Значение семинаров. Решаем технические вопросы заранее. Как студенты готовятся к семинару

Значение семинаров. Решаем технические вопросы заранее. Как студенты готовятся к семинару

Получение знаний – процесс длительный и непростой. В ВУЗах есть разные формы занятий, способствующие усвоению материала, овладению специальностью. Один из важнейших видов учебной деятельности – семинары. А что такое семинар?

Исторический экскурс

Слово «семинар» известно со времен античности. В переводе с латыни оно означает «рассадник», вероятно оттого, что преподаватели «сеют» знания, передавая их ученикам.

Семинары служат не для получения академических знаний (для этого есть лекции). Это занятия интерактивные, с общением, обменом мнениями. В такой форме строилось обучение гуманитарным дисциплинам в Древних Греции и Риме.

С XVII в. в университетах Западной Европы семинары становятся формой самостоятельной работы студентов по изучению источников. В России семинары стали проводиться с XIX в.

Сейчас семинаром называют групповые занятия, сочетающие теорию и практику, предполагающие самостоятельную подготовку студентов по определенной теме. Проходят занятия под руководством преподавателя.

Предназначение семинаров

Для чего нужны семинары, и какими они бывают. Они предназначены для углубленного изучения предмета. Могут строиться в форме диспутов, демонстрирующих разные взгляды, теории, могут быть – и короткие доклады студентов.

На семинарах учатся применять теоретические знания. В ходе занятий происходит повторение и закрепление материала, вырабатываются навыки использования научной терминологии. Преподаватели имеют возможность оценить умение студентов самостоятельно работать с источниками, литературой.

Помимо вузовских, существуют научные семинары, где происходит обмен информацией, достижениями, ознакомление с научными работами. Есть и семинары в различных отраслях для повышения квалификации. В последнее время огромное распространение получили онлайн-семинары, которые проводятся в интернете.

Вот такое изменение претерпели семинары за время своего существования.

Слово «семинар» было известно еще древним грекам, которые изучали законы математики и геометрии, а также знакомились с мыслями философов именно при помощи данной методики.

Это особая при которой теоретические знания обязательно опираются на практику. Конечно, проведение семинаров со временем изменилось, но то, что данная методика существует до сих пор, свидетельствует о ее эффективности.

Суть проведения

Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это которая позволяет достичь высокой эффективности.

Организация семинаров

Чтобы семинар прошел на высоком уровне и принес максимум пользы всем его участникам, следует сделать следующее:

  • составить план, по которому будет проводиться обсуждение того или иного вопроса;
  • выбрать людей, которые будут вести семинар, подавать информацию слушателям;
  • подготовить и распечатать необходимый материал, предназначенный для раздачи участникам семинара;
  • выбрать и соответственно оформить помещение, в котором будет проводиться обучение;
  • позаботиться о транспортных услугах - они могут включать транспортировку не только участников семинара, но и необходимого оборудования, которым планируется пользоваться при подаче информации;
  • организовать банкет или фуршет.

Следует отметить, что перед непосредственной организацией необходимо определить цель, тематику и форму мероприятия, а также его продолжительность (обучающие семинары, в форме коллективного чтения, дискуссии или конференции). Для оптимального планирования можно воспользоваться услугами соответствующих компаний, работники которых лучше знают, что такое семинар и как правильного его проводить.

Особенности бизнес-семинаров

На сегодняшний день бизнес-семинары проводятся как для представителей руководящих должностей, так и для менеджеров различных предприятий. Они служат не только инструментом для совершенствования практической работы, но и могут повлиять на имидж и репутацию учреждения.

В зависимости от тематики бизнес-семинар проводят в конференц-зале самого предприятия, в специальных залах бизнес-центров, а также в загородных пансионатах, курортных зонах и даже за рубежом.

Для максимально комфортного проведения семинара нужно обеспечить следующие моменты:

  • достаточное количество столов и рациональность их размещения;
  • наличие всех необходимых материалов (именных бейджиков, блокнотов, ручек и т. д.);
  • наличие сцены или трибуны для человека, который будет выступать;
  • наличие необходимых мультимедийных средств.

Дополнительные нюансы, на которые следует обратить внимание при организации семинаров

Если семинар предусматривает участие иностранцев, то следует позаботиться об их встрече и поселении. Важным моментом является организация питания. Так, семинары или любые другие формы подобного обучения должны иметь перерывы. Во время них участникам необходимо предложить чай, кофе, какие-то легкие закуски или бутерброды. Кроме этого, обязательно нужно выделить время на основной прием пищи, поскольку часто семинары затягиваются и продолжаются довольно долго. Следует отметить, что можно использовать кейтеринг - профессиональное обслуживание мероприятий, которое проводится на самом высоком уровне.

Если вы знаете, что такое семинар высокого качества, то обязательно подготовите печатную продукцию - программу его проведения, а также приглашение. Если планируется наличие иностранных гостей, то нужно позаботиться о синхронном переводе. Также следует тщательно организовать регистрацию и процедуру информирования людей, прибывших на семинар. При необходимости можно организовать встречу с представителями прессы и подготовить пресс-релиз.

Одной из основных форм обучения в ВУЗах, помимо лекций, являются семинары – особые занятия, на которых студенты демонстрируют глубину полученных знаний, умение мыслить, самостоятельно искать и творчески перерабатывать информацию.

Что такое семинар, как он проводится и для чего нужен?

Что такое семинар?

Различные формы учебного процесса использовались в преподавании ещё в античные времена. Слово «семинар» заимствовано из латыни, где «seminarium» означало «рассадник, теплица» . В современной высшей школе и в ряде других направлений профессиональной подготовки семинаром называют занятие, проводимое по определённому сценарию.

Тему семинара определяет преподаватель, он же поручает нескольким студентам подготовить основные доклады, которые должны раскрыть её суть с разных сторон. После заслушивания докладов студенты задают каждому выступающему вопросы либо дают аргументированную оценку представленной информации. Преподаватель подводит итоги, обобщая выступления студентов, указывая на их ошибки и дополняя слабо раскрытые стороны предмета обсуждения.

Для чего нужны семинары?

В современном ВУЗе, где огромное значение придаётся практической подготовке студента к реальной инженерной и руководительской деятельности, важность семинаров сложно переоценить. Основной целью их проведения является углублённое осмысление студентами предлагаемой темы в её теоретическом и практическом аспектах. В ходе подготовки и проведения семинара студент получает навыки:

— самостоятельного поиска нужной информации, её обработки, вычленения главных и наиболее интересных подтем;

— научной полемики, защиты собственной точки зрения путём подбора фактов, теоретических выкладок и использования логического аппарата;

— устных выступлений перед аудиторией;

— критического подхода к предлагаемой информации, поиска ошибок и неточностей в её подаче;

— анализа и синтеза, проведения «мозгового штурма» проблемы и коллективной выработки оптимального решения.


Наиболее важным и ценным в подготовке и проведении семинара является обучение студентов самостоятельной работе с источниками информации, учебной, научной и справочной литературой.

Разновидности семинаров

В современном учебном процессе могут использоваться разные формы проведения семинаров.

— Беседа – самый популярный вариант, когда всем студентам предлагается 5-6 вопросов для предварительной подготовки. В ходе семинара преподаватель, разбивая эти вопросы на серии небольших подвопросов, ведёт со студентами беседу, постепенно подводя их к обоснованным выводам по теме обсуждения.

— Дискуссия – обсуждение проблемной темы или альтернативного вопроса, по которому у современной науки нет однозначного мнения. Выступающие студенты излагают собственное мнение и отстаивают его, приводя свои аргументы.

— Конференция – семинар с двумя-тремя основными докладчиками, а также назначенными для них рецензентами и оппонентами. Остальные студенты в ходе обсуждения докладов задают вопросы и вставляют свои дополнения в раскрытие темы.

Дискуссия и конференция – форматы семинаров, которые используются, начиная с третьего курса обучения, так как они требуют от студентов некоторого уровня компетентности в обсуждаемой теме, хотя бы минимально сформированных навыков устных выступлений и аналитического мышления.

Как студенты готовятся к семинару?

Любой семинар требует от участников тщательной подготовки, которая складывается из:

— составления плана работы и примерного списка нужной литературы;

— изучения литературы, начиная с основных источников – учебников, лекционных конспектов – и заканчивая добавочными источниками для более глубокого погружения в тему;

— составления плана выступления;

— отработки пунктов плана, составления тезисов, и фактического материала.

Без заранее составленного текста, возможно, оформленного в виде реферата, сложно выступить на должном уровне. Подготовленный текст позволяет представить свое понимание темы логично, последовательно и доказательно.


Доклад должен состоять из вступительной части, основного текста и обобщающего заключения. На его зачитывание должно уйти не больше 20 минут, оптимальный по длительности доклад звучит 10-15 минут, после чего начинается обсуждение.

Студентам, которые не будут выступать в роли докладчиков, тем не менее, тоже нужно готовиться к семинару, изучая предложенную тему, чтобы иметь о ней представление и полноценно участвовать в обсуждении.

Лекция (от лат. «lectio» – чтение) – форма обучения, когда преподаватель устно излагает (читает) значительный по объему учебный материал. Лекция – это монолог преподавателя, который может сопровождаться слайдами или визуальным отображением на доске. При этом основной задачей слушателей является получение и запоминание новой информации.

Семинар (от лат. «seminarium» — школа) — это продуманный и подготовленный диалог на заданную тему. Семинары проводятся для повторения и закрепления уже знакомого материала. На семинаре преподаватель обсуждает со слушателями наиболее актуальные вопросы затрагиваемой темы, акцентирует внимание на тонкостях и нюансах, разъясняет проблемные моменты. Слушатели закрепляют полученную ранее (в ходе лекции или практической деятельности) информацию, получают представление о том, как применить знания на практике.

Тренинг (от англ. train – воспитывать, обучать) – форма активного обучения, направленная на развитие конкретных навыков и умений. Тренинг используется тогда, когда желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Преподаватель коротко очерчивает ту область знаний, которую необходимо освоить «на деле», показывает слушателям «как это сделать, чтобы оно работало». Слушатели, в свою очередь, активно обсуждают проблему, тренируются, повторяют за преподавателем необходимые действия.

Семинары в вузе , наряду с лекциями, являются важнейшей формой проведения занятий. Исторически семинар как форма обучения возникла и широко применялась еще в древнегреческих и римских школах. Суть этих семинарских занятий сводилась к тому, что обучаемые делали сообщения, которые обсуждались и комментировались другими учениками, а затем обобщающее заключение делал преподаватель. Слово семинар (seminarium) латинского происхождения и означает в переводе на русский язык- теплица, рассадник. Такой перевод означает, что древние греки и римляне рассматривали учебный семинар как условие для выращивания грамотных и творческих людей, а преподаватель выступал в роли сеятеля знаний в сознание своих учеников.

В современном понимании учебный семинар - это форма учебно-практических занятий, при которой студенты под руководством преподавателя закрепляют и развивают полученные теоретические знания, приобретают практические навыки в процессе обсуждения вопросов, предусмотренных планом проведения семинарского занятия. Сегодня семинары в вузе при подготовке специалиста составляют 30-40 процентов аудиторных часов. Однако стандарты бакалавриата резко меняют положение дел, и согласно этим стандартам до 60 процентов учебного времени будет отводиться на семинарские занятия. Причем значительная часть из них должна будет проводиться с использованием интерактивных методов.

Это указывает на то, что акцент в обучение делается на самостоятельную работу студентов и семинарские занятия.

Длительность каждого семинарского занятия определяется учебной программой. Обычно, она составляет одну пару (80-90 мин.) или две пары (160-180 мин.).

Тема семинара определяется учебной программой или преподавателем заранее. Она часто привязана к лекционной тематике. Семинар может проводиться по одной или нескольким пройденным лекционным темам. Хотя учебный семинар может быть и не привязан к лекционной тематике, и рассчитан на самостоятельную проработку студентами материалов. Вопросы семинарского занятия содержатся в учебной программе или их дает преподаватель. На них строится подготовка к семинару.

Цель этой формы проведения занятий – закрепление пройденного материала, получение практических навыков, развитие умений ведения профессиональной дискуссии. На семинаре студенты обсуждают подготовленные ими доклады, рефераты, выступления, а также прорабатывают указанные в плане семинара вопросы. При этом приветствуется использование иллюстративного материала, слайдов, фильмов. В ходе семинара могут решаться практические задачи, рассматриваться жизненные ситуации, проводиться деловые игры и т.д..

Для студента семинары в вузе являют собой особый инструмент подготовки профессионала. В ходе этих занятий реализуются познавательная, воспитательная и контрольно- оценочная функции. Если на лекциях развиваются умения воспринимать информацию на слух, оперативно её анализировать, отбирать самое главное и существенное, то семинарские занятия приучают к самостоятельной работе, самосовершенствованию, работе с научной литературой, умению в устной форме доводить свои мысли до других, отстаивать свою позицию. На семинарах развиваются навыки устного выступления, логического мышления, свободного оперирования научной и профессиональной терминологией.

Подготовка к семинару

В чем же заключается подготовка к семинару ? С чего начать? Прежде всего, спланируйте в своем графике время, которое Вы собираетесь использовать для изучения научных источников. Обычно на это требуется два-три часа. Но если Вы планируете сделать выступление на семинаре , то времени потребуется значительно больше. Определите место, где будете осуществлять подготовку: дома, в институтской библиотеке и т.д. Для серьезной подготовки к семинарскому занятию совершенно недостаточно воспользоваться только своим или чужим конспектом лекций . Необходимо обратиться к научной литературе, которая указана в плане семинарского занятия. Разумеется, похвальным будет, если вы охватите более широкий круг источников. А вот как самостоятельно работать с научной литературой - это уже тема отдельного разговора. Поэтому сделайте подборку литературы, по возможности, можно для подготовки использовать материалы из Интернета.

Внимательно вчитайтесь и вдумайтесь в тему семинарского занятия, уясните её. После чего вновь обратитесь к плану семинара. Вдумайтесь в логику построения семинарского занятия и суть основных вопросов плана. И только после этого приступайте к проработке вопросов семинара. Разобраться нужно не с отдельными интересными для Вас вопросами, а со всеми вопросами, указанными в плане семинарского занятия.

При работе над каждым вопросам составьте, хотя бы мысленно, свой план ответа на него. Тогда будет самому понятнее, на чем сосредоточить основное внимание. В первую очередь обратитесь к ключевым понятием и определениям. Разобравшись с ними, будет намного легче продвигаться дальше. Особое внимание обратите на дискуссионные проблемы, т.е.проблемы, по которым в науке нет однозначного ответа. Попытайтесь дать свой ответ на такой вопрос, но при этом тщательно продумайте свою аргументацию.

Конечно же, в ходе подготовки к семинару Вы можете столкнуться и с такими вопросами, с которыми разобраться самостоятельно Вам окажется не под силу. Не отчаивайтесь, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы Вы сами хотели получить ответы на эти вопросы. Обязательно выпишите их. По этим вопросам Вы можете проконсультироваться с преподавателем до начала семинара или задать их в ходе семинарского занятия.


Похожая информация.




Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику