Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду вроде неплох.

Однако, в процессе постройки все же большинство аргументов было за то, что , В тот момент наши судостроители были загружены военными и гражданскими заказами чуть ли не на 100% и не обладали всеми технологиями (хотя и части корпусов строились на верфях России) для строительства таких кораблей.

Вскоре после присоединения Крыма к России . До последнего я полагаю все верили, что Франция и в частности бизнес-круги не посмеют в угоду политическим разговорам пойти на срыв такого крупного международного заказа. Ведь предупреждали же, что деньги это ерунда, по сравнению с репутацией и прецедентом. Однако как мы знаем Франция зависимая страна и ей не просто дается независимая политика. Решение было принято не в пользу России и не в пользу Франции.

И вот к чему привела эта своеобразная "черная метка" судостроительную компанию STX France из Сен-Назера...



После срыва контракта по поставкам в Россию десантных кораблей "Мистраль" компании STX France из Сен-Назера (Франции) предрекали серьезные проблемы. Осложнения были связаны с трудностями продажи кораблей ледового класса и узкой специализацией под оборудование российского производства.

Если реализовать почти за себестоимость эти судна компании удалось, то репутационные риски оказались в данной ситуации более серьезны. После невыполнения российского заказа STX France получила "черную метку" от России. Это стало причиной тому, что остальные мировые заказчики резко сократили контакты с ненадежным судостроителем.

В итоге французская верфь впала в затяжную рецессию, долги по зарплатам накапливались, что поставило предприятие на грань банкротства. Решение было найдено в продаже компании. Однако после объявления торгов оказалось, что такие "токсичные активы", подпорченные скандалами с РФ не вызывают особого интереса у инвесторов.

На данный момент реальную заявку на покупку STX France подала лишь одна единственная компания. Руководство верфи, однако, заявило, что если цена сделки окажется слишком низкой, то торги могут быть отменены. Нынешнее положение дел является ярким свидетельством того, что невыполнение российского контракта фактически поставило на грань выживания французскую судостроительную компанию....

А что имеет в результате Россия? Россия вернула все деньги, потраченные на этот проект и получила большой контракт от Египта на поставку оборудования и вертолетов на "Мистрали" проданные в Египет. Операция в Сирии показала правильность расчетов в необходимости таких кораблей для России и получив документацию и опыт строительства корпусов судостроители России вполне теперь смогут сами построить подобные корабли.

Не даром уже звучали заявления о том, что Россия разрабатывает аналоги французских "Мистралей".

По его словам начальника Управления кораблестроения ВМФ России Владимира Тряпичникова, это будет океанский десантный корабль большого водоизмещения, который сможет перевозить большое количество боевой техники и личного состава. "На сегодняшний день наш ВПК вполне способен построить десантные корабли такого класса", — отметил Тряпичников.

Ранее о том, что Россия планирует сама построить вертолетоносцы типа "Мистралей", заявлял заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев. Однако он подчеркнул, что это будут не точные копии французских вертолетоносцев, а корабли с "другим подходом".

источники



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив