Референтные группы в зависимости от отношения индивида. Группа референтная. Изучение и учет воздействия референтных групп на потребителей

Экономический механизм природопользования представляет собой систему методов, способов и инструментов взимания государством платы с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, и распределения всей совокупности полученных средств на природовосстановительные и природоохранные мероприятия.

Существует шесть основных принципов экономического регулирования природопользования.

1. Принцип платности. В соответствии с этим принципом использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности возможно только за плату.

2. Принцип научной обоснованности охраны окружающей среды. Этот принцип означает разумное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Научная обоснованность охраны окружающей среды необходима при разработке и использовании экономических методов регулирования природопользования.

3. Принцип экономической ответственности. Принцип обосновывает обязанность природопользователей возмещать ущерб, нанесенный природной среде, здоровью людей и их имуществу в результате совершения экологических правонарушений.

4. Принцип комплексности. Основан на стремлении к многоцелевому использованию природных ресурсов, развитию малоотходных и безотходных технологий, глубокой переработке сырья.

5. Принцип хозяйственного расчета. В соответствии с этим принципом требуется увязка экологизации производства на каждом предприятии с его эффективностью и прибыльностью.

6. Принцип соблюдения баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями – это принцип соблюдения баланса между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей.[Фомичева Е. В.]

Среди методов экономического регулирования природопользования различают метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий, и метод экономического сдерживания развития экологически грязного производства.

Экономическое стимулирование природопользования рассматривается как привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов. Существуют следующие основные направления экологического стимулирования:

1) стимулирование природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов, а также к охране окружающей природной среды;

2) стимулирование к активной деятельности работников, занятых в природоохранных, природовосстановительных, ресурсосберегающих и энергосберегающих мероприятиях;

3) стимулирование создания безопасных условий труда работников предприятия.

Метод экономического сдерживания предполагает воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции. Экономическое сдерживание экологически грязного производства основывается на двух принципах: принцип экологического приоритета и принцип соответствия.

Экономические методы управления природопользованием

1. Экономический механизм природопользования

С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде - которую они сами и загрязняют, бездумно преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, который характеризует среду его обитания.

Для наиболее эффективного сохранения и грамотного, рационального использования природы и природных ресурсов, существует большое количество разнообразных методов и механизмов, не последнее место занимают экономические методы и механизмы регулирования и воздействия.

Экономический механизм природопользования можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления - это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления природопользованием. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи, и экономические санкции за экологическое правонарушение.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды в законе «об охране окружающей среды» (глава 4) относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Экономические показатели характеризуют общую стоимость природных ресурсов, используемых в производстве, стоимость природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, или на ее эксплуатацию, размеры платежей за загрязнение окружающей природной среды, затраты на природоохранные мероприятия и возмещение ущерба.

Механизм управления природопользованием и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

платежи за использование природных ресурсов;

платежи за загрязнение окружающей природной среды;

платежи за размещение экологически вредных веществ;

система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;

система экологических фондов;

система экологического страхования.

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей, т е. сами являются системами. Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма управления экологической безопасностью, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей природной среды. Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система "залог - возврат", активно используемые в некоторых зарубежных странах.

2. Финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственные деньги, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов.

Проблема финансирования природоохранных мероприятий включает вопросы потребностей финансирования, выявления источников поступления средств, создания банковско-кредитных структур и других форм субсидирования, определения экономической эффективности и рационального расходования средств. Следует сразу оговорить, что последний вопрос, который является основным отчетным и аналитическим вопросом всех природоохранных организаций в мире, в том числе и международных, в настоящее время не решается, или решается формально. Во всяком случае, в ежегодном Государственном докладе по охране природы такой раздел, обязательный для всех зарубежный докладов подобного направления, отсутствует. Отсутствуют и исследования в этой области, и достоверная информация.

Соотношение расходов и поступлений, природоохранных потребностей и возможностей для их реализации определяются конкретными планами и бюджетом города, выбором приоритетов социально-экономической политики и наличию срочных проблем. Финансирование природоохранных мероприятий общегородского уровня и заказы на НИОКР по общим проблемам во всех странах мира осуществляется через городской бюджет, и величина этих ассигнований в развитых странах достигает более 5% всего бюджета. Однако государство заинтересовано и в поступлении доходов от природоохранной отрасти в прямой форме через экологические услуги, налоги, плату за пользование ресурсами и др. Кроме того, частично бремя финансирования природоохранных мероприятий городского уровня должны нести и природопользователи.

Экономическая политика государства в области охраны природы в условиях рыночных отношений осуществляется по следующим направлениям:

создание возможности регулирования территориально-ресурсных и производственных отношений с помощью экологических ограничений и нормативов;

проведение рациональной инвестиционной политики в сфере охраны природы;

создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;

увеличение финансирования и расширение органов контроля за претворением природоохранной политики;

создание новых форм кредитно-финансового обеспечения природоохранных работ;

формирование ранка экологических услуг.

Основным источником средств на охрану природы является государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий.

Бюджеты регионов (республик, областей, городов) министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники.

В свою очередь собственные средства дополнялись из госбюджета и имели четкую направленность расходования. В бюджетах регионов и министерств предусматривались свободные средств, их расходование можно было расценивать как независимые источники, но они были ничтожно малы.

Предприятия могли финансироваться на охрану природы за счет своей прибыли, но ее трудно расценивать как независимый источник, так как предприятию обычно планировали и объем прибыли, и направления ее использования. Бюджет предприятия был проводником госбюджетных денег

Вступление, в рынок и разрушение прежней системы финансирования изменило прежние источники финансирования природоохранных мероприятий. В бюджетах последних лет расходы на эти цели были практически сведены к нулю. Из-за тяжелой финансовой ситуации предприятия также были не в состоянии финансировать природоохранные программы из собственных средств. В законе "Об охране окружающей среды" (ст17) указывается, что на современном этапе перехода к рыночным отношениям финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий производится из следующих источников:

федеральный бюджет РФ и бюджеты ее субъектов;

средств предприятий, учреждений, организаций;

федерального, республиканских, краевых, областных "местных экологических фондов;

фонда экологического страхования.

кредитов банков;

добровольных взносов населения.

Источники финансирования природоохранной деятельности можно разделить на три группы: бюджетные, внебюджетные и собственные

Основными являются бюджеты Российской Федерации автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.

Экологические фонды. Необходимы для реализации различных природоохранных задач: восполнения потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью,строительство очистных сооружений, материальное обеспечение эколого-просветительского направления и т.д.

Создана единая система внебюджетных государственных фондов.

Функционируют в основном за счет отчисления с предприятий в виде плат за выбросы, сбросы, размещение отходов, штрафы за аварийные загрязнения, средства за возмещение экологического ущерба, реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и т.д.

Большая часть средств идет на реализацию природоохранных мероприятий:

финансирование и кредитирование программ и научно-технических проектов, направленных на повышение качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека;

мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

экономическое стимулирование рационального природопользования и внедрение экологически чистых технологий;

содействие в развитии экологического воспитания и образования.

3. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды

Экономическое стимулирование - объективная необходимость и одновременно, неотъемлемая форма функционирования производства. Оттого, как построена система экономических стимулов, во многом зависит эффективность и результативность реального сектора экономики.

Применительно к сфере природоохранной деятельности экономическое стимулирование означает существование в рамках экономического механизма защиты окружающей среды системы экономических рычагов и инструментов, направленных на обеспечение проведения единой экономической политики в области защиты окружающей среды. Создание эффективно функционирующего механизма экономического стимулирования в сфере природоохранной деятельности представляет собой сложную про блему. Выделение механизма экономического стимулирования правомерно не только с точки зрения повышения эффективности общественного производства в целом, но, прежде всего, с точки зрения направленности этой системы на разрешение реальных экологических противоречий, возникающих вследствие недостаточной согласованности экономических интересов в природоохранной сфере, резкого возраста ния темпов и интенсивности воздействия промышленного производства на природную среду, нарушения воспроизводства элементов окружающей среды. Механизм экономического стимулирования в системе эколого-экономических отношений является, в сущности, объективным отражением конкретных форм экономических противоречий в этой сфере и, как таковой, имеет своей целевой направленностью разрешение этих противоречий. Степень действенности этого механизма, возможности его функционирования во многом определяется характером и силой проявления указанных противоречий, а совершенство механизма экономического стимулирования в той же степени зависит от изучения направленности и глубины действия реальных экологических противоречий. Механизм экономического стимулирования в природоохранной сфере направлен на реализацию следующих эколого-экономических интересов:

создание экономического механизма позволяющего оптимально совместить рациональное развитие производства и эффективное воспроизводство окружающей среды;

повышение социально-экономической эффективности природоохранной деятельности на общенациональном, отраслевом и уровне промышленного предприятия (хозяйствующего субъекта);

стимулирование проведения единой технической политики в природоохранной сфере;

повышение заинтересованности предприятия в эффективном использовании (эксплуатации) материально-технических средств охраны окружающей среды (природоохранной техники);

повышение материальной заинтересованности работников в природоохранной деятельности.

Возможность обеспечения эффективности функционирования стимулирующего механизма в природоохранной сфере в значительной степени определяется совершенством системы планирования. Вместе с тем стимулирующий механизм обладает определенной самостоятельностью и в свою очередь оказывает воздействие на систему планирования природоохранной деятельности, предъявляя к последней соответствующие требования. Таким образом, экономическое стимулирование в системе эколого-экономических отношений, это часть единого экономического механизма общественного производства, направленных на реализацию эколого-экономических интересов в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

В качестве примера льготного налогообложения можно привести норму Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которой размер налога на прибыль уменьшается на сумму в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, согласно ст. 6 Инструкции Государственной налоговой службы No. 11 по применению Закона "О плате за землю", вообще освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Отметим, что при использовании земли не по назначению, т.е. не для сельскохозяйственного производства, эта льгота не предоставляется.

Смысл повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов состоит в том, чтобы быстрее окупить природоохранные сооружения, а затем иметь возможность заменить их на новые, более совершенные, тем самым способствовать внедрению достижений научно-технического прогресса. С этой целью такая льгота в качестве одного из видов экономического стимулирования применяется в развитых странах. Что касается России, то в условиях экономического кризиса и повышенной инфляции (десятки процентов в год) повышение нормы амортизации на природоохранные фонды по сравнению с другими производственными фондами практически теряет смысл. Средств, накопившихся за годы амортизации, с учетом инфляции даже при повышенной норме амортизации не хватит для приобретения нового оборудования, для обновления основных фондов. Именно поэтому амортизационный фонд российских предприятий к настоящему времени практически почти прекратил оказывать влияние как источник финансирования приобретения основных средств (наращивания основных фондов).

Для того, чтобы установить повышенные цены на экологически чистую продукцию, нужно уяснить, что под ней понимается; чем экологически чистая продукция, хотя бы продовольственная, отличается от обычной; как она маркируется и какими знаками. Однажды, еще в 1995 г., газета "Московский комсомолец" сообщила, что столицу завалили импортными продуктами такого низкого качества, что городские санэпидстанции начали опасаться за здоровье людей. Это подтолкнуло столичное правительство открыть первые два магазина, торгующие экологически чистыми продуктами, которые, как сообщила указанная газета, поступают от английской фирмы.

В России, как ни в одной другой стране, имеются природные условия для производства экологически чистой продукции, особенно в местах, удаленных от промышленных центров. Фактически такая продукция, т.е. практически с нулевым содержанием нитратов, пестицидов, радионуклидов, широко производится, в особенности на приусадебных и садово-огородных участках, но пока реализуется на общих основаниях или же потребляется в натуральных хозяйствах. После дефолта 1998 г. количество импортных продуктов заметно сократилось, соответственно возросло количество отечественных, как правило, изготовленных по гораздо более экологически чистым технологиям, чем импортные.

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги. Причем экологические ("зеленые") налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, производитель перекладывает уплату налога на покупателя. Но, поскольку повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

Вместе с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом не является оптимистической. Можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.

4. Государственное планирование и прогноз природопользования

Планирование рационального природопользования - это установление оптимальных темпов и пропорций между отдельными относительно обособленными составляющими этого процесса: между темпами использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Цель планирования определяется как удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы при одновременном сохранении и приумножении природно-ресурсного потенциала (ПРП).

Процесс планирования представляет собой этап, предшествующий принятию управленческого решения о том, что и как делать. Поскольку всегда приходится принимать решение в условиях действующих ограничений (финансовых, материальных, трудовых, уровня организации деятельности...) и выбранных приоритетов (меры целесообразности исходя из имеющихся ситуаций, обстоятельств), то главной целью планирования является определение оптимальных пропорций, в том числе между необходимым и возможным, максимально приближаясь к более полному удовлетворению потребностей. Применительно к планированию природопользования, этот процесс осуществляется с целью удовлетворения потребностей в свойствах, качествах, количестве природных ресурсов при известных ограничениях (экологических, экономических, социальных) и соответственно - критериях. Обоснованность названных пропорций определяет результативность последующего принятого решения, поэтому сам процесс планирования должен быть системным во времени, пространстве и творческим, призванным проектировать желаемое будущее, а не создавать кратковременную успокоенность. Подмена критерия системности обязанностью, кроме того, забвение главного элемента - обеспечение условий реализации плана - в прошлом нашей страны дискредитировали идею такого инструментария принятия решения. Более всего «не повезло» планированию природопользования, так как, начав реальный процесс планирования в этой специфической сфере деятельности в 1975 году, его «свернули», не освоив реально. Хотя именно в природопользовании наиболее полно могут проявиться особенности этого процесса - всеобщность подхода; масштабность охвата участников, так как здесь все заинтересованы в достижении цели планирования, независимо от особенностей производств, от формы собственности - в удовлетворении потребности в природопользовании и сохранении природно-ресурсного потенциала.

Задачами государственного планирования природопользования являются:

Определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды.

Разработка целей и направлений государственной политики относится к исключительной компетенции Федерального собрания РФ.

Формирование достоверной базы данных о состоянии природно- ресурсного потенциала в Российской Федерации, сбор системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (Российская Федерация, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Прогноз - конкретное предсказание (предвидение), вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или о проявлении какого-то события в будущем.

Прогноз основан на выборе (с помощью определенных приемов) оптимального варианта из ряда возможных.

Прогноз в природопользовании - предсказание динамики изменения природно-ресурспого потенциала и потребностей в природных ресурсах в локальном, региональном и глобальном масштабах.

Прогноз воздействия на среду - предсказание изменений в природной среде в результате воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Прогноз изменения среды - предсказание устойчивых перемен в природной среде, происходящих в результате сложных цепных реакций, связанных как с прямым воздействием человечества на среду, так и с косвенным.

Прогноз использования природных ресурсов - предварительное определение объема природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учетом экономических, социальных, технических и экологических ограничений и возможностей, производится на какой-то срок как теоретическая (экспертная или расчетная) прикидка.

Прогнозирование - совокупность приемов, позволяющих на основе ретроспективного анализа внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их вероятных изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вынести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

Всестороннее исследование объекта, выявление существенных связей, закономерностей его развития, является методологическим принципом прогнозирования в природопользовании. Например, претендуя на высокую вероятность прогноза, необходимо учитывать обязательно такие закономерности, как «Законы» экологии:

все связано со всем;

все должно куда-то деваться;

природа «знает» лучше;

ничто не дается даром.

Особенности и трудности в прогнозировании природопользования, экологического прогноза и прогноза воздействия на среду (а как следствие - на человека) и т.д. заключаются в следующем:

Природа развивается по своим законам, мы можем только приблизиться к истине (абсолютной) о законах ее развития, но наши знания о них всегда относительные, так как объективный мир бесконечен, бесконечны свойства и качества материи.

Вмешательство в природную среду больше обусловлено законами, действующими в человеческом обществе, и не так легко «состыковать» эти законы (природы и общества).

Природные ресурсы и объекты планеты взаимосвязаны, взаимообусловлены, они взаимосвязаны с космическими телами, другими планетами. Поэтому прогнозировать с вероятностью можно только с учетом всего этого, что весьма трудное дело.

В отличие от существующих в других сферах методов прогнозирования методы и практика прогнозирования в природопользовании являются относительно «молодыми». Имеющиеся научные, практические методы установления пропорций (планирования) в этой сфере и попытки предвидения состояния качества природной среды немногочисленны и не столь разнообразны («богаты») по с равнению с другими сферами человеческой деятельности, например, многочисленные методы и рекомендации по демографическому прогнозу, прогнозу развития процесса урбанизации, прогнозы потребления некоторых видов сырья, ископаемых и т.д.

Методы прогнозирования в природопользовании - способ теоретических, а впоследствии, практических действий, направленных на прогнозирование, на создание представления (возможно даже в количественных показателях, величинах, зависимостях) о вероятном состоянии природных ресурсов, объектов, комплексов.

Поскольку этот процесс нов, не разработан, недостаточно изучен, относительно ограниченно применяется в практической деятельности человека, можно выделить:

простые методы прогнозирования;

сложные, комплексные методы.

К числу простых методов относятся те, которые в дальнейшем практически «неразложимы» на еще более простые. Сложные, комплексные методы - это методы, состоящие из системы простых, взаимосвязанных методов.

В природопользовании (хотя еще мало вошедшие в практику) возможны следующие направления, уровни методов прогнозирования, которые можно отнести к категории простых. Простые в том смысле, что они относительно «неразложимы» на составляющие и более понятны, более объяснимы с точки зрения их возможной результативности. Простые методы, их классификация, представлены в виде уровней «дерева-целей»:

информационная основа, ее особенность;

обработка информации, принципы, особенности обработки, приемов отработки;

Рациональное природопользование - система природопользования, при которой: - достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов; - обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов; - полно и многократно используются отходы производства.

Система рационального природопользования позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства.

При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».

5. План охраны природы: характеристики, особенности и содержание

Поиски оптимального соотношения распределения обязанностей и полномочий между центральной властью и локальным уровнем управления ведутся во всех странах на всем протяжении истории человечества. В управлении охраной окружающей среды в России этот вопрос особенно остро встал после начатой и пока незавершенной административной реформы 2004 года. В числе своих задач реформа имела и оптимизацию взаимодействия федеральных органов власти и местного самоуправления.

Экологические проблемы возникают в конкретном месте и, прежде всего, должны решаться на местном уровне. Поэтому очень многое здесь зависит от возможностей местных властей, включая имеющиеся у них правовые, финансовые, технические ресурсы. Наделение степенью ответственности и надлежащим ей уровнем обеспечения ресурсами и есть суть оптимизации. Делегирование полномочий и ответственности из федерального центра на места - конкретное наполнение административной реформы.

Одним из эффективных способов организации охраны окружающей среды и перехода к устойчивому развитию является местное природоохранное планирование.

При решении экологических проблем на региональном и местном уровнях следует исходить из принципа, что по настоящему разумное и бережное отношение к природе возможно только тогда, когда в ее охране принимает участие и становится движущей силой процесса местное сообщество. Одним из важнейших результатов своей деятельности видится усиление возможностей местного сообщества эффективно решать возникающие проблемы. На практике видно, что реальных сдвигов в лучшую сторону удается добиться тогда, когда наработанные инструменты и методы попадают в руки инициативных и заинтересованных людей.

Одна из важнейших задач на сегодняшнем этапе развития заключается в поиске и применении таких путей и методов управления охраной окружающей среды и устойчивого развития, которые учитывали бы местную и региональную специфику, мнение местных жителей, сложившиеся традиции природопользования. Этот подход к охране природы и устойчивому развитию в значительной мере регулируется следующими действующими нормативно-правовыми актами:

Федеральным законом №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», являющимся базовым нормативно-правовым актом в сфере регулирования природопользования и охраны природы;

Кодексом РФ об административных правонарушениях и земельным кодексом РФ, регламентирующими ответственность за экологические правонарушения;

Указом Президента РФ от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Федеральными законами РФ от 22.08.2004 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от29.12.2004 №199-ФЗ, конкретизирующими полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды».

Важность применения программно-целевых методов управления приобрела особую значимость после принятия последних изменений в бюджетном кодексе РФ, в соответствии с которыми предоставление субвенций и субсидий из федерального, регионального и муниципального бюджетов на цели охраны природы возможно лишь в том случае, если они предусмотрены целевыми программами соответствующих уровней. В городах управление природоохранной деятельностью целесообразно ориентировать на расширение применения единых для всей страны природоохранных инструментов. Вместе с тем необходимо выявлять специфические особенности, характерные для конкретного города, и строить работу таким образом, чтобы эти особенности были учтены в максимальной мере.

В сельской местности происходит ослабление культурных традиций, разрыв сложившихся хозяйственных связей, сокращение населения и разрушение существовавших ранее форм местного самоуправления. В таких условиях для большинства сельских территорий России представляется особо важным разрабатывать программы, предусматривающие рост благосостояния не только за счет притока внешних инвестиций, но преимущественно за счет эффективного использования собственного капитала - природного и человеческого. Разработка и реализация природоохранных стратегий и плановдействий предполагает выполнение следующих мероприятий:

разъяснение населению возможностей устойчивого развития их региона; природопользование экономический механизм финансирование

рассмотрение альтернативных вариантов развития региона с точки зрения их выполнимости и обеспеченности ресурсами;

координация природоохранной стратегии в целях социально-экономического развития;

достижение широкого консенсуса между всеми заинтересованными сторонами по проблемам, целям и приоритетам развития.

При составлении плана следует руководствоваться следующей законодательной базой:

Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования":

представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий;

представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год;

По выбросам:

Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" (Постановление Госкомстата РФ от 29.09.2000 N 90)

Раздел 4 "Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу"

По отходам:

Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891)

В разделе ПНООЛР "Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях" приводится информация о проводимых и планируемых мероприятиях по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды. Представляются сведения о мероприятиях, направленных на:

снижение количества образования отходов;

внедрение технологий по переработке, использованию, обезвреживанию отходов;

организацию и дооборудование мест размещения отходов, не отвечающих действующим требованиям;

вывоз ранее накопленных отходов;

проведение производственного контроля обращения с отходами и мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами представляются в соответствии с образцом 2.17 Приложения 2.

При составлении планов следует исходить из масштабов плановых мероприятий, в целом ли для региона он составляется или для определенного предприятия. Соответственно и будут разница поставленные цели и задачи плана, региональный план решает, болен масштабные задачи, нежели план предприятия. План предприятия в первую очередь зависит от специфики предприятия (лесопромышленное, нефтепромышленное, сельскохозяйственное и т.д.)

Схематично любой план по охране природы включает в себя:

Введение - в нем отражаются задачи плана, необходимость его создания, разработки и внедрения предложенных в нем действий.

Цель - указываются основные цели плана.

Объем работ - указываются объемы требуемых работ и мероприятий, описывается необходимая подтверждающая документация.

Краткое описание проекта - описывается проект, его воздействие.

Основная часть, в которой описываются конкретные действия, их последовательность и чередование, полное их описание, требования к исполнителям, к объектам и действиям.

Для примера приведем отрывки из плана по охране природы Богучанской ГЭС мощностью 3000 МВт, разработанный Центром по экологической оценке «Эколайн» (Москва):

«1.1 Введение

Необходимость разработки и внедрения «Плана действий в области охраны окружающей среды и социальной ответственности» (ПДООССО, или План) обусловлена стандартами Международной Финансовой Корпорации (МФК)1, Принципами экватора и требованиями российского законодательства. Данный документ служит основой для выполнения всех требований международных финансовых институтов, разработки эффективной системы мониторинга и смягчения ожидаемых воздействий проекта…»

Цель разработки Плана состоит в том, чтобы сформулировать меры по смягчению возможных неблагоприятных воздействий проекта на окружающую среду и общество, компенсации или снижению их до приемлемого уровня; определить условия, необходимые для эффективного и своевременного внедрения этих мер и обеспечить их соответствие требованиям по охране окружающей среды. В Плане представлены предложения по мониторингу, природоохранным, компенсационным и иным мерам, которые должны быть предприняты во время строительства и эксплуатации объекта.»

«1.3 Объем работ

Смягчающие меры предлагаются только по тем элементам деятельности, для которых прогнозируется негативное воздействие на окружающую среду и общество.

При назначении мероприятий использовались следующие основные нормативные документы:

− политики, стандарты и руководства МФК;

− «Процедура экологической и социальной оценки проектов»-

«1.4 Краткое описание проекта

В настоящее время ведущие российские компании объединенная компания Российский алюминий» и ОАО «ГидроОГК» «Федеральная гидрогенерирующая компания» приступили к завершению строительства крупной гидроэлектростанции и плотины на реке Ангара в Восточной Сибири.

Завершение строительства гидроузла как источника энергии рассматривается…»

Основная часть:

«1.5.1 Строительство плотины и создание водохранилища

Воздействие на геологическую среду и рельеф территории

На геологическую среду может быть выражено в таких процессах как:

− формирование новой береговой линии;

− подтопление и заболачивание территории, активизация экзогенных процессов;

− всплывание торфяников на водохранилище;

− изъятие минеральных ресурсов;

− изменения гидрогеологического и гидрогеохимического режимов;

− наведенная сейсмичность.

Изъятие из обращения земельных ресурсов

В соответствии с предлагаемыми проектными решениями, предполагается изъять...»

6. Методы планирования охраны природы и государственные программы

Балансовый метод планирования заключается в согласовании потребностей в природных ресурсах с их наличием на предприятии, в данном регионе, республике, стране; количества отходов и вредных веществ с наличием трудовых, материальных и финансовых ресурсов для их утилизации, складирования, захоронения и т.п. Этот метод позволяет увязать воедино имеющиеся ресурсы - трудовые, материальные, финансовые и природные - с потребностями в них для обеспечения рационального природопользования и надлежащего качества окружающей среды. Потребность в ресурсах определяется на основе научно обоснованных норм расхода.

Нормативный метод планирования основан на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и передовых методов организации труда и производства. Под нормой понимают регламентированную величину абсолютного расхода природных и других ресурсов на единицу выпускаемой продукции или работ. Нормативами определяются потребность в различных ресурсах при выпуске определенной продукции или сроки выполнения работ. При добыче и переработке полезных ископаемых устанавливаются нормативы извлечения и использования минерального сырья, нормы расхода сырья, материалов, топлива, электрической энергии, воды, нормы и нормативы расходов на охрану окружающей среды.

Аналитический метод планирования основывается на проведении технико-экономического анализа эффективности использования ресурсов и состояния окружающей среды, выявлении неоправданных затрат и потерь природных ресурсов, сверхнормативного загрязнения окружающей среды и разработке мероприятий по рациональному и экономному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Программно-целевой метод заключается в определении главных направлений для достижения наибольших народно-хозяйственных результатов и концентрации ресурсов и усилий на их решение в определенные сроки. Каждая комплексная программа при этом методе планирования представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Метод экономико-математического моделирования, который называют также методом оптимального планирования, заключается в разработке многочисленных вариантов природоохранной деятельности и выборе из них наилучшего, обеспечивающего получение необходимого результата с наименьшими затратами ресурсов. Расчеты выполняются с применением ЭВМ.

Метод экспертных оценок используют на стадиях разработки проектных решений рационального природопользования в условиях недостаточной информации о конечных результатах. Он базируется на использовании опыта других предприятий, аналогичных проектов, укрупненных норм и нормативов с учетом современных требований науки и практики.

С целью обеспечения наибольшей достоверности и обоснованности плановых заданий в практике планирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов применяют одновременно несколько из вышеперечисленных методов. Это позволяет всесторонне обосновать экологическую, экономическую и социальную эффективность реализации природоохранных мероприятий.

Важное место в планировании природопользования занимает анализ состояния природной среды и использования природных ресурсов. В результате анализа не только устанавливают уровень использования природных ресурсов, но и выявляют имеющиеся резервы дальнейшего улучшения состояния природной среды и улучшения использования природных ресурсов. Технико-экономический анализ состояния природопользования позволяет повысить экономическую эффективность плановых решений, выявить имеющиеся резервы снижения необходимых затрат на достижение нормативного качества природной среды и более рациональное использование природных ресурсов.

Различение в сведениях о поверхности земного шара и распределении на ней геологических явлений, климата, населения и пр. определенной систематичности приводит к возникновению теории географического детерминизма, которая представляет интерес для экономистов по причине моделирования в ней наличия строгих организаций для экономических ресурсов. Существование данной проблематизации в экономике обусловило и разработки различных методик оценки природных ресурсов, сопряженных с теорией географического детерминизма.

Основной программой в области природопользования являются:

Государственная программа «Охрана окружающей среды»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации.

Минприроды России определен ответственным исполнителем по разработке государственной программы «Охрана окружающей среды».

Соисполнителями по разработке программы определены Росприроднадзор, Росгидромет, Минпромторг России, Ростехнадзор.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р основными направлениями реализации данной государственной программы являются:

обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды;

сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;

сохранение территорий, занятых государственными заповедниками и национальными парками;

повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии.

повышение эффективности функционирования системы экологического надзора;

повышение эффективности функционирования экологической экспертизы;

реализация федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы».

Список литературы

Арустамов Э. А. Природопользование: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2003.

Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: учеб. пособие. - М. : ТЕИС, 2005

Трушина Т. П. Экологические основы природопользования. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. (Сер. «Учебники XXI века»).

Шимова О. С. Экономика природопользования. - М. : Инфра-М, 2005

Экономика природопользования: Уч. пособие / Под ред. Н.Е. Пахомовой и Г.В. Шалабина. С-Петербург: Изд-во С-Петербург. Ун-та, 1993.

Экономика природопользования на предприятиях Минэкологии РФ. М.,1992.

Яндыганов Я.Я. Планирование и управление природопользованием на предприятиях. Свердловск: СИНХ, 1989. 25 с.

Г. Хаймен открыл феномен «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.

Референтные группы - группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

Г. Келли выделил две функции реф. групп: сравнительную (как эталон для сравнения своего поведения с ней) и нормативную (для нормативной оценки его).

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства , иногда как группа, возникающая внутри группы членства . В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтное» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований. Почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»).

Проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, есть констатация того, какая группа является для индивида референтной, но нет объяснений, почему именно - она.

53. Групповая динамика в малой группе

Термин «групповая динамика» может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях.

1. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина . Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем.

2. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае - особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов.

3. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп , причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится). Далее, этотрадиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива - в социально-психологическом разрезе - могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

Эталонные (референтные) группы

Ключевые понятия темы

Референтная группа.

Группа социального взаимодействия. Реальная референтная группа.

Воображаемая референтная группа

как результат социального конструирования.

Связь индивида с референтными группами.

Позитивная эталонная группа.

Негативная эталонная группа.

Относительный характер референтных групп.

Информационная референтная группа. Эксперты.

Группа самоидентификации.

Ценностная референтная группа.

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения (Marshall 1996: 441).

Наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой , являющейся результатом социального конструирования , выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка".

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.

Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа - это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа - это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Набор референтных групп имеет относительный характер . Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон ("Не дай Бог быть на них похожими"). В этом случае говорят: "Ты вырядился (-лась), как:". В нашем обществе в качестве такого "комплимента" может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, "крутым" бандитом и т.д.

Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа - это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие "на своей шкуре" данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупке марки товара.

б) Эксперты , то есть специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.

Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом встала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников - дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами.

Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение - это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция - как негативная. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара. Однако эксперт - это всегда узкий специалист, и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.

Референтная группа самоидентификации - это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, "с волками жить - по-волчьи выть". Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как "подобающий" для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней "неприличным", "странным".

Ценностная референтная группа - это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают "звезды" спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

(4) Утилитарная референтная группа - это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается, и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, "высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир" (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение - насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon and Bitta: 277).

При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим - сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа ("Кока-кола", маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.

При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.

Предметы

необходимости

Предметы

Публичное потребление

Предметы первой необходимости публичного потребления

Влияние РФ

1) На тип продукта - слабое (потребляют почти все).

2) На торговую марку - сильное (марка - символ престижа).

Примеры: ручные часы, костюм.

Предметы роскоши публичного потребления.

Влияние РФ

1) На тип продукта - сильное (сам продукт является символом).

2) На торговую марку - сильное.

Примеры: автомобили высокого класса, заграничные курорты, драгоценные украшения.

Приватное потребление

Предметы первой необходимости приватного пользования.

Влияние РФ

1) На тип продукта - слабое.

Примеры: матрас, постельное белье, нательное белье и т.п.

Предметы роскоши приватного потребления.

Влияние РФ

1) На тип продукта - сильное.

2) На торговую марку - слабое.

Примеры: компьютерные игры, кухонный комбайн, электрический нож.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Loudon D., Bitta A.J. Della. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. N.Y., 1988.

Peter J.P., Olson J.C. Consumer Behavior and Marketing Strategy. Third edition. Boston, Homewood, 1993.

Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения (Marshall 1996: 441).

Наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

2. Типология референтных групп

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой , являющейся результатом социального конструирования , выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка".

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.

Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа - это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа - это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Набор референтных групп имеет относительный характер . Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон ("Не дай Бог быть на них похожими"). В этом случае говорят: "Ты вырядился (-лась), как:". В нашем обществе в качестве такого "комплимента" может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, "крутым" бандитом и т.д.

Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа - это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие "на своей шкуре" данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупке марки товара.

б) Эксперты , то есть специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.

Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом встала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников - дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами.

Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение - это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция - как негативная. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара. Однако эксперт - это всегда узкий специалист, и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.

Референтная группа самоидентификации - э то группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, "с волками жить - по-волчьи выть". Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как "подобающий" для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней "неприличным", "странным".

Ценностная референтная группа - это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают "звезды" спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

(4) Утилитарная референтная группа - это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается, и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, "высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир" (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение - насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon and Bitta: 277).



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях