Тарифные методы регулирования торговли

Тарифные методы регулирования торговли

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

Инструменты государственного регулирования делятся: тарифные (те, что основаны на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).

Таможенный тариф – это 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внешнего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенная пошлина – обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта и экспорта.

Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые.

18.Виды таможенных тарифов и их классификации.

Функции таможенных пошлин: фискальная, протекционистская(защитная), балансировочная.

Классификация таможенных пошлин:

Адвалорные(начисляются в % к там. стоимости облагаемых товаров)

Специальные(начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара)

Комбинированные(сочетают оба названные вида)

Альтернативные(применяются согласно решению там. органов. Адвалорная и специал. ставка обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наиболее абсолют. суммы для каждого конкретного случая.

Таможен. стоимость товара- цена товара, складыв. на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи там. декларации.

По объекту обложению : импортные, экспортные, импортные, транзитные.

По типам ставок: постоянные(там тарифы, ставки которых единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств), переменные(там. тариф. ставки которого могут изменяться в установленных гос. органами случаях)

По способу вычисления : номинальные(тариф. ставки, указанные в таможенном тарифе), эффективные (реальный уровень там. пошлин на конечные товары, вычисл. с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров)

По происхождению : автономные, конвенционные(договорные), преференциальные.

19. Нетарифные методы регул. Внешней торговли.

Колич-ные ограничения – административная форма нетариф. гос. Регулирования товар. оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту и импорту.

Квотирование – ограничение в колич-ном или стоим-ном выражении объема прод-ции разрешенной к ввозу в страну (импортная) или к вывозу из страны (экспортная) за определ. период.

По направленности действия квоты делят: экспортные и импортные

По охвату действия: глобальные индивидуальные

Лицензирование – регулир-ние внешнеэконом. деят-ти через разрешение, выдаваемое гос. органами на экспорт или импорт товара.

Формы лицензий:

Разовая лицензия

Генеральная

Глобальная

Автоматическая.

«Добровольное» ограничение экспорта – колич-ное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официал. соглашения.

Методы скрытого протекционизма:

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках гос. закупок

Требования о содержании местных компонентов

Фин-вые методы внешнеторг. политики:

Субсидии – денеж. выплата, направ-ная на поддержку нац. Производителей. Бывают: прямые и косвенные.

Торговое эмбарго – запрещение гос-вом ввоза в какую-либо страну или вывоз из какой-либо страны товаров.

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.

К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

Под таможенным тарифом понимается:

    систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

    По направлению движения товара (по объекту обложения):

    экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    По способу установления (взимания):

    адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

    специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

    комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

    альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

    преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

    Классификация тарифов по направлению действия:

    сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

    преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

    дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования



C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.