Должностные обязанности директора школы. Должностная инструкция директора оу. Права директора учебного заведения

Должностные обязанности директора школы. Должностная инструкция директора оу. Права директора учебного заведения




Жизнь современного общества полна различных факторов, влияющих как на поведение всего общества в целом, так и на поведение отдельной личности. В наш век информационных технологий, век великих открытий и достижений во всех областях науки, образ жизни современной личности, на мой взгляд, отличается особой динамичностью и изменчивостью.

Научные дисциплины, центрированные на человеке, испокон века старались понять его основу, раскрыть закономерности его развития и поведения. Исследователи поведенческого аспекта личности до сих пор дискутируют по многим вопросам данной проблематики. Что лежит в основе поведения индивида, чем вызваны те или иные поведенческие особенности, от чего зависит выбор индивида в определенный момент конкретной модели поведения, что определяет поступки человека в определенной жизненной ситуации, насколько возможна их обусловленность и предсказуемость?

Необходимо отметить, что в процессе исследования поведенческих особенностей личности, в современной психологической науке уже сложилось определенное количество научно обоснованных теорий и школ.

Каждая теория по своему объясняет причины поведения личности в процессе ее жизнедеятельности, каждая школа видит в основе мотивации личности свои составляющие, причем точка зрения на то, что эти причины обусловлены заранее некоторыми факторами, не вызывает сомнения. А вот какими именно факторами обусловлено поведение индивида в той или иной ситуации как раз и вызывает споры и различие мнений.

В данной работе мы рассмотрим точки зрения некоторых теорий, объясняющих зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов. Основная цель работы: найти ответ – что же является определяющим поведение индивида в различных жизненных ситуациях, каковы особенности взаимодействия индивида с ситуацией.


1 Анализ понятий «индивид» и «ситуация»

Для более глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям.

Понятие «индивид» (от лат. individum - неделимый) включает в себя прежде всего описание и отображение разнообразных ипостасей бытия личности. Данное понятие (впервые было введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом») сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. В психологии индивид трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности и гибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни .

Что же такое ситуация? «Словарь русского языка» С.И. Ожегова предлагает такую интерпретацию понятия: «Ситуация – это совокупность обстоятельств, положение, обстановка». Где под обстоятельством понимаются «условия, определяющие положение, существование чего-нибудь» .

Необходимо отметить, что ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия.

Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.

Некоторое время пользовалась популярностью теория свойств, которая пыталась свести причины поведения исключительно к личности (точнее, к ее диспозициям). Вместе с тем сторонниками этой теории было упущено из виду иное влияние на человеческое поведение, а именно – давление со стороны ситуации . Действительно, разве люди изначально делятся на честных и бесчестных? Разве не в определенных ситуациях они становятся таковыми?

Отметим, что подобная локализация причинности имеет под собой ряд оснований:

совершенно очевидно, что нельзя свести все к объяснению человеческого поведения, основанному на наивном внешнем наблюдении (когда наблюдатель при объяснении руководствуется эпизодическими свидетельствами и примерами отклонения в поступках);

очевидная неоднородность поведения по отношению к ситуациям (например, в схожих ситуациях поведение одного человека не так уж однотипно, как можно было ожидать при предположении, что действие целиком основывается на имеющихся диспозициях);

невозможность исключения влияния на поведение человека особенностей ситуации (в частности, в самом субъекте имеют место изменяющиеся и обусловливающие поведение состояния и процессы). Они вызываются ситуацией и часто обозначаются как мотивации. К примеру, так называемые «динамические» теории поведения – психоанализ Фрейда и теория поля Левина – первоначально в своей проблематике исходили из этой позиции .

Таким образом, ясно, что в исследовании ситуационных причин действия интерес направлен на выявление причин, обусловливающих изменение поведения во времени: приспособление живого существа к меняющимся ситуационным условиям. К этому сводится все научение, равно как и идивидуальное развитие в ранние, пластичные, периоды жизни. Причем индивидуальные различия остаются вне сферы внимания. Как бы они ни возникали (например, как различные исходные предпосылки, предшествующие фазе научения), их элиминируют или контролируют. Действие в целом оказывается при этом в значительной степени обусловлено ситуацией, и во времени оно изменяется вследствие накопления опыта .

В следующем пункте работы более пристальное внимание уделим ответу на следующий вопрос: чем обусловлено взаимодействие индивида с ситуацией, определяется ли поведение индивида исключительно ситуацией, либо на конечный вариант поведения все же оказывают влияние и внутренние факторы развития личности. Так что же виляет на поведение индивида в каждой отдельной жизненной ситуации?

2 Влияние внутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией

Конечно, можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое, во втором – нечто крайне автоматизированное, поведение по типу «стимул-реакция».

Поэтому, на мой взгляд, бесспорно то мнение, что поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных диспозиций и особенностей актуальной ситуации.

Целый ряд экспериментальных исследований подтвердили тезис о статистическом взаимодействии личности и поведения, т.е. те или иные поведенческие паттерны не объяснимы простым суммарным вкладом личностных и ситуационных факторов – одинаковые особенности ситуации при различных диспозициях по-разному, порой даже противоположно, влияют на поведение.

Так Фурманов И.А. акцентирует внимание на том, что К. Бауэрсом были получены интересные результаты исследований, позволившие выяснить, насколько различия в поведении обусловлены различиями индивидуальными, ситуационными или взаимодействием тех и других. Подсчеты по всем исследованиям показали, что чисто личностными факторами объясняется всего лишь 12,7% дисперсии поведения. Доля ситуационных факторов еще меньше-10,2%. Оснований, чтобы решительно солидаризоваться с теориями свойств или с ситуационизмом, как видим, мало. Напротив, взаимодействием между личностью и ситуацией объясняется значительно большая доля дисперсии, а именно 20,8%. В остальном поведенческие зависимые переменные не давали никаких оснований предпочитать как более влиятельный один источник детерминации другому .

Зададимся вопросом: разве возможно полностью и в абсолютно объективной форме разграничить личностные и ситуационные факторы? Действующий субъект без ситуации столь же немыслим, как и ситуация без субъекта. Уже само по себе восприятие и понимание ситуации является результатом специфического поведения, в основе которого лежат личностные особенности переработки информации. При таком понимании любое поведение должно рано или поздно раствориться в непрерывном, двустороннем процессе взаимодействия.

В заключении данного пункта уместно будет привести слова К. Бауерса, с которыми я бесспорно соглашусь: «Ситуации есть функция личности в той же степени, в какой поведение личности есть функция ситуации» .

Итак, в результате рассмотрения данной проблемы, мы приходим к следующему мнению: наши действия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностные переменные так, что меняется само действие, и т. д. То есть здесь мы говорим о том, что субъект, поведение и ситуация обусловливают друг друга и обусловлены друг другом.

3 Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа

В результате анализа научных источников по рассматриваемой проблеме, особое внимание необходимо уделить психоаналитической теории З.Фрейда. Именно она вызвала у меня особый интерес.

Прежде всего необходимо сказать о том, что психоанализ является примером психодинамической теории, поскольку решающая роль в поведении человека в нем отводится взаимодействию сил. Согласно психоаналитической теории, поведение есть результат борьбы и компромиссов между мотивами, потребностями, влечениями и конфликтами .

Так усилия Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, для чего им использовалось клиническое наблюдение, а также методика провоцирования и истолкования странных, необычных содержаний сознания. В связи с этим З.Фрейд сконцентрировался на изучении такого состояния психики как «бессознательное», в котором он видел ключ к объяснению поступков человека и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и сознательном переживании.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются влечениями . Во влечениях проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. То есть, влечения как таковые являются «конечной причиной любой активности» .

Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т.е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил.

На этом я остановлю освещение основных постулатов учения Фрейда в данном аспекте.

Таким образом, мы видим, насколько огромное значение ученый придавал влиянию внутренних факторов личности на ее поведение в процессе жизнедеятельности. И если уж выразиться чуть более категорично, то можно сказать, что Фрейд абсолютно не учитывает влияния ситуации на поведение индивида в каждый конкретный период жизни взрослого человека. Что конкретно я считаю не вполне обоснованным.



З АКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев понятия «индивид» и «ситуация» в их взаимообусловленности и взаимовлиянии, вскрыв некоторые аспекты основных теорий, рассматривающих роль ситуации в определении деятельности индивида, хочу высказать свою точку зрения на данную проблему.

Необходимо сказать о том, что в психологической науке имеется ряд теорий, анализирующих порядок взаимодействия ситуации и индивида. Все также остаются дискуссионными вопросы, касающиеся того, что же определяет поведение индивида в определенной жизненной ситуации. Влияет ли сама ситуация на поведение и выбор индивида, либо это всецело зависит непосредственно от биологических внутренних предпосылок личности.

В процессе работы над темой, меня особенно заинтересовала и заставила задуматься психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Прежде всего я считаю, что Фрейд явно недооценивает роль сознания и социального окружения (ситуации) в процессе формирования и бытия индивида. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. Изучив теорию, меня особенно удивило что, по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения. Я считаю, что Фрейд неправомерно распространяет частные выводы своей клинической практики на человечество в целом, он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности. С этим нельзя согласиться в полной мере.

Таким образом, анализ психологической литературы позволяет говорить о том, что в процессе взаимодействия индивида и ситуации, прежде всего нельзя недооценивать уровень влияния второго понятия на первое. Поэтому при объяснении мотивации поведения индивида в жизненной ситуации необходимо учитывать не только биологический (внутренний), но и социальный (внешний) аспект.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. – СПб, 1991. – 372с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1987. – 587с.

3. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Логос, 1997. – 413с.

4. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд. – СПб, 1998 – 526с.

5. Фурманов, И.А. Психологические основы поведения / И.А. Фурманов. – Мн., 2006 – 129с.

6. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 637с.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Должностные обязанности директора школы - это серьезный и ответственный труд, который не каждый сможет осилить. Руководить учебным учреждением может только настоящий профессионал с подобающим стажем, перечнем обязанностей и ограничений, о котором и пойдет речь в данной статье.

Основные положения, перечисленные в должностной инструкции

Должностная инструкция - это главный юридический документ, в котором подробно описаны и закреплены все обязанности и полномочия сотрудника, осуществляющего работу на какой-то конкретной должности.

Ее общие положения, описывающие общие функциональные обязанности директора школы, выглядят следующим образом:

  • Человек, претендующий на должность директора учебного учреждения, должен иметь диплом о высшем образовании по таким направлениям профессиональной подготовки, как “Управление персоналом”, “Менеджмент” или “Государственное и муниципальное образование”. Более того, он обязан иметь пятилетний стаж работы на любой педагогической должности, что подтверждается специально проводимой при приеме на работу аттестацией.
  • Директору запрещается совмещать свою работу с какой-либо другой занятостью в сфере управления.
  • В случае если директор образовательной организации находится в отпуске или у него появились проблемы, мешающие осуществлению рабочей деятельности, все его обязанности исполняет сотрудник, поставленный заместителем директора (обязанности зам. директора школы также будут рассмотрены далее).
  • Директор школы может выпускать распоряжения, которые обязаны будут исполнить все или отдельные сотрудники школы или ученики. Более того, в его компетенции находится отмена любых распоряжений сотрудников с более низким рангом.
  • При исполнении должностных обязанностей директору необходимо следовать законодательству Российской Федерации и Уставу непосредственно учебного учреждения.

Функции руководителя учебного учреждения

Основных функций, которые выполняет сотрудник на должности исполняющего обязанности директора школы, всего две:

  1. Осуществление координации всей работы по учебной и воспитательной части и обеспечение деятельности, связанной с административными и хозяйственными обязанностями.
  2. Создание подходящих условий для правильного осуществления всего перечня правил и технических норм по безопасности в образовательной организации.

Обязанности директора школы

Обязанностей у руководителя школы много. Вот перечень самых основных:

  • Согласование всех нормативных актов внутри учебного заведения, таких как составление графика по календарю, разработка учебного плана, подготовка устава школы и правил ее внутреннего распорядка, ведение всей необходимой отчетности и документации и др.
  • Управление кадрами, кадровое согласование с учредителями, выставление на пост исполняющего обязанности заместителя директора в школе кого-либо из сотрудников школы.
  • Непосредственное слежение за исполнением всех обязательств со стороны сотрудников учебного заведения.
  • Составление перечня обязанностей сотрудников всех занимаемых в школе постов, а также обеспечение необходимых условий для их продвижения по карьерной лестнице.
  • Утверждение всех расписаний уроков для учеников и графиков работы для сотрудников школы, предоставление отпусков и распределение рабочей нагрузки персонала.
  • Государственная регистрация образовательной организации, обеспечение получения необходимых лицензий, аккредитация школы и аттестация ее сотрудников.
  • Контроль бюджета и всех статей дохода и расхода.
  • Предоставление учредителям и огласка для общественности сводки данных о бюджете и статьях дохода и расхода.
  • Отчетность о состоянии учебного и материального хранилища, ведение архивов для соответствующей документации.
  • Назначение отдельных лиц, ответственных за охрану на всей территории школы.
  • Незамедлительное сообщение о любых несчастных случаях, в которых задействованы ученики школы на ее территории.
  • Также к должностным обязанностям директора школы относится проведение инструктажа (в частности об охране труда) для всех новых сотрудников и тех, кому он понадобился уже во время исполнения служебных обязанностей.
  • Отчетность о них.
  • Немедленная остановка рабочего процесса в случае появления условий, содержащих опасность для здоровья или жизни людей, находящихся на территории школы.

Как видите, функциональные обязанности директора школы - это внушительный список, состоящий из достаточно сложных пунктов. Если вы претендуете на данный пост, еще раз пройдитесь по ним и подумайте, сможете ли вы выполнить все на должном уровне. Исполнение обязанностей директора школы - это не для всех. Здесь необходимы профессиональные навыки.

Права директора учебного заведения

С должностными обязанностями директора школы мы разобрались. Однако не стоит забывать, что у лица, занимающего такой высокий управляющий пост, есть и определенный перечень прав. Итак, права директора учебного заведения выглядят следующим образом. Директор имеет право:

  • раздавать указания для всех сотрудников школы, которые обязательно должны быть приведены в исполнение;
  • награждать или же наказывать (в порядке проведения дисциплинарных взысканий) сотрудников образовательной организации;
  • вести переговоры с учредителями по поводу каких-либо договоров, если он посчитает нужным что-либо в них изменить;
  • посещать уроки, проводимые педагогами, на свой выбор (впрочем, после звонка, оповещающего о начале урока, директор может находиться в учебной аудитории только в случае особой надобности);
  • в случае необходимости осуществлять отмену уроков или вносить изменения в обычный учебный график;
  • решать возникающие конфликты, если они нарушают правила поведения или устав школы (косвенно пересекается с обязанностями директора по воспитательной работе).

Ответственность директора школы

Если директор школы не выполняет предписанные ему обязанности согласно правилам и уставу школы, он может столкнуться с дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения с должности, так как имеет место нарушение прямых трудовых обязанностей. Также он может быть лишен своего поста в случае, если случилось не соответствующее правовым актам воспитание ребенка, в том числе с применением физической силы или психического давления. Другие аморальные поступки того же толка также повлекут за собой увольнение согласно закону “Об образовании”.

Административная ответственность грозит директору учебного заведения в том случае, если он нарушил правила пожарной и технической безопасности или санитарные и гигиенические нормы, а также охрану труда. Если им, помимо всего прочего, был нанесен тяжелый вред материальному содержимому образовательной организации или кому-либо из сотрудников школы, он также может понести серьезную материальную ответственность.

Связи директора школы

Исполняющий обязанности директора школы должен поддерживать определенный перечень связей. Его график состоит из 40 часов в неделю, во время которых директором поддерживается связь с:

  1. Советом школы, которой руководит директор.
  2. Педагогическим советом, в который входят ее учителя.
  3. Органами местного самоуправления (сотрудничество с депутатами важно для любой образовательной организации).

Управляющий учебным заведением каждый год сам распоряжается своим рабочим графиком на каждую четверть учебы, при этом он ведет отчеты, которые в дальнейшем идут учредителям и представителям местных муниципальных органов. Также он получает от них необходимое информирование о всех текущих нормативных и методических делах и событиях, расписывается в каждом из подобных информирующих документов.

Основные положения заместителя директора

Директору любого образовательного учреждения не обойтись без так называемой “правой руки” в лице заместителя, самого близкого по иерархии школьного управления помощника. Он занимается вопросами воспитательной работы, курирует работу педагогического состава, организовывает культурно-оздоровительный досуг учеников образовательной организации и выполняет много других задач разной степени сложности.

Исполняющий обязанности заместителя директора школы также считается руководящим лицом, а на пост может быть назначен или уволен только приказом самого директора. Для этого претендент должен обладать стажем трехлетней работы на должности педагога или сотрудника, ответственного за воспитательную работу.

В случае если сам заместитель по какой-либо причине отсутствует, все его обязательства должен исполнить нижестоящий по рангу сотрудник образовательной организации (это может быть социальный педагог или любое другое должностное лицо, имеющее право замещать заместителя в соответствии с распоряжением директора).

Знания, необходимые исполняющему обязанности заместителя директора школы:

  • законодательство Российской Федерации и сопутствующие требуемые документы в сфере образования и прав детей, проходящих обучение в школе;
  • педагогический фундамент, а также основы психологии и перечень методов, применяемых в работе воспитательной направленности;
  • азы политики, осуществляемой государством в отношении молодежи;
  • знания, позволяющие провести глубокий анализ деятельности коллектива образовательной организации и ее результатов.

В своей работе заместитель директора школы основывается на законодательство Российской Федерации, устав школы, прямые указания руководящего начальства и должностную инструкцию, необходимую к ознакомлению.

Функции заместителя директора школы

Функций у работника на посту заместителя управляющего учебным учреждением несколько, все они имеют такое же первостепенное значение, как и функции директора. Во многом качество образовательного процесса, разнообразных методик, исследований психологии молодежи и многих других вещей, связанных как с учебой, так и с воспитанием молодого поколения, зависит именно от заместителя директора, потому что большая часть работы непосредственно с учениками, их родителями и заинтересованными органами, ведущими деятельности по вопросам молодежи, лежит именно на его плечах.

Итак, основных функциональных обязанностей заместителя директора школы четыре:

  1. Занимается делами по организации процессов учебы и воспитания в рамках образовательной организации.
  2. Следит за исполнением дисциплинарных норм и правил на территории учебного заведения в соответствии с порядком, установленным уставом и другими локальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими данные вопросы.
  3. Организует систему классов и кабинетов в школе, а также работает над ее постоянным совершенствованием для большей продуктивности как в вопросах преподавания со стороны педагогов, так и в вопросах обучения со стороны учеников.
  4. Курирует учителей в вопросах их профессиональной подготовки, помогает решать какие-то задачи, связанные с преподавательским процессом, разрешает спорные ситуации на правах управляющего лица.

Обязанности заместителя руководителя школы

Должностные обязанности заместителя директора школы по УВР (учебно-воспитательной работе) не менее важны и сложны в исполнении, как и у самого руководителя учебного учреждения. Заместитель директора выполняет перечень обязанностей:

  • ведение продуманной воспитательной работы в соответствии с подходящей условиям конкретной школы моделью, которую он сам же и формирует (обязанности зам. директора школы по воспитательной работе являются, пожалуй, самими важными);
  • курирование работы в области воспитания со стороны других сотрудников школы, в частности педагогического состава, и оказание им посильной помощи в ситуациях возникновения спорных вопросов, требующих решения с вмешательством заместителя директора;
  • контролирование качества в вопросах организации всех процессов воспитания, разработка определенных методик в рамках образовательной организации, составление графика воспитательных программ и мероприятий;
  • должностные обязанности заместителя директора в школе заключаются в организации в ней кружков, клубов или иных объединяющих командных сборищ, ориентированных на занятость учащихся в свободное время и развивающих их творческие способности (принцип культурного воспитания);

  • профилактика среди молодежи преступности или мелких правонарушений, проведение воспитательных мероприятий и бесед, поддержание связей с органами, заинтересованными в такой профилактике (например, комиссией по делам несовершеннолетних);
  • обеспечение культурно-оздоровительного досуга учеников во время каникул, праздников или выходных, а также в вечерние часы;
  • решение вопросов питания и медицинского обслуживания обучающихся на территории учебного заведения;
  • курирование работы служб школы, ответственных за психологическую, педагогическую и социальную деятельность (что также является частью должностных обязанностей заместителя школы);
  • организация аналитических форм сбора информации о психологическом состоянии учеников или вопросов, связанных с их учебой и процессом социализации (это могут быть исследования или целенаправленные анкетированные опросы, которые ученики проходят с согласия их родителей в специально выделенное для этого время);
  • присутствие на педагогическом совете и других собраниях учебного заведения, предоставление на них отчетности о проведенной воспитательной работе, обсуждение связанных с этой сферой работы проблем;
  • совершенствование уровня своего профессионального мастерства, работа над профессиональными умениями, посещение специальных семинаров, квалификационных курсов и т. д.

Таким образом, должностные обязанности зам. директора ничуть не уступают в сложности и важности обязанностям директора.

Права заместителя директора школы

  1. Проверка рабочей деятельности тех сотрудников образовательной организации, которые структурно подчиняются заместителю директора школы; присутствие в качестве наблюдателя на уроках или каких-либо мероприятиях для учеников, проводимых этими сотрудниками; отдача приказов, обязательных к исполнению со стороны этих сотрудников.
  2. Соответствующее уставу школы и всем необходимым нормативно-правовым актам привлечение провинившихся (в частности в вопросах проведения воспитательной работы) учащихся к дисциплинарному наказанию.
  3. Внесение поправок в учебное расписание в случае крайней надобности, отмена занятий, изменение часов продленки и т. д. Также сюда входит совмещение разных учебных групп в одну, опять-таки в случае необходимости.
  4. Предлагать руководящим лицам планы по усовершенствованию рабочей деятельности заместителя директора в соответствии с его прямыми обязанностями и должностной инструкцией.
  5. Получение от вышестоящих уполномоченных лиц гарантий относительно организационных условий в вопросах оформления документов, которые необходимы заместителю для полноценной рабочей деятельности.

Ответственность заместителя

Обязанности зам. директора школы, как и его права, мы уже рассмотрели, но не стоит забывать, что заместитель также несет ответственность за неисполнение или халатное отношение к своей рабочей деятельности. То же касается и нарушений в сфере правил безопасности труда, дисциплины педагогического уровня и пожарных предостережений. Увольнение или административное наказание грозит заместителю руководителя образовательной организации по таким же принципам, как и самому директору. Обязанности заместителя директора школы по УВР строго необходимы к исполнению.

Связи заместителя директора школы

Заместитель директора учебного заведения работает по тому же графику, что и сам директор, то есть 40 часов в неделю. Этот график утверждает непосредственно директор, расписываясь в соответствующем документе. Заместитель также планирует свою рабочую деятельность, составляя все графики и расписания в пределах учебной четверти самостоятельно. Этот план проходит одобрение директора, который обязан расписаться в нем в течение пяти дней со времени предоставления заместителем и ознакомления с содержанием документа.

Заместитель директора школы по воспитательной работе, обязанности которого не менее сложны, чем у директора, должен во всем ему отчитываться, как своему прямому начальнику, по истечению срока каждой из учебных четвертей, предоставляя ему письменные отчеты установленного должностной инструкцией объема не позднее, чем через десять дней после конца четверти. Заместитель также обязан своевременно ознакамливаться с предоставляемой ему директором информацией и ставить роспись, утверждающую это ознакомление юридически в нужных бумагах.

Заместитель директора школы постоянно поддерживает контакт и обмен данными, являющимися важными в плане его рабочей деятельности и должностных обязанностей с другими сотрудниками школы, то есть участниками педагогического состава, социальным педагогом и т. д. На время отсутствия директора занимается выполнением его рабочих обязанностей (можно заметить, что во многих пунктах должностные инструкции руководителя образовательной организации и его заместителя схожи между собой, поэтому заместитель, по сути, продолжает заниматься своей работой лишь с некоторыми бюрократическими дополнениями).

Заместитель обязан вовремя оповещать сотрудников организации учебного заведения о возникающих в ходе работы проблемах. Также он должен передавать директору все сведения, услышанные на каких-либо собраниях по вопросам рабочей деятельности в данной школе, сразу, как их приобретет. Должностные обязанности зам. директора школы обязывают его незамедлительно выполнять все распоряжения директора, поэтому лучше, чтобы это была работа в тандеме, на благо самой школы.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2. Директор школы назначается и освобождается от должности управлением народного образования администрации г. Мичуринска.

На период отпуска и временной нетрудоспособности директора школы его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора или управления народного образования администрации г. Мичуринска.

1.3. Директор школы должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях, а также пройти соответствующую аттестацию.

Директору школы совмещение должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне школы не разрешается.

Должностные обязанности директора школы не могут исполняться по совместительству.

1.4. Директор школы подчиняется непосредственно начальнику управления народного образования администрации г. Мичуринска.

1.5. Директору школы непосредственно подчиняются его заместители. Директор школы вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения указание любому работнику школы и обучающемуся. Директор школы вправе отменить распоряжение любого другого работника школы.

1.6. В своей деятельности директор школы руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами или нормативными правовыми актами Тамбовской области, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, администрации Тамбовской области, администрации г. Мичуринска и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Директор школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности директора школы являются:

2.1. организация образовательной (учебно-воспитательной) работы школы;

2.2. обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы школы;

2.3. создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности в школе;

2.4. взаимодействия с другими организациями.

3. Должностные обязанности

Директор школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации;

3.2. совместно с педагогическим советом школы определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании ее работы;

3.3. осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, образовательных программ, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего распорядка школы и других локальных нормативных актов и учебно-методических документов;

3.4. определяет структуру управления школой, штатное расписание;

3.5. решает научные, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы, возникающие в процессе деятельности школы;

3.6. планирует, координирует и контролирует работу педагогических и других работников школы;

3.7. осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров;

3.8. определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства;

3.9. устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады работников школы в пределах собственных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами с учётом ЕТС;

3.10. устанавливает надбавки и доплаты к ставкам и должностным окладам работников школы;

3.11. утверждает расписания занятий обучающихся, графики работы и педагогическую нагрузку работников школы, тарификационные списки и графики отпусков;

3.12. поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

3.13. формирует контингенты обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты и/или в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении; обеспечивает социальную защиту и защиту прав обучающихся;

3.14. обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственные аттестацию и аккредитацию школы;

3.15. обеспечивает создание в школе необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контролирует их работу в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

3.16. обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими);

3.17. организует и совершенствует методическое обеспечение образовательного процесса, содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений;

3.18. руководит деятельностью педагогического совета школы;

3.19. координирует в школе деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений);

3.20. обеспечивает выполнение коллективного договора, создаёт профсоюзной организации необходимые условия для нормальной работы;

3.21. обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников; представляет учредителю и общественности ежегодный отчет школы о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

3.22. обеспечивает привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

3.23. представляет школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, организациях, учреждениях;

3.24. обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, учет и хранение документации; организует делопроизводство, ведение статистической отчетности;

3.25. организует в установленном порядке работу по назначению пособий по государственному социальному обеспечению и пенсий;

3.26. управляет на праве оперативного управления имуществом школы, полученным от учредителя, а также имуществом, являющимся собственностью школы;

3.27. организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом школы; возглавляет гражданскую оборону школы;

3.28. обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда; своевременно организует осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;

3.29. назначает ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;

3.30. утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива;

3.31. принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

3.32. выносит на обсуждение педагогического совета школы, производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;

3.33. отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих и обучающихся, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

3.34. организует обеспечение работников школы спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями;

3.35. проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и обучающихся;

3.36. оформляет прием новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения; контролирует своевременное проведение диспансеризации работников и обучающихся;

3.37. организует в установленном порядке работу комиссий по приемке школы к новому учебному году, подписывает акты приемки образовательного учреждения;

3.38. обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;

3.39. немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

3.40. заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда, подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

3.41. утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих и обучающихся; в установленном порядке организует пересмотр инструкций;

3.42. проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения; оформляет проведение инструктажа в журнале; ЖУРНАЛ «ДИРЕКТОР333

3.43. планирует в установленном порядке периодическое обучение работников школы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;

3.44. принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;

3.45. принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

3.46. обеспечивает учебно-трудовую нагрузку работающих и обучающихся с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

3.47. запрещает проведение образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья обучающихся или работающих;

3.48. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.49. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.50. обязанности по охране труда (согласно Положения МО РФ об охране труда):

Организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;

Обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;

Назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;

Утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и служащих образовательного учреждения;

Принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

Выносит на обсуждение педагогического совета, производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;

Отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся и воспитанников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

Организует обеспечение работников образовательного учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также обучающихся и воспитанников при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ и т.п.;

Осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

Проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;

Оформляет прием новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения. Контролирует своевременное проведение диспансеризации работников, обучающихся и воспитанников;

Организует в установленном порядке работу комиссий по приемке образовательного учреждения к новому учебному году. Подписывает акты приемки образовательного учреждения;

Обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;

Немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

Заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

Утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих, обучающихся и воспитанников. В установленном порядке организует пересмотр инструкций;

Проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу липами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформляет проведение инструктажа в журнале;

Планирует в установленном порядке периодическое обучение работников образовательного учреждения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;

Принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;

Принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

Обеспечивает учебно-трудовую нагрузку работающих, обучающихся и воспитанников с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

Запрещает проведение образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья обучающихся или работающих;

Определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;

Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса.

4. Права

Директор школы имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. издавать приказы и давать обязательные распоряжения работникам школы;

4.2. поощрять и привлекать к дисциплинарной и иной ответственности работников школы;

4.3. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.4. заключать договоры, в том числе трудовые;

4.5. открывать и закрывать счета в банках;

4.6. присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий);

4.7. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;

4.8. делегировать свои полномочия, выдавать доверенности.

5. Ответственность

5.1. Директор шкоды несет ответственность за уровень квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, директор школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка директор школы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Директор школы:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному педагогическим советом школы;

6.2. Директор школы взаимодействует:

6.2.1. с педагогическим советом школы;

6.2.2. с органами местного самоуправления (согласование годовых календарных учебных графиков);

6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть;

6.4. представляет в установленные сроки в установленной форме отчетность учредителю и другим полномочным государственным и муниципальным органам;

6.5. получает от учредителя, государственных и муниципальных органов информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией со своими заместителями, педагогическими и иными работниками школы.



Похожие публикации

Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях
Презентация химические свойства спиртов профильный уровень
С начинает образование евразийский экономический союз
Командообразующие мероприятия для коллектива Как можно быстро сплотить свой трудовой коллектив