Стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в целях. Аудиторские стандарты. Иерархия аудиторских правил

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под-тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан-дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе-чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль-зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес-печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

Разработкой таких профессиональных норм на международном уров-не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж-дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведе-ны в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и не-обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред-ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко-водство по их применению.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

Финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

Понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра-ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об-зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на-логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

Выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде-ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь-зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен-ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

При проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи-нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме-нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди-тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

Аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа-ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи-тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию .

Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от-ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди-та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между-народные стандарты используются в качестве базы для создания собст-венных подобных стандартов.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна-родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте-чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди-торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор-ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио-нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др.

Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре-ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле-дующие разделы:

Общие положения - формулируется цель и задачи стандарта, объект

стандартизации и сфера применения;

Основные понятия и определения - содержатся определения аудитор-ских терминов и их краткая характеристика;

Сущность стандарта - обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

Практические приложения - отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.

В экономической литературе описаны две классифи-кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы:

Общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес-сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза-висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы-полняемой работы, и др.

Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче-ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по-лучения доказательных материалов и др.

Правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от-ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).

Вторая классификация построена аналогично классификации Между-народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4).

Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ-ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла-ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра-циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре-бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа-ций" внутренние стандарты аудиторской организации - это до-кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще-ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам-ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель-ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди-торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель-ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи-зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

Целесообразности - иметь практическую пользу;

Преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут-ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

Логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело-стность и ясность изложения;

Полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

Единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи-зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про-верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от-четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо-димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши-бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели-чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско-вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха-нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде-ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по-ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.

Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

Общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня-тий, сферы применения;

Цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про-блемы, решение которых обеспечивается его применением;

Определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом:

Оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста-вить согласно требованиям стандарта;

Перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково-дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначе-нию могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.).

Наименование групп внутренних стандартов

Наименование видов внутренних стандартов

1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту

1.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру

1.2. Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности

1.3. Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации

1.4. Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов

2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита

2.1. Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора

2.2. Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита

2.3. Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля

2.4. Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств

2.5. Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц

2.6. Стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита

3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов

3.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений

3.2. Стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

3.3. Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью

Продолжение

4. Специализированные стандарты

4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений

4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов

5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг

5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудито-ра по специальным аудиторским заданиям

5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации

6. Стандарты по образова-нию и подготовке кадров

6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов

6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров

Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают-ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут-верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель-ными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко-вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан-дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото-рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек-тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при-ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер-ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло-жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле-ния аудиторской организации.

Аудиторская деятельность всегда ведется по строгим правилам, определяющим единообразные порядок, принципы, методы и иные характеристики проверки. Такие правила разрабатываются и утверждаются на различных уровнях. До недавнего времени российские аудиторы работали по нормам, определяемым федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако с 2017 года ситуация изменилась.

Иерархия аудиторских правил

Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:

  • международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
  • федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
  • внутренние стандарты объединений аудиторов.

Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином - 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.

Обязательно ли применение ФСАД

С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.

Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.

Чем отличаются международные и федеральные правила

Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.

Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.

Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.

Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.

Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.

Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.

Как отразится на бизнесе переход к международным правилам проверок

Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.

Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.

Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.

Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).

Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).

Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

N Правила
(стандарта)

Наименование
стандарта

Группа 1. Основные принципы

Цель и основные
принципы аудита
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, цель аудита, общие принципы
аудита, объем аудита, разумная
уверенность, ответственность за

Группа 2. Ответственность аудиторов

Согласование условий
проведения аудита

Введение, договор оказания аудиторских
услуг, повторяющийся аудит, изменение
аудиторского задания, приложение
Пример письма о проведении аудита

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

Введение, ошибки и недобросовестные
действия; ответственность представителей
собственника и руководства аудируемого
лица; обязанности аудитора; аудиторские
процедуры при обстоятельствах,
указывающих на возможные искажения
финансовой (бухгалтерской) отчетности
Влияние искажений финансовой
(бухгалтерской) отчетности на
аудиторское заключение, документирование
факторов риска и дополнительных
аудиторских процедур, официальные
заявления и разъяснения руководства,
сообщение информации, неспособность
аудитора завершить аудиторское задание
Приложение N 1. Примеры факторов риска,
связанных с искажениями в результате
недобросовестных действий

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

1. Факторы риска, связанные с
искажениями в результате

(бухгалтерской) отчетности
особенностям руководства аудируемого
лица и его влиянию на контрольную среду
Факторы риска, относящиеся к состоянию
области деятельности аудируемого лица
Факторы риска, относящиеся к
характеристикам хозяйственной
деятельности и финансовой стабильности
2. Факторы риска недобросовестных
действий, связанные с искажениями в
результате незаконного присвоения
активов
Факторы риска, связанные с
подверженностью активов присвоению
Факторы риска, связанные со средствами
контроля
Приложение N 2. Примеры модифицирования
аудиторских процедур в качестве реакции
на оценку факторов риска, связанных с
искажениями в результате
недобросовестных действий
1. Профессиональный скептицизм
2. Распределение обязанностей среди
членов аудиторской группы
3. Учетная политика
4. Средства внутреннего контроля
5. Модификация характера, временных
рамок и объема процедур
6. Особенности процедур, относящихся к
конкретному остатку по счету
бухгалтерского учета, группе однотипных
хозяйственных операций и предпосылке
подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности
7. Меры по поиску искажений в результате
недобросовестного составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности
8. Меры по поиску искажений, возникающих
в результате присвоения активов
Приложение N 3. Примеры обстоятельств,
указывающих на возможные
недобросовестные действия или ошибку

Учет требований
нормативных правовых
актов Российской
Федерации в ходе
аудита

Введение; ответственность руководства
аудируемого лица за соблюдение
нормативных правовых актов Российской
Федерации; рассмотрение аудитором
соблюдения законодательства Российской
Федерации аудируемым лицом; процедуры,
применяемые при выявлении фактов
несоблюдения нормативных правовых актов
Российской Федерации; сообщение о
несоблюдении нормативных правовых актов
Российской Федерации; отказ от
аудиторского задания
Приложение. Примеры фактов, которые
могут указывать на несоблюдение
аудируемым лицом нормативных правовых
актов Российской Федерации

Группа 3. Планирование и документирование аудита

Документирование
аудита

Введение, форма и содержание рабочих
документов, конфиденциальность,
обеспечение сохранности рабочих
документов и право собственности на них

Планирование аудита

Введение, планирование работы, общий
план аудита, программа аудита, изменения
в общем плане и программе аудита

Существенность в
аудите

Введение, существенность, взаимосвязь
между существенностью и аудиторским
риском, существенность и аудиторский
риск при оценке аудиторских
доказательств, оценка последствий
искажений

Оценка аудиторских
рисков и внутренний
контроль,
осуществляемый
аудируемым лицом

Стандарт включает содержание двух ранее
принятых Стандартов - N 8 и N 15.
Установлены единые требования к
пониманию деятельности аудируемого лица
и среды, в которой она осуществляется
Процедуры оценки рисков и источники
информации о деятельности аудируемого
лица
Оценка существенного искажения
информации
Сообщение информации, полученной по
результатам аудита, руководству
аудируемого лица и представителям
собственника
Информация о документации

Применимость
допущения
непрерывности
деятельности
аудируемого лица

Введение; факторы, оказывающие влияние
на непрерывность деятельности; действия
аудитора по планированию и проверке
применения допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица;
дополнительные аудиторские процедуры в
случае выявления факторов, касающихся
допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица; выводы аудитора и
аудиторское заключение; подписание или
утверждение финансовой (бухгалтерской)
отчетности значительно позже отчетной
даты

Аудиторская выборка

Введение; определения, используемые в
настоящем Правиле (Стандарте)
аудиторской деятельности; аудиторские
доказательства; учет риска при получении
аудиторских доказательств; отбор
элементов для тестирования с целью
получения аудиторских доказательств;
статистический и нестатистический
подходы к выборочной проверке,
построение выборки, объем выборки; отбор
подлежащей проверке совокупности
элементов; проведение аудиторских
процедур; характер и причина ошибок;
экстраполяция (распространение) ошибок;
оценка результатов проверки элементов в
отобранной совокупности
Приложение N 1. Примеры факторов,
совокупности для тестирования средств
внутреннего контроля
Приложение N 2. Примеры факторов,
влияющих на объем отобранной
совокупности для проверки по существу
Приложение N 3. Характеристика методов
отбора совокупности

Группа 4. Внутренний контроль качества аудита

Внутренний контроль
качества аудита

Введение, требования по обеспечению
качества аудита в ходе аудиторской
проверки; обязанности руководителя
аудиторской проверки по обеспечению
качества проведения аудита; этические
требования; принятие на обслуживание
нового клиента или продолжение
сотрудничества с клиентом по конкретному
аудиторскому заданию; формирование
аудиторской группы; выполнение задания;
мониторинг

Контроль качества
услуг в аудиторских
организациях

Введение; обязанности руководства
аудиторской организации по обеспечению
качества услуг, оказываемых аудиторской
организацией; этические требования;
принятие на обслуживание нового клиента
или продолжение сотрудничества; кадровая
работа; выполнение задания; мониторинг;
документирование

Группа 5. Аудиторские доказательства

Аудиторские
доказательства

Введение, достаточные надлежащие
аудиторские доказательства, процедуры
получения аудиторских доказательств

Получение
аудиторских
доказательств в
конкретных случаях

Введение, присутствие аудитора при
проведении инвентаризации материально-
производственных запасов, раскрытие
информации о судебных делах и
претензионных спорах, оценка и раскрытие
информации о долгосрочных финансовых
вложениях, раскрытие информации по
отчетным сегментам финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица

Получение аудитором
подтверждающей
информации из
внешних источников

Введение; связь процедур внешнего
подтверждения с оценкой рисков;
предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности, в отношении
которых могут быть получены внешние
подтверждения; подготовка запроса для
внешнего подтверждения; позитивные и
негативные внешние подтверждения;
пожелания руководства аудируемого лица;
особенности лиц, предоставляющих ответ
на запрос; процедура внешнего
подтверждения; оценка результатов
полученных ответов; получение внешних
подтверждений до отчетной даты

Особенности аудита
оценочных значений

Введение; особенности расчета оценочных
значений; аудиторские процедуры при
аудите оценочных значений; общая и
детальная проверка процедур, применяемых
руководством аудируемого лица;
использование независимой оценки;
проверка последующих событий; оценка
результатов аудиторских процедур

Аналитические
процедуры

Введение, сущность и цели аналитических
процедур, аналитические процедуры при
планировании аудита, аналитические
процедуры как разновидность аудиторских
процедур проверки по существу,
аналитические процедуры как общая
обзорная проверка финансовой
(бухгалтерской) отчетности, надежность
аналитических процедур, действия
аудитора при отклонении от ожидаемых
закономерностей

Группа 6. Использование работы третьих лиц

Использование
результатов работы
другого аудитора

Введение; назначение основного аудитора;
процедуры, выполняемые основным
аудитором; сотрудничество между
аудиторами; вопросы, требующие
рассмотрения при составлении
аудиторского заключения; разделение
ответственности

Рассмотрение работы
внутреннего аудита

Введение, объем и цели внутреннего
аудита, взаимоотношения между внутренним
аудитом и внешним аудитором, понимание и
предварительная оценка внутреннего
аудита, сроки взаимодействия и
координации, оценка эффективности
внутреннего аудита

Использование
аудитором
результатов работы
эксперта

Введение, определение необходимости
использования результатов работы
эксперта, компетентность и объективность
эксперта, объем работы эксперта, оценка
результатов работы эксперта, ссылка на
результаты работы эксперта в аудиторском
заключении

Группа 7. Выводы и отчеты в аудите

Аудиторское
заключение по
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение; основные элементы аудиторского
заключения; аудиторское заключение;
модифицированное аудиторское заключение;
обстоятельства, которые могут привести к
выражению мнения, не являющегося
безоговорочно положительным

Аффилированные лица

Введение, наличие связанных сторон и
раскрытие информации о них, проверка
операций со связанными сторонами,
заявление руководства аудируемого лица,
выводы аудитора, аудиторское заключение

События после
отчетной даты

Введение; события, произошедшие до даты
подписания аудиторского заключения;
отражение событий, произошедших после
даты подписания аудиторского заключения,
но до даты предоставления пользователям
финансовой (бухгалтерской) отчетности;
отражение событий, обнаруженных после
предоставления пользователям финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
осуществление эмиссии ценных бумаг

Особенности первой
проверки аудируемого
лица

Введение, аудиторские процедуры при
первой проверке аудируемого лица,
особенности аудиторского заключения при
первой проверке аудируемого лица.
Приложение. Примерный фрагмент
завершающей части аудиторского
заключения, включающего оговорку в связи
с неучастием аудитора в инвентаризации
материально-производственных запасов

Сообщение
информации,
полученной по
результатам аудита,
руководству
аудируемого лица и
представителям его
собственника

Введение; надлежащие получатели
информации; информация, которую следует
сообщать руководству аудируемого лица и
представителям его собственника; сроки
сообщения информации руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника; формы сообщения информации
надлежащим получателям;
конфиденциальность; нормативные правовые
акты Российской Федерации в части
предоставления аудитором информации

Заявления и
разъяснения
руководства
аудируемого лица

Введение, признание руководством
аудируемого лица ответственности за
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
аудируемого лица, использование
аудируемого лица в качестве аудиторских
доказательств, документальное оформление
заявлений и разъяснений руководства
аудируемого лица, действия аудитора при
отказе руководства аудируемого лица
представить заявления и разъяснения
Приложение. Образец письма-представления

Прочая информация в
документах,
содержащих
проаудированную
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность

Введение, доступ к прочей информации,
рассмотрение прочей информации,
существенные несоответствия,
существенное искажение фактов,
доступность прочей информации после даты
аудиторского заключения

Учет особенностей
аудируемого лица,
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность которого
подготавливает
специализированная
организация

Введение; вопросы, рассматриваемые
аудитором аудируемого лица; заключение
аудитора специализированной организации

Сопоставимые данные
в финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, соответствующие показатели,
сопоставимая финансовая (бухгалтерская)
отчетность
Приложение. Примеры аудиторских
заключений
Пример А. Аудиторское заключение,
абз. 1 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример Б. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
абз. 2 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример В. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 19 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Г. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 13 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Д. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
пп. "б" п. 21 Федерального правила
(стандарта) N 26

Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги

Основные принципы
федеральных правил
(стандартов)
аудиторской
деятельности,
имеющих отношение к
услугам, которые
могут
предоставляться
аудиторскими
организациями и
аудиторами

Введение; основные принципы финансовой
(бухгалтерской) отчетности; основные
принципы аудита и сопутствующих аудиту
услуг; уровни уверенности,
обеспечиваемой аудитором; аудит;
сопутствующие аудиту услуги,
ненадлежащее использование имени
аудитора
Приложение. Сравнительная характеристика
аудита и сопутствующих аудиту услуг

Выполнение
согласованных
процедур в отношении
финансовой
информации

Введение, цель выполнения согласованных

согласованных процедур в отношении
финансовой информации, определение
условий выполнения согласованных
процедур в отношении финансовой
информации, процедуры и доказательства,
подготовка отчета
Приложение. Пример отчета о фактах,
отмеченных при выполнении согласованных
процедур по проверке кредиторской
задолженности

Компиляция
финансовой
информации

Введение, цель компиляции финансовой
информации, общие принципы выполнения
компиляции финансовой информации,
определение условий компиляции
финансовой информации, процедуры,
подготовка отчета о выполнении
компиляции финансовой информации
Приложение. Примеры отчетов о компиляции
финансовой информации
1. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности
2. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности с текстом,
привлекающим внимание к существующим
отступлениям от основных принципов
составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности

Обзорная проверка
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, общие принципы выполнения
обзорной проверки, условия проведения
обзорной проверки, процедуры и
доказательства, подготовка заключения по
результатам обзорной проверки
Приложение 1. Примерный перечень
процедур, которые могут быть проведены в
ходе образной проверки финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Приложение 2. Пример заключения по
результатам обзорной проверки с
выражением безоговорочного
положительного мнения
Приложение 3. Примеры заключений по
результатам обзорной проверки,
содержащих мнение, не являющееся
безоговорочно положительным

Группа 9. Образование и подготовка кадров

Стандарты находятся в стадии разработки

Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.

Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .

Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.

Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.

Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.

Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.

Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).

Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.

Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.

Девятая группа находится в стадии разработки.

Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.


Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) - профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации , разработанные Министерством финансов . Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года ; на данный момент действуют 29 (5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита .

В настоящее время действует 29 стандартов. Список заканчивается номером 34, но пятый, шестой, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый стандарты утратили силу.

Список стандартов

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности . (основан на МСА 200)

5. Аудиторские доказательства .(Утратило силу)(МСА 500)

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности . (Утратило силу)(МСА 700)

7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту . (МСА 220)

8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 400)

10. События после отчетной даты . (МСА 560)

12. Согласование условий проведения аудита . (МСА 210)

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита . (Утратило силу)(МСА 240)

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита . (Утратило силу)(МСА 250)

15. Понимание деятельности аудируемого лица . (Утратило силу) (МСА 310)

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях . (МСА 501)

18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников . (МСА 505)

19. Особенности первой проверки аудируемого лица . (МСА 510)

21. Особенности аудита оценочных значений . (МСА 540)

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника . (МСА 260)

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица . (МСА 580)

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами . (МСА 120)

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация . (МСА 402)

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 710)

28. Использование результатов работы другого аудитора . (МСА 600)

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита . (МСА 610)

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации . (МСА 920)

31. Компиляция финансовой информации . (МСА 930)

32. Использование аудитором результатов работы эксперта . (МСА 620)

33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности . (МСА 910)

34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях . (МСА 220)

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011)

8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" в других словарях:

    Профессиональные стандарты аудиторской деятельности - к) профессиональные стандарты федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности … Официальная терминология

    РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - (англ. auditing regulation) – система мер по становлению и развитию рынка аудиторских услуг, а также по защите взаимных интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В некрых странах аудиторская деятельность… …

    ПРАВИЛА - (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих аудиту услуг, а также к по рядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Правила - (стандарты) аудиторской деятельности Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    АУДИТОРСКИЕ ПРАВИЛА - (СТАНДАРТЫ) (англ. audit rules and standards) – документ, регламентирующий единые требования к осуществлению аудиторских проверок и оформлению материалов по ним, а также к проведению сопутствующих им услуг, оценке качества аудита, порядку… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Аудит - (Audit) Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности Проверка какого либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом Содержание Содержание Оприделение История аудита в Древнем Мире Развитие аудита в Развитие… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование. Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый … Википедия

    Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый аудит Экологический аудит Социальный аудит … Википедия

    Министерство финансов - (Ministry of Finance) Определение Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Информация об определении Министерства финансов, права и задачи министерства финансов Содержание Содержание Определение Права Основные задачи минфина РФ … Энциклопедия инвестора

    Финансовый регулятор - (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Стандарты по аудиторской деятельности. Сборник нормативных актов , . Настоящее издание содержит федеральные стандарты аудиторской деятельности, правила аудиторской деятельности. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» иКодекс профессиональной этики

В мировой практике принято, что требования к организации и проведению аудита, оказания аудиторских услуг закрепляются в так называемых стандартах аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты устанавливают не только единые базовые правила проведения и единые требования к качеству и надежности аудита, но и определяют масштаб аудиторской деятельности, вопросы методологии, виды отчетов аудиторов, базовые принципы, которым должны следовать аудиторы. Использование аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

С изменением экономических условий аудиторские стандарты периодически пересматриваются с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В настоящее время существует система аудиторских стандартов, в рамках которой стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются, внедряются и продвигаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) - международной профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 160 национальных бухгалтерско-аудиторских организаций из 125 стран мира, в том числе и из России. Такие стандарты определяют основополагающие методы аудита, обеспечивают его соответствие возрастающим многочисленным требованиям в области международной аудиторской деятельности.

Основной целью Международной федерации бухгалтеров является создание глобальной системы стандартов, которая включает следующие основные элементы:

  • - Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ;
  • - международные стандарты аудита;
  • - международные стандарты образования;
  • - Международные аудиторские стандарты государственного сектора.

Российская Федерация в Международной федерации бухгалтеров представлена двумя объединениями: Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных Аудиторов» (полноправный член организации) и Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (член-наблюдатель организации).

Главной задачей функционирования этих объединений является всестороннее содействие внедрению и применению Международных аудиторских стандартов в нашей стране.

Необходимо заметить, что международные стандарты не превалируют над национальными стандартами.

В России сложилась и применяется система стандартов аудиторской деятельности, разработанная на базе Международных стандартов аудита. Данная система представлена следующими тремя направлениями.

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Представляют собой нормативно-правовые документы, которые регламентируют требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Данные стандарты утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, носящих рекомендательный характер.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности как правовая категория впервые появились в нашей стране в Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До их появления в нашей стране применялись только Правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения (ПСАД), которые обязательному применению подлежали до сентября 2002 г. Переход от них к федеральным стандартам обусловил во многом тот факт, что они не являлись правовыми актами.

С сентября 2002 г. до января 2009 г. происходила разработка и утверждение Правительством РФ федеральных стандартов второго поколения (ФПСАД). В этот период шла постепенная замена стандартов первого поколения на второе поколение, но до конца она так осуществлена и не была.

С января 2009 г. и по настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. (ред.от 01.12.2014 г) №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Министерством финансов РФ ведется разработка и утверждение федеральных стандартов третьего поколения (ФСАД). Данные стандарты постепенно должны заменить стандарты первого и второго поколения.

В настоящий момент обязательному применению подлежат федеральные стандарты второго и третьего поколения, а стандарты первого поколения носят рекомендательный характер.

2. Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Такие стандарты, разрабатываемые СРО для своих членов, в обязательном порядке должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тем, что устанавливают федеральные стандарты, если это обусловлено особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, эти стандарты не могут противоречить федеральным стандартам и не должны создавать препятствия для аудиторских организаций и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Помимо стандартов аудиторской деятельности каждая саморегулируемая организация принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, который обязаны соблюдать аудиторские организации, аудиторы в процессе аудиторской деятельности.. Данный кодекс должен быть одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

В настоящее время разрабатываются кодексы этики на основе так называемого модельного документа - «Кодекса этики аудиторов России» (одобрен Советом по аудиторской деятельности 31 мая 2007 г., протокол №56), который в свою очередь, основывается на базе «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» в редакции 2006 г., принятом Международной федерацией бухгалтеров. Также, саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают в обязательном порядке для своих членов Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые также подлежат одобрению Советом по аудиторской деятельности.

3. Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - это принятые и утвержденные аудиторской организацией документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, с целью обеспечения его эффективности. Такие стандарты рекомендовано разрабатывать на основе требований ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». К настоящему времени, практически все аудиторские организации имеют пакеты внутрифирменных стандартов аудита.

Внутрифирменные стандарты базируются на действующих законодательных и нормативно-правовых актах РФ, которые регулируют аудиторскую деятельность, а также учитывают рекомендации СРО аудиторов.

При разработке внутренних стандартов необходимо учитывать ряд следующих требований:

  • - целесообразность, т.е. стандарты должны иметь практическую пользу.
  • - преемственность и непротиворечивость - обеспечение согласованности и взаимосвязи с другими стандартами, опора на ранее принятые стандарты каждого последующего стандарта.
  • - логическая стройность, подразумевающая обеспечение четкости, целостности и ясности изложения формулировок.
  • - полнота и детализация - логически дополнять и развивать принципы и положения и полностью охватывать важные вопросы данного стандарта.
  • - единая терминологическая база, позволяющая иметь одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

К таким стандартам могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки и пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. В качестве дополнительных к ним могут разрабатываться приложения, выполняющие вспомогательную роль и разъясняющих отдельные положения внутренних стандартов.

Внутрифирменные стандарты являются частью системы внутреннего контроля и организационно-распорядительной документации. Они в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, когда это предусмотрено - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Поэтому, можно сделать вывод, что наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма аудиторской организации.