Часть трудоспособного населения страны которая. Сокращение и старение трудовых ресурсов неблагоприятно для рынка труда. Численность экономически активного населения

Часть трудоспособного населения страны которая. Сокращение и старение трудовых ресурсов неблагоприятно для рынка труда. Численность экономически активного населения

Трудоспособный возраст: Мужчины 16-59, Женщины 16-54. Это совокупность людей способных к труду по возрасту и состоянию здоровья.

Численность населения в трудоспособном возрасте минус неработающие инвалиды этого возраста, минус количество пенсионеров в этом возрасте.

Трудовые ресурсы. Это часть населения страны, которая занята в экономике или не заняты, но способны по возрасту и здоровью. Это трудоспособное население трудоспособного возраста, работающие подростки до 16 лет, лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике или безработные.

Также учитывается сальдо маятниковой миграции. Естественное движение – изменение в численности без учета миграции. Пополнение – вступление в трудоспособный возраст подростков и привлечение лиц нетрудоспособных. Выбытие – смертность, выбытие на пенсию, выход из трудоспособного возраста и прекращение работы и инвалидность. Для характеристики интенсивности используются: коэффициент естественного прироста и коэффициент миграционного прироста .

Баланс трудовых ресурсов – статистическая таблица.

1 раздел - Численность и воспроизводственный состав населения (численность трудовых ресурсов всего, в том числе:

а) трудоспособное население трудоспособного возраста,

б) работающее подростки,

в) работающие пенсионеры.

2 раздел - Распределение трудовых ресурсов по видам занятости всего, в том числе:

а) численность по отраслям,

б) учащиеся трудоспособного возраста, обучающиеся с отрывом от производства,

в) трудоспособное население трудоспособного возраста не занятые в экономике).

Экономически активное население – часть населения страны, обеспечивающее предложение рабочей силы (занятые + безработные). Занятые – имеющие занятие, приносящее доход. Безработные – старше 16 лет, не имели в последнее время работы, занимались ее поиском, были готовы приступить к ней. Экономически неактивное население – неработающие и не ищущие работу(дети, домохозяйки, учащиеся и прочие лица).

Распределение по возрасту и занятости.

1. Население трудоспособного возраста = В+Г+Д+Е

2. Трудоспособное население = В+Г+Е

3. Трудовые ресурсы = Б+В+Г+Е+Ж+З

4. Занятые в экономике = Б+В+Ж

5. Безработные = Г+З

6. Экономически активное = Б+В+Г+З+Ж

7. Экономически неактивное = А+Д+Е+И

7.1 Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте = Д+Е

7.2 Экономически неактивное население в не трудоспособном возрасте = А+И

8. Трудовые ресурсы =6+7.1 -Д

1. Коэффициент трудоспособности населения – доля трудоспособного населения в общей численности.

2. Коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста – доля трудоспособного населения в численности населения трудоспособного возраста.

3. Коэффициент занятости всего населения – доля занятых в общей численности.

4. Коэффициент занятости населения трудоспособного возраста.

5. Коэффициент общей нагрузки – число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста.

6. Коэффициент замещения трудоспособных ресурсов – число детей, подростков на 1000 человек трудоспособного возраста.

7. Коэффициент пенсионной нагрузки - число пенсионеров на 1000 человек трудоспособного возраста.

8. Уровень безработицы – доля безработных среди экономически активных.

9. Коэффициент экономической активности – доля экономически активных среди общей численности населения.

Носителями трудового потенциала являются трудовые ресур­сы. Их основу составляет трудоспособное население в рабочем возрасте. В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) границы трудовой деятельности не определены. Это озна­чает, что трудоспособный (рабочий) возраст устанавливается за­конодательством с учетом условий каждой страны.

Таким образом, трудовые ресурсы - это та часть населения, которая по возрастному признаку и состоянию здоровья факти­чески занята или способна к труду. В отечественной статистичес­кой практике до перехода к рыночным отношениям для характе­ристики численности населения, способного к труду, применялась именно эта экономическая категория. Численность населения в трудоспособном возрасте определяют на основе действующего законодательства по признакам пола и возраста людей. В настоя­щее время границами трудоспособного возраста в России счита­ют 16-60 лет для мужчин и 16-55 лет - для женщин.

Численность трудовых ресурсов рассчитывают двумя методами:

1) демографическим (по источникам формирования);

2) экономическим (по фактической занятости).

Демографическим методом численность трудовых ресурсов (Т)

рассчитывают как сумму численности населения в трудоспо­собном возрасте (Нтв), за вычетом инвалидов I и II групп (И| „), с добавлением числа работающих подростков в возрасте до 16 лет (Рп) и работающих лиц пенсионного возраста (Рпенс), т. е. Т = Нтв - И, и + Рп + Рпенс-

В 1998 г. в России лица трудоспособного возраста составляли 84,8 млн чел., в том числе мужчины - 44 млн; численность эко­номически активного населения составляла 72,8 млн чел., в том числе мужчины - 38,8 млн.

При расчете экономическим методом численность трудовых ресурсов представляет совокупность всего фактически занятого населения (Н3), включая занятых в личном, подсобном и фер­мерском хозяйствах, плюс лица трудоспособного возраста, заня­тые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми (Тдх), плюс учащи­еся с отрывом от производства старше 16лет(Ту), безработные (Тб) и остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте (Тнз)-. Т = Н3 + ТДХ + Ту + тб + тнз.

Расчеты этими методами должны давать одинаковые результа­ты, однако в региональном разрезе они могут не совпадать из-за маятниковой миграции населения и трудовых ресурсов.

При этом общая численность занятых и безработных (или, что более точно, лиц, ищущих работу) составляет категорию эко­номически активного населения (ЭАН), широко применяемую в международной практике, т. е. ЭАН = Н3 + Тб а численность уча­щихся с отрывом от производства и занятых в домашнем хозяй­стве составляет мобильный резерв.

При определении численности трудовых ресурсов по источ­никам формирования (демографическим методом) исходят из принципа постоянного проживания трудоспособного населения на данной территории. Что касается расчета численности трудовых ресурсов по фактической занятости (экономическим методом), то в его основу положена численность работающих на предприятиях и в учреждениях (занятых в экономике), а также численность уча­щихся, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на данной территории. Однако среди работающих и учащихся дан­ного района могут быть лица, постоянно проживающие на терри­тории других районов и совершающие систематические переме­щения от места жительства до предприятия или учебного заведения и обратно (маятниковая миграция). В то же время в составе тру­довых ресурсов данного района могут быть лица, которые работа­ют или учатся в других районах.

Следовательно, при определении численности трудовых ре­сурсов и фактически занятого населения по отдельным районам необходимо не только учесть, но и количественно выразить влия­ние маятниковой миграции. Это особенно важно при определе­нии коэффициентов занятости трудовых ресурсов. В противном случае получаемые коэффициенты могут оказаться существенно искаженными - завышенными или заниженными.

Трудовые ресурсы и связанные с ними категории отражены на рис.3.1.

В международной и отечественной практике используется по­нятие экономически активное население - часть населения, обес­печивающая предложение рабочей силы для производства това­ров и услуг, по отношению к которому рассчитываются показатели уровня занятости и безработицы.

Экономически активное население - это сумма численности занятого населения и безработных. В 1997 г. экономически актив-

В соответствии с рекомендациями МОТ к экономически ак­тивному населению относится все фактически занятое население (рабочие, служащие, предприниматели, помогающие члены се­мьи и др.) и потенциально активное население: безработные лица в трудоспособном возрасте, способные работать, ищущие работу, но не работающие.

Рис. 3.1. Состав трудовых ресурсов

Безработные - трудоспособные лица в трудоспособном воз­расте, не работающие (не имеющие доходного занятия), активно ищущие работу и готовые в любой момент приступить к ней. Лица, достигшие 16 лет, обучающиеся с отрывом от производства (уча­щиеся, студенты), пенсионеры и инвалиды учитываются в числе безработных, если они занимались поиском работы, т. е. обраща­лись в службы занятости, к работодателям и пр., и готовы были приступить к ней.

При характеристике экономически активного населения в меж­дународной практике различают: обычно активное население и население, активное в данный момент.

Обычно активное население включает всех лиц старше опреде­ленного возраста (в российской статистике - от 16 лет), которые большее число недель или дней в течение продолжительного перио­да (например, предыдущего года) были занятыми или безработными.

Население, активное в данный момент включает всех лиц, удов­летворяющих требованиям для отнесения их к числу занятых или безработных. Это население учитывается применительно к крат­кому отчетному периоду (например, неделя или день). Числен­ность экономически активного населения измеряется по отноше­нию к обследуемому периоду.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав активного, включая лиц, моложе возраста, уста­новленного для исчисления экономически активного населения (в России - моложе 16 лет). Величина экономически неактивно­го населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневную аспирантуру и док­торантуру);

б) лица, получающие пенсию на льготных условиях, а также получающие пенсии по случаю потери кормильца или при дости­жении ими пенсионного возраста.

Население, не активное в данный момент, включает всех индиви­дов, которые не были занятыми или безработными, не искали работу в течение данного краткою периода, а следовательно, не были актив­ны в данный момент из-за: посещения учебных заведений, выполне­ния домашних обязанностей, пожилого возраста, инвалидности, пен­сий по старости и др. Такой статус в течение определенного периода не позволяет отнести их ни к занятым, ни к безработным.

К экономически неактивному населению относятся следую­щие категории трудоспособных лиц в рабочем возрасте: учащиеся и студенты; домашние хозяйки; получатели доходов (пенсий), рантье; прочие получатели государственной или частной помо­щи; лица старше 16 лет, не посещающие школу и неработающие.

Уровень экономической активности населения - доля числен­ности экономически активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессиональноквалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ - ИМЕЮЩИЕСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ В БУДУЩЕМ

ТРУДОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТРАНЫ, РЕГИОНА ИЛИ

ПРЕДПРИЯТИЯ. ТРУДОВОЙ

ПОТЕНЦИАЛ ХАРАКТЕРИЗУЕМЫЕ

КОЛИЧЕСТВОМ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УРОВНЕМ, ДРУГИМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.

Люди, реально участвующие в материальном производстве или непроизводственной сфере.

Экономически активное население

Доля экономически активного населения варьирует по странам.

В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов.

Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Экономически развитые страны

Реально работающих – 48-50%

в основном – это рабочие, служащие, работники умственного труда

в сфере услуг – крупная коммерция, пассажирский транспорт, бытовые услуги, банковское дело женщин среди работающих – 4050%.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

Реально работающих – 35-40%

в основном – это крестьяне

в сфере услуг – мелкие торговцы доля женщин среди

работающих – не более 30%

В развитых странах занятость в промышленности составляет 2530%, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. Вместе с 55-65% увеличивается количество занятых в непроизводственной сфере, представлена не только такими

традиционными видами деятельности, как образование, здравоохранение и отдых, но и торгово-финансовой деятельностью (США, Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, Швеция).

В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ, БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗАНЯТО В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ. ДОЛЯ ЗАНЯТЫХ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 20%. В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗАНЯТА В МАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (ПОЧТИ 50%

- В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, 20%

- В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ). НА НЕПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СФЕРУ ПРИХОДИТСЯ ОКОЛО 30%, ПРИЧЕМ 2/3 ИЗ НИХ ЗАНЯТЫ В ОБРАЗОВАНИИ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И КУЛЬТУРЕ.

Особенности формирования трудовых ресурсов и рабочей силы

Определения нижней границы трудоспособного возраста в различных странах существенной разницы не имеет, в то же время расхождение верхней границы может составлять до 20 лет. Такая большая разница верхней границы трудоспособного возраста обусловлена различием в средней продолжительности жизни, и материальными возможностями общества в части пенсионного обеспечения людей. В большинстве стран мира верхняя граница трудоспособного возраста установлена в 60-65 лет, а во многих странах Азии и Африки возраст выхода на пенсию определён в 65 лет. В странах с высокой продолжительностью жизни (Дания, Швеция) – в 67 и даже 70 лет (Норвегия).

К трудовым ресурсам в Рссии относят трудоспособное население в возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет, а также подростки до 16 лет, и люди пенсионного возраста, которые берут участие в общественном производстве.

Более половины стран мира не делает разницу в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин. В других странах женщины имеют право выхода на пенсию на 3 (США, Швеция) или 5 лет (Швейцария, Финляндия, Россия, Украина) раньше мужчин.

Трудовые ресурсы.

Основу трудовых ресурсов составляют взрослые люди от 16 до 54–59 лет, т.е. трудоспособное население. Работающие пенсионеры входят в состав трудовых ресурсов.

Безработные – часть трудовых ресурсов, которая хочет работать, ищет работу, но не может её найти.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

  • трудоспособное население в трудоспособном возрасте (как занятое, так и не занятое в общественном производстве). К ним относятся: мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по льготам или по старости;
  • население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве (фактически работающее).

где НТСВ) – население в трудоспособном возрасте; И – неработающие инвалиды I и II групп трудоспособного возраста; Пл – неработающие льготные пенсионеры трудоспособного возраста; Пр – работающие пенсионеры; Рп – работающие подростки.

Связь между такими понятиями, как "трудовые ресурсы", "экономически активное население", "экономически неактивное население", "занятые", "незанятые", приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1.

Трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят по большей части от возраста: в ранний период жизнедеятельности человека и в поздний, когда человек утрачивает свою способность к трудовой деятельности. Возраст выступает в так называемой критериальной форме, позволяющей выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Трудоспособный возраст варьируется в разных пределах и может зависеть от профессиональных, личных или специальных особенностей. Он означает возраст человека, позволяющий ему трудиться в данный момент времени, в данное время и при конкретных условиях:

  • 0–16 лет – как правило, считается нетрудоспособным возрастом, однако в соответствии с ТК РФ в случае получения основного общего образования, либо оставления данного учреждения в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет. В некоторых случаях трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 14 лет, по согласованию с одним из родителей (опекуном, попечителем);
  • 16–54 лет – для женщин (включительно);
  • 16–59 лет – для мужчин (включительно).

Понятие "трудовые ресурсы" можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом было сказано выше, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда. Возрастные границы и социальнодемографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929–1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933–1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста – 16 лет. Прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. Специалисты прогнозируют заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизацию доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

Трудовые ресурсы делятся на активные (т.е. лиц, непосредственно занятых в общественном производстве) и потенциальные (учащиеся с отрывом от производства и занятые в домашнем хозяйстве).

Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России они составляют приблизительно 50% общей численности населения. В западной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистических изданиях стран с рыночной экономикой, а также в международной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике данной категории.

Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте, обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом и способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15–64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира. К настоящему времени рассматривается вопрос об увеличении срока трудоспособности, но в современных условиях средняя продолжительность жизни такова:

  • для мужчин составляет 64 года;
  • для женщин – 74 года.

Однако для некоторых видов деятельности предусмотрены так называемые льготы. Они касаются людей, занятых работой, связанной с высокой психофизиологической нагрузкой или неблагоприятными условиями труда (химическая отрасль, металлургическая отрасль, балет и т.д.). Льготные пенсионеры в реальности могут продолжать трудиться и поэтому их включают в состав трудовых ресурсов.

Во время перестройки появление новой экономической и идеологической доктрины сопровождалось устранением государства из сферы решения жизненных проблем индивида. Ограниченная социальная политика идеологически обосновывалась, выражаясь в утверждении о ее неэффективности и несправедливости бесплатной раздачи социальных благ с соответствующим отказом от обязательств.

Это происходило на фоне нового социального расслоения, выражавшегося на нижнем уровне в невозможности для человека обычным трудом по своей специальности при наличии определенной квалификации обеспечить себе даже минимальный уровень существования. Объективно это до сих пор выражается через высокий уровень безработицы вообще и структурную безработицу. При этом у нас сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятия вроде бы работают, человек вроде бы трудится, но заработная плата не выплачивается месяцами или ее величина не соизмеряется с элементарными нуждами.

В табл. 4.1 приведены данные по некоторым основным показателям состояния трудовых ресурсов в России за 1990-е гг. по сравнению с развитыми странами середины 1990-х гг.

Таблица 4.1

Сравнительные оценки России и развитых стран по некоторым экономическим показателям и параметрам человеческого ресурса

Показатели

Россия (начало 1990-х гг.)

Россия, (конец 1990-х гг.)

Развитые страны (середина 1990-х гг.)

Госсектор в экономике, %

Экономически активное население, млн чел.

Занято в экономике, млн чел.:

в том числе в "официальной" экономике, млн чел.

Во вторичном секторе, %

В промышленности, млн чел.

Профессиональная миграция, %

Безработные, %

Средняя длительность образования, лет

  • (Япония)

Средний интервал повышения квалификации, лет

Трудоустройство выпускников, %

Желают работать по специальности, %

(Германия)

Имеют профессиональные планы, %

Желают продолжать профессиональную учебу, %

(Франция)

Испытывают постоянный стресс, %

  • 20-30
  • (Япония)

Некоторые основные проблемы, противоречия и желаемое состояние в области трудовых ресурсов в России на протяжении 1990-х гг. сведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Проблемы и противоречия в области трудовых ресурсов в России в 1990-е гг.

Проблема

Главное противоречие

Желаемое

состояние

Безработица.

Россия – страна со средним мировым уровнем безработицы

Неуправляемые процессы в сфере занятости, стихийность становления и развития рынка труда

Россия – страна с низким мировым уровнем безработицы

"Утечка мозгов". Потери России от эмиграции специалистов в 1992 г. составили 600 млрд долл., в настоящее время – более 1 трлн долл.

Отсутствие стимулов для работы в России

"Удержание" специалистов с помощью развитой системы весомых стимулов

Проблемы с принятием ТК РФ (на протяжении 1990-х гг. использовался КЗоТ)

Исторически обусловленная слабая разработанность норм частного права в России

Принятие нового, отвечающего современным реалиям ТК РФ

Незаконные увольнения, притеснения работников, невыплата заработной платы

Неразработанность российского трудового законодательства

Охраняемое действенным законом взаимодействие работника и руководителя

Низкая мотивация труда

Непривлекательность рабочей среды, примитивная организация и охрана труда, задержка зарплаты и т.д.

Высокая мотивация труда

Негативные тенденции, характерные для социально-трудовой сферы России, привели к тому, что группами социального риска стало не только социально уязвимое неработающее население, но целые профессиональные и отраслевые слои работников (крестьянство, работники бюджетной сферы, высококвалифицированные работники системы образующих отраслей народного хозяйства) (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Соотношение трудовых показателей развития российского общества (база сравнения – 1990 г.)

Название показателя

Предельно-критическое (пороговое) значение в мировой практике

Величина

показателя

Вероятные социальные последствия

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте), %

Отсутствие простого замещения поколений

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения, раз

Деформация социальной структуры, резкое противопоставление людей по имущественному и социальному положению

Доля населения, живущего на пороге бедности, %

Люмпенизация значительной части населения

Уровень безработицы, %

Рост социально незащищенных категорий населения

Образовательный уровень населения, лет

Снижение качества рабочей силы

    женщины и мужчины 16–59 лет;

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет.

2. Трудоспособное население – это:

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет;

    все население в трудоспособном возрасте;

    все население в рабочем возрасте;

    совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;

    лица 16–59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население – это:

    часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;

    работающее (занятое) трудоспособное население;

    безработные, стремящиеся найти работу;

    работающее и неработающее трудоспособное население;

    все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4 . Трудовые ресурсы – это:

    всетрудоспособное население страны;

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие в трудоспособном возрасте;

    работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;

    часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция.

Темы выступлений (выбираются студентами):

      Эффективность гибких форм занятости.

      Молодежная безработица.

      Женская безработица.

      Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.

      Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

      Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

      Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

      Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

      Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.

Занятие 4. Демографические аспекты формирования

трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Исходные данные см. в табл. 23 и табл. 24.

Исходные данные (табл. 48):

Таблица 48

Распределение населения по возрастным группам

Возрастные группы

Все население

в том числе в возрасте, лет:

70 и старше

Возраст не указан при переписи населения

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные (табл. 49):

Таблица 49

Возрастная структура населения (на начало года)  

Возрастные группы

Тыс. чел.

В процентах к итогу

Все население

в том числе в возрасте, лет:

Продолжение табл. 49

70 и старше

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание четвертое: проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу.

Исходные данные (табл. 50):

Таблица 50

Национальный состав населения

(по данным переписей населения, человек)

Национальности

Все население

Белорусы

Украинцы

Азербайджанцы

Молдаване

Продолжение табл. 50

Другие национальности

Задание пятое: проанализировать динамику населения республики.

Исходные данные (табл. 51):

Таблица 51

Численность населения Республики Беларусь

(на начало года)

Все население,

тыс. человек

В том числе

В общей численности

населения, %

городское

сельское

городское

сельское

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане…

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и… корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

      Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

      В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

      По поводу чего возникло противоречие между ними?

      Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?

Дополнительные данные для дискуссии (табл. 52):

Таблица 52

Справка о пенсиях

Пенсионный возраст (года)

Минимальная пенсия (долл.)

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси, ее основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам – деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню…» (Шукшин В.М. Рассказы. М., 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко… Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный – одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии – 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк – 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы – Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема 18. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1. В какой стране Вы живете и почему?

2. В какой стране Вы хотите жить и почему?

3. В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?»

Функциональные роли выбирают студенты:

– премьер-министр.

Представители силовых министерств:

– министр внутренних дел;

– министр обороны;

– министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

– министр труда и социальной защиты;

– министр экономики;

– министр финансов;

– министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности : министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

Исходные данные см. в табл. 38 и табл. 42, 53.

«– Автослесарем значит после техникума станешь, – осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. – Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц… Да ну-у-у, – растягивается в недоверчивой улыбке пациент.

– Не верит, – обращается ко мне врач. – Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квалификационной категорией – около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Таблица 53

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики

(в процентах к итогу)

Беларусь

Беларусь

Всего занято в экономике

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

строительство

транспорт

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование

культура и искусство

наука и научное обслуживание

финансы, кредит и страхование

управление

общественные объединения

Схема 19. Алгоритм проведения дискуссии

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я …». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее …».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы – это не просто развлечение. Танцы – это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«…На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному – наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба – добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, – написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г. Швец, – то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).

АКТИВНОСТЬ – степень участия работников в процессе труда.

АТТЕСТАЦИЯ – процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых и других качеств) занимаемой должности.

БАЛАНС – способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда.

БЕЗРАБОТНЫЙ – человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – обобщающий экономический показатель результата труда на уровне общества; выражает стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) или движение вниз по социальной лестнице (социальная деградация).

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных неодинаковых возрастных групп в общей численности работающих.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности; результат единства трех видов движения населения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (эмиграция и иммиграция), социального (социальная мобильность).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении.

ЗАКОН – необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, значимая связь явлений или процессов.

ЗАНЯТОСТЬ – участие работников в процессе труда.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – часть вновь созданного продукта, национального дохода, выделяемая работникам в их личное потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей, в целях обеспечения воспроизводства населения и трудовых ресурсов общества.

ЗАРАБОТОК – денежный доход, получаемый работником за его труд.

ЗАТРАТЫ – расходы сырьевых, материальных, энергетических, природных и других ресурсов.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – сумма всех расходов в денежном выражении на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

ИНТЕРЕС – наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей.

КАРЬЕРА – запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение групп с разным уровнем образования в общей численности работников.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень профессиональной трудоспособности работника.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное.

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между отдельными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

КРИЗИС – состояние упадка в развитии хозяйства.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников и трудовые коллективы к активному участию в общественно-полезном труде.

МЕНЕДЖЕР – высококвалифицированный специалист в области организации и управления.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов.

МИГРАЦИЯ – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

МОБИЛЬНОСТЬ – передвижение из одной социальной группы в другую.

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию.

НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – сумма денежных средств, которую получают наемные работники.

НОРМА – признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации.

ОРУДИЯ – способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека.

ОТРАСЛЬ – однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда.

ПОЛ – признак отнесения работника к женской или мужской группе трудовых ресурсов.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством.

ПРЕДМЕТ – вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей.

ПРЕМИРОВАНИЕ – одна из форм материального стимулирования высоких показателей трудовой деятельности, важный элемент организации заработной платы.

ПРЕМИЯ – вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или невыполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий.

ПРИБЫЛЬ – частичный доход предприятия, используемый обществом для обеспечения заинтересованности коллектива предприятия в результатах его хозяйственной деятельности; определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи государственной собственности в частную.

ПРОГРЕСС – движение вперед, изменение к лучшему.

ПРОДУКЦИЯ – результат труда в материальной сфере.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – показатель продуктивности труда; характеризуется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами времени на производство единицы продукции.

ПРОСТОЙ ТРУД – труд, не требующий от работника специальной подготовки.

ПРОФЕССИЯ – основной вид занятости, не запрещенная законом деятельность, приносящая доход.

ПРОЦЕСС ТРУДА – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ – относящийся к какому-либо району (региону), территориально ограниченный.

РЕГРЕСС – движение назад, изменение к худшему.

РЕДУКЦИЯ – сведение элементов сложного труда к простому.

РЕЗЕРВ – запас производственных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТ – конечная цель целесообразной трудовой деятельности.

РЕСУРС – источник осуществления производственных затрат.

РЫНОК – сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

РЫНОК ТРУДА – система экономических отношений купли-продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – такой вид безработицы, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

СЛОЖНЫЙ ТРУД – труд работника, имеющего квалификацию, связан с значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, обладающих теми или иными общими признаками.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда, участвующих в процессе производства и используемых людьми для создания материальных благ.

СТИМУЛ – вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели.

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ – средство разъединения людей на слои и группы и средство единения их в качественно однородные структуры общества.

СТРУКТУРА – соотношение отдельных групп между собой и по отношению ко всей совокупности в целом.

СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – соотношение отдельных, однородных по внутреннему содержанию специфических групп, выделенных по определенному признаку, в общей численности работников.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, которая возникает в связи с технологическими изменениями, вследствие которых новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

ТЕНДЕНЦИЯ – направление развития какого-либо явления или процесса.

ТОВАР – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена.

ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики. Рассчитывается как работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающее население моложе и старше трудоспособного возраста.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ – совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности (от 16 до 29 лет).

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – совокупность лиц в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ – физическая и интеллектуальная способность человека к труду.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – субъективная характеристика отношения к труду.

УПРАВЛЕНИЕ – координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ – доля рабочей силы, имеющей работу на определенный момент, в общей численности экономически активного населения.

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

УСЛУГИ – результат труда в непроизводственной сфере.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – степень оснащенности труда производственными основными фондами; определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднегодовую численность работников.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА – часть людей находится в процессе смены работы, т.е. на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, оформления трудоустройства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных групп работников, неодинаковых по их роли в производственном процессе.

ФУНКЦИЯ – зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами.

ЦЕЛЬ – один из основных элементов сознательной деятельности человека, характеризующий мысленное предвосхищение результата его труда.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

ЦЕННОСТЬ – особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

ЦИКЛ – ограниченный временем процесс трудовой деятельности.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу.

ЧИСЛЕННОСТЬ – количественная характеристика трудовых ресурсов.

ЭКОНОМИКА – искусство управления хозяйством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – курс действий, имеющих своей целью скорректировать экономическую проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – вооруженность труда энергией всех видов.

ЭФФЕКТ – полное или частичное достижение определенных технико-экономических или социальных целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – соотношение результатов (эффекта) деятельности человека к затраченным ресурсам.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

    Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. М., 1999.

    Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1997. № 1.

    Андреев В. Каждому по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

    Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 5.

    Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн., 1996.

    Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998.

    Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10.

    Волгин Н.А. Сколько и как платить российскому бюджетнику // Социологические исследования. 2002. № 4.

    Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М.: Новосибирск, 2001.

    Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммуниститческих преобразований в России // Социологические исследования. 2002. № 8.

    Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз // Человек и труд. 2002. № 5.

    Рофе А.И. О содержании понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила” // Человек и труд. 1997. № 3.

    Рофе А.И. Экономика труда. М., 2000.

    Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2002.

    Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2003.

    Статистический портрет Беларуси. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Ткаченко С.С., Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Труд и занятость в России. Статистический сборник. М., 1999.

    Экономика и рынок труда / Под ред. Головачева А.С. Мн., 1994.

    Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 1.

    Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996.

    Экономика трудовых ресурсов / Под ред. Арещенко В.Д. Мн., 1985.

    Экономическая политика: анализ и альтернатива / Под ред. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Мн., 1999.

    Экономически активное и неактивное население, занятость и безработица в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Пер. с англ. / Под ред. Колосовой Р.П. и др. М., 1996.

Введение…………………………………………………………...

РАЗДЕЛ I . Основные понятия о труде и трудовых ресурсах

Глава 1. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.1. Классификация экономических дисциплин ………………………..

1.2. Место трудовых ресурсов в системе производственных ………….

1.3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь……….

1.4. Объективная необходимость управления трудовыми ресурсами

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРУДЕ

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей …………………….

2.2. Классификация элементов процесса труда ……………….………..

2.3. Характер и содержание труда. Простой и сложный труд …………

2.4. Объективная необходимость управления трудом …………………

Глава 3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Трудоспособное население: понятие и структура …………………

3.2. Трудовые ресурсы: понятие и структура ………………….……….

3.3. Количество и качество трудовых ресурсов ……………….………..

Глава 4. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ

4.1. Понятие и структура рынка труда …………………………………..

4.2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь ……….………..

4.3. Анализ моделей рынка труда (мировой опыт) ……………………..

4.4. Государственное регулирование рынка труда ……………………..

Глава 5. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1. Занятость как социально-экономическая категория ………………

5.2. Виды занятости трудовых ресурсов ……………………….……….

5.3. Эффективность гибких форм занятости ……………………………

5.4. Безработица: понятие, формы, виды, тенденции …………………..

РАЗДЕЛ II . Проблемы управления трудовыми ресурсами

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

КАК ФУНКЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6.1. Сущность и содержание управления трудовыми ресурсами………

6.2. Методы управления трудовыми ресурсами ………………………..

6.3. Социально-экономическое развитие трудовых коллективов ………....

6.4. Структура органов управления трудовыми ресурсами Беларуси

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7.1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов …………….

7.2. Структура трудовых ресурсов по полу ……………………………..

7.3. Структура трудовых ресурсов по возрасту ……………….………..

7.4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам

собственности и функциям ……………………………..………………..

Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

8.1. Демографические факторы трудовых ресурсов ……………………

8.2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов …………………………………….………………….

8.3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления ………………..

Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

9.1. Сущность и функции миграции. Классификация основных

миграционных потоков …………………………………………………..

9.2. Миграционная ситуация в Беларуси: основные потоки и тенденции

9.3. Миграционная политика Республики Беларусь ……………………

Глава 10. ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ

РЕСУРСОВ

10.1. Понятие отрасли и прогрессивной отраслевой структуры ……...

10.2. Показатели отраслевой структуры трудовых ресурсов ………….

10.3. Материальная и непроизводственная сферы экономики ………...

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

11.1. Своеобразие отраслей по структуре затрат труда ………………..

11.2. Производственные ресурсы: понятие и структура ……………….

11.3. Классификация эффекта по видам, формам и уровням

проявления в отдельных отраслях ……………………………...………..

11.4. Соотношение эффектов и затрат как способ оценки

эффективности ……………………………………………………………

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ

12.1. Заработная плата как экономический механизм стимулирования

12.2. Заработная плата как социальный механизм управления

трудовыми ресурсами …..………………………………………………..

12.3. Премия, цена, прибыль, налоги, фиксированные платежи как экономические рычаги управления трудовыми ресурсами…………….

12.4. Особенности стимулирования отдельных стратификационных групп работников …………………………………………………………

РАЗДЕЛ III . Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Основные понятия о труде …………………………………..

Занятие 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы …………..

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь …………..

Занятие 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы …….………..

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов ………………

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы

управления трудовыми перемещениями..………………………………

Краткий словарь основных терминов …………………………...

Ключ к кроссворду ………………………………………………..

Литература ………………………………………………………...

Учебное издание

Куропятник Инна Ивановна



Похожие публикации

Бизнес магия и секреты продаж Магия в бизнесе и карьере
Главный инженер: обязанности
Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать
Снегурочка (русская народная сказка)
Анализ существующей системы управления материальными потоками
Образец резюме ветеринара
Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск Процесс возведения жил
В каких случаях нельзя уволить сотрудника
Курс лекций по дисц. общий менеджмент. Основы менеджмента - краткое изложение Менеджмент в профессиональной деятельности лекции
Мероприятия по совершенствованию организации деятельности службы приема и размещения Проблемы внедрения
 информационных технологий в
 транспортных компаниях