Картины черно белые в стиле минимализм. Минимализм в фотографии. Минимализм и фотографии людей

Картины черно белые в стиле минимализм. Минимализм в фотографии. Минимализм и фотографии людей

Интересно, когда возникла астрономия? Точно на этот вопрос не ответит никто. Вернее, астрономия сопутствовала человеку всегда. Восходы и заходы Солнца определяют ритм жизни, являющийся биологическим ритмом человека. Распорядок жизни скотоводческих народов определялся сменой фаз Луны, земледельческих – сменой времён года. Ночное небо, положение звёзд на нём, изменение положений – всё это подмечалось ещё в те времена, от которых не осталось каких – либо письменных свидетельств. Тем не менее, именно задачи практики – в первую очередь ориентировка во времени и ориентировка в пространстве – явились стимулом для возникновения астрономических знаний.

Меня заинтересовал вопрос: где и как древние учёные получали эти знания, строили ли они специальные сооружения для наблюдений за звёздным небом? Оказалось, что строили. Также интересно было узнать о знаменитых обсерваториях мира, об истории их создания и об учёных, которые в них работали.

Например, в Древнем Египте учёные для астрономических наблюдений располагались на вершинах или ступенях высоких пирамид. Эти наблюдения были вызваны практической необходимостью. Население Древнего Египта – это земледельческие народы, уровень жизни которых зависел от сбора урожая. Обычно с марта начинался период засухи, длящейся около четырёх месяцев. В конце июня далеко на юге, в районе озера Виктория, начинались обильные дожди. Потоки воды устремлялись в реку Нил, ширина которой в это время достигала 20 км. Тогда египтяне уходили из долины Нила на близлежащие возвышенности, а когда Нил входил в обычное своё русло, в плодородной, увлажненной его долине начинался сев.

Проходило ещё четыре месяца, и жители собирали обильный урожай. Очень важно было вовремя узнать, когда начнется разлив Нила. История повествует, что ещё 6000 лет назад египетские жрецы умели это делать. С пирамид или других высоких мест они старались заметить утром на востоке в лучах зари первое появление самой яркой звезды Сотис, которую мы теперь называем Сириусом. До этого примерно в течение семидесяти дней Сириус – украшение ночного неба – был невидим. Первое же утреннее появление Сириуса для египтян было сигналом того, что наступает время разлива Нила и надо уходить от его берегов.

Но не только пирамиды служили для астрономических наблюдений. В городе Луксоре находится известная древняя крепость Карнак. Там, недалеко от большого храма Амона – Ра, расположено небольшое святилище Ра – Горахте, что переводится как «Солнце, сияющее над краем неба». Название это дано не случайно. Если в день зимнего солнцестояния наблюдатель стоит у алтаря в зале, который носит название «Высокий покой Солнца», и смотрит в направлении входа в здание, он видит восход Солнца в этот единственный день года.

Есть и ещё один Карнак – приморский городок во Франции, на Южном побережье Бретани. Случайно или нет совпадение египетского и французского названий, но в окрестностях Карнака бретанского тоже обнаружено несколько древнейших обсерваторий. Эти обсерватории сооружены из огромных камней. Один из них – Камень Фей – тысячи лет возвышался над землёй. Его длина 22.5 метра, а вес – 330 тонн. Карнакские камни обозначают направления на точки неба, в которых бывает виден заход Солнца в день зимнего солнцестояния.

Древнейшими астрономическими обсерваториями доисторичес– кого периода считаются некоторые загадочные сооружения на Британских островах. Самая впечатляющая и наиболее подробно исследованная обсерватория – Стоунхендж в Англии. Это сооружение состоит из четырёх больших каменных кругов. В центре находится та называемый «алтарный камень» пяти - метровой длины. Его окружает целая система кольцевых и дугообраз – ных ограждений и арок высотой до 7.2 метра и весом до 25 тонн. Внутри кольца стояло пять каменных арок в виде подковы, вогнутостью обращённой на северо – восток. Каждая из глыб весила около 50 тонн. Каждая арка состояла из двух камней, служивших опорами, и камня, перекрывавшего их сверху. Такая конструкция получила название «трилит». Сейчас сохранилось только три таких трилита. Вход в Стоунхендж находится на северо-востоке. В направлении входа стоит каменный столб, наклонённый к центру круга – Пяточный камень. Предполагают, что он служил ориентиром, соответствующим восходу Солнца в день летнего Солнцестояния.

Стоунхендж был одновременно храмом и прообразом астрономической обсерватории. Щели каменных арок служили визирами, строго фиксировавшими направления из центра сооружения в различные точки на горизонте. Древние наблюдатели фиксировали точки восходов и заходов Солнца и Луны, определяли и предсказывали наступление дней летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия и, возможно, пытались предсказывать лунные и солнечные затмения. Как храм Стоунхендж служил величественным символом, местом религиозных церемоний, как астрономический инструмент – как бы гигантской вычислительной машиной, позволявшей жрецам – служителям храма предсказывать смену времён года. В целом Стоунхендж представляет собой величественное и, по-видимому, в древности красивое сооружение.

Перенесемся теперь мысленно в XV век н. э. Около 1425 года в окрестностях Самарканда было завершено строительство величайшей в мире обсерватории. Она была создана по замыслу правителя обширной области Средней Азии, астронома – Мухаммеда - Тарагай Улугбека. Улугбек мечтал проверить старые звёздные каталоги и внести в них свои исправления.

Обсерватория Улугбека уникальна. Цилиндрическое трёхэтажное здание со множеством помещений имело высоту около 50 метров. Его цоколь был украшен яркой мозаикой, а на внутренних стенах здания виднелись изображения небесных сфер. С крыши обсерватории виднелся открытый горизонт.

В специально вырытой махте разместился колоссальный секстант Фархи – шестидесятиг-радусная дуга, выложенная мраморными плитами, имеющая радиус около 40 метров. Такого инструмента история астрономии ещё не знала. С помощью уникального прибора, ориентированного по меридиану, Улугбек с помощниками вёл наблюдения за Солнцем, планетами и некоторыми звёздами. В те времена Самарканд стал астрономической столицей мира, а слава Улугбека перешагнула далеко за границы Азии.

Наблюдения Улугбека дали результаты. В 1437 году он закончил основную работу по составлению звёздного каталога, включающего сведения о 1019 звёздах. В обсерватории Улугбека впервые была измерена важнейшая астрономическая величина – наклон эклиптики к экватору, составлены астрономические таблицы для звёзд и планет, определены географические координаты различных мест Средней Азии. Улугбеком написана теория затмений.

В Самаркандской обсерватории вместе с учёным работали многие астрономы и математики. Фактически при этом учреждении образовалось настоящее научное общество. И трудно сказать, какие бы идеи родились в нём, получи оно возможность развиваться дальше. Но в результате одного из заговоров Улугбека убили, а обсерваторию разрушили. Ученики учёного спасли только рукописи. Про него говорили, что он «протянул руку к наукам и добился многого. Перед его глазами небо стало близким и опустилось вниз».

Лишь в 1908 году археолог В. М. Вяткин нашёл остатки обсерва - тории, а в 1948 году благодаря усилиям В.А. Шишкина она была раскопана и частично реставрирована. Сохранившаяся часть обсерватории является уникальным архитектурным и историческим памятником и тщательно охраняется. Рядом с обсерваторией был создан музей Улугбека.

Точность измерения, достигнутая Улугбеком, оставалась непревзойдённой более века. Но в 1546 году в Дании родился мальчик, которому суждено было достичь ещё более высоких вершин в дотелескопической астрономии. Звали его Тихо Браге. Он верил астрологам и даже сам пытался предсказывать будущее по звёздам. Однако научные интересы одержали победу над заблуждениями. В 1563 году Тихо приступил к первым самостоятельным астрономическим наблюдениям. Широкую известность ему принёс трактат о Новой звезде 1572 года, которую он обнаружил в созвездии Кассиопеи.

В 1576 году датский король отвёл Тихо остров Вен около берегов Швеции для строительства там большой астрономической обсерватории. На средства, отпущенные королём, Тихо в 1584 году соорудил две обсерватории, внешне похожие на роскошные замки. Одну из них Тихо назвал Ураниборг, то есть замком Урании, музы астрономии, вторая получила наименование Стьернеборг – «звёздный замок». На острове Вен находились мастерские, где под руководством Тихо изготовляли изуми – тельные по точности угломерные астрономические инструменты.

Двадцать один год продолжалась деятельность Тихо на острове. Ему удалось открыть новые, неизвестные ранее неравенства в движе-нии Луны. Им составлены таблицы видимого движения Солнца и планет, более точные, чем раньше. Замечателен звёздный каталог, на создание которого датский астроном затратил 7 лет. По количеству звёзд (777) каталог Тихо уступает каталогам Гиппарха и Улугбека. Но зато координаты звёзд Тихо измерил с большей точностью, чем его предшественники. Этот труд ознаменовал собой начало новой эры в астрологии – эры точности. Он не дожил всего лишь несколько лет до того момента, когда был изобретён телескоп, значительно расширивший возможности астрономии. Говорят, что последними его словами перед кончиной были: «Кажется, жизнь моя не была бесцельной». Счастлив человек, который может такими словами подытожить свой жизненный путь.

Во второй половине XVII и в начале XVIII веков в Европе одна за другой стали возникать научные обсерватории. Выдающиеся географические открытия, морские и сухопутные путешествия потребовали более точного определения размеров земного шара, новых способов определения времени и координат на суше и на море.

И вот со второй половины XVII века в Европе, в основном по ини-циативе выдающихся учёных, начали создаваться государственные астрономические обсерватории. Первой из них была обсерватория в Копенгагене. Строилась она с 1637 по 1656 годы, но в 1728 году сгорела.

По инициативе Ж. Пикара французский король Людовик XIV, король – «Солнце», любитель балов и войн, выделил средства для постройки Парижской обсерватории. Её строительство было начато в 1667 году и продолжалось до 1671 года. Получилось величественное здание, напоминающее замок, с наблюдательными площадками сверху. По предложению Пикара, на пост директора обсерватории был приглашён Жан Доминик Кассини, уже зарекомендовавший себя как опытный наблюдатель и талантливый практик. Такие качества директора Парижской обсерватории сыграли огромную роль в её становлении и развитии. Астрономом были обнаружены 4 спутника Сатурна: Япет, Рея, Тетис и Диона. Мастерство наблюдателя позволило Кассини выявить, что кольцо Сатурна состоит из 2-х частей, разделённых тёмной полосой. Это деление получило название «щель Кассини».

Жан Доминик Кассини и астроном Жан Пикар в 1672-1674 годах создали первую современную карту Франции. Полученные значения отличались высокой точностью. В результате западное побережье Франции оказалось почти на 100 км ближе к Парижу, чем на старых картах. Рассказывают, что по этому поводу король Людовик XIV шутливо посетовал – «Мол, по милости топографов территория страны уменьшилась в большей степени, чем увеличила её королевская армия».

История Парижской обсерватории неразрывно связана с именем великого датчанина - Оле Кристенсена Рёмера, приглашённого Ж. Пикаром для работы в Парижской обсерватории. Астроном доказал по наблюдениям затмений спутника Юпитера, конечность скорости света и измерил её значение – 210000 км /с. Это открытие, сделанное в 1675 году, принесло Рёмеру мировую известность и позволило ему стать членом Парижской академии наук.

В создании обсерватории активно участвовал голландский астроном Христиан Гюйгенс. Этот учёный известен многими достижениями. В частности он открыл спутник Сатурна Титан – один из самых больших спутников в солнечной системе; обнаружил полярные шапки на Марсе и полосы на Юпитере. Кроме того, Гюйгенс изобрёл окуляр, который сейчас носит его имя, и создал точные часы – хронометр.

Астроном и картограф Жозеф Никола Делиль работал в Парижской обсерватории помощником Жана Доминика Кассини. В основном он занимался изучением комет, руководил наблюдениями прохождения Венеры по диску Солнца. Такие наблюдения помогли узнать о существова-нии атмосферы у этой планеты, а главное – уточнить астрономическую единицу – расстояние до Солнца. В 1761 году Делиль был приглашён царём Петром I в Россию.

Шарль Месье в юности получил только начальное образование. Математику и астрономию он позже изучил самостоятельно и стал опытным наблюдателем. С 1755 года работая в Парижской обсерватории, Месье систематически вёл поиски новых комет. Труды астронома увенчались успехом: с 1763 по 1802 годы он открыл 14 комет, а всего наблюдал 41.

Месье составил первый в истории астрономии каталог туманностей и звёздных скоплений – типовые наименования, введённые им, используются до настоящего времени.

Доминик Франсуа Араго – директор Парижской обсерватории с 1830 года. Этот астроном впервые изучил поляризацию излучения солнечной короны, кометных хвостов.

Араго был талантливым популяризатором науки и с 1813 по 1846 годы регулярно читал в Парижской обсерватории лекции для широкой публики.

Никола Луи де Лакайль, сотрудник этой обсерватории с 1736 года, организовал экспедицию в Южную Африку. Там, на мысе Доброй На-дежды, были проведены наблюдения звёзд Южного полушария. В результате на звёздной карте появились названия более 10 тысяч новых светил. Лакайль завершил деление южного неба, выделив 14 созвездий, которым дал названия. В 1763 году был опубликован первый каталог звёзд Южного полушария, автором которого считается Лакайль.

Единицы измерения массы (килограмм) и длины (метр) были определены в Парижской обсерватории.

В настоящее время обсерватория имеет три научные базы: Париж, астрофизический отдел в Медоне (Альпы) и радиоастрономическую базу в Нанси. Здесь работают более 700 учёных и техников.

Королевская Гринвичская обсерватория в Великобритании – самая известная в мире. Этому факту она обязана тем, что через ось пассажного инструмента, установленного на ней, проходит «гринвичский меридиан» - нулевой меридиан отсчёта долгот на земле.

Основание Гринвичской обсерватории было положено в 1675 году указом короля Карла II,которым предписывалось построить её в королевском парке близ замка в Гринвиче «на самом высоком холме». Англия в XVII веке становилась «королевой морей», расширяла свои владения, основой развития страны были завоевания далёких колоний и торговля, а стало быть – мореплавание. Поэтому строительство Гринвичской обсерватории обосновывалось прежде всего необходимостью определять долготу места при навигации.

Король поручил столь ответственное дело замечательному архитектору и астроному – любителю Кристоферу Рену, который активно занимался перестройкой Лондона после пожара 1666 года. Пришлось Рену прервать работу по реконструкции знаменитого собора Святого Павла, и буквально за год он спроектировал и построил обсерваторию.

Согласно указу короля, директор обсерватории должен был носить титул Королевского астронома, и эта традиция сохранилась до сих пор. Первым Королевским астрономом стал Джон Флемстид. С 1675 года он руководил работой по оборудованию обсерватории, а также выполнял астрономические наблюдения. Последнее было более приятным занятием, поскольку денег на приобретение инструментов Флемстиду не выделяли, и он тратил полученное от отца наследство. Помогали обсерватории меценаты – богатые друзья директора и любители астрономии. Огромную услугу оказал Флемстиду друг Рена, великий учёный и изобретатель Роберт Гук, - он изготовил и подарил обсерватории несколько приборов. Флемстид был прирождённым наблюдателем – упорным, целеустремлённым и аккуратным. После открытия обсерватории он начал регулярные наблюдения объектов Солнечной системы. Начатые Флемстидом в год открытия обсерватории наблюдения длились более 12 лет, а последующие годы он работал над составлением звёздного каталога. Около 20 тысяч измерений было проведено и обработано с небывалой точностью – 10 угловых секунд. Кроме имевшихся в то время буквенных обозначений, Флемстид ввёл и цифровые: всем звёздам каталога были присвоены номера в возрастания их прямых восхождений. Эта система обозначений дожила до нашего времени, она используется в звёздных атласах, помогая отыскать нужные для наблюдений объекты.

Каталог Флемстида вышел в свет в 1725 году, уже после смерти замечательного астронома. Он содержал 2935 звёзд и полностью занял третий том издаваемой Флемстидом «Британской истории неба», где автор собрал и описал все наблюдения, сделанные до него и за всю его жизнь.

Вторым Королевским астрономом стал Эдмунд Галлей. В «Очерке кометной астрономии» (1705г.) Галлей рассказал о том, как его поразило сходство орбит комет, сиявших на небе в 1531, 1607 и 1682 годах. Подсчитав, что появляются эти небесные тела с завидно точной периодичностью – через 75-76 лет, учёный сделал вывод: три «космические гостьи» на самом деле являются одной и той же кометой. Галлей объяснил небольшую разницу в промежутках времени между её появлениями возмущениями от больших планет, мимо которых комета проходила, и даже отважился предсказать следующее появление «хвостатой звезды»: конец 1758 г. – начало 1759 года. Астроном умер за 16 лет до этого срока, так и не узнав о том, как блестяще подтвердились его расчёты. Комета засияла на Рождество 1758 года, а потом её наблюдали ещё много раз. Астрономы по справедливости присвоили этому космическому объекту имя учёного – она называется «кометой Галлея».

Уже в конце XIX – начале XX в. Английские астрономы поняли, что климатические условия страны не позволят им удержать высокий уровень наблюдений в Гринвичской обсерватории. Начались поиски других мест, где можно было бы установить новейшие мощные и высокоточные телескопы. Прекрасно работала обсерватория близ мыса Доброй Надежды в Африке, но там можно было наблюдать исключительно южное небо. Поэтому в 1954 году при десятом Королевском астрономе – а им стал замечательный учёный и популяризатор науки Хэролд Спенсер-Джонс – был осуществлён перевод обсерватории в Херстмонсо и начато строительство новой обсерватории на Канарских островах, на острове Ла-Пальма.

С переводом в Херстмонсо славная история Гринвичской Королевской обсерватории закончилась. В настоящее время она передана Оксфордскому университету, с которым была тесно связана все 300 лет своего существования, и является музеем истории мировой астрономии.

После создания Парижской и Гринвичской обсерваторий государственные обсерватории стали строиться во многих странах Европы. Одной из первых была построена прекрасно оснащённая обсерватория Петербургской академии наук. Пример этих обсерваторий характерен тем, что наглядно показывает, насколько задачи обсерваторий и само их возникновение было обусловлено практическими потребностями общества.

Звёздное небо было полно нераскрытых тайн, и оно постепенно раскрывало их терпеливым и внимательным наблюдателям. Происходил процесс познания окружающей Землю Вселенной.

Начало XVIII века – переломный момент в русской истории. В это время усиливается интерес к вопросам естествознания, обусловленный экономическим развитием государства и ростом потребностей в научных и технических знаниях. Интенсивно развиваются торговые связи России с другими государствами, укрепляется сельское хозяйство, возникает потребность в освоении новых земель. Путешествия русских землепроходцев способствуют подъёму географической науки, картографии, а следовательно, и практической астрономии. Всё это в совокупности с проводимыми реформами подготовило интенсивное развитие астрономических знаний в России уже в первой четверти VIII века, ещё до учреждения Петром I Академии наук.

Стремление Петра к превращению страны в сильную морскую державу, к увеличению её военной мощи стало дополнительным стимулом развития астрономии. Следует заметить, что перед Европой никогда не стояли такие грандиозные задачи, как перед Россией. Территории Франции, Англии и Германии не шли ни в какое сравнение с пространствами Европы и Азии, которые предстояло освоить и «положить на карту» русским исследователям.

В 1690 году в Холмогорах на Северной Двине, вблизи Архангельска, возникает первая в России астрономическая обсерватория, основанная архиепископом Афанасием (в миру Алексеем Артемьевичем Любимовым). Алексей Артемьевич был одним из образованнейших людей своего времени, знал 24 иностранных языка и обладал огромной властью в своей вотчине. В обсерватории имелись зрительные трубы и угломерные инструменты. Архиепископ лично производил астрономические и метеорологические наблюдения.

Пётр I, много сделавший для развития наук и искусства в России, интересовался и астрономией. Уже в возрасте 16 лет русский царь практически овладел навыками измерений с помощью такого инструмента, как астролябия, и хорошо понимал значение астрономии для мореплавания. Ещё во время своего путешествия по Европе Пётр посетил Гринвичскую и Копенгагенскую обсерватории. В «Истории неба» Флемстида сохранились записи о двух посещениях Петром I Гринвичской обсерватории. Сохранились сведения о том, что Пётр I, будучи в Англии, вёл длительные беседы с Эдмундом Галлеем и даже приглашал его в Россию для организации специальной школы и преподавания астрономии.

Верным сподвижником Петра I, сопровождавшим царя во многих военных походах, был один из самых образованных людей своего времени Яков Брюс. Он основал первое учебное заведение в России, в котором начали преподавать астрономию, - «навигацкую школу». Находилась школа в Сухаревой башне, которая, к сожалению, была беспощадно снесена в 30-е годы XX века.

В 1712 году в школе обучалось 517 человек. Перед первыми русскими геодезистами, постигавшими тайны наук в «навигацкой школе», стояла огромная задача. Предстояло обозначить на карте точное положение населенных пунктов, рек и гор не только пространства центральной России, но и обширных территорий, присоединённых к ней в XVII веке и начале XVIII века. Эта трудная работа, выполненная в течение нескольких десятилетий, стала значительным вкладом в мировую науку.

Начало нового периода в развитии астрономической науки тесно связано с учреждением Академии наук. Она была создана по инициативе Петра I, но открылась только в 1725 году, уже после его смерти.

В 1725 году из Парижа в Петербург прибыл французский астроном Жозеф Никола Делиль, приглашенный в качестве академика по астрономии. В башне здания академии наук, расположенного на набережной Невы, Делиль устроил обсерваторию, которую оборудовал приборами, заказанными ещё Петром I. Для наблюдений небесных светил использовались квадранты, секстант, a также отражательные телескопы с зеркалами, зрительные трубы для наблюдений Луны, планет и Солнца. В то время обсерватория считалась одной из самых лучших в Европе.

Делиль положил начало систематическим наблюдениям и точным геодезическим работам в России. За 6 лет под его руководством было составлено 19 больших карт Европейской России и Сибири, основанных на 62 пунктах с астрономически определёнными координатами.

Известным любителем астрономии петровской эпохи был вице-президент Синода архиепископ Феофан Прокопович. Он имел свои собственные инструменты – квадрант радиусом 3 фута и секстант в 7 футов. А также, пользуясь своим высоким положением, в 1736 году брал себе на время телескоп из обсерватории Академии наук. Наблюдения Прокопович проводил не только на своей усадьбе, но и на обсерватории, устроенной А. Д. Меньшико-вым в Ораниенбауме.

На рубеже ХIХ-ХХ веков неоценимый вклад в науку сделал любитель астрономии Василий Павлович Энгельгардт, уроженец Смоленска, юрист по образованию. Он с детства увлекался астрономией, а в 1850-м начал самостоятельно изучать ее. В 70-х годах ХIХ века Энгельгардт уехал в Дрезден, где не только всячески пропагандировал музыку великого русского композитора Глинки и издавал партитуры его опер, но в 1879 году построил обсерваторию. Он имел один из крупнейших - третий в мире в то время - рефрактор диаметром 12" (31 см) и за 18 лет один, без помощников, провел огромное число наблюдений. Эти наблюдения на его же средства обрабатывались в России и были изданы в трех томах в 1886-95 гг. Перечень его интересов очень обширен - это 50 комет, 70 астероидов, 400 туманностей, 829 звезд из каталога Брадлея.

Энгельгардт был удостоен званий члена-корреспондента Императорской Академии Наук (в Петербурге), доктора астрономии и почетного члена Казанского университета, доктора философии университета в Риме и др. В конце жизни, когда ему было уже под 70, Энгельгардт решил передать все инструменты на родину, в Россию - Казанскому университету. Обсерватория под Казанью строилась при его активном участии и была открыта в 1901 году. Она до сих пор носит имя этого любителя, стоявшего вровень с профессиональными астрономами своего времени.

Начало XIX века ознаменовалось в России основанием ряда университетов. Если до этого в стране действовал один университет, Московский, то уже в первой половине столетия открылись Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский. Именно университеты сыграли решающую роль в развитии российской астрономии. Но самое почётное место эта древнейшая наука заняла в Дерптском университете.

Здесь начиналась славная деятельность выдающегося астронома XIX века Василия Яковлевича Струве. Вершиной его деятельности является создание Пулковской обсерватории. В 1832 году Струве был произведён в действительные члены Академии наук, а годом позже стал директором задуманной, но ещё не созданной обсерватории. Местом для будущей обсерватории Струве выбрал Пулковскую гору, холм, расположенный в непосредственной близости от Петербурга, немного южнее города. По требованиям, предъявляемым к условиям астрономических наблюдений в Северном полушарии Земли, южная сторона должна быть «чистой» - неподсвеченной городскими огнями. Строительство обсерватории началось в 1834 году, и через 5 лет, в 1839 году, в присутствии видных учёных и иностранных послов состоялось её торжественное открытие.

Прошло немного времени, и Пулковская обсерватория стала образцовой среди подобных астрономических заведений Европы. Сбылось пророчество великого Ломоносова о том, что «славнейшая из

муз Урания утвердит преимущественно жилище своё в нашем Отечестве».

Главной задачей, которую ставили перед собой сотрудники Пулковской обсерватории, было существенно повысить точность определения положения звёзд, то есть новая обсерватория задумывалась как астрометрическая.

Выполнение программы наблюдений было возложено на директора обсерватории, Струве, и четырёх астрономов, в том числе и на сына Василия Яковлевича – Отто Струве.

Уже через 30 лет после своего основания Пулковская обсерватория снискала всемирную славу «астрономической столицы мира».

Пулковская обсерватория владела богатейшей библиотекой, одной из лучших в мире, - подлинной сокровищницей мировой астрономической литературы. Уже к концу первых 25 лет существования обсерватории каталог библиотеки насчитывал около 20 тысяч названий.

В конце прошлого века стало, что расположение обсерваторий вблизи больших городов создаёт большие трудности для астрономических наблюдений. Особенно неудобны они для астрофизических исследований. В начале XX века пулковские астрономы пришли к решению о создании астрофизического отделения где-нибудь на юге, лучше в Крыму, где климатические условия позволили бы вести наблюдения в течение всего года. В 1906 году в Крым были направлены сотрудники Пулковской обсерватории А. П. Ганский, выдающийся исследователь Солнца, и Г. А. Тихов, в будущем выдающийся исследователь Марса. На горе Кошка, немного выше Симеиза, они неожиданно обнаружили две готовые астрономические башни с куполами, хотя и без телескопов. Оказалось, что эта небольшая обсерватория принадлежит любителю астрономии Н. С. Мальцову. После необходимой переписки Н. С. Мальцов предложил свою обсерваторию в дар Пулковской обсерватории для создания там её южного астрофизического отделения, а в придачу выкупил близлежащие участки земли, чтобы астрономы не испытывали никаких затруднений в будущем. Официальное оформление Симеизской обсерватории как филиала Пулковской обсерватории состоялось в 1912 году. Сам Мальцов после революции проживал во Франции. В 1929 году директор Симеизской обсерватории Неуймин обратился к Мальцову с просьбой написать автобиографию, на что тот ответил отказом: «Я не вижу в своей жизни ничего примечательного, кроме одного эпизода – принятие Пулковской обсерваторией моего дара. Это событие я считаю для себя огромной честью».

В 1908 году с помощью установленного астрографа начались регулярные наблюдения малых планет и переменных звёзд. К 1925 году были открыты малые планеты, комета и большое число переменных звёзд.

После Великой Октябрьской социалистической революции Симеизская обсерватория стала быстро расширяться. Увеличилось число научных сотрудников; среди них в 1925 году приехали в обсерваторию Г. А. Шайн и его жена П. Ф. Шайн. В те годы советские дипломаты, и в их числе выдающийся большевик Л. Б. Красин, добились от капиталистических государств выполнения поставок научного оборудования, заказанного Академией наук ещё до революции, и заключили новые договоры. Среди другого оборудования из Англии поступил 102-сантиметровый телескоп – крупнейший рефлектор своего времени в СССР. Под руководством Г. А. Шайна он был установлен на Симеизской обсерватории.

Этот рефлектор был снабжён спектрографом, с помощью которого начались спектральные наблюдения в целях изучения физической природы звёзд, их химического состава и происходящих в них процессов.

В 1932 году обсерватория получила фотогелиограф для фотографирования Солнца. Несколькими годами позже был установлен спектрогелиоскоп – инструмент для изучения поверхности Солнца в линии определённого химического элемента. Тем самым Симеизская обсерватория включилась в большую работу по изучению Солнца, явлений, протекающих на его поверхности.

Современные инструменты, актуальность научной тематики и энтузиазм учёных принесли Симеизской обсерватории международное признание. Но началась война. Учёные успели эвакуироваться, но немецко-фашистская оккупация нанесла огромный ущерб обсерватории. Здания обсерватории были сожжены, а оборудование расхищено или разрушено, погибла значительная часть уникальной библиотеки. После войны детали метрового телескопа в виде металлолома были обнаружены в Германии, а зеркало пострадало настолько, что восстановить его не представлялось возможным.

В 1944 году Симеизская обсерватория стала восстанавливаться, и в 1946 году на ней возобновились регулярные наблюдения. Обсерватория существует и поныне и принадлежит Украинской Академии наук.

Перед сотрудниками обсерватории снова встал вопрос, уже поднимавшийся перед войной, о необходимости поиска нового места для обсерватории, поскольку небольшая площадка на горе Кошка, где располагалась обсерватория, ограничивала возможность её дальнейшего расширения.

По результатам ряда астроклиматических экспедиций новое место для обсерватории было выбрано в горах, в 12 км к востоку от Бахчисарая, подальше от освещённых городов южного берега Крыма, от Севастополя и Симферополя. Принималось в расчёт и то, что вершины Яйлы защитят обсерваторию от неблагоприятных южных ветров. Здесь на небольшой плоской вершине, на высоте 600 м над уровнем м

В настоящее время научная деятельность Пулковской обсерватории идет по шести направлениям: небесная механика и звездная динамика; астрометрия; Солнце и солнечно-земные связи; физика и эволюция звезд; радиоастрономия; аппаратура и методика астрономических наблюдений.

Московская обсерватория была построена в 1831 году на окраине Москвы.

В начале ХХ века это было хорошо оснащенное астрономическое учреждение. Обсерватория имела меридианный круг, длиннофокусный астрограф (D = 38 cм, F = 6.4 м), широкоугольную экваториальную камеру (D = 16 см, F=0.82 м), пассажный инструмент и несколько небольших инструментов. На ней велись меридианные и фотографические определения положений звезд, поиски и исследования переменных звезд, изучение двойных звезд; изучалась изменяемость широты и методика астрофотометрических наблюдений.

На обсерватории работали выдающиеся ученые: Ф. А. Бредихин (1831-1904), В. К. Цераский (1849-1925), П. К. Штернберг (1865-1920).

Федор Александрович Бредихин (1831-1904) по окончании Московского университета был отправлен за границу и за 2 года превратился в астронома. Основная научная деятельность - изучение комет и по этой теме он защищает докторскую диссертацию.

Бредихин первым организует спектральные наблюдения в Московской обсерватории. Сначала - только Солнца. А затем и вся работа обсерватории пошла по астрофизическому руслу.

Русский астроном Аристарх Аполлонович Белопольский (1854-1934). Он родился в Москве, в 1877 г. закончил Московский университет.

Аристарху Аполлоновичу Белопольскому (1854-1934) по окончанию курса в Московском университете директор Московской астрономической обсерватории Ф. А. Бредихин предложил на лето заняться систематически фотографией солнечной поверхности при помощи фотогелиографа. И он согласился. Таким образом случайно А. А. Белопольский стал астрономом. Осенью он был представлен к оставлению при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре астрономии. В 1879 году Белопольский получил место сверхштатного ассистента при астрономической обсерватории. Занятия в обсерватории посвящены были систематическим исследованиям процессов на солнечной поверхности (пятна, протуберанцы) и астрометрии (меридианный круг).

В 1886 году он защитил диссертацию на степень магистра астрономии ("Пятна на Солнце и их движение").

Весь московский период научной работы Аристарха Аполлоновича протекал под руководством одного из основоположников отечественной и мировой астрофизики Ф. А. Бредихина.

Работая в Московской обсерватории, А. А. Белопольский наблюдал за положениями избранной группы звезд с помощью меридианного круга. На этом же инструменте он производил наблюдения больших (Марс, Уран) и малых (Виктория, Сафо) планет, а также комет (1881b, 1881c). Там же после окончания университета, с 1877 года по 1888 год, он производил систематическое фотографирование Солнца. Инструментом служил четырехдюймовый фотогелиограф Дальмейра. В этой работе большую помощь ему оказал В. К. Цераский, бывший в то время ассистентом Московской обсерватории.

К этому времени наблюдениями за пятнами было установлено уменьшение угловой скорости вращения Солнца от экватора к полюсам и при переходе из глубоких слоев во внешние.

В 1884 году с помощью гелиографа А. А. Белопольский фотографировал лунное затмение. Обработка фотографий позволила ему определить радиус земной тени.

Уже в 1883 году Аристарх Аполлонович в Московской обсерватории сделал первые в России опыты по прямому фотографированию звезд. Со скромным объективом диаметром 46 мм (относительное отверстие 1:4) он за два с половиной часа получил на пластинке изображения звезд до 8 m ,5.

Павел Карлович Штернберг - профессор, был директором Московской обсерватории с 1916 года.

В 1931 году на базе Московской астрономической обсерватории были объединены три астрономических учреждения: созданные после революции Государственный астрофизический институт, Астрономо-геодезический научно-исследовательский институт и Московская астрономическая обсерватория. С 1932 года объединенный институт, входящий в систему Московского государственного университета, стал именоваться Государственным астрономическим институтом им. П. К. Штернберга, сокращенно ГАИШ.

Директором института с 1956 по 1976 годы был Д. Я. Мартынов. В настоящее время, после 10-летнего директорства Е. П. Аксенова, директором ГАИШ назначен А. М. Черепащук.

В настоящее время сотрудники ГАИШ ведут исследования практически по всем направлениям современной астрономии, от классической фундаментальной астрометрии и небесной механики до теоретической астрофизики и космологии. По многим из научных направлений, например, по внегалактической астрономии, исследованию нестационарных объектов и строению нашей Галактики ГАИШ занимает ведущее место среди астрономических учреждений нашей страны.

Делая реферат, я узнала много интересного об астрономических обсерваториях, об истории их создания. Но больший интерес у меня вызвали учёные, которые в них работали, ведь обсерватории – это не просто сооружения для наблюдений. Самое важное в обсерваториях – это люди, которые в них работали. Именно их знания и наблюдения постепенно накапливались и сейчас составляют такую науку, как астрономию.

Подробности Категория: Работа астрономов Опубликовано 11.10.2012 17:13 Просмотров: 7430

Астрономическая обсерватория – научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся систематические наблюдения небесных светил и явлений.

Обычно обсерватория возводится на возвышенной местности, где открывается хороший кругозор. Обсерватория оснащена инструментами для наблюдений: оптическими и радиотелескопами, приборами для обработки результатов наблюдений: астрографами, спектрографами, астрофотометрами и другими приспособлениями для характеристики небесных тел.

Из истории обсерватории

Трудно даже назвать время появления первых обсерваторий. Конечно, это были примитивные сооружения, но все-таки в них велись наблюдения за небесными светилами. Самые древние обсерватории находятся в Ассирии, Вавилоне, Китае, Египте, Персии, Индии, Мексике, Перу и в других государствах. Древние жрецы по сути и были первыми астрономами, потому что они вели наблюдения за звездным небом.
– обсерватория, созданная еще в каменном веке. Она находится недалеко от Лондона. Это сооружение было одновременно и храмом, и местом для астрономических наблюдений - истолкование Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Предположения о том, что это древнейшая обсерватория, основаны на том, что ее каменные плиты установлены в определенном порядке. Общеизвестно, что Стоунхендж был священным местом друидов – представителей жреческой касты у древних кельтов. Друиды очень хорошо разбирались в астрономии, например, в строении и движении звёзд, размерах Земли и планет, различных астрономических явлениях. О том, откуда у них появились эти знания, науке не известно. Считается, что они унаследовали их от истинных строителей Стоунхенджа и, благодаря этому, обладали большой властью и влиянием.

На территории Армении найдена еще одна древнейшая обсерватория, построенная около 5 тыс. лет назад.
В XV веке в Самарканде великий астроном Улугбек построил выдающуюся для своего времени обсерваторию, в которой главным инструментом был огромный квадрант для измерения угловых расстояний звезд и других светил (об этом читайте на нашем сайте: http://сайт/index.php/earth/rabota-astrnom/10-etapi-astronimii/12-sredneverovaya-astronomiya).
Первой обсерваторией в современном смысле этого слова был знаменитый музей в Александрии , устроенный Птолемеем II Филадельфом. Аристилл, Тимохарис, Гиппарх, Аристарх, Эратосфен, Геминус, Птолемей и другие добились здесь небывалых результатов. Здесь впервые начали употреблять инструменты с разделёнными кругами. Аристарх установил медный круг в плоскости экватора и с его помощью наблюдал непосредственно времена прохождения Солнца через точки равноденствия. Гиппарх изобрёл астролябию (астрономический инструмент, основанный на принципе стереографической проекции) с двумя взаимно перпендикулярными кругами и диоптрами для наблюдений. Птолемей ввёл квадранты и устанавливал их при помощи отвеса. Переход от полных кругов к квадрантам был, в сущности, шагом назад, но авторитет Птолемея удержал квадранты на обсерваториях до времён Рёмера, который доказал, что полными кругами, наблюдения производятся точнее; однако, квадранты были совершенно оставлены только в начале XIX века.

Первые обсерватории современного типа стали строиться в Европе после того, как был изобретен телескоп – в XVII веке. Первая большая государственная обсерватория – парижская . Она была построена в 1667 г. Наряду с квадрантами и другими инструментами древней астрономии здесь уже использовались большие телескопы-рефракторы. В 1675 г. открылась Гринвичская королевская обсерватория в Англии, в предместье Лондона.
Всего в мире работает более 500 обсерваторий.

Российские обсерватории

Первой обсерваторией в России была частная обсерватория А.А. Любимова в Холмогорах Архангельской области, открытая в 1692 г. В 1701 г. по указу Петра I создана обсерватория при Навигацкой школе в Москве. В 1839 г. была основана Пулковская обсерватория под Петербургом, оборудованная самыми совершенными инструментами, которые давали возможность получать результаты высокой точности. За это Пулковскую обсерваторию назвали астрономической столицей мира. Сейчас в России более 20 астрономических обсерваторий, среди них ведущей является Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Академии наук.

Обсерватории мира

Среди зарубежных обсерваторий наиболее крупными являются Гринвичская (Великобритания), Гарвардская и Маунт-Паломарская (США), Потсдамская (Германия), Краковская (Польша), Бюраканская (Армения), Венская (Австрия), Крымская (Украина) и др. Обсерватории различных стран обмениваются результатами наблюдений и исследований, часто работают по одинаковой программе для выработки наиболее точных данных.

Устройство обсерваторий

Для современных обсерваторий характерным видом является здание цилиндрической или многогранной формы. Это башни, в которых установлены телескопы. Современные обсерватории оснащены оптическими телескопами, расположенными в закрытых куполообразных зданиях, или радиотелескопами. Световое излучение, собираемое телескопами, регистрируется фотографическими или фотоэлектрическими методами и анализируется для получения информации о далеких астрономических объектах. Обсерватории обычно располагаются далеко от городов, в климатических зонах с малой облачностью и по возможности на высоких плато, где незначительна атмосферная турбулентность и можно изучать инфракрасное излучение, поглощаемое нижними слоями атмосферы.

Типы обсерваторий

Существуют специализированные обсерватории, которые работают по узкой научной программе: радиоастрономические, горные станции для наблюдений Солнца; некоторые обсерватории связаны с наблюдениями, проводимыми космонавтами с космических кораблей и орбитальных станций.
Большая часть инфракрасного и ультрафиолетового диапазона, а также рентгеновские и гамма-лучи космического происхождения недоступны для наблюдений с поверхности Земли. Чтобы изучать Вселенную в этих лучах, необходимо вынести наблюдательные приборы в космос. Ещё недавно внеатмосферная астрономия была недоступна. Теперь она превратилась в быстро развивающуюся отрасль науки. Результаты, полученные на космических телескопах, без малейшего преувеличения перевернули многие наши представления о Вселенной.
Современный космический телескоп - уникальный комплекс приборов, разрабатываемый и эксплуатируемый несколькими странами в течение многих лет. В наблюдениях на современных орбитальных обсерваториях принимают участие тысячи астрономов со всего мира.

На картинке изображен проект крупнейшего инфрактрасного оптического телескопа в Европейской южной обсерватории высотой 40 м.

Для успешной работы космической обсерватории требуются совместные усилия самых разных специалистов. Космические инженеры готовят телескоп к запуску, выводят его на орбиту, следят за обеспечением энергией всех приборов и их нормальным функционированием. Каждый объект может наблюдаться в течение нескольких часов, поэтому особенно важно удерживать ориентацию спутника, вращающегося вокруг Земли, в одном и том же направлении, чтобы ось телескопа оставалась нацеленной строго на объект.

Инфракрасные обсерватории

Для проведения инфракрасных наблюдений в космос приходится отправлять довольно большой груз: сам телескоп, устройства для обработки и передачи информации, охладитель, который должен уберечь ИК-приёмник от фонового излучения - инфракрасных квантов, испускаемых самим телескопом. Поэтому за всю историю космических полётов в космосе работало очень мало инфракрасных телескопов. Первая инфракрасная обсерватория была запущена в январе 1983 г. в рамках совместного американо-европейского проекта IRAS. В ноябре 1995 г. Европейским космическим агентством осуществлён запуск на околоземную орбиту инфракрасной обсерватории ISO. На ней стоит телескоп с таким же диаметром зеркала, как и на IRAS, но для регистрации излучения используются более чувствительные детекторы. Наблюдениям ISO доступен более широкий диапазон инфракрасного спектра. В настоящее время разрабатывается ещё несколько проектов космических инфракрасных телескопов, которые будут запущены в ближайшие годы.
Не обходятся без ИК-аппаратуры и межпланетные станции.

Ультрафиолетовые обсерватории

Ультрафиолетовое излучение Солнца и звёзд практически полностью поглощается озоновым слоем нашей атмосферы, поэтому УФ-кванты можно регистрировать только в верхних слоях атмосферы и за ее пределами.
Впервые ультрафиолетовый телескоп-рефлектор с диаметром зеркала (SO см и специальный ультрафиолетовый спектрометр выведены в космос на совместном американо-европейском спутнике «Коперник», запущенном в августе 1972 г. Наблюдения на нём проводились до 1981 г.
В настоящее время в России ведутся работы по подготовке запуска нового ультрафиолетового телескопа «Спектр-УФ» с диаметром зеркала 170 см. Крупный международный проект "Спектр-УФ" - "Всемирная космическая обсерватория" (ВКО-УФ) направлен на исследование Вселенной в недоступном для наблюдений с наземными инструментами ультрафиолетовом (УФ) участке электромагнитного спектра: 100-320 нм.
Проект возглавляется Россией, он включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 гг. В настоящее время в работе над проектом участвуют Россия, Испания, Германия и Украина. Казахстан и Индия также проявляют интерес к участию в проекте. Институт астрономии РАН - головная научная организация проекта. Головной организацией по ракетно-космическому комплексу является НПО им. С.А. Лавочкина.
В России создается основной инструмент обсерватории - космический телескоп с главным зеркалом диаметром 170 см. Телескоп будет оснащен спектрографами высокого и низкого разрешения, спектрографом с длинной щелью, а также камерами для построения высококачественных изображений в УФ и оптическом участках спектра.
По возможностям проект ВКО-УФ сравним с американским Космическим Телескопом Хаббла (КТХ) и даже превосходит его в спектроскопии.
ВКО-УФ откроет новые возможности для исследований планет, звездной, внегалактической астрофизики и космологии. Запуск обсерватории запланирован на 2016 год.

Рентгеновские обсерватории

Рентгеновские лучи доносят до нас информацию о мощных космических процессах, связанных с экстремальными физическими условиями. Высокая энергия рентгеновских и гамма-квантов позволяет регистрировать их «поштучно», с точным указанием времени регистрации. Детекторы рентгеновского излучения относительно легки в изготовлении и имеют небольшой вес. Поэтому они использовались для наблюдений в верхних слоях атмосферы и за её пределами с помощью высотных ракет ещё до первых запусков искусственных спутников Земли. Рентгеновские телескопы устанавливались на многих орбитальных станциях и межпланетных космических кораблях. Всего в околоземном пространстве побывало около сотни таких телескопов.

Гамма-обсерватории

Гамма-излучение тесно соседствует с рентгеновским, поэтому для его регистрации используют похожие методы. Очень часто на телескопах, запускаемых на околоземные орбиты, исследуют одновременно и рентгеновские, и гамма-источники. Гамма-лучи доносят до нас информацию о процессах, происходящих внутри атомных ядер, и о превращениях элементарных частиц в космосе.
Первые наблюдения космических гамма-источников были засекречены. В конце 60-х - начале 70-х гг. США запустили четыре военных спутника серии «Вела». Аппаратура этих спутников разрабатывалась для обнаружения всплесков жёсткого рентгеновского и гамма-излучения, возникающих во время ядерных взрывов. Однако оказалось, что большинство из зарегистрированных всплесков не связаны с военными испытаниями, а их источники расположены не на Земле, а в космосе. Так было открыто одно из самых загадочных явлений во Вселенной - гамма-вспышки, представляющие собой однократные мощные вспышки жёсткого излучения. Хотя первые космические гамма-вспышки были зафиксированы ещё в 1969 г., информацию о них опубликовали только четыре года спустя.

До сих пор нет точного определения минимализма в фотографии - это стиль композиции или отдельный жанр?

Минимализм в изобразительном искусстве возник в 60-х годах ХХ века, для него характерно использование минимального количества таких компонентов, как: цвет, форма, линии и текстура. И если в мире искусства минимализм оставляет широкий простор для интерпретации и позволяет каждому зрителю вкладывать собственный смысл в изображение. То….

Минимализм в фотографии создает такие образы, что внимание зрителя концентрируется на одном объекте или группе таковых, расположенных рядом. В минималистических снимках есть одна основная тема, идея. Главный объект занимает незначительную часть кадра, оставляя «воздух» - пустое пространство вокруг себя. И как результат, рассматривая снимок мы концентрируем свое внимание на главном объекте. Таким образом минималистические снимки могут быть чрезвычайно простыми и, в то же время, очень выразительными.

Минимализм в фотографии - это стиль съемки, подразумевающий простоту, точность, лаконичность и ясность композиции.

Чтобы разобраться в особенностях минималистической фотографии предлагаем рассмотреть примеры в разных жанрах:

Минимализм в архитектурной фотографии:

Части зданий, стена с окном (окнами) или лестницы являются наиболее привлекательными объектами для минималистских фотографов. В сочетании с необычными яркими цветами можно получить фантастический результат. Яркие контрастные цвета привлекают ваше внимание, а неправильные формы заставляют задуматься. Как правило, в минималистских архитектурных фотографиях используется два или три цвета. Чем больше цветов вы используете, тем сложнее сконцентрироваться на каком-то одном объекте.

Минимализм в пейзажной фотографии:

Поля и океаны идеальны для минималистических фотографий. Зимние снежные ландшафты настоящая находка для тех, кто видит в них красоту. Например, голые темные силуэты деревьев на фоне белого снега. Можно использовать густой туман как задний фон. Он придаст вашим снимкам драматическую атмосферу и скроет все лишние детали, отвлекающие зрителя от основного объекта сьемки. (ссылка как снимать туман).

Минимализм в абстрактной фотографии:

Фотографы, снимающие минималистические абстрактные фотографии, работают с геометрическими формами. Ведь абстрактная фотография не представляет предмет или объект полностью, как в обычном изображении, а лишь его (их) формы, цвет и линии. Зрителю необходимо абстрагироваться от обычного восприятия реальности, чтобы понять такие произведения искусства. Сильные контрастные линии смещают акценты и делают снимки более впечатляющими. Среди множества жанров фотографии этот, пожалуй, самый творческий, требующий, чтобы обе стороны были вовлечены: как фотограф, так и зритель.

Абстрактная минималистическая фотография — это не всегда что-то неузнаваемое. Зачастую, это может быть часть предмета или места, в котором угадывается то, что хорошо знакомо зрителю.

Минимализм и фотографии людей:

В отличие от снимков пейзажей, зданий и простых объектов люди не вписываются в понятие минималистической фотографии. Своими эмоциями и жестами люди легко нарушают концепцию минимализма. Поэтому фотографы предпочитают снимать силуэты людей на пустом контрастном фоне. Люди также используются для того, чтобы подчеркнуть главную идею снимка, чтобы сделать его более впечатляющим.

Минимализм и фотографии животных, птиц и насекомых:

Гораздо легче снять минималистские фотографии животных, птиц и насекомых нежели людей - с ними проще. Чтобы достичь превосходных результатов при съемке животных в стиле минимализма, вам необходимо использовать очень контрастный фон или разные фактуры. А можно, задействовав малую глубину резкости, сильно размыть фон, сфокусировавшись на объекте.

Минимализм в черно-белой фотографии:

В съемке черно-белых фотографий главную роль играет освещение. Иногда их сделать проще нежели цветные. Черно-белые тона в минималистском фотографии могут создавать различные настроения. Такие снимки могут быть более впечатляющими, нежели фотографии с богатым красочным фоном и несколькими объектами в фокусе.


Цветные минималистические фотографии:

Яркие цвета всегда обогащают фотографии и привлекают внимание. Поэтому чем ярче фон или объект - тем должны быть проще формы и линии. Многие профессиональные фотографы предлагают экспериментировать с цветами и не бояться ошибок. Многочисленные попытки научат вас чувствовать цвет и выбирать правильные комбинации.

Несмотря кажущуюся визуальную простоту, минималистские фотографии могут быть очень мощными и впечатляющими. Минимализм требует определенных навыков, видения и творческого подхода.

И если вы у вас есть несколько таких своих работ - поделитесь с нами и нашими читателями, разместив их в .

Черно-белые фотографии сами в себе уже заключают определенный минимализм - мы теряем информацию о цветах предметов и воспринимаем лишь оттенки серого, линии и формы. С одной стороны, это упрощает задачу фотографа, поскольку в черно-белых кадрах не так заметны отвлекающие яркие элементы, и можно не переживать, что при съемке портрета на улицах города все внимание зрителя уйдет не на распрекрасную модель, а на ту вон замечательную красную рекламную вывеску на заднем плане. С другой стороны, информационный шум проявляется через линии в кадре.

Максимальное упрощение композиции черно-белого кадра позволит вам посредством отсечения всего лишнего привлечь внимание зрителя к главному. Подобные кадры очень эффектны. Как же этого добиться?

В первую очередь, нужно попробовать взглянуть на подобный снимок как на некую абстракцию. На минутку забудьте про сюжет, постарайтесь увидеть совокупность линий, форм, светлых участков и теней. Их надо проработать так, чтобы композиция выглядела наиболее интересной.

Да, можно я не буду говорить про ? Мы обсуждали его уже миллион раз только в рамках этого сайта. Просто помните, что оно есть, и иногда оно полезно, и если вы не уверены насчет расположения элементов в кадре - время вытащить его с подкорки и всячески использовать.

Далее мы рассмотрим основные составляющие данной техники и определим, на что обращать внимание, стремясь создать черно-белую фотографию в стиле абстрактного минимализма (страшно, да?). Проще говоря, черно-белый снимок с минимумом отвлекающих деталей.

1. Черно-белое видение

Первое, чему нужно научиться - игнорировать свое нормальное человеческое зрение. Я серьезно. Поначалу это тяжело, а в первый раз всегда больно, но потом входит в привычку, если регулярно снимать на черно-белую пленку. Съемка на пленку вообще очень хороша для оттачивания фотографических навыков, и данный случай не исключение. Хотя это остается на ваше усмотрение, конечно. Все цвета, которые вы видите в кадре, обратятся в разные оттенки серого, и самое важное, что у вас останется - это линии, света и тени.

Бывает так, что кадр очень эффектно смотрится в цвете за счет каких-то особых условий освещения, играющих красок, а в черно-белом варианте он выглядит скучно. И, напротив, снимая портрет девушки в темно-фиолетовом платье на фоне какой-нибудь светло-коричневой стены, вы с наибольшей вероятностью получите красивый черно-белый кадр, если правильно подберете освещение и поиграете с контрастом.

Цифровая камера дает нам возможность сделать снимки черно-белыми при пост-обработке, и это, конечно, преимущество. Но если вы научитесь видеть черно-белый кадр сразу, вы сможете выстраивать композицию именно под него, более точно и без необходимости обрезать лишнее в дальнейшем, тратя бесценные мегапиксели впустую.

Лодки, изображенные на этом кадре, были зелеными. Грязно-зелеными. Совсем грязно. Про песок я вообще молчу. Подобное сочетание мне совершенно не понравилось, и я решила, что в черно-белом варианте кадр будет более эффектен, особенно если постараться упростить композицию, сделав ее плоской и несколько сюрреалистичной, чему способствует «урезание» фона и странное положение лодок относительно друг друга.

2. Найти главное

Определите, на чем вы хотите сделать акцент. Найдите ключевую точку в кадре, и постарайтесь убрать максимальное количество деталей вокруг нее. На примере выше я решила сделать акцент на глазах, вернее, на глазе . Лицо светлее, чем нижнее часть кадра, глаза и брови у девушки темные, в результате в данной области можно наблюдать повышенный контраст, что всегда привлекает внимание. Линия волос отсекает часть деталей и направляет взгляд к ключевой точке, обрамляя ее. Хотя обычно взгляд движется по изображению слева направо и снизу вверх, вы можете изменить это направление, сразу же «примагнитив» его к наиболее яркой детали.

Визуально выделить выбранную ключевую часть можно либо при помощи резкости, тонов и контраста, либо посредством ведущих линий, либо через грамотное кадрирование.

3. Ведущие линии

Линии - ваш основной инструмент в черно-белом кадре. По сути, если вы стремитесь упростить кадр, кроме линий и оттенков серого, у вас ничего более и не останется. Выстраивайте кадр таким образом, чтобы линии в нем вели зрителя к выбранной вами ключевой точке.

На примере ниже взгляд движется вдоль тела модели, слева направо, снизу-вверх. Мне кажется, догадаться, какая область тут ключевая, несложно. Она даже по правилу третей правильно расположена. Красотка, да. Для пущего эффекта стоило бы убрать тени от деревьев, но времени и желания спиливать местную флору у нас не было, и потому я постаралась обыграть их как обрамление для тела девушки и заполняющий элемент композиции.


4. Тональные переходы


Наибольшее внимание в черно-белом снимке привлекают самые темные и самые светлые участки. Причем считается, что в первую очередь глаз воспринимает именно самые светлые и яркие зоны. Тут еще многое зависит от контекста: например, если снимок сделан в высоком ключе, взгляд, очевидно, притянется к самой темной детали.

Стоит отметить, что светлое выглядит гораздо ярче при усилении контраста с прилегающими областями, то есть на фоне темного. Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь глаз регистрирует наиболее контрастные участки. Соответственно, когда вы определились с тем, куда нужно вести взгляд зрителя, сделайте так, чтобы ключевой участок был, например, обрамлен белыми или черными линиями и сам выделялся из общего окружения за счет контраста.

Посмотрите на пример выше и отметьте про себя, как движется ваш взгляд, и участки какого тона привлекают ваше внимание в первую очередь.

5. Тональный контраст

Я бы хотела отдельно сказать еще пару слов о контрасте. Взгляните на пример ниже. Говоря строго, минималистичным его назвать можно лишь условно-относительно - слишком много деталей. По-хорошему, если задаваться целью упростить его, стоило бы подобрать модели другую одежду, прическу, и ленту на глаза брать не кружевную.

Тем не менее, я считаю, он заслуживает включения в эту статью. Кадр воспринимается взглядом достаточно однозначно из-за повышенного контраста - в первую очередь внимание переходит на самые светлые части (блузка и лицо модели), а затем на самые темные по направлению движения взгляда (шляпка и тень на стене, напоминающая профиль некой аристократичной дамы, спросонья и с поджатыми губками).

Повышение контраста в определенных случаях (и при соблюдении прочих условий) работает на упрощение кадра, поскольку нивелирует еще часть информации, а конкретно, об оттенках серого цвета.


6. Равномерный фон

Для создания лаконичной и эффектной композиции очень важно выбирать равномерный фон. По возможности, он должен привлекать минимум внимания или же гармонично вписываться в композицию. Допустим, если вы снимаете вазу на фоне белой стены, тень от нее будет частью фона, но она все равно будет смотреться выигрышно, и не испортит общей картины.

Когда же передний план сюжетно не связан с задним, постарайтесь сгладить фон. Это совершенно не значит, что кадр должен быть сделан в единой плоскости, вот, мол, мой объект, а вот ровный фон. Нет. Вы можете проработать слои. Взгляните на пример ниже. В принципе, фоном можно назвать девушку, хотя я бы все же так не горячилась.

На снимке присутствуют два уровня: рука с бокалом и лицо девушки. Взгляд уходит по кисти руки на правый край бокала, а затем по обрамлению волос на глаза модели. Думаю, за такой кадр в фотошколе меня бы побили: правилом третей тут и не пахнет. Тем не менее, я считаю, что подобная, условно симметричная композиция, в данном случае работает довольно удачно. И отчасти благодаря равномерному фону, идущему легким градиентом, поскольку он помогает сохранить ощущение симметричности и не уводит взгляд куда-то еще, на дополнительные детали.

7. Компоновка кадра

Постарайтесь сразу же выстраивать кадр таким образом, чтобы туда не попало лишних отвлекающих деталей. Конечно, многое можно убрать при пост-обработке, но иногда это занимает столько времени, что…В общем, проще попросить модель снять часы, чем затирать их потом, выравнивая тени и тональные переходы в Photoshop.

Поиграйте с ракурсами, заберитесь куда-нибудь повыше или пониже, чтобы убрать отвлекающий фон. Окиньте взглядом всю сцену и посмотрите, что вам мешает.

Модель лежит на рельсах в аутентичном платье и изображает героиню небезызвестного романа, а на фоне новостройки? Притащите стремянку, снимите сверху и скажите «Нет!» новостройкам. К слову, если модель лежит на рельсах, а вам на фоне мешает поезд - стремянка не поможет, зато велик риск получить потрясающе натуралистичный портрет Анны Карениной, так что будьте аккуратны.

Или же, например, модель катается на качелях, а сзади на фоне все прочие атрибуты детской площадки? Лягте на землю, пусть будет небо! И силуэт. Или не силуэт. Неважно, просто продумайте ваш снимок, внимательно осмотритесь, нет ли в кадре чего-то, что вам помешает, по возможности устраните помехи, и попробуйте использовать разные ракурсы.

Я все же склоняюсь к тому, что искусство фотографии не в ретуши. В ретуши - искусство ретуши. Что тоже прекрасно, но мы сейчас пытаемся понять, как сделать так, чтобы потребность в этом была минимальной.

И да, еще одна вещь, которую стоит помнить - в попытке упростить кадр, не допускайте ошибку в представлении масштабов вашего объекта относительно окружающего пространства. Вспомните Роберта Капу: «Если снимок недостаточно хорош, значит, вы недостаточно близко» . Вспомните бродящую по интернету переписку дизайнера с секретаршей, про пропавшую кошку Мисси. Там одним из вариантов была как раз кошка, потерявшаяся в негативном пространстве .

Не позволяйте кошке теряться в негативном пространстве! Фотография белого неба с мааааленькой единичной птичкой на нем, даже расположенной по правилу третей, это не эффектный снимок, это, откровенно говоря, скучный снимок. Главный объект не должен теряться в кадре. Попробуйте подойти поближе - не понравится, отойдете, но слишком «мельчить» лучше не надо.

Заключение

Итак, в данной статье мы рассмотрели основные принципы упрощения черно-белого снимка для создания эффектной и лаконичной композиции. Не стоит, конечно, работать только с данным типом фотографий: возможно, в определенных случаях вам это и не нужно, и кадр с дополнительными сюжетными деталями будет выглядеть лучше.

Если у вас уже есть снимки подобного стиля, поделитесь ими с нами в комментариях!