![Выплаты на содействие самозанятости безработных граждан. Запрет на участие. Практическая реализация мероприятий по самозанятости](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/26435/1440492.jpg)
Самозанятый гражданин - понятие, которое стало интересовать многих людей в России. Такой термин обычно используется в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не имеют сотрудников и ведут частную деятельность. Фактически это те, кто работают "на себя". Нередко таким людям бывает весьма проблематично вести свой бизнес, в частности, из-за налоговых сборов и бумажной волокиты. Поэтому на данный момент в России было принято решение о создании отдельного закона, который помогал бы самозанятым гражданам трудиться на благо общества и получать при этом заработок. Такая задумка получила активное развитие в 2016 году. Что должны знать граждане о данном нововведении? Какие планируется предоставить условия труда тем, кто работает на себя?
Что значит "самозанятые граждане"? Данный вопрос интересует довольно многих людей. Особенно тех, кто планирует открывать собственный небольшой бизнес. Уже было сказано, что подобным термином, как правило, характеризуют людей (на данный момент - предпринимателей), которые работают на себя. У них нет ни сотрудников, ни штата кадров.
В какой-то степени которые сами себе начальники и подчиненные. В России подобная деятельность довольно часто встречается. Только на данный момент самозанятый гражданин обязан либо устраиваться на работу официально (как, к примеру, сотрудник по найму), либо оформлять себя как индивидуального предпринимателя. Довольно часто при этом выбирается Не совсем удобно. Поэтому в России начали рассматривать законы, помогающие нормально работать гражданам, относящимся к категории самозанятых.
Теперь, когда понятно, кто относится к самозанятым гражданам в общих чертах (подробнее об этом - немного позже), можно разобраться, почему в стране решили придумать новый закон. Ведь, как уже было сказано, население должно было в случае самозанятости регистрировать свою деятельность в качестве предпринимательства.
Это не для любой деятельности подходит. Кроме того, стоит обратить внимание на один довольно интересный факт - налоги и взносы для ИП, даже если выбрана "упрощенка" в виде налогообложения, бывают довольно высокие. И поэтому большинство самозанятых просто никак не оформляются. Они ведут, как уже было упомянуто, теневую деятельность, фактически нарушая установленное законодательство. Только зачастую доказать этот факт весьма проблематично.
Именно поэтому в России задумались над тем, чтобы издать закон "О самозанятых гражданах". Он должен помочь всем людям, которые работают "на себя" без сотрудников, трудиться, не опасаясь за нарушение установленного законодательства в стране. Но что ждет изучаемую категорию лиц? Какие плюсы и минусы есть у предложенной системы? К чему готовиться населению?
Первое, на что предлагается обратить внимание - это на то, что действующая система налогообложения для указанной категории лиц будет являться патентной. Зачастую такой вариант развития событий очень радует. Почему?
Деятельность самозанятых граждан в определенных случаях сможет быть оформлена при помощи патента. Из плюсов системы:
Недостатки у данной системы тоже имеются. Но они чаще всего рассматриваются как нюансы, а не минусы. Например, выделяют следующие моменты:
Больше никаких существенных особенностей нет. Впрочем, законы о самозанятости пока что на население производят преимущественно положительное влияние. Люди с радостью интересуются, чего им ждать.
Огромным преимуществом является идея освободить от налогов самозанятых граждан. Подобные заявления делаются очень часто. Ведь изучаемая категория лиц, как правило, должна сначала "раскрутить" бизнес, чтобы тот приносил доход, а потом уже платить налоги. В противном случае человек закрывает ИП и прекращает вести деятельность официально, уходя зачастую в тень. Это потери для государственной казны.
Именно по этой причине правительство РФ предложило полностью освободить самозанятых граждан от налоговых сборов, устроить им налоговые каникулы. На какой именно срок? На 3 года. То есть человек сможет не платить налоги 36 месяцев. Очень интересная перспектива.
Данное предложение также прозвучало и в отношении ИП, которые работают только на себя, без начальников, руководителей и сотрудников. 3 года с момента оформления данная категория лиц не будет платить налоги в государственную казну. Необходимо будет только перечислять обязательные взносы в ФСС.
На что еще должны обратить внимание люди? В России предусматривается полное освобождение самозанятых граждан от налогов. Каким образом будет это происходить?
Дело все в том, что граждане должны приобретать патенты. Их стоимость полностью покрывает предполагаемые расходы. Фактически самозанятый человек платит наперед. Стоимость патента - это и есть и налоги, и все обязательные взносы.
Таким образом, можно сказать, что никаких дополнительных платежей делать на протяжении всего действия патента не нужно будет. Именно по этой причине закон о самозанятости вызывает интерес у населения. Основная проблема, по которой люди скрывают свой доход - налоги. И она, как обещают в правительстве, будет исчерпана.
Какие виды деятельности самозанятых граждан различают? Следует отметить, что предпринимательство и изучаемый тип работы - это несколько разные вещи. Поэтому нужно четко понимать, какие отличия друг от друга у них имеются.
Чем самозанятый гражданин отличается от Если не учитывать новые возможности, которые предлагаются в России для первой категории работников, то выделяют следующие черты:
А теперь немного о деятельности изучаемой категории лиц. Уже было сказано, что далеко не весь бизнес без сотрудников предусматривает оформление патента для самозанятых. Так кто конкретно будет иметь право на оформление данного документа?
Сейчас выделяют следующих лиц, которые с 2017 года должны будут работать по особому патенту как самозанятые:
Сюда также можно отнести людей, которые занимаются изготовлением хенд-мейда, а также мыла и конфет ручной работы. Огромное преимущество принятого закона - это то, что теперь деятельность копирайтеров, которая очень долго вызывала массу вопросов, будет оформляться официально без особых проблем.
Пожалуй, единственным существенным недостатком является то, что патенты для самозанятых будут стоить денег. Нормальное явление, но оно многих заставляет задуматься. Уже было сказано, что стоимость определять будут в каждом городе отноительно конкретной деятельности свою. Например, няня в Москве должна будет заплатить за патент больше, чем в Калининграде. С одной стороны, все справедливо. С другой - не понятно, сколько придется платить за свою деятельность заранее.
Тем не менее, как указывают в правительстве, самозанятый гражданин должен будет заплатить минимум 10 000 рублей за патент. В некоторых источниках указывается, что сумма, положенная к уплате, будет составлять 20 тысяч. Эта стоимость рассчитана на год. Сюда, как уже было сказано, включены и обязательные взносы, и налоговые сборы. В принципе, не так много, как кажется. С учетом полного освобождения от налогов при работе с патентами, это, пожалуй, огромное преимущество перед индивидуальными предпринимателями.
Еще один нюанс - немного с документами самозанятым придется побегать. Дело все в том, что каждый человек, который работает "на себя", должен быть занесен в специальный реестр. В нем будут фиксироваться все граждане, которые трудятся на себя.
Сейчас уже говорят о том, что придется немного заплатить за внесение в реестр. Приблизительная стоимость данного действия - 100 рублей. Мелочь, но учитывать ее придется.
Теперь понятно, что собой представляет категория самозанятых граждан, а также чего им ждать в России в ближайшем будущем. На самом деле предложенные изменения действительно интересны. Но эксперты все равно высказывают свои опасения. Некоторые самозанятые могут остаться в тени.
Относится это к людям с низким или нестабильным доходом. Им просто невыгодно ни ИП открывать, ни патент покупать. А доказать их деятельность весьма проблематично. Поэтому принятые законы хоть и помогут, но полностью не избавят страну от теневого бизнеса самозанятых граждан.
Содействие самозанятости безработных граждан
- это государственная услуга службы занятости, результатом предоставления которой является выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства либо сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
Получатели государственной услуги
: граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
Последовательность действий
заявителя для получения услуги
по содействию самозанятости и развитию малого предпринимательства:
1. Обратиться лично в ЦЗН по месту постоянной регистрации.
2. Представить в ЦЗН необходимые документы:
а) документы, удостоверяющие личность: паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий; для иностранных граждан - паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность в РФ; для лиц без гражданства - документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в РФ.
б) трудовую книжку или документ, ее заменяющий - кроме безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
в) документ об образовании - для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
г) индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке, - для безработных граждан, относящихся к категории инвалидов.
д) заполненное заявление
о предоставлении государственной услуги.
Заявление заполняется безработным гражданином разборчиво от руки, на русском языке. Не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Заявление-анкета заверяется личной подписью безработного гражданина.
Предложение о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости заполняется работником ЦЗН, подписывается безработным гражданином, который фиксирует свое согласие (несогласие с указанием причины отказа) на получение государственной услуги.
3. Пройти профессиональное тестирование у специалиста ЦЗН (анкетирование) на выявление способности к предпринимательской деятельности.
4. Для желающих получить единовременную финансовую помощь на самозанятость (далее - ЕФП)оформить заявление о получении ЕФП
.
5. Подготовить бизнес-план по выбранному виду деятельности, защитить бизнес-план в ЦЗН.
6. Получить рекомендации ЦЗН о государственной регистрации в качестве юридического лица (юр. лицо), индивидуального предпринимателя (ИП) или крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), реализации самозанятости.
7. Принять решение о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности (юр. лицо, ИП, КФХ).
8. Подписать договор об оказании ЕФП на самозанятость с ЦЗН.
9. Обратиться в налоговую инспекцию для государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ.
10. Представить в ЦЗН свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ
11.Для желающих получить компенсацию произведенных затрат на регистрацию предпринимательской деятельности (единовременную финансовую помощь на подготовку документов) - в течение 30 дней дополнительно представить в ЦЗН документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации предпринимательской деятельности, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации.
12. Представить в ЦЗН отчет о целевом расходовании ЕФП.
13. В течение срока, установленного договором об оказании ЕФП, заниматься предпринимательской деятельностью и обеспечивать условия для проверок ЦЗН.
14. Представить в ЦЗН выписку из ЕГРИП (ЕГРЮЛ), выданную не ранее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия договора об оказании ЕФП.
Результат предоставления государственной услуги по самозанятости
безработных граждан - выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащее рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, либо содержащее сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
Основаниями для отказа
в предоставлении услуги являются:
- отсутствие решения о признании гражданина безработным в установленном порядке
- отсутствие согласия безработного гражданина с предложением работника ЦЗН о предоставлении услуги;
- снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного.
______________________________________________________________________________
Услуга предоставляется в соответствии с требованиями "Административного регламента по содействию самозанятости безработных граждан... " (Утвержден Приказом Агентства по занятости населения Пермского края от 20.11.2014 №СЭД-40-01-07-390)
Порядок предоставления ЕФП утвержден постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2012 г. № 139-п (с изменениями в соответствии с постановлениями Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 г. № 54-п,от 6 сентября 2013 г. № 1183-п, а также №1074 от 29.09.2014г.).
Порядок обжалования решений
, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников в вышестоящие органы в досудебном и судебном порядке.
Уже несколько лет государство тестирует новые формы организации рабочих мест. Большое внимание уделяется формам деятельности, которые позволяют человеку самому себя обеспечивать и привлекать к своему бизнесу иных безработных. Такой вариант формирования и развития нового дела предполагает программа самозанятости населения на 2019 год.
Давайте разберем, как она может поспособствовать человеку создать собственный источник дохода. Какие подводные камни повстречает безработный, решивший воспользоваться возможностями самозанятости.
Основными идеями разработки мероприятий являются:
Программа работает только с людьми, у которых уже есть официальный статус безработного. На основании представленного и утвержденного бизнес-плана гражданину предоставляется субсидия. Потратить он ее обязан для создания нового налогоплательщика.
Важно: если гражданин в течение пяти лет не трудоустроен и не ищет работу, то его в программу не примут и на учет в органах занятости не поставят.
Законодательно данная форма деятельности закреплена в Федеральной программе поддержки малого и среднего бизнеса на 2005-2020 годы. Кроме того, основные моменты работы регулируются Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ. В указанных актах заложена возможность предоставления различных видов помощи, в том числе финансовой, гражданам для организации собственных предприятий.
Скачать для просмотра и печати:
Мероприятия проводятся в таких формах:
Госфинансирование инициативы гражданина в данном случае зависит от нескольких факторов:
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Денежные средства, полученные из бюджета, нельзя потратить куда вздумается. Их использование строго ограничивается и контролируется. Так, разрешено на них оплатить:
Термин «самозанятость» подразумевает инициативу гражданина по созданию себе источника дохода, причем официального. Программа с таким названием направлена только на людей, которые находятся в активном поиске места деятельности. Следовательно, критериями отбора участников являются такие факторы:
В документах программы прописаны категории людей, которым не оказывается господдержка для создания рабочего места. К ним относятся:
Претенденту на самозанятость предстоит проделать непростую работу. Начинается она с заявления, что является самым простым этапом. Затем, следуют такие шаги:
Внимание! Предпочтение отдается идеям, позволяющим:
После получения положительного решения комиссии, предстоит этап заключения договора со службой занятости. В документе описываются конкретные требования к человеку, который будет заниматься организацией предприятия.
Подписание соответствующего договора - это первый шаг на пути организации рабочего места. Действовать предстоит в рамках условий, описанных в документе. Как правило, они предполагают оформление ИП или юрлица.
Внимание: иногда расходы по оплате госпошлины и другого берет на себя бюджет. Этот пункт заносится в договор.
Ксерокопии оформленных документов следует отнести в службу занятости. Только после этого деньги поступают на счет будущего предпринимателя. Действовать придется быстро. Так как через три месяца предстоит отчитываться за деньги.
Важно: следует собирать и сохранять все документы на оплату. Они потребуются для составления отчета.
Сотрудники службы занятости имеют право в любой момент проверить, чем занят гражданин, получивший субсидию. Они обязаны контролировать средства.
По истечении трехмесячного срока нужно будет продемонстрировать документально, куда делись деньги. Для этого в службу, выдавшую субсидию, необходимо отнести собранные счета и другие доказательства целевого использования средств. А именно:
К документам следует приложить акт о целевом использовании денег. Все бумаги тщательно и придирчиво проверяются, в том числе и контролирующими органами.
Важно: если человек не в состоянии объяснить, куда потратил субсидию, либо предоставил недостоверные или липовые документы, то его обяжут вернуть все до копейки. На руки незадачливому предпринимателю вручается приказ службы занятости. Для осуществления перевода денег на счет дается 15 дней. В случае отказа взыскание происходит в судебном порядке.
Участники программы самозанятости населения получают весомые преимущества. Они заключаются в следующем:
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения
С момента вступления России на рыночный путь развития вопросы содействия занятости и трудоустройства граждан не утрачивают своей актуальности. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, обеспечение занятости и предупреждения безработицы. Государственная политика в сфере содействия занятости осуществляется посредством проведения специальных мероприятий, способствующих росту занятости граждан с участием органов государственной власти всех уровней. Одним из ключевых направлений государственной политики в данной области явилось значительное усиление роли субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда путем делегирования им значительной части федеральных полномочий в сфере занятости населения, с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в конкретном субъекте Российской Федерации. В рамках региональных программ субъекты Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов осуществляют дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке граждан с целью снятия напряженности на рынке труда. К одной из таких мер, способствующих снятию напряженности на рынке труда, отнесено содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости. Это содействие осуществляется путем предоставления гражданам государственных субсидий на открытие собственного дела в рамках действующих региональных целевых программ. В данной статье предпринята попытка проанализировать правовые аспекты осуществления материальной поддержки самозанятости граждан и некоторые, требующие детального рассмотрения вопросы правоприменительной практики по обозначенной в настоящей статье теме. Их правовая оценка и системный анализ дают автору основание усомниться в эффективности такой поддержки в современных экономических условиях, а сложившееся представление о безвозмездности выделяемой государственной единовременной денежной выплаты (субсидии) на развитие предпринимательской деятельности полагать заведомо ошибочным. Вместе с тем, данный вопрос, по мнению автора, носит дискуссионный характер.
В планах правительства еще с 2013 года входило разработка понятия самозанятых граждан, вследствие чего можно было бы установить для них надлежащую налоговую нагрузку. Так, на протяжении трех последующих лет президент направлял правительству шесть обращений в которых он настаивал на решении этого вопроса. По состоянию на июль 2017 года был принят законопроект, регулирующий самозанятость населения.
Законодательная практика показывает, что актуальное законодательство должно охватывать все население. В случае же исключений и недоработок его обязательно необходимо дополнить.
Правительству стало понятно, что действующий налоговый кодекс значительно упускает из виду большую часть населения – самозанятых граждан, которым присвоили такое название для выделения их от понятия индивидуального предпринимателя.
Итак, самозанятые граждане – это категория представителей малого бизнеса, которые не проходят процедуры регистрации. Соответственно они не оплачивают налоговые отчисления и отсутствуют на учете в Федеральной налоговой службе. Как правило, эти лица самолично организовывают свой бизнес и в последующем в одиночку работают и развивают его. Так они могут получать оплату за предоставляемые услуги.
Изначально может показаться, что самозанятость полностью совпадает с определением индивидуального предпринимателя. Однако это вовсе не так, иначе бы не потребовалось создавать отдельный термин.
Процесс регистрации:
У ИП – Необходимо пройти процедуру регистрации индивидуального предпринимателя в ФНС, оформление заявления, сбор необходимой документации и оплату государственной пошлины.
У самозанятых граждан – наиболее вероятно необходимо будет приобрести специальный патент, который значительно упростит регистрацию.
Регистрация:
У ИП – необходимо оплатить 800 рублей.
У самозанятых граждан – заявленная стоимость 100 рублей.
Налогообложение:
У ИП – может быть выбрана одна из систем налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, ЕНВД.
У самозанятых граждан – будет доступно только приобретение патента.
Налоговая отчетность:
У ИП – может либо присутствовать, либо же отсутствовать в зависимости от выбранной системы налогообложения.
У самозанятых граждан – при приобретении патента вести налоговую отчетность не требуется.
Рабочие:
У ИП – есть право нанимать сотрудников.
У самозанятых граждан – не могут нанимать на работу.
Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связанно с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям.
Под данное определение подпадают граждане осуществляющие следующую деятельность:
Все эти профессии объединяет несколько схожих черт. А именно они подразумевают простые в технологическом плане действия, для осуществления которых не требуется получение специальной лицензии. Также специфика работы предполагает довольно частое изменение рабочего места либо же ведение деятельности в интернете, что делает слежение за ними налоговой службой очень трудоемким процессом.
Следует отметить, что приведенный выше перечень профессий является примерным, так как на официальном уровне он приведен не был. Однако, при этом его можно составить, руководствуясь многочисленными комментариями чиновников.
Достоинства:
Недостатки:
Для того, чтобы стать официально самозанятым лицом необходимо будет выполнить несколько критериев:
В случае нарушения какого-либо из вышеуказанного критерия налоговая служба будет иметь полное право провести процесс аннуляции разрешения на самозанятость с дальнейшим начислением административных штрафов.
Кроме того, аннуляция может произойти:
Если гражданин не согласен с решением об аннуляции патента, то он может обратиться в судебную инстанцию для его обжалования.
Документы, которые потребуются для оформления:
Также стоит отметить, что оформление патента будет возможно лишь в том регионе в котором имеется регистрация лица.
Стоит упомянуть и о данной программе принятой правительством, она подразумевает выдачу специальных субсидий для того, чтобы обеспечить самозанятость безработных граждан. Ее действие распространяется и на провинции, так что любое лицо может при желании ею воспользоваться.
О величине Российской теневой экономики уже довольно давно ведутся дискуссии и постоянно приводятся совершенно разные оценки. В докладе, представленном в июне Ассоциаций сертифицированных предпринимателей ее размеры оценили в 33 триллиона рублей. Данный показатель ставит страну на почетное четвертое место в мире.
По другим данным показатели несколько ниже, однако все равно проблема остается довольно ощутимой. При этом большую долю составляет бесконтрольная деятельность без регистрации и уплаты налогов.
Большинство граждан не желают легализировать свою деятельность, так как они не могут или не готовы платить налоговые отчисления со своего дохода и приобретать патент. Также многие опасаются, что после легализации правительство может ужесточить законодательство в отношении к ним.
Данная проблема характера и для других стран, так как большое количество населения являются фрилансерами или оказывают другие услуги, не облагаемые налогами. Поэтому правительства многих стран разрабатывают законопроекты регулирующие данную деятельность.
Правительство планомерно планирует ужесточить ответственность самозанятых граждан и их возможных клиентов (юридических лиц) при нарушении налогового законодательства. Также особенно сильное давление оказывает закон «о декларировании доходов лица за отчетный период», который позволит отслеживать все финансовые потоки гражданина. Еще одним неприятным фактом станет мораторий на крупные закупки и услуги.
В качестве поощрения разрабатывается гибкая система налогообложения, упрощенная регистрация патента и минимизированные платежи в социальные фонды. Подразумевается, что самозанятые граждане при легализации и последующем развитии дела смогут со временем перерегистрироваться в ИП или юридическое лицо.
Однако, дела обстоят пока не очень хорошо, так как по заявлению налоговой службы за 2017 год зарегистрировалось всего 150 граждан – это очень маленький показатель, говорящий о недоверии граждан к новой системе законодательства.
Принятый закон о самозанятости в третьем чтении государственной думой содержит в себе список из сорока пяти профессий, из которых налоговое освобождение до 2018 года получать только три: домработницы, няни и репетиторы . Данное положение отражено в трудовом кодексе. Лица чьи профессии входят в остальные категории будут обязаны сразу же оплачивать все сборы.
Нынешнее законодательство, регулирующее самозанятость остается недоработанным и имеет много противоречий. Поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшие два года массового выхода граждан из тени. Лишь после того как законодательная база обеспечит преимущества «легализации», которые действительно будут действовать, стоит ожидать отклика у населения.