Закономерности, принципы и методы управления. Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента

Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах , - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование.

Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

    рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

    обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

    использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

    широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

Благодаря такой трактовке кибернетика находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как "использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

Управление не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.]

В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

1. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность организации.

2. Пропорциональность субъекта и объекта управления . Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы). Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

3. Сочетание централизации и децентрализации управления . При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. Подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

4. Функциональная специализация управления . Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами. Применительно к управленческой деятельнос­ти эта закономерность управления проявляется в специализации на высших уровнях системы отдельных подразделений и сотрудников на выполнении разнообразных функций и подфункций: информаци­онного обеспечения, подбора и подготовки кадров, аналитической ра­боты, планирования, контроля и т.п.

5. Дифференциация неотделима от интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятий. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности всей системы.

8. Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения. Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности свидетельствует о неравном характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина "иерархия" (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем.

Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Например:

    принципы хозяйственного расчета;

    принципы формирования потоков информации;

    принципы организации заработной платы;

    принципы создания производственных бригад

    принципы добровольности, оперативности и т.д.;

    принципы формирования управленческих штатов и др.

Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального»управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. В Японии - это это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Известно, что любая наука, изучая свой объект, стремится обнаружить законы и закономерности его функционирования. Данные категории устанавливают общие, наиболее существенные связи между компонентами объекта исследования и позволяют определить тенденции их развития. Разница заключается в степени изученности объекта. Как правило, обнаружение закономерности выступает своего рода первой стадией формулирования закона. Управление не является исключением. Именно знание закономерностей, а в перспективе и законов развития и функционирования систем управления служит залогом успешной деятельности субъекта. Рассмотрим, какие закономерности уже изучены теорией управления и менеджментом, как частью управления.

Закономерности управления

1. Единство системы управления — данная закономерность означает, что система управления может успешно функционировать только в том случае, если обеспечена её системная целостность, единство. При этом подразумеваются следующие моменты:
. наличие всех отмеченных выше компонентов системы управления;
. наличие устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;
. следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;
. наличие единых требований как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;
. непрерывность и ритмичность процесса управления.
2. Централизация и децентрализация управления — эта закономерность подразумевает, что успешное функционирование системы во многом зависит от разумного сочетания централизации и децентрализации внутри неё. Речь идёт о том, насколько оптимально распределены задачи, полномочия и ответственность между представителями различных уровней управления. Дело в том, что сами по себе эти величины являются относительно постоянными. Задачи, стоящие перед организацией, необходимо выполнять, и весь вопрос заключается в том, кому будет поручено их выполнение. Централизация подразумевает сосредоточение максимального числа функций на верхних этажах управленческой пирамиды. Децентрализация, напротив, предусматривает передачу как можно большего числа функций нижестоящим менеджерам с одновременным делегированием им властных полномочий, необходимых для реализации этих функций. И тот, и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки. Следовательно, целесообразно избрать вариант, наиболее эффективный для конкретной организации.
3. Пропорциональность, соотносительность и адекватность субъекта и объекта управления — исследования систем управления свидетельствуют о том, что для успешного их функционирования субъект и объект управления должны быть сопряжены между собой, а также состоять из пропорционально соотносящихся и сопряжённых между собой подсистем. Так, хорошо организованное, оснащённое новым техническим оборудованием основное производство на предприятии не будет эффективно работать, если службы снабжения и вспомогательные производства будут плохо организованы и технически оснащены. Управление, в свою очередь, не будет эффективным, если, к примеру, штат заводоуправления будет чрезмерно расширен, в то время как менеджеров среднего и нижнего звена не будет хватать. В процессе дальнейшего развития организации возможен опережающий рост субъекта управления по отношению к объекту или наоборот. Данная диспропорция также способна дестабилизировать нормальную работу всей системы, и её следует немедленно устранить.
Знание закономерностей функционирования систем управления — не самоцель. Оно позволяет перейти к рассмотрению принципов управления или, проще говоря, основных правил, которыми целесообразно руководствоваться в процессе осуществления управленческой деятельности. На сегодняшний день разные школы и отдельные исследователи предлагают различные варианты, однако, наиболее распространёнными из них являются следующие принципы управления организацией.
1. Принцип демократического централизма подразумевает, что менеджер может советоваться со своими подчинёнными в процессе выработки решения, но принимать решение он должен сам, так как ответственность за последствия его реализации несёт именно он.
2. Принцип ответственности означает, что власть менеджера должна оптимально сочетаться с той ответственностью, которая возложена на него за успешное функционирование и развитие вверенной ему организации.
3. Принцип научности управления ориентирует менеджеров на использование в своей деятельности теоретических знаний, накопленных и осмысленных в процессе развития управленческой науки.
4. Принцип планового осуществления управленческой деятельности означает, что деятельность менеджера, в том числе и по управлению своими подчинёнными, должна осуществляться планово.
5. Принцип правильного полбора и расстановки кадров гласит, что успех деятельности менеджера во многом зависит от умения правильно подобрать и расставить на соответствующие должности компетентных сотрудников.
6. Принцип материального и морального стимулирования ориентирует менеджера на поиск оптимального сочетания материальных и моральных способов стимулирования своих подчинённых.
7. Принцип экономичности и эффективности означает, что создаваемая менеджером система управления должна быть дешёвой, но эффективной.
8. Принцип преемственности управленческих решений означает, что в своей деятельности менеджер должен учитывать всё лучшее, что было достигнуто в организации ранее, и опираться на эти достижения, планируя дальнейшие действия.
Изучив закономерности и определив для себя принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе управленческой деятельности, менеджер оказывается перед решением ещё одной серьёзной проблемы — ему необходимо найти оптимальные способы воздействия на объект управления. Эта проблема решается посредством методов управления. «Метод» в переводе с греческого означает «путь познания» или, в более свободном переводе, «путь решения проблемы».

Методы управления — это способы реализации функций менеджмента

Все методы управления можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее распространённым является деление методов управления на следующие группы:
Административные методы реализуются путём прямого воздействия менеджера на подчинённых. Такое воздействие может осуществляться на основе заключённых договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчинённых лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.
Экономические методы. Их сущность заключается в том, чтобы путём воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью изменения цен, гибкой оплаты труда, предоставления кредита, привлечения сотрудников к распределению прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач, без специальных на то распоряжений.
Социально-психологические методы заключаются в том, чтобы путём воздействия на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизировать творческую или исполнительскую активность сотрудников. Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения и т.д.
Следует учитывать, что методы управления не могут использоваться изолированно. Административные, экономические и социально-психологические методы тесно взаимосвязаны между собой и используются комплексно. Более того, структурно они входят в состав механизма управления и образуют одну из его подсистем.

Лекция, реферат. Закономерности, принципы и методы управления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации. Основные категории менеджмента – это законы и закономерности, объект, субъект, функции, виды, методы и принципы менеджмента.

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений.

Законы и закономерности – это объективная категория, которая предоставляет собой причинно-следственные связи между процессами и объектами хозяйственных процессов деятельности предприятия. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон – это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Согласно Г.И. Будылкину:

Закон однозначно выражает конкретную необходимую связь между явлениями.

Закономерность указывает на правильность, последовательность явлений, подтверждает, что данное явление не случайно, оно характеризует необходимый, обусловленный определёнными причинами процесс, в котором может действовать совокупность законов.

Закономерности составляют центральное звено теории управления, на них основаны принципы, функции, структура и методы управления. Г.И. Будылкин выделяет только общие и частные закономерности.

Классификация закономерностей:

· общие (присущи всем процессам предприятия) – присущи управлению вообще как целенаправленному воздействию;

· частны е (локальные) закономерности проявляются в отдельных элементах системы управления (в методике принятия управленческих решений, в способе формирования организационных структур управления, в отдельных функциях управления, в условиях их реализации).

К общим закономерностям управления относятся:

1. единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

2. пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

3. централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой);

5. единство принципов управления на всех иерархических уровнях народного хозяйства;

6. достижение ритмичности, непрерывности движения производственных фондов в кругообороте и обороте;

7. оптимальная звенность системы управления .

Частные закономерности:

· расширение сферы контроля;

· смена функций управления;

· снижение иерархичности;

· концентрация функций.

Важный момент: закономерности в управленческом процессе реализуется через научные принципы, которые в свою очередь выражаются в конкретных методах и формах управленческого воздействия.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

К общим законам управления относятся:

o закон специализации управления;

o закон интеграции управления;

o закон экономии времени;

o закон демократизации управления.

1) Закон специализации управления . Управление на предприятии, как правило, осуществляется по широкому спектру видов выполняемых работ, зависящих от:

Функций управления (планирование и прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль);

Средств труда (информационные и технические средства обработки информации, исследовательские и статистические методы и пр.);

Сложности выполнения функций (руководители, подчинённые и пр.);

Различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность).

Следовательно, при многофункциональной системе управления возникает необходимость в разделении многочисленных функций и полномочий, осуществляемых отдельными людьми и трудовым коллективом.

2) Закон интеграции управления . Интеграция, т. e. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. С одной стороны, это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

3) Закон экономии времени (Закон рационального использования времени) . Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Время, по сути, трансформировалось, в экономическую категорию, ценность которой обусловливает все стороны деятельности предприятия (длительность производства, быстроту оборота капитала, адаптацию к изменяющимся условиям и т.д.).

Эффективность управления, а, следовательно, достижение поставленной цели, зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных масштабах закон экономии времени может оказывать влияние на уровень экономического развития региона или страны в целом.

4) Закон демократизации управления. Предполагает, что управление эффективно только в том случае, если оно удовлетворяет потребности конкретных людей. Для достижения этого важно, чтобы управление было не только профессиональным, но и демократичным.

Демократизация управления предусматривает решение ряда важных вопросов: участие значительного числа работников в процессе управления, например, передачи им части собственности (в виде акций или других ценных бумаг); применение закона децентрализации управления, нововведения в структуре управления и т.д. Демократизация управления базируется на построении таких взаимоотношений руководителя и подчинённых, когда действия руководителя стимулируют положительную ответную реакцию, когда в общей системе управления практически исключается пассивное поведение.

5) Закон необходимой и достаточной централизации управления. На практике проявляются как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации. Он предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т.е. реализацию процесса управления по вертикали (сверху вниз), с другой – предусматривает необходимость передачи определённых полномочий управления на более низкие ступени иерархии.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.

3.1. Закономерности управления

Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общим закономерностям управления можно отнести следующие: соответствие социального содержания управления формами собственности на средства производства; преимущественная эффективность сознательного планомерного управления; соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
К общим закономерностям управления можно отнести также усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. С одной стороны, закономерность отражает дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой – разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести изменение функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и распространенность контроля.
Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается непосредственное подчинение одному руководителю 7–10 должностных лиц.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

3.2. Принципы управления

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
Целенаправленность предопределена сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно как обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, так и акцентировать внимание на наиболее слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Планомерность управления тоже связана с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей и их инструктировании, а также организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике обеспечивает плановую организацию всей системы управления.
Компетентность означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которой должна быть подчинена любая система управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.
Стимулирование предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное симулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.
Иерархичность предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается во время формирования организационных структур управления при построении аппарата управления и расстановке кадров.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как уже отмечалось выше, наряду с общими существуют частные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.
Закономерности и принципы управления тесно связаны с функциями управления.

3.3. Общие функции управления

Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяют на общие и частные (специальные). Общие функции присущи всем социальным системам управления. Частные функции имеют определенную специфику. Применительно к менеджменту выделяют следующие общие функции: стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием (организацией) своих целей. Обычно планирование включает постановку целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и концентрацию необходимых средств для достижения поставленной цели.
Организация – это функция управления, которая предполагает создание условий эффективной совместной работы для достижения целей фирмы. Обычно организация рассматривается в двух аспектах: построение аппарата управления и координация деятельности работников.
Мотивация предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Чтобы эффективно осуществлять мотивацию, менеджер должен представлять себе потребности своих подчиненных и ожидаемое ими вознаграждение. Потребность – это ощущаемый физиологически или психологически недостаток чего-либо. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Контроль как функция управления предполагает проверку выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Эти четыре функции объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений.

3.4. Планирование

Стратегическое планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптацию к внешней среде; внутреннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.
Организационное стратегическое предвидение означает, что стратегический план организации должен разрабатываться с учетом перспективы. Разумеется, предвидение – не только интуиция менеджера, но и научное прогнозирование, основанное на анализе фактических материалов.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии и целей организации. Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии основывается на следующем:
1) определение предмета деятельности организации, т. е. производство продукции (или услуг), основные рынки сбыта и технологии;
2) отношения между организацией и окружающей средой;
3) культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.
Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли – внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находящейся вне ее.
На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и измеримой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организации с избранной целью.
Реализация стратегии – важная составляющая планирования как функции управления. Для реализации стратегии прежде всего необходима тактика. Тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты стратегии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И наконец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена управления.
Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.
Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.
Реализация стратегического плана наряду с разработкой тактики, политики и правил подразумевает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
По сути, планирование отвечает на следующие вопросы:
1) на каком этапе развития находится организация;
2) каковые ее цели, куда она планирует двигаться;
3) как организация будет реализовывать эти цели?

3.5. Организация

Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной, эффективной работы, способствующей достижению целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
    деление организации на подразделения (горизонтальное разделение труда);
    установление взаимоотношений, которые связывают различные уровни управления и обеспечивают возможность распределения и координации задач (вертикальное разделение труда).
и т.д.................

Внутреннюю среду организации составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Цель – это желаемое состояние организации.

Задача – предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок.

Технология – средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.

Структура управления – логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей.

Люди – главная производительная сила организации. В зависимости от роли в процессе управления их подразделяют на администрацию (занятые в аппарате управления) и персонал.

2.2. Закономерности функционирования социальных систем управления

Социальные системы управления рассматривают на разных уровнях управления: макроуровне (национальная экономика в целом), региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации), микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления, которые отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий ее членов. Этот феномен определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение внутренней энергии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, так как управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды).

Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т. п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени. Она «рождается», развивается и «умирает». Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом ее развитие должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей является залогом успешного развития организации. После определения цели осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации относится и закон композиции , который отражает стремление организации к объединению. Этот закон особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках которой они разрабатывают стратегию совместных действий и следуют ей.

Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

К общим закономерностям управления относятся: закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 1970-е гг., потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся закономерности изменения функций управления, оптимизации числа ступеней управления, концентрации функций управления и распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 человек в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей.

В социальных системах управления нередко происходят сбои и нарушения деятельности. Для объяснения этих явлений следует помнить о некоторых психологических закономерностях, к числу которых обычно относят: закономерность неадекватности оценки человека человеком, неадекватности самооценки, искажение информации по мере ее прохождения по иерархической лестнице, закономерность компенсации и др. Однако эти психологические закономерности не следует абсолютизировать, так как они помогают объяснить сбои и нарушения, возникающие в системе управления.

Закономерности функционирования социальных систем управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления персоналом.

2.3. Принципы управления персоналом

Принципы управления персоналом отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми. Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.

К общим принципам управления относятся: целенаправленность, разделение труда, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование, иерархичность.

Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяются основная цель на базе миссии организации и цели-средства, необходимые для ее достижения. Цели управления должны быть нагруженными, но реальными, достижимыми. Определяться они должны предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип разделения труда применительно к управлению предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнении соответствующих функций. Так, на промышленном предприятии можно выделить следующие уровни управления: мастера, начальника участка, начальника цеха, директора. На каждом из этих уровней решаются свои задачи, что позволяет сделать управленческий труд более эффективным. Например, мастер освобождается от задач, решаемых директором предприятия, и наоборот.

Дисциплина подразумевает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений, а также ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала – от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина должна не стеснять инициативу работников, способствовать творческому отношению к работе. Только при условии наличия дисциплины можно обеспечить четкую и слаженную работу всех подразделений организации и направить их усилия на достижение поставленных целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания – возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это в конечном счете нередко становится причиной ликвидации организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, для обеспечения необходимой компетенции.

Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т. п.

Стимулирование неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Оно включает в себя также использование моральных стимулов и мотиваций и справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления, так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

К числу частных принципов управления персоналом относят:

Полное доверие к сотрудникам фирмы;

Уделение главного внимания в управлении людям и их инициативе;

Определение результатов работы организации сплоченностью коллектива;

Максимальное делегирование полномочий исполнителям;

Систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т. п.

2.4. Методы управления персоналом

Методы управления персоналом – это конкретные приемы и способы воздействия администрации на персонал для достижения определенных целей. Они многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных (административных) и правовых, социально-психологических.

Экономические методы управления. Одним из основных экономических методов, применяемых на уровне предприятия (организации), является внутрифирменное планирование.

Планирование предусматривает заблаговременное принятие решений. Оно устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое необходимо достичь, а также дает возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущий риск.

Место планирования среди других методов управления обусловливается, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, а во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и устанавливаются средства достижения этих целей.

Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:

Устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

Сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;

Эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

Облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

Для достижения различных целей разрабатывают планы и в зависимости от того, каким целям они служат, выделяют их следующие виды: стратегические, текущие и проектные.

Планирование осуществляется посредством системы планов, включающей в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.

Долгосрочные планы составляются на 5-10, 10–12 лет, они имеют стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не указывают, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют имеющиеся ресурсы. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т. е. внутреннюю среду организации.

В стратегических планах решается вопрос о том, чего предприятие хочет добиться в будущем, а в тактических – как добиться поставленных целей. Для увязки стратегии и тактики используют среднесрочные планы . Они составляются на 3–5 лет и охватывают все основные аспекты деятельности торговой фирмы (торгово-технологический процесс, маркетинг, финансы, кадры, научно-исследовательские и др.).

Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные календарные сроки до одного года включительно. Показатели планов предельно конкретны.

Внутрифирменное планирование – это экономический метод, который является основным инструментом, способствующим оптимизации управленческих решений. В рамках процесса планирования рассматривают следующие направления управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и стратегический менеджмент.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как товарные фонды, управленческие кадры и технологический опыт и т. п.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения торговой фирмы с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться как к благоприятным внешним факторам, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация представляет собой координацию деятельности торговой фирмы, учитывающую ее сильные и слабые стороны, для достижения эффективной интеграции внутренних операций. Важным элементом внутренней координации является разработка организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает развитие систематического мышления менеджеров, а также их способность учиться на прошлом опыте, что позволяет корректировать стратегическое развитие организации. Устойчивый успех обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Основой деятельности предприятий торговли должна быть концепция стратегического менеджмента – система взглядов, позволяющая организации добиться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия торговли, является коммерческий расчет . Он предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов деятельности.

Для отечественного управления государственными предприятиями был характерен хозрасчет – метод хозяйствования, который предполагал, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности. Этот метод предусматривает определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также их рентабельную работу.

Различали следующие виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет. В современных российских условиях этот метод хозяйствования становится просто неосуществимым из-за низкой рентабельности или даже убыточности государственных предприятий.

Использование экономических методов управления для индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и характеризуется фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных – оговаривается при заключении контракта о найме на работу.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система . Размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязывается с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т. п.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив