Если сотрудник отработал за месяц установленную норму времени и выполнил установленные трудовые обязанности, его заработная плата не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С 1 января 2013 года величина федерального МРОТ составляет 5205 рублей в месяц (ст.133 ТК РФ, ст.1 Закона от 03.12.2012г. №232-ФЗ). С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда будет увеличен до 5554 руб. Между тем, региональными соглашениями о минимальной зарплате в субъектах РФ может быть установлена другая величина, даже больше федеральной (ст.133.1 ТК РФ).
В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения. Вместе с тем, в данный момент величина МРОТ составляет около 69% процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения на I квартал 2013 года – 7633 руб. (постановление Правительства РФ от 27.06.2013г. №545). Как следует из ст.421 ТК РФ порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом, которого пока нет.
Согласно некоторым отраслевым соглашениям заработная плата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума. В частности, это относится к нефтегазовой отрасли, где месячная тарифная ставка рабочего I разряда не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (п.3.1 отраслевого соглашения от 07.12.2010г.). С перечнем отраслевых соглашений можно ознакомиться на сайте Роструда РФ.
При этом для коммерческих предприятий отраслевые соглашения обязательны, только если они к ним присоединятся (ст.48 ТК РФ). Организации считаются присоединившимися к отраслевому соглашению, если в течение 30 календарных дней с даты опубликования соответствующего предложения (в «Российской газете») они не направили в Минздравсоцразвития России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему (ст.48 ТК РФ, п.3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007г. №260).
Правительство РФ каждый квартал устанавливает величину прожиточного минимума в целом по стране. Исполнительные органы власти определяют прожиточный минимум по каждому региону. При этом величину прожиточного минимума можно узнать из официальной прессы или на сайтах администраций соответствующего субъекта РФ (ст.133 ТК РФ, ст.4, 7 Закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ). Например, Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.10.2013 г. № 583-п установлена величина прожиточного минимума по Волгоградской области за 3 квартал 2013 года в расчете на душу населения – 6665 рублей; для трудоспособного населения – 7193 рубля; для пенсионеров – 5456 рублей; для детей – 6544 рубля.
При установлении регионального размера минимальной зарплаты власти регионов ориентируются на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (ч.3 ст.133.1 ТК РФ). При этом на организации, которые финансируются из федерального бюджета, региональный размер минимальной зарплаты не распространяется (ч.2 ст.133.1 ТК РФ).
Так, на основании СОГЛАШЕНИя АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗОВ, ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.07.2010 № С-111/10 (с изменениями на 10.07.2013г.) минимальная заработная плата в Волгоградской области, в частности, для внебюджетного сектора экономики, устанавливается в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области.
Присоединиться к региональному соглашению о минимальной зарплате могут все организации региона, даже если они не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения (ч.7 ст.133.1 ТК РФ). Если в течение 30 календарных дней компания не пришлет письменный мотивированный отказ, считается, что она согласна с региональным соглашением. Это значит, что организация будет обязана с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную зарплату сотрудникам не ниже регионального размера минимальной зарплаты. Если же организация решит не присоединяться к соглашению, она направляет письменный отказ в субъект РФ, а его копия передается в территориальное отделение Роструда (ч.8-11 ст.133.1 ТК РФ).
Важно отметить, что если организация выплачивает сотрудникам заработную плату ниже величины среднеотраслевого заработка, установленного на территории региона, это может повлечь за собой выездную налоговую проверку предприятия (приказ ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333).
За выплату заработной платы в размерах ниже МРОТ предусмотрена административная и уголовная ответственность. В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 руб., организация – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Причем за повторное нарушение руководителю грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч.2 ст.5.27 КоАП РФ).
Кроме того, подобное нарушение можно квалифицировать как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору. В данном случае руководителю организации могут вынести предупреждение или оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей (ст.5.31 КоАП РФ).
Вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1,2 ст.23.1, 23.12 КоАП РФ).
На основании ст.236 ТК РФ сотрудник, заработная плата которого была меньше МРОТ, вправе потребовать доплату за весь период работы, а также компенсацию за задержку выплаты. В случае невыполнения предприятием указанного требования, работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Кроме того, о нарушении закона трудовые инспекторы также могут узнать в ходе проверки. За выплату заработной платы в размере ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.2 ст.145.1 УК РФ.
Доплаты, премии, надбавки
При проверке заработной платы сотрудника на соответствие ее МРОТ, нужно учитывать доплаты и надбавки к окладу. Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
При этом, согласно ч.1 ст.129 ТК РФ в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:
Из этого следует, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и сравнивается с МРОТ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 24.11.2009г. №03-03-06/1/768. Верховный суд РФ в определениях от 23.07.2010г. №75-В10-2, от 21.05.2010г. №8-В10-2 подтвердил указанную позицию.
Аналогичные правила применяются при проверке на соответствие заработной платы работника региональному размеру минимальной зарплаты, поскольку никаких специальных правил на этот счет Трудовой кодекс РФ не устанавливает.
Сотрудник работает совместителем или неполный рабочий день
Поскольку МРОТ, установленный федеральным законодательством, гарантируется тем, кто за месяц отработал полную норму рабочего времени (ч.3 ст.133 ТК РФ), то совместителям и сотрудникам, работающим в режиме неполного рабочего времени, можно платить зарплату меньше МРОТ. Их труд будет оплачиваться пропорционально фактически отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ст. 285, 93 ТК РФ, письмо ФНС России от 31.08.2010г. №ШС-37-3/10304).
При этом, сотруднику, работающему в режиме неполного рабочего времени, оклад устанавливают в полном размере, указывают его в трудовом договоре, а выплачивают частично по фактической отработке. Такой порядок определен ст.57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре следует указать оклад в таком размере, который выплачивается при отработке всей нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников. Сотрудники с неполным рабочим временем месячную норму не вырабатывают, поэтому им за месяц выплачивают только часть от оклада, установленного в трудовом договоре. Эта часть определяется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ч.2 ст.93 ТК РФ, письмо Роструда от 08.06.2007г. №1619-6).
Поэтому в трудовом договоре условие о порядке оплаты труда сотрудника можно сформулировать таким образом: «Работнику устанавливается оклад в размере 25 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени».
Индексация заработной платы
В соответствии со ст.134 ТК РФ зарплату сотрудников необходимо индексировать в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Повышение уровня реального содержания заработной платы является одной из основных государственных гарантий. Поэтому индексация уровня зарплаты работников является обязанностью, а не правом организации (ст.130 ТК РФ).
Поскольку действующим законодательством порядок индексации для организаций, не получающих бюджетного финансирования на выплату зарплаты, не установлен, предприятие обязано самостоятельно закрепить его в своих локальных документах (например, в коллективном договоре, Положении об оплате труда). Если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, в них необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) (ст.130, 134 ТК РФ, письмо Минздравсоцразвития России и Роструда от 19.04.2010г. №1073-6-1). За несоблюдение требований трудового законодательства должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности.
размер шрифта
ПРИКАЗ ФСКН РФ от 28-08-2008 270 (ред от 23-03-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ (ТАРИФНЫХ СТАВОК) РАБОТНИКОВ... Актуально в 2018 году
Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих первого уровня"
Квалификационные уровни | ||
1 квалификационный уровень | Делопроизводитель | 3010 |
Кассир | 3010 | |
Кодификатор | 3010 | |
Комендант | 3010 - 3501 | |
Экспедитор по перевозке грузов | 3010 - 3153 | |
2872 - 3153 | ||
2 квалификационный уровень | Должности служащих 1 квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "старший" | 3010 - 3501 |
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням | Должностной оклад (рублей в месяц) |
1 квалификационный уровень | Администратор | 3153 - 4269 |
Диспетчер | 3153 | |
Инспектор по кадрам | 3153 | |
Лаборант | 3153 | |
Техник | 3153 | |
Строка - Исключена. | ||
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Художник | 3885 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3153 - 3885 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
2 квалификационный уровень | Заведующий складом | 3010 - 3153 |
Заведующий хозяйством | 3010 - 3153 | |
Старший администратор | 4269 - 4379 | |
Старший диспетчер | 3501 | |
Старший инспектор | 3501 | |
Старший лаборант | 3501 | |
Техник II категории | 3501 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3010 - 3885 | |
3 квалификационный уровень | Заведующий общежитием | 3501 - 6245 |
Заведующий производством (шеф-повар) | 3885 - 6245 | |
Заведующий столовой | 4269 - 6747 | |
Техник I категории | 4269 - 4379 | |
Товаровед I категории | 4379 - 4809 | |
Строка - Исключена. | ||
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Художник I категории | 4379 - 4809 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3885 - 4809 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
4 квалификационный уровень | Мастер участка | 3885 - 5275 |
Механик | 3885 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3885 - 5275 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
5 квалификационный уровень | Начальник гаража | 4379 - 7250 |
Начальник участка | 4269 - 6245 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 4269 - 6245 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) |
Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня"
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням | Должностной оклад (рублей в месяц) |
1 квалификационный уровень | Бухгалтер | 3501 |
Документовед | 3885 | |
Инженер | 3885 | |
Строка - Исключена. | ||
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Специалист по кадрам | 3501 - 4379 | |
Психолог | 3885 | |
Инженер-программист (программист) | 3885 - 4269 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Инженер-технолог (технолог) | 3885 - 4269 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Инженер по охране труда | 3885 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3501 - 3885 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
2 квалификационный уровень | Бухгалтер II категории | 3885 - 4269 |
Документовед II категории | 4269 - 4379 | |
Инженер II категории | 4269 - 4379 | |
Инженер-программист II категории (программист II категории) | 4379 - 4809 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Инженер-технолог II категории (технолог II категории) | 4379 - 4809 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 3885 - 4379 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
3 квалификационный уровень | Бухгалтер I категории | 4379 - 4809 |
Документовед I категории | 4379 - 4809 | |
Инженер I категории | 4379 - 4809 | |
Экономист I категории | 4379 - 4809 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 4379 - 4809 | |
Инженер-программист I категории (программист I категории) | 5275 - 5778 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
Инженер-технолог I категории (технолог I категории) | 5275 - 5778 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
4 квалификационный уровень | Ведущий бухгалтер | 5275 - 5778 |
Ведущий документовед | 5275 - 5778 | |
Ведущий инженер | 5275 - 5778 | |
При повышении окладов работникам (согласно штатному расписанию), надо ли создавать приказ о повышении окладов пофамильно? Если надо, то какой оклад указывается для совместителей в приказе (полный оклад по должности или оклад согласно занимаемой ставки)?
Какой оклад нужно указать в трудовом договоре и в приказе о повышении оклада у совместителя - полный по ставке или фактический?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Вопрос об издании приказов о повышении должностных окладов работникам с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, каждый работодатель решает для себя самостоятельно. Трудовое законодательство не содержит такого обязательного требования.
2. В трудовом договоре и приказе о повышении должностного оклада с работником-совместителем необходимо указывать его фактический оклад, а не оклад за полную ставку.
Обоснование вывода:
1. В силу ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Следовательно, для увеличения работникам оклада требуется внесение изменений в документ, устанавливающий систему оплаты труда (с учетом требований части четвертой ТК РФ) и в трудовые договоры работников (с учетом положений ТК РФ). Издание же приказа с перечислением конкретных работников, оклад которых вырастет, трудовым законодательством не предусмотрено и остается на усмотрение работодателя.
2. Условия оплаты труда работника, в том числе размер оклада, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). При этом вопрос о том, следует ли в трудовом договоре работников с неполным рабочим временем (в том числе работников-совместителей) указывать полный размер оклада, определенный системой оплаты труда для соответствующей должности, или часть указанной суммы, которую будет получать работник с учетом продолжительности его рабочего времени, на практике вызывает многочисленные споры. Так, например, в некоторых консультациях специалистов Роструда встречается подход, в соответствии с которым в трудовых договорах должен фигурировать тот размер оклада, который предусмотрен штатным расписанием (то есть установленный для работников с полной занятостью) (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
Однако нам представляется более справедливой иная точка зрения. По смыслу ТК РФ в трудовом договоре должны указываться условия оплаты труда конкретного работника, а не некие условия оплаты, предусмотренные для той или иной должности. Поскольку в силу ТК РФ оклад работника является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей, по нашему мнению, выполнение работником возложенных на него трудовым договор обязанностей в полном объеме предполагает обязанность работодателя выплатить ему в полном размере оклад, определенный тем же договором. В связи с этим указание в трудовом договоре не того размера оклада, на который может претендовать работник исходя из продолжительности его рабочего времени, не будет являться корректным и может повлечь за собой возникновение трудового спора. Причем суд может прийти к выводу о необходимости выплаты работнику оклада именно в том размере, который указан в трудовом договоре (решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 июня 2011 г. по делу N 2-1490/2011). В разъяснениях специалистов Роструда также встречается позиция о необходимости отражения в трудовом договоре того размера оклада, который совместители будут фактически получать (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
В приказе о повышении оклада совместителю также необходимо указывать его фактический оклад, т.к. он должен соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая ТК РФ) и, следовательно, содержать сумму, закрепленную в трудовом договоре с совместителем.
В качестве компромиссного варианта возможно указание в трудовом договоре как предусмотренного штатным расписанием размера оклада для работников с полной занятостью, так и той части этой суммы, которую будет получать конкретный работник с учетом установленной ему продолжительности рабочего времени. Например: "Оклад работника составляет 10000 рублей (50% от оклада 20000 по должности такой-то с учетом установленной работнику продолжительности рабочего времени)".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.
В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.
Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:
Область/Республика |
Здравоохранение |
Образование |
Социальная служба |
Библиотеки, архивы, |
Научные |
Белгородская |
|||||
Брянская |
|||||
Владимирская |
|||||
Воронежская |
|||||
Ивановская |
|||||
Калужская |
|||||
Костромская |
|||||
Липецкая |
|||||
Московская |
|||||
Орловская |
|||||
Рязанская |
|||||
Смоленская |
|||||
Тамбовская |
|||||
Тверская |
|||||
Тульская |
|||||
Ярославская |
|||||
Москва | |||||
Архангельская |
|||||
Ненецкий автономный округ |
|||||
Архангельская область |
|||||
Вологодская |
|||||
Калининградская |
|||||
Ленинградская |
|||||
Мурманская |
|||||
Новгородская |
|||||
Псковская |
|||||
Санкт-Петербург |
|||||
Калмыкия |
|||||
Краснодарский край |
|||||
Астраханская |
|||||
Волгоградская |
|||||
Ростовская |
|||||
Севастополь |
|||||
Дагестан |
|||||
Ингушетия |
|||||
Кабардино-Балкарская |
|||||
Карачаево-Черкесская |
|||||
Северная Осетия-Алания |
|||||
Чеченская |
|||||
Ставропольский край |
|||||
Башкортостан |
|||||
Мордовия |
|||||
Татарстан |
|||||
Удмуртская |
|||||
Пермский край |
|||||
Кировская |
|||||
Нижегородская |
|||||
Оренбургская |
|||||
Пензенская |
|||||
Самарская |
|||||
Саратовская |
|||||
Ульяновская |
|||||
Курганская |
|||||
Свердловская |
|||||
Тюменская |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
|||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|||||
Тюменская область |
|||||
Челябинская область |
|||||
Республика Алтай |
|||||
Алтайский край |
|||||
Забайкальский край |
|||||
Иркутская |
|||||
Кемеровская |
|||||
Новосибирская |
|||||
Саха (Якутия) |
|||||
Камчатский край |
|||||
Приморский край |
|||||
Хабаровский край |
|||||
Амурская |
|||||
Магаданская |
|||||
Сахалинская |
|||||
Еврейская автономная область |
|||||
Чукотский автономный округ |
Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.
Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов» |
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений. Социальные психологи Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты Следователи Пожарные Судьи, прокуроры Военнослужащие и приравненные к ним |
Повышение окладов с 1 сентября 2019 — на 6,0 %, в 2020 — на 5,4 %, в 2021 — на 6,6 % |
Повышение окладов с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %, 1 октября 2020 — на 3,8 %, 1 октября 2021 — на 4 % |
Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.
В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.
Добрый день.
1. При заполнении графы «Количество штатных единиц» в штатном расписании по соответствующей должности, по которой предусматривается содержание неполной штатной единицы по совместительству, количество штатных единиц указывается в соответствующей доле, то есть 0,5.
2. В графе «Тарифная ставка (оклад)» штатного расписания по должности, по которой предусмотрена неполная штатная единица (0,5), указывается сумма полного оклада по должности.
3. При приеме на работу на условиях совместительства на 0,5 ставки в трудовом договоре и приказе о приеме на работу необходимо указывать полный оклад.
Обоснование: 1. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (далее - Указания № 1), при заполнении графы 4 «Количество штатных единиц» по соответствующим должностям, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством, штатные единицы могут указываться в соответствующих долях, например - 0,25, 0,5, 2,75.
2. В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В графе 5 «Тарифная ставка (оклад)» штатного расписания указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными актами организации (Указания № 1).
В графе 9 «Всего в месяц» штатного расписания указывается сумма, равная произведению графы 4 и графы 5, которая и определяет размер оклада совместителя с учетом рабочего времени. Например, в графе 4 количество штатных единиц - 0,5, в графе 5 оклад - 20 000 руб., в графе 9 будет отражена сумма - 10 000 руб. (20 000 руб. x 0,5).
3. На основании ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор. Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в трудовом договоре оклад должен быть указан в соответствии со штатным расписанием, то есть в полном объеме.
Что касается указания оклада в приказе, то на основании ст. 68 ТК РФ содержание приказа работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора, то есть сумма оклада в приказе должна быть такой же, что и в трудовом договоре.