Актуальные проблемы Жилищно-Коммунального Хозяйства (ЖКХ) России и пути их решения. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе

Актуальные проблемы Жилищно-Коммунального Хозяйства (ЖКХ) России и пути их решения. Актуальные проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе

Место и время: 27 июня, коворкинг-центр «Красный Кит» с 10.00 до 17.00 (с перерывами)

Организатор семинара – ООО «ДЭЗ».

Цель семинара – повышение грамотности в сфере ЖКХ.

Участники семинара – сотрудники ООО «ДЭЗ», старшие по МКД, председатели Советов домов, а также все желающие, независимо от адреса проживания.

Участие в семинаре бесплатное. Предварительная регистрация обязательна! Желающих принять участие в семинаре просьба прислать заявку на адрес: [email protected]
В заявке указать ФИО, адрес, телефон для связи.

Ведущий семинара – Нифонтов Дмитрий Юрьевич. Руководитель проекта ЖКХ Центра дистанционного обучения «АКАТО» (г. Санкт-Петербург), член Правления Национальной Ассоциации инфраструктур (г. Москва), председатель Комитета правового и законодательного обеспечения Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (г. Москва).
Специалист по юридическим и техническим вопросам жилищной сферы. Автор более ста публикаций по проблематике ЖКХ, в том числе для СПС «КонсультантПлюс». Автор теории информационной войны в ЖКХ России и цикла публикаций «Мифы ЖКХ».

Программа семинара:
1. Комплекс жилищного законодательства РФ:
— Состав и структура, основные принципы;
— Жилищные отношения, участники жилищных отношений.

2. Общее имущество в многоквартирном доме:
— Понятие «многоквартирный дом» (МКД);
— Понятие «общее имущество» (ОИ);
— Состав ОИ, порядок его определения;
— Собственники ОИ МКД, бремя содержания ОИ;
— Мифы, ошибки, заблуждения в отношении ОИ МКД.

4. Коммунальные услуги:
— Виды коммунальных услуг (КУ);
— «Коммунальные услуги» и «коммунальные ресурсы»;
— Концепция «исполнитель коммунальных услуг» (ИКУ), схема предоставления КУ;
— «Прямые расчеты» и «прямые договоры»: различия, особенности;
— Тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг, порядок утверждения, уполномоченные органы;
— Формулы расчета стоимости коммунальных услуг;
Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (КР СОИ): юридическое понятие и фактическое значение, расчет стоимости в составе содержания.

5. Капитальный ремонт:
— Региональная программа капремонта;
— Определения размера взноса за капремонт;
— Способы формирования фонда капремонта: выбор, изменение способа;
Правовой статус средств фонда капремонта;
— Особенности формирования взносов на спецсчете;
— Проведение капремонта за счет средств фонда капремонта.

6. ГИС ЖКХ:
— Обязанность по раскрытию информации организациями жилищной сферы;
— Взаимоисключение ГИС ЖКХ и Стандарта раскрытия информации;
— Штрафы за неразмещение информации в ГИС.

7. Деятельность Совета МКД:
— Особенности деятельности Совета МКД;
— Замечания к статье 161.1 ЖК РФ и к пункту 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ;

8. Информационная война в ЖКХ:
— Порядок передачи информации, информационные системы в ЖКХ;
— Признаки информационной войны
— Рекомендации.

9. Ответы на вопросы участников.

11.11.2012

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой многоотраслевой комплекс, задачей которого является обеспечение надлежащего состояния инженерных коммуникаций зданий, а также благоустройство и содержание придомовых территорий.

То есть это совокупность таких коммуникаций, как:

  • холодное и горячее водоснабжение,
  • электро-, газо- и теплоснабжение,
  • вывоз мусора,
  • уборка придомовых территорий,
  • содержание лифтов и канализационных систем.

На момент существования СССР ЖКХ было налажено очень хорошо, и все работы выполнялись качественно и в срок. Производилось нормативное обслуживание зданий, которое обеспечивало в среднем столетний эксплуатационный срок домов. Это поддерживалась большим вливанием государственных средств, однако распад Союза поспособствовал резкому уменьшению фондов, и соответственно, качеству выполнения работ. Поэтому сейчас количество аварийных и ветхих домов значительно увеличилось.

По последним оценкам, износ котельных, канализационных и водопроводных сетей, электросети, мусоропроводов, лифтов и т.д. в масштабах РФ составляет в среднем 50-65%.

Данный показатель является неоспоримым доказательством того, что нужно срочно реформировать систему работы ЖКХ , и выделять средства для восстановления или замены коммуникаций, хотя бы на самых аварийных участках.

Несомненно, деятельность созданного в 2007 году Фонда реформирования работы ЖКХ, играет важную роль в улучшении условий жизни населения. С руки этого государственного органа внедряются все модернизированные механизмы, и производится выделение «выбивание» средств для установки новых лифтов и т.п.

Но, к сожалению, государство долгое время не предпринимало никаких серьезных шагов для создания ЖКХ привлекательной областью инвестирования.

Поэтому постепенно начинает создаваться подоплека, по которой государство не будет нести никакой ответственности за содержание многоэтажных домов и территории вблизи них.

Это будет перекладываться на плечи самих граждан, которые уже начинают объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) , которые самостоятельно заключают договора с управляющими организациями ЖКХ - электросеть, водоканал, фирмы по вывозу мусора и т.д.

Несомненно, жилищное самоуправление сделает граждан более ответственными, однако, здесь есть и свои недостатки - от государства больше ничего не потребуешь, искать мастеров придется своими силами, да и в домах есть граждане, которые просто не захотят самостоятельно что-то делать. Тем не менее, по последним оценкам, около 16% домов по всей стране управляются со стороны ТСЖ.

Поскольку все-таки ЖКХ является неотъемлемой частью РФ, то проблема его модернизации и совершенствования сейчас стала одной из важнейших тем обсуждений в ГосДуме. На одной из последних сессий президент В.В. Путин заявил, что более 45 миллионов семей проживают в зданиях, требующих серьезного ремонта. Поэтому рассматривается стратегия, следуя которой, уже к 2020 году можно сделать так, что у 60% населения улучшатся коммунальные условия.

Президент заявил, что перекладывание ответственности на граждан - это не честное и не государственное дело, поэтому будет внедрятся стратегия, предполагающая пересмотр тарифных планов, создание инвестиционной привлекательности ЖКХ и повышение конкурентоспособности на строительном рынке.

Заключительным этапом действий будет развитие рынка арендного жилья, которое будет субсидироваться со стороны государства.

Конечно, в данном случае возникает вопрос реальности осуществления этой стратегии, ведь на бумагах могут быть уже написаны элитные условия, а в реальности только тарифы поднимутся. Поэтому однозначно можно сказать лишь то, что сейчас российское ЖКХ пребывает в далеко не идеальном состоянии. А насколько реализованной окажется стратегия его совершенствования, покажет время.

Задача реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей логики этого процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию развития отрасли. В реальности этого не произошло.

Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства направлены на решение следующих проблем:

Первое. Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

Второе. Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством. Рост этих надбавок вместе с ростом самих тарифов на услуги ЖКХ уже в ближайшие годы усилит наблюдающуюся с 2000 года тенденцию устойчивого опережения цен на услуги ЖКХ по сравнению с темпами инфляции. В настоящее время - в 2,6 раза. Например, жилищно-коммунальные услуги в городе Воронеже в 2008 году по сравнению с предыдущим годом подорожают примерно на 20 процентов.

Это неудивительно. В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независимая экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признается Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики - необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг

и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей. Общий аудит предприятий и организаций ЖКХ, как правило, имеет формальный характер, а социальный аудит практически отсутствует. Нет и действенного контроля со стороны институтов гражданского общества за расходованием целевых и дотационных бюджетных средств и взиманием средств с населения за жилищно-коммунальные услуги. В этих условиях планы Правительства Российской Федерации, направленные на сдерживание коммунальных тарифов на уровне общей инфляции, выглядят нереальными.

Третье. Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ. Например, в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам Воронежской области к 2011 году областные оптовые цены на газ должны сравняться с экспортными, которые, как известно, также имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, не может негативно не сказаться на динамике тарифов на газ для населения, которые возрастут в городе Воронеже на 24,7 процента.

Четвертое. Перейти с 1 января 2006 года на 100-процентную оплату «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг (до 1990 года государство дотировало более 75 процентов расходов ЖКХ, а потребители его услуг оплачивали 5-10 процентов затрат на услуги ЖКХ при том, что величина платежей граждан - 13 копеек за 1 метр полезной общей площади - не менялась с 1928 года), что расходится с позицией В.В. Путина. Еще в 2001 году в своем выступлении он высказал мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов. Большая часть населения страны имеет низкие доходы, поэтому для этих граждан переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ непосилен. В частности, в 2008 году содержание двухкомнатной «хрущебы» площадью 45 квадратных метров в городе Абакане - столице Хакассии, наиболее бедном регионе Российской Федерации, - будет стоить 2 232 рубля, что на 72 процента дороже оплаты такого жилья в 2007 году.

Шестое. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг. Было введено понятие «экономически обоснованные расходы», а также определен исчерпывающий состав затрат по каждому виду услуг ЖКХ с целью ограничения (по крайней мере в теории) необоснованного включения непрофильных расходов в структуру тарифа для населения.

Седьмое. Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную. Так, в теплоснабжении около 1 процента предприятий функционируют с участием иностранного капитала. 13 процентов тепловых сетей и источников тепла перешли в собственность частных компаний и более 25 процентов отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных организационно-правовых форм. Кроме того, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (статьи 3 и 4) предоставил частным операторам права владения и пользования объектами коммунального хозяйства, находящимися в собственности муниципалитетов, для осуществления возложенных на них функций. В результате, по различным оценкам, на конец 2006 года в сфере ЖКХ работало от 77 до 92 процентов частных организаций.

Восьмое. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:

  • * посредством банковского кредита и облигационных займов;
  • * посредством заключения договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;
  • * посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ, так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение. Деятельность таких компаний станет более прозрачной (по крайней мере, на это надеется правительство), что также (во всяком случае в теории) должно привести к сокращению издержек;
  • * посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы;
  • * посредством концессии с инвестиционными условиями, такими как «реабилитация» объектов ЖКХ, их эксплуатация с возвратом имущества собственнику после окончания сроков концессионного соглашения, строительство новых объектов ЖКХ и т. п.;
  • * посредством приватизации - полной или частичной передачи имущества предприятий ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам. В этом случае местная власть освобождается от ряда обязательств в сфере коммунального хозяйства и может сосредоточить свои усилия на решении других социальных проблем. Следует заметить, что, как показывает мировая практика, приватизация эффективна в стабильных (хотя бы относительно) экономических и социальных условиях. В условиях современной России приватизация, как привило, приводит к отрицательному результату.

Девятое. Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путем привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса, чему зачастую противятся муниципальные власти, представители которых лоббируют интересы крупного капитала. В качестве положительного примера можно привести разделение в 2000 году муниципальных управлений ЖКХ Пермской области на две части: службу заказчика с возложением на нее административно-управленческих функций и службу подрядчика, выполняющую производственные функции. В области была также введена система муниципального заказа. Начал создаваться рынок подрядных организаций в сфере обслуживания и содержания жилищного фонда. Наибольшую результативность в области показал город Нытва: персонал службы заказчика сократился на 25 процентов, а расходы на приобретение материалов для текущего ремонта увеличились вдвое. Такие примеры пока еще не характерны для формирующегося российского рынка услуг ЖКХ. В настоящее время, скорее, можно говорить о небезуспешных попытках крупного (олигархического) капитала захватить ключевые позиции в ЖКХ. Так, в частности, компания «Комплексные энергетические системы», принадлежащая В. Вексельбергу (равно как и яйца Фаберже), попросила санкцию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) на покупку более 50 процентов акций «Российских коммунальных систем» (РКС), подконтрольных также небезызвестному А. Чубайсу. Реализация подобных замыслов, скорее всего, может привести не только к тому; что потребитель услуг ЖКХ не сможет влиять на тарифы или сменить поставщика этих услуг. Допустив на рынок услуг ЖКХ предприятия-монополисты, действующая местная власть, по существу, превращается в их заложника со всеми вытекающими из этого социально-политическими последствиями. Ее просто могут сместить граждане, возмущенные постоянным ростом тарифов, дефицитом, а то и отсутствием тепла, воды, электричества и другими «прелестями» российской коммунальной жизни во многих регионах страны.

Десятое. Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жилье. Часть жилищного фонда, ранее стоявшего на балансе государственных или муниципальных предприятий, при их приватизации должна была перейти в муниципальную собственность и использоваться гражданами на условиях социального найма без права приватизации такого жилья. В настоящее время уже 71,5 процента жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципальных образований. Доля государственного жилищного фонда сократилась до 7 процентов.

Одиннадцатое. Перейти на пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметь персонального управляющего (физическое лицо или управляющую компанию в форме акционерного общества), а жильцы такого дома смогут выбрать (непосредственно или через управляющего) обслуживающие организации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ). В настоящее время в России создано около пяти тысяч ТСЖ. Собственники квартир в ТСЖ пока не спешат объединяться.

Двенадцатое. Предусмотреть публичность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимой экспертизы.

Тринадцатое. Развивать жилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 году предполагается увеличить объем строительства такого жилья с 40 миллионов квадратных метров (2004 год) до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовым источником должна стать система ипотечного кредитования.

Четырнадцатое. С целью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия его реформированию. Государство предполагает до 2011 года инвестировать 240 миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на проведение модернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов страны. Для получения этих средств муниципалитетам (60 процентов на ремонт, 40 процентов на отселение) необходимо выполнить многочисленные условия. В частности, доведение доли коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, к 1 января 2009 года до 25 процентов, а к 2011 году - до 80 процентов, доли многоквартирных домов, управляемых ТСЖ, - до 5 и 20 процентов соответственно. Конкретные сроки осуществления правительственного варианта реформы неоднократно переносились. У муниципалитетов отсутствовали достаточные средства на обеспечение населения качественными и доступными по цене жилищно-коммунальными услугами. Не имели и не имеют средств на содержание ЖКХ и неплатежеспособные граждане, как собственники жилья, так и его наниматели, а таких большинство. Преобладающая часть населения России в тех или иных формах оказывает сопротивление правительственным планам реформирования ЖКХ.

Жители города и района проявляют повышенный интерес к «прямой линии» с главой администрации района А.З. Курганским. Широко используется возможность задать вопросы заранее, и на многие из них уже даны ответы. Часть из них мы публикуем сегодня.

Некоторые вопросы касались ремонта дорог в городе. Так, М.Ф. Воргодяева с ул. Совхозной посетовала на то, что после прокладки нового водопровода возле ее дома № 18 территория не благоустроена, а это создает определенные неудобства жителям.

Как сказал глава администрации района, запланировано расширение дорожного полотна по ул. Совхозной до детского сада «Светлячок», после проведения торгов в том числе будет благоустроен участок, где ремонтировался водопровод. Срок проведения работ — июнь-июль текущего года. На эти же месяцы запланирован ремонт дороги от южного объезда города до ветстанции (спрашивала А.И. Бочукова).

Самыми актуальными на первом, предварительном, этапе «прямой линии» стали вопросы из сферы ЖКХ.

Житель с. Гатиха С.Н. Прокофьев обратился с наболевшей проблемой - в селе протекает канализация.

Причина в том, что канализационные сети в селе между колодцами № 20 и № 28 протяженностью 400 метров полностью забиты тяжелым осадком. На сегодняшний момент решается вопрос о привлечении подрядной организации по прочистке сети гидродинамическим способом. Во избежание перелива сточных вод на грунт колодцы ежедневно откачиваются.

Жителей города В.Е. Круглова и О.Н. Солопову интересует, планируются ли мероприятия по приведению в порядок водоотводных канав.

Да, планируются. Ввиду отсутствия на территории города ливневой канализации действующие водоотводные канавы являются единственной возможностью отведения воды с проезжей части и тротуаров. В летний период будет проведен ряд работ по их поддержанию в работоспособном состоянии - очистка, углубление.

Почему нельзя построить одну котельную на весь город?

Этого делать действительно нельзя, поскольку районный центр расположен на неровной местности: верхняя часть включает в себя ул. Ленина, III Интернационала, Володарского, К. Либкнехта и другие, к нижней части относится третий микрорайон. Необходимо, чтобы давление, подаваемое в тепловые сети города, не превышало 4-х атмосфер. А подача тепловой энергии в верхнюю часть города потребует большего давления (7-8 атмосфер), что приведет к прорывам теплотрасс. На сегодняшний день в Камешкове построена модульная газовая котельная по ул. Молодежной мощностью 3,2 МВт, которая отапливает детский сад «Светлячок», и 9 домов третьего микрорайона. Планируется строительство 2-й очереди котельной мощностью 11 МВт, что позволит отапливать оставшуюся часть третьего микрорайона.

МКД № 4 по ул. К. Либкнехта признан в установленном порядке аварийным согласно распоряжению администрации города Камешково от 16.12.2014 № 160-р. Жители дома хотели бы узнать, когда начнется строительство нового жилья для расселения.

Место для строительства дома пока не определено. В 2016 году в рамках реализации адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах» будут предоставлены жилые помещения гражданам, проживающим в многоквартирных домах, признанными аварийными до 2010 года. Жители д. 4 по ул. К. Либкнехта должны быть обеспечены жильем в срок до 31 декабря 2018 года.

Два похожих вопроса задали Г.А. Куранов и Т.В. Прохорова.

Почему в городе происходят частые отключения водоснабжения и электроэнергии? И почему заранее не предупреждают о них?

Вся информация о запланированных отключениях водоснабжения и электроэнергии размещается на сайте администрации Камешковского района, в разделе «Структурные подразделения», в подразделе «Отдел ГО и ЧС». В случае аварийных ситуаций информация поступает в ЕДДС (единую диспетчерскую службу) администрации района, проходит оповещение жителей города через управляющие компании и ТСЖ. Отключения водоснабжения в конце апреля и начале мая текущего года происходили в результате внеплановой замены насоса на скважине №10, а также аварии, допущенной подрядной организацией, выполняющей работы по строительству объекта «Водозаборное со-



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях