Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в россии. Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в россии. Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы

Статистика

Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний – малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% – строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

Преимущества малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса – фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

Стратегические задачи

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 20% сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 20% сейчас). Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.

Решения

Государственная политика содействия развитию предпринимательства определяется необходимостью создания в России конкурентной среды. Высокое качество товаров и услуг задается конкуренцией за клиента. «Число проверок субъектов предпринимательства нами уже снижено, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам железных дорог страны, электронным торгам», - отметила министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина, выступая на форуме «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса». Законодательство расширяет возможности по защите интересов малых и средних компаний. Создаются условия для поддержки общественных организации предпринимателей – необходимого элемента гражданского общества. На поддержку малого и среднего бизнеса в 2012 году направлено около 0,2% расходов федерального бюджета.

Основные направления государственной поддержки

Каковы основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства? На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанной Министерством экономического развития выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса.

Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа

Ключевая проблема малых и средних предприятий – это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний. Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Государство заинтересовано в дальнейшем увеличении размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) заказа и заказа естественных монополий и государственных корпораций.

Механизм участия малых и средних предприятий в госзакупках

Конкурентная борьба за выгодный государственный заказ потребует от малых и средних предприятий знакомства с механизмом электронных торгов. Согласно закону, государственные и муниципальные закупки осуществляются в основном через электронные аукционы. Сначала необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Затем – пройти аккредитацию на одной из пяти официальных электронных торговых площадках, определенных Правительством для государственных закупок (http://etp.roseltorg.ru/, http://www.zakazrf.ru/, http://www.sberbank-ast.ru/, http://www.rts-tender.ru/, http://www.etp-micex.ru/). На основе информации о проводимых электронных аукционах нужно выбрать интересующий аукцион и подать заявку на участие. Заявка должна соответствовать требованиям аукционной документации к качеству, к безопасности, к техническим характеристикам товара, работ или услуг. К заявке необходимо приложить лицензии, сертификаты, допуски, которые установил госзаказчик. Подав лучшее ценовое предложение, потенциальный поставщик обеспечивает себе победу в электронном аукционе. С победителем согласовываются все значимые условия и подписывается государственный контракт.

Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям- экспортерам

Вступление России в Всемирную Торговую Организацию ставит на повестку дня задачу повышения конкурентоспособности малых и средних компаний. Для того, чтобы стимулировать работу «малышей» по повышению спроса на свою продукцию за счет роста её конкурентоспособности, малым и средним предприятия, экспортирующим свою продукцию, предоставляются финансовые субсидии за счет средств бюджетов всех уровней. В рамках этой программы субсидии уже получили несколько сотен компаний. В 2012 году их число планируется увеличить до 1000.

Доступность офисной и производственной недвижимости

Ещё одно направление государственной поддержки «малышей» связано с повышением доступности офисной и производственной недвижимости для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сталкивается с этой проблемой. Органы власти решают её путем предоставления преимущественного права выкупа малыми компаниями арендуемых помещений, а также путем формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации. В результате работы в этом направлении, предполагают в Министерстве экономического развития, должно появиться около 5000 новых собственников – малых и средних компаний.

Доступность технологической инфраструктуры

Государство планирует облегчить для малых компаний доступ к объектам недвижимости, относящимся и к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура). Сегодня третью часть затрат малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела составляют затраты на доступ к технологической инфраструктуре. Использование типового договора, снижение тарифов на присоединение, внедрение независимой экспертизы позволят снижать долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре.

Грантовая поддержка предпринимателей

Грантовая поддержка в первую очередь оказывается трем категориям предприятий: инновационным малым компаниям, компаниям, осуществляющим модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, и начинающим предпринимателям.

Наиболее востребованными являются микрофинансирование и обучающие программы.

Начинающим малым инновационным компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, выделяют грант, составляющий 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридическое лицо. Во всех субъектах Российской Федерации практикуется поддержка начинающих предпринимателей через систему грантов. Необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение курсов по основам права, налогообложения, управления. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться в основах предпринимательства и новичкам, и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Бизнес-образование для стартующих предпринимателей позволяет повысить «выживаемость» малых компаний в первые, самые трудные, три года деятельности.

Финансовая поддержка

Одна из крупных задач – расширение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная и региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивают субсидирование затрат на уплату процентов за кредиты малых компаний. По данным Министерства экономического развития, предполагается двухкратное повышение капитализации региональных гарантийных фондов поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий. Осуществляется формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и фондов инвестиций в инновационные разработки малых компаний.

Сокращение административной нагрузки на бизнес

Закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» позволил сократить внеплановые проверки бизнеса, снизить административное давление на предпринимателей и тем самым обеспечил дополнительный рост экономики в самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики. Поэтому работа по сокращению административных барьеров, по недопущению появления новых барьеров определена как первоочередная в деятельности государственных органов.

Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения

Для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений и диалога между бизнесом и властью формируется институт «обратной связи» с предпринимателями. Сейчас в России действуют 4 крупных предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Предпринимательские объединения призваны внести существенный вклад в совместную работу с властью по преодолению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пропаганда предпринимательства

Для того, чтобы приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, планируется использовать возможности телевидения, радио, Интернета для популяризации идей предпринимательства, развития интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства.

Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее:

1.Модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.

2.Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.

3.Государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47292. Качество и его оценка 825.07 KB
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79)
47293. Автомобильные парки 11.81 MB
Опыт эксплуатации, как обычных бортовых автомобилей, так и автопоездов, состоящих из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа позволил определить преимущества автопоездов
47294. Вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728 366.67 KB
Метою практики є вивчення виробничо-господарської діяльності КАТП №1728, технологічних процесів організації автомобільних перевезень, організації й керування перевезеннями, закріплення, поглиблене вивчання й розширення знань по теоретичних дисциплінах, які вивчалися в університеті, придбання професійної компетенції майбутніх фахівців, збір необхідної інформації для дипломної роботи, вивчення науково-дослідницької роботи кафедри Автомобілів, автомобільного господарства і технології металів.
47295. Видеомонтаж. Обработка видео на компьютере 99.5 KB
Самым первым методом передачи видеосигнала является аналоговый метод. Одним из первых видео форматов на основе этого принципа стал композитный видеосигнал. Композитное аналоговое видео комбинирует все видео компоненты (яркость, цвет, синхронизацию и т. п.) в один сигнал
47296. Интерполяция, экстраполяция и аппроксимация данных 1.4 MB
Тема проекта Выполнить расчеты связанные с обработкой экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd и Microsoft Ecxel. Описание используемых функций табличного процессора Microsoft Excel и Mthcd. Реализация заданий по обработке экспериментальных данных методами интерполяции экстраполяции и аппроксимации в математической системе Mthcd
47297. Расчет привода с червячным одноступенчатым редуктором электродвигателя марки 4А132S4 914.11 KB
Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
47298. Дизайн інтер’єру футбольного кафе «Сокер» Вул.Федорова7 44.8 MB
3 Виникнення спорткафе та його значення в суспільстві. Футбольна тематика у створенні кафе. Вітчизняний і закордонний досвід у проектува нні футбольних кафе.
47299. 97.32 KB
Первооткрывателем в сфере авторского права стала Великобритания где в 1710 г. Однако практическая реализация указанных прав и обеспечение их эффективной охраны в некоторых случаях зависят от добросовестности лиц обладающих субъективными правами на произведения науки литературы и искусства. Систематизация законодательства об авторских и смежных правах и об интеллектуальной собственности в целом в том числе норм об обязательствах позволила исключить некоторые противоречия например между законодательством о произведениях и программах для...
47300. Электроснабжение района города и развивающегося промышленного предприятия 8.61 MB
Проверка выбранных кабелей по потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.3 Проверка кабелей 10 кВ по допустимым потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.

Аналитики предсказывают дальнейшее падение рубля в связи со снижением цен на нефть. Так что говорить о выходе экономики из кризиса к концу этого года и в следующем не приходится. Определенные надежды возлагаются именно на мелкий и средний бизнес как на основную движущую силу российской экономики. Так каковы перспективы развития малого бизнеса в России?

Доля мелкого и среднего бизнеса в общем ВВП страны составляет не более 20 %. Этого совсем недостаточно для того, чтобы сектор мог благотворно повлиять на общее состояние российской экономики.

Для сравнения: в европейских странах этот показатель выше в три-четыре раза. Поэтому прежде всего нужно заботиться о создании новых предприятий.

Но в условиях кризиса открывать предприятия, требующие специального оборудования и квалифицированного персонала, достаточно сложно. Гораздо проще организовать совсем небольшие, так называемые микропредприятия, занятые торговлей и оказанием услуг. Они и окупаются быстрее, и спрос на их продукцию более предсказуем.

Перспективы развития малого бизнеса в 2015 году связаны, таким образом, с ростом числа мелких предприятий: они будут играть не последнюю роль и в занятости населения.

Государственная поддержка

О том, что государство понимает всю важность развития небольших предприятий, говорят новые программы господдержки. Под конкретные бизнес-планы выделяются средства, аренда может быть предоставлена на льготных условиях (бизнес-инкубаторы).

Создаются различные структуры, цель которых – всячески поддерживать предпринимательство, например, специальные фонды, под поручительство которых можно брать кредиты. В этом смысле основные перспективы развития предприятий малого бизнеса неразрывно связаны с политикой, предпринимаемой государством.

Вывести из тени

По замыслу государства, помочь отечественной экономике должны не только свеженькие фирмы, но и имеющие опыт в работе нелегалы. Ряд мер, принятых в прошлом году был направлен именно на легализацию уже существующих предприятий. По сведениям Росстата, это ни много ни мало, а пятая часть всех работающих предпринимателей. Однако нововведения не дали ожидаемый эффект: платить налоги мелкие предприниматели не торопятся.

Конкретные шаги

В нормативную базу к 2015 году были внесены следующие изменения:

Налоги и сборы

Но не только рука помощи протягивается к малым и средним предприятиям. Речь идет о введении новых налогов и сборов. Итак, какие новости:

Ближайшая перспектива

Итак, государство планирует увеличение количества малых и средних предприятий и возлагает на этот сектор экономики определенные надежды. Но проводимая им политика не всегда последовательна. По данным статистики, в нашей стране большинство малых предприятий редко доживает до двух лет.

Чтобы мелкие предприятия радовали казну регулярными отчислениями, в первую очередь должны решаться стратегические проблемы развития бизнеса: предпринимательству нужны дешевые кредиты и невысокие налоги. Именно это позволит нашему бизнесу увидеть новые перспективы.

Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса: Видео

Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов - 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

Политическая обстановка в обществе;

Состояние экономики страны;

Политика государства в области экономики;

Меры поддержки малого бизнеса;

Правовое обеспечение малого бизнеса;

Налоговая политика;

Финансово-кредитная политика;

Уровень жизни населения;

Цивилизованность предпринимательства.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока .Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

Изучая и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса , можно указать на следующие его преимущества:

1. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
2. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
3. Относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
4. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
6. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;
8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
9. Сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др.

Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль малого бизнеса даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Важность малого бизнеса еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, он вынужден постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.



Похожие публикации

Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив
Презентация к празднику