Таможенная территория рф. Понятие таможенной территории и таможенной границы. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

Таможенная территория рф. Понятие таможенной территории и таможенной границы. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница

С. Валова , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

В соответствии со статьей 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного его учета. Среди бюджетных организаций применение суммированного учета рабочего времени наиболее часто встречается на станциях скорой помощи и в учреждениях здравоохранения, имеющих стационары, поскольку их спецификой является оказание медицинской помощи в любое время суток и дней недели. О том, как оплачивать труд работников, которым установлен суммированный , мы поговорим в данной статье.

В чем особенность суммированного учета рабочего времени?

В соответствии с Трудовым кодексом рабочее время – это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, а работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ ).

Правила внутреннего распорядка работодатель утверждает с учетом мнения представительного органа работников организации (ст. 190 ТК РФ ). Кроме того, в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В зависимости от специфики работы работодатель может вести поденный, понедельный или суммированный учет рабочего времени.

Особенность суммированного учета заключается в том, что учет рабочего времени в отличие от поденного и недельного допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. При этом переработка в одни дни (недели) может погашаться недоработкой в другие дни (недели) с тем, чтобы в пределах определенного учетного периода общая продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа рабочих часов для этого периода (ст. 104 ТК РФ ). Таким образом, выполнение нормы труда – отработка нормированного числа рабочих часов – обеспечивается не за неделю, а за более длительный период (месяц, квартал, год).

Как устанавливается суммированный учет?

В соответствии со ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Он вводится на основании приказа руководителя по организации в целом или для определенных категорий сотрудников, при выполнении отдельных видов работ.

Для некоторых категорий работников суммированный учет рабочего времени устанавливается на основании специальных нормативных правовых актов. Например, в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил РФ , утвержденным Приказом Минобороны РФ от 16.05.2003 № 170 , суммированный учет рабочего времени устанавливается для членов экипажей судов.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (далее – Положение), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 , суммированный учет рабочего времени устанавливается для водителей учреждений здравоохранения. В соответствии с п. 12 Положения водителям скорой помощи продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Необходимые условия для расчета заработной платы

Введение суммированного учета в организации предполагает установление:

– продолжительности учетного периода (месяц, квартал, год);

– нормы рабочих часов за учетный период;

– графика работы.

Учетный период. Как уже было сказано выше, учетный период может иметь любую продолжительность – месяц, квартал, полугодие, но не более года (ст. 104 ТК РФ ). Как правило, он зависит от специфики учреждения и его производственного цикла.

Норма часов за учетный период. Показатель определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени на основании производственного календаря.

Например, допустимая продолжительность ежедневной работы медицинских работников указана в ст. 350 ТК РФ – не более 39 часов в неделю. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» , принятым в соответствии с указанной статьей, установлена еще более короткая продолжительность рабочего времени для некоторых категорий медицинских работников – от 36 до 24 часов в неделю. В учреждении здравоохранения установлен суммированный учет рабочего времени, учетный период – год. Норма часов рабочего времени по производственному календарю на 2008 год:

– при 36-часовой неделе – 1 793 часа;

– при 24-часовой неделе – 1 193 часа.

Учитывая изложенное, работодатель – учреждение здравоохранения должен определить норму часов для отдельных категорий медицинских работников не более приведенных выше, то есть 1 793 либо 1 193 часа.

График работы . Работодатель обязан организовать работу таким образом, чтобы сотрудник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, полностью отработал норму рабочего времени за учетный период. Для этого разрабатывается график сменности на учетный период, в котором определяется время начала и окончания работы, продолжительность смены, время междусменного отдыха.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие (ст. 103 ТК РФ ). Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде.
При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности нужно помнить, что работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

Оплата труда при суммированном учете

При суммированном учете рабочего времени, как правило, применяется повременная система оплаты труда – часовые тарифные ставки или должностные оклады.

Элементы системы оплаты труда – размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат – устанавливаются положением об оплате труда.

Если в учреждении используются часовые тарифные ставки, то оплата труда работника за месяц исчисляется исходя из фактически отработанных им часов в данном месяце.

В учреждении введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год. Часовая сотрудника составляет 35 руб. Согласно графику сменности он работает по 24 часа. В августе 2008 г. им отработано по графику семь рабочих смен.

Фактическое количество рабочих часов за август – 168 (24 ч x 7 смен).

Заработная плата, начисленная сотруднику за август, составила 5 880 руб. (168 ч x 35 руб.).

Если сотруднику установлен должностной оклад, то он оплачивается ему полностью при условии отработки всех смен в соответствии с графиком. Если же он отработал месяц не полностью, то ему начисляется пропорционально отработанному времени. В данном случае бухгалтеру необходимо рассчитать часовую тарифную ставку, которая определяется из нормативного количества рабочих часов в месяце.

Нормативное количество рабочих часов в месяце может быть рассчитано на основании нормы рабочего времени в часах:

– в текущем году;

– в учетном периоде;

– в данном месяце.

Законодательством порядок расчета часовой тарифной ставки не установлен, поэтому его необходимо закрепить в коллективном договоре или в положении об оплате труда.

В организации введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом квартал. Оплата труда водителя осуществляется исходя из должностного оклада в размере 13 000 руб. Согласно графику сменности он работает по 12 ч. В августе 2008 г. им отработано 10 смен вместо 14. В организации установлена 40-часовая рабочая неделя.

Рассчитаем заработную плату водителя за август.

Вариант 1. Часовая тарифная ставка рассчитывается исходя из нормы рабочего времени за год. Норма рабочего времени за 2008 год составляет 1 993 ч.

Нормативное количество рабочих часов в месяце – 166 (1 993 ч / 12 мес.).

Фактическое количество рабочих часов в месяце – 120.

Часовая тарифная ставка сотрудника – 78,31 руб. (13 000 руб. / 166 ч).

Заработная плата за август составит 9 397,20 руб. (78,31 руб. x 120 ч).

Вариант 2. Часовая тарифная ставка рассчитывается исходя из нормы рабочего времени за учетный период. Норма рабочего времени за II квартал 2008 года в соответствии с производственным календарем на 2008 год составляет 493 ч.

Нормативное количество рабочих часов в месяце – 164 ч (493 ч / 3 мес.).

Часовая тарифная ставка сотрудника – 79,27 руб. (13 000 руб. / 164 ч).

Заработная плата за август составит 9 512,40 руб. (79,27 руб. x 120 ч).

Вариант 3. Часовая тарифная ставка водителя рассчитывается исходя из месячной нормы рабочего времени по графику 40-часовой рабочей недели. Норма рабочего времени за август 2008 года в соответствии с производственным календарем на 2008 год составляет 168 ч.

Часовая тарифная ставка сотрудника – 77,38 руб. (13 000 руб. / 168 час).

Заработная плата за август составит 9 285,60 руб. (77,38 руб. x 120 ч.).

Сверхурочная работа

При суммированном учете работник в отдельные периоды времени может перерабатывать норму рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ ). Однако такая переработка считается сверхурочной работой только в том случае, если она имеет место по окончании учетного периода (ч. 1 ст. 99 ТК РФ ). При этом сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ ).

Работа, выполненная сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, должна оплачиваться как сверхурочная в соответствии со ст. 152 ТК РФ . За первые два часа она оплачивается не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Более высокие размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором, а также локальными нормативными актами.

Например, если учетным периодом является квартал, то в отдельные месяцы квартала работник может работать больше нормального числа рабочих часов, но если после окончания третьего месяца квартала фактические часы работы превысят нормативные, они должны быть оплачены в соответствии с трудовым законодательством.

Работнику установлена 40-часовая рабочая неделя. Его часовая тарифная ставка составляет 100 руб. Работник работает в режиме суммированного учета рабочего времени. Учетный период – квартал. Норма рабочего времени в III квартале 2008 г. – 528 ч (за июль – 184 ч; за август – 168 ч; за сентябрь – 176 ч).

По графику работник должен отработать в июле 190 ч, в августе – 159 ч, а в сентябре – 184 ч.

Она составит за июль – 19 000 руб. (100 руб. x 190 ч), за август – 16 800 руб. (100 руб. x 168 ч).

По итогам учетного периода работник отработает 533 ч (190 + 159 + 184), что превышает норму на 5 ч (533 - 528). Поскольку превышение имеет место по итогам учетного периода, данные часы являются сверхурочной работой. 2 ч сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, а оставшиеся 3 ч (5 - 2) – не менее чем в двойном размере.

Таким образом, заработная плата за сентябрь составит:

– по тарифной ставке – 17 900 руб. (100 руб. x 179 ч);

– оплата сверхурочных часов – 900 руб. (100 руб. x 2 ч x 1,5 + 100 руб. x 3 ч x 2).

Общая сумма заработной платы за сентябрь составит 18 800 руб. (17 900 + 900).

Работа в ночное время

Согласно ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22.00 до 6.00. Каждый час такой работы оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (ст. 154 ТК РФ ).

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» утверждено, что каждый час работы в ночное время оплачивается с повышением тарифной ставки не менее чем на 20%.

Для работников учреждений здравоохранения доплата за работу в ночное время установлена в размере 50% часовой тарифной ставки или должностного оклада за каждый час работы (п. 5.1 Приказа Минздрава РФ № 377 ).

В учреждении здравоохранения установлен суммированный учет рабочего времени для водителей автомобилей скорой помощи. Доплата за работу в ночное время составляет 50% часовой тарифной ставки. За август 2008 г. водителем отработано 180 ч, из них в ночное время 42 ч. Часовая тарифная ставка – 68 руб. Учетный период – месяц.

Рассчитаем заработную плату водителя.

Определим количество часов, отработанных сверхурочно:

Норма рабочих часов в августе 2008 года по производственному календарю составлят 168 ч. Общее количество сверхурочных часов в данном месяце – 12.

Заработная плата за дневные часы составит 9 384 руб. ((180 ч - 42 ч) x 68 руб.) (одинарный размер сверхурочных часов уже учтен).

Заработная плата за ночные часы – 4 284 руб. (42 ч x 68 руб. x 1,5).

Оплата за первые два часа сверхурочной работы – 68 руб. (68 руб. x 0,5 x 2 ч), оплата за остальные часы – 680 руб. (68 руб./ч x 1,0 x 10 ч).

Общая сумма зарплаты сотрудника за август 2008 года составит 14 416 руб. (9 384 + 4 284 + 68 + 680).

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Если рабочая смена работника по графику попадает на праздничный день, то его труд оплачивается в соответствии со ст. 153 ТК РФ :

– сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

– работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

– работникам, получающим оклад (должностной оклад):

в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;

в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретный размер оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день может устанавливаться также трудовым, коллективным договором либо иным локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 13/П-21 (далее – Разъяснение) работа в праздничные дни при суммированном учете рабочего времени включается в месячную норму рабочего времени. Оплата производится всем работникам за часы, фактически проработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

В учреждении установлен суммированный учет рабочего времени для сторожей. Доплата за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки. За май 2008 г. сторожем Ивановым С. А. отработано 159 ч, из них в ночное время – 42 ч, в праздничные дни – 10 ч. Часовая тарифная ставка – 48 руб. Учетный период – месяц.

Рассчитаем заработную плату сторожа.

Норма часов в мае 2008 года – 159, поскольку работа Ивановым С. А. выполнена в пределах месячной нормы, то оплата праздничных часов производится в размере одинарной часовой ставки сверх оклада.

Оплата праздничных часов составит 480 руб. (10 ч x 48 руб.).

Оплата за фактические часы работы – 5 616 руб. ((159 ч - 42 ч) x 48 руб.).

Общая сумма зарплаты сотрудника за май 2008 года составит 8 515,2 руб. (480 + 2 419,20 + 5 616).

Для работников с суммированным учетом рабочего времени работа в праздничные дни входит в месячную норму рабочего времени, и они должны выполнить эту норму, включающую и работу в нерабочие праздничные дни. Следовательно, при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Данная позиция основана на том, что правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании ст. 152 ТК РФ, так и ст. 153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной (п. 4 Разъяснения, Решение Верховного суда РФ от 30.11.2005 № ГКПИ05-1341).

Изменим условия примера 5. Ивановым отработано в мае 172 ч.

В данном случае фактически отработанные часы превышают месячную норму, поэтому оплата праздничных часов должна быть произведена в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада.

Оплата праздничных часов составит 960 руб. (10 ч x 48 руб. x 2).

Оплата за ночные часы – 2 419,20 руб. (42 ч x 48 руб. x 1,2).

Оплата за фактические часы – 6 240 руб. ((172 ч - 42 ч) x 48 руб.).

Количество сверхурочных часов в мае у Иванова – 13 (172 - 159). Нам следует оплатить только 3 ч (13 -10), поскольку 10 ч уже оплачены в двойном размере.

Оплата за сверхурочные часы составит 96 руб. (48 руб. x 2 ч x 0,5 + 48 руб. x 1 ч x 1) (одинарный размер сверхурочных часов уже учтен).

Общая сумма зарплаты сотрудника за май 2008 года составит 9 715,20 руб. (960 + 2 419,20 + 6 240 + 96).

Учет рабочего времени позволяет работодателю объективно и максимально полно определить характер и сумму вознаграждения каждого сотрудника в отдельности. Согласно статье 91 Трудового кодекса, рабочим временем принято считать временной отрезок, отведенный сотруднику для выполнения своих трудовых функций.

Особенности суммированного учета

В зависимости от специфики производства работодатель использует тот или иной вид учета трудового времени.

В современном администрировании практикуется:

  • поденный учет;
  • понедельный учет;
  • суммированный учет.

Наиболее распространен поденный учет. Он отталкивается от традиционных 8 часов ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе. К суммированному учету рабочего времени работодатели прибегают в силу объективных производственных обстоятельств.

В частности, он актуален в случаях, если:

  • сотрудник трудится по гибкому индивидуальному графику;
  • если выполнение профессиональных задач на производстве связано с организацией вахтового метода;
  • если на предприятии вводится многосменный режим;
  • если практикуется круглосуточное задействование работников для решения каких-либо задач на производстве.

Не существует ограничений для категории сотрудников, к которым работодатель может применять методику суммированного учета. Она актуальна как для всего персонала, так и для отдельных работников. Согласно статье 104 Трудового кодекса, суммированный учет рабочего времени - это хороший способ проконтролировать выполнение некоторых особенно специфических производственных задач.

В чем заключается своеобразие суммированного учета

Для реализации этого способа работодатель должен установить конкретный период, внутри которого и будут производиться все необходимые расчеты рабочего времени. Как правило, этот временной отрезок ориентирован на производственный цикл. За основу может браться месяц или неделя. Это самые распространенные формы, поскольку по ним удобнее проводить расчеты.

Также популярным способом учета является временной отрезок, равный году. Реже исчисления ведутся поквартально. Если речь идет о предприятии, содержащем потенциальную опасность для здоровья работников, то учетный период не превышает 3-х месяцев.

Кроме того, работодатель устанавливает норму рабочих часов за обозначенный временной отрезок. Согласно существующему законодательству, она должна равняться нормальному числу трудовых часов (обычно - 8 за смену). Возможно, часов будет меньше, но превышать их число нельзя. Данное положение озвучивается в статье 91 Трудового кодекса.

При этом подсчет трудового времени соответствует классической форме: в расчет берутся только те дни, в течение которых работник осуществлял фактически свои трудовые функции. То есть, находился на рабочем месте для решения производственных задач.

Из данного отрезка исключаются дни, отведенные на:

Важно, что дни, в которые работник сдавал кровь в качестве официального донора, также не входят в фактическое время работы.

Суммированный учет рабочего времени: расчет зарплаты

Выбор формы оплаты остается за работодателем. Какой бы не был способ начисления, он всегда ориентирован на нужды предприятия, организации или учреждения. Чаще всего устанавливаются обычные часовые тарифные ставки.

Это самый удобный вид, поскольку отталкиваясь от него, можно в одной ведомости отобразить выработанные временные отрезки и привязать к конкретному тарифу.

Часто используются также должностные оклады. В этом случае работа бухгалтерии упрощена, поскольку оклад является фиксированной величиной. К нему дополняются какие-то выплаты, связанные с премиальными и другими начислениями.

Суммарное количество выплат оговаривается в Коллективном договоре , который принимается на общем собрании. Возможно также введение на предприятии Положения об оплате труда .

В любом случае заработная плата рассчитывается по итогам учетного периода, на который ориентируется работодатель. Это дает возможность рассчитать количество отработанного времени по факту. Тем самым обеспечиваются максимально объективные начисления.

Таким образом, оклад оказывается прикрепленным к временной норме, которую работник обязан выработать в принятый руководством учетный период.

На предприятиях возможны переработки при выполнении задач разной степени сложности. В этом случае все трудовые мероприятия, выполненные сотрудником сверх учетного периода, также учитываются при начислении зарплату. Они рассматриваются как возможность фактического увеличения заработной платы.

В бухгалтерии меньше всего времени тратится на расчет зарплаты с использованием фиксированной тарифной ставки. В этом случае начисления отражаются в следующей формуле:

Заработная плата = Тарифная ставка * Отработанные часы.

При суммированном учете рабочего времени: пример расчета позволяет увидеть наглядно все исчисления, производимые в бухгалтерии. Например, компания практикует суммированный учет рабочего времени за отчетный месяц. Работник выполняет обязанности, согласно тарифной сетке, со ставкой в 200 руб. При этом ему положен сменный график по 14 часов в режиме «два на два дня».

Это значит, что за месяц он выработал 14 рабочих смен. Соответственно, ему положена зарплата за 196 рабочих часов. А дальше зарплата в бухгалтерии начисляется по формуле:

39 200 (руб.) = 196 * 200 (руб.)

Как ведется суммированный учет для сверхурочников

Если у работодателя нет возможности предложить персоналу стабильный 8-часовой рабочий день, вводится суммированный учет отработанного времени.

Например, разносчик газет и квитанций ЖКХ работает 12 часов или 14 часов в день. В этом случае работодатель допускает посменный режим для него, что даст возможность компенсировать переработки в какие-то дни.

Но даже в этом случае невозможно исключить сверхурочную работу. Оптимальным решением суммированного учета рабочего времени в 2018 году при сменном графике является начисление доплаты, рассчитанной по итогам конкретного учетного временного отрезка.

Первые 2 часа сверхурочной работы оплачиваются в полуторном размере. Все дальнейшие часы сверхурочной работы должны оплачиваться в двойном размере или больше.

Данное положение закреплено в трудовом кодексе. Однако по личной инициативе работодателя допускается увеличенное вознаграждение за переработку. Кроме того, компенсация может быть предложена не в денежном эквиваленте. Работники часто соглашаются на предоставление дополнительных выходных.

Существуют ограничения на сверхурочную работу:

  • За 2 дня работы переработка не должна превышать 4-х часов.
  • За 12 месяцев переработка не должна превышать 120 часов.

Простой рабочий день может совпасть с праздничным. Этот день будет оплачен обычно. В том случае, если работа в праздничный день не входит в норму рабочего времени по графику сотрудника, значит, она рассматривается как переработка. Соответственно, ее оплата за этот день будет в 2 раза больше, чем в обычные дни. Допускается, также как и в других случаях переработки, замена денежной компенсации выходными.

Как оформляется суммарный учет

Работодатель должен получить конкретному сотруднику разработать график работы каждой штатной единицы, для которой практикуется суммированный учет. Затем он утверждается администрацией и принимает форму Приказа по производству.

Весь коллектив должен быть ознакомлен с приказом по предприятию, в котором оговариваются правила внутреннего распорядка.

За доведение до сведения коллектива утвержденного графика работы отвечает специальная информационная служба. Уведомление персонала позволит избежать конфликтных ситуаций впоследствии при начислении заработной платы или при возникновении спорных вопросов.

В том случае, если график для работников, для которых практикуется суммированный учет, не установлен на предприятии, то данная категория сотрудников работает в рамках общего рабочего режима. Соответственно, переработанные сверх нормы часы расцениваются как переработка. Это является основанием для дополнительных выплат, согласно Трудовому кодексу.

Установленный Трудовым кодексом рабочий день не всегда может состоять из 8 часов, как и неделя в определенных случаях превышает 40-часовую норму или далеко не дотягивает до нее. Это связано с тем, что особенности той или иной профессии и специфика работы (например, требующей круглосуточного контроля) предполагают установление посменного графика работы для сотрудников. И тогда работодатель использует суммированный учет рабочего времени. Какова его суть и как правильно учитывать отработанные часы, расскажем в статье.

Когда суммированный учет – необходимость

Ведение учета рабочего времени каждого сотрудника на предприятии входит в обязанность работодателя. Это правило закреплено в ст. 91 ТК РФ. Выделяют три типа учета:

  • Поденный. Применяется тогда, когда работники трудятся по одному и тому же графику ежедневно.
  • Недельный. Применяется тогда, когда график работы в течение недели может меняться, и учитывается при этом только общая временная продолжительность.
  • Суммированный. Данное понятие используется тогда, когда два предыдущих типа учета применить невозможно. Причиной могут быть вредные условия труда, непрерывное производство, нюансы профессии (педагоги, медики) и прочее.

Суммированный учет времени нужен для того, чтобы следить за выполнением установленных законодательством часовых норм и производить соответствующую фактической отработке оплату труда. Вести его необходимо при условии соответствия отработанных сотрудниками часов рассчитанным нормам за учетный период, которым может стать месяц, квартал или год – не больше (при вредных условиях труда – не больше 3 месяцев).

Продолжительность рабочей недели для разных категорий граждан различается.

40 часов – общая норма. Для медработников – это 39 часов, при вредных условиях труда – 36 часов, для инвалидов и несовершеннолетних от 16 лет – 35 часов, для детей до 16 лет – 24 часа. При этом непрерывных выходных часов в неделю должно быть минимум 42 часа (ст. 100 ТК РФ). Эти моменты учитываются при расчете норм. И если использование суммированного учета времени при гибком графике работы сотрудников или нестабильном рабочем дне просто допускается, то в случае вахтового формата работы он является обязательным ( ТК РФ).

В рассматриваемой системе учета времени есть плюсы и минусы. Главным преимуществом для руководителя является возможность контролировать соблюдение установленных законодательством норм при введении . Кроме того, зная суммарное время, которое должно быть отработано на предприятии, можно оперативно реагировать на обстоятельства: укомплектовать персонал согласно объему работ, учесть отпуска работников. Недостатком является трудность в расчете оплаты труда, когда она фиксируется окладом.

Расчет нормы для суммарного учета времени

Порядок определения нормы рабочего времени сотрудников в часах устанавливается Приказом Минздравсоцразвития РФ № 588н . Для расчета за основу берется стандартная 40-часовая неделя (или такая, которая подходит для категории сотрудников на предприятии). Ее норма делится на 5 рабочих дней и умножается на фиксированное количество рабочих дней в учетном периоде – в месяце, квартале или за год – согласно пятидневной рабочей неделе. При этом вычитаются часы, на которые сокращены рабочие дни перед праздничными днями. Данные нормы прописаны традиционно в производственном календаре .

Приведем пример расчета нормы рабочего времени на май 2017 года:

40/5 х 20 рабочих дней – 0 (предпраздничные дни выпадают на выходные, поэтому нет сокращенных часов) = 160 часов.

Полученный результат значит, что один сотрудник на предприятии должен проработать 160 часов, чтобы получить полную оплату своего труда. Аналогично происходит определение нормы рабочего времени за квартал и год. Помните о том, что из установленной нормы вычитается время, когда сотрудник был в отпуске, на больничном или в командировке, но за ним сохранялось рабочее место.

Расчет оплаты труда при введении суммарного учета

При введении суммированного учета отработанного времени работодатель сам устанавливает порядок начисления . Это может быть конкретная часовая ставка, и тогда расчет производится путем умножения фактически отработанных часов на установленную ставку. Или же для сотрудников может быть установлен оклад. И в этом случае есть два варианта определения размера выплат.

Первый вариант

Например, ставка сотрудника, работающего при суммированном учете рабочего времени, в месяц составляет 20000 рублей. Для расчета нормы используется 40-часовая неделя. Во 2-м квартале 2017 года норма составляет 488 рабочих часов, из которых 160 часов – в апреле, 160 часов – в мае, 168 часов – в июне. Сотрудник фактически проработал в апреле 150 часов, в мае – 169 часов, в июне – 169 часов. Зарплата будет определяться так:

Апрель: (20000 / 160 х 150) = 18750 рублей.

Май: (20000 / 160 х 169) = 21125 рублей.

Июнь: (20000 / 168 х 169) = 20119 рублей.

Этот способ неудобен тем, что расчет ставки за час придется производить ежемесячно.

Второй вариант

Более удобный способ высчитать ставку за 1 час работы для сотрудников – вывести среднюю цифру за год. Для этого вернемся к нашему примеру из первого варианта, но в качестве учетного периода возьмем 2017 год, в котором норма рабочего времени составляет 1973 часа. Часовая ставка будет составлять 20000 рублей / (1973часов / 12 месяцев), или 121,65 рубля. В этом случае зарплата во 2-м квартале рассчитывается так:

Апрель: (121,65 х 150) = 18247,5 руб.

Май: (121,65 х 169) = 20558,85 руб.

Июнь: (121,65 х 169) = 20558,85 руб.

Оплата сверхурочной работы

Случается, что по разного рода причинам сотрудник отрабатывает больше установленной в сумме нормы времени. Понятие сверхурочной работы закреплено в ст. 99 ТК РФ. Она допустима при согласии сотрудника в случае необходимости закончить начатую работу, неявки другого сотрудника на место, не допускающего простоя, или в других ситуациях. Без согласия сотрудник тоже может быть привлечен к сверхурочной работе, если от этого зависит очень многое: например, в период военного положения, для предотвращения катастроф или на общественное благо. В любом случае данная работа оплачивается на порядок выше обычной.

Согласно ст. 152 ТК РФ, первые 2 часа сверхурочной работы оплачиваются по 1,5 ставке, последующие – по двойной. Однако здесь возникает спорный момент. Учетный период каждый работодатель для себя выбирает сам, и сотрудник может отработать дополнительно 20 часов к установленной норме за месяц или год – разница очень большая. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд в Решении № АКПИ12-1068 , где уточняется, что сверхурочными считаются часы, отработанные по окончании рабочей смены согласно графику, а не по итогам учетного периода. При этом сотруднику можно дать переработать не больше 4 часов в течение 2 дней подряд и не более 120 часов в год.

Оплата неотработанного по норме времени зависит от обстоятельств, по которым это случилась. Если работник не выполнил часовую норму по вине работодателя (в силу производственных причин), то оплата производится в размере 2/3 от его средней зарплаты. Если в ситуации виноваты неправильно продуманные организационные моменты, то компенсация неотработанного времени в пользу сотрудника производится полностью. Отказ в оплате работодатель может дать в том случае, если работник сам виноват в недоработке своей нормы.

Что нужно для оформления суммарного учета времени

Чтобы ввести на предприятии суммарный учет рабочего времени, требуется оформить определенные документы и придерживаться правильного алгоритма. Можно выделить в данном процессе ряд этапов:

  1. Вносятся изменения или дополнения в ПВТР (правила внутреннего трудового распорядка). Это правило закреплено в ст. 104 ТК РФ. Может быть произведено издание документа в новой редакции или составлен соответствующий приказ. В обоих случаях сотрудники знакомятся с нововведениями под личную подпись.
  2. Издается приказ о введении суммированного учета.
  3. Уведомляются сотрудники о внесении изменений в трудовые договоры. Ст. 74 ТК РФ установлена обязанность работодателя сделать это за 2 месяца до вступления изменений в силу.
  4. Составляются дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.
  5. Составляются графики работы и даются на ознакомление сотрудникам. Они могут формироваться на любой период и выглядеть так, как необходимо предприятию: 12 часов, 2 через 2, сутки через трое и т.д. Сверхурочные часы не могут быть включены в график, а вот их нехватка – вполне, но тогда работодатель обязан компенсировать сотруднику недостающее время (ст. 155 ТК РФ).
  6. Ведется учет соответствия нормам и производится оплата труда по часам. Регулярно должны заполняться табели учета рабочего времени для каждого работника.

Итоги

Введение суммарного учета отработанного времени для работодателя сулит некоторые трудности: приходится переоформлять документы, внедрять новые правила в коллектив, возможно, прощаться с несогласившимися сотрудниками. Но это важная мера, которая позволяет соответствовать букве закона. Без суммарного учета невозможно правильно отследить выполнение работ по заданным параметрам, нельзя узнать, имеются ли сверхурочные часы, которые необходимо оплатить сотруднику. Соблюдая все условия внедрения новой системы учета, вы сможете избежать серьезных правовых рисков.

Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С. 52-54.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может, как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов / Отв., ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8-16 ТК РФ (ст. 58-154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).


Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Свободные зоны эффективно используются для поднятия уровня социально-экономического развития отсталых районов.
Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти.
В пределах одного государства (страна А) может существовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к таможенной территории другого государства (страна Б).
В этом случае данная территория является таможенным анклавом страны Б и таможенным эксклавом страны А.
В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.
Образование таможенных анклавов и эксклавов происходит на основе международно-правовых договоренностей.
Таможенный союз
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам.
В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.
Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную таможенную территорию.
Единая таможенная территория - отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограничений свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, ведет к созданию общего рынка.
Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Система таможенных органов включает: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.
После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

Еще по теме Понятие таможенной территории:

  1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации
  2. Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику