Пример совершенной конкуренции. Примеры рынка совершенной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции

д. э.н., к. т.н., профессор,

заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН,

О выборе долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития России

Выбор долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития зависит от текущей ситуации, внешних и внутренних проблем, стоящих перед Россией.

Внешние проблемы определяются одновременностью процессов глобализации и перехода к несовершенной рыночной системе , они усугублены мировым финансовым кризисом. Глобализация сопровождается сверхвысокой мобильностью финансового капитала; сокращением среднего жизненного цикла инновации из-за ориентации на краткосрочные цели; пространственным размыванием звеньев цепочки предложения (наиболее яркие примеры проблем в цепочке предложения – задержка выпуска самолетов Boeing 787 Dreamliner и особенно неконтролируемое повсеместное ухудшение качества пищевых продуктов); преимущественным развитием сферы услуг; усложнением научно-технических достижений, повышением роли междисциплинарных исследований.

Внутренние проблемы в первую очередь определяются внешней средой для национальной инновационной системы (НИС) России и заключаются в следующем: чрезвычайно низкий уровень внутренних расходов на НИОКР – пока еще более чем в 3 раза ниже уровня 1990 г.; недостаточный объем промышленного производства (он составлял относительно 1990 г. в 2007 г. всего 81,8%) и его резкий спад с началом кризиса; значительная недооценка человеческого капитала; неоправданно высокая дифференциация доходов населения, чрезмерное неравенство; отсутствие реальной государственной научно-технической и инновационной политики; ориентация на экспорт сырья и продукции первых переделов; очень низкий уровень платежеспособного спроса со стороны сельского хозяйства ; низкий спрос на многие виды услуг и др. из-за значительной дифференциации доходов населения ; продолжающийся передел собственности; ориентация на краткосрочные цели и др.

В этих условиях влияние кризиса на основные макроэкономические и отраслевые показатели оказалось особенно сильным, причем кризис в первую очередь затронул обрабатывающую промышленность, где в первом полугодии 2009 г. производство упало на 21.3% по отношению к первому полугодию 2008 г. При этом в наибольшей степени кризис ударил по наукоемкому сектору: в 2009 г. сокращение производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования и в целом машин и оборудования составило примерно 30%.

В свете сказанного, для повышения инновационной активности очевидна необходимость комплексного подхода, предполагающего повышенное внимание к морально-этическим ценностям; значительное снижение неравенства доходов, повышение оплаты труда всех категорий занятых, особенно работников бюджетной сферы (только при этом условии может быть решена проблема миграции, бесконфликтного импорта рабочей силы); укрепление ОПК для обеспечения обороноспособности, защиты страны (следует учитывать, что высокие технологии ОПК дадут импульс всей сфере высоких технологий, причем в нашей стране государственное стимулирование развития ОПК может дать такой же мультипликативный эффект, как и строительство дорог в США после Великой Депрессии); ускоренное развитие науки по большинству направлений (как говорил наш выдающийся ученый. академик, мы не обязательно должны быть везде и всегда первыми, но обязаны уметь осваивать зарубежные достижения практически во всех направлениях); значительное повышение качества образования, включая аспирантуру, при сохранении его доступности; изменение отношения общества к науке и специалистам высокой квалификации, повышение престижности их труда; повышение роли ученых в экспертизе инновационных проектов и программ (ведущие ученые РАН и отраслевых институтов должны приглашаться в качестве экспертов при разработке инновационной, научно-технической, социально-экономической политики – так же, как ранее в СССР, когда их роль в разработке Комплексной программы НТП страны была определяющей); формирование общественного мнения относительно важности науки для страны (должны быть разработаны специальные сайты, осуществляться периодические публикации в СМИ; науке, как и ранее, нужен свой телеканал и т. д.); восстановление качества государственного управления ; соблюдение интересов страны с учетом целей и приоритетов долгосрочного развития (недопущение разрушения высокотехнологичного сектора экономики при вхождении в ВТО) и др.

Серьезной проблемой является привлечение молодежи в науку и на инновационное производство. Для этого необходимо прежде всего повысить престижность труда в сфере инноваций (наука, высокие технологии); повысить уровень заработной платы (безусловно, заработная плата должно быть повышена при этом и для высоко квалифицированных, опытных специалистов); в приоритетных направлениях должны предоставляться льготы с определенными условиями – например, аспирантура с освобождением от службы в армии (при одновременном сокращении аспирантуры в ВУЗах), предоставление жилья (бесплатного, либо на условиях беспроцентного кредита, или на правах долгосрочной аренды) при условии отработки достаточно большого периода времени, например, 10 лет на предприятии и т. д.

Следует отметить, что с началом мирового финансового и экономического кризиса в наиболее развитых странах не снижаются ассигнования на науку и образование. Так, в своем докладе 27г. президент США Б. Обама на ежегодном собрании американской Национальной академии наук предложил выделять более 3 % ВВП на НИОКР, вкладывать средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавать новые стимулы для частных инноваций, поддерживать прорывы в энергетике и медицине; улучшать математическое и естественно-научное образование. Напомним, что таким был уровень затрат на науку в СССР, к такому ориентиру следовало бы стремиться и в России и это обстоятельно обосновывается в работах ученых РАН и отраслевых институтов (см., например, (Наука и высокие технологии, 2001), (Инновационный менеджмент, 2004).

Особое внимание следует уделить и использованию адекватных показателей для оценки результативности научной и в целом инновационной деятельности . Как показано российскими и зарубежными специалистами, число статей в расчете на единицу затрат на науку по паритету покупательной способности примерно в 2,5 раза больше чем в США, более чем в 3 раза выше, чем в Японии и в 2 раза чем в Германии (Leydesdorff L., Wagner C., 2009; Поиск, 2009). На доллар затрат на науку у нас выпускается даже больше высокотехнологичной продукции, чем в США, Японии, Франции и чуть меньше, чем в Германии, поступления от экспорта технологий в середине текущего десятилетия были такие же как в США и патентных заявок было столько же как в Германии, а соотношение экспорта высокотехнологичной продукции и объема продукции обрабатывающей промышленности соответствует среднемировому уровню (Инновационный менеджмент, 2004). К сожалению, очень часто используются другие показатели, не имеющие отношения к эффективности науки.

Безусловно, необходимо повышение точности оценок и уровня разработанности рекомендаций для государственного управления. Можно привести целый ряд примеров, доказывающих этот тезис: в гг. финансирование НИОКР увеличилось, как отмечалось в ряде документов, номинально в 4,8 раза, но реально, с учетом инфляции, только в 1,9 раза; много раз говорилось, что численность исследователей составляет у нас 12% от их мировой численности, хотя при правильной оценке в эквиваленте полной занятости она в несколько раз ниже – по данным Росстата численность исследователей России при расчете по полной занятости равна 469076человек и почему-то превышает номинальную численность исследователей, равную 392849 человек, в 1,2 раза, тогда как у всех стран обратное соотношение (у стран с переходной экономикой этот показатель ниже в среднем почти в 1,7 раза); как уже отмечалось, результативность науки и инновационной деятельности у нас соответствует, а по ряду показателей превышает мировой уровень, но очень часто доказывается обратное; результативность академической науки предлагается оценивать показателями патентования и коммерциализации и при этом ставится в пример академический сектор науки США, однако по данным NSF в гг. в США университеты получили только 1.99% патентов, в том числе 200 ведущих университетов в области исследований и разработок – 1.89 % патентов, что в процентном отношении существенно ниже показателей отечественного академического сектора – около 18% (по даным ВШЭ) и т. п.

Все сказанное выше необходимо учитывать при выборе приоритетов научно-технологической и инновационной политики, так же как и то, что развитие экономики и инновационной сферы должно быть подчинено не задаче скорейшего получения максимальной прибыли (основной принцип либерального капитализма), а целям более высокого порядка: повышению благосостояния людей, созданию условий для максимального раскрытия возможностей, заложенных в каждом человеке, обеспечению национальной безопасности (здесь необходим и учет предвестников значительной глобальной нестабильности и возможных конфликтов) и т. д. Цели и приоритеты должны учитывать и специфику страны, ее основной ресурс (у нас – это территория с ее недрами, у Китая – население, у США – финансы и технологии и т. п.). Отсюда для нас основная цель – обороноспособность, рациональное использование и эффективное развитие основного ресурса, повышение человеческого капитала.

Следует отметить, что в начале 2000-х гг. в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (гг.) и в основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, разработанных Минэкономразвития России, система выбранных целей не была ориентирована на повышение благосостояния населения страны. Во главу угла были поставлены задачи собственно трансформации экономической системы, причем из предложенной стратегии развития не было ясно, как конечные цели трансформации способствуют повышению уровня жизни; упускалась из вида и главная задача развития страны в условиях глобализации – обеспечение внутреннего рынка и завоевание крупных ниш на мировом рынке на основе достижений в области науки и технологий.

Полезно вспомнить то, что было раньше. Система целей социально-экономического развития (х гг.) была следующей: повышение благосостояния населения, рост производительности труда, реализация продовольственной программы, развитие энергетики, экономия ресурсов, развитие регионов, решение социальных задач, совершенствование управления и организации экономики. Исходя из нее система приоритетных направлений науки (1987 г.) включала пять крупных областей: комплексное развитие общественных наук – экономики, социологии, психологии, философии, истории и права; направления исследований, являющиеся базой научно-технического прогресса в народном хозяйстве (электроника и физика твердого тела, информатика и вычислительная техника, новые вещества и материалы и технологии их обработки, оборудование и приборы для научных исследований); исследования сложнейших систем – науки о живой природе, изучение микромира – атомных ядер и элементарных частиц и макромира – процессов в космосе; науки, обеспечивающие ускоренное развитие технологической базы важнейших народнохозяйственных комплексов, в первую очередь машиностроительного и топливно-энергетического; науки о Земле, океане и атмосфере, проблемы охраны окружающей среды (1987,).

Президентом Д. Медведевым в 2009 г. были названы пять важнейших приоритетов: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры; медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства; стратегические информационные технологии , включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения . По-видимому, в целом необходима ориентация приоритетов на реализацию долгосрочных мегапроектов – таких, как развитие оборонных технологий для обеспечения глобальной стабильности; производство и экспорт экологически чистой сельскохозяйственной продукции; строительство транспортных магистралей и транспортных средств; освоение космоса; развитие безопасной атомной энергетики и альтернативной энергетики ; повышение запасов и эффективное использование природного сырья; развитие робототехники для различных областей и сфер применения; развитие электронной компонентной базы; развитие нанотехнологии; разработка открытых систем, создание единого информационного пространства и т. д.

Однако реализация приоритетов сдерживается целым рядом проблем. В первую очередь необходимо выделить, на наш взгляд, следующие проблемы, требующие рассмотрения: чрезмерное неравенство доходов, неоправданное потребление, отток капитала за границу, отсутствие спроса частных компаний на отечественные технологии, слабый внутренний спрос на системы вооружения, ориентация на экспорт и др. Рассмотрим кратко эти проблемы.

Чрезмерное неравенство доходов в России таково, что, например, в Москве по данным Росстата индекс Джини был равен в 2005 г. 56.7, что выше, чем в Нигерии (50.6) и близко к показателям ЮАР (59.3), где около 25% населения больны СПИДом, а также Сьерра-Леоне (62.9), где еще сохранился каннибализм, и к показателям других стран Центральной Африки. Негативное, сдерживающее влияние неравенства на инновационную активность, развитие инфраструктуры, высоких технологий, территориальной целостности страны уже отмечалось в других работах автора (см., например, Варшавский, 2007). Так перевозки пассажиров воздушным транспортом за период гг. сократились в целом на 59%, в том числе на внутренних линиях на 76%, но на международных линиях возросли на 261%. В свою очередь это привело к резкому снижению спроса на отечественную авиатехнику и подрыву гражданского авиастроения. В 2009 г. отечественными авиакомпаниями было приобретено всего 11 магистральных и региональных самолетов отечественного и 119 самолетов зарубежного производства. Сейчас 74 % пассажирооборота наших авиакомпаний выполняется на иностранных самолетах.

Проблема неоправданного потребления характеризуется, например, следующим. Известно, Гособоронзаказ составлял в 2007 г. 302 млрд руб (≈$12млрд) и в 2008 г. – 365 млрд. руб.(≈$15 млрд), расходы ФБ по разделу «Национальная оборона» составили в 2007 г. – 831,9 млрд руб (≈$33млрд), в 2008 г. – 1031,6 млрд руб (≈$42млрд). Эти цифры можно сопоставить с тем, сколько продано было автомобилей: учетом подержанных было продано в 2007 г. 2,79 млн. ед. на сумму $53 млрд. и в 2008 г. – 3,175 млн. ед. ($69 млрд) или 5% ВВП, в том числе новых автомобилей на $45 млрд. по средней цене $30 тыс. (при средней зарплате $8328 в год) (Ведомости 15.01.2010), т. е. новых иностранных автомобилей, причем достаточно дорогих, было продано на сумму, превышавшую ассигнования бюджета на оборону.

В 2009 г. произошло сокращение продаж примерно в 2 раза (в ед.). Однако потребление дорогих моделей автомобилей сократилось в 2009 г. незначительно или даже возросло (например, продажи модели Hummer возросли более чем на 70%), объем продаж в январе-феврале 2010 г. сократился на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., но продажи наиболее дорогих марок возросли – BMW на 8%, Audi на 18%, Mercedes-Benz – на 13%.

Еще один пример расточительства, подрывающего отечественный сектор высоких технологий. У российских предпринимателей в индивидуальном пользовании, а также в собственности компаний находится около 300 самолетов бизнес-класса. За гг. закуплено самолетов бизнес-класса (executive planes) на 1,5 млрд. долл. Из 2,5 млрд. долл., которые предполагалось потратить на закупки таких самолетов в период до конца 2009 г., на 1 млрд. долл. уже в 2007 г. были подписаны контракты.

Эти данные можно сопоставить с затратами на НИОКР для инновационной техники Недавно Комиссия президента РФ по модернизации утвердила на гг. года проекты на сумму 800 млрд. руб. или примерно на $26-27 млрд., а на реализацию госпрограммы вооружений-2020 планируется 13 трлн руб., т. е. в среднем 1.3 трлн руб. (около $43 млрд.) в год. Назовем и более конкретные цифры: затраты на НИОКР для первого легкого военно-транспортного самолета Ил-112В на замену Ан-26 составляют 3 млрд. руб., для среднего российско-индийского многоцелевого транспортного самолета МТА (Ил-214) – $600 млн.; стоимость создания серийного двигателя, включая технологическую модернизацию компаний – $2-3 млрд.; для "Сухой Суперджет" потребовалось $1,4 млрд.; для возобновления строительства военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан" – $0,6 млрд. (17 млрд. руб.).

Очевидный вывод – возможность перераспределения ресурсов. Так, при перераспределении средств , потраченных на покупку только новых импортных автомобилей, например, 10% ($4,5 млрд.), можно было бы поставить для обороны дополнительно почти 150 самолетов Су при средней стоимости одного самолета около $30 млн. (в августе 2009 г. на авиасалоне «МАКС-2009» подписан государственный контракт на поставку Министерству обороны РФ компанией «Сухой» в период гг. 64 истребителей стоимостью менее $2 млрд), либо на 25% повысить финансирование всей сферы НИОКР и т. п

5. Митрахович С. Энергетический комплекс России в период низких цен на нефть: что дальше? Экономика ТЭК сегодня. – 2009. – №9.

6. , Прохорова в США отвечает за обеспечение внутренней безопасности в стране? НСБ «Хранитель» 22 июля , 2008, www. *****

7. Варшавский снижение неравенства доходов – важнейшее условие перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях. Экономика и математические методы . – 2007. – №4.

8. Варшавский проблемы разработки научно-технической и инновационной политики России в условиях глобализации. Концепции. – 2008. – № 2

9. Зимин Н. Карьера экс-главы General Motors Рика Вагонера – яркий пример того, что делает кризис со вчерашними иконами бизнеса. Итоги, 6 апреля 2009.

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).

В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.

В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике:

Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.

Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;

Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.

Третья тенденция - государства отказываются от субсидий, принимают меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.

Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.

Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.

Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом. В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.

Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.

Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.

В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.