Ударные вертолеты. Вооружение ударных вертолётов. Лазерный бортовой комплекс обороны

Ударные вертолеты. Вооружение ударных вертолётов. Лазерный бортовой комплекс обороны

Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra

Все вертолеты чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.

Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом ударный вертолет Ми-24 первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.


Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)

Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.

В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.

Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment - Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане - Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.




Иранский вертолет Hesa Shahed 285

Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат - модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.

Пушка

Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.

В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.


Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону


Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)


Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621

Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 - 750 выстрелов в минуту.

Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.


Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z

Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.

При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.




30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку

С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.

Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.

При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.

В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.


Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом


Отличающийся от AH-1W своим четырехлопастным винтом этот Bell AH-1Z Cobra Zulu из дивизиона легких вертолетов корпуса морской пехоты 367 ‘Scarface’ вооружен 20-мм пушкой Гатлинга M197 и 19-трубными пусковыми установками ракет Hydra-70. На нем также установлена пара четырехтрубных установок ракет AGM-114 Hellfire и две пусковые направляющие ракет AIM-9 Sidewinder от Raytheon

Неуправляемые ракеты

Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 - 6500 метров.

Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.


Семейство ракет Hydra-70

Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket - ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.

Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.

Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.

Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 - 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.

Вертолет Ми-28 также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25 - 30 грамм.

Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.

Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.


На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 Вихрь


Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)




Ракета Вымпел Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Ракеты «воздух-воздух»

Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета Вымпел Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.

Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.

Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.


Для относительно легкого ударного вертолета AgustaWestland A129 имеет очень эффективный комплекс вооружения. Кроме 20-мм пушки Гатлинга GD M197 он несет четыре MBDA Hot и четыре бронебойные ракеты AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.

В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight - полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.

Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76. Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.

Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.


Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 Кокон

Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 Кокон или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 Штурм. Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.
В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. Ми-28Н может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.

9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.


13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров


Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска

Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.

Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.

Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.




Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator (вверху). Компоненты ракеты Hellfire (внизу)

Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.

AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.

В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 Вихрь или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. Вихрь размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.


Следующая российская ракета в этой категории - Гермес-А (фото вверху) от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.

Инфракрасное наведение

Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.




Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. На верхнем снимке белая ракета на переднем плане - Pars-3 LR

Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.

Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.

Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.

Еще одна относительно новая разработка - это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.




Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты

Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.

Широкой публике доступны фотографии вертолета Ka-52 с установленными на борту 300-кг тактическими ракетами Х-25 или АС-10 (не «вписывающиеся» в обычный набор ракетного вооружения для вертолетов) в двух вариантах: с лазерным наведением Х-25МЛ и противорадиолокационная Х-25МП.


Ракета с лазерным наведением Х-25МЛ

Использованы материалы:
Armada International 3/2013

5

Еврокоптер Тайгер/Тигр - современный ударный вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter.

Конструкция фюзеляжа на 80 % состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11 % приходится на алюминиевые, и 6 % на титановые сплавы. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Молниезащита и стойкость к действию электромагнитного импульса (ЭМИ) обеспечиваются тонкой бронзовой сеткой и медной соединительной фольгой, нанесенными на поверхности фюзеляжа.

Расположение членов экипажа - стандартное для ударных вертолётов - тандемом, особенностью вертолета «Тигр» является переднее расположение места пилота, рабочее место оператора - сзади. При этом кресла пилота и оператора смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.

В состав оборудования входит бортовой обнаружительный комплекс AN/AAR-60 MILDS, предупреждающий экипаж об облучении вертолета РЛС противника, лазерными системами наведения и прицеливания, и о пуске/ атаке ракет. Комплекс разработан германским отделением консорциума EADS. Все системы замыкаются на бортовую ЭВМ, команды которой подаются на автомат сброса противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств фирмы MBDA. На вертолете установлены средства РЭБ EloKa. Минимизированы характеристики заметности вертолета в оптическом, радиолокационном, ИК и акустическом диапазонах. Живучесть конструкции и бортовых систем вертолета обеспечивает возможность продолжения полета при поражении одиночным 23-мм ОФЗ снарядом. Защита кабины экипажа обеспечивается при помощи комбинированной брони AMAP-AIR.

4 Ми-28 «Опустошитель»


Способен совершать: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полёт боком, полёт назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с, максимальная угловая скорость крена более 100 град/с.

При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 м сначала отстреливаются двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные «трапы» - баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.

При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надёжно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда». Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают её. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

3


Ка-52 «Аллигатор» (Hokum B) - российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР Штурм-ВУ разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

2


Белл AH-1Z «Вайпер» - американский ударный вертолёт, созданный на базе Bell AH-1 Super Cobra. Отличается от предшественника четырехлопастными композитными несущим и рулевым винтами, модернизированными двигателями и улучшенной авионикой.

Вертолёт оборудуется композитными четырехлопастными несущим и рулевым винтами, модернизированной авионикой и улучшенной прицельной системой. Система ночного видения NTS (Night Targeting System) обеспечивает эффективные действия в ночных и плохих погодных условиях. «Вайпер» имеет лучшую защищенность и выживаемость по сравнению со своим предшественником. Новая система управления огнём позволяет использовать новые образцы высокоточного оружия с большей дальности. Масса полезной нагрузки выросла на 39 %.

1


Вертолет, созданный на базе AH-64 и оснащенный надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона, получил обозначение AH-64D. Внешне новый вариант отличается в основном более крупными отсеками радиоэлектронной аппаратуры (авионики) по обоим бортам нижней части фюзеляжа. Характерный круглый надроторный контейнер с РЛС миллиметрового диапазона "Лонгбоу" (в переводе с английского - большой дольнобойный лук или арбалет) получат лишь 227 машин, которые и будут называться AH-64D "Лонгбоу Апач" - "Апач" с луком. Первый вертолет с системой Лонгбоу совершил первый полет 11 марта 1991 года, первый пуск ПТУР Хеллфайр произведен в мае 1995 года.

Тактические задачи первых "Апачей" состояли в поиске и уничтожении бронетехники противника, руководствуясь при этом правилом: стараться быть незамеченным; если заметили - не пораженным; если поразили - выжить.

На AH-64D устанавливается новая система опознавания (СО) "свой-чужой" миллиметрового диапазона, стандартизированная для всех движущихся объектов от автомашин до вертолетов и самолетов армейской авиации, которая должна исключить вероятность ударов по своим войскам.

AH-64 активно применялись с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом, «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этой войне. Трудности возникали в основном из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года. Во время взлёта один вертолёт разбился. Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили боевые повреждения.

Во всех средствах массовой информации уже засветился этот вертолетик,который можно было детально рассмотреть во время Airventury 2010 в ошкоше.Это не первая попытка сделать такой аппарат,но технологии позволили сделать его серийным только сейчас.

Про Стрекозу я прочитал, кроме их официального сайта,где кстати очень мало информации,в журнале Популярная механика.А увидел и сфотографировал на Ошкоше.


В-7:
В середине 1950-х конструкторы ОКБ имени М. Л. Миля приступили к поиску путей дальнейшего увеличения грузоподъемности винтокрылых летательных аппаратов. Одним из наиболее приоритетных направлений в те годы считалось создание винтокрылых машин с приводом несущего винта (НВ) от реактивных двигателей, установленных на концах лопастей.
Ожидалось, что отсутствие механической трансмиссии не только упростит и облегчит конструкцию вертолета, но и значительно повысит его весовое совершенство. Из всех видов реактивного привода наиболее экономичным представлялась установка с ТРД.
Конструкторы рассматривали эскизный проект сверхтяжелого вертолета-крана с несущим винтом диаметром около 60 м, но прежде чем приступить к его более тщательной проработке М. Л. Миль решил построить маленький опытный четырехместный вертолет, на котором опробовать данную концепцию и приобрести необходимый опыт. В декабре 1956 г. правительство издало постановление о разработке опытного вертолета В-7 с реактивным приводом несущего винта. Проектирование и строительство винтокрылого аппарата, самого маленького и легкого из когда-либо построенных милевцами, двигалось очень быстро. В декабре 1957-го рабочее проектирование было в основном закончено и в опытном производстве 329-го завода заложили сразу серию из пяти машин. Ведущим конструктором по В-7 назначили сначала А. В. Кочкина, а затем Г. Г. Лазарева.

А вот,что было у капиталистов:
Впервые идею персональных вертолетов с ракетными двигателями, работающими на перекиси водорода, реализовал Гилберт Мэгилл (Gilbert Magill) в начале 1950-х годов. Он работал в рамках военного контракта на разработку одноместного воздушного транспортного средства, простого в управлении. Его вертолет Pinwheel использовал в качестве топлива 90%-ную перекись водорода и мог развивать скорость до 161 км/ч. Дальность полета составляла 32 км, а «потолок» - 4570 м.
Примерно в то же время американский инженер Евгений Глухарев (сын русского иммигранта) работал над созданием вертолетного ранца на базе того же принципа. Его аппарат мог поднять в воздух 104 кг (включая собственный вес), развивал максимальную скорость около 90км/ч и мог находиться в воздухе до 18 минут. Топливом служил пропан.
В настоящее время идеи Мэгилла развивает компания SwissCopter, которой принадлежат патенты на его разработки. У одноместного Dragonfly есть более крупный собрат - двухместный ракетно-винтовой аппарат Atlas с закрытой кабиной. Частные лица могут заказать такие аппараты уже сейчас. В планах SwissCopter - постройка беспилотных вертолетов с ракетными двигателями.
Dragonfly(переводиться:Стрекоза)

Dragonfly

Хвостовой винт:
Конструкторы вертолета при разработке системы путевого управления планировали обойтись хвостовым оперением в индуктивном потоке, но сопровождавшие разработку В-7 исследования моделей в аэродинамической трубе показали необходимость сохранения рулевого винта. Его установили сзади фюзеляжа, на короткой трубчатой ферме. Таким образом, избежать установки на вертолет трансмиссии не удалось.
В-7

А вот у Стрекозы: Так как двигатели расположены на законцовках лопастей, нет необходимости противостоять реактивному моменту. Небольшой винт в хвостовой части служит лишь для того, чтобы облегчить управление вертолетом в воздухе. Управлять машиной довольно просто. После того, как двигатели раскручивают винт до скорости 750 об/мин, пилот просто тянет за рычаг, как и в обычном вертолете, чтобы набрать высоту. Справиться с управлением можно одной рукой.
Dragonfly

Двигатель:
Успешное воплощение идеи вертолета с реактивным приводом НВ зависело, в первую очередь, от разработки достаточно легких и малогабаритных двигателей, способных надежно работать при воздействии центробежных сил и больших перегрузок, а также надежных систем топливопитания и управления ими.
За создание ТРД взялся только главный конструктор А. Г Ивченко. Под его руководством разработали ТРД АИ-7 с центробежным компрессором и одноступенчатой турбиной. Для уравновешивания гироскопических моментов ТРД оснастили тремя маховиками, вращавшимися в сторону, противоположную турбине. Решение было простейшим, но как показали дальнейшие события, не правильным.
Двигатели АИ-7 поступили на 329-й завод в декабре 1959-го, когда вертолет уже собрали. Сразу после первого запуска ТРД возникли трудности с силовой установкой: двигатель не выходил на рабочие обороты и не развивал заданную тягу, перегревалась маслосистема. Причиной малых оборотов была большая потребная мощность для вращения маховиков. Поэтому их пришлось снять с двигателей.
Для улучшения охлаждения в ОКБ спроектировали уникальный трубчатый маслорадиатор, установленный вокруг воздухозаборника. Теперь АИ-7 стал развивать расчетную тягу, но все нагрузки от гироскопического момента перешли на несущую систему вертолета.
В-7

А у стрекозы:Два маленьких двигателя (всего 20 см в длину и весом 680 г каждый), работающих на перекиси водорода, установлены на законцовках лопастей. Но пусть небольшой размер не вводит вас в заблуждение – «малыш» способен развивать скорость более 185 км/ч.
Мощность каждого двигателя – 102 л.с. Итак, 204 «лошадки» перемещают аппарат массой всего 100 кг. При этом все, что двигатель выбрасывает в атмосферу – это водяной пар.
Двигатели вертолета используют принцип простого разложения перекиси водорода, без использования дополнительных химикатов. Впрочем, один недостаток у конструкции все же есть – как и любой другой вертолет, «Стрекоза» достаточно прожорлива. Полтора часа полета означают заправку 16,5 галлонов топлива, что по цене $4 за галлон влетает в копеечку.
Те в отличии от наших реактивных двигателей: у них ракетные!!!
Dragonfly

В-7:
Основу конструкции составлял цельнометаллический каплевидный фюзеляж полумонококовой клепаной конструкции. В верхней части силовых шпангоутов монтировалась на болтах литая плита. К фланцу плиты крепился редуктор, состоявший из вала НВ (на его оси смонтировали втулку несущего винта с лопастями и автомат перекоса) и приводов агрегатов. К переднему торцу плиты присоединялся кронштейн с качалками управления и гидроусилителями. По бокам фюзеляжа находилось три двери.

Dragonfly:
Тут с конструкцией все проще. А вот цена составляет 120 тыс долларов сша!!! У одноместного Dragonfly есть более крупный собрат - двухместный ракетно-винтовой аппарат Atlas с закрытой кабиной.

В-7:
В кабине помимо летчика могли разместиться три пассажира или носилки с больным и сопровождающий медработник. Под полом находился топливный бак. Помпа подавала горючее в топливный регулятор, затем в коллектор вала НВ и оттуда центробежная сила гнала керосин к ТРД на концах двухлопастного несущего винта.

Dragonfly:
Сиденье пилота размещено между двумя баками для топлива, в которых помещается 70% всего объёма топлива.Двигатели потребляют около 40 литров топлива в час, машина может находиться в воздухе примерно 90 минут.

В-7:
Лопасти прямоугольной формы имели стальной лонжерон с деревянным каркасом и фанерной обшивкой. Они крепились к втулке посредством осевых и общего горизонтального шарниров. В носке лопастей были проложены две трубки топливопитания. Электропроводка проходила внутри лонжерона. Вверху на конце вала НВ монтировался токосъемник приборов силовой установки.
На В-7 конструкторы впервые применили шасси полозкового типа.
В созданных лопастных двигателях применялось два вида запуска: с помощью съемного электростартера на двигателе АИ-7 и воздушный запуск на МД-3. Сжатый воздух из фюзеляжа через несущую систему подавался на лопатки компрессора двигателя МД-3, раскручивая его. Схема очень удачная, ведь для размещения сжатого воздуха можно использовать трубы лонжеронов лопастей НВ.
В ходе работ конструкторы столкнулись с непреодолимыми на то время техническими сложностями (в частности, в работе ТРД и нагрузкам на несущий ротор).

Теперь виды Dragonflyйа

Это баки с топливом:
Перекись водорода в сочетании с катализатором на протяжении десятилетий используется в качестве топлива для различных транспортных средств – от автомобилей с ракетными двигателями до ракетных ранцев. Dragonfly использует перекись водорода в концентрации 50-70%.

Одна из ручек управления:
Наклон винта (и, следовательно, направление полета) регулируется с помощью перемещения того же рычага. если рычаг перемещается влево или вправо, в работу вступает небольшой хвостовой винт, который помогает Dragonfly развернуться. А вот педалей здесь нет вовсе.

Механизм хвостового винта

справа это приборная панель

Выхлоп двигателей вертолета Dragonfly представляет собой водяной пар.

Технические данные вертолета DF1:
* при обычном объёме топлива можно до 50 минут передвигаться в воздухе со скоростью 65км/ч (с дополнительными баками - до 100 минут)
* максимальная скорость - 185км/ч
* скорость подъёма - 700м/мин
* максимальная высота подъёма - 4000 метров
* вес - 106 кг
* подъёмный вес - 227 кг (включая топливо и пилота).
Технические данные вертолета В-7:
Назначение: Лёгкий
Первый полёт: 1962 года
Производитель: ОКБ М. Л. Миля
Размеры:
Диаметр несущего винта: 11.60 м
Длина фюзеляжа: 6.23 м
Высота с вращ. винтами: 2.91 м
Масса
Пустой: 730 кг
Норм. взлётная: 835 кг
Макс. взлётная 1050 кг
Силовая установка
Двигатель: 2 ТРД АИ-7
Мощность: 2 х 56 л.с.
Характеристики
Экипаж: 1 чел.
Пассажиров: 3 чел.

Все чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо оружие для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.

Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.

Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra

Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)

Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.

В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.

Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment - Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане - Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.

Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат - модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.

Пушка

Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.

В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.

Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону

Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)

Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621

Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 - 750 выстрелов в минуту.

Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.

Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z

Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.

При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.

30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку

С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.

Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.

При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.

В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.

Этот ночной охотник Ми-28Н иллюстрирует три типа вооружения: 30-мм пушка 2А42 с двойной подачей в подфюзеляжной гондоле НППУ-28Н, 80-мм ракеты С-80 в 20-снарядных установках Б8В20-A и радиоуправляемые бронебойные ракеты в восьмитрубных направляющих

Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом

Неуправляемые ракеты

Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 - 6500 метров.

Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.

Семейство ракет Hydra-70

Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket - ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.

Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.

Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.

Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 - 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.

Также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25-30 грамм.

Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.

Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.

На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 «Вихрь»

Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)

Ракеты «воздух-воздух»

Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета «Вымпел» Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.

Ракета «Вымпел» Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.

Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.

В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight - полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.

Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76.

Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.

Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.

Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 «Кокон»

Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 «Кокон» или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 «Штурм». Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.

В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.

9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.

13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров

Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска

Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.

Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.

Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.

Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator

Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.

AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.

В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 «Вихрь» или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. «Вихрь» размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.

Следующая российская ракета в этой категории - Гермес-А от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.

Инфракрасное наведение

Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.

Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. Белая ракета на переднем плане - Pars-3 LR

Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.

Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.

Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.

Еще одна относительно новая разработка - это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.

Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты

Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях