Прежде всего посмотрим, чем различаются понятия «труд», «работа», «поведение», «деятельность».
В обычной социально-экономической лексике эти понятия часто обозначают одно и то же, но употребляются в зависимости от предпочтений и профессиональной квалификации исследователя или практика. Нередко эти термины означают различные грани одной и той же сущности, отражая те или иные аспекты преобразовательной деятельности человека.
Согласно Оксфордского словаря английского языка, впервые слово «труд» (labour) было употреблено в 1776 г. для обозначения «физического усилия, направленного на удовлетворение материальных потребностей сообщества». До этого и в науке, и в жизни употреблялось понятие «работа»: точнее, означался процесс выполнения тех или иных функций - военных, земледельческих, ремесленных, торговых.
В исторической практике понятие «работа» использовалось с тех пор, когда человек осознал себя как нечто отдельное от природы, как самостоятельное и самодостаточное явление. Причем употреблялось не столько слово «работа», сколько ее функции - сделал, совершил, добился (охотился, собирал, защищался, воевал и т.д.). Работа была связана с добычей непосредственных потребительских товаров и услуг и поэтому это слово никогда не употреблялось по отношению к людям, занятым управлением государством (или его звеньями), вовлеченным в творчество (художественное, научное). Работа носила некий механистический и даже принудительный оттенок, этим словом обозначалось также функционирование машин, механизмов. Несколько позже данный термин стал обозначать и функционирование организаций.
Что касается понятия «деятельность», то оно вошло в научный лексикон в XIX в. Этот термин означал характеристику не только объективных и субъективных факторов труда, но и специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Понятие «поведение» было введено в социологическую практику в 1920-е гг., в период интенсивного развития конкретных исследований и институализации эмпирической социологии. Этим термином означалась совокупность внешних, наблюдаемых, наглядно регистрируемых актов, действий, поступков людей. Именно эта внешне регистрируемая реализация одной или нескольких функций позволяют говорить, например, в физике о поведении электрона, в биологии - о поведении животного. Развернутое представление о поведении в социальных науках было обосновано в концепции бихевиоризма в XX в., в которой поведение было провозглашено главным предметом анализа процесса «стимул - реакция», что считалось единицей поведения. Хотя основной постулат бихевиоризма был впоследствии подвергнут критике, суть трактовки поведения как наглядно функционирующего и наблюдаемого процесса осталась главной при его объяснении в социологических исследованиях.
Итак, во-первых, труд - это целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека с природой и обществом. Во-вторых, это единство объективных условий и субъективных факторов, что выражается в действиях, поступках человека по преобразованию материальных и вещественных элементов. В-третьих, труд - это создание потребительских ценностей (материальных и духовных), необходимых для удовлетворения потребностей как человека, так и общества и составляющих его структур.
И, наконец, понятие «труд» позволяет представить, как в исторической ретроспективе оно изменялось, дополнялось, расширяло сферу своего воздействия. В результате от первоначального смысла, связанного только с «физическими усилиями», оно стало включать в себя и умственный, и управленческий, и творческий труд, т.е. практически все сферы преобразовательной деятельности человека. Это тем более важно, что длительное время в истории человечества из-за неразвитости средств производства труд требовал большого физического напряжения. Долгое время люди считали труд наказанием божьим и стремились избегать его или переложить на других. И только в новейшей истории человеческого общества возникло представление о среде, в соответствии с которым человек благодаря труду становился существом sue generic, когда трудовая активность не только помогает создавать и творить благо, но и может делать его счастливым.
Основные (базовые) понятия социологии труда представляют собой достаточно сложную систему (это не только социальное, но и экономическое и культурное явление), которая, с одной стороны, учитывает достижения всех социальных наук, и в первую очередь философии и политической экономии, а с другой - имеет свой понятийный аппарат, который используется для эмпирического анализа конкретных процессов.
Из понятий, которые учитывает и заимствует социология труда у других наук, можно остановится на значимом для социологии понятии отчуждение труда. Важно понять этапы и социальные аспекты этого отчуждения, а также его современные лики по отношению к работнику производства.
Для социологии труда огромное значение имеет представление о разделении труда, об истории его появлении в жизни человеческого общества, его естественном, общественном и технологическом обличье. Для социологической науки важно осознать кардинальные изменения и этапы в общественном разделении труда, его проблемы в преломлении к каждому конкретному производству. Знание о разделении труда на умственный и физический, на управляемый и исполнительский, по тяжести и сложности труда, по профессиональной специфике значительно углубляет наши представления о трудовом процессе и его компонентах.
В научной литературе часто используется понятие «перемена труда» как объективная закономерность. Для социологии огромную роль играют формы проявления этой закономерности при организации труда на предприятиях, а также пределы и возможности перемены труда в границах одной профессии, проблемы перехода от одного вида труда к другому. Перемена труда важна и для характеристики способностей человека и возможностей их наиболее полноценного проявления в производственном процессе.
При всей важности этих понятий, которые образуют не только теоретико-методологический фундамент, но и методическую (инструментальную) основу исследований, необходимо остановится на тех, которые характерны для социологии труда. Напомним, что методологической основой этой специальной социологической теории является экономическое (трудовое) сознание и поведение людей и соответствующая производственная среда, которая олицетворяет объективные обстоятельства, обусловливающие функционирование работника производства как субъекта труда. Так как каждый из этих компонентов - экономическое (трудовое) сознание, экономическое (трудовое) поведение и производственная среда, в свою очередь, состоит из ряда компонентов, их нужно рассматривать через определенный понятий аппарат, не ограничиваясь общей характеристикой.
Анализ трудового сознания следует начать с того, что составляет первичное звено общественного сознания (с точки зрения теории) и какова исходная характеристика реального труда (с точки зрения практики). Таким первичным, исходным звеном является знание своей профессии, своих трудовых обязанностях. Это важнейшая составляющая часть умений и навыков - тех изначальных моментов трудового процесса, без которых он просто немыслим.
Умения и навыки, - несомненно важный, но не единственный компонент экономического сознания. Знания, информация об индивидуальном и коллективном труде, о путях и методах их использования на конкретном производстве, об их полезности и значимости для работника дополняются оценкой знаний, на основе чего вырабатывается отношение к труду, в том числе и с точки зрения его соответствия реальным потребностям. Кроме того, многочисленные исследования неоднократно подтверждали, что, кроме этого, необходимо изучать потребности и интересы работников.
По мере познания потребностей и интересов, оценки их значимости, полезности и необходимости необходимо выяснить природу и конкретные формы воплощения трудовых мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Социология труда накопила немалый опыт в их исследовании, поэтому задача состоит скорее в том, чтобы представить их как непременный элемент, используемый человеком в процессе производственной деятельности. Когда возникают проблемы в удовлетворении потребностей, огромную роль начинают играть ценностные ориентации и установки во всем их многообразии как смыслообразующие, базовые, универсальные ориентиры, которые характеризуют устремления людей не только в процессе труда, но и всей их жизни.
Социология труда исследует не только компоненты экономического сознания - она предполагает изучение трудового поведения, деятельности, которые выступают формой реализации процесса превращения сознания в реальную социальную силу. Дело в том, что экономическое сознание во всем его многокомпонентном богатстве - знания, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и т.д. - не всегда прямо коррелирует с практической стороной своего воплощения в жизнь. В силу объективных и субъективных причин его компоненты не всегда приобретают объективированную форму своего выражения. Поэтому вполне правомерен вопрос: что должно восполнить (дополнить) экономическое сознание как изначальный элемент трудовой жизни людей? Логика развития труда показывает, что сознание людей реализуется в их действиях, механизме их осуществления и в достижении определенных результатов (социальных фактов), которые характеризует процесс их производственной деятельности.
С точки зрения социологии труда трудовое поведение людей, их деятельность представляет собой последовательную реализацию действий, нацеленных на достижение поставленных перед ними как работниками целей производственных организаций. В процессе трудовой деятельности человек выполняет предписанные им функции, успешность и плодотворность которых в той или иной степени соответствуют его установкам, потребностям и интересам.
В социологии труда анализируются не только трудовое сознание и трудовое поведение. Для получения научно-обоснованных выводов непременным компонентом исследования являются объективные условия, которые могут пониматься в широком смысле этого слова - как макросреда (ситуация в народном хозяйстве в целом, экономическое положение в стране и даже мире, состояние той отрасли экономики, в которой человек трудится), как мезосреда (социально-экономические факторы поселенческой структуры, т.е. того населенного пункта или регионе, где человек живет и трудится) и как микросреда (т.е. совокупность производственных условий, в которых работник выполняет свои трудовые функции). Такой учет объективных обстоятельств имеет свое логическое объяснение: если на уровне макросреды обеспечиваются условия развития и функционирования человека как гражданина, то на уровне мезосреды выявляются условия и факторы, влияющие на жизнь людей как жителей определенной пространственной организации (региона, города, села). Что касается микросреды, то речь идет о тех объективных внешних обстоятельствах, которые обуславливают поведение человека как члена конкретной производственной группы, в рамках которой осуществляется непосредственное взаимодействие между ее членами или участниками.
Объективные условия, представленные производственной средой и выступающие по отношению к человеку как независимые от него индикаторы, обязывают социологов труда учитывать и эту группу научных понятий.
Это прежде всего содержание труда, показателями которого выступают сложность и степень регламентации процесса действия, а индикаторами - соотношение затарт умственной и физической энергии, доля творческих элементов в работе, присутствие в труде контрольной функции.
Не менее важным является характер труда, раскрывающий отношение между людьми в процессе труда, что обусловлено отношениями собственности. В социологии труда рассматриваются также такие понятия, как наемный труд, труд творческий и исполнительский, труд менеджера и наемного работника, труд свободный и несвободный.
К внешним, объективным условиям, воздействующим на человека в процессе труда, нужно отнести и условия труда, которые можно трактовать в широком и узком значении слова. В широком смысле условия труда определяются господствующими социально-экономическими, социально- политическими факторами, которые опосредуются политикой государства, отношениями общества к труду. В узком смысле - это условия труда непосредственно на производстве, которые складываются из санитарно-гигиенических, психофизиологических и социально-бытовых условий. На этом и сосредотачивают свои усилия социологи при анализе конкретной производственной ситуации.
Внешним фактором по отношению к человеку выступает и организация труда, технологически воплощающая в себе процесс соединения живого и овеществленного труда. В ее компетенцию входят организация труда на индивидуальном рабочем месте, в первичном производственном коллективе, учет особенностей ее проявления в различных отраслях национального хозяйства.
Огромную роль в трудовом процессе играет профессиональная подготовка работника, его обучение, повышение уровня технической и технологической грамотности. В этой связи актуальным становится анализ понятий «профессия», «специальность», «квалификация», а также различных форм профессиональной компетентности работника.
К внешним факторам следует отнести процесс, который по сути дела является объективно-субъективным феноменом - стимулирование. С одной стороны, речь идет о способах и методах воздействия на человека, призванных усилить его заинтересованность в повышении производительности труда. С другой стороны, эти способы и методы носят субъективный характер, так как они исходят от организаторов производства, их понимания роли и значения вознаграждения за труд, их кругозора при разработке стратегии развития. С этим связан и встречный, субъективный процесс - мотивация, которая означает реакцию и масштабы предлагаемых условий труда.
Наконец, к феномену объективно-субъективного порядка следует отнести и проблемы социального контроля как функции управления за мерой, интенсивностью и содержательностью труда. С этих позиций анализируются такие его виды, как деятельность официальных органов, контроль со стороны окружающей среды и самоконтроль. Для работника приобретает важность механизм социального контроля, применение стандартов и критериев оценки его деятельности, его участия в коррекции трудового процесса. Поэтому необходимо иметь представление о функциях социального контроля, в том числе санкциях как форме оценки качества трудового поведения.
Такая характеристика понятий социологии труда коррелирует с трактовкой социологии как социологии жизни, не противопоставляет их друг другу, и наоборот, устанавливает их логическую соотнесенность, чего, к сожалению, иногда не бывает, когда характеризуется социология в целом и ее составные части.
Таким образом, социология труда как специальная социологическая теория представляет собой органическое единство трудового сознания и поведения (деятельности) людей как субъектов производственной жизни и производственной среды. Содержание социологии труда не конструируется произвольно, само по себе - оно отражает реально сложившуюся ситуацию: работник включается в трудовой процесс посредством реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий, объективных обстоятельств и окружающей среды. Такое описание содержания социологии труда, соединяющей в себе объективные и субъективные процессы, к которые включен работник, дает возможность наиболее полно и обстоятельно представить все процессы, происходящие в производственных организациях, и ответить на вопрос о социальных резервах труда.
отраслевая социологам, дисциплина, изучает труд как соц.-экономич. процесс и подсистему (сферу) об-ва во всем многообразии его связей с политич., юри-дич. и идеологич. ин-тами. В ней органично связаны теория и практика соц. управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технич. прогресса, соц. и экономич. проблем развития обществ. труда. Труд представляет собой сложноорганизованный, многогранный обществ. процесс, затрагивающий буквально все сферы жизнедеятельности человека. Неудивительно поэтому, что он стал предметом исследования самых разных конкретных наук: экономики и психологии труда, Ст., эргономики и др. Процессы интеграции и дифференциации науч. знания настолько взаимосвязаны между собой, что проведение совместных исследований на "стыковке" нескольких наук нередко приводит к возникновению нового направления, приобретающего самостоятельность в рамках Ст. Т. обр., на стыке Ст., науки управления и теории коллектива возникла социология организаций. Несомненно, что теории соц. стратификации, образа жизни и трудового коллектива, а также соц. планирование и управление тесно соприкасаются и взаимосвязаны с родственной им С.т. Может быть, с меньшим основанием можно говорить о самостоятельности таких предметных областей, как промышленная социология, заводская социология, социология профессий. Являются ли они подразделами С.т. или самостоятельными дисциплинами - этот вопрос еще не выяснен до конца. Иногда эти названия употребляют как синонимы, иногда их пытаются довольно аргументированно развести. Во всяком случае, каждое из них имеет свое "поле" исследования и системы понятий. Пожалуй, сложно назвать еще к.-л. отрасль социологии, к-рая настолько интенсивно "общается" с др. науками и порождает новые направления, как С.т. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные соц.-экономич. условия, связаны с той или иной соц.-профессиональной группой, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место). Специалисты в области С.т. изучают соц.-экономич. основы обществ. труда (способа соединения работника с орудиями труда), а стало быть, соц. формы и условия труда, коллективный или индивидуальный труд, соц. организацию совместного труда. Вместе с тем внимание социологов труда направлено на различн. стороны соц.-пси-хологич. механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, т. е. мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к труду, пути повышения трудовой активности и производительности труда. Постановка этих вопросов предполагает решение совокупности более частных задач социо-логич. исследования: изменение трудовых функций работников различн. профессиональных отрядов под воздействием научно-технич. революции; соц. факторы и резервы повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структура мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияние индивидуально-типологич. характеристик личности на структуру мотивации. Для изучения существенных, значимых для определенного историч. отрезка времени закономерностей и тенденций изменения соц.-профессиональной структуры рабочего класса, динамики пропорций квалифицированного и неквалифицированного умственного и физич. труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда в различн. отраслях народного хоз-ва; для изучения изменения отношений к труду под влиянием сдвигов, происходящих в структуре обществ. труда, и т. д. используются широкомасштабные регионально-отраслевые исследования (типа всероссийских и лонгитюдных). Они дают репрезентативную для страны в целом, сравнимую в различн. промежутки времени информацию. Оперативные проблемы, среднесрочные или краткосрочные тенденции, локальные процессы в организации трудовой деятельности на уровне территориальных общностей и трудовых коллективов изучаются все более простыми по процедуре и инструментарию исследованиями (соц.-экономич. эксперимент, экспресс-опрос, интервьюирование и др.). Таким способом можно изучать условия гибкого графика работы в любых организационных нововведениях на предприятии, вопросы сокращения текучести кадров, стабилизации коллектива и т. п. Информация такого рода необходима для соц. планирования и управления, разработки и применения соц. проектов и соц. нормативов. Лит.: Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы. Л., 1971; Подмарков B. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Штольберг Р. Социология труда. М., 1982; Маркович Д. Социология труда, М., 1989; Кравченко А.И. Социология труда и производства//Социология в России (под ред. Ядова ВА.) М., 1996; Кравченко А.И. Социология М. Вебера. Экономика и труд. М., 1997. А.И. Кравченко.
Социология труда - это раздел социологии, который изучает характерные для общества процессы, выражающиеся в человека, в его отношении к работе, а также взаимоотношения между людьми в пределах одного коллектива.
Первые работы, раскрывающие понятие труда и исследующие его, появились на заре 19 века. Основой для них послужил практический опыт, длительное ведение наблюдений и изучение конкретных фактов. И только через полвека инженер из Америки, соединил результаты проведенных исследований в некую систему. Сначала все сводилось просто к поиску самых оптимальных методов выполнения операций на производстве. Только со временем возникло направление под названием «научная организация труда». А после, в его рамках, появились такие термины как «профессиональный отбор», «заработная плата» и многие другие.
Огромный вклад в то, чтобы социология труда получила дальнейшее развитие на отечественной ниве, внес А. К. Гастев. Он был убежден в том, что совершенствование рабочих процессов невозможно без их систематического исследования. При поддержке В. И. Ленина А. К. Гастев основал Центральный институт труда, который сам же и возглавил. В 30-е годы деятельность этого учреждения была признана антисоветской, а руководитель - расстрелян.
Итак, социология труда, как самостоятельная область, выделившаяся из общей, сформировалась только в двадцатые годы ушедшего века. А предшествовали этому явлению возникновение производства как такового и научных взглядов на рабочий процесс.
Социология труда включает следующие понятия:
1.Характер. Это метод, которым исполнитель соединяется со Обуславливается он теми отношениями собственности, которые царят в конкретной среде. По характеру труда можно судить о его экономической и социальной природе в обществе, об этапе его развития.
2.Содержание. Это понятие проявляется в том, что все трудовые функции имеют определенность. Они могут быть обусловлены различными технологиями, используемой техникой, а также тем, как организовано производство, и насколько развиты умения и навыки работника. Характер и содержание нельзя рассматривать по отдельности, они представляют собой единство формы и сути общественного труда.
3.Удовлетворенность. Это то, как сам работник оценивает свое место в системе разделения труда. В разных обществах она может существенно отличаться.
4.Собственно труд. деятельность участника рабочего процесса. Направлена она на то, чтобы опередить удовлетворение всех его потребностей.
Социология труда неразрывно связана со многими экономическими науками. Без них невозможно проводить полноценные исследования и получать достоверные, точные результаты. Это и статистика, и математика, и Это, конечно же, и другие отрасли общей социологии - социология экономики, управления, организации. Также на ее формирование продолжают оказывать немалое влияние и такие науки, как психология, физиология, правоведение и многие другие.
введение. 2
1. Объект, предмет, функции социологии труда. 4
2. Специфика социолистического подхода к изучению труда. 9
3. Человек в управлении трудовой деятельностью.. 14
4. социальная сущность труда и исторические формы его организации. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Социология труда изучает социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социального положения, интересов и поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы – это то, что происходит внутри социальных групп, коллективов и среди отдельных работников, что формирует или изменяет их состояние, социальное положение. Рассматривая труд, как базовый социальный процесс, социология труда раскрывает его социальный характер, формы организации и условия труда, в которых он протекает, изучает отношение человека к труду, ценностные ориентации людей, их мотивацию и стимулирование процесса труда, удовлетворенность людей этим процессом и социальную защиту работников и т.д.
Социология труда это одна из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.
Социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида, в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально - типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких форм социальной активности, которые соответствуют определенному содержанию и характеру труда. Изучение взаимосвязи содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет важное методологическое значение. Оно позволяет понять, что развитие труда невозможно без качественных сдвигов в его содержании в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом трудовой деятельности присущи, как отмечал К. Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.
Изучение труда в процессе его исторического развития показывает, что наиболее примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью раба рабовладельцу (рабский труд); ручной ремесленный труд (допускающий самостоятельность и творчество, но на низком уровне развития технологии) характерен для феодального общества; с развитием механизации и повышением качества производительной силы труда началось развитие капиталистического общества с наемным трудом. Обобщая, можно заключить, что экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в сфере труда в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы.
Для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета труда, а, следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобретала характер практического ученичества, растянутого на долгие годы.
Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.
Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного труда. В содержании труда рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего, среднего специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического труда. В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, объективно необходимо формировать универсальную рабочую силу с высоким уровнем образования.
Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации труда сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. Это обусловливает разнотипность труда совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов труда, которые исторически сменяли друг друга в ходе научно-технического прогресса.
Если в основе смены типов труда лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массивов неквалифицированного ручного и тяжелого физического труда, не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся. Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного труда. Деление на эти роды труда при современном уровне производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации труда работников, занятых указанными родами труда, выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется, прежде всего, в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.
Исходя яз понимания предмета социологии труда, одна из основных категорий этой дисциплины - отношение к труду. В социологии принята точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека.
Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда.
Субъективные факторы - это система ориентации и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро отношения к труду включает три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. В 80-е годы социологами ставился вопрос о неадекватности ценностно-нормативной и деятельности сторон субъекта труда, о необходимости рассмотрения отношения к труду, как в плане мотивации, так и в плане фактической продуктивности работника, зависящей от условий и организации труда, от субъективной готовности реализовать свой фактический "деловой" потенциал.
Таким образом, отношение к труду связывается с социальной активностью человека и выражается в его поведении и трудовой деятельности. Методологическое решение вопроса о личностном аспекте социальной активности мы находим в высказываниях К. Маркса о том, что при изучении указанного феномена необходимо "исходить именно из действительного субъекта и делать предметом своего рассмотрения его объективирование". Следование этому методологическому решению позволяет избежать ошибок в содержательной трактовке понятия "социальная активность". Во-первых, односторонности, которая выражается в том, что социальная активность людей рассматривается либо как их отношение, либо как деятельность. Во-вторых, разрыва между "внутренней" активностью людей, активностью их сознания и активностью их поведения, между внутренне подвижным, возбужденным состоянием человека и его внешним проявлением.
Исследования социально-экономических и социально-психологических факторов пробуждения и развития социальной активности работающих - актуальная задача специалистов в области социологии труда. Особенно важна своевременность обнаружения и использования социальных резервов, которые, будучи невостребованными, иссякают либо вызывают даже негативные последствия. Например, подавленная активность может перерасти не просто в пассивность работников, а в скрытое сопротивление всяким нововведениям, которые сделаны или одобрены без их участия.
Необходимость объяснения трудового поведения индивидов и социальных групп вызвала появление концепции диалектики взаимосвязи мотива и стимула. Мотив в общих чертах определяется как объяснение причин действия, способствующих принятию решения о его начале. Регулирующая роль мотива базируется на определении цели действия и предназначенной для этого программы, создающей основу для принятия решений о действии. Ставя вопрос таким образом, можно определить мотив как вербализацию цели и программы, дающую возможность определенному лицу начать определенную деятельность. Факторами, побуждающими к действию, будут, в этом понимании, некоторые состояния напряжения, связанные с потребностями человека.
Процессы инициации и реализации действий, направленных на достижение данной цели и определяющих то, что человек совершает тот или иной поступок, являются процессами мотивации. Поэтому изучение мотивационных процессов есть по сути дела изучение личности в ее действии.
Для социологического анализа проблем мотивации принципиальное значение имеет вопрос о соотношении мотивов и стимулов. Стимул понимается как внешнее воздействие на организм, индивида или группу людей. Если придерживаться этимологической трактовки стимула как палки или бича, то стимулирование становится сугубо внешним принуждением, вызывающим не мотив, а только негативную реакцию если не прямого сопротивления, то приспособления, конформизма. Стимул от своей этимологической основы сохранил только одно то, что это действительно внешнее побуждение. Под стимулом понимается любой внешний объект (материальный предмет, образ, в том числе и образ некоего состояния), который проектирует для себя индивид и делает этот объект целью своих устремлений.
Каждый человек окружен стимуляционным полем. Это могут быть и объекты естественной среды (лес, море, горы и др.), и духовные ценности, и материальные предметы, и предлагаемые обществом знаки внимания, отличия, образцы поведения, групповые символы. Это не просто окружающий мир, а мир, "пропущенный" через сито полезности, значимости для субъекта. Стимуляционное поле личности подвижно и динамично. Оно меняется с развитием потребностей (то, что было стимулом раньше, со временем может перестать играть такую роль) и с изменением набора объектов. Если необходимых для стимуляции объектов нет, то вектор цели сворачивается, деятельность обессмысливается, социальная активность гаснет. Возникают разного рода антистимулирующие эффекты, когда-то, что предлагается обществом в качестве стимула, дает противоположный результат.
Стимулы дистанциированы от индивида. Чтобы овладеть стимулом, индивиду необходима соответствующая настройка, как инструментальная (навыки, умения, знания, средства деятельности), так и психолого-мировоззренческая. Такая настройка индивида означает переход стимула в мотив как внутреннее побуждение к действию по достижению цели - овладению объектом-стимулом. В этом случае мотив выступает как внутреннее побуждение индивида, группы, индуцированное стимулом. При отсутствии реальных, действенных стимулов мотивы возникнуть не могут. Сама по себе потребность такую роль выполнять не способна.
Данный методологический подход позволяет по-новому рассматривать систему мотивации в бывшем советском обществе, где действовала планово-административная система управления трудом. Нельзя сказать, чтобы советская система не была заинтересована в развитии творческой активности, повышении производительности труда. По-своему она настойчиво добивалась этого, но средства обесценили усилия, постепенно разрушая остатки традиционных элементов мотивации и не предлагая взамен ничего нового. Прежде всего, система породила иллюзию высокой эффективности принуждения.
Практика взяла на вооружение "концепцию мотивации", которая покоилась на трех "китах":
1) человек всегда стремится к более высокой должности, большему вознаграждению;
2) наиболее эффективно человек трудится в рамках регламента, зная что его работу можно проверить;
3) при социализме личные интересы подчинены общественным.
В трудные послевоенные годы эмпирическая достоверность данных положений представлялась очевидной. Но, начиная уже с середины 60-х годов, практика управления оказалась не в состоянии задействовать огромные социальные резервы, составляющие на современном предприятии до 40% всех резервов. Рост материального благосостояния снизил личную зависимость работника, экономическую необходимость интенсивного труда ради средств к жизни; возросший образовательный, культурно-технический уровень существенно повысил стремление к творческой работе, к самостоятельности. Что же касается соотношения личных и общественных интересов, то оно по самой своей сути диалектично, а это значит, что они (интересы) образуют единство, но не тождество. Вытекающие из их самостоятельности различия не только не исключают, но и предполагают противоречия между ними, и способом их разрешения не может быть доминирование общего над личным или жертвенность личного общему. Действительное их разрешение означает реализацию одного через другое, взаимовоплощение в ином, с возвращением к собственной основе. На новом уровне. Принятые постулаты в принципе не могли обеспечить адекватную мотивацию, а значит, неизбежность кризиса коренилась в них самих.
Для нынешнего периода трансформационных процессов в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, иными словами, ориентация на зарабатывание. Усилению этого типа мотивации способствуют: инфляция и падение жизненного уровня населения, растущая безработица, трудности индивидуальной интеграции в рыночные отношения с непривычными экономическими критериями. При столь высоких темпах экономических изменений подавляющее большинство населения потеряло многие критерии "нормального" существования. Окончательно разрушена связь заработной платы с уровнем и содержанием квалификации, уровнем профессионализма, произошло изменение самого смысла понятия "профессионализм в работе"; обострилась застаревшая и очень болезненная проблема, когда на промышленных предприятиях более ценится физический труд, нежели умственный (основа которого - как минимум, среднее специальное образование и высокая квалификация).
Если прежде заработная плата не стимулировала существенной трудовой мотивации в силу своего уравнительного характера, то теперь она антистимулирует трудовую мотивацию в силу потери связи с качеством и количеством труда и даже в силу возникновения обратной связи между ними: чем более профессионален труд, чем больше лет он требует на овладение данной профессией, тем хуже он оплачивается. Таким образом, заработная плата стала антистимулом трудовой мотивации в стимуляционном поле человека при разрушении в этом поле остальных мотиваторов профессионального, квалифицированного труда. А это означает научно-технический и социальный регресс и ведет к возникновению и усилению люмпенского по своей природе сознания в тех или иных социальных группах. Конечно, такая ситуация должна измениться с приведением механизма оплаты труда в соответствие с критериями прибыли, экономической эффективности и вклада в нее, осуществляемого работником или подразделением. Но это возможно лишь при введении системы глубокого хозрасчета в условиях стабилизации новых экономических отношений.
В связи с резкими и часто непредвиденными изменениями в конкретной общественной ситуации, особое значение приобретает концептуально обоснованная система социологических показателей, с помощью которых:
1. Определяется достигнутый уровень развития явлений и процессов, составляющих предмет социологии труда - социально-типичные установки на трудовую деятельность. При этом совокупность тех или иных показателей, их уровень должны адекватно выявлять происходящие общественные изменения, отражать изучаемые явления в связи со всем процессом общественного развития, с сосредоточением внимания на возникающих проблемах.
2. Определяются факторы, воздействующие на явления и процессы в сфере формирования ценностного отношения к труду. При этом речь идет в первую очередь о факторах, с помощью которых можно целеустремленно влиять на социальные процессы, побуждающие естественную потребность в труде. Это, прежде всего формирование в труде характерных особенностей личности и положительно-заинтересованного отношения к труду, проявление различных форм социальной активности.
3. Определяются тенденции изменений в содержании и характере труда, его социально-экономических, гигиенических и психологических условиях, а также в социальном качестве рабочей силы с целью прогнозирования тех или иных изменений в отношении к эффективному высокопроизводительному труду.
Основные условия совершенствования социологических показателей вообще, и в сфере труда в частности, - это уточнение концептуального видения предмета исследования в плане большей адекватности концепции трансформационным процессам в обществе. В методическом плане - это уточнение процессов операционализации основных понятий в рамках социологической модели, используемой для объяснения изучаемого явления. В эмпирическом аспекте - это поиск новых объективных и субъективных показателей, адекватных реально протекающим процессам в момент и на этапе проведения исследования.
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников - трудовой коллектив. С одной стороны, трудовой коллектив - социальный институт, то есть одна из форм совместной деятельности людей, а с другой же - социальная общность, выступающая элементом социальной структуры, общества. Коллектив (от лат. collectyus - собирательный) - специфическая организованная общность, осуществляющая общественно-полезную, целенаправленную деятельность на основе общественной (общей, совместной коллективной или частной) собственности на средства производства и общих условий собственной деятельности. Дополняя и развивая определение, можно отметить, что трудовой коллектив - организационно и юридически оформленное объединение тружеников, совместно работающих на предприятиях и в организациях, кооперативах различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.
Определение трудового коллектива позволяет выделить основные свойства, признаки: коллектив формируется там, где определенная численность индивидов объединена совместной деятельностью и их взаимодействием. В системе социологии американский социолог Питирим Сорокин склонен признать, что совместная деятельность индивидов выступает основой коллектива тружеников, что для коллектива характерно постоянство контактов индивидов, довольно жесткая организация и дисциплина. Но такие признаки коллектива определяют его лишь внешне. С точки же психологической содержательная, психологически-оценочная характеристика коллектива начинается с признания специфических внутригрупповых и внешних связей, отношений. Понятие коллективность фиксирует не только совместность действий, но и такую их согласованность, которая выражает сплоченность, сознательное взаимодействие, основанные на общности интересов и целей деятельности. Отсюда и различие в содержании понятий коллектив и коллективность. Если бывают различные коллективы и характеризуются типичными признаками, ТО коллективность определяется степенными различиями. В зависимости от объективных и субъективных условий в разных коллективах коллективность находится на различных уровнях.
Понятие коллектив отличается от содержания близкого ему понятия группа. Различие понятий состоит в том, что группа строго формальное объединение, абсолютно безразличное к любому содержанию. Коллектив же - объединение людей с общими целями и интересами, потребностями, хотя и группа тоже объединение, но люди в коллективе объединены для решения совместных Проблем, целей, удовлетворения потребностей. Они формируют особый тип межличностных отношений, характеризующихся разной степени сплоченностью и т.п. Сплоченность - осознание членами коллектива цели и готовности к ее осуществлению, убежденность в значимости цели для коллектива и для каждого его члена, определяющее место цели в системе ценностных ориентации коллектива, осознание перспективы. Сплоченность выражает степень единства коллектива. Ее основа - реально существующие и субъективно значимые внутри коллективные связи, единство взглядов (морально-политическое единство), общая точка зрения на пути и средства реализации, целей коллектива, взаимопомощь членов коллектива.
Трудовой коллектив - ячейка общества, в которой люди объединены конкретным видом общественно-полезной деятельности и возникающими в процессе деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами и нормативами поведения.
Трудовой коллектив имеет две основные функции: производственно-экономическую и социальную.
Производственно-экономическая функция предполагает максимальную оптимизацию трудовой деятельности, охватывает техническое совершенствование производства, правильный подбор и расстановку кадров, проведение оптимальной системы материального и морального стимулирования и т.п. .
Социальная функция трудового коллектива направлена на совершенствование и обогащение содержания отношений между людьми в коллективе, удовлетворение потребностей в общении, повышении социального статуса, освоение норм поведения, формирование ценностных ориентации, участие в общественной жизни и т.п.
Трудовой коллектив - социальная общность складывается из разных социальных слоев, групп и существует рядом с семьей, этносом и т.п. В коллективе зарождаются те социально-психологические процессы, благодаря которым осуществляется «переход» от общества к отдельной личности. Именно в коллективе формируется личность, развиваются ее ценностные ориентации характера. И если формальная структура коллектива отражает его производственные функции (взаимоотношения членов коллектива регулируются должностными инструкциями, приказами, директивами и т.п.), то неформальная структура коллектива основывается на неофициальных отношениях, которые значительно зависят от симпатий и антипатий людей. Такая структура, по праву, считается сущностной, внутренней, внешне невидимой, и возникает на основе видимых объективных связей между людьми.
Совместный труд, если он связан с сознательной взаимной помощью в достижении общей цели, становится силой сплочения людей, объединяя при определенных условиях индивидуальные умы и воли в монолит мозговой и волевой энергии. Совместный труд способствует воспитанию психологии коллективизма, которой присуще понимание и признание силы коллектива.
Трудовой коллектив в развитии проходит три стадии: стадию первичного синтеза; стадию дифференциации (расслоения); стадию синтеза. Соответственно устанавливаются и три уровня развития коллектива: низший, средний и высший. Субъективные условия, формирующие коллектив, включают некоторые общие элементы: «притирка» членов групп друг к другу в том или ином отношении; формирование взаимопонимания между ними вплоть до установления единства взглядов и убеждений; возникновение благоприятного нравственного микроклимата; превращение заданной цели в коллективную цель; способность разрешать конфликтные ситуации в самом коллективе в интересах и коллектива, и каждого его члена; ориентация большинства членов коллектива на соотнесение коллективных интересов с более широкими и социально значимыми интересами общества.
Формирование коллектива происходит под влиянием, во-первых, целенаправленного воздействия общества; во-вторых, воздействия соединенных в социальные общности индивидов, выступающих уже не в качестве «человеческого материала», а как активно действующие сознательные личности; в-третьих, внутреннего микроклимата, определяемого совокупностью, социально-психологических (по форме) и морально-деловых (по содержанию) связей между членами группы; в-четвертых, многообразием внешних - межколлективных связей. Только при определенном характере соотношения субъективных условий и оптимальных объективных связей определенная группа, уже представляющая известный уровень организации, становится коллективом.
Коллектив рождается в деятельности. Должен быть накоплен опыт совместной деятельности, чтобы группа превратилась в коллектив. Очевидно, общественно-полезная деятельность отличает коллектив на всех этапах, однако меняется его отношение к деятельности, меняются ее мотивы, ее целенаправленность и в конечном итоге - ее эффективность. В обществе деятельность трудового коллектива, обусловленная определенной общественной потребностью, не ограничивается только достижением максимально эффективного результата по удовлетворению потребности. Сформированный коллектив становится важнейшим и невосполнимым, незаменимым ничем иным фактором формирования личности.
Сплочение трудового коллектива напрямую зависит от развития требований, предъявляемых к нему. Методы сплочения трудового коллектива, несмотря на их широкую вариативность, укладываются в цикл, состоящий из четырех стадий.
Первая стадия. Англюцирование, первичный синтез. Требования к членам коллектива предъявляет руководство, одновременно порядок работы и взаимозависимость членов коллектива определяются существующими директивными установками. Установки вкупе с требованиями осознаются и разделяются наиболее активной частью коллектива. Другие члены лишь присматриваются, решая вопрос: как относиться к требованиям руководства?
Вторая стадия. Структурирование и дифференцирование (расслоение). В коллективе (пока значительно формально) образуются микрогруппы, актив начинает требовать от других выполнения обще коллективных задач. Формируется здоровый пассив, выполняющий требования, но не проявляют заметных инициатив. Отдельные индивиды, выражающие поведением безразличие, равнодушие и деятельности коллектива, вносят струю дезорганизации. Руководство опирается на актив, стремится перевести здоровый пассив в актив.
Третья стадия. Синтезирование и интегрирование. У большинства членов коллектива - положительное отношение к поставленным задачам и друг к другу. Постепенно стираются грани пассива и актива, устраняются резкие различия в микрогруппах, укрепляется сотрудничество и взаимопомощь. Интересы руководства и коллектива предельно сближаются, в коллективе начинает действовать система саморегуляции.
Четвертая стадия. Перспективное развитие. Отличается максимальным уровнем требовательности каждого члена коллектива к себе. Внешние требования становятся внутренними, личностными. Инициатива членов трудового коллектива соединяется с их активностью. Сплоченность коллектива достигает апогея. Создается здоровый морально-психологический климат.
Трудовой коллектив есть развивающийся социальный организм, и любое нарушение нормального функционирования, изменения внутри коллективных связей, недостаточность или перегруженность деятельности, даже самое незначительное нарушение межличностных связей, приводят к болезненному состоянию, говорят: «коллектив лихорадит». Социологи выделяют два типа «болезней коллектива». Во-первых, то, источником которых оказывается нарушение существенных, определяющих деятельность коллектива условий; во-вторых, те, источником которых служит нарушение системы внутри коллективных связей и те, источником которых оказывается нарушение межколлективных связей. Второй тип болезней коллектива те, которые оказываются следствием избытка (в соответствии с известной французской пословицей: недостатки есть продолжение достоинств) внутри коллективных и межколлективных связей.
Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис.1).
Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства.
В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала.
Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.
Рис 1. Принципиальная схема социальной сущности труда.
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества.
Необходимость объяснения трудового поведения индивидов и социальных групп вызвала появление концепции диалектики взаимосвязи мотива и стимула. Мотив в общих чертах определяется как объяснение причин действия, способствующих принятию решения о его начале. Регулирующая роль мотива базируется на определении цели действия и предназначенной для этого программы, создающей основу для принятия решений о действии.
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников - трудовой коллектив. С одной стороны, трудовой коллектив - социальный институт, то есть одна из форм совместной деятельности людей, а с другой же - социальная общность, выступающая элементом социальной структуры, общества.
Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом.
Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.
1. Социология – Елсуков А.Н., Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998
2. Социология. Наука об обществе – Андрушенко В.П., Харьков, 1996
3. Социология труда. Учебник. // Под ред. Соколовской И., М., 2002.
4. Зборовский Р. Е, Костина Н.Б. Социология управления - Учебное
5. пособие –М.: Гардарики, 2004 – 272с
6. Горюова Г. А, Самыгин С.И. Основы социологии и политологии –
7. Учебное пособие – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, издательский
8. Центр «МарТ», 2003 – 336с.
9. Кравченко А. И, Тюрина И.О. Социология управления:
10. Фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших
11. Учебных заведений – М.: Академический Проект; Трикста, 2004 – 1136с.